Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 12
1.1 Становление и развитие дорожно-патрульной службы в Российской
империи и СССР 12
1.2 Система обеспечения безопасности дорожного движения в
современной России 19
1.3 Задачи и функции Государственной инспекции безопасности
дорожного движения 25
2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 30
2.1 Контрольно-надзорная деятельность Государственной инспекции
безопасности дорожного движения 30
2.2 Административно-правовые методы обеспечения безопасности
дорожного движения 40
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 47
3.1 Проблемы деятельности дорожно-патрульной службы государственной
инспекции безопасности дорожного движения МВД России 47
3.2 Совершенствование деятельности дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД
России 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является одной из актуальных социально-экономических проблем нашего времени. В октябре 2012 г. на уровне Правительства РФ было официально заявлено, что безопасность дорожного движения является одной из важных социально¬экономических и демографических задач Российской Федерации.
На дорогах страны ежегодно совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий (ДТП), гибнут тысячи людей. В Концепции «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» четко обозначено, что аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Самое страшное, что в ДТП гибнут и становятся инвалидами дети.
Безусловно, существующий уровень безопасности дорожного движения, который является достаточно низким, влияет на национальную безопасность страны в целом, на ее внутреннюю составляющую и, кроме того, является фактором, негативно влияющим на обеспечение общественной безопасности, затрагивает важные конституционные права и свободы граждан России.
Государство должно обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, что является важнейшей функцией государства по обеспечению правопорядка. Непосредственная связь обеспечения безопасности дорожного движения с государственно-управленческой деятельностью определяет необходимость использования всего аппарата общей теории управления, являющегося фундаментальной основой научного знания административного права, позволяющего выявлять специфику управления применительно к конкретным сферам жизнедеятельности общества.
самостоятельную правовую категорию, отражающую реальные правовые явления, функциональное назначение которой - обеспечение и восстановление правопорядка, предупреждение правонарушений; как характеристику института безопасности дорожного движения, подкрепленную законодательно и отражающую его как процесс степени защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Поскольку дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств, оно нуждается в правовом регулировании и в первую очередь - нормами административного права.
Позитивное обязывание и запреты, осуществляемые на властно-императивных началах, характерные для административного права, соответственно, применимы и для обеспечения безопасности дорожного движения, тем более что при помощи административно-правовых норм можно как определить систему безопасности и ее функции, так и установить порядок организации органов, непосредственно обеспечивающих безопасность, определить их административно-правовой статус и сферы деятельности.
Дорожное движение в результате правового воздействия приобретает определенный порядок, который является составной частью общественного порядка. Общественные отношения, опосредованные использованием техники, образующие сферу дорожного движения, нуждаются в гораздо большем позитивном регулировании, нежели другие виды отношений.
Дорожно-патрульной службе, представляющей собой крупнейшее подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, отводится главная роль в предупреждении дорожно¬транспортных происшествий. Решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения во многом зависимо от повышения эффективности деятельности ДПС ГИБДД, совершенствования правового регулирования организационного построения, правоприменительной и тактической деятельности этой службы, ее надлежащего кадрового обеспечения.
Объектом выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе функционирования ДПС и профессиональной деятельности ее сотрудников.
Предметом выпускной квалификационной работы является система правовых норм, регулирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ основных направлений деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Указанная цель выпускной квалификационной работы обусловила последовательность решения следующих задач:
- изучить становление и развитие дорожно-патрульной службы в Российской империи и СССР;
- охарактеризовать систему обеспечения безопасности дорожного движения в современной России;
- определить задачи и функции государственной инспекции безопасности дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения;
- исследовать контрольно-надзорную деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения;
- рассмотреть административно-правовые методы обеспечения
безопасности дорожного движения;
- охарактеризовать взаимодействие государственной инспекции безопасности дорожного движения с другими службами полиции, общественными объединениями и гражданами в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
- выявить проблемы деятельности дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России;
- проанализировать совершенствование деятельности дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
Теоретическую базу выпускной квалификационной работы составили труды таких учёных как: Адмиралова И.А., Войтенков Е.А., Головко В. В., Егоров Г.Г., Иванова С.И., Калюжный Ю.Н., Квитчук А.С., Кузнецов А.С., Лукьянов В.В., Майоров В. И.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили общенаучные методы: диалектический метод познания и системного анализа, частно-научные методы: исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, технико-юридический, системно-структурный и другие методы познания.
Нормативную основу выпускной квалификационной работы составляют: Федеральный закон от 10.12.1995 года № 196-ФЗ (ред. от
26.07.2017 г.) «О безопасности дорожного движения», Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального
государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения», Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018 г.) «О полиции», Указ Президента РФ от 15.06.1998 года № 711 (ред. от 02.03.2018 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» и др.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
Таким образом, на мой взгляд, необходимо отметить, что совокупностью перечня историко-правовых аспектов развития нашего государства в советский период ее истории доказывается, что наиболее успешное функционирование этой службы возможно именно в структуре органов внутренних дел. С течением ряда лет осуществлялись неоднократные трансформации ее правового статуса, а круг задач, которые возлагались на эту службу, постоянно расширялся, что на конкретном этапе фактически придало ее деятельности надведомственный характер. В условиях перехода к рыночной экономике организационно-правовые формы и методы работы этой службы претерпели значительные изменения, они совершенствуются и в настоящее время.
Сегодня сотрудниками Госавтоинспекции несется своя нелегкая служба по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. Они в соответствии со спецификой службы чаще, чем представители других, в прошлом милицейских, в настоящем - полицейских служб, сталкиваются с вооруженными преступниками и просто несознательными гражданами. Вся деятельность сотрудников ГИБДД происходит на виду у людей и поэтому авторитет полиции на сегодня в немалой степени зависим от работы сотрудников ГИБДД.
В современный период развития государственности обеспечение безопасности дорожного движения является одним основных направлений деятельности Российской Федерации. Управление обеспечением безопасности дорожного движения представляет собой сложную систему, которая включает в себя, целый комплекс взаимодействующих организационных, правовых, социально-экономических, профилактических, контрольно-надзорных и иных мер, осуществляемых специально уполномоченными на то государственными органами. Кроме того, данная система, в настоящий период, включает в себя совокупность общественных
организаций, основная цель деятельности которых предотвращение дорожно¬транспортных происшествий, повышение уровня защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Появление этой системы не было спонтанным явлением, в своем развитии деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения прошла определенные этапы, в ходе которых сформировались предпосылки формирования такой системы, в которой особая роль принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Исторически сложившиеся система не сможет эффективно сосуществовать без постоянного процесса модернизации и развития, вместе с тем данная деятельность должна осуществляться в неразрывной связи с ретроспективными положительными аспектами, сформировавшими современный облик ГИБДД. Важно учесть, что в настоящий период осуществляется значительное количество мер, которые направлены на повышение эффективности системы безопасности дорожного движения.
Говоря о системе обеспечения безопасности дорожного движения, состоящей из совокупности многоуровневых, иерархически выстроенных, нелинейных органов, уместно утверждать, что многообразие функциональной структуры, рассматриваемой системы формирует определенные типовые модели управленческой деятельности государства для различных звеньев организационной структуры государственного управления ее подсистемами.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, являясь государственной подсистемой, обладает всеми основными, присущими государственным системам признаками, вместе с тем для нее свойственно наличие индивидуальных, характерных признаков, связанных с управляющим воздействием на общественные отношения в области дорожного движения.
Исследование характерных признаков системы обеспечения безопасности дорожного движения позволяет точнее понять сущность и значение государственного управляющего воздействия на рассматриваемые общественные отношения, способствует действенному использованию ее потенциала в решении проблем, предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий.
Правоприменительная деятельность ГИБДД - это действенный механизм в системе обеспечения безопасности дорожного движения, отказаться от которого на данном этапе невозможно, несмотря на все большее распространение мнения о способности техники, в частности средств автоматической видеофиксации, заменить инспектора ДПС на дороге, поскольку вряд ли она сможет осуществлять весь комплекс мер, именуемый обеспечением безопасности дорожного движения.
Следовательно, на мой взгляд, необходимо отметить, что, несмотря на имеющийся комплекс мероприятий по обеспечению безопасного уровня дорожного движения, проблема безопасности дорожного движения продолжает оставаться национальной проблемой Российской Федерации.
Проведенный анализ деятельности подразделений Госавтоинспекции свидетельствует, что пристальное внимание к одним проблемам в области безопасности дорожного движения в ущерб другим снижает в целом эффективность такой деятельности, в том числе в части предупреждения аварийности.
Круг функций, входящих в понятие правоприменительной деятельности, необходимо корректировать с учетом меняющихся подходов, в частности, исключение из ведения Госавтоинспекции технического осмотра не исключает обязанности в части осуществления государственного технического надзора за транспортными средствами, участвующими в дорожном движении.
Государственный надзор за обеспечением безопасности дорожного движения выступает в качестве особой деятельности, которая нацелена для предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований, определяемых в федеральных законах и, принимаемых на основании их, других нормативно-правовых актов РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, производимой уполномоченным на то органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, которые возникают при перемещении людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.
В качестве характерной черты надзора за обеспечением безопасности дорожного движения выступает то, что это исполнительно-распорядительная деятельность, которая выражается в непрерывном и регулярном контроле за соблюдением мер по предупреждению причин, которые могут привести к ДТП, а также, снижению тяжести их последствий.
Законодательное регулирование общественных отношений, появляющееся при передвижении людей и грузов с помощью транспортных средств либо без таковых в пределах дорог, является несовершенным. Действующая система законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и ее реальное применение, имеет перечень трудностей. Например, необходимо поднятие вопроса нормативно-правового
регулирования данной сферы правоотношений, когда, в связи с огромным объемом регулируемых в них интересов, регулирование производится множеством нормативно-правовых актов - начиная международными документами и заканчивая ведомственными инструкциями. Фактически всяким из упомянутых нормативно-правовых актов самостоятельно устанавливаются свои понятия и термины, которые им используются.
Для того, чтобы решить сложившуюся ситуацию, необходима систематизация всей нормативной базы регулирования, отмена огромного большинства ведомственных приказов и производство государственного контроля за безопасностью дорожного движения исключительно в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством. Исходя из этого, необходимо отметить, что каждой страной должна разрабатываться собственная политика обеспечения безопасности дорожного движения.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения по- прежнему занимает одно из ведущих направлений социально-экономического развития страны. Ее решение, как уже отмечалось, отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики. Принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры - это стратегическая линия государства, нацеленная на наведение должного порядка на дорогах страны и, конечно же, на решение вопросов обеспечения безопасности граждан в целом.
Считаем, что решение этой проблемы во многом зависит от слаженных действий всех элементов государственной системы обеспечения общественной безопасности. Не следует забывать в данном контексте и об институтах гражданского общества, которые в современном мире являются мощным стимулятором развития общественных отношений в заданном векторе, а также формирования положительной правовой модели поведения у всех участников дорожного движения.
Представляется, что также большое значение приобретает сегодня институт исполнения постановлений о наложении административных наказаний, который при правильном его использовании выступит гарантом неотвратимости административной ответственности и, как следствие, обеспечит формирование у населения стойкого убеждения, что за каждое совершенное противоправное деяние обязательно наступит ответственность.
В решении многообразных и трудоемких задач обеспечения безопасности дорожного движения главнейшая роль отведена Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Помимо этого, в качестве обязательного и действенного средства предупреждения дорожно-транспортных правонарушений и преступлений выступает контроль со стороны органов внутренних дел, потому что множество из них прямо или косвенно связаны с обеспечением безопасности дорожного движения.
Выполнение наибольшего объема работы по непосредственному обеспечению безопасности дорожного движения осуществляется специализированным органом государственного контроля - Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России. Госавтоинспекцией осуществляется своя деятельность чаще всего во взаимодействии с иными подразделениями полиции, военной автоинспекцией, государственными органами, иными организациями.
В результате проведенного нами анализа выявлены следующие проблемы:
1. Сокращение численности сотрудников ГИБДД, как основных субъектов по пресечению административных правонарушений в области дорожного движения.
2. Применение сотрудниками ГИБДД огнестрельного оружия для пресечения административных правонарушений в области дорожного движения. .
3. Сокращение численности погибших в результате ДТП.
Выявленные проблемные вопросы позволяют говорить о том, что в настоящее время существует необходимость дальнейшего
совершенствования деятельности Государственной инспекции дорожного движения, а поставленные проблемы требуют принятия определенных управленческих решений.
Предпринимаемые действия по обеспечению безопасности дорожного движения должны соответствовать наиболее серьезным видам нарушений правил дорожного движения, создающих угрозу жизни и здоровья водителей и пешеходов. При этом необходимо учитывать то факт, что внедрение новых форм работы правоохранительных органов, введение дополнительной ответственности не могут дать одномоментного улучшения ситуации со смертностью и травматизмом на дорогах России. Оценка станет возможна только лишь по прошествии определенного времени, позволяющего с помощью реальных показателей оценить эффективность предпринятых мер.
Полагаем, что дальнейшее развитие дорожно-патрульной службы возможно только за счет прекращения ее «дрейфа» в сторону своей сугубо узкой специализации и придания импульса в направлении большей вовлеченности в деятельность полиции по охране и обеспечению общественного порядка. Судя по всему, на этом пути неизбежно должно произойти сближение компетенций ДПС ГИБДД и 1111С11. Для обеспечения соответствующих позитивных изменений необходима корректировка Указа 1резидента РФ от 15.06.1998 года № 711 (ред. от 02.03.2018 г.) «О
дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в целях конкретизации в 1оложении о ГИБДД МВД России функций дорожно-патрульной службы в составе Госавтоинспекции, которая в настоящее время отсутствует.
Необходимо сделать работу инспектора Д1С ГИБДД более простой и понятной, снизить функциональную нагрузку в отдельных сферах и усилить контрольно-надзорную составляющую его службы в отношении участников дорожного движения. В этих целях требуется глубокая переработка нормативно-правовых актов МВД России. В частности, это касается деятельности в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Соответствующий Административный регламент, утвержденный 1риказом МВД России от 30 марта 2015 г. № 380, наделяет наряды Д1С ГИБДД серьезным набором функциональных обязанностей в данной области. Вместе с тем, способность инспекторского состава Д1С ГИБДД фиксировать серьезные дефекты дорожно-транспортной инфраструктуры является низкой ввиду отсутствия у большинства сотрудников технического образования и необходимых знаний широкого перечня стандартов, правил и технических норм.
Считаем целесообразным прекращение практики ограничения прав сотрудников ДПС ГИБДД на остановку транспортных средств в ходе несения службы и реализации этого архаичного и явно ошибочного по своей правовой природе метода обеспечения прав граждан в ведомственных нормативно-правовых актах. Вполне очевидно, что действующие ограничения значительно снижают возможности службы не только в контрольно-надзорной деятельности, но и в противодействии серьезным видам преступлений.
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1) - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - С. 4873.
3. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - С. 6249.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - С. 900.
5. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 02.03.2018) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 25. - С. 2897.
6. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 42. - С. 5009.
7. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от
20.09.2017, с изм. от 12.10.2017) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - С. 4895.
8. Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 (ред. от
17.02.2018) «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. -
2013. - № 34. - С. 4446.
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от
10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 47. - С. 5489.
10. Приказ МВД РФ от 17.02.1994 № 58 (ред. от 12.09.2000) «О мерах по
усилению борьбы с преступными посягательствами на
автомототранспортные средства» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - С. 4895.
РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
11. Майоров, В.И. Административная деятельность полиции: Общая часть: Учебное пособие / Под ред. проф. О.И. Бекетова. Омск: Омская академия МВД России. - 2015. - С. 312.
12. Адмиралова, И.А. Реализация полицией административно-правовых средств обеспечения прав и свобод граждан. М. - 2016. - С. 418.
13. Амбарцумян, В.В. Безопасность дорожного движения: Учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.В. Сильянова. М.: Издательство МАДИ. - 2012. - С. 395.
14. Антонов, С.Н. Понятие федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения: Лекция. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России. - 2015.
15. Братановский, С.Н., Остапец, О.Г. Правовая организация управления транспортным комплексом Российской Федерации: Моногр. Саратов. - 2012.
- С. 201... 51