Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка конкурентной стратегии предприятия (Уральский государственный экономический университет)

Работа №194397

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

стратегический менеджмент

Объем работы93
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - СЦМК «Металлконструкт» (г. Екатеринбург).
Основной вид деятельности - изготовление и производство металлоконструкций.
Проведен анализ финансовых показателей за 2022-2024 годы.
Есть приложения.

Введение 3
1Теоретические основы конкурентной стратегии компании 7
1.1 Конкурентная стратегия предприятия: определение, понятия, сущность, типы и классификации 7
1.2 Процессы и подходы к разработке конкурентной стратегии предприятия 14
1.3 Параметры оценки результативности конкурентной стратегии компании 28
2 Анализ конкурентной стратегии ООО «СЦМК Металлконструкт» 32
2.1 Организационно-экономический анализ ООО «СЦМК Металлконструкт» 32
2.2 Характеристика факторов конкурентной среды ооо «СЦМК Металлконструкт» 49
2.3 Анализ конкурентной стратегии ООО «СЦМК Металлконструкт» 65
3 Рекомендации для разработки конкурентной стратегии предприятия 70
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложение А Пример матрицы General Electric (GE) / McKinsey………..93
Приложение Б Расчет по матрице General Electric (GE) / McKinsey ..94

В условиях быстро меняющегося современного рынка, характеризующегося высокой динамичностью, нестабильностью и усилением конкуренции, предприятиям необходимо не только поддерживать устойчивость своего положения, но и активно развивать конкурентные преимущества для сохранения и улучшения текущих позиций.
Разработка инновационной конкурентной стратегии становится одним из ключевых факторов успеха в долгосрочной перспективе.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью усиления позиций российских компаний на мировом рынке в контексте глобализации, внедрения цифровых технологий и растущей нестабильности внешней среды. В современном мире недостаточно просто производить качественные товары и услуги, необходимо также активно взаимодействовать с потребителями, быстро реагировать на их запросы и подстраиваться под меняющиеся условия рынка. Стратегия предприятия должна быть выбрана на основе всестороннего анализа предприятия, основываясь на ее сильных сторонах.
Проблематика конкурентоспособности и стратегического управления на предприятии на протяжении многих лет находится в центре внимания многих ученых и исследователей. Данную тему в своих работах осветили такие ученые, как М. Портер, выделивший основные типы конкурентных стратегий - лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование; И. Ансофф, предложивший матрицу стратегического выбора; Г. Минцберг, систематизировавший подходы к стратегии. Среди российских авторов можно отметить работы А.А. Томпсона, А.Н. Петрова, В.Д. Щевченко, И.И. Мазур, которые адаптировали западные подходы к условиям российской экономики.
Целью работы является анализ и изучение различных методов конкурентного анализа и стратегического планирования, на основании которых, будет произведена разработка стратегии для определенной компании, учитывая существующие ресурсы предприятия и внешнюю ситуацию на рынке.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие исследовательские задачи:
- проанализировать теоретические основы конкурентоспособности предприятия и сделать анализ внешней и внутренней среды предприятия.
- рассмотреть инструменты и этапы, используемые в разработке стратегии для достижения конкурентных позиций на рынке.
- выставить параметры для оценки результата разработанной и выбранной стратегии, а также, оценить организационные и экономические стороны выбранного предприятия.
- изучить текущие показатели конкурентоспособности компании, в результате анализа которых, сформировать конкурентную стратегию предприятия, а затем оценить ее результативность.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «СЦМК Металлконструкт», функционирующее в отрасли изготовления и производства металлоконструкций в Екатеринбурге на заказ, предлагая как типовые решения, так и нестандартные изделия по чертежам заказчика или собственным проектам.
Предметом исследования выступает система стратегического управления конкурентоспособностью данного предприятия, а также совокупность организационно-экономических методов и инструментов реализации конкурентной стратегии предприятия.
В ходе работы были применены следующие инструменты анализа данных: PEST-анализ, SWOT-анализ, модель пяти сил Портера, оценка ключевых компетенций, а также проведен финансово-экономический анализ организации.
Новизна данного исследования достигается за счет всестороннего анализа и комплексного подхода к процессу при создании конкурентоспособной стратегии. Проанализирована внешняя и внутренняя среда предприятия, с последующей адаптацией классических стратегических моделей к специфике деятельности ООО «СЦМК Металлконструкт», функционирующего в сегменте производства металлоконструкций.
В рамках работы предложены практико-ориентированные рекомендации по усилению конкурентных позиций предприятия за счет внедрения гибкой конкурентной стратегии, основанной на сочетании элементов дифференциации и адаптации под индивидуальные требования клиентов.
Нормативно-правовая база исследования включает: нормативные и законодательные акты РФ, отраслевые стандарты и положения, внутренние регламенты предприятия, научно-исследовательские работы и издания в сфере разработки и реализации конкурентных стратегий на предприятии, а также финансовая и управленческая база ООО «СЦМК Металлконструкт».
Содержание работы включает в себя три главы, которые включают в себя: введение, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении описывается общая структура работы, а также актуальность выбранной темы, формулируются основные цели и задачи научно-исследовательской работы, описывается объект, предмет исследования, обосновываются методы исследования, применяемые для решения проблем выбранной организации.
В первой главе подробно описаны теоретические аспекты создания конкурентной стратегии для современных предприятий. В ней анализируются подходы конкурентоспособности и существующие виды конкурентных стратегий.
В главе два, проводится анализ деятельности предприятия и оценка его положения на рынке среди других игроков. Описывается подробный анализ внешней и внутренней среды, анализируется актуальная стратегия выбранной компании, дается оценка сильным и слабым сторонам, возможностям и угрозам.
В третьей главе рассматривается процесс формирования конкурентоспособной стратегии для компании. На основе проведенного анализа формулируются стратегические рекомендации, разрабатывается новая конкурентная стратегия и план её реализации. После чего рассчитывается эффективность предложенных рекомендаций.
В заключении подводится итог всей работы, обобщаются основные моменты, а также описывается оценка практической направленности предложенной конкурентной стратегии.
Таким образом, данная дипломная работа направлена на практическое применение теоретических знаний, полученных в рамках обучения специальности «Менеджмент» с целью повышения эффективности и конкурентоспособности предприятия ООО «СЦМК Металлконструкт».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сегодняшние компании работают в условиях быстро меняющейся и нестабильной рыночной обстановки, где множество фирм предлагают схожие товары и услуги. В такой среде для того, чтобы быть успешными и конкурентоспособными, бизнесу необходимо выстраивать продуманную стратегию, направленную на выявление и развитие собственных сильных сторон, которые помогут занять прочное положение среди конкурентов. Стратегический выбор определяется как внутренними ресурсами и преимуществами компании, так и целями, которых она стремится достичь в долгосрочной перспективе.
Разработка стратегии конкурентного развития включает несколько важнейших шагов. Сначала проводится тщательное изучение целевого рынка и внешних факторов — как на макро-, так и на микроуровне. Затем оцениваются внутренние ресурсы и конкурентные возможности организации. На основе полученных данных формируются различные варианты стратегии, из которых выбирается наиболее подходящий. На всех этих этапах применяются различные инструменты анализа, включая методы оценки рыночной позиции и внутренних ресурсов, позволяющие выработать эффективный план для повышения устойчивости компании на рынке.
Оценка того, насколько эффективно реализуется выбранная стратегия, строится обычно по трем направлениям. Во-первых, анализируется общая результативность деятельности предприятия. Во-вторых, оценивается, насколько успешно достигнуты поставленные стратегические цели. В-третьих, проводится сопоставление результатов с заранее установленными критериями. Для этих целей используют такие инструменты, как система сбалансированных показателей (BSC), экспертные методы и GAP-анализ.
Комплексное применение различных методов позволяет своевременно выявлять слабые места в стратегии и корректировать курс, что способствует улучшению управленческих решений и достижению устойчивого развития компании.
Объектом исследования является компания ООО «СЦМК Металлконструкт», работающая в Екатеринбурге и специализирующаяся на производстве металлоконструкций по индивидуальным заказам и типовым проектам.
Цель исследования — анализ подходов к стратегическому управлению конкурентоспособностью данной компании, а также изучение применяемых ею организационно-экономических инструментов для реализации конкурентной стратегии.
В процессе анализа рыночного положения предприятия использовались разнообразные методы: SWOT-анализ, PEST-анализ, модель пяти конкурентных сил Майкла Портера, а также оценка ключевых компетенций, финансовые расчеты, сравнительный и экспертный анализ. В результате была определена структура конкурентной среды, в которой действует ООО «СЦМК Металлконструкт», и выявлены основные игроки.
Финансовая оценка предлагаемых мероприятий показывает, что общий бюджет их реализации составляет 21 932 000 руб., а ожидаемый финансовый результат 10 000 000 руб. Экономическая эффективность составляет 1,46. Это подтверждает рациональность предложенной стратегии и ее экономическую целесообразность. Внедрение предложенных мер позволит компании существенно укрепить свои позиции на рынке металлоконструкций и повысить свою конкурентоспособность.
Для реализации конкурентной стратегии ООО «СЦМК Металлконструкт» и повышения ее эффективности были предложены следующие рекомендации: наращивание инвестиций в технологии, включая возможность привлечения внешнего финансирования, а также оптимизация производственных процессов путём внедрения современного оборудования, в том числе из Китая; строительство нового производственного цеха и запуск новых продуктовых линеек. Важно также усилить маркетинговую активность для эффективного продвижения продукции и привлечения клиентов. Предложенная стратегия является обоснованной, а вложения, по предварительным расчётам, должны окупиться в достаточно короткие сроки.



1. Абрамов В. С., Абрамов С. В. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2024. — 435 с.
2. Аналитики ждут снижения ключевой ставки со второй половины 2025 года // Ekb.cian.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://ekb.cian.ru/novosti-banki-zhdut-snizhenija-kljuchevoj-stavki-so-vtoroj-poloviny-2025-goda-338591/ (дата обращения: 30.05.2025).
3. Анализ рынка. Dgroup.ru. [Электронный ресурс]. — URL: https://drgroup.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/Demo.Analiz-rynka-obschestvennogo-pitaniya-v-Ekaterinburge-v-Rossii.pdf (дата обращения: 30.05.2025).
4. Горбунова О. А., Калашникова Е. А. Стратегия развития предприятия как способ повышения эффективности его деятельности // Вестник Международного института рынка. — 2023. — № 2. — С. 22–28.
5. Деловая среда СБЕР // Dasreda.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://dasreda.ru/media/for-managers/organizatsionnaya-struktura-predpriyatiya/ (дата обращения: 30.05.2025).
6. Еремеева Н.Г. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов Москва: Юрайт, 2025г. Страница 36.
7. Зачем нужен анализ доли рынка — vc.ru. О маркетинге просто [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/id1356510/560833-zachem-nuzhen-analiz-doli-rynka (дата обращения: 30.05.2025).
8. КонсультантПлюс. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений : URL : https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.05.2025).
9. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ: учебное пособие. — Москва: Юрайт, 2023.
10. Котлярова И. В. Стратегический анализ конкурентной среды предприятия: учебное пособие. — Москва: КноРус, 2024. — 192 с.
11. Карпова С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для вузов. — Москва: Юрайт, 2023. — 408 с.
12. Куракова Ч. М., Сафиуллин Н. А. PEST-анализ цифровой трансформации государственного управления // Вестник Казанского государственного аграрного университета. — 2021. — № 1. — С. 125–129.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга [Электронный ресурс]. — URL: https://msksale.group/wpcontent/uploads/2016/09/Основы_маркетинга_Котлер_Ф.__пер_с_англ_1991_-651с.pdf (дата обращения: 30.05.2025).
14 Конкурентная стратегия // Unisender [Электронный ресурс]. — URL: https://www.unisender.com/ru/glossary/chto-takoe-konkurentnye-strategii-i-ih-vidy/ (дата обращения: 30.05.2025).
15. Кондаков Н. А., Головина А. Н. Конкурентоспособность в современных условиях: факторы влияния, методы измерения, способы усиления // Вестник Уральского государственного экономического университета. – 2023. – № 6. – С. 290–295. – URL: https://vaael.ru/article/view?id=3568 (дата обращения: 20.05.2025).
16. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник для вузов — Москва : Юрайт, 2025. Страница 15.
17. Максимцев И. А. Управление конкурентоспособностью: учебник для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Юрайт, 2025.
18. Макроносов А. Г., Маврина И. Н. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 194 с.
19. Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Дж. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / пер. с англ. — Москва: Олимп-Бизнес, 2011. — 416 с.
20. М. Портер. Znanium.ru. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. — URL: https://znanium.ru/catalog/document?id=385877 (дата обращения: 30.05.2025).
21. М. Портер.URSS.ru. Конкурентная стратегия / М. Портер. — URL: https://urss.ru/PDF/add_ru/194535-1.pdf (дата обращения: 30.05.2025).
22. Н. М. Розанова. URAIT.ru. Конкурентные стратегии современной фирмы / Н. М. Розанова. — URL: https://urait.ru/bcode/434039 (дата обращения: 30.05.2025).
23. Налог на прибыль: изменения с 2025 года // Astral.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://astral.ru/articles/nalogi/51164/ (дата обращения: 30.05.2025).
24. ООО «СЦМК Металлконструкт» // Spark [Электронный ресурс]. — URL: https://spark-interfax.ru/system/home/card#/company (дата обращения: 30.05.2025).
25. ООО «СЦМК МЕТАЛЛКОНСТРУКТ» // Checko.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://checko.ru/company/1169658065499/finances/accounting (дата обращения: 30.05.2025).
26. Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент: видение, цели, изменения: учебник. — Москва: Юрайт, 2023.
27. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / пер. с англ. И. Минервин; науч. ред. О. Нижельская. — 7-е изд. — Москва: Альпина Бизнес Бук, — 452 с.
28. Погодина Т. В. Финансовый менеджмент: учебник и практикум для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2023. — 259 с.
29. Панорама // Panram.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://www.panram.ru/partners/news/rynok-metalloprokata-i-proizvodstvo-metalloprokata-v-rossii/ (дата обращения: 30.05.2025).
30. Параметры оценки результативности конкурентной стратегии компании // Spravochnick.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://spravochnick.ru/ (дата обращения: 30.05.2025).
31. Розанова Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для вузов. — Москва: Юрайт, 2023. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05140-7.
32. Розанова Н. М. Конкурентные стратегии современной фирмы: учебник и практикум для вузов. — Москва: Юрайт, 2023. — 343 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05140-7. — Текст: электронный. — URL: https://urait.ru/bcode/512356 (дата обращения: 30.05.2025). Юрайт+4nnov.hse.ru+4rgust.ru+4
33. Рынок металлопроката в России // Vestnik-rm.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://vestnik-rm.ru/articles/kalejdoskop/rynok-metalloprokata-v-rossii (дата обращения: 30.05.2025).
34. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 11-е изд., перераб. и доп. — Минск: Новое знание, 2023. — 528 с.
35 Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: учебное пособие для вузов. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. — 639 с.
36. Степанова Г. Н., Бирюков В. А., Ливсон М. В. Стратегический менеджмент: учебник. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 261 с.
37. Сухарев П. Н., Григоренко А. С. Метод SWOT-анализа: его преимущества и недостатки // Экономика и предпринимательство. — 2023. — № 1. — С. 85–90.
38. Скуба Р. В. Оценка стратегической эффективности организации / Р.В. Скуба, А.Г. Чернышев // Столыпинский вестник. - 2021. - Т. 3. - Nº 3. -
C. 313-320.
39. Сбер аналитика // Sbercib.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://sbercib.ru/publication/klyuchevaya-stavka-2025 (дата обращения: 30.05.2025).
40. Специфика антимонопольного регулирования в металлургической отрасли в 2021 г. // Metalinfo.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://www.metalinfo.ru/ru/news/125978 (дата обращения: 30.05.2025).
41. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — Москва: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2017. — 576 с.
42. Федеральная налоговая служба. Ставка налога на прибыль организаций изменилась с 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn27/news/tax_doc_news/15617353/ (дата обращения: 30.05.2025).
43. Чепурина М.Н "Курс экономической теории". Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. Издательство "АСА".
44. Что важно знать о защите интеллектуальной собственности в 2025 году? // VC.RU [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/legal/1781215-chto-vazhno-znat-o-zashite-intellektualnoi-sobstvennosti-v-2025-godu (дата обращения: 30.05.2025).
45. Что грозит за нарушение авторских прав в 2025 году? // Garant.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://cs-garant.ru/blog/chto-grozit-za-narushenie-avtorskih-prav-v-2025-godu/ (дата обращения: 30.05.2025).
46. Jackson, T. (2023). Levels of Strategy: Your Guide to Business Alignment. ClearPoint Strategy. Retrieved from https://www.clearpointstrategy.com/blog/levels-of-strategy
47. Pogodina V. Formation of a competitive development strategy for a transport and logistics company / V. Pogodina, A. Chistyakova, N. Ershova, N.
Fomenko, N. Danilochkina // Transportation Research Procedia. - 2022. - Nº 63. -
Р. 1595-1600.
48. Parkhuts, Y., & Ohdanska, O. D. (2023). Ensuring the Competitiveness of an Enterprise Based on Digital Transformation Models. Modernization and Innovation, 1–15.
49. Trubei, O., Koval, V., & Melnyk, A. Innovative Development of the Enterprise of the Future: Analysis of Prospects in Conditions of Economic Instability. International Journal of Organizational Leadership, 12(Special Issue). – 2023 - 21–36.
50. Vlasenko V. Formation of sustainable competitive advantages in the development of a construction company strategy based on value innovation / Vlasenko V// International Scientific and Technical Journal ECONOMICS AND MANAGEMENT OF REAL ESTATE. – 2023 - №3. С.2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ