ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА У РАБОТНИКОВ ТЕАТРА
|
Список сокращений 4
Введение 5
1. Теоретические подходы к исследованию стрессовых состояний, самореализации и
достижения своих целей в профессиональной деятельности 10
1.1 Теоретический анализ понятия «Самоактуализация» 10
1.2 Теоретический анализ понятия «Стресс» 16
1.3 Особенности самоактуализации у работников театрального искусства 19
1.4 Особенности профессионального стресса театральных работников 22
1.5 Основные подходы по управлению производственным стрессом 26
2. Исследование взаимосвязи стрессовых состояний с уровнем самоактуализацией 27
2.1 Описание организации исследования, выборки и методов обработки данных 27
2.2 Описание методик исследования 28
2.3 Описание результатов исследования и их интерпретация 33
2.4 Анализ основных причин стресса в профессиональной деятельности работников
театра 40
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Приложение 4 59
Введение 5
1. Теоретические подходы к исследованию стрессовых состояний, самореализации и
достижения своих целей в профессиональной деятельности 10
1.1 Теоретический анализ понятия «Самоактуализация» 10
1.2 Теоретический анализ понятия «Стресс» 16
1.3 Особенности самоактуализации у работников театрального искусства 19
1.4 Особенности профессионального стресса театральных работников 22
1.5 Основные подходы по управлению производственным стрессом 26
2. Исследование взаимосвязи стрессовых состояний с уровнем самоактуализацией 27
2.1 Описание организации исследования, выборки и методов обработки данных 27
2.2 Описание методик исследования 28
2.3 Описание результатов исследования и их интерпретация 33
2.4 Анализ основных причин стресса в профессиональной деятельности работников
театра 40
Выводы 48
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 57
Приложение 4 59
Все люди в нашем мире совершенно разные, каждый выбирает свою дорогу в этом мире сам. Каждая личность уникальна по-своему. Не одному человеку не удастся в точности повторить жизненный путь другого человека. И длина человеческой жизни у каждого своя, никто не знает, сколько ему отведено.
Вот как раз тут и возникает проблема самореализации себя в жизни. Одним людям сразу удается найти то, чему они хотят посвятить всю свою жизнь, удается найти работу, ради, которой они готовы соскакивать по утрам бежать сломя голову. А некоторым, везёт меньше, они посвящают всю жизнь, поискам того единственного, что им по душе. А в наше время сплошь и рядом люди, которые посвящают лучшие годы своей жизни делу, которое их тяготит и со всем им не по душе. Встаёт вопрос о том, как в полной мере найти себя и раскрыть свой потенциал?
Ведь, что такое самореализация? Самореализация - это процесс осознания своих задатков, потенциала, и сильных сторон, и воплощение их в каком-либо выбранном виде деятельности. Потребность в самореализации была изначально заложена в каждом отдельно взятом индивидууме. Согласно учению Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация находиться на вершине всех потребностей, это наивысшая точка развития личности. Индивиду просто необходимо осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того, чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Но самореализация это не только процесс совершенствования личности и познания себя, но также это результат постоянного роста и работы с личностным потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, говорят, что они состоялись в жизни. Согласно Д.А.
Леонтьеву, личностный потенциал представляет собой особую интегральную динамическую характеристику индивидуально-психологических
особенностей личности, которые позволяют человеку выбирать и эффективно справляться со стоящими перед ним задачами, изменять свою стратегию и тактику поведения при изменении ситуации. Если говорить другими словами, то личностный потенциал - это не просто приспособление к ситуациям, а так же готовность к их изменениям. Д.А. Леонтьев выражал понятие «личностный потенциал», как «личностное в личности». Личностный потенциал напрямую связан с успешностью саморегуляции деятельности, преодолением препятствий и различных задач.
В наше время, когда темп нашей жизни постоянно растет, людям очень сложно, подстраиваясь под новый темп, сохранять эмоциональное равновесие. Для многих людей, главным источником стресса является их работа. Например, из-за таких факторов, как: низкая зарплата, конфликт с начальником или чрезмерная загруженность. Ещё хуже ситуация, когда человек работает на работе, которая ему не нравиться, тогда на работе раздражает абсолютно всё, каждая мелочь. И стресс с напряжением с каждым днем всё больше растут, приводя к профессиональному выгоранию. И тогда человек перестаёт самореализовываться в своей профессиональной деятельности. Его эмоциональных сил, хватает только на «автоматическое» выполнения своих обязанностей.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи уровня саморазвития и уровня стрессового состояния работников театра в их профессиональной деятельности
В соответствии с целью работы, были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2. Анализ творческих способов самоактуализации;
3. В частности, анализ театрального искусства, как одного из способов самоактуализации личности;
...
Вот как раз тут и возникает проблема самореализации себя в жизни. Одним людям сразу удается найти то, чему они хотят посвятить всю свою жизнь, удается найти работу, ради, которой они готовы соскакивать по утрам бежать сломя голову. А некоторым, везёт меньше, они посвящают всю жизнь, поискам того единственного, что им по душе. А в наше время сплошь и рядом люди, которые посвящают лучшие годы своей жизни делу, которое их тяготит и со всем им не по душе. Встаёт вопрос о том, как в полной мере найти себя и раскрыть свой потенциал?
Ведь, что такое самореализация? Самореализация - это процесс осознания своих задатков, потенциала, и сильных сторон, и воплощение их в каком-либо выбранном виде деятельности. Потребность в самореализации была изначально заложена в каждом отдельно взятом индивидууме. Согласно учению Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация находиться на вершине всех потребностей, это наивысшая точка развития личности. Индивиду просто необходимо осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того, чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Но самореализация это не только процесс совершенствования личности и познания себя, но также это результат постоянного роста и работы с личностным потенциалом. О людях, которые смогли реализовать свои внутренние ресурсы, говорят, что они состоялись в жизни. Согласно Д.А.
Леонтьеву, личностный потенциал представляет собой особую интегральную динамическую характеристику индивидуально-психологических
особенностей личности, которые позволяют человеку выбирать и эффективно справляться со стоящими перед ним задачами, изменять свою стратегию и тактику поведения при изменении ситуации. Если говорить другими словами, то личностный потенциал - это не просто приспособление к ситуациям, а так же готовность к их изменениям. Д.А. Леонтьев выражал понятие «личностный потенциал», как «личностное в личности». Личностный потенциал напрямую связан с успешностью саморегуляции деятельности, преодолением препятствий и различных задач.
В наше время, когда темп нашей жизни постоянно растет, людям очень сложно, подстраиваясь под новый темп, сохранять эмоциональное равновесие. Для многих людей, главным источником стресса является их работа. Например, из-за таких факторов, как: низкая зарплата, конфликт с начальником или чрезмерная загруженность. Ещё хуже ситуация, когда человек работает на работе, которая ему не нравиться, тогда на работе раздражает абсолютно всё, каждая мелочь. И стресс с напряжением с каждым днем всё больше растут, приводя к профессиональному выгоранию. И тогда человек перестаёт самореализовываться в своей профессиональной деятельности. Его эмоциональных сил, хватает только на «автоматическое» выполнения своих обязанностей.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи уровня саморазвития и уровня стрессового состояния работников театра в их профессиональной деятельности
В соответствии с целью работы, были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме;
2. Анализ творческих способов самоактуализации;
3. В частности, анализ театрального искусства, как одного из способов самоактуализации личности;
...
Всё чаще в нашей жизни мы понимаем, что очень значима личностная составляющая в профессиональной деятельности. Очевидно, что успешность в профессии неотъемлема от личностного потенциала личности, в том числе его готовности к личностному и профессиональному росту, совершенствованию себя.
В данной работе проведён теоретический анализ литературы по теме самоактуализация личности, и за основу взято несколько теорий самоактуализации: А. Маслоу, К. Роджерс и Гольдштейна.
В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Актуализироваться - значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.
В настоящем исследование мы рассматривали влияние уровня стрессового состояния на уровень реализации потребности в саморазвитии у работников театра. В ходе эмпирической части исследования мы получили такие результаты: у театралов высокий уровень реализации потребности в саморазвитии, и довольно низкий уровень стресса.
Проведенный корреляционный анализ показал наличие достоверных связей между уровнем реализации потребности в саморазвитии и уровня стресса.
В рамках данного исследования мы можем заключить, что задачи выполнены, гипотеза о взаимосвязи уровня реализации потребности в саморазвитии и уровня стресса подтвердилась, цель досигнута.
В данном исследовании был проведён тест-вопросник: «Какие стрессы присутствуют в вашей работе». Для того чтобы оценить, какие факторы в рабочем процессе служат источником наибольшего нервного напряжения или стресса для работников театра. Из 25 вопросов было выделено 12, в которых больше всего ответов соответствовало пунктам «Часто» и «Иногда».
В итоге, можно сказать, что больше всего напряжённого и стрессового состояния у работников театра возникает из-за неудовлетворённости технической базой, нормативными документами, денежными стимулами и дополнительными нагрузками. А меньше всего - со стрессом, связанным с отношениями в коллективе и с начальством.
В данной работе проведён теоретический анализ литературы по теме самоактуализация личности, и за основу взято несколько теорий самоактуализации: А. Маслоу, К. Роджерс и Гольдштейна.
В ходе анализа теоретических положений по проблеме исследования мы установили, что самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Актуализироваться - значит становиться действительным, фактически осуществлять свои потенциальные возможности.
В настоящем исследование мы рассматривали влияние уровня стрессового состояния на уровень реализации потребности в саморазвитии у работников театра. В ходе эмпирической части исследования мы получили такие результаты: у театралов высокий уровень реализации потребности в саморазвитии, и довольно низкий уровень стресса.
Проведенный корреляционный анализ показал наличие достоверных связей между уровнем реализации потребности в саморазвитии и уровня стресса.
В рамках данного исследования мы можем заключить, что задачи выполнены, гипотеза о взаимосвязи уровня реализации потребности в саморазвитии и уровня стресса подтвердилась, цель досигнута.
В данном исследовании был проведён тест-вопросник: «Какие стрессы присутствуют в вашей работе». Для того чтобы оценить, какие факторы в рабочем процессе служат источником наибольшего нервного напряжения или стресса для работников театра. Из 25 вопросов было выделено 12, в которых больше всего ответов соответствовало пунктам «Часто» и «Иногда».
В итоге, можно сказать, что больше всего напряжённого и стрессового состояния у работников театра возникает из-за неудовлетворённости технической базой, нормативными документами, денежными стимулами и дополнительными нагрузками. А меньше всего - со стрессом, связанным с отношениями в коллективе и с начальством.





