ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Особенности физического развития и двигательных способностей лиц с интеллектуальными нарушениями 7
1.2. Особенности организации и проведения занятий спортивно-оздоровительной направленности для лиц с интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Опыт использования адаптивной физической культуры и адаптивного спорта у лиц с интеллектуальными нарушениями 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Содержание экспериментальной методики по использованию подвижных игр и игровых заданий на уроках физической культуры у подростков с интеллектуальными нарушениями 34
3.2. Изменение показателей физической подготовленности занимающихся за период педагогического эксперимента 43
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Особенности физического развития и двигательных способностей лиц с интеллектуальными нарушениями 7
1.2. Особенности организации и проведения занятий спортивно-оздоровительной направленности для лиц с интеллектуальными нарушениями 11
1.3. Опыт использования адаптивной физической культуры и адаптивного спорта у лиц с интеллектуальными нарушениями 21
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 30
2.1. Методы исследования 30
2.2. Организация исследования 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 34
3.1. Содержание экспериментальной методики по использованию подвижных игр и игровых заданий на уроках физической культуры у подростков с интеллектуальными нарушениями 34
3.2. Изменение показателей физической подготовленности занимающихся за период педагогического эксперимента 43
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность. В Декларации ООН о правах инвалидов сказано, что «инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства независимо от происхождения, характера и серьезности увечий имеют гражданские и политические права, право на экономическое и социальное обеспечение, на медицинское, психическое или функциональное лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности; на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции». На данный момент в нашей стране огромный социальный слой инвалидов и лиц, имеющих выраженные нарушения в состоянии здоровья. Увеличению числа инвалидов приблизительно на 200 тыс. ежегодно способствуют: экологическое состояние окружающего мира, а именно экологические катастрофы; войны; криминогенная обстановка (т.е. совокупность факторов, которые способствуют сохранению, или же росту преступности на определенной территории); ряд заболеваний, передающихся по наследству и причины аномалий (отклонений от нормы) и даже уродств, а в ряде случаев и причиной длительной болезни (помимо этого, причиной аномалий у детей может быть алкоголизм родителей и вредность их профессии (например, работа, связанная с радиоактивными веществами, ядохимикатами, вибрацией); травмы.
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой — вызывают у инвалидов комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциональными установками (Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., 1992; Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С., 1988; Пономарев Н.И., 1996; С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000).
В настоящее время адаптивная физическая культура - активно развивающая сфера социальной практики, элементы которой проникают в различные области общественной жизни и выступают в виде физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, креативных видов двигательной активности, к ним относят художественно-музыкальные, а так же экстремальных видов двигательной активности людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (Евсеев С.П., 2016).
Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. У них наблюдаются некоторые задержки в развитии в дошкольном возрасте, но сам диагноз ставится после того, как ребенок идет в школу. Именно в начальных классах выявляются проблемы с успеваемостью или поведением.
Основными средствами коррекции физических отклонений и мощным инструментом социализации и интеграции в современное общество детей с нарушениями интеллектуальной сферы является адаптивная физическая культура и адаптивный спорт (Евсеев С.П., 1998).
Актуальность наших исследований обусловлена недостаточной теоретической и методической разработанностью программ физического воспитания для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: процесс физического воспитания подростков с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: методика использования подвижных игр в физическом воспитании подростков с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования: Выявить эффективность методики использования подвижных игр в физическом воспитании подростков с интеллектуальными нарушениями.....
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, разрушают целостность и естественность функционирования организма, с другой — вызывают у инвалидов комплексы психической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциональными установками (Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., 1992; Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С., 1988; Пономарев Н.И., 1996; С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова, 2000).
В настоящее время адаптивная физическая культура - активно развивающая сфера социальной практики, элементы которой проникают в различные области общественной жизни и выступают в виде физического воспитания, адаптивной двигательной рекреации, адаптивного спорта, физической реабилитации, креативных видов двигательной активности, к ним относят художественно-музыкальные, а так же экстремальных видов двигательной активности людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья (Евсеев С.П., 2016).
Примерно 85% детей с нарушением интеллекта страдают легкой умственной отсталостью. У них наблюдаются некоторые задержки в развитии в дошкольном возрасте, но сам диагноз ставится после того, как ребенок идет в школу. Именно в начальных классах выявляются проблемы с успеваемостью или поведением.
Основными средствами коррекции физических отклонений и мощным инструментом социализации и интеграции в современное общество детей с нарушениями интеллектуальной сферы является адаптивная физическая культура и адаптивный спорт (Евсеев С.П., 1998).
Актуальность наших исследований обусловлена недостаточной теоретической и методической разработанностью программ физического воспитания для лиц с интеллектуальными нарушениями.
Объект исследования: процесс физического воспитания подростков с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: методика использования подвижных игр в физическом воспитании подростков с интеллектуальными нарушениями.
Цель исследования: Выявить эффективность методики использования подвижных игр в физическом воспитании подростков с интеллектуальными нарушениями.....
1. По данным научно-методической литературы лица с интеллектуальными нарушениями имеют различные изменения психического здоровья, которые обусловливают отклонения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно отставание по сравнению с относительно здоровыми сверстниками в психофизическом развитии. Основными средствами коррекции физических отклонений и мощным инструментом социализации и интеграции в современное общество детей с нарушениями интеллектуальной сферы является адаптивная физическая культура и адаптивный спорт. Однако программы физического воспитания для лиц с интеллектуальными нарушениями недостаточно теоретически и методически разработаны.
2. Психоэмоциональное состояние ЛИН в конце педагогического эксперимента по результатам опросника САН у четырех участников исследования соответствует оценке «отлично», у троих испытуемых - показатели «самочувствие и настроение» находятся на высоком уровне, а «активность» - на среднем (присутствует небольшое утомление). Это свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на психоэмоциональное состояние ЛИН.
3. Занятия по разработанной методике для лиц с интеллектуальными нарушениями эффективны для повышения двигательной подготовленности. Анализ результатов ЛИН показал положительную динамику по всем видам испытаний:
- В тесте «Бег 30 м» результаты улучшились у мальчиков на (0,13 сек.), а у девочек - (1,2 сек.).
- В тесте «Подтягивание» - у мальчиков на (0,9), а у девочек на (6,8).
- В тесте «Прыжок в длину с места» - у мальчиков составляет (3,3см.), а у девочек - (14,1 см.).
- Тест «Прыжок в длину с разбега» - у мальчиков составила (30 см.), а у девочек - (20,8 см.).
- «Метание теннисного мяча» -у мальчиков - (-5,6 м.), а у девочек - (-4,8 м.).
Наибольший прирост результатов у занимающихся и у мальчиков, и у девочек за период исследований был в тесте «прыжок в длину с разбега».
2. Психоэмоциональное состояние ЛИН в конце педагогического эксперимента по результатам опросника САН у четырех участников исследования соответствует оценке «отлично», у троих испытуемых - показатели «самочувствие и настроение» находятся на высоком уровне, а «активность» - на среднем (присутствует небольшое утомление). Это свидетельствует о положительном влиянии экспериментальной методики на психоэмоциональное состояние ЛИН.
3. Занятия по разработанной методике для лиц с интеллектуальными нарушениями эффективны для повышения двигательной подготовленности. Анализ результатов ЛИН показал положительную динамику по всем видам испытаний:
- В тесте «Бег 30 м» результаты улучшились у мальчиков на (0,13 сек.), а у девочек - (1,2 сек.).
- В тесте «Подтягивание» - у мальчиков на (0,9), а у девочек на (6,8).
- В тесте «Прыжок в длину с места» - у мальчиков составляет (3,3см.), а у девочек - (14,1 см.).
- Тест «Прыжок в длину с разбега» - у мальчиков составила (30 см.), а у девочек - (20,8 см.).
- «Метание теннисного мяча» -у мальчиков - (-5,6 м.), а у девочек - (-4,8 м.).
Наибольший прирост результатов у занимающихся и у мальчиков, и у девочек за период исследований был в тесте «прыжок в длину с разбега».
Подобные работы
- Развитие физических качеств у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Развитие способности к согласованию движений учащихся среднего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках физической культуры с использованием подвижных игр (Московский Педагогический Колледж)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Народные подвижные игры как средство развития физической подготовленности и социализации учеников начальной школы
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,ПРОЖИВАЮЩИХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - Применение методики физической подготовки подростков с легкой
умственной отсталостью на начальном этапе занятий пауэрлифтингом
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4440 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗ ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФИТБОЛ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ДОО
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика гиподинамии у детей младшего школьного возраста с нарушениями осанки в условиях цифровизации образовательной среды (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024





