Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОЛОДЁЖНЫЙ ТУРИЗМ В Г. ТОМСКЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Работа №194290

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. История развития молодёжного туризма в России 8
1.1. Развитие молодежного туризма в СССР 8
1.2 Развитие молодежного туризма в Томске 8
1.3 Развитие молодёжного туризма в стратегических программах России 11
1.4 Современное состояние молодежного туризма в Томске 12
1.5 Мотивация и способы привлечения молодёжи к туризму 14
2. Основные виды молодёжного туризма 17
2.1 Рекреационный 18
2.2 Спортивный и экстремальный 20
2.3 Познавательный 22
2.4 Образовательный 24
2.5 Экотуризм 27
2.6 Значение туризма в патриотическом воспитании молодёжи 29
3. Маркетинговые исследования в туризме и разработка Проекта развития молодёжного
туризма в Томске 32
3.1 Особенности проведения маркетинговых исследований молодёжного туризма 34
3.2 Студенческая среда и туристические фирмы как объект маркетингового
исследования 35
3.2.1 Характеристика студенчества г. Томска 36
3.2.2 Характеристика туристских фирм и их предложений для молодёжи 37
3.3. Студенческая среда как объект маркетингового исследования перспектив развития
молодёжного туризма Томска 42
3.4 Цели, задачи и методика проведения исследования 44
3.5 Анализ информационной базы данных 49
3.6 Проект развития молодёжного туризма в Томске 65
Заключение 70
Список использованных источников 72
Приложение А Данные Департамента по культуре и туризму Томска 77
Приложение Б Данные Департамента по молодёжной политике 78
Приложение В Анкета 82
Приложение Г Сводная таблица данных 86
Приложение Д Анализ предложений молодёжного туризма в турфирмах г. Томска 90


Туризм сегодня в современном обществе имеет большое значение в жизни человека. Молодёжь (молодые люди от 14 до 30 лет) - это наиболее активная часть нашей страны, и от того, насколько результативно будет строиться работа с этим поколением, во многом зависит ее будущее.
Решение проблем молодёжи - развитие её творческого, образовательного и научного потенциала, повышение культурного уровня, патриотического и толерантного воспитания, возможность самореализации и саморазвития, сохранения здоровья молодого поколения являются важной задачей деятельности государства. Молодёжный туризм с успехом способствует решению этих задач и играет значительную роль в развитии всей туристической сферы.
Развитие молодёжного туристского движения в России требует выработки концепции его развития, которая должна появиться после определение понятия «молодёжный туризм» в официальных документах [5].
Органам управления туризмом, фирмам и организациям, работающим в сфере молодёжного туризма, необходимо с учётом потребностей и потенциальных возможностей молодежи, определять цели, функции и перспективные направления туристских предложений, ориентированных на данную аудиторию. Этим определяется актуальность и практическая значимость представляемой диссертации.
Научная новизна работы заключается в результатах маркетинговых исследований рынка молодежного туризма, проведенного впервые, и разработке проекта развития данного вида в городе Томске.
Актуальность темы: Одной из основных категорий потребителей в сфере молодёжного туризма является студенчество. Развитие молодёжного туризма важно для Томска, так как в составе его населения только студенческая молодёжь составляет 12,5% (из них 9% - студенты ВУЗов) [42].
Томск - единственный город в России, в уставе которого научно-образовательный комплекс является градообразующей отраслью экономики, в нём расположены шесть государственных университетов, каждый восьмой житель города - студент, в ВУЗах только на очных отделениях обучается более 34 тысяч студентов. [50].
Поэтому развитие студенческого туризма весьма актуально для Томска, так как он представлен наиболее адаптированной и восприимчивой к современным реалиям и условиям жизни частью молодых людей, и именно поэтому для проведения исследования была выбрана именно эта категория потребителей.
Цель работы: изучение ценностных предпочтений студентов томских ВУЗов в туристских услугах, определение состояния молодёжного сегмента туристического рынка Томска, разработка проекта развития молодёжного туризма в г. Томске.
Для решения поставленной цели необходимо решить задачи:
- изучить историю молодёжного туризма и особенности его развития на современном этапе;
- рассмотреть теоретические подходы к изучению молодёжного туризма;
- провести анализ федеральных и региональных программ развития молодёжного туризма;
- оценить состояние рынка предложений в сегменте молодёжного туризма;
- выяснить значение туризма для студентов томских ВУЗов.
Защищаемые положения:
1. Историю развития молодежного туризма и его современное состояние необходимо учитывать при рассмотрении его перспектив.
2. Проведение маркетинговых исследований туристского рынка молодежного туризма Томска необходимо для разработки проекта развития молодежного туризма в регионе.
Объект исследования: студенческая молодёжь ВУЗов, турфирмы г. Томска.
Предмет исследования: мотивации, туристские предпочтения студентов и предложения туристских фирм для молодых путешественников.
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть полезны в практической деятельности руководителями туристских предприятий, занимающимися планированием и организацией молодёжного отдыха; инвесторами, вкладывающими капитал в развитие молодёжного туризма; педагогическими коллективами, занимающимися организацией туризма школьников и студентов; санаториями-профилакториями, базами отдыха, разрабатывающими программы по организации отдыха молодёжи. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методических материалов по направлениям подготовки: «Туризм», «Сервис», «Организация работы с молодёжью».
Научная новизна работы:
- уточнена сущность понятий «туризм», «молодёжный туризм», «студенческий туризм», их особенности, специфика, значение и степень аттрактивности для молодёжи;
- показана роль молодёжного туризма в патриотическом воспитании молодёжи и формировании личности патриота;
- проведено маркетинговое исследование турфирм, позволившее оценить уровень современного состояния сферы молодёжного туризма Томска;
- проведено маркетинговое исследование среди студентов томских ВУЗов, позволившее определить мотивации, потребности и предпочтения в выборе молодёжью турпродукта, влияние туризма на формирование основных ценностных ориентаций студентов;
- определены основные виды молодёжного туризма, привлекательные для томских студентов;
- дана оценка современному состоянию развития сферы молодёжного туризма Томска и выявлены перспективы его дальнейшего развития;
- разработан проект развития молодёжного туризма в городе Томске.
Материалы магистерской диссертации были опубликованы в журналах и в сборниках материалов студенческих конференций:
1. «Маркетинговые исследования как инструмент изучения рынка молодёжного туризма». Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию города Томска. (Томск, 2019г.) [54]
2. «Проблемы и перспективы развития российского и международного туризма». Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции «Диалог культур», 2019г. (Москва) [55]
3. «Молодёжный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска)». (Москва) Сервис Plus. 2019. Т.13. №2 [48]
4. «Развитие детского и молодёжного туризма в России». Материалы форума «Молодёжь и сельскохозяйственная техника XXI века». (Харьков, 2017г.) [56].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие молодёжного туризма является актуальным, перспективным направлением и определяет современные тенденции в развитии туризма, требующее государственной поддержки как приоритетного направления деятельности молодёжной политики в нашей стране.
При написании магистерской диссертации нами были изучены вопросы истории развития молодёжного туризма в России, нормативно-правовые документы, регулирующие его деятельность, органы управления молодёжным туризмом, обоснована важность и значимость его развития для воспитания молодого поколения, рассмотрены задачи и методики проведения маркетинговых исследований в туризме и особенности их проведения в молодёжной среде.
На основе изученных вопросов сделан вывод о том, что для комплексного развития молодёжного туризма необходимо создать структуру, осуществляющую руководство этим сегментом туррынка совместно с государственными и местными органами власти, региональными департаментами по делам молодёжи и туристскими организациями.
В данной работе впервые произведено комплексное изучение современного состояния молодёжного туризма в Томске как одного из факторов развития и совершенствования молодёжной политики государства.
Для определения современного состояния рынка молодёжного туризма в Томске маркетинговое исследование проводилось в двух направлениях: исследование потребителей туристских услуг - студентов ВУЗов и продавцов туруслуг и турпродукта - туроператоров и турагенств, результаты которого позволили так же выявить проблемы развития молодёжного туризма в нашем городе и найти пути их решения.
В работе были изучены предпочтения томского студенчества в турпродукте, проанализированы возможности туристических фирм в удовлетворении спроса в туризме и перспективы развития молодёжного туризма в Томске, где каждый восьмой житель города - студент (9% от населения Томска). В работе дана характеристика студенчества, обучающегося в томских ВУЗах, вошедших в 2020г. в рейтинг самых влиятельных вузов РФ по версии рейтингового агентства RAEX. Дана характеристика туристских фирм и их предложений для молодёжи Томска.
Для определения предпочтений молодёжи в туризме было проведено маркетинговое исследование среди студентов томских ВУЗов - НИ ТГУ, ТПУ, ТУ СУР, в котором приняло участие по 62 студента, всего 186 человек. Анализ проведённого исследования позволил изучить требования, предъявляемые молодыми людьми к путешествиям: наиболее востребованные виды туризма, сезонность и продолжительность туристских поездок, их мотивы и цели, финансовые возможности студентов. Исследование позволило определить степень удовлетворённости студентов количеством и ассортиментом предложений в молодёжном туризме, выявить и оценить причины, сдерживающие молодых людей в путешествиях по России и миру.
В рамках нашей работы по разработанной схеме был проведён анализ предложений томских турфирм в сегменте молодёжного туризма. Он показал, что при достаточно большом количестве фирм (214), присутствующих на томском туристическом рынке, нет таких, которые бы специализировались в сегменте молодёжного туризма. Отдельные фирмы, работающие как на внешнем, так и на внутреннем рынке туруслуг, имеют недостаточное количество предложений, которыми могли бы воспользоваться студенты нашего города, ассортимент этих предложений не отличается разнообразием, а цены, особенно на заграничные туры, достаточно высокие.
Анализ полученных результатов позволил выявить основные проблемы развития сферы молодёжного туризма и подтвердил нашу гипотезу о недостаточном развитии молодёжного туризма в Томске, необходимость его комплексного развития и создания специальных программ для молодёжи в нашем городе. По результатам работы разработаны рекомендации турфирмам по возможностям расширения туристских продуктов, нацеленных на молодёжную аудиторию и проект развития молодёжного туризма в Томске, которые могут быть использованы и в других регионах нашей страны.
В итоге работы задачи, поставленные перед исследованием, были решены и цели - изучение ценностных предпочтений студентов томских ВУЗов в туристских услугах, и определение состояния молодёжного туризма в Томске, были достигнуты.



1. Областная государственная программа «Развитие культуры и туризма в Томской области» № 347а от 27 сентября 2019 года, рассчитанная до 2026г
2. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №317 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020гг.
4. Постановление Правительство РФ от 24.03.2000г. № 255. «О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации» (с изменениями на 25 августа 2015 года).
5. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р « Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»
6. Автобус в Шерегеш. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://hummer-tom sk.ru/index/avtobus_v_sheregesh/0-28
7. Александрова А.Ю. Аигина Е.В., Баюра В.Н. и др. / География туризма: учебник / Под ред. А.Ю. Александровой — КноРус Москва, 2015. — 592 с.
8. Артемова Е.Н. Молодёжный сегмент туристского рынка как объект маркетинговых исследований. Журнал"Маркетинг в России и за рубежом"№4 год - 2004
9. Баранов Е.И. Физическое и нравственное воспитание студентов и молодёжи средствами спортивного туризма. Журнал Вестник PMAT — № 4 — 2018г.
10. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования / С.А. Беляков. Москва: МАКС Пресс, 2016. 167 с.
11. Богданова Э.Н. Маилян Э.Г. Средства рекреации и их влияние на восстановление жизненных сил человека/ Журнал Теоретические и прикладные аспекты современной науки № 9 - 4, 2015г. стр. 95 - 98
12. Волхонская Г.П. Мусахметова А.С. Экстремальный туризм в России: история развития / Журнал Омский научный вестник. 2016г.
13. Всероссийский форум «Молодёжь в мире туризма без границ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://prohotel.ru/news-222996/0/ (дата обращения 10.01.2020)
14. ВЦИОМ зафиксировал рекордный в XXI веке уровень патриотизма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/06/09/772360-vtsiom (дата обращения 12.11.2019)
15. Главный корпус Томского политехнического университета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tomsklife.narod.ru/Tpu.htm
16. Главный корпус ТУСУР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://tusur.ru/ru/o-tusure/struktura-i-organy-upravleniya/departament-razvitiya-universitetskogo-kompleksa-i-sotsialnoy-raboty/glavnyy-korpus
17. Горбовская А.С. Перспективы развития молодёжного туризма в России / А.С. Горбовская // Социально-экономические коммуникации в современном российском обществе: сб. ст. Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Омск, 2009.
18. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 гг.): Учеб. пособия / В. В.
Дворниченко. - М.: Центр. рекл.-информ. бюро "Турист", 1985. - 87 с
19. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме /- М.: ООО «Новое знание», 2010 - 496 с
20. Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Томск 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://tomsk.aif.ru/society/gorod_studentov_kakovy_segodnya_glavnye zhiteli tomska(дата обращения 13.02.2020)
21. Ермаченкова О.А. маркетинговые исследования в туризме//Молодой учёный. - 2014. - №4. С. 513-515
22. Есть ли в России перспективы для развития студенческого и молодежного туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tourism.interfax.ru(дата обращения 12.03.2020)
23. Житенёв С.Ю. Образовательный туризм в России: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. С.Ю. Житенёва. — М: Издательство Юрайт, 2018. — 198 с.
24. Иванов В.Д. Образовательный туризм как перспективное направление молодёжного туризма. Текст научной статьи Журнал Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательнаярекреация. ВАК 2019г.
25. Имущество спортивно-туристического комплекса «Шерегеш» выставлено на аукцион. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ksonline.ru/346965/imushhestvo-sportivno-turisticheskogo-kompleksa-sheregesh-vystavleno-na-auktsion/
26. Казначеева С.Н., Челнокова Е.А. Партизанский маркетинг в туризме. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 4 (часть 4) - С. 765-769
27. Кайкова А.И. Развитие молодёжного туризма в чувашской республике. Журнал Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4
28. Квартальнов В.А. Туризм. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.
29. Колесова Ю.А. Молодёжный туризм как фактор развития внутреннего туризма Кировской области // Общество. Наука. Инновации: сборник статей. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Вятский государственный университет. - Киров, 2017.
30. Колпащикова Т.Ю. Социально-экономические аспекты развития культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. дис. канд. экономических наук Санкт Петербург 2011. - 193 с.
31. Коржанова А.А. Перспективные направления развития культурно - познавательного туризма в России. Журнал Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 18) - С. 4044-4047
32. Котлер Филип 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер/Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2010. — 224 с.
33. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. 1999. - 343 c
34. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://studfile.net/preview/5410547/page:15/ (дата обращения 21.11.2019)
35. Лапочкина В.В., Косарева Н.В., Адашова Т.А. Экологический туризм в России: тенденции развития // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5 (47). С. 100-105
36. Мартышенко Н.С. Проблемы международного молодежного и студенческого туризма в Приморском крае // Новый университет. 2011. № 10. С. 21.
37. Международная конкурентоспособность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tusur.ru/ru/sotrudnichestvo/mezhdunarodnaya-konkurentosposobnost (дата обращения 19.03.2020)
38. Население России по полу и возрасту: статистика, распределение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.statdata.ru/nasel_pol_vozr (дата обращения 20.01.20)
39. Новости Интерфакс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.interfax.ru/russia(дата обращения 11.12.2019)
40. Офисы STAR Travel в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tof.startravel.ru/common/contacts/worldwide/index.html
41. Официальный интернет-портал Администрации Томской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://tomsk.gov.ru/Molodezhnaya-politika (дата обращения 14.03.2020)
42. Официальный портал МО «Город Томск». [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://admin.tomsk.ru/pgs/2dh (дата доступа 26.02.2020).
43. Палаткина Г.В. Молодёжный туризм: учебное пособие/ Г.В. Палаткина М.: изд. КНОРУС 2016г.206с.
44. Роледер Л.Н. особенности занятий спортивным туризмом в вузе // Молодой учёный. - 2016. - №5. - С. 772-774.
45. Свиридова И.А. Готовность студенческой молодёжи к сохранению и укреплению здоровья / И.А. Свиридова, Л.О. Ковтун // Профессиональное образование в России и зарубежом. - 2014. - №1.
46. Скопа В.А. Спортивный туризм: сущность и особенности организации // Журнал NovaInfo.Ru- №61, - 2017 г.
47. Солодовникова Н.А. Особенности проведения маркетинговых исследований в туризме // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 2. Ч. 2. С. 163-167.
48. Суслова Т.И., Раитина М.Ю., Илюхина Г.И., Покровская Е.М., Ходкевич М.М. Молодёжный туризм как способ культурной интеграции: региональный аспект (на примере г. Томска) // Сервис Plus. 2019. Т.13. №2. С. 3-13
49. Сущность и задачи маркетинговых исследований в туризме. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.proreklamu.com/articles/marketing/24241-suschnost-i-zadachi-
marketingovyh-issledovanij-v-turizme (дата обращения 02.02.2020)
50. Томск-город студентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа
https://www.tsuab.ru/article/aboutTomsk (дата обращения 26.02.2020)
51. ТПУ, ТГУ, ТУСУР и СибГМУ вошли в рейтинг самых влиятельных ВУЗов РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.riatomsk.ru/article/20200311/tgu-tpu-tusur-sibgmu-rejting-samih-vliyateljnih-vuzov-rf/ (дата обращения 27.03.2020)
52. ТПУ. Справка о ВУЗе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.educationindex.ru/university-search/national-research-tomsk-polytechnic-university/(дата обращения 27.03.2020)
53. Фотография: Главный корпус ТГУ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tripadvisor.ru/LocationPhotoDirectLink-g665310-d8798760-i245378510-Tomsk_State_University-Tomsk_Tomsk_Oblast_Siberian_District.html
54. Ходкевич М.М. Маркетинговые исследования как инструмент изучения рынка молодёжного туризма». Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, посвященной 415-летию города Томска. (Томск, 2019г.)
55. Ходкевич М.М. Проблемы и перспективы развития российского и международного туризма. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции «Диалог культур», 2019г. (Москва)
56. Ходкевич М.М. Развитие детского и молодёжного туризма в России. Материалы форума «Молодёжь и сельскохозяйственная техника XXI века». (Харьков, 2017г.)
57. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Перспективы развития молодёжного экологического туризма в Приволжском федеральном округе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 257-262.
58. Число иностранных студентов увеличится вдвое - каким станет Томск? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tsu.ru/news/inostrannye-studenty-v-tomske-problemy-v-sfere-tra (дата обращения 17.03.2020)
59. Число студентов в томских вузах за 10 лет сократилось на 33,5%. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://news.vtomske.ru/news/164435-chislo-studentov-v-tomskih-vuzah-za-10-
let-sokratilos-na-33-5 (дата обращения 13.03.2020)
60. Что такое рекреационная деятельность. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kakprosto.ru/kak-906469-chto-takoerekreacionnaya-deyatelnost#ixzz5CSyHbamh. (дата обращения 12.10.2019).
61. Шпет Е.Н. Образовательный туризм как одно из перспективных направлений обучения в высшей школе / Е.Н. Шпет // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сб. ст. — Томск, 2013. — С. 115-116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ