Розыск лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗЫСКА ЛИЦ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ 11
1.1 Понятие и сущность розыска лиц совершивших преступление 11
1.2 Правовое регулирование розыскной деятельности органов
внутренних дел 22
2 РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ 28
2.1 Организационные и тактические основы розыскной
работы 28
2.2 Розыскная деятельность следователя 39
2.3 Розыскная деятельность органов дознания 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗЫСКА ЛИЦ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ 11
1.1 Понятие и сущность розыска лиц совершивших преступление 11
1.2 Правовое регулирование розыскной деятельности органов
внутренних дел 22
2 РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ 28
2.1 Организационные и тактические основы розыскной
работы 28
2.2 Розыскная деятельность следователя 39
2.3 Розыскная деятельность органов дознания 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
Преступность как социальное явление теснейшим образом связана с происходящими в нашей стране социально-экономическими преобразованиями. Переход к рыночной экономике, демократизация всех сфер жизни нашего общества сопряжены с серьезными кризисными явлениями, обусловившими резкий рост преступности и ее негативные изменения. Вместе с тем отмечается устойчивая тенденция качественного изменения преступности: дальнейший рост ее организованности,
вооруженности, технической оснащенности.
Характерной чертой современной преступности стали ее мобильность и довольно активное противодействие расследованию преступлений, одним из наиболее распространенных способов которого, является сокрытие лиц совершивших преступление от следствия и суда. В связи с этим, значимость розыска лиц напрямую связана с привлечением виновных к ответственности и достижения общественной справедливости. Таким образом, вопросы розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел выходят на первый план уголовно-правовой политики государства.
На сегодняшний день продолжают оставаться актуальными правовые, организационные и тактические проблемы розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел.
Количественные изменения лиц, разыскиваемых органами внутренних дел, в основе своей пропорциональны количественным изменениям преступности, хотя в отдельные годы, несмотря на рост преступности, отмечается повышение процента их розыска. Это, как правило, напрямую зависит от системы и механизмов розыскной деятельности, применяемых органами внутренних дел.
Розыск лиц, совершивших преступление, проблема не только следствия и органов внутренних дел. Это проблема всех правоохранительных органов,
взаимодействие между которыми имеет решающее значение для успеха осуществляемой в этих целях деятельности. Также влияние на результативность розыска, в ощутимой мере, оказывает общественная помощь и правовое сознание граждан.
Объект исследования - совокупность отношений связанных с системой обеспечения розыска, организаций розыскной деятельности следователя и органов дознания.
Предметом исследования дипломной работы являются правовые, организационные и тактические особенности розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, а также законы, межведомственные и ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов по розыску лиц, совершивших преступление:
- Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности"
- Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213;
- межведомственная Инструкция об организации
информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД, Минюста, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302.
Теоретической базой исследования явились научные труды различных научных исследователей и учёных: Т.Н. Алешкина, В.М. Атмажидова, 9
A. И. Бастрыкина, Р.С. Белкина, Б.Е. Богданова, О.А. Гаврилова, К.К. Горяинова, А.Н. Колесниченко, Е.Ф. Коновалова, В.П. Лаврова,
B. А. Лукашова, В.И. Попова, Г.В. Семенова, А.В. Черных, В.М. Шумилова, Н.Г. Шурухнова, М.В. Якушева и других.
Цель настоящей работы - рассмотреть правовые, организационные и тактические стороны деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, совершивших преступление и дать им собственную оценку.
Исходя из поставленной цели, мною поставлены следующие задачи:
- определить понятие и сущность розыска;
- проанализировать правовое обеспечение розыскной
деятельности;
- выделить организационные и тактические основы розыска лица, совершившего преступление;
- рассмотреть особенности розыскной деятельности следователя и органов дознания.
- выявить проблемы в данной сфере деятельности органов внутренних дел.
Методы исследования: общий диалектический метод,
метод сравнительного правоведения, системного анализа, обобщение правоприменительной практики, статистический, логический и другие.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
вооруженности, технической оснащенности.
Характерной чертой современной преступности стали ее мобильность и довольно активное противодействие расследованию преступлений, одним из наиболее распространенных способов которого, является сокрытие лиц совершивших преступление от следствия и суда. В связи с этим, значимость розыска лиц напрямую связана с привлечением виновных к ответственности и достижения общественной справедливости. Таким образом, вопросы розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел выходят на первый план уголовно-правовой политики государства.
На сегодняшний день продолжают оставаться актуальными правовые, организационные и тактические проблемы розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел.
Количественные изменения лиц, разыскиваемых органами внутренних дел, в основе своей пропорциональны количественным изменениям преступности, хотя в отдельные годы, несмотря на рост преступности, отмечается повышение процента их розыска. Это, как правило, напрямую зависит от системы и механизмов розыскной деятельности, применяемых органами внутренних дел.
Розыск лиц, совершивших преступление, проблема не только следствия и органов внутренних дел. Это проблема всех правоохранительных органов,
взаимодействие между которыми имеет решающее значение для успеха осуществляемой в этих целях деятельности. Также влияние на результативность розыска, в ощутимой мере, оказывает общественная помощь и правовое сознание граждан.
Объект исследования - совокупность отношений связанных с системой обеспечения розыска, организаций розыскной деятельности следователя и органов дознания.
Предметом исследования дипломной работы являются правовые, организационные и тактические особенности розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное законодательство, а также законы, межведомственные и ведомственные нормативные акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов по розыску лиц, совершивших преступление:
- Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ
"Об оперативно-розыскной деятельности"
- Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел и Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденные приказом МВД России от 5 мая 1993 г. № 213;
- межведомственная Инструкция об организации
информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД, Минюста, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302.
Теоретической базой исследования явились научные труды различных научных исследователей и учёных: Т.Н. Алешкина, В.М. Атмажидова, 9
A. И. Бастрыкина, Р.С. Белкина, Б.Е. Богданова, О.А. Гаврилова, К.К. Горяинова, А.Н. Колесниченко, Е.Ф. Коновалова, В.П. Лаврова,
B. А. Лукашова, В.И. Попова, Г.В. Семенова, А.В. Черных, В.М. Шумилова, Н.Г. Шурухнова, М.В. Якушева и других.
Цель настоящей работы - рассмотреть правовые, организационные и тактические стороны деятельности органов внутренних дел по розыску лиц, совершивших преступление и дать им собственную оценку.
Исходя из поставленной цели, мною поставлены следующие задачи:
- определить понятие и сущность розыска;
- проанализировать правовое обеспечение розыскной
деятельности;
- выделить организационные и тактические основы розыска лица, совершившего преступление;
- рассмотреть особенности розыскной деятельности следователя и органов дознания.
- выявить проблемы в данной сфере деятельности органов внутренних дел.
Методы исследования: общий диалектический метод,
метод сравнительного правоведения, системного анализа, обобщение правоприменительной практики, статистический, логический и другие.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Таким образом, в процессе изучения розыскной деятельности органов внутренних дел и подхода к розыску лиц совершивших преступление в целом, можно выявить комплекс проблем, подлежащих рассмотрению и анализу. Встает необходимость в последующей выработке мер и предложений по их решению. Это свидетельствует о высоком практическом значении и актуальности данной темы.
В настоящей дипломной работе, проанализированы правовые, организационные и тактические особенности розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел. По результатам анализа, хотелось бы разобрать следующие проблемы:
Во-первых, разбираясь в трактовке понятия «розыск», можно сделать вывод о недостаточном закреплении и определении этого понятия регулирующими нормативно-правовыми актами, вследствие чего, искажается его сущность. Опираясь на мнения научных исследователей и ученых, в частности С.Н. Есина, можно сделать вывод о необходимости прочного закрепления понятия «розыск», как самостоятельного направления, которое заключается в совместной деятельности следователя и оперативных подразделений по установлению местонахождения конкретных известных лиц, в отношении которых вынесено постановление об объявлении в розыск.
Во-вторых, при анализе розыскной деятельности следователя, необходимо сказать, что в отдельных случаях в органы дознания направляются такие неконкретные розыскные поручения, без приложения к ним необходимых документов, что их бывает трудно, а порой и невозможно исполнить. При таких обстоятельствах получается, что о производстве следователем каких-либо следственных действий, по розыску лица, не идет и речи. Представляется возможным, для решения данной проблемы, ужесточение контроля со стороны руководителя следственного органа, а также со стороны органов прокуратуры, в данной сфере деятельности следователя.
В-третьих, привлекает к себе внимание вопрос о прекращении розыска. Проблема в том, что действующие нормативно-правовые акты не достаточно четко решают вопрос о прекращении розыска. В соответствии с ними прекращение розыска происходит по рапорту оперативного сотрудника при установлении местонахождения разыскиваемого. Исходя из буквального смысла данной формулировки, фактическое доставление разыскиваемого лица к следователю не обязательно. В практической деятельности, зачастую, оперативный сотрудник, получив непроверенную информацию о местонахождении разыскиваемого по определенному адресу, составляет соответствующий рапорт и производит снятие лица с розыска, не принимая мер по фактическому доставлению этого лица к следователю. Цели розыска в таких ситуациях не достигаются. Наша позиция по данному вопросу совпадает с мнением Л.И. Лавдаренко, в своей научной статье он требуется внесение изменений в нормативные акты, которые регламентируют деятельность по розыску и в соответствии с которыми , прекращение розыска может быть произведено только в случае фактического представления разыскиваемого следователю, посредством задержания лица.
Конечно же, проблема прекращения розыска разрешается сама, если следователем, в розыскном задании, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, но здесь также есть определенные сложности.
Проблема четвертая - это тенденция, в пользу избрания более мягких мер пресечения, вместо заключения лица под стражу. О данном факте свидетельствует судебная статистику за два предыдущих года, которая подробно приведена в последнем параграфе данной работы. В контексте рассматриваемой темы, это приводит к тому, что у подозреваемого или обвиняемого появляется больше возможностей скрыться от органов предварительного следствия и суда. Что впоследствии приведет к необходимости розыска данного лица и привлечению необходимых сил и средств. Во многом способствует негативному развитию данной ситуации, факт отсутствия должного контроля, за лицами находящимися под домашним арестом. На практике получается, что цели данной меры пресечения не достигаются и лишены всякого смысла. Сами причины появления такой тенденции остаются непонятными.
И наконец, в-пятых, хотелось бы обратить внимание на проблему недостаточного взаимодействия по вопросам розыска лиц совершивших преступление, как внутри органов внутренних дел, так и при взаимодействии с общественностью. Взаимодействие органов внутренних дел в розыскной деятельности, давно является предметов изучения многих исследователей и ученых. По данному вопросу работал О.П. Бердникова, который считает, что следователь - инициатор розыска и оперативный работник должны быть инициативны, настойчивы и активны в проведении розыскных мероприятий, установить рабочее взаимодействие и оказывать друг другу посильную взаимопомощь в ходе розыска. Помимо этого, розыскная деятельность органов внутренних дел должна осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами государственной безопасности, органами прокуратуры, судами, иными государственными органами, общественными организациями, физическими и юридическими лицами.
Намного хуже, по нашему мнению, обстоят дела по взаимодействию с общественностью. По результатам проведенного опроса, из ста человек только каждый двадцатый, за последнее время, встречал информацию о розыске лиц, совершивших преступление в СМИ, по радио или телевидению. Один из десяти человек, считает полезной и доступной информацию о розыске размещаемой на сайтах органов внутренних дел и розыскных стендах возле отделов полиции. И ни один из опрошенных не встречал информацию о розыске в общественных местах, аэропортах и вокзалах, где ее размещение кажется наиболее целесообразным.
Очевидно, что к решению этой проблемы нужно подходить с позиций создания новой системы по взаимодействию органов внутренних дел с общественность, целью которой будет информирование максимального числа граждан о розыске лиц, совершивших преступление.
Считаю, что все поставленные задачи, по данному вопросу, выполнены. Цель настоящей дипломной работы достигнута.
В заключении хотелось бы выразить желание, чтобы каждый случай успеха или неудачи в розыскной деятельности органов внутренних дел, стал предметом обсуждения среди следователей и оперативных работников. Это позволит максимально оптимизировать розыскные силы и средства, привить профессиональный интерес к выполнению задач и позволит каждому сотруднику глубже изучить вопросы тактики розыска лиц, совершивших преступление.
В настоящей дипломной работе, проанализированы правовые, организационные и тактические особенности розыска лиц, совершивших преступление, органами внутренних дел. По результатам анализа, хотелось бы разобрать следующие проблемы:
Во-первых, разбираясь в трактовке понятия «розыск», можно сделать вывод о недостаточном закреплении и определении этого понятия регулирующими нормативно-правовыми актами, вследствие чего, искажается его сущность. Опираясь на мнения научных исследователей и ученых, в частности С.Н. Есина, можно сделать вывод о необходимости прочного закрепления понятия «розыск», как самостоятельного направления, которое заключается в совместной деятельности следователя и оперативных подразделений по установлению местонахождения конкретных известных лиц, в отношении которых вынесено постановление об объявлении в розыск.
Во-вторых, при анализе розыскной деятельности следователя, необходимо сказать, что в отдельных случаях в органы дознания направляются такие неконкретные розыскные поручения, без приложения к ним необходимых документов, что их бывает трудно, а порой и невозможно исполнить. При таких обстоятельствах получается, что о производстве следователем каких-либо следственных действий, по розыску лица, не идет и речи. Представляется возможным, для решения данной проблемы, ужесточение контроля со стороны руководителя следственного органа, а также со стороны органов прокуратуры, в данной сфере деятельности следователя.
В-третьих, привлекает к себе внимание вопрос о прекращении розыска. Проблема в том, что действующие нормативно-правовые акты не достаточно четко решают вопрос о прекращении розыска. В соответствии с ними прекращение розыска происходит по рапорту оперативного сотрудника при установлении местонахождения разыскиваемого. Исходя из буквального смысла данной формулировки, фактическое доставление разыскиваемого лица к следователю не обязательно. В практической деятельности, зачастую, оперативный сотрудник, получив непроверенную информацию о местонахождении разыскиваемого по определенному адресу, составляет соответствующий рапорт и производит снятие лица с розыска, не принимая мер по фактическому доставлению этого лица к следователю. Цели розыска в таких ситуациях не достигаются. Наша позиция по данному вопросу совпадает с мнением Л.И. Лавдаренко, в своей научной статье он требуется внесение изменений в нормативные акты, которые регламентируют деятельность по розыску и в соответствии с которыми , прекращение розыска может быть произведено только в случае фактического представления разыскиваемого следователю, посредством задержания лица.
Конечно же, проблема прекращения розыска разрешается сама, если следователем, в розыскном задании, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, но здесь также есть определенные сложности.
Проблема четвертая - это тенденция, в пользу избрания более мягких мер пресечения, вместо заключения лица под стражу. О данном факте свидетельствует судебная статистику за два предыдущих года, которая подробно приведена в последнем параграфе данной работы. В контексте рассматриваемой темы, это приводит к тому, что у подозреваемого или обвиняемого появляется больше возможностей скрыться от органов предварительного следствия и суда. Что впоследствии приведет к необходимости розыска данного лица и привлечению необходимых сил и средств. Во многом способствует негативному развитию данной ситуации, факт отсутствия должного контроля, за лицами находящимися под домашним арестом. На практике получается, что цели данной меры пресечения не достигаются и лишены всякого смысла. Сами причины появления такой тенденции остаются непонятными.
И наконец, в-пятых, хотелось бы обратить внимание на проблему недостаточного взаимодействия по вопросам розыска лиц совершивших преступление, как внутри органов внутренних дел, так и при взаимодействии с общественностью. Взаимодействие органов внутренних дел в розыскной деятельности, давно является предметов изучения многих исследователей и ученых. По данному вопросу работал О.П. Бердникова, который считает, что следователь - инициатор розыска и оперативный работник должны быть инициативны, настойчивы и активны в проведении розыскных мероприятий, установить рабочее взаимодействие и оказывать друг другу посильную взаимопомощь в ходе розыска. Помимо этого, розыскная деятельность органов внутренних дел должна осуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами государственной безопасности, органами прокуратуры, судами, иными государственными органами, общественными организациями, физическими и юридическими лицами.
Намного хуже, по нашему мнению, обстоят дела по взаимодействию с общественностью. По результатам проведенного опроса, из ста человек только каждый двадцатый, за последнее время, встречал информацию о розыске лиц, совершивших преступление в СМИ, по радио или телевидению. Один из десяти человек, считает полезной и доступной информацию о розыске размещаемой на сайтах органов внутренних дел и розыскных стендах возле отделов полиции. И ни один из опрошенных не встречал информацию о розыске в общественных местах, аэропортах и вокзалах, где ее размещение кажется наиболее целесообразным.
Очевидно, что к решению этой проблемы нужно подходить с позиций создания новой системы по взаимодействию органов внутренних дел с общественность, целью которой будет информирование максимального числа граждан о розыске лиц, совершивших преступление.
Считаю, что все поставленные задачи, по данному вопросу, выполнены. Цель настоящей дипломной работы достигнута.
В заключении хотелось бы выразить желание, чтобы каждый случай успеха или неудачи в розыскной деятельности органов внутренних дел, стал предметом обсуждения среди следователей и оперативных работников. Это позволит максимально оптимизировать розыскные силы и средства, привить профессиональный интерес к выполнению задач и позволит каждому сотруднику глубже изучить вопросы тактики розыска лиц, совершивших преступление.
Подобные работы
- Розыск подозреваемого, обвиняемого, скрывшегося от органов предварительного расследования и суда в уголовном процессе России (Уральский Государственный Горный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2000 - ОРГАНИЗАЦИЯ И СУЩНОСТЬ РОЗЫСКА ЛИЦ В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА КАНДИДАТОВ НА УЧЕБУ И СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Административная деятельность органов внутренних дел по противодействию терроризму и экстремизму
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Деятельность органов внутренних дел по задержанию лиц, совершивших преступления и административные правонарушения
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Особенности расследования преступлений по «горячим следам»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Возбуждение уголовного дела: поводы, основания, субъекты
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016





