Введение 3
1 Аудиокниги в современном мире 13
1.1 Мультиформатность в издательском деле. Сущность и специфика
«звучащих книг» 13
1.2 Решение противоречий об аудиокнигах и их аудитории 22
1.3 Аудиальная информация: восприятие и особенности. Аудиалы 28
1.4 Обзор рынка аудиокниг. Статистика и прогнозы 32
2 Искусственный интеллект как феномен XXI века 40
2.1 Понятие о нейросетях и искусственном интеллекте. Юридический
и исторический контекст 40
2.2 Применение ИИ в сфере креативных индустрий 45
2.3 Искусственный интеллект как чтец литературных произведений 52
3 Проектная деятельность в постинформационном обществе 61
3.1 Сущность проектной деятельности, ее этапы и роль в книгоиздании .. 61
3.2 Понятие о проекте и медиапроекте 67
3.3 Рассмотрение аудиокниги как медиапроекта XXI века 75
4 Разработка проекта аудиокниги, озвученной искусственным интеллектом 84
4.1 Инициация проекта. Генерация идеи, концепция продукта 84
4.2 Анализ конкурентов и SWOT-анализ 89
4.3 Сегментирование целевой аудитории 96
4.4 Анкетирование и интервью 101
4.5 Планирование контента. Стратегия взаимодействия с ЦА 112
4.6 Создание аудиокниги 119
4.7 Ведение группы во «ВКонтакте» 127
4.8 Масштабирование и перспективы проекта 131
Заключение 134
Список источников и использованной литературы 136
Приложения 151
Тема нашего исследования в рамках выпускной квалификационной работы — «Аудиокнига как медиапроект: использование современных цифровых технологий и искусственного интеллекта».
Аудиокнига как «озвученное литературное произведение, записанное на любой звуковой носитель» , в нашу эпоху многозадачности стала частью повседневной жизни довольно большой доли населения России (33% среди респондентов 12-64 лет). «В целом можно говорить о том, что слуховое чтение в аудиоварианте — это неотъемлемый элемент коммуникативной деятельности современного человека».
Технологии позволяют нам наслаждаться произведениями поэтов, писателей и драматургов, даже если у нас нет времени или возможности читать тексты. Аудиокнига позволяет объединять чтение с выполнением рутинных задач или работы по дому, открывая тем самым новые горизонты для любителей литературы и делая их жизнь комфортнее и продуктивнее. Мы соглашаемся с мнением С. В. Казаковой, что «аудиальная культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Человек научился приспосабливать среду к себе, изменяя ее в соответствии со своими потребностями. Развитие [аудиальной] культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт».
Благодаря развитию интернета и мобильных устройств, мы можем скачивать и слушать «звучащие книги» на своих смартфонах, планшетах, плейерах или ридерах, а управлять проигрыванием аудиодорожки можно даже со смарт-часов или фитнес-браслетов. Появление голосовых помощников, таких как Siri, Алиса, Alexa, Маруся, позволяет включать аудиокниги голосовыми командами, что делает слуховое чтение еще более удобным.
Для людей с особыми потребностями (ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, временно слабовидящих) аудиокниги незаменимы, поскольку являются прекрасной альтернативой традиционному чтению. Благодаря «звучащим книгам» эти люди имеют возможность наслаждаться литературой и расширять свой кругозор.
Аудиокниги обладают терапевтическим действием с точки зрения снижения зрительной нагрузки благотворного влияния на нервную систему. «И хотя человек ориентируется в окружающем мире преимущественно зрительно, его органы слуха значительно работоспособнее, чем глаза. Это связано с эмоциональной системой человека. Поэтому для того, чтобы расслабиться, люди используют также свои органы слуха».
Немаловажно и то, что «аудиокниги позволяют вовлекать в чтение нечитающую аудиторию, предлагая ей альтернативу прослушиванию музыки/радио или просмотру видео», что особенно важно для детей и молодого поколения.
Необходимо отметить, что аудиокнига находится в зоне внимания издателей, поскольку являет собой произведение интеллектуального труда писателя (поэта, публициста, драматурга), что и книга в традиционном, печатном, формате: «Различие между книгой и новейшими формами способа массовой информации на самом деле есть лишь внешнее противоречие между традиционными (письменными) и новыми аудиовизуальными формами способа организации, превращения произведения индивидуального сознания в произведение общественного сознания. А точнее — противоречие между печатными и аудиовизуальными формами существования издания» . Однако «аудиокнигу, в которой текст наговаривается на звуконоситель, можно рассматривать как самостоятельное художественное произведение, так как, в отличие от чтения обычной книги, когда читатель сам интерпретирует содержание, слушателю аудиокниги предлагается интерпретация и понимание текста чтеца благодаря его индивидуальной манере чтения» . В нашей работе мы будем опираться на вторую точку зрения и рассматривать «звучащее слово» как самостоятельное произведение.
Толчком к возникновению аудиокниг стало изобретение фонографа Томасом Эдисоном, на презентации которого в 1877 г. была дана рекомендация использовать это достижение техники для создания библиотеки для слепых и слабовидящих.
«Термин "аудиокнига" появился в Германии в 1954 г.» в то же время, что и аудиобиблиотека для слепых. Тогда же «"Немецкий граммофон" попытался записать инсценировку "Фауста". Эта запись, которая была выпущена в количестве 250 000 экземпляров, имела большой успех
и считается началом основания и развития аудиокниги» .
С изобретением магнитофона в 1963 г. появилась возможность писать аудиокниги на кассеты, тиражируя их. И если изначально аудиторией «звучащих книг» были слепые и слабовидящие, то с 80-х гг. «у аудиокниг появляется все больше и больше поклонников: любители литературы, домохозяйки, учащиеся школ и студенты, путешественники и так далее» .
Постепенно любителями аудиокниг становились активно работающие женщины, пенсионеры, бизнесмены, к 2002 г. и молодые люди. По мере развития технологий аудиокниги стали «жить» на компакт дисках (CD), DVD, в МР-3 плейерах, позже — во всемирной паутине, на флешках, смартфонах и прочем. Очевидно, что развитие, совершенствование и возрастающая популярность аудиокниг тесно связаны с достижениями научно-технического прогресса и со стремительными изменениями в обществе.
В наши дни активно развиваются нейросети (также искусственные нейронные сети, ИНС, «нейронки») и искусственный интеллект (далее — ИИ, AI), постепенно охватывающие все сферы жизни человека. «Однако следует четко разграничивать роль и место человека и машины (компьютера, робота) в реализации их функций, установить и принять для себя, что компьютер или робот — инструмент, позволяющий предложить более быстрое, глубокое, точное решение практически любой задачи» . И несмотря на то, что книжные сервисы и издательства нашей страны («ЛитРес», «Строки» и другие) начали внедрять технологии искусственного интеллекта для производства медиапроектов аудиокниг с целью снижения их себестоимости и значительной экономии времени, практика озвучания литературных произведений AI еще не стала общеиздательской, данная ниша пока свободна и еще мало знакома потребителю «классического» аудиоконтента.
Таким образом, в качестве исходного структурного элемента исследования — научная проблема, ставится вопрос «Как современные цифровые технологии искусственного интеллекта могут быть эффективно интегрированы в процесс работы над аудиокнигами как медиапроектами в постинформационной среде?»
Актуальность магистерской диссертации по нашей проблеме заключается не только в возрастающей популярности аудиокниг среди современных российских читателей, но и в возникновении и стремительном развитии цифровых технологий постинформационного общества, которые все активнее входят в жизнь каждого из нас.
Учитывая тот факт, что «каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом» , мы можем сказать, что новизна нашей работы — новый медиапроект аудиокниги, а научная новизна заключается в изучении аудиокниги как варианта медиапроекта в аспекте проектной деятельности и ИИ и в стремлении разрешить назревшие противоречия «Аудиокнига — книга ли это?» и «Аудитория аудиокниг — читатели или слушатели?»
Цель выпускной квалификационной работы — создание рабочего варианта медиапроекта аудиокниги с использованием современных цифровых технологий и искусственного интеллекта.
Для достижения цели были поставлены конкретные задачи:
1. Изучить научные труды, посвященные аудиокнигам, проектной деятельности, искусственному интеллекту и читательскому восприятию.
2. Исследовать современную аудиокнигу как медиапроект постинформационного общества (в том числе статистику и прогнозы).
3. Оценить возможности и перспективы использования нейросетей в качестве чтеца.
4. Сегментировать и опросить целевую аудиторию аудиокниг, озвученных ИИ.
5. Проанализировать конкурентов и разработать проект на основе проведенных ранее исследований и литературы.
6. Применяя технологии искусственного интеллекта, озвучить фрагмент литературного произведения современного отечественного автора.
Объектом исследования выступает современная аудиокнига как медиапроект. Предметом — особенности аудиокниги как медиапроекта и актуальные технологии искусственного интеллекта, применяемые при ее производстве.
В качестве материала для данной магистерской диссертации использованы сайты и продукция специализированных издательств и универсальных издательств, сайты с аудиоконтентом, а также аудиозаписи в популярной кроссплатформенной системе мгновенного обмена сообщениями «Телеграм» и в социальной сети «ВКонтакте».
Хронологические рамки, в границах которых мы проводим исследование и раскрываем тему работы, — 2019-2024 гг.
В работе применены общенаучные (аналитический, сравнительный, описательный, проектный, синхронного анализа) и практические (социологический опрос, анкетирование, глубинное интервью, практическое моделирование) методы.
В качестве научной методологической базы в ВКР использованы труды по теории книговедения и редактирования, методике редакционно-издательской деятельности, психологии чтения и проектной деятельности, научные статьи об искусственном интеллекте, нейросетях, аудиокнигах и типах восприятия информации, официальные статистические данные и нормативно-правовые акты. Исследование опирается на сборники научных публикаций, учебную литературу, монографии, официально-нормативные документы, интернет-ресурсы преимущественно отечественных авторов и коллективов авторов.
Основным научным материалом в изучении истории вопроса при написании первой главы ВКР о книгах, аудиокнигах и их аудитории послужили работы Барановой Л. Т. , Баль В. Ю. , Твердохлебовой М. Д. , Чукреевой М. А. , Беловицкой А. А. .
Наиболее ценными для нас в настоящем исследовании являются труды наших соотечественников и современников Веры Юрьевны Баль и Марии Александровны Чукреевой, раскрывающие явление аудиокниги как особого книжного формата, обладающего большими перспективами: «Аудиокниги в современной издательской индустрии — это перспективный формат, обладающий исключительным потенциалом» . Исследователи дают определение аудиокниги, раскрывают ее особенности, делая упор на том, что сегодняшние «звучащие книги» — это неотъемлемая часть жизни многих современных людей, на том, что аудиокниги имеют богатую историю, но до сих пор актуальны и без внимания не остаются: «Аудиокнига как явление культуры постепенно вписывается в систему современной культуры и находит своих почитателей. Она предстает в этом образе как унаследованное и освоенное новыми поколениями явление, в основу которого положены человеческие усилия, мастерство и эстетический вкус. Окружающие нас произведения литературы, "обретая голос", предстают как мир "оживших" персонажей. В этом смысле они всегда находится в настоящем» .
Искусственный интеллект и способы работы с нейросетями, которым посвящена вторая глава, рассматривали в своих трудах многие зарубежные и российские ученые, однако в своей ВКР мы будем в большей степени опираться на научные тексты Евсеева В. И. , Кузнецовой И. О. , Шливко И. Л. и Миндигуловой А. А. , дающие понятие об искусственном интеллекте и нейросетях; на работы Лаптева В. А. , Петерс С. В. и Борулевой Е. Д. , в которых рассматриваются юридические моменты применения AI; а также на труды Зиминой Л. В. , Зайцева А. Я. , Шмырева Н. М. , изучающие и описывающие применение искусственного интеллекта и нейронных сетей в сфере креативных индустрий.
Проектную деятельность, ее этапы и особенности изучают достаточно давно как в России, так и за границей. Так, в учебно-методическом пособии, составленном Дудиной И. М. даются основы проектной деятельности, Асташовой У. В. описана российская специфика проекта. Проект как явление изучали в своих трудах Нужина Н. И. и Пак В. Д. , а медиапроекту посвящено исследование Плотникова В. А. и Шаминой О. А.
Теоретическая значимость работы заключается в своевременном изучении современной аудиокниги как медиапроекта постинформационного общества, выделении отличительных черт «звучащих книг», решении обозначенных выше вопросов («Аудиокнига — книга ли это?» и «Аудитория аудиокниг — читатели или слушатели?»), а также в рассмотрении искусственного интеллекта как инструмента работы в сфере креативных индустрий вообще и при производстве аудиокниг, в частности.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения на практике полученных, обобщенных и структурированных теоретических знаний с целью создания медиапроекта аудиокниги. Итоговый продукт — озвученный и выложенный в открытый доступ в социальной сети «ВКонтакте» для бесплатного прослушивания фрагмент литературного произведения (аудиокнига), «чтецом» которого выступает частный случай искусственного интеллекта — нейросеть (ключевая технология AI).
Структура выпускной квалификационной работы общим объемом 171 страница такова: введение, основная часть из четырех глав, заключение, список источников и использованной литературы (из 127 источников), приложения (19 штук).
Структура ВКР отвечает обозначенным ранее цели и задачам. Так, во введении кратко изложены методология исследования, история вопроса и история возникновения аудиокниг.
Первая глава «Аудиокниги в современном мире» посвящена мультиформатности в издательском деле, изучению понятия «аудиокнига», рассмотрению ее сущности и специфики. В данной главе изучается аудиальная информация и аудиалы, делается попытка решить противоречия об аудиокнигах и их аудитории, рассматривается отечественный рынок аудиокниг в 2019-2024 гг., приводится статистика и даются прогнозы.
Вторая глава «Искусственный интеллект как феномен XXI века» — изучение современных технологий ИИ в теоретическом, историческом и юридическом аспектах. Нами были раскрыты термины «нейронные сети» и «искусственный интеллект». Также рассматриваются виды ИИ (AI) и возможности его применения для озвучания литературных произведений. Делается прогноз возможностей и рисков AI в сфере креативных индустрий.
В третьей главе «Проектная деятельность в постинформационном обществе» изучается и описывается сущность проектной деятельности и ее роль в книгоиздании, приводятся ее классические этапы. Дается представление о проекте и медиапроекте. С опорой на Первую главу рассматривается аудиокнига как уникальный медиапроект XXI века.
Четвертая глава «Разработка проекта аудиокниги, озвученной искусственным интеллектом» — описание создания аудиокниги, озвученной искусственным интеллектом. Приведены результаты социологического опроса и глубинных интервью, анализ конкурентов и SWOT-анализ, анализ проекта по различным методикам. Обоснован выбор «ВКонтакте» как платформы для размещения продукта. Разработан контент-план и проведена работа с SEO. Изложены размышления по маркетинговой стратегии и взаимодействию с ЦА. Рассказывается о создании аудиокниги при помощи ИИ, ведении проектного сообщества. Также описывается потенциальное масштабирование проекта, его возможности, риски и перспективы.
В заключении подводятся итоги проделанной работы с точки зрения выполнения поставленных задач и достижения обозначенной цели.
Мы уверены, что наш уникальный проект «Голос робота», который начинался с озвучки короткого отрывка рассказа А. П. Чехова, может расти, развиваться, даря голос большему количеству литературных произведений разных жанров и выходя с готовыми медиапроектами на крупные площадки с книжным и аудиоконтентом. В будущем мы будем активно работать над продуктивным сотрудничеством со стейкхолдерами и целевой аудиторией и уже сейчас рассматриваем возможность монетизации и перехода проекта из некоммерческого в коммерческий. По нашему мнению, у исследования в ходе своей эволюции есть большие шансы стать большим и успешным проектом, возможно, тем проектом, который окажет влияние на традиционное производство аудиокниг и рынок легальной издательской продукции.
Исследования по применению ИИ в качестве чтеца произведений были апробированы на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения — 2025».
По состоянию на июнь 2025 г., в печати находится наша статья «Искусственный интеллект как инструмент аудиоздательского дела».
Аудиокнига в современном мире является одним из самых популярных и востребованных медиапроектов. С развитием технологий и увеличением количества пользователей интернета аудиокниги стали доступны людям практически в любое время и в любом месте, например, в дороге, во время занятий спортом или при выполнении домашних дел.
Также аудиокниги открывают для людей с ограниченным зрением возможность получать литературные произведения в звуковом формате. Благодаря профессионально озвученным текстам и качественной технической реализации, аудиокниги становятся неотъемлемой частью современной культуры и способом распространения знаний и информации.
Большое внимание сегодня уделяется не только литературной ценности произведения, но и качеству исполнения, что делает прослушивание книг более захватывающим и удобным. Тенденции развития аудиокниг включают в себя увеличение количества доступных произведений, разнообразие жанров и форматов, а также повышение качества звучания, усовершенствование технологий записи и воспроизведения, развитие онлайн-платформ для удобного доступа к аудиоконтенту и возможное озвучание литературных произведений с помощью нейронных сетей и искусственного интеллекта.
Уже сегодня некоторые крупные издательства используют AI в качестве чтеца, озвучивая литературные произведения без больших финансовых и временных затрат, задавая тренды и меняя тем самым традиционное книгоиздание в нашей стране и мире.
В рамках работы над магистерской диссертацией нами была изучена аудиокнига как особый формат книги, рассмотрена аудиокнига как вариант медиапроекта, исследован искусственный интеллект и нейронные сети как технологии постинформационного общества, инструмент креативных индустрий и «чтец» литературных произведений.
Была проведена, на наш взгляд, большая и продуктивная проектная работа, начинающаяся с инициации проекта и ведущая к созданию продукта.
В качестве практического результата исследовательской и проектной работы в рамках выпускной квалификационной работы мы получили медиапроект — озвученный при помощи нейронной сети 50-минутный фрагмент фантастической повести современного отечественного автора, разбитый на отдельные главы и выложенный в открытый доступ для свободного бесплатного прослушивания как плейлист во «ВКонтакте».
Кроме того, при помощи современных цифровых технологий была организована некая «среда» для созданной нами аудиокниги — сообщество проекта в социальной сети «ВКонтакте», наполненное различным уникальным тематическим контентом: текстовым, интерактивным, визуальным, аудио- и видеоконтентом. Все тексты, иллюстрации и прочее были создано нами или вручную, или используя ИИ.
Таким образом, мы можем говорить о достижении поставленной во Введении цели и решении всех обозначенных задач в ходе написания выпускной квалификационной работы магистра.
Настоящая магистерская диссертация может послужить основой для движения вперед нашего некоммерческого масштабируемого проекта по озвучанию литературных произведений посредством искусственного интеллекта и его частного случая — нейросети.
Главное — наш проект как результат и плодотворной проектной работы, и научного исследования имеет широкие перспективы для дальнейшего развития, роста и совершенствования. Так, мы можем озвучивать многие другие произведения различных жанров и направлений, монетизировать по мере эволюции проекта «Голос робота» наш труд, выходить на такие крупные площадки, как «ЛитРес» или «Книга В Ухе», а также популяризировать аудиочтение, изучать использование ИИ в сфере креативных индустрий и менять подходы современного отечественного книгоиздания при производстве «звучащих книг».
1. ChatGPT. — [Б. м.], 2023-2025. — URL : https://trychatgpt.ru/(дата обращения: 10.01.2025).
2. Google Trends. — [Б. м.], 2025. — URL :
https://trends.google.ru/trends/(дата обращения: 20.12.2024).
3. Text To Speech : программа синтеза речи. — [Б. м.], 2020-2025. — URL : https://texttospeech.ru/program(дата обращения: 06.08.2025).
4. Zvukogram. — [Б. м.], 2025. — URL : https://zvukogram.com/(дата обращения: 17.05.2025).
5. Авточтец // ЛитРес. — [Б. м.], 2025. — URL :
https://www.litres.ru/author/avtochtec/(дата обращения: 15.05.2025).
6. Г ильмутдинова Н. Бабочка и утенок / Н. Г ильмутдинова // Веселые картинки : детский юмористический журнал. — 2009. — № 6. — С. 2-3.
7. Гильмутдинова Н. Ю. Бабочка и ее друзья / Н. Ю. Гильмутдинова. — СПб. : Буквально, 2019. — 26 с.
8. Гильмутдинова Н. Ю. Странное исчезновение / Н. Ю. Гильмутдинова // Настроение. — 2011. — № 5 (93). — С. 120-121.
9. Гильмутдинова Н. Ю. Я и Другая Я / Н. Ю. Гильмутдинова. — 2008. — Неопубликованная рукопись.
10. Проверка уникальности // Text.ru. — [Б. м.], 2011-2025. — URL : https://text.ru/seo(дата обращения: 10.01.2025).
11. Роулинг, Дж. К. Гарри Поттер и Дары Смерти / Дж. К. Роулинг ; пер. с англ. С. Ильина, М. Лахути, М. Сокольской. — М. : ЗАО «РОСМЕН- ПРЕСС», 2007. — 640 с.
12. Чехов А. П. Палата № 6. Рассказы : аудиокнига / А. П. Чехов; текст
читает Вадим Максимов // Книга В Ухе. — [Б. .], 2016 — URL :
https://knigavuhe.org/book/palata-6-rasskazy/(дата обращения: 23.04.2024).
13. Чехов А. П. Рассказы : аудиозапись / А. П. Чехов; текст читает
Аркадий Бухмин // «ВКонтакте». — [Б. м.], 2025. — URL :
https://clck.ru/3BB7dP(дата обращения: 23.04.2024).
14. Чехов А. П. Сирена // Интернет-библиотека Алексея Комарова. — [Б. м.], 1996-2025. — URL : https://ilibrary.rU/text/1187/p.1/index.html(дата обращения: 24.01.2025).
15. Шедеврум. — [Б. м.], 2025. — URL : https://shedevrum.ai/(дата обращения: 18.05.2025).
16. Шекспир, У. Сонеты : аудиозапись / У. Шекспир; пер. М. И. Чайковского ; @ AUDIOKNIGI_CHANNEL // «Телеграм». — [Б. м.], 2025. — URL : https://t.me/AUDIOKNIGI_CHANNEL/3697(дата обращения: 20.01.2025).
17. Яндекс Вордстат. — [Б. м.], 2009-2025. — URL :
https://wordstat.yandex.ru/(дата обращения: 19.12.2024).
Официально-нормативные документы
18. ГОСТ Р 71476-2024 (ИСО/МЭК 22989:2022). Искусственный
интеллект : Концепции и терминология искусственного интеллекта : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2025-01-01. — М. : Стандартинформ, 2024. — URL : https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2024/12/gost-r-71476-
2024.pdf (дата обращения: 06.05.2025).
19. ГОСТ Р 7.0.60-2020. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2020-09-18. — М. : Стандартинформ, 2020. — URL : https://bspu.ru/files/81517(дата
обращения: 23.04.2024).
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 28 июня 2021 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. — М., 2021. — URL : https://clck.ru/3Lu3ph(дата обращения: 08.05.2025).
21. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы
развития : Отраслевой доклад / под. ред. В. В. Григорьева. — М. : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2023. — URL : https://clck.ru/3BBoWQ(дата
обращения: 28.03.2024).
22. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы
развития : Отраслевой доклад / под. ред. В. В. Григорьева. — М. : Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, 2024. — URL : https://clck.ru/3LqQW6(дата
обращения: 08.04.2025).
23. Федеральный закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации» : федер. закон от 8 авг. 2024 г. № 330-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. — М., 2021. — URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_482580/(дата обращения: 08.05.2025).
Учебная литература
24. Беловицкая А. А. Книговедение. Общее книговедение : учебник / А. А. Беловицкая // Моск. гос. ун-т печати. — М. : МГУП, 2007. — 378 с.
25. Гуревич С. М. Экономика отечественных СМИ : учеб. пособие
для вузов / С. М. Гуревич. — М. : Аспект Пресс, 2004. — URL :
https://evartist.narod.ru/text11/36.htm(дата обращения: 30.04.2024).
26. Каптерев А. И. Классификация информации / Электронный учебник по информатике. — [Б. м.], 2025. — URL : https://clck.ru/3MPUwM(дата обращения: 20.05.2024).
27. Основы проектной деятельности : учебно-методическое пособие / сост. И. М. Дудина // Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2019. — 28 с.
Справочная литература
28. Книга / Стефанов С. И. // Реклама и полиграфия: опыт словаря - справочника. — М. : Гелла-принт, 2004. — 320 с. — URL : https://clck.ru/3BAGeg(дата обращения: 18.05.2024).
29. Массовая литература в понятиях и терминах : учебный словарь- справочник / М. А. Черняк, В. Д. Черняк. — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2015. — 192 с.
30. Слушатель / П. С. Грачев // Военная энциклопедия. — М. : Военное издательство, 2003. — Т. 7. — С. 520.
31. Слушатель / Т. Ф. Ефремова // Новый словарь русского языка.
Толково-словообразовательный. — М. : Русский язык, 2000. — URL :
https://clck.ru/3BAGh4(дата обращения: 02.06.2024).
32. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 27-е изд., испр. — М. : Мир и Образование, 2018. — 736 с.
33. Читатель / С. Кржижановский // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М. ; Л. : Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — URL : https://clck.ru/3BAGfd(дата обращения: 28.05.2024).
34. Читатель / Л. А. Микешина // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. — М. : «Канон+»; РООИ «Реабилитация», 2009. — URL : https://clck.ru/3BAGgF(дата обращения: 01.06.2024).
35. Читатель // Толковый словарь русского языка. — [Б. м.], 2025. — URL : https://www.vedu.ru/expdic/38862/(дата обращения: 01.06.2024).
Научная литература
36. Асташова У. В. Проект и разработка проекта: российская специфика / У. В. Асташова // The Newman in Foreign policy. — 2022. — № 69 (113). — С. 31-33.
37. Баль В. Ю. «Звучащие книги» в современной издательской индустрии / В. Ю. Баль // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2018. — № 17. — С. 91-101.
38. Баль В. Ю. Аудиокнига, аудиоподкаст, аудиосериал — новые форматы медиапространства / В. Ю. Баль // Библиосфера. — 2020. — № 1. — С. 56-63.
39. Баль В. Ю. Аудиочтение как современная модификация слухового чтения / В. Ю. Баль // Вестник Томского государственного университета : Культурология и искусствоведение. — 2019. — № 36. — С. 5-12.
40. Баранова Л. Т. Что такое «аудиокнига» и история ее развития / Л. Т. Баранова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.
— 2015. — № 3. — URL : https://clck.ru/3BAGkM(дата обращения: 15.03.2024).
41. Баренбаум И. Е. К вопросу об универсальном определении понятия «книга» / И. Е. Баренбаум // Книга. Исследования и материалы. — 1977. — № 34. — С. 5-13.
42. Белоусова Н. М. Бизнес-план как основа создания и реализации медиапроекта / Н. Б. Белоусова // Медиа-экономика 21 века. — 2019. — № 1.
— С. 25-30.
43. Белоусова Н. М. Особенности управления медиапроектами в условиях современного медиарынка / Н. Б. Белоусова // Медиа-экономика 21 века. — 2018. — № 1. — С. 92-98.
44. Борулева Е. Д. Правовая охрана объектов, созданных с помощью нейросетей: можно ли признать нейросеть правообладателем? / Е. Д. Борулева // Актуальные проблемы международного частного права / Private International Law Issues : сб. ст. II Междун. междисцип. науч.-практ. конгресса, Москва, 25-26 апреля 2023 г. / под ред. Б. А. Шахназарова. — М. : Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2023. — С. 148-150.
45. Бэгьюли, Ф. Управление проектом / Ф. Бэгьюли. — М. : Гранд Фаир-Пресс, 2002. — 208 с.
46. Восьмая науч. конф. по проблемам книговедения : Тезисы докладов // сост. Б. В. Ленский [и др.]. — М. : РКП, 1996. — 389 с.
47. Гильмутдинова А. А. Искусственный интеллект как инструмент аудиоздательского дела / А. А. Гильмутдинова. — В печати.
48. Голубев Г. М. [и др.] Особенности проектного управления в сфере медиа / Г. М. Голубев, С. А. Фатова, Т. А. Сорвина // Сб. научных трудов «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России», посвященный Году российского кино // Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. — СПб., 2016. — С. 168-175.
49. Голышева Е. Н. [и др.] Основные подходы к генерации изображений с помощью нейронных сетей / Е. Н. Г олышева, А. А. Медведев, Н. С. Масалитин, Е. В. Ильинская // Инновационная наука. — № 11-2. — 2023. — URL : https://clck.ru/3LzKfw(дата обращения: 14.04.2025).
50. Гуренко Л. В. Учет типологических особенностей личности при обучении / Л. В. Гуренко // Наука и школа. — 2006. — С. 31-32.
51. Гущина Е. Г., Тарабанова Е. В. Креативные индустрии: новые возможности для развития российских городов и регионов / Е. Г. Гущина, Е. В. Тарабанова // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. — 2022. — С. 91-104. — URL : https://clck.ru/3LynsN(дата обращения: 10.04.2025).
52. Докукина А. А., Савинова Л. Ю. Аудиокниги для детей: потенциал развития интереса к чтению / А. А. Докукина; Л. Ю. Савинова / Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего // V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция. — 2019. — С. 270-277.
53. Дроздов Д. Н. Менеджмент медиапроектов как феномен образовательной деятельности / Д. Н. Дроздов // Слова у кантэксце часу : матэрыялы IV М1жнар. навук.-практ. канф., прысвеч. 90-годдзю з дня нараджэння д-ра фшал. навук праф. А. I. Наркевхча, Мшск, 14-15 сак. 2019 г. / Беларус. дзярж. ун-т ; рэдкал.: В. М. Самусевхч (адк. рэд.) [i шш.]. — Мшск : БДУ, 2019. — 319 с.
54. Евсеев В. И. Искусственный интеллект в современном мире: надежды и опасности создания и использования / В. И. Евсеев // Аэрокосмическая техника и технологии. — 2023. — Т. 1. — № 1. — С. 16-34.
— URL : https://clck.ru/3BAGkj(дата обращения: 16.03.2024).
55. Зайцев А. Я. Нейросети в современном анимационном искусстве:
эстетические инновации и новые горизонты / А. Я. Зайцев // Культура и искусство. — 2024. — № 12. — URL : https://clck.ru/3LzKDk(дата
обращения: 14.04.2025).
56. Зимина Л. В. Нейросети в книгоиздательской индустрии / Л. В. Зимина // Библиография и книговедение. — 2023. — № 2. — С. 48-66. — URL : https://bik.rsl.ru/jour/article/view/307/289(дата обращения: 11.05.2025).
57. Зюков Н. С. Новые бизнес-модели в издательской деятельности / Н. С. Зюков // Вестник Московского государственного университета печати.
— 2011. — С. 183-188. — URL : https://clck.ru/3LqQ6Y(дата обращения: 02.05.2025).
58. Ивасенко А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 327 с.
59. Игнатович П. Г. Книга как феномен культуры / П. Г. Игнатович // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. — 2012. — URL : https://clck.ru/3BBoa9(дата обращения: 02.06.2024).
60. Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях. Практики российского медиабизнеса // РАЭК, ВШЭ, факультет журналистики МГУ. — М., 2022. — URL : https://raec.ru/upload/files/ai-media-2307.pdf(дата обращения: 18.05.2025).
61. Казакова С. В. Аудиальная культура: многообразие
исследовательских дискурсов / С. В. Казакова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — С. 77-82. — URL : https://clck.ru/3BAGv6(дата обращения: 23.05.2024).
62. Казакова С. В. Феномен аудиальной культуры / С. В. Казакова // Terra Linguistica. — 2011. — № 124. — URL : https://clck.ru/3MPVwi(дата обращения: 27.03.2024).
63. Калиев А., Рыбин С. В. Синтез речи: прошлое и настоящее /
А. Калиев, С. В. Рыбин // Компьютерные инструменты в образовании. — 2019.
— № 1. — С. 5-28. — URL : https://clck.ru/3Lyg7q(дата обращения:
16.04.2025).
64. Катышевская Т. А. Сущность проектной деятельности / Т. А. Катышевская // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2020. — № 2 (42).
— URL : https://clck.ru/3BAGx4(дата обращения: 02.06.2024).
65. Киреев Н. С., Ильюшин Е. А. Обзор существующих алгоритмов преобразования текста в речь / Н. С. Киреев, Е. А. Ильюшин // International Journal of Open Information Technologies. — 2020. — С. 84-90. — URL : https://clck.ru/3LygtG(дата обращения: 15.04.2025).
66. Колесников Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ / Е. В. Колесников // Молодой ученый. — 2017. — № 18. — URL : https://moluch.ru/archive/152/43152/(дата обращения: 11.05.2024).
67. Кривенок В. А. Особенности современных аудиокниг для детей дошкольного возраста / В. А. Кривенок // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 16-19. — URL : https://moluch.ru/th/Larchive/250/8274/(дата обращения: 05.05.2024).
68. Кузнецова И. О. Возникновение искусственного интеллекта, его
преимущества и недостатки = The emergence of artifi cial intelligence, its problems and disadvantages / И. О. Кузнецова, Ю. В. Шляпина // Цивилизационные перемены в России : материалы XIII Всеросс. науч.-практ. конф., Екатеринбург: Уральский государственный лесотехнический
университет, 2023. — С. 83-87.
69. Кузнецова О. И., Малютов Д. А. Принцип работы и архитектура нейронных сетей / И. О. Кузнецова, Д. А. Малютов // Евразийская интеграция: современные тренды и перспективные направления. — 2024. — С. 106-111. — URL : https://clck.ru/3LyWHm(дата обращения: 11.04.2025).
70. Лавринович, Колин. Искусственный интеллект в издательском
деле / Колин Лавринович // Университетская книга : информационно- аналитический журнал. — 2020. — URL : https://clck.ru/3MPW39(дата
обращения: 29.04.2025).
71. Лаптев В. А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу / В. А. Лаптев // Право. Журнал Высшей школы экономики. — № 2. — 2019. — С. 79-102. — URL : https://clck.ru/3Lt9wb(дата обращения: 20.04.2025).
72. Лебединцев В. Б. Литературное чтение в разновозрастном учебном коллективе / В. Б. Лебединцев // Школьные технологии. — 2009. — № 4. — С. 126-136.
73. Ленский Б. В. Основные факторы становления и развития книгоиздательской системы современной России: книговедческие аспекты : дисс. ... д-ра филол. наук в форме науч. докл. / Б. В. Ленский. — М., 2001. — 91 с.
74. Маркова В. Д. Виды проектов: уточнение терминологии /
В. Д. Маркова // Инновации. — 2012. — № 1 (159). — URL :
https://clck.ru/3BAGxH(дата обращения: 04.06.2024).
75. Миндигулова А. А. Феномен искусственного интеллекта: история возникновения и развития / А. А. Миндигулова // Социология. — № 5. — 2023. — С. 239-244. — URL : https://clck.ru/3Ltppy(дата обращения: 26.04.2025).
76. Митрофанова И. В., Коробов О. В. Тенденции и перспективы развития отечественной издательской отрасли: маркетинговый подход / И. В. Митрофанова, О. В. Коробов // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. — 2010. — № 12 (144). — С. 30-40. — URL : https://clck.ru/3LqQ4n(дата обращения: 03.05.2025).
77. Муродова Г. Б. Нейронные сети в современном обществе: революция в повседневной жизни / Г. Б. Муродова // Вестник науки и образования. — 2024. — URL : https://clck.ru/3Lu5GV(дата обращения: 28.04.2025).
78. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1988. — 254 с.
79. Немировский Е. Л. К вопросу об определении книги как знаковой системы / Е. Л. Немировский // История книги. Теоретические и методологические основы. Вып. 2 : Актуальные проблемы книговедения. — М. : Изд-во ГБЛ, 1977. — С. 34-43.
80. Никишин И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И. В. Никишин // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 478-481. — URL : https://moluch.ru/archive/262/60705/(дата обращения: 08.06.2024).
81. Пак В. Д., Нужина Н. И. Что такое проект? Определения
и признаки / В. Д. Пак, Н. И. Нужина // Международный научно - исследовательский журнал. — 2013. — № 8 (15). — URL :
https://clck.ru/3BAGw4(дата обращения: 08.06.2024).
82. Пантюхин Д. В. Нейронные сети синтеза речи голосовых помощников и поющих автоматов / Д. В. Пантюхин // Речевые технологии = Speech Technologies. — 2021. — URL : https://clck.ru/3LyfTE(дата обращения: 10.04.2025).
83. Петерс С. В. Нейросети для генерации изображений: области
применения и юридические проблемы эксплуатации / С. В. Петерс // Вестник науки. — 2024. — № 3 (72). — Т. 1. — С. 442-447. — URL :
https://clck.ru/3LzRyB(дата обращения: 17.04.2025).
84. Петрова Е. Аудиосериалы — новый виток развития аудиокниг / Е. Петрова // Реальное время. — 2023, 5 дек. — URL : https://clck.ru/3BAGYQ(дата обращения: 14.05.2024).
85. Плотников В. А., Шамина О. А. Медиапроект: понятие, особенности, аспекты управления качеством / В. А. Плотников, О. А. Шамина // Управленческое консультирование. — 2022. — № 9. — С. 134-144. — URL : https://clck.ru/3BAGzU(дата обращения: 29.05.2024).
86. Рыбалко А. А., Соловьева С. Н. Инновационный подход в современном книгоиздании / А. А. Рыбалко, С. Н. Соловьева // Территория науки. — 2016. — № 6. — С. 89-95.
87. Сторожева С. П., Микиденко Н. Л. «Звучащее слово» в медиапредпочтениях молодежи / С. П. Сторожева, Н. Л. Микиденко // Идеи и идеалы. — 2021. — Т. 13. — № 4. — Ч. 2. — С. 400-419.
88. Твердохлебова М. Д. Особенности электронных и аудиокниг как цифрового продукта / М. Д. Твердохлебова // Практический маркетинг. — 2021. — № 11 (297). — С. 28-31.
89. Хант, Ли. Фрагменты эссе и статей / Корабли мысли: зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе // сост. В. В. Кунин. — М. : Книга, 1980. — 336 с.
90. Худайбердиева Н. А. Искусственный интеллект: текущие возможности и перспективы развития / Н. А. Худайбердиева, М. Бабаев, Б. Мурадов // Вестник науки. — № 5 (74). — Т. 4. — 2024. — С. 1587-1590. — URL : https://clck.ru/3LtrUD(дата обращения: 11.04.2025).
91. Чукреева М. А. Аудиокнига в современном мире / М. А. Чукреева // Человек в мире культуры. — 2014. — № 2. — С. 23-25.
92. Шливко И. Л. [и др.] Искусственный интеллект: как работает и критерии оценки / И. Л. Шливко, О. Е. Гаранина, И. А. Клеменова, К. А. Ускова, А. М. Миронычева, В. И. Дардык, В. Н. Ласьков // Consilium Medicum. — № 23 (8). — 2021. — С. 626-632. — URL : https://clck.ru/3LtsSu(дата обращения: 16.03.2025).