🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Правовая защита сотрудников органов внутренних дел

Работа №194546

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4560 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 9
1.1. Понятие и структура правового статуса сотрудника органов
внутренних дел 9
1.2. Требования, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел 17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРАВОВОГО СТАТУСА
СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 24
2.1. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел 24
2.2. Ответственность сотрудника органов внутренних дел 30
2.3. Социальные гарантии сотрудникам полиции 41
2.4 Анализ правоприменительной практики 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54


Актуальность темы. На современном этапе общественного развития к праву как важнейшему социальному регулятору предъявляется ряд новых требований. Оно должно быть основано на человекоцентристском подходе, ориентированным на максимальную защиту прав и свобод человека, осуществление которой в свою очередь невозможно в обществе, имеющем неустойчивую криминальную обстановку, поддерживаемую высоким уровнем коррупции. Именно сочетание двух этих важнейших задач - борьбы с преступностью и защиты прав, свобод и законных интересов граждан - в равной степени и является призванием органов внутренних дел как формально нового, но в то же время унаследовавшего многие черты своего предшественника, органа государственной власти.
На переименование милиции в полицию, которое лежит «на поверхности» реформ, большинство населения отреагировало не слишком положительно - от недоумения, до полного неприятия. Вместе с тем, это не просто перемена названия, а шаг, которым обозначена попытка провести глубинную перестройку всей системы МВД. Насколько удачной оказалась это попытка, покажет время, однако можно отметить наличие определенных положительных сдвигов уже налицо.
В результате того, что было принято несколько специализированных законов произошло формирование нового правового статуса органов внутренних дел и ее сотрудников. Все его элементы: цели и задачи органов внутренних дел, принципы ее деятельности, набор полномочий (прав и обязанностей), новые требования, предъявляемые к поступающим на службу в полицию, ограничения, связанные с ней, усиление ответственности и т.д. говорят о направлении смещения акцентов функционального назначения рассматриваемого органа с традиционного карательного к еще непривычному правозащитному.
Вместе с тем, пока еще сложно говорить о том, что организация деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение российской полиции полностью отвечают современным требованиям демократического правового государства. К сожалению, для российской полиции до сих пор характерны невысокая эффективность деятельности, коррумпированность, слабо налаженное взаимодействие с гражданами и т.д. Все это требует продолжения осуществления мероприятий, направленных на модернизацию российской системы органов внутренних дел, что, несомненно, отражается и на состоянии правового статуса сотрудника органов внутренних дел. Всем этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ и систематизация информации о правовом статусе сотрудника органов внутренних дел, разработка предложений по совершенствованию законодательства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и структуру правового статуса, сотрудника органов внутренних дел;
- рассмотреть требования, предъявляемые к сотруднику ОВД;
- изучить права и обязанности сотрудника органов внутренних дел;
- рассмотреть ответственность сотрудника органов внутренних дел;
- изучить социальные гарантии сотрудникам органов внутренних дел.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу правового статуса сотрудника органов внутренних дел, а также его прав и обязанностей, социального статуса и законодательного закрепления полномочий.
Предметом исследования стали правовые нормы, определяющие статус сотрудника органов внутренних дел в России, а также практика применения этих норм.
Теоретическую основу работы составили труды таких исследователей, как Ю.П. Соловей, А.В. Малько, В.Н. Синюков, В.В. Нырков, Д.Н. Бахрах, Ю.И.Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и частно-научные методы познания. Основным стал диалектический метод исследования. Также применялись методы анализа, синтеза, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой,
исторический и другие методы познания.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. 19.12.2016 г.) «О полиции», Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 05.10.2015 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Структура данной работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, раздела, содержащего анализ правоприменительной практики, методической разработки по теме исследования, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Уникальность полиции среди прочих органов государственной власти состоит в том, что именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. Можно сказать, что полиция является самым «правоохранительным» полифункциональным органом. От работы сотрудников органов внутренних дел зависит соблюдение законности в жизни страны, порядок на улицах городов, а иногда и покой в домах и квартирах самих граждан. По числу обеспечиваемых социально значимых государственных функций, по степени проникновения во все слои общества с полицией могут сравниться разве что больницы и школы. Традиционно основной массой населения, полиция воспринимается как главная правоохранительная сила государства.
Правовая защита - есть деятельность государства и общественных объединений, должностных лиц органов внутренних дел и самого сотрудника по созданию юридических условий, способствующих недопущению ущемления его прав, а в случае нарушения последних, их восстановления.
Установленная нормативными актами и осуществляемая органами власти и должностными лицами, правовая защита должна обеспечить правовую защищенность сотрудника. Правовая защищенность - это высокий уровень защиты сотрудника законом, который характеризуется предоставлением ему широких общечеловеческих и специальных прав и наличием эффективного механизма (сил, способов, средств) его правовой защиты.
На практике нередко речь идет о правовой и социальной защите сотрудников одновременно. И поэтому в повседневную деловую разговорную и официальную речь вошел термин «социально-правовая защита» как синтез двух равнозначных понятий.
Под социально-правовой защитой обычно понимают властную и управленческую деятельность компетентных органов по созданию условий для реализации сотрудником своих прав как государственного служащего экономическими и организационно-юридическими средствами.
Следствием социально-правовой защиты является социально-правовая защищенность. Она есть состояние обеспеченности сотрудника основными правами и надежным механизмом их реализации, результат действия которых выражается в высоком уровне его благосостояния, в правовой комфортности и личной безопасности.
Какие же факторы общественной жизни и правоохранительной деятельности вызвали к жизни необходимость правовой защиты сотрудников органов внутренних дел и обуславливают ее возрастание в современных условиях?
К числу таких факторов необходимо отнести следующие:
Во-первых. Действующее законодательство не позволяло и не позволяет достаточно эффективно решать вопросы правовой защиты сотрудника. Наблюдается тенденция к необоснованному смягчению государственно-правовой реакции на противоправные действия против сотрудников, и особенно, в отношении сотрудников полиции.
Во-вторых. Система правовой защиты личного состава, существующая сегодня, неадекватна росту и характеру преступности. В такой ситуации ежегодно погибают более тысячи сотрудников, 2500 становятся инвалидами, до 50 человек пропадают без вести. (Для сравнения необходимо отметить такой факт: с 1988 по 1992 годы в Российской Федерации погиб только 891 сотрудник).
В-третьих. Имеет место проблема доказывания сотрудником виновности правонарушителя, существование которой снижает порог защиты. Свидетельская база сотрудников полиции не является определяющей при рассмотрении дел и требуются дополнительные источники информации (свидетели, очевидцы и т.д.), которых в данной 47
обстановке нет. Другое дело в Венгрии. Там показания полицейского, суд приравнивает к показаниям трех граждан.
В-четвертых. Об отсутствии надлежащей правовой защиты сотрудника и необходимости ее усиления говорят огромный объем работы, лежащий на их плечах, ежедневный риск жизнью и здоровьем, отсутствие возможности одеть, накормить, обеспечить жильем свою семью, опасность потерять свою семью или вообще ее не завести.
В-пятых. В настоящее время пока отсутствуют нормы, отражающие процедуру разрешения неправомерных действий вышестоящих ведомственных начальников и их юридическую ответственность.
Эти и некоторые другие факторы обязывают общество и государство постоянно заниматься совершенствованием системы правовой защиты сотрудников органов внутренних дел с тем, чтобы обеспечить их относительно полную правовую защищенность.
Правовой статус сотрудника органов внутренних дел - это его правовое положение в структуре государственного аппарата Российской Федерации, урегулированное нормами права в сфере охраны и обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов человека. Ядро правового статуса сотрудника полиции составляют его права и обязанности.
Личность сотрудника органов внутренних дел обладает индивидуальными, социальными, психофизиологическими и другими качествами, проявляющимися в её ценностных ориентациях и поступках . Являясь субъектом правоохранительной деятельности, представителем власти, сотрудник органов внутренних дел имеет возможность влиять на многие процессы в обществе, и, прежде всего, на законодательную и правоохранительную власть, что предъявляет к нему повышенные требования.
Для сотрудника органов внутренних дел обязательно наличие трех признаков:
1) гражданство РФ.
2) принадлежности к кадрам полиции;
3) наличия специального звания рядового или начальствующего состава полиции.
Помимо вышеуказанных требований, к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются также высокие личностные и профессиональные требования.
Говоря о сущности личностных и профессиональных качествах сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить, что между людьми могут быть настолько значительные психологические различия, что некоторым сотрудникам, несмотря на наличие достаточного здоровья, и активного стремления овладеть определенной деятельностью, фактически очень тяжело освоить необходимый минимум профессионального мастерства.
Основным элементом административно-правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности, которые могут быть общими и специальными или должностными. Общие полномочия сотрудника органов внутренних дел являются его правами и обязанностями как гражданина РФ и как государственного служащего. Специальные полномочия являются правами и обязанностями, которые сотрудником органов внутренних дел выполняются по должности.
Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации.
Социальные гарантии деятельности сотрудника органов внутренних дел выражаются в социальном обеспечении сотрудника полиции, целью которого является разумное и оптимальное удовлетворение его личных интересов, которые не должны ущемляться из-за осуществления им правоохранительной деятельности.
Принятый Федеральный закон «О полиции» - значительный шаг по пути унификации деятельности полиции. Необходимо разработать кодифицированный федеральный закон, специально регламентирующий деятельность полиции.
Представляется необходимым сделать это в форме Кодекса Полиции, который объединит нормы Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законодательным решением в значительной мере сократится подзаконное нормативное правовое регулирование и повысит качество правовой основы деятельности полиции. При этом следует минимизировать подзаконное нормативное регулирование (прежде всего, сократить число бланкетных норм).


1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 28.03.2017)// Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) //Собрание
законодательства РФ. -2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) //Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
5) Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ (в ред. 19.12.2016) «О полиции» //Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
6) Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ (в ред. от 05.10.2015) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
7) Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 05.04.2016) «Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1334.
8) Указ Президента РФ от 01 марта 2011 г. № 250 (в ред. от 27.06.2014)
«Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 10. - Ст. 1336.
Раздел 2 ЛИТЕРАТУРА
9) Агапов, А.Б. Административное право: учебник для бакалавров / А.Б. Агапов. - М.: Юрайт, 2012. - 516 с.
10) Алексеев, И.А, Виноградов, В.А., Егоров, С.А. и другие. Конституционное право России. Учебник для бакалавров / И.А. Алексеев, А.В. Виноградов, С.А. Егоров. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 712 с.
11) Андрианов, А.С. Личностные и профессиональные качества сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации. Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / А.С. Андрианов. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», - 2016. - № 1 (8). - С. 99-101.
12) Аршанов, С.Ю. Безопасность дорожного движения в социуме. Научное сообщество студентов - Материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» / С.Ю. Аршанов. - 2016. - С. 138-140.
13) Бастрикина, А. И. Уголовное право России. Практический курс / А.И. Бастрикина. - М.: София, -2007. - 326 с.
14) Бекетов, О.И. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: учебник / О.И. Бекетов. - М.: ЦОКР МВД России, - 2009 - 264 с.
15) Беляева, Л.И. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел / Л.И. Беляева. - М.: Академия управления МВД РФ - 2003- 765 с... 57


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ