Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЭРОБИКИ И ТЕМПЕРАМЕНТА КАК СВОЙСТВА
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Аэробика как вид физической активности 5
1.1.1 История возникновения и развития аэробики 7
1.1.2 Влияние занятий аэробикой на организм человека 9
1.1.3 Базовая (классическая) аэробика. Основы технической подготовки 10
1.2 Темперамент как свойство нервной системы 13
1.2.1. Понятие о темпераменте 13
1.2.2 Тип высшей нервной деятельности как основа темперамента 17
1.2.3 Темперамент и индивидуальность 20
1.2.4 Определение типа темперамента по методу Айзенка 27
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 32
3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АЭРОБИКОЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ
ТЕМПЕРАМЕНТА 31
3.1 Результаты анкетирования «Типы темперамента студенток, занимающихся аэробикой» 33
3.2 Сравнительный анализ специальной физической подготовленности студенток,
занимающихся аэробикой с различным типом темперамента 34
ВЫВОДЫ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 47
Актуальность. Занятия физической культурой в вузе - одна из важных составляющих гармонично развитой личности. НИ ТГУ - один из немногих вузов, где студенты имеют возможность выбора избранных видов физкультурно-оздоровительных технологий в учебном процессе по физической культуре. Одной из таких физкультурнооздоровительных технологий является оздоровительная аэробика. Музыкальное сопровождение в разных стилях, высокая эмоциональность, различная хореография движений - все это позволяет разнообразить занятия со студентами и улучшает их эффективность (Солодовник Е.М., Неповинных Л.А., 2020). Мотивацией к занятиям аэробикой у студенческой молодежи является понимание, что средствами аэробики можно повысить уровень здоровья, поддержать физическую форму, улучшить координацию движений, научиться красиво двигаться, повысить самооценку. Аэробика - одно из наиболее танцевальных, эмоциональных и зрелищных направлений оздоровительной гимнастики (Гончарова Н.В.,2021). Возникает необходимость построения и осуществления тренировочного процесса по аэробике не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом способов организации деятельности занимающихся, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы, а именно - темперамента студенток Свойства данного от природы темперамента могут приобретать различные корректировки в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность (Зубова А.А.,2022). . В нашем случае - это обучение в
вузе. При этом, изучение особенностей темперамента относится к разряду спорных и до конца не разрешенных тем в современной науке. Учет темперамента при занятиях аэробикой позволит эффективнее строить учебно-тренировочный процесс по аэробике, помогая тренеру-преподавателю расширить составляющие индивидуального подхода и определить методы работы с каждым занимающимся.
Цель исследования: выявить различия в специальной физической
подготовленности студенток, занимающихся аэробикой с учетом типа темперамента.
Задачи исследования:
1. Изучить на основе анализа научно-методической литературы теоретические аспекты аэробики и темперамента как свойства нервной системы.
2. Провести анкетирование и определить распределение по типам темперамента студенток, занимающихся аэробикой.
3. Провести сравнительный анализ специальной физической подготовленности студенток, занимающихся аэробикой с учетом типа темперамента.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс физического воспитания студенток, занимающихся аэробикой.
Предмет исследования: показатели специальной физической подготовленности студенток с учетом типа темперамента.
Гипотеза исследования: заключалась в предположении о том, что показатели специальной физической подготовленности студенток с учетом типа темперамента будут отличаться за период одного года посещения учебно-тренировочных занятий по аэробике.
Практическая значимость:
Результаты сравнительного анализа специальной физической подготовленности студенток, занимающихся аэробикой, с учетом типа темперамента можно применять в учебно-тренировочном процессе по физической культуре в образовательных учреждениях и фитнес-клубах.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, 6 таблиц, 2 рисунков, выводов, списка используемой литературы и приложений.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что свойства данного от природы темперамента могут претерпевать различные корректировки в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность. В случае проведенного нами исследования - это обучение в вузе. Учет темперамента при занятиях аэробикой позволит эффективнее строить учебно-тренировочный процесс по физической культуре, помогая тренеру- преподавателю расширить составляющие индивидуального подхода и определить методы работы с каждым занимающимся.
2. По результатам анкетирования (по опроснику Айзенка) 26% студенток,
занимающихся аэробикой, являются холериками, 33% - меланхоликами, 25% -
сангвиниками и 16% - флегматиками.
3. После завершения педагогического эксперимента сангвиники показали
лучший результат в тесте на быстроту, хотя различие с остальными группами не является статистически значимым (p>0,05). По результатам степ-теста Кэрша лучший результат у флегматиков, достоверное различие (р<0,05) наблюдалось в сравнении со всеми остальными группами. Меланхолики продемонстрировала большой прирост показателей в данном контрольном упражнении с 133,6±26,6 уд. в мин. до 114,1±23,8 уд. в мин. Холерики показали лучший результат в тесте «повороты на гимнастической скамье» на определение динамического равновесия - 6,2±0,1 сек., достоверные отличия (p<0,05) наблюдались в сравнении с группой сангвиников и меланхоликов. Флегматики в данном тесте продемонстрировали устойчивую тенденцию улучшения показателей
динамического равновесия с 8,6±2,5 сек до 6,7±2,3 сек. При сравнении результатов тестирования силовой выносливости мышц ног и брюшного пресса и гибкости различных типов темперамента, выявлена однородность групп. Однако наилучший результат в силовом тесте выявлен в группе флегматиков 108,3±25,6 сек, а лидеры по результату до эксперимента - меланхолики наоборот оказались с наименьшим показателем 87,8±18,4 сек. В тесте на гибкость позвоночника и подвижности тазобедренных суставов лучший результат показали флегматики 62,9±18,3 см.