Оглавление: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы адаптации молодых специалистов в организации 7
1.1 Сущность, цели, функции и задачи процесса адаптации молодых
специалистов в организации 7
1.2 Классификация методов, применяемых в процессе адаптации молодых
специалистов в организации 18
Глава 2. Теоретические основы содержания и методов организации наставничества для адаптации персонала 24
2.1 Понятие и основные функции наставничества 24
2.2 Современные методы наставничества для адаптации молодых
специалистов в организации 30
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы
наставничества в ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» в г.Томске 36
3.1 Краткая характеристика компании 36
3.2 Качественный анализ состава и движения персонала. Особенности
организационной культуры 41
3.3 Анализ действующей на предприятии системы адаптации персонала.
Постановка проблемы наставничества в организации 47
3.4 Рекомендации по совершенствованию системы наставничества в
процессе адаптации молодых специалистов в организации 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
С каждым годом возрастает количество молодых специалистов, только- только закончивших высшие учебные заведения. Исходя из этого, следует отметить, что большинство из них желает устроиться на работу в успешную компанию, которая мгновенно примет их и поможет, предложив эффективную программу адаптации на новом рабочем месте. Ведь без наличия начального этапа, процесса адаптации, новичок, скорее всего, не сможет полностью погрузиться в атмосферу, царящую в компании, не сможет понять её цели, стратегии на дальнейшее развитие, не сможет до конца разобраться в своих трудовых обязанностях, а в некоторых случаях ему даже не удастся наладить отношения в коллективе. Но когда молодые люди устраиваются на работу, их мечты и желания не совпадают с реальностью, так как большинство организаций просто закрывает глаза на адаптацию, пропуская её и полагая, что это совершенно ненужный этап.
Процесс адаптации молодых специалистов в организации отличается своей сложностью от процесса адаптации обычного сотрудника, который уже работал в какой-либо компании до этого момента. Сложность состоит в том, что период адаптации связан с изменением условий и характера деятельности новичка, социальной роли и окружения.
Важно и то, что молодой специалист вступает в новую среду незнакомых ему ранее людей. Людей, у которых выработаны свои привычки, особенности, наклонности и, возможно, модели поведения, неприсущие новичку. При этом молодой специалист знакомится с организационной культурой, с правилами и уставами, которые впредь не следует нарушать.
С точки зрения экономического и управленческого аспекта проблемы актуальность данной темы заключается в том, что сегодня кадровый менеджмент является одним из главных направлений успешной деятельности каждой организации, и именно поэтому вопрос удержания кадров для многих является очень значительной проблемой, с которой, к сожалению, не всегда
справляются даже успешные и профессиональные HR-менеджеры.
Современная экономическая ситуация кардинально изменила подход к управлению человеческими ресурсами. Мы живём в век процветания цифровых технологий и информации. Наш мир постоянно меняется. Под влиянием этих изменений и возникновением новых условий трансформируется и персонал, а также профессиональные знания и навыки, необходимые для каждой конкретной отрасли. Люди чувствуют на себе влияние цифровизации, постоянное развитие социальных сетей и автоматизации. При этом спрос и предложение на рынке труда развиваются гораздо быстрее, чем прежде.
Все эти факторы напрямую влияют на работу и роль менеджера по персоналу в компаниях и на то, какие HR-технологии и средства будут использовать впоследствии. Ведь известно, что экономическая эффективность организации зависит не только от поиска и отбора персонала, но и от того, какое внимание уделяет руководство организации процессу адаптации новых сотрудников.
В свою очередь, чтобы выжить в сегодняшних условиях, каждая компания должна не переставая развиваться, а также организациям необходимо выработать такое полезное качество, как адаптация к постоянно изменяющимся технологиям. Следовательно, процесс адаптации новых сотрудников неразрывно связан с процессом адаптации организаций в условиях цифровизации.
...
В ходе проведенного нами исследования была достигнута цель работы - разработаны рекомендации по усовершенствованию системы наставничества в компании H&M.
Для того, чтобы достичь данную цель, нами были выполнены следующие задачи:
1. Изучены теоретические основы управления адаптацией молодых специалистов в организации
Определено понятие адаптации молодых специалистов, выявлена сущность процесса адаптации, его цели, функции и задачи. Также показана классификация методов, применяемых в процессе адаптации молодых специалистов в организации.
2. Выявлены особенности системы наставничества в организации
Рассмотрено понятие наставничество, определены его основные функции и показаны современные методы наставничества для адаптации молодых специалистов в организации.
3. Рассмотрен процесс адаптации молодых специалистов в компании H&M через извлечение информации из различных источников
Установлено, что процесс адаптации молодых специалистов в магазине не отличается своей сложностью. За молодым специалистом закрепляется наставник, который осуществляет адаптационные мероприятия в соответствии со специальной краткой программой по введению в должность и адаптации.
Определено, что программа адаптации в ООО «Эйч энд Эм Хеннес энд Мауриц» разрабатывается на основе положения об адаптации новых сотрудников, в котором прописывается программа адаптации.
Адаптационный период к условиям нового места работы происходит у всех сотрудников, независимо от их должностной категории и имевшегося
ранее опыта работы. Молодой специалист приравнивается к обычному новому сотруднику, таким образом, процесс адаптации проходит в равных для всех условиях.
4. Выявлены проблемы использования системы наставничества для адаптации молодых специалистов в компании «H&M»
Выявлено, что в организации H&M имеется корневая проблема - отсутствие структурированной системы адаптации молодых специалистов и системы наставничества, которая как раз в ней и используется.
Мы решили построить дерево проблем, исходя из которого определен ряд других проблем:
-процесс адаптации не стандартизирован;
-отсутствуют вспомогательные инструменты для наставников;
-отсутствует программа обучения наставников.
5. Разработаны рекомендации для системы наставничества в компании «H&M»
Во-первых, нами была предложена карта профессиональных и личностных качеств будущего наставника. В ее содержание входят обязательные критерии отбора наставника, а также 20 профессиональных компетенций и личностных качеств, степень выраженности которых необходимо определить у будущего наставника (см. Приложение В). Благодаря данной карте упрощается задача отбора наиболее эффективного наставника, вследствие чего происходит качественное обучение должностным обязанностям молодого специалиста в процессе адаптации.
...
1. Kram K. (1985). «Improving the mentoring process». Training and Development Journal, Vol. 44, pp. 40-43
2. Адаптация молодых специалистов: особенности категории новичков https://www.hr-director.ru/article/65927-qqq-16-m3-adaptatsiya- personala-molodye-spetsialisty?ustp=W
3. Адаптация на рабочем месте: правила выживания / Юрий Вировец. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 297, [1] с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 9785-459-01736-6
4. Адаптация персонала: прогрмамма, примеры, внедрение https://www.gd.ru/articles/3549-adaptatsiya-personala
5. Арцер Т.В. Наставничество - как способ формирования и эффективного использования рабочей силы [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/45795
6. Ахметова С. Г. Новые образовательные технологии в организации неформального обучения персонала компаний // Креативная экономика. 2012. № 7. С. 98-104.
7. Багракова А.А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. — 2008. — No4. — С.296-311
8. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом /Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин.
• Екатеринбург : Академия, 2008. - 224 с.
9. Банько Н. А., Карташов Б. А., Яшин Н. С. / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Часть I: Учеб. пособие / ВолгГТУ, Волгоград, 2006.
• 96 с.
10. Бачин Д.А. Наставничество как метод обучения и развития персонала. [Электронный ресурс]//URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311
11. Бедяева Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 180 c
12. Безручко П.В. Система наставничества // Элитный персонал, 2015. №
34. С. 34-37.
13. Большаков А. С., Шлафман А. И., Михайлов В. И.. Современный менеджмент организаций: теория и практика /А. С. Большаков, А. И. Шлафман, В. И. Михайлов. Санкт-Петербург, Изд-во Политехнического ун-та 2014 - 370 с.
14. Бондаренко Н. Организация наставничества как бизнес-процесса // Кадровик, 2016. № 7(09). C. 25-30.
15. Володина, Н. А. Участники адаптационного процесса: их роли и задачи / Н. А. Володина // Справочник кадровика. - 2007. - №8. - С. 115-117.
... всего 50 источников