Аннотация 2ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Муниципальная аграрная политика: сущность, виды и принципы 11
1.2 Управление и нормативно-правовое регулирование муниципальной
аграрной политикой 15
1.3 Методика оценки эффективности муниципальной аграрной
политики 25
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ШУМИХИНСКОГО РАЙОНА В РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Анализ внешней микросреды, структуры и динамики показателей
организационно-экономической деятельности Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района 38
2.2 Анализ показателей эффективности организационно-экономической
деятельности Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района 42
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ШУМИХИНСКОГО РАЙОНА В РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Рекомендации по повышению эффективности деятельности
Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района 61
3.2 Прогноз эффективности деятельности Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района в реализации муниципальной аграрной политики 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А - Схема Администрации Шумихинского района Курганской
области 78
Приложение Б - Платежный календарь 79
Приложение В - График авансовых платежей 80
Приложение Г - График сумм, зачитываемых из аванса 81
Приложение Д -График лизинговых платежей 82
В Российской Федерации аграрная политика формируется и реализуется федеральными и региональнымм органыми управления. Федеральный центр, имея политическую инициативу при формировании и разработке целей и приоритетов государственной агропродовольственной политики, выдаёт единство рыночного пространства и законодательных условий функционирования экономики в регионах и отраслях АПК. Социально-экономические интересы ведутся на стадии разрабатывания федеральных и региональных целевых программ и их ресурсного обеспечения: регионы, имея экономическую самостоятельность, имеют
способность сами эффективнее решать собственные специфические проблемы.
Тем не менее конечными субъектами, определяющими аграрную политику на местах, являются муниципальные органы власти.
И если для эффективного сбыта аграрной политики, деятельность федеральных и региональных органов необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях таких как поддержание стабильности и повышение уровня продовольственного обеспечения; рациональное осуществлений функций между федеральными и региональными органами, осуществление наполняемости внутреннего агропродовольственного рынка и его продуктовых сегментов; стабильности структурной и внешнеэкономической политики; единой земельной, технологической и финансовой политики; проведения кадровой политики; информационное обеспечение оперативного и объективного; проведение государственных контрольных функций, ценового мониторинга на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, проведение регулирования межотраслевых экономических отношений; произведение и реализация стандартов социального обеспечения сельского населения, то объектом муниципальной аграрной политики является совокупность частей агропромышленного производства муниципального района, тесная и устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость которых осуществляет органическую
воспроизводственную целостность. При этом должны быть реализованы как минимум три важнейшие взаимодействующие функции: экономическая - прогресс эффективного устойчивого агропромышленного производства в муниципальном районе; вырабатывание развитого местного
агропродовольственного рынка; надежное обеспечение продовольствием населения; социальная - формирование жизнедеятельности сельской сферы; экологобиологическая - сохранение и воспроизводство почвенного плодородия, прогресс продуктивных свойств сельскохозяйственных растений и животных, охрана окружающей среды.
Объект исследования - муниципальная аграрная политика Шумихинского района Курганской области.
Предмет исследования - деятельность Управления сельского хозяйства Шумихинского района Курганской области в сфере муниципальной аграрной политики.
Целью данной работы является рассмотрение и разработка возможных методов связанных с формированием развития агропромышленного комплекса Шумихинского района Курганской области в сфере муниципальной аграрной политики.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- выявить сущность, виды и принципы муниципальной аграрной политики;
- осветить управление нормативно-правовое регулирование муниципальной аграрной политики;
- провести обзор методики оценки эффективности состояния муниципальной аграрной политики;
- провести анализ анализ внешней среды, структуры и динамики показателей организационно-экономической деятельности Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района;
- провести анализ анализ показателей эффективности организационно-экономической деятельности Управления сельского хозяйства
Администрации Шумихинского района;
- разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района;
- составить прогноз эффективности деятельности Управления сельского хозяйства Администрации Шумихинского района в реализации муниципальной аграрной политики;
В рамках исследования применялся ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, сравнения, а также системный метод, метод обобщения, логический методы. Также в первой главе использовались и частно-научные методы познания.
Сельское хозяйство Шумихинского района является ведущей сферой экономики района. Основными экономическими факторами развития отрасли служат наличие свободных земельных ресурсов, обеспеченность сельхозугодиями, в том числе пашнями, устойчивая кормовая база для развития животноводства.
Политика в сельском хозяйстве будет направлена на обеспечение продовольственной безопасности района и региона в целом, поддержку эффективных собственников, повышение доходов сельского населения, в том числе и через развитие личных подсобных хозяйств.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- применение современных, перспективных методов содержания крупного рогатого скота: строительство и реконструкция существующих животноводческих;
- развитие мясного животноводства, свиноводства, овцеводства;
- повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, элитное семеноводство зерновых культур;
- поддержка кадрового обеспечения, организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства.
- проведение межевания, постановки на кадастровый учет земельных участков, их регистрация, исполнение необходимых планово - картографических материалов и др.;
- поддержка малых форм хозяйствования через развитие инфраструктуры информационно-консультационных, финансовых и юридических услуг, различные формы поддержки ЛПХ;
- развитие заготовительной деятельности продукции, производимой в личных подсобных хозяйствах, силами потребкооперации, крупными торговыми предприятиями и иными предприятиями-переработчиками. Создание предприятий по переработке молока, мяса.
- повышение инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, сельских территорий;
- проведение технической и технологической модернизации агропромышленного производства, повышение конкурентоспособности АПК, развитие лизинга в сфере агропромышленного производства;
- увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производство качественных продуктов питания;
- содействие развитию сельхозпредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, создание условий для расширения производства через поддержку инвестиционных проектов, и повышению их доходности, расширение доступности средств господдержки;
- содействие развитию малых форм хозяйствования в сельской местности; обеспечение занятости, улучшение жилищных и социальных условий жизни населения в сельских поселениях;
- развитие переработки сельскохозяйственной продукции, продвижение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на межрегиональные рынки;
1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 12.02.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.08.2016) // Российская газета. - № 2. - 11.01.2007.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» //от 25.07.2012 № 260-ФЗ (ред. от 22.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - № 162. - 27.07.2012.
3. Указ Президента РФ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // от 30.01.2010 № 120 // Российская газета. - № 21. - 03.02.2010.
4. Постановление Правительства РФ «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы» // от 14.07.2013 № 717 (ред. от 13.01.2017) Собрание законодательства РФ. - 06.08.2013. - № 32. - Ст.4549.
5. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года» // от 15.07.2014 № 598 (ред. от 16.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2014. - № 30 (часть II). - Ст. 4110.
6. Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы (коллектив авторов). М. Энциклопедия Российских деревень, 2015. - 323 с.
7. Актуальные проблемы современной аграрной теории и политики: Научные труды ВИАПИ им. А.А. Никонова. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, 2016. - Вып. 15.
8. Алтухов, А. Ускоренное импортозамещение в АПК требует адекватного инвестирования // Экономист. - 2016. - № 6. - Июнь 2016. - C.11-24.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - N 153-154. - 12.08.1998.
10. Берсенева, Н.С. Инновационно-инвестиционное развитие сельского хозяйства // Материалы международного агропромышленного конгресса. СПб.: Питер, 2016. С. 76 - 77.
11. Глеба, О.В. Государственная поддержка сельского хозяйства // Тенденции развития современной юриспруденции: Материалы международной заочной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2013. С. 44 - 49.
12. Голубев, А.В. Кризис и сельское хозяйство России: моногр. / А.В.Голубев. - М.: Мир, 2016. - 205 с.
13. Гончаров, В. Производственный потенциал АПК: оценка и
проблемы развития // Экономист. - № 2. - Февраль 2016. - C.33-43.
14. Гордеев, А.В. Основные направления агропродовольственной политики Правительства на 2012 - 2020 гг. // Центр стратегических разработок. М., 2012.
15. Клычова, Г.С., Залялиева Р.И. Принципы и направления государственной поддержки на сельскохозяйственных предприятиях // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2016. - Т.7. - № 4 (26). - С. 37 - 41...27