Аннотация
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исторической памяти 13
1.1 Историческая память: сущность и структура 13
1.2 Современные направления изучения исторической памяти 19
Глава 2 Механизмы трансляции исторической памяти томичей о событиях Революции 1917 года и Гражданской войны 24
2.1 Отражение в сознании томичей знаний о событиях Революции 1917 года и
Гражданской войны 24
2.2 Памятные места и коммеморативные практики 29
2.3 Топонимика как особый вид коммемораций 35
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Приложение 1 48
Приложение 2 50
Важной проблемой современного общества является поиск социальных механизмов сохранения и актуализации исторической памяти. Механизмы исторической памяти включают в себя формы передачи информации (например, это может быть система образования, монументыили мемориальные доски на зданиях). Стабильность российского общества зависит, в том числе, от осознания обществом своего историко-культурного наследия. Одновременно с этим, фактором закрепления исторической памяти выступают социокультурные практики общественной жизни. Социокультурная практика в научной литературе рассматривается как общая стратегия реформирования образования, создания проектов и стандартов, ориентированных на приобщение каждого человека к культуре и саморазвитие его индивидуальности.
Историческая память обладает особенностью удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого вплоть до превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта, его фиксации в легендах, сказках, преданиях, географических названиях; она содержит знание о битвах, судьбоносных событиях, жизни и свершениях деятелей политики, науки, техники и искусства.
Распад СССР, становления нового государства - Российской Федерации, а также пересмотр и переосмысление событий исторического прошлого страны привели к проблеме формирования гражданской идентичности россиян. Под идентичностью, возможно, понимать принадлежность человека к различным культурным, национальным группам или общностям.
Еще одной проблемой является историческое примирение сторонников «красных» и сторонников «белых». Помимо того, что ведутся споры о виновности этих политических сил за человеческие утраты и за развязывание войны, дискуссионным остается вопрос о переосмыслении советского наследия, вплоть до возможного переименования улиц и демонтажа памятников.
В 2017 г. в нашей стране отмечалось 100-летие Революции 1917 года, что актуализирует данную проблему. В данном исследовании предпринимается попытка соединения теоретических основ изучения исторической памяти и основных механизмов ее передачи на конкретном историческом материале, что обуславливает новизну данной работы.
XX век в истории России открывается такими масштабными историческими событиями, как Революция 1917 года и Гражданская война, которые сказались на судьбах всех жителей страны. Революция 1917 года привела не только к смене политического строя в стране, но и к смене общественного, культурного и повседневного уклада жизни. События Гражданской войны важны для нас в том понимании, что в послереволюционной стране обострились политические, социальные и национальные противоречия, что привело к конфронтации сторон. Эти события удалены от современности, что актуализирует историческую память.
Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть основные механизмы формирования исторической памяти томичей о событиях Революции 1917 года и Гражданской войны.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
1. Выявить основные характеристики и сущность понятия историческая память;
2. Охарактеризовать подходы к исследованию исторической памяти с различных исследовательских позиций;
...
Механизмы формирования исторической памяти томичей имеют тесную связь с процессом национальной и региональной идентичности. В условиях информационного бума, шаговой доступности любой исторической информации, следует отметить актуальность сохранения исторической памяти о событиях Революции 1917 г. и Гражданской войны.
В результате проведенного исследования удалось выяснить, что понятие исторической памяти вариативно. Это вызвано тем, что проблемами исторической памяти занимаются не только историки, но и социологи, психологи, философы и др. Особенность исторической памяти заключается в ее формировании. Когда общество теряет возможность воспроизводить информацию о тех или иных событиях, появляются различные интерпретации фактов и событий, иными словами складывается образ о прошлом. Чем глубже общество будет осмыслять исторические события, тем весомее это будет откладываться в коллективной памяти.
Механизмы исторической памяти отвечают за трансляцию имеющихся в обществе исторических знаний. Они выступают в качестве системы образования, СМИ, устных коммуникаций и мест памяти. Необходимо отметить, что механизмы передачи испытывают на себе влияние идеологии, рынка и информационных технологий. Для актуализации памяти населения о том или ином событии, государство может задействовать все возможные рычаги для того, чтобы данное событие или явление стало значимым для населения. Чем дальше от нас период в истории, тем большие усилия необходимы для передачи и воспроизводства исторической памяти.
Изучение исторической памяти признается одним из значимых и основополагающих условий развития современного общества, в том числе и подрастающего поколения, и требует междисциплинарного подхода. Наибольшее внимание отечественные исследователи уделяют проблеме системы преподавания, роли музеев в современном обществе, особенностям коммеморативных практик и памятных мест, изучению топонимических названий.
В ходе анализа результатов анкетирования школьников 9-11 классов выяснилось, что знания по Гражданской войне носят расплывчатый характер. Годы войны и основных деятелей смогли указать лишь несколько человек. Все это приводит к мысли о том, что в школе учащимся необходимо формировать навыки и способность оценивания опыта прошлых поколений и своего собственного. Возможно, что на сегодняшний день лишь историческая память о Великой Отечественной войне остается единственным идентификатором сплочения граждан.
Анализ ответов опроса томичей привел к выводу о том, что основные участники Революции 1917 года и Гражданской войны сохраняются в памяти населения города Томска, но последствия Революции 1917 г. и Гражданской войны для развития страны оцениваются неоднозначно. Опрошенные достаточно хорошо знают имена выдающихся личностей, участвовавших в противостоянии, могут назвать даты Гражданской войны.
Наиболее действенными механизмами формирования исторической памяти признаются памятными места и коммеморативные практики, так как в настоящее время всю информацию можно узнать из интернет-пространства с помощью всевозможных гаджетов. Памятники, монументы, библиотеки, музеи, здания играют важную роль для актуализации исторической памяти. К сожалению, малая часть опрошенных знают о существовании в Томске памятных мест, связанных с Революцией 1917 г, и монументов связанных с Гражданской войной. Скорее всего, это связано с тем, что события Гражданской войны лишь косвенно затронули томичей, в отличие от жителей города Омска, где существовало правительство А.В. Колчака.
Особенной коммеморацией является топонимика - названия улиц города Томска, связанные с фамилиями деятелей Революции 1917 г. и Гражданской войны. Выделение топонимики в отдельный подраздел обусловлено тем, что названия улиц выполняют функцию адресатов, т.е. позволяют передавать информацию о том или ином событии каждому городскому жителю и приезжему.
...
1. Анкудинова В. Часовня на Нособорной: за или против
[Электронный ресурс] // tv2.today: томское агентство новостей. [Б.м.], 2017. URL: http://tv2.today/Istorii/Chasovnya-na-novosobornoy-za-i-protiv (дата
обращения 29.11.2017).
2. Арнаутова Ю.Е. Культура воспоминания и история памяти
[Электронный ресурс]. // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л.П. Репиной. - М., 2006. URL:
http://www.ec-dejavu.net/c-2/Cultural_Memory.html (дата обращения 20.02.2018).
3. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с немецкого М.М. Сокольской. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
4. Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма / М.А. Барг. - М. : Мысль, 1987. - 348 с.
5. Бойков В.Э. Состояние и проблемы формирования исторической памяти [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/4018432/ (дата обращения 20.03.2018)
6. Божченко О. А. Историческая память как форма музейной рефлексии // Вестник СПбГУКИ. - 2012. - № 3 (12). - Сентябрь. - С. 112-116.
7. Будник Г.А. Российская Революция 1917 года в исторической памяти студентов // Революция и современность. Сборник материалов научнопрактической конференции. Владимир, 3 марта 2017. - С. 27-29.
8. Васильева Е. Октябрьская революция: актуальный образ
исторического события // Социальная реальность. - 2008. - № 3. - С. 24-32.
9. Васильев А. Memory Studies: Единство парадигмы — многообразие объектов (обзор англоязычных книг по истории памяти) // НЛО. - 2012. - Вып. 117. - С. 461-480.
10. Вяземский Е. Е. Историческая политика государства, историческая память и содержание школьного курса истории России // Проблемы современного образования. - 2011. - № 6. - С. 89-90.
11. Гайтян К.Л. Историческая память населения Кубани о Гражданской войне: к постановке вопроса // Научные труды КубГТУ. - 2016. - № 9. - С. 112120.
12. Герасимов О. В. Феномен исторической памяти // Вестник УРАО. - 2013. - № 5 (68). - С. 133-137.
13. Герасимов О. В. Историческая память и политический дискурс: особенности взаимодействия // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2014. - № 1 (28). - С. 136-144.
14. Дмитриева О.О. Историческая память и механизмы ее формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке // Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. - № 6. - Вып. 63. - С. 132-137.
15. Дмитриенко Н.М. В Томске 1917: экскурсионный маршрут / Н.М. Дмитриенко, Э.И. Черняк. - Томск, 2017. - 184 с.
... всего 37 источников