Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Работа №194489

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное управление

Объем работы114
Год сдачи2024
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы управления образовательной системой в условиях цифровизации 11
1.1. Управление развитием цифровизации образования в России – правовой и организационный механизм реализации 11
1.2. Формирование цифровой образовательной среды: российский и зарубежный опыт 28
ГЛАВА 2. Механизмы повышения эффективности развития цифровой образовательной среды на федеральном и региональном уровнях 49
2.1. Организационные механизмы, влияющие на повышение эффективности развития цифровизации образовательной системы 49
2.2. Методические рекомендации по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации 65
Заключение 87
Литература 92
Приложения 106



Актуальность темы, связанной с проблематикой эффективного управления образовательной системой в условиях цифровизации, заключается в ряде предпосылок. Во-первых, в настоящее время можно говорить о том, что состоялась федерализация образования, что для процессов цифровизации образования крайне важно, и создает условия для достижения централизации и внедрения образовательных продуктов в равной степени для всех уровней системы образования – но вместе с тем существует проблема равномерности достижения цифровой зрелости и факторов, определяющих системность образовательных процессов. Поэтому исследование процессов достижения цифровой зрелости в образовании можно считать актуальной темой.
Во-вторых, существующее пространство цифровых технологий, создающееся на глазах современников, меняет управленческие структуры образования и процессы управления образовательной организацией, которая объективно в России имеет педагогические традиции и богатейшую историю педагогики. Образовательная организация, использующая цифровые технологии в организации управления образовательной системой или иначе «Цифровая школа», будучи новым пространством, управляет процессами, минимизируя затраты времени педагога на рутинные процессы за счет внедрения цифровых инструментов [68, с. 23 Уваров А.Ю., Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь. – 2019. - № 1-2. – URL: model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 23.09.2023),].
Рассмотрение и выработка методических рекомендаций по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации есть актуальное направление в глобальном смысле будущего сегодняшних учеников и педагогов.
В-третьих, важным условием актуальности выбранной темы являются глубокие различия в продвижении цифровизации между регионами России, что требует выработки показателей, способных представить для управленческих решений такие данные, которые будут основанием разработки следующих шагов процесса цифровизации в целом. Таким образом, на основании трех факторов актуальности выбранную для исследования тему можно признать актуальной.
Проблемное поле исследования: может быть описано сложностью проектирования критериев оценки развития образовательных систем в новых условиях информационно-технологического, цифрового развития всего современного общества, когда развитие системы в целом требует оценки развития структурных единиц и подсистем всей системы управления образованием. Тогда проблема исследования должна учитывать научный поиск критериев, проистекающий в условиях высокой динамичности управленческих процессов, повышения цифровой активности родителей и учеников, смене приоритетов в образовании и постановки новых целей, появления новых ценностей, ориентаций учебного процесса и новых потребностей учеников и родителей.
Проблема исследования: состоит в нахождении критериев оценки эффективности системы управления образованием, способных раскрыть состояние региональных подсистем и своевременно реагировать на неравномерность развития системы управления на местах путем воздействия на федеральном уровне.
Степень изученности проблемы исследования:
В условиях цифровизации происходят значительные изменения в управлении образовательной системой. Ценные научные исследования цифровизации образования провели следующие исследователи:
Отечественные ученые, такие как И.В. Дворецкая [23, с. 23-36 Каким становится образование? / Е. В. Волкова, И. В. Дворецкая, М. К. Кабардов [и др.]. — Текст : непосредственный // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований.. — 2022. — № 1(113). — С. 23-36.], Ф. А. Муратова [33, с. 379-380 Цифровизация как важный этап модернизации современной школы / Муратова, Ф. А. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 379-380], О. П. Осипова [36, с. 1006-1014 Осипова О.П., Крылова А.П. Инновации в педагогическом процессе цифровизации образования/ Актуальные проблемы развития экономики и управления в условиях новой реальности: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Королькова; Моск. Ун-т им. С.Ю. Витте [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю.Витте», 2023. – 1036 с. С. 1006-1014], Е.Д. Патаракин [64, с. 136 Современная "цифровая" дидактика / И. М. Реморенко, Е. Д. Патаракин, В. В. Гриншкун, Б. Б. Ярмахов. — Москва : ООО «Грин Принт», 2022. — 136 c. — Текст : непосредственный], А.Ю. Уваров [67, с. 340 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина // Серия коллективных монографий. – М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - Текст : электронный // НИУ ВШЭ : [сайт]. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 15.04.2023 г.).], О. А. Шклярова [76, с. 801 Шклярова О.А. Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч.тр./XII Международная науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020. в 2 ч. Ч.1. – 768 с; Ч. 2. – 801 с. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. (отв. ред. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А.)] и др. определили трудности и перспективы развития цифровизации образования в стране, осуществили важные шаги по формированию цифровой дидактики. А.Ю. Уваров, И. Д. Фрумин в своих трудах указали, что задачами цифровизации образования является повышение эффективности функционирования образовательных организаций, предоставление равного доступа к цифровым сервисам, стандартизация взаимодействия информационных систем, повышения цифровой культуры субъектов образовательных отношений и др. [67 Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина // Серия коллективных монографий. – М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - Текст : электронный // НИУ ВШЭ : [сайт]. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 15.04.2023 г.).].
Вопросу оценки качества образовательного процесса в системе управления образованием посвящены ряд трудов профессоров О.П. Осиповой [35] и Н.Л. Галеевой [14, 15]. Процессы цифровой трансформации рассматривает относительно образовательной системы Н. В. Багрецова [11]. Проблематика актуальных направлений цифровой трансформации образования рассмотрены И. Н. Гучетль и Т. В.Манченко [18]. Проблемы, связанные с цифровизацией образования изучает Г.Ю. Иконникова с соавторами [22]. Риски концентрации власти в системе образования рассмотрены в коллективной монографии под руководством профессора Яна де Грофа, автором А. Майоровым [28], указанная проблематика раскрывается также в статье И. Сидоровой [62]. Процессы перехода от среды 4.0 к последующим стадиям развития образования анализируют П. Д.Рабинович и К. Е.Заведенский [52].Строению системы образования и распределению управленческих полномочий уделено внимание в статье С. Янкевич и Н. Княгининой [77]. Проблемам оценки состояния цифровизации образовательной системы и разработки модели цифровой зрелости посвящены исследования М.В. Ромма и В.В. Вихман [12]. Проблематика цифровой зрелости встречается и в трудах В.Е. Реутова [59], Д.Н. Франтасова [73]. В целом же можно утверждать, что скорость изменений в системе образования под влиянием процессов цифровизации вынуждает исследователей «идти вслед» за разработкой и применением законодательства, связанного с цифровизацией образования.
Зарубежные ученые John Sirkin, Michael Fullan, Richard Culatta, Ken Robinson и другие [6, с. 443-338 Sirkin, J. Paving the way for the next normal in education / J. Sirkin, M. Harryson, A. Bhattacharya. — Текст : непосредственный // Eubios journal of Asian and international bioethics: EJAIB. — 2020. — № 30(8). — С. 443-448.]) раскрыли содержание цифровизации в образовании, провели исследования по оценке влияния разных факторов на образовательные достижения, разработали стратегии для успешной интеграции технологий в учебный процесс.
Объектом исследования является: процесс управления образовательной системой в условиях цифровизации.
Предметом исследования является: цифровая зрелость, как критерий эффективности управления образовательной системой.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации.
Задачи исследования:
1) выявить особенности правового и организационного механизмов реализации управления развитием цифровизации образования в РФ;
2) охарактеризовать российский и зарубежный опыт формирования цифровой образовательной среды;
3)описать и проанализировать организационные механизмы управления, влияющие на повышение эффективности развития цифровизации образовательной системы;
4) разработать и обосновать методические рекомендации по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации.
Гипотеза исследования: состоит в предположении, что стандартизация процессов в вертикально-интегрированной системе управления образованием может приводить к процессам возникновения горизонтальных творческих связей передачи опыта от педагогов, достигших цифровой зрелости организаций к педагогам организаций, находящимся в процессе достижения цифровой зрелости, поскольку:
– цифровая зрелость может быть рассчитана на уровне региона и будет вариативна для разных регионов страны;
– состав показателей цифровой зрелости зависит от внешних и внутренних факторов, разных для регионов по причине различий развития условий для увеличения показателей цифровизации;
– существуют лидеры и аутсайдеры в развитии цифровизации, поэтому существует возможность выстраивания педагогической взаимопомощи в области методических и педагогических навыков и познаний.
Продукт выпускной квалификационной работы: методические рекомендации по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации, основанные на предлагаемом способе расчета показателя цифровой зрелости на уровне региона.
Научная новизна исследования: заключается в разработке метода расчета показателя цифровой зрелости на уровне региона и методических рекомендаций по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации.
Практическое применение результатов исследования: в разработанных методических рекомендациях региональные лидеры цифровизации, которые приобрели больший опыт и имеющие более оснащенные учебные заведения могут передавать опыт по принципу наставничества, постепенно развивая организации-аутсайдеры до своего уровня.
Положения, выносимые за защиту:
1) Правовой механизм управления системой образования в России эффективно реализуется в условиях централизации власти, в котором реализуется этапность решения задач стратегии развития образования в России. Законодательно закреплены цели управления: достижение качества образования мирового уровня, рост показателей цифровизации образования и доступности образования.
2) Организационный механизм управления образованием реализуется в условиях динамичных изменений в технологиях и в общественных связях. В 2023 году сформированные вертикальные связи позволили перейти к инициативным проектам и отбору лучших практик создания образовательных агломераций для эффективного обмена муниципальными и школьными практиками процессов цифровой трансформации образования.
3) Цифровая трансформация системы образования имеет ряд этапов: оцифровка данных, организация информации в единую систему, использование оцифрованных данных, после чего следует автоматизация и оптимизация цифровых данных. Поэтому понятие цифровой зрелости можно считать достоверным показателем перехода из доцифрового к цифровому использованию данных в процессе развития информационно-коммуникативных технологий. Показатели цифровой зрелости: кадры, инфраструктура, ресурсы и внедряемые цифровые технологии, при этом Индустрия 4.0 формирует среду Образования 4.0, поэтому организационные механизмы управления образовательной системой в условиях цифровизации связаны с развитием внешней среды.
4) Цифровая зрелость понимается как управленческий механизм контроля, целевой показатель состояния системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Системная взаимозависимость инфраструктуры, ресурсов, кадров и методики контроля состояния системы образования совокупность программ развития федерального и регионального уровня, где взаимодействие происходит внутри системы государственного управления страны.
5) Цифровая зрелость есть способ преодоления цифрового разрыва перехода от «Образования 4.0» к «Образованию 5.0», и модельные расчеты цифровой зрелости позволили описать метод расчета и порядок внедрения показателя цифровой зрелости в учет процессов перехода образования от «Образования 4.0» к «Образованию 5.0».
5) В предлагаемой методике показано, как лидерами цифровизации могут созываться периодические советы методистов и педагогов учебных заведений, координирующие дальнейшие действия, в которых горизонтальные связи могут обеспечивать постоянный обмен опытом.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, разделенных каждая на шесть параграфов для достижения цели исследования согласно поставленным задачам, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гипотеза исследования может быть признана доказанной, поскольку исследование показало, как стандартизация процессов в вертикально-интегрированной системе управления образованием ведет к процессам возникновения горизонтальных творческих связей для передачи опыта от педагогов организаций, достигших цифровой зрелости к педагогам организаций, находящимся в процессе достижения цифровой зрелости, как было показано на примере лучшей практики Челябинской агломерации педагогов. В исследовании было показано, что расчет цифровой зрелости на уровне регионов доказывает вариативность показателей для разных регионов страны. Например, расчет стадии цифровизации образования по областным показателям по России показал, что дистанционное обучение, высокая стадия перехода к цифровой трансформации, внедрено по федеральным округам и внутри них крайне неравномерно. В Москве уровень внедрение дистанционного обучения составил 92,5% образовательных организаций, немного ниже у абсолютного лидера по областям, Ивановской области. Ивановская область достигла лидирования за счет проектов «Информационная инфраструктура (Ивановская область)», «Кадры для цифровой экономики (Ивановская область)», «Информационная безопасность (Ивановская область)», «Цифровые технологии (Ивановская область)» и «Цифровое государственное управление (Ивановская область)». Родители учеников в Ивановской области пользуются цифровыми услугами, используя цифровые сервисы взаимодействия с образовательными организациями, отмечая качество оказанных услуг. Московская же область имеет показатель лишь 59,6%, среднего показателя достигли Тамбовская, 85,3%, Орловская, 75,7%, Владимирская, 74,1%, Смоленская, 73,7% и Тульская, 72,0%, Воронежская область, 64,1%, Белгородская область является абсолютным аутсайдером, показатель 1,3%. Министерство цифрового развития Белгородской области производит дозакупку оборудования при реализации проекта «Устранение цифрового неравенства». Таким образом, вариативность региональных показателей цифрового благополучия образовательных организаций очевидна, и доказана гипотеза в части указания на то, что наличие лидеров и аутсайдеров создает возможность наставнического распространения методических и педагогических навыков и познаний. Гипотеза также доказана в том, что состав показателей цифровой зрелости зависит от внешних и внутренних факторов, разных для регионов по причине различий развития условий для увеличения показателей цифровизации, поскольку недостаток оборудования в школах Белгородской области явно повлиял на положение абсолютного аутсайдера региона.
Цель исследования можно считать достигнутой, поскольку разработка методических рекомендаций по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации проведена, в ходе чего решались следующие задачи.
1. Выявлены особенности правового и организационного механизмов реализации управления образовательной системой в условиях цифровизации, которые заключаются в следующем:
- Правовой механизм управления образовательной системой в РФ обусловлен необходимой для стандартизации образовательной стратегии централизации власти, и государственный механизм управления образования эффективен за счет последовательного решения задач стратегии развития образования в стране.
- Законодательно закреплена цель «качество образования», согласно которой Российской Федерации предстоит войти в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Цель прирастания числа учеников образовательных организаций, которым должна быть предоставлена возможность достижения высоких показателей в естественно-научной и технологической направленностях обучения.
- Законодательно закреплена цель «доступность образования», которая направлена на достижение внедрения в общеобразовательных организациях инструментов цифровой образовательной среды. Выявление и вовлечение в процесс развития талантов и способностей детей и молодежи является еще одной глобальной целью развития образования в РФ. Было показано, что организационный механизм управления образовательной системой в условиях цифровизации подвержен влиянию высокой скорости технологических изменений. Работа с цифровым образовательным контентом при взаимодействии специалистов системы образования становится необходимостью на всех уровнях управления, и в 2023 году сформированные вертикальные связи высвобождают творческую энергию педагогов, которые создают инициативные проекты, что ведет к отбору лучших практик создания образовательных агломераций для эффективного обмена муниципальными и школьными практиками в ходе цифровой трансформации образования.
2. Характеризуя российский и зарубежный опыт формирования цифровой образовательной среды можно заключить, что на сегодняшний момент место цифровой трансформации в управлении образовательной системой является центральным. Проект «Цифровая школа» сводит к минимуму издержки времени педагога за счет применения цифровых инструментов, за счет чего система образования переходит от воспроизведения норм и знаний к формированию знаний и навыков. Ученик в новом образовательном цифровом пространстве делает сам многое в своем обучении, за счет чего школьное обучение становится уникальной образовательной траекторией личности, адаптируясь к переменам и вызовам трансформирующегося мира. В силу того, что для формирования методических рекомендаций по повышению эффективности был выбран показатель цифровой зрелости, понятие было рассмотрено и в зарубежной литературе. Зарубежные исследования понятия «цифровая зрелость» признают новизну явления, которое в процессе перехода от Индустрии 4.0 эволюционирует за счет перспектив Индустрии 5.0, и будет меняться далее в процессе перехода к Индустрии Х.0. В результате достижения разных уровней цифровой зрелости будет достигнуто совершенно новое состояние общества в смысле форматов взаимодействия, и изменений социальных связей. Российская же наука указывает на достижение цифровой зрелости экономики и социальной сферы как фактора национальной стратегии «Цифровая трансформация».
Существуют рекомендации Министерства Просвещения РФ от 01.09.2021 г. № Р-210 по расчету ключевых показателей цифровой зрелости как роста качества работы в сфере информационно-коммуникационных контактов и цифровой зрелости образования. В исследовании представлена схема концепции цифровой зрелости, которая отображает цифровизацию в виде процесса перехода от оцифровки информации к выстраиванию информации ее в единую систему данных, где пользователи используют оцифрованные данные, после чего должны состояться автоматизация и оптимизация уже цифровых данных. Таким образом цифровая трансформация есть показатель перехода от доцифрового уклада к цифровому использованию данных в процессе применения информационно-коммуникативных технологий, в данном случае в сфере образования.
3. Задача описания и анализа организационных механизмов управления, влияющих на рост эффективности развития цифровизации образовательной системы решена посредством последовательного анализа состояния цифровизации образования по областным показателям по России. Для разработки методических рекомендаций по совершенствованию управления образовательной системой выбран параметр цифровой зрелости, как управленческий механизм контроля. Цифровая зрелость понимается, как целевой показатель состояния системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Анализ показал, что в разных регионах России процессы цифровизации среды, в которой существует и развивается система образования, протекают с разной скоростью и разным учетом факторов внешней среды. Разный подход меняет организационный управленческий механизм, и система образования испытывает необходимость дополнения вертикали, которая унифицирует процессы управления в развитии образовательной среды, горизонтальными связями. Горизонтальные связи могут решать проблемы уже накопленного опыта, поскольку цифровая зрелость лидирующего региона указывает на начало цифровой трансформации, а состояние аутсайдерского региона указывает на цифровизацию более ранних этапов.
4. Решение четвертой, заключительной задачи исследования, состояло в разработке и обосновании методических рекомендаций по развитию управления образовательной системой в условиях цифровизации. Разработка методических рекомендаций учитывала процессы государственного управления системой образования и применение системных принципов, поскольку процессы внутри системы регламентируются принципами систем. Проведены модельные расчеты цифровой зрелости, описан метод расчета и порядок внедрения показателя в учет процессов перехода образования от «Образования 4.0» к «Образованию 5.0».
В рекомендуемой методике доказано, что различие между регионами в в процессе трансформации от системы «Образование 4.0» к системе цифровизации «Образование 5.0» может выявляться по методике, адаптированной от предлагаемой авторами В.В. Вихман и М.В. Ромм. На основании расчетов предлагается внедрять постоянно действующие методический и педагогический советы, где лидеры цифровизации могут разделять и передавать опыт по принципу наставничества за счет имеющихся средств связи, постепенно развивая подшефные организации до своего уровня. Лидерами будут созываться периодические советы методистов и педагогов учебных заведений, для координации дальнейших действий, а горизонтальные связи будут обеспечивать постоянный обмен опытом.



1. Digital Maturity of the Enterprise as an Assessment of its Ability to Function in Industry 4.0 / A. Polyanska, S. Savchuk, I. Zapukhliak [et al.] // Lecture Notes in Mechanical Engineering. – 2022. – P. 209-227.
2. Educación 2030. Declaración Incheon // UNESCO: París, France,. – 2016 – Access mode:URL: https://uis.unesco.org/sites/ default/files/documents/education-2030-incheon-framework-for-action-implementation-of-sdg4-2016-en_2.pdf (дата обращения 03.09. 2023)
3. Global University Network for Innovation. Approaches to SDG 17 Partnerships for the Sustainable Development Goals (SDGs). – Barcelona, Spain, 2018. – Access mode: URL: https://www.academia.edu/40903245/Approaches_to_SDG_17_ Partnerships_for_the_Sustainable_Development_Goals_SDGs (дата обращения 13.02.2023)
4. Kupilas Kris & Montequín, Vicente & Álvarez-Pérez, César & Balsera, Joaquín. Industry 4.0, Digital Maturity // Industry 4.0, Project Management, and Engineering. Publisher: Editorial collection «Project Management and Engineering», 2012 – Access mode: URL: https://www.researchgate.net/publication/348281052_Industry_40_and_ Digital_Maturity (дата обращения 01.04.2023).
5. Maddikunta P.K.R. et al. Industry 5.0: A survey on enabling technologies and potential applications // Journal of Industrial Information Integration. – Access mode: URL: https://doi.org/10.1016/j.jii.2021.100257 (дата обращения 03.09.2023).
6. Sirkin, J. Paving the way for the next normal in education / J. Sirkin, M. Harryson, A. Bhattacharya. — Текст : непосредственный // Eubios journal of Asian and international bioethics: EJAIB. — 2020. — № 30(8). — С. 443-448.
7. Tocto-Cano E., Paz Collado S., López-Gonzales J. L., Turpo-Chaparro J. E. A Systematic Review of the Application of Maturity Models in Universities // Information. – 2020. – Vol. 11 (10). – РР. 389-452. P. 466.
8. Work of the Statistical Commission Pertaining to the 2030 Agenda for Sustainable Development // General Assembly. Resolution Adopted by the General Assembly on 6 July 2017. – United Nation: New York, NY, USA, 2017. – Р. 1-25. – Access mode: URL: https://ggim.un.org/documents/a_res_71_313.pdf (дата обращения 03.09. 2023).
9. Working Group on Education: Digital skills for life and work. // September 2017. – UNESCO – Access mode: URL: https://d-russia.ru/ vyshel-doklad-sovmestnoj-komissii-yunesko-i-mse-o-tsifrovyh-navykah-neobhodimyh-dlya-zhizni-i-raboty.html (дата обращения 03.09. 2023)
10. Арутюнова А. Е., Смирнова Е. В., Тернавщенко К. О. Характеристика организации системы общего образования в Российской Федерации // ЕГИ. – 2023. – № 45 (1). – С. 339-341.
11. Багрецова, Н. В. Цифровая трансформация образовательной системы ЕС: план действий // Цифровизация образования: вызовы современности: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Чебоксары, 13 ноября 2020 года / Редколлегия: Р. И. Кириллова, Н. Н. Тимофеева. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. – С. 12-17.
12. Вихман В. В., Ромм М. В. Оценка цифровой зрелости образования // Science for Education Today. – 2022 – Т. 12. – № 5 – С. 40-55.
13. Гаирбекова П. И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. – URL: https://science-education.ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 14.01.2023).
14. Галеева Н. Л., Несмелова М. Л., Осипова О. П. Система оценивания качества образовательного процесса как инструмент самоаудита управленческой деятельности руководителей школ // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1, № 4(94). – С. 7-19
15. Галеева Н.Л., Процесс оценивания в школьном образовании: проблемы и решения // Педагогическое образование и наука, 2020. – №1. – С.69-74.
16. Гилева Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – С. 38–52. С. 38.
17. Годовой отчет о ходе реализации пилотной государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9076e2de91bf41a189f29a1009fdd1df/download/4625/ (дата обращения: 19.05.2023).
18. Гучетль И. Н., Манченко Т. В. Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2022. – № 2. – С. 32-39.
19. Деятельность ФБГУ «Росаккредагентство» // Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. – URL: https://nica.ru/ (дата обращения: 02.10.2023).
20. Доклад министра цифрового развития Хайруллина А. Р. на Коллегии Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ «Об итогах года цифровизации в республике Татарстан в 2022 году и задачах по цифровизации на 2023 год» // Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. – URL: https://digital.tatarstan.ru/doklad-ministra-tsifrovogo-razvitiya-hayrullina-ar.htm (дата обращения 11.10.2023).
21. Доклад о ходе реализации в 2022 году Стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. № 3427-р. // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/32a196b924bc969d66f83a1757f94864/download/5891/ (дата обращения: 04.07.2023).
22. Иконникова Г. Ю. Лисовская Н. Б., Тужикова Е. С. Проблема цифровизации в современном образовании (на примере РГПУ им. А. И. Герцена) // Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2. – № 2.– С. 150-156.
23. Каким становится образование? / Е. В. Волкова, И. В. Дворецкая, М. К. Кабардов [и др.]. — Текст : непосредственный // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований.. — 2022. — № 1(113). — С. 23-36.
24. Касперская Н. И. Цифровая экономика и риски цифровой колонизации // Информационный портал семейной политики. – URL: https://ivan4.ru/~ZPDWy (дата обращения: 01.09.2023).
25. Кондакова И. В. Проблемы и риски цифровизации системы образования // Мир педагогики и психологии. – 2022. – № 11(76). – С. 36-40.
26. Коровин А. Дети в сети, или знакомьтесь: Поколение Z // Правмир. – URL: http://www.pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z (дата обращения: 08.04.2023).
27. Кузин Д. В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе // Мир новой экономики. – 2019. – № 3. – С. 89–99.
28. Майоров А.  Проблемы и риски концентрации властных полномочий в системе управления образованием // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество: коллективная монография / Ян де Гроф, С. В. Янкевич, М. Л. Агранович, А. А. Беликов и др. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – С. 107-114.
29. Масликов В. И. Универсум: Общая теория управления. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2015. – 910 с.
30. Материальная база образовательных организаций, осуществляющих подготовку по основным программам общего образования. Опубликован: 01 марта 2023 // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f8c3662a6fa223fb7c697d606ae27a19/download/5596/ (дата обращения: 25.06.2023).
31. Министерство цифрового развития Белгородской области: итоги работы в 2022 году и планы на 2023 г. // Цифровая Россия. – URL: https://d-russia.ru/ministerstvo-cifrovogo-razvitija-belgorodskoj-oblasti-itogi-raboty-v-2022-godu-i-plany-na-2023-j.html (дата обращения 11.03.2023).
32. Минчичова В. Россия в Индустрии 4.0 // Молодой учёный. – 2020. – № 24 (314). – С. 196-198.
33. Муратова, Ф. А., Цифровизация как важный этап модернизации современной школы /— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 379-380
34. Общая информация // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/o-rosobrnadzore/obshhaya-informacziya/ (дата обращения: 08.07.2023).
35. Осипова О. П. Поддуба С. Г. Цифровая образовательная среда в практике деятельности общеобразовательных организаций // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2022. – Т. 5. – № 3. – С. 144-162.
36. Осипова О.П., Крылова А.П. Инновации в педагогическом процессе цифровизации образования/ Актуальные проблемы развития экономики и управления в условиях новой реальности: материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Королькова; Моск. Ун-т им. С.Ю. Витте [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю.Витте», 2023. – 1036 с. С. 1006-1014]
37. Отчет о проведении мониторинга качества оказания государственных и муниципальных услуг в исполнительных органах государственной власти Ивановской области и органах местного самоуправления муниципальных // Департамент развития информационного общества Ивановской области. – URL: https://it.ivanovoobl.ru/departament/o-departamente/zadachi-i-funktsii-strukturnykh-podrazdeleniy/Отчет%20ОУ_2022_Ивановская%20область_2%20этап_V2%20(2).docx (дата обращения 10.07.2023).
38. Панченко А. Б. Структура системы управления образованием в России // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2021. – №2 (71). – С. 55.
39. Паскова А. А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2021. – № 4. – С. 100-106.
40. Паспорт стратегии Цифровая трансформация образования. Опубликован: 15 июля 2021 // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/267a55edc9394c4fd7db31026f68f2dd/download/4030/ (дата обращения: 15.05.2023).
41. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 885 // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2020/11/postanovlenie_pravitelstva_rf_n_885.pdf (дата обращения: 30.08.2023).
42. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Опубликован: 01 августа 2018 г. // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/6c9bc4f66210ee317ff39e861276f36e/ (дата обращения: 24.09.2023).
43. Постановление Правительства РФ от 03.04.2021 N 542 (ред. от 01.07.2023) «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915» // Официальное опубликование правовых актов. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104130046 (дата обращения: 01.10.2023).
44. Презентация «Оценка результатов проведения эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». Опубликован: 31 июля 2023 г. // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/5fcd89a4af0b428e8189314120a9c5c3/download/6047/ (дата обращения: 02.09.2023).
45. Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2022 г. N 771 «Об утверждении методики расчета показателей в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» - Текст : электронный // ИПП «Гарант.ру» : [сайт]. - URL: https://internet.garant.ru/#/document/405549077 (дата обращения: 15.09.2023 г.)]
46. Приказ Минпросвещения России от 26.08.2022 N 771 «Об утверждении методики расчета показателей в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-26082022-n-771-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 02.09.2023).
47. Приказ Минпросвещения России от 27 января 2023 года № 61 «Об утверждении Положения о Департаменте цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения Российской Федерации». Опубликован: 02 февраля 2023 // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b927fa1aa51599ee759c18c54d14fbac/download/5541/ (дата обращения: 07.09.2023).
48. Приказ Минцифры России от 18.11.2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации “Цифровая трансформацияˮ» // Цифровая Россия. – URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/12/prikaz_mc_18_11_2020_600_pdf (дата обращения: 21.05.2023).
49. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей // Институт образования. – URL: https://ioe.hse.ru/fao_distant (Дата обращения: 12.10.2023).
50. Протокол от 1 августа 2022 года № 1-НМС/ЭОР заседания Научно-методического совета по электронным образовательным ресурсам. Опубликован: 10 августа 2022 // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL:https://docs.edu.gov.ru/document/ec5352b65ed23ff3c21605fae479312f/download/5101/ (дата обращения: 08.08.2023).
51. Психологические особенности поколения Z // Третьяковские уроки. – URL: http://mansa-uroki.blogspot.com/2016/04/z_12.html (дата обращения: 08.10.2023).
52. Рабинович П. Д., Заведенский К. Е. Образование из будущего ФГОС 4.0 – первый цифровой // Образовательная политика. – 2020. – №3 (83). – С. 60-73.
53. Распоряжение Минпросвещения России от 01.09.2021 N Р-210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования» // КонсультатнПлюс. – URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_396875/ (дата обращения: 24.09.2023).
54. Региональный проект «Информационная безопасность (Ивановская область)» // Департамент развития информационного общества Ивановской области. – URL: https://it.ivanovoobl.ru/departament/o-departamente/zadachi-i-funktsii-strukturnykh-podrazdeleniy/RP_Cifrovye_texnologii__(Ivanovskaya_oblast).pdf (дата обращения 10.10.2023).
55. Региональный проект «Информационная инфраструктура (Ивановская область)» // Департамент развития информационного общества Ивановской области. – URL: https://it.ivanovoobl.ru/departament/o-departamente/zadachi-i-funktsii-strukturnykh-podrazdeleniy/RP_Informacionnaya_infrastruktura_(Ivanovskaya_oblast)%20(1).pdf (дата обращения 10.10.2023).
56. Региональный проект «Кадры для цифровой экономики (Ивановская область)» // Департамент развития информационного общества Ивановской области. – URL: https://it.ivanovoobl.ru/departament/o-departamente/zadachi-i-funktsii-strukturnykh-podrazdeleniy/RP_Kadry_dlya_cifrovoj_ekonomiki_(Ivanovskaya_oblast)%20(1).pdf (дата обращения 10.10.2023).
57. Региональный проект «Цифровое государственное управление (Ивановская область)» // Департамент развития информационного общества Ивановской области. – URL: https://it.ivanovoobl.ru/departament/o-departamente/zadachi-i-funktsii-strukturnykh-podrazdeleniy/RP_Cifrovoe_gosudarstvennoe_upravlenie_(Ivanovskaya_oblast).pdf (дата обращения 10.10.2023).
58. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2022. Отчеты МСИ // ФИОКО. – URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Отчет_общероссийская%20оценка%20по%20модели%20PISA-2022%20(2).pdf (дата обращения: 04.03.2023).
59. Реутов В. Е. Цифровая зрелость как стратегический приоритет системы государственного управления // Устойчивость экосистем в условиях цифровой нестабильности: Сборник трудов международной научно-практической конференции, Симферополь, 30 мая 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2022. – С. 538-540.
60. Сведения об абонентах ШПД (статистические данные) // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. – URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/svedeniya-ob-abonentah-shpd-2021.xls (дата обращения: 01.09.2023).
61. Сведения об образовательных организациях, осуществляющих подготовку по основным программам общего образования. Опубликован: 01 марта 2023 // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8d899292e2737350cfbccbee1062f3cc/download/5595/ (дата обращения: 23.09.2023).
62. Сидорова И.  Риски смещения полномочий в образовании с муниципального на государственный уровень // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. С. В. Янкевич. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. – С. 122-130.
63. Системный подход в управлении предприятиями: монография / В. М. Матиашвили, В. Г. Рождественский, Т. И. Ермакова и др. – Нижний Новгород: Нижегород. гос. тех. ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2018. – 204 с.
64. Современная «цифровая» дидактика / И. М. Реморенко, Е. Д. Патаракин, В. В. Гриншкун, Б. Б. Ярмахов. — Москва : ООО «Грин Принт», 2022. — 136 c. — Текст : непосредственный
65. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Казаков А. Е., Чигрина С. Г. Модель оценки цифровой зрелости общего образования: методологические основания и технологии разработки // Перспективы науки и образования. – 2023. – № 4 (64). – С. 10-27.
66. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Чигрина С. Г. Электронные образовательные ресурсы как дидактический инструмент цифровой трансформации общего образования: проблемы использования // Перспективы науки и образования. – 2022. – № 5 (59). – С. 518-532.
67. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина // Серия коллективных монографий. – М: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - Текст : электронный // НИУ ВШЭ : [сайт]. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 15.04.2023 г.).
68. Уваров А.Ю., Модель цифровой школы и цифровая трансформация образования // Исследователь. – 2019. - № 1-2. – URL: model-tsifrovoy-shkoly-i-tsifrovaya-transformatsiya-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 23.09.2023), с. 23.
69. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальное опубликование правовых актов. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 24.09.2023).
70. Улыбина О. В., Хахалкина У. В., Домничев Д. Ю., Гончарова О. В., Баринов С. В. Инклюзивность как одно из направлений современной практической педагогики // Московский экономический журнал. – 2023. – №1. – С. 572-579.
71. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» - Текст : электронный // ИПП «Гарант.ру» : [сайт]. - URL: https://internet.garant.ru/#/document/70291362 (дата обращения: 15.09.2023 г.).
72. Федеральный институт оценки качества образования // Официальный сайт. URL: https://fioco.ru/ (дата обращения: 22.08.2023)
73. Франтасов Д. Н. Цифровая зрелость как основа стратегического развития и цифровой трансформации образовательных организаций / Д. Н. Франтасов, А. В. Балановская // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 2(208). – С. 57-64.
74. Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти // Федеральное государственное автономное научное учреждение ЦИТиС. – URL: https://citis.ru/citis_about.html (дата обращения: 09.08.2023).
75. Челябинская область: «Межмуниципальные проектные группы – ресурс обмена практиками в рамках эффективного управления качеством образования» // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. – URL: https://obrnadzor.gov.ru/novosti-regionov/chelyabinskaya-oblast-mezhmuniczipalnye-proektnye-gruppy-resurs-obmena-praktikami-v-ramkah-effektivnogo-upravleniya-kachestvom-obrazovaniya/ (дата обращения: 22.05.2023).
76. Шклярова О.А., Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч.тр./XII Международная науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020. в 2 ч. Ч.1. – 768 с; Ч. 2. – 801 с. – М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. (отв. ред. Воровщиков С.Г., Шклярова О.А.)
77. Янкевич С., Княгинина Н.  Многоуровневое управление образованием в России: проблемы распределения полномочий // Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество / под ред. Я. де, С. В. Янкевич; Высшая школа экономики. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. С. 114–121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ