МОДИФИКАЦИЯ ФОРМАТОВ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОФОРМЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДАНИЙ
(на примере серии «Коллекционная книга» издательства ACT)
Аннотация
Введение
Часть I. Модификация форматов и художественно-технического оформления литературно-художественных изданий (на примере серии «Коллекционная книга» издательства АСТ) 3
Введение 4
Глава 1. Основные тенденции современных литературно-художественных изданий 14
1.1 Состояние рынка литературно-художественных изданий 14
1.2 Литературно-художественные издания: общая типология, виды и
подвиды 22
1.3 Влияние концепции сериального издания (и серии) на художественнотехническое оформление издания 29
Глава 2. Усиление роли художника как причина модификаций литературнохудожественных изданий 41
2.1 Функции художника-иллюстратора в литературно-художественных
изданиях 41
2.2 Особенности художественно-технического оформления сериальных
литературно-художественных изданий 48
2.3 Сравнительный анализ книг-альбомов (на материале серии
«Коллекционная книга» издательства АСТ) 56
Заключение 72
Список источников и использованной литературы 75
Часть II. Редактура рукописи Якоба фон Икскюля «Путешествие в окружающие миры животных и людей. Теория значения» 86
Редакторская рецензия на «Путешествие в окружающие миры животных и людей. Теория значения» Якоба фон Икскюля 87
Часть Ш. Экономический расчет себестоимости издания Марка Фишера «K- punk. Избранное» 126
Тема нашей выпускной квалификационной работы - «Модификация форматов и художественно-технического оформления литературнохудожественных изданий (на примере серии “Коллекционная книга” издательства АСТ)».
В качестве проблемы исследования ставится малая изученность модификаций форматов литературно-художественных изданий и их художественно-технического оформления, в связи с чем возникает необходимость изучения их функций и художественно-технического оформления.
Книга является неотъемлемой частью человеческой культуры, средством ее передачи и объектом, который изменяется вместе с ней. На сегодняшний день попытки дать определение книге усложнились тем, что исчез один из существенных ранее признаков - материальная закрепленность информации. Во всем мире электронный и аудио формат издания стали полноценными конкурентами печатному варианту, где-то даже обгоняя его по показателям.
Российский книжный рынок не стал исключением: если аудиокниги только закрепляются на книжном рынке изданий, то объем коммерческого сегмента электронных книг продолжает расти. Тем не менее, время показало, что какого-либо полного вытеснения физического варианта книги не произошло, так как он обладает достоинствами, которых нет у других форматов. В этих условиях возрастает роль художественно-технического оформления печатной книги, определяющего то, как она будет выглядеть и как выполнять свои функции для читателя. Прежде всего в решении вопросов, связанных с обликом книги, заинтересованы издательства, большая часть которых работает с печатным форматом и издания которых направлены на широкую читательскую аудиторию.
Г оворя о новых подходах к художественно-техническому оформлению книги, необходимо конкретизировать направление ее видов, в которых она рассматривается, так как оно не однородно для печатной книги в широком смысле. Наименее всего подвержены изменениям учебные и научные издания, где функциональность книги превыше всего. Наиболее подвижными в аспекте формы показали себя издания по художественной литературе и публицистике. Последняя существует во многом благодаря периодическим изданиям, облик которых менее устойчив, в отличие от книги, поэтому главным объектом нашего исследования будут литературно-художественные издания.
Акцентируя внимание на литературно-художественных изданиях, мы подробно рассмотрим их на примере серий классической литературы. Выбор конкретного вида изданий связан с большим объемом сегмента в общей доле от книжного рынка и разнообразием конечных продуктов. Вопрос художественно-технического оформления поднимается при работе с изданиями художественной литературы в том числе и с той целью, чтобы показать, как при этом повышается привлекательность издания для потребителя. Несмотря на то, что мы рассматриваем новые подходы в конкретном виде изданий, они могут применяться как в сегменте в целом, так и за его пределами.
Специфика изданий классической литературы изначально кроется в высокой культурной и коммерческой ценности, в связи с чем издатели заинтересованы в регулярном повышении интереса аудитории к ней. Примечательна в этом аспекте молодежная аудитория, в которой формируются современные запросы к изданиям и для которой во многом издатели применяют новые решения в художественно-техническом оформлении книги. Помимо этого, издания по классической литературе можно назвать самыми репрезентативными среди репертуара художественной литературы из-за постоянного переиздания, позволяющего отследить обновления и эксперименты в области книжного дизайна в разные периоды его развития. Как правило, переиздавая свои старые серии, издатели возвращали аудиторию к привычному репертуару. Однако за последние несколько лет появилось несколько новых серий, с новыми концепциями в оформлении изданий и направленности на более широкую и разнообразную аудиторию.
Таким образом из вышесказанного определяется актуальность представленной работы.
Новизна исследования заключается в рассмотрении изменяющегося читательского адреса и модификации литературно-художественных изданий в виде книги-альбома, выделяемом в качестве подвида с отличительными типологическими характеристиками.
Цель исследования - выявление модификаций художественнотехнического оформления литературно-художественных изданий в современных условиях.
...
Таким образом, наше исследование было посвящено проблеме малой изученности современных модификаций форматов литературнохудожественных изданий, в связи с чем возникла необходимость изучения их функций и художественно-технического оформления.
Целью исследования было выявление модификаций художественнотехнического оформления литературно-художественных изданий в современных условиях. Для ее достижения нами были выполнены следующие задачи:
1. В ходе исследования было описано состояние сегмента литературно-художественных изданий, сделан отдельный акцент на сериальных изданиях по классической литературе, дана их характеристику и типологические особенности, что стало важным шагом для обозначения контекста функционирования рассматриваемых нами серий и изданий.
2. Была изучена роль иллюстратора и иллюстрации в литературнохудожественном издании и выявлены особенности художественного воплощения такого вида, как «книга-альбом», не зафиксированного в ГОСТе, что стало предметом отдельного анализа модифицированного литературно-художественного издания.
3. Проведен сравнительно-типологический анализ отдельных изданий по классической литературе от издательства АСТ серии «Коллекционная книга», который позволил рассмотреть на конкретных примерах, за счет чего образуется синтез текстового и изобразительного материала, дающих основание оперировать понятием «книга-альбом».
Также на основе анализа сегмента литературнохудожественных изданий и проведенных сравнений нами были сформулированы следующие выводы:
1. Книжные серии, будучи важной и крупной структурой в сегменте художественной литературы, на сегодняшний день стараются привлечь внимание читателя не к одному изданию, а ко всему проекту целиком. Как видно из наблюдений за сериями классической литературы, часть этих способов сводятся к освещению достоинств художника-иллюстратора, будь то их разнообразие, отсутствие до момента издания в книге их работ в общем доступе или выделение прочтения текста конкретным автором иллюстраций на фоне других вплоть до признания его рисунков классическими для произведения.
2. Усиливается роль художника-иллюстратора в издании. Для большего понимания работы над иллюстративным материалом необходимо закладывать взаимодействие текста и изображений еще на этапе концепции, которая, соответственно, будет отталкиваться от характера этих двух составляющих. С усилением роли растет и значимость личности художника, поэтому там, где это будет целесообразно, стоит погружать читателя в контекст биографии и работ, связанных с произведением.
3. Книга-альбом становится полноценным форматом книжной
продукции, преодолевая рамки единичных экспериментов с формой. Его применение не ограничивается ни научной, ни научнопопулярной, ни художественной литературой, однако наибольшее распространение, вероятнее всего, книга-альбом получит в последних двух направлениях из-за высоких затрат на
полиграфическое исполнение.
Перспективой исследования нам видится, в первую очередь, дальнейшее наблюдение за интеграцией книги-альбома в книжный рынок. Например, издательство АСТ применяет опыт работы с этим форматом в рамках нон-фикшн серии «Человек и время». Прежде всего, в этом аспекте представляют интерес закрепление термина в ГОСТе после фиксации отличительных черт и влияния книги-альбома на другие иллюстрированные издания в сегменте художественной литературы.
Еще одной перспективой исследования может выступать исследование роли художника-иллюстратора на книжном рынке и связанная с этим практика. Это поможет подтвердить гипотезу о том, что личность художника будет иметь большее влияние на издательский проект, как в аспекте художественно-технического оформления книги, так и в контексте ее продвижения.
1. Евгений Онегин / Александр Пушкин; предисл. Н. Михайловой, худ. Е. П. Самокиш-Судковская. - Москва: Издательство АСТ, 2023. - 224 с.
2. Живое о живом: очерки о Валерии Брюсове, Константине Бальмонте, Максимилиане Волошине, Михаиле Кузмине, Осипе Мандельштаме, Андрее Белом с рисунками поэтов / Марина Цветаева; сост., предисл. Е. Толкачевой. - Москва: Издательство АСТ, Белония М, 2022. - 240 с.
3. Кэрролл, Л. Полное иллюстрированное собрание сочинений в одном томе / Л. Кэрролл. - Москва: Альфа книга, 2010. - 941 с.
4. Маленькие женщины / Л. М. Олкотт. - Москва: Эксмо, 2022. - 352 с.
5. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков; худ. Надя Рушева. - Москва: Издательство АСТ, 2023. - 256 с.
6. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков; худ. Renibet, нахойд. - Москва: МИФ, 2023. - 512 с.
7. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков; худ. Selcha Uni. - Москва: МИФ, 2023. - 512 с.
8. Мертвые души / Н. В. Гоголь; худ. Марк Шагал. - Москва: Издательство АСТ, 2018. - 413 с.
9. Мы / Е. Замятин; предисл. Д. Быкова; худ. Ася Маракулина. - Москва: Издательство АСТ, 2020. - 256 с.
10. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский; предисл. В. Иванова, послесл. М. Шемякина; худ. М. Шемякин. - Москва: Издательство АСТ, 2022. - 352 с.
11. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский; худ. Дементий Шмаринов. - СПб: Речь, 2023. - 576 с.
12. Скорбь Сатаны / М. Корелли. - Москва: Эксмо, 2025. - 480 с.
Официально-нормативные документы
13. ГОСТ 7.0.4-2020. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления: национальный стандарт Российской Федерации: дата введения 2020-03-03 / Федеральное агентство по регулированию и метрологии. - Изд. официальное. - Москва: Стандартинформ, 2020. - 46 с.
14. Отраслевой доклад «Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития» / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - Москва, 2022.
• 96 с.
15. Отраслевой доклад «Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития» / Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - Москва, 2023.
• 106 с.
Учебная литература
16. Водчиц С. С. Эстетика пропорций в дизайне: система книжных пропорций: учебное пособие для вузов / С. С. Водчиц. - Москва: Техносфера, 2005. - 414 с.
... всего 88 источников