🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Совладающее поведение и жизнестойкость работающих студентов (Российский Государственный Гуманитарный Университет)

Работа №194379

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2025
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 50 студентов (25 работающих студентов обучающихся в различных вузах в России и 25 только учащихся студентов, обучающихся в различных вузах в России).
Есть приложения.

Введение 3
1.Теоретические основы совладающего поведения……………………...7
1.1. Понятие и виды совладающего поведения7
1.2. Факторы, влияющие на выбор стратегий совладающего поведения.11
1.3. Жизнестойкость: определение и ключевые аспекты………………..13
2. Работающие студенты: особенности и вызовы
2.1. Статистика и тенденции работы среди студентов…………………..16
2.2. Основные трудности, с которыми сталкиваются работающие студенты…18
2.3. Влияние работы на учебный процесс и личную жизнь студента …21
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 41

Совмещение учебы и работы представляет собой серьезное испытание для психического здоровья студентов. Постоянное напряжение, связанное с необходимостью распределять время между лекциями, семинарами, самостоятельной подготовкой и выполнением трудовых обязанностей, создает благоприятную почву для развития стресса, эмоционального выгорания и, в конечном итоге, снижения успеваемости. Ухудшение психоэмоционального состояния может привести к снижению качества жизни и проблемам в социальной адаптации. Поэтому изучение механизмов, с помощью которых студенты справляются с подобными трудностями, приобретает особую актуальность. Центральной проблемой данного исследования является анализ совладающего поведения работающих студентов и его влияния на их жизнестойкость. Совладающее поведение – это комплекс стратегий и способов, которые индивиды используют для преодоления стрессовых ситуаций и адаптации к изменяющимся условиям жизни. Спектр этих стратегий весьма широк и включает как конструктивные и эффективные методы, так и малопродуктивные, даже деструктивные, способные усугубить негативное воздействие стресса. [13]
К адаптивным стратегиям относятся планирование, поиск социальной поддержки, позитивное мышление, умение эффективно управлять временем и ресурсами. Малопродуктивные стратегии, напротив, характеризуются избеганием проблем, самообвинением, пассивностью, использованием вредных привычек (алкоголь, курение, переедание) как средства снятия стресса. Жизнестойкость, как ключевой фактор психологического благополучия, определяется способностью человека успешно адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, преодолевать трудности и сохранять позитивный настрой даже перед лицом непреодолимых, на первый взгляд, препятствий. Исследования неоднократно подтверждали тесную связь между высокой жизнестойкостью и успеваемостью, а также устойчивостью к стрессу.
Студенты с высокой жизнестойкостью демонстрируют лучшие академические показатели и более позитивное эмоциональное состояние. Поэтому изучение факторов, способствующих развитию жизнестойкости у работающих студентов, представляет собой важный вклад в развитие психологии образования. Цель настоящей работы заключается в комплексном анализе влияния различных стратегий совладающего поведения на уровень жизнестойкости у студентов, совмещающих учебу и работу. Для достижения этой цели планируется проведение как теоретического, так и эмпирического исследования. Теоретическая часть работы будет основываться на анализе научной литературы, посвященной проблемам стресса, совладающего поведения, жизнестойкости и особенностям психологии студентов.
В рамках эмпирического исследования планируется проведение опросов, анкетирования и возможно, глубинных интервью с репрезентативной выборкой работающих студентов. Это позволит получить детальную картину использования студентами различных стратегий совладания и выявить их эффективность. Анализ полученных данных позволит установить корреляционные связи между типами совладающего поведения и уровнем жизнестойкости. Результаты исследования будут представлены в виде таблиц, графиков и статистического анализа. Особое внимание будет уделено анализу факторов, влияющих на выбор студентами тех или иных стратегий совладания. Среди этих факторов можно выделить личностные характеристики, социальную поддержку, уровень стресса, особенности образовательной среды и условия работы. Понимание этих факторов позволит разработать эффективные рекомендации по развитию адаптивных стратегий совладания и повышению уровня жизнестойкости у работающих студентов. [5]
Данное исследование призвано внести вклад в более глубокое понимание сложных взаимосвязей между совладающим поведением, жизнестойкостью и успешностью в условиях современной жизни. В условиях быстро меняющегося мира, понимание этих процессов критически важно для обеспечения психологического благополучия и успешной адаптации молодых людей.
Цель: изучить влияние совладающего поведения на жизнестойкость работающих студентов и выявить стратегии, способствующие эффективному преодолению трудностей в процессе совмещения учёбы и работы.
Объект : работающие студенты, совмещающие учебу и трудовую деятельность.
Предмет: совладающее поведение и жизнестойкость работающих студентов.

Гипотезы: мы предполагаем:
1.Совладающее поведение, основанное на адаптивных стратегиях, положительно коррелирует с уровнем жизнестойкости работающих студентов, в то время как использование малопродуктивных стратегий может негативно влиять на их психоэмоциональное состояние и успеваемость.
2.Работаюшие студенты бывает более стрессовых ситуациях т.к они больше времени проводят на работе.
Респонденты:
В исследовании приняли участие 50 человек. Из них 25 студенты только учиться и 25 студентов учиться и работает
Методики:
1. Шкала психологического стресса (Psychological Stress Measure, PSM-25)
2. Опросник совладания со стрессом COPE (Coping Orientation to Problems Experienced Inventory)
3. Тест жизнестойкости Мадди
Задачи:
1. Провести теоретический анализ понятий «совладающее поведение» и «жизнестойкость».
2. Исследовать основные трудности, с которыми сталкиваются работающие студенты.
3. Выявить и классифицировать стратегии совладающего поведения, используемые работающими студентами.
4. Провести эмпирическое исследование для определения взаимосвязи между совладающим поведением и жизнестойкостью.
5. Разработать рекомендации для работающих студентов по развитию адаптивных стратегий совладания и повышению жизнестойкости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном образовательном контексте работающие студенты представляют собой уникальную категорию молодежи, которая сталкивается с множеством вызовов. Одной из ключевых проблем, с которой они сталкиваются, является необходимость совмещения учебной и трудовой деятельности. Это создает дополнительные стрессовые ситуации, требующие от студентов значительных физических и эмоциональных ресурсов, а также умения эффективно планировать свое время. В данной статье мы рассмотрим, как жизнестойкость работающих студентов связана с их стратегиями поведения и как это влияет на психоэмоциональное состояние и академическую успеваемость.
Жизнестойкость можно определить как способность человека адаптироваться к сложным условиям, преодолевать трудности и сохранять эмоциональное равновесие. В ходе проведенного исследования было установлено, что работающие студенты, использующие адаптивные стратегии преодоления трудностей, демонстрируют более высокий уровень жизнестойкости. Адаптивные стратегии включают в себя конструктивные механизмы совладания, такие как активное решение проблем, поиск социальной поддержки и позитивное переосмысление ситуации. Эти подходы не только способствуют сохранению эмоционального баланса, но и помогают успешно справляться с учебными и профессиональными задачами.
Напротив, малопродуктивные стратегии, такие как избегание проблем или эмоциональная разрядка, оказывают негативное влияние на жизнестойкость студентов. Они могут привести к снижению общего уровня психологической устойчивости, повышению вероятности эмоционального выгорания и ухудшению успеваемости. Таким образом, выбор стратегии поведения играет ключевую роль в формировании жизнестойкости.
Работающие студенты чаще оказываются в стрессовых ситуациях по сравнению с их сверстниками, сосредоточенными исключительно на учебе. Совмещение работы и учебы требует от них значительных усилий, что может стать дополнительным фактором риска. Однако именно такая высокая нагрузка создает условия для развития гибких адаптивных стратегий поведения. Студенты, которые научились эффективно управлять своим временем и ресурсами, могут использовать стресс как катализатор для личностного роста и профессионального развития.
Результаты исследования подчеркивают важность понимания механизмов формирования жизнестойкости у работающих студентов. Это знание открывает возможности для разработки программ психологической поддержки, направленных на обучение продуктивным стратегиям совладания со стрессом. Программы могут включать тренинги по управлению временем, методам снижения стресса и профилактике эмоционального выгорания, что, в свою очередь, может привести к повышению академической успеваемости.
Исследование взаимосвязи между стратегиями поведения и жизнестойкостью работающих студентов подтверждает, что развитие адаптивных механизмов совладания является важным аспектом их успешного преодоления стрессовых факторов. Это не только способствует улучшению их психоэмоционального состояния, но и формирует прочный фундамент для дальнейшего личностного и профессионального роста. В условиях современного мира, где требования к молодежи постоянно растут, понимание этих процессов становится особенно актуальным и необходимым для создания эффективной образовательной среды.



1.Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой.— Л.: ЛГУ, 1974. — С. 3—15.
2.Баранова Н. В. Психология стресса: Теория и практика. М.: Академический проект, 2019.
3.Браун, Т., Уилсон, К. (2019). Спорт как средство снятия стресса: исследования и рекомендации.
4.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1982—1984. — Т. 3. — С. 673.
5.Газалиев А.М., Егоров В.В., Огольцова Е.Г. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 8. С. 19-23
6.Городецкая И.В. Оценка уровня учебного стресса у студентов ВГМУ / И.В. Городецкая, О.И. Солодовникова // Вестник ВГМУ. - 2016. - Nº2. - C. 118-128.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. — М.: Логос, 2000. — С. 384.
8. Карякина С. Н. Характеристика учебного стресса студентов младших и старших курсов высшего учебного заведения / С.Н. Карякина // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - Nº3. - С. 210-216.
9. Котлер, Ф., Котлер, П. (2018). Управление стрессом: практическое руководство для студентов.
10. Куликов Л. В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 / Ред. А. А. Крылов. Ч. 1. СПб., 1995. С. 123–132. URL: https://studfile.net/preview/2568795/page:5/
11. Кустова Е.И. Психологические особенности личностных жизненных смыслов современного студенчества // Царскосельские чтения. 2016. Т. 2. С. 232-235
12.Никитин В.А. Начало социальной педагогики: уч. пос. — М.: Флинта, 1999. — С. 72.
13. О'Коннор, П., Мур, С. (2022). Программы поддержки студентов: лучшие практики из разных университетов
14. Опросник совладания со стрессом, COPE (C. Carver, M. Scheier, J. Weintraub (1989), адаптация: Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, Е. И. Рассказова и др., 2013). URL: https://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/oprosnik-sovladaniya-so-stressom-cope-c-carver-m-scheier-j-weintraub-1989-adaptaciya-t-o-gordeeva-e-n-osin-e-i-rasskazova-i-dr-2013
15.Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: Автореф. дис….канд.пед.наук. — Красноярск, 2000. — С. 19.
16.Сарантуяа Г. Депрессия и психологическая оценка . Семья и личностное развитие , 2020 С. 201 – 202 URL: https://book.mn/product/show/24528
17.Сидорова Е. А., Трофимова Н. Г. Стресс и здоровье студентов. Вестник психологических наук, 2020.
18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Р /наД.: Феникс, 1997. — С. 736.
19. Смит, Дж., Джонсон, Л. (2020). Психология стресса: как справляться с давлением в учебе.
20. Шевырев С. П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым / С.П. Шевырев - Москва: ЁЁ Медиа, 2012. 598 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ