Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ГОЛОСОВОГО СЕРВИСА ДЛЯ КОРПОРАТИВНОГО ПОРТАЛА ТГУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «1С-БИТРИКС24» И «ЯНДЕКС ДИАЛОГИ»

Работа №194355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

программирование

Объем работы84
Год сдачи2023
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список условных обозначений и терминов 4
Введение 5
1 Анализ и фиксация требований 7
1.1 Функциональные требования 7
1.2 Нефункциональные требования 8
1.3 Формализация требований 9
2 Сценарии диалогов 11
3 Проектирование голосового сервиса 18
4 Реализация голосового сервиса 21
4.1 Инструменты 21
4.1.1 Bitrix Framework 21
4.1.2 Инфоблоки 22
4.1.3 Highload-блоки 23
4.1.4 Пользовательские модули 24
4.1.4.1 Файловая структура модуля 25
4.1.4.2 Диаграмма пакетов 27
4.1.5 Сторонние библиотеки 29
4.2 Взаимодействие с внешними компонентами 29
4.2.1 Яндекс Диалоги 30
4.2.1.1 Формат запроса 31
4.2.1.2 Формат ответа 33
4.3 Процесс обработки запроса и получения ответа 34
4.4 Авторизация 35
4.4.1 Протокол OAuth 2.0 35
4.4.2 Связка аккаунтов 37
5 Реализация функционала 41
5.1 Дополнительные инструменты 41
5.1.1 Встроенные инструменты Яндекс Диалоги 41
5.1.1.1 Интенты 41
5.1.1.2 Тестирование интентов 43
5.1.2 TTS-разметка 45
5.2 Результаты 46
5.2.1 Приветствие 46
5.2.2 Получение списка новостей ТГУ 47
5.2.3 Получение расписания 48
5.2.4 Получение номера телефона отдела 53
Заключение 55
Список использованных источников и литературы 56
Приложение А Сценарии диалогов 58
Приложение Б Результаты 65

Голосовой помощник - это сервис, работа которого основана на искусственном интеллекте, а сам он, в свою очередь, предназначен для распознавания человеческой речи и реагирования на неё, т. е. выполнения какого-либо действия в ответ на голосовую команду. В окружающем нас современном мире чаще всего их можно встретить в веб­браузерах, умных колонках или в смартфонах.
Одной из основных целей создания голосовых ассистентов было уменьшение временных затрат на рутинные, иногда скучные или даже надоедливые ежедневные задачи. Их спектр возможностей для пользователя достаточно широк. Например, они могут: вызывать такси, включать любимую музыку, составлять удобные маршруты, избегающие пробок на дорогах, заводить будильники, составлять списки покупок и многое другое.
Наиболее необходимыми голосовые ассистенты становятся тогда, когда заняты руки или нет возможности отвлечься от текущего дела, например, вождения автомобиля, готовки или уборки. Отдавать команды в подобных ситуациях проще и удобнее голосом, так как это наиболее привычный для людей способ взаимодействия.
Перспективность голосовых помощников обусловлена, согласно статистике, ростом аудитории пользователей, взаимодействующих с этим инструментом. Так, например, количество голосовых помощников, используемых во всем мире в 2019 году составило 3,25 миллиона, в 2020 - 4,2 миллиона, а прогнозирование на 2024 год представляется 8,4 миллионами, согласно данным Statista1.
В России же, например, в 2020 году 77% опрошенных сказали, что когда-либо прибегали к использованию голосовых ассистентов, в то время, как в 2019 году эта цифра составляла 71%, согласно результатам опроса2 Just AI - компании, занимающейся разработкой разговорных интерфейсов.
Одним из представителей таких ассистентов в России является Алиса, которая из общей аудитории голосовых помощников в 52 миллиона пользователей удерживает лидерство с 45 миллионами, согласно оценке Just AI. Она может сообщать данные о погоде, искать информацию в интернете и так далее. Но самое интересное то, что Алису можно научить чему-то новому: играть в игры, включать или выключать свет в умном доме и многому другому с помощью навыков - своего рода приложений для Алисы.
Голосовой сервис, реализованный с помощью этих навыков, позволит его пользователям посредством голосового помощника от Яндекса взаимодействовать с корпоративным порталом 1С-Битрикс24 ТГУ, например, ставить задачи или получать списки заданий для согласования каких-либо документов. Также станет возможным получение необходимой справочной информации такой, как телефонные номера сотрудников, отделов или расписание занятий в ТГУ любому, кто воспользуется навыком Алисы.
В 2022 году началась разработка навыка ТГУ Помощник, а к лету этого же года был создан первый его прототип. Однако данный голосовой сервис на этом не остановился, а продолжил развиваться. Это означает, что к нему появились новые требования: значительные изменения в сценариях диалога, новый алгоритм авторизации и другие. Но вместе с ними возникли и новые трудности, вследствие чего стало необходимым спроектировать и разработать данный голосовой сервис таким образом, чтобы при добавлении новых возможностей, этот процесс не составлял большого труда и был достаточно быстрым. Иначе говоря, чтобы не приходилось переписывать, удалять и/или добавлять большое количество кода.
Следовательно, как цель данной работы была определена разработка ядра голосового сервиса, реализованного с использованием 1С-Битрикс24 и Яндекс Диалоги, для последующего расширения его функционала. Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать и зафиксировать требования к системе;
2. Создать сценарии диалогов;
3. Создать и протестировать интенты;
4. Спроектировать и разработать ядро голосового сервиса;
5. Реализовать функционал голосового сервиса.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена выполнению этих задач.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результатом данной выпускной квалификационной работы является разработанный корпоративный голосовой сервис с использованием «1С-Битрикс24» и «Яндекс Диалоги», в частности его ядро и расширения. Для этого были выполнены задачи, поставленные в работе:
1. Проанализированы и зафиксированы требования к разрабатываемому сервису.
2. Созданы сценарии диалогов.
3. Созданы и протестированы интенты.
4. Реализован функционал навыка.
Первый прототип данного голосового сервиса был создан в июне 2022 года, а к сентябрю этого же года была запущена в эксплуатацию первая версия навыка, который называется ТГУ-Помощник. Он находится в общем доступе в каталоге навыков Алисы. На данный момент этот навык имеет ограниченный функционал, если говорить точнее, то пользователь может найти расписание занятий в ТГУ или получить список последних новостей. Однако другие разработанные возможности находятся на стадии внедрения. В ближайшее время функционал ТГУ-Помощника дополнится описанным в данной работе.
Разработанный сервис был создан таким образом, чтобы в дальнейшем его функционал легко расширялся, что и планируется осуществить в ближайшем будущем, в основном он будет дополняться возможностями, связанными с взаимодействием с корпоративным порталом ТГУ. Также данный голосовой сервис требует развития как в обработке естественного языка, так и в его генерации, что планируется осуществить в будущем.


1. The OAuth 2.0 Authorization Framework. - [Б. м.], 2012. - URL: https://www.rfc- editor.org/rfc/rfc6749 (дата обращения: 20.02.2023)
2. Тонкости авторизации: обзор технологии OAuth 2.0 // Habr. - [Б. м.], 2020. - URL: https://habr.com/ru/companies/dododev/articles/520046/ (Дата обращения: 20.02.2023)
3. Полный протокол OAuth 2.0 // Приложения Битиркс24.Маркет. - [Б. м.], 2022. -
URL: https://dev.1c-
bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=99&LESSON_ID=8769&LESSON_PATH=8 771.8769. (Дата обращения: 20.02.2023)
4. О навыках Алисы: 1) Обзор. - [Б. м.]. - URL:
https://yandex.ru/dev/dialogs/alice/doc/about.html (дата обращения: 22.01.23); 2) Справочник API/Обзор.- [Б. м.]. - URL: https://yandex.ru/dev/dialogs/alice/doc/protocol.html (дата обращения: 22.01.23); 3) Формат ответа. - [Б. м.]. - URL:
https://yandex.ru/dev/dialogs/alice/doc/response.html (дата обращения: 22.01.23); 4) Обработка естественного языка (NLP) . - [Б. м.]. - URL: https://yandex.ru/dev/dialogs/alice/doc/nlu.html (дата обращения: 24.01.23) 5) Авторизация в навыке. - [Б. м.]. - URL: https://yandex.ru/dev/dialogs/alice/doc/auth/ (дата обращения: 18.02.23)
5. Разработчик Bitrix Framework: 1) Что такое Bitrix Framework? - [Б. м.], 2021. -
URL: https://dev.1c-
bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=43&CHAPTER_ID=04607 (Дата обращения: 20.04.2023); 2) Модули. - [Б. м.], 2022. - URL: https://dev.1c-
bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=43&CHAPTER_ID=04609#:~:text=Модули% 20в%20Bitrix%20Framework%20представляют,на%20иерархии%20файловой%20структуры %20сайта. (дата обращения: 17.03.2023); 3) Инфоблоки - [Б. м.], 2021. - URL: https://dev.1c- bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=43&LESSON_ID=4610#:~:text=Информацио нные%20блоки%20-%20модуль%2С%20позволяющий%20каталогизировать,д. (дата
обращения: 17.04.2023) 4) Архитектура продукта. - [Б. м.], 2021. - URL: https://dev.1c- bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=43&LESSON_ID=2817 (дата обращения:
04.04.23) 5) Структура файлов. - [Б. м.], 2023. - URL: https://dev.1c-
bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=43&LESSON_ID=2823 (дата обращения:
14.04.23) 6) Highload-блоки. - [Б. м.], 2021. - URL: https://dev.1c-
bitrix.ru/learning/course/index.php?COURSE_ID=43&CHAPTER_ID=05745#:~:text=Highload- блоки%20-
%20это%20быстрые%20справочники,таблицах%20и%20используют%20свои%20индексы. (дата обращения: 16.04.23)
6. Highload-блоки // iTrack. - [Б. м.]. - URL: https://itrack.ru/license/module/highload- bloki/. (дата обращения: 16.04.23)
7. Пользовательская документация: 1) Задачи (КП). Описание модуля. - [Б. м.]. -
URL: https://dev.1c-bitrix.ru/user_help/content/tasks/index.php (дата обращения: 10.04.2023); 2) Поиск. Описание модуля. - [Б. м.]. - URL: https://dev.1c-
bitrix.ru/user_help/settings/search/index.php (дата обращения: 10.04.2023); 3) Интранет (КП). Описание модуля. - [Б. м.]. - URL: https://dev.1c-bitrix.ru/user_help/service/intranet/index.php (Дата обращения: 10.04.2023)
8. Документация для разработчиков. - [Б. м.]. - URL: https://dev.1c-bitrix.ru/api_help/ (дата обращения: 16.02.23)
9. Карл И. Вингерс. Разработка требований к программному обеспечению: пер. с англ. Microsoft Corporation, 2004. - М. Издательство: «Русская редакция», 2004. - 576 с.
10. Гради Буч, Джеймс Рамбо, Ивар Якобсон. Язык UML. Руководство пользователя. 2-е изд.: пер. с англ. Мухин Н. - М. Издательство: «ДМК Пресс», 2006. - 496 с.
11. Яндекс диалоги: [YouTube канал]. - [Б. м.]. - URL:
https://www.youtube.com/@user-rg7nr6nh5j/videos. (дата обращения: 19.03.23)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ