Введение 4
1 Характеристика организации образовательной деятельности по программе
дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» 8
1.1 Особенности организации образовательной деятельности по программам
дополнительной профессиональной подготовки 8
1.2 Специфика дополнительной профессиональной подготовки по курсу
«Основы педагогики и андрагогики» 8
1.3 Педагогические технологии, соответствующие специфике программы
дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» 20
2 Обоснование и разработка методического обеспечения образовательнойдеятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки .. 24
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения
дополнительной профессиональной подготовки 33
2.2 Педагогическое обоснование и разработка методического обеспечения
программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» 38
3 Обоснование и разработка педагогического программного средства по
программе дополнительной профессиональной подготовки 56
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 56
3.2 Педагогическое обоснование и разработка электронного обучающего
курса по программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» 56
3.3 Экспертиза методического обеспечения программы дополнительной
профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» 87
Заключение 98
Список использованных источников 105
Приложение А-Д 108
Представители бизнеса готовы платить за профессиональные квалифицированные кадровые ресурсы, однако, необходимо отметить, что в настоящее время система дополнительного образования зачастую не ориентирована на рынок труда и предлагает далекие от современных требований программы. В связи с этим необходимость внедрения и реализации качественных программ дополнительной профессиональной подготовки, отвечающих всем требованиям рынка труда, является неотъемлемым условием.
Результаты обучения дополнительной профессиональной подготовки формулируются в виде измеряемого и дифференцированного уровня освоения компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в рамках профессиональной деятельности. Поэтому, в программах дополнительной профессиональной подготовки основные результаты обучения должны быть сопоставлены с компетенциями, которые необходимы для выполнения трудовых функций и приводящих к качественному изменению имеющейся ранее квалификации. Так, педагог профессионального образования должен обладать рядом компетенций и трудовых функций, изложенных в профессиональном стандарте 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
В связи с принятием новых нормативно-правовых документов в сфере образования образовательным организациям приходится адаптироваться и меняться.
В качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России, что находит отражение в таких официальных документах, как: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года [1], Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики [2], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года.
Роль дополнительной профессиональной подготовки определена в таком документе государственного масштаба, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и основном документе в сфере дополнительной профессиональной подготовки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительной профессиональной подготовке». Факт наличия данных документов говорит о важности и перспективах обучения по программам дополнительного профессионального образования.
Существенный вклад в изучение, развитие, выявление особенностей системы ДПО внесли такие ученые, как С.Г. Вершловский, Н.В. Василенко, С.М. Вишнякова, В.И. Ильина, О.М. Никандров, В.И. Подобеда, Г.Н. Подчалимова, А.И. Субетто, Е.П. Тонконогая, П.И. Третьяков, Е. Трондайк, Т.П. Шамова и др.
Вопросы организации дополнительного профессионального образования рассматривают в своих трудах В.В. Валентинов, Л.И. Евенко, А.П. Егоршин, Э.Ф. Зеер, С.В. Кондратьев, В.А. Леднев, Е.М. Дорожкин, Э.М. Никитин, Ш.З. Санатулов и др.
Опираясь на труды вышеописанных авторов, а также на ряд федеральных документов, можно сказать, что дополнительное профессиональное образование является неотъемлемой частью становления специалиста, как личности, как профессионала, как конкурентоспособного субъекта на рынке труда. В настоящий момент дополнительное профессиональное образование, хотя и при наличии определенных успехов при его реализации, включает в себя ряд противоречивых проблем [3]:
- между системой профессионального образования государства, не способной в силу объективных причин оперативно реагировать на постоянные изменения требований к подготовке будущих специалистов, и потребителями профессиональных образовательных услуг;
- между традициями формирования содержания профессионального образования и инновационным подходом с учетом требований отраслевого рынка труда и личностного развития;
- между потребностями определенных социальных групп в дополнительном профессиональном образовании и недостаточным предложением в виде наличия образовательных комплексов и учреждений для оказания такого рода образовательных услуг и т.д.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития России выделяет в качестве приоритетного показателя организацию до 2020 года условий для систематического (в основном, ежегодного) обучения (повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т.п.) не менее 25-30% занятого населения.
По статистическим данным ежегодно образовательными услугами дополнительного профессионального образования пользуются около 1,5 млн. человек, т.е. примерно 2% экономически активного населения. Данный показатель указывает на необходимость разработки методического обеспечения дополнительных профессиональных программ.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема выпускной квалификационной работы: «Методическое обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
В соответствии с темой определена цель: разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
Цель определила объект и предмет.
Объект: образовательная деятельность по программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
Предмет: методическое обеспечение образовательной деятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
В основу исследования была положена гипотеза, которая состояла в том, что методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» будет педагогически обоснованным, если оно разработано:
- с учётом специфики программы дополнительной профессиональной подготовки;
- на основе использования инновационных педагогических технологий;
- в соответствии с теоретическими основами создания педагогических программных средств.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Охарактеризовать организацию образовательной деятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
2) Обосновать и разработать методическое обеспечение образовательной деятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки.
3) Провести экспертизу разработанного методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
Методологическую основу исследования составили труды, посвященные:
- системному подходу к организации образовательного и воспитательного процессов (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский и др.);
- компетентностному подходу к содержанию образования (А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.);
- личностно - ориентированному подходу к воспитанию (З.И. Васильева, И.С. Якиманская и др.);
- деятельностному подходу, рассмотренному в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина и др.
Теоретическую основу исследования составляют:
- работы С.Г. Вишняковой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой по вопросам развития, выявления особенностей системы ДПО;
- труды Б.Т. Лихачёва, Т.И. Пальчевского, Н.В. Борисова, Г.К. Селевко, в которых рассматриваются вопросы разработки методического обеспечения процесса обучения;
- работы А.А. Вербицкого, Р. Вильямса, П.Я. Гальперина по вопросам психолого-педагогических принципов разработки педагогических программных средств;
- труды С. Гершунского, Ю.А. Даринского, В.А. Извозчикова, в которых рассматриваются дидактические принципы разработки педагогических программных средств;
- работы В.Н. Каптелинина, К. Маклина, в которых анализируются методические принципы проектирования и использования ННС;
- труды И.В Роберт, в которых рассматриваются требования к электронным обучающим курсам и организация электронного бучения.
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
1) Анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения учебной дисциплины.
2) Анализ литературы по вопросам создания педагогических программных средств и электронных курсов.
3) Анализ профессионального стандарта 01.004 «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», учебных программ и учебных пособий по педагогике и андаргогике.
4) Опытно - экспериментальная работа, анкетирование, метод экспертных оценок
В современном мире образование является одной из базовых категорий развития, как отдельного индивида, так и общества в целом. К середине XX века сложилась устойчивая тенденция к увеличению профессиональных и специальных знаний, а получившая к концу XX века широкое распространение теория информационного общества привела к необходимости пересмотра системы традиционного образования, в том числе и профессионального.
В области дополнительного образования можно выделить следующие тенденции, которые в целом, созвучны общемировым требованиям к подготовке специалистов.
Во-первых, современное общество отличает быстрое устаревание информации, следствием которого является обесценивание специальных профессиональных знаний, что в свою очередь создает необходимость возобновления профессионального образования. Средняя норма времени обновления прикладных, а во многом и базовых, профессиональных знаний в технологически продвинутых отраслях составляет 3 - 5 лет, на протяжении которых обесценивается до трети специальных знаний работника. Таким образом, за время активной деятельности человеку предстоит возобновлять свое профессиональное образование три-четыре раза, что приводит к возникновению спроса на последующее и продолжающееся образование. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в концепции непрерывного образования.
Во-вторых, в настоящее время среди средств производства наемный труд и информация (знания) являются одними из самых дорогих. Изменение структуры экономики, активное развитие малого и среднего бизнеса обусловили необходимость совмещения в одном лице нескольких функций, поэтому в современном мире, в котором внешние условия деятельности изменяются довольно динамично, для специалиста необходимо либо иметь достаточно разностороннюю подготовку, либо должна существовать ориентация на подготовку специалиста-универсала, то есть индивида, владеющего несколькими специальностями.
Третья тенденция связана, прежде всего, с проблемой не востребованности на рынке труда тех или иных специалистов, в том числе после окончания высших учебных заведений. В этом контексте для работодателя особую роль начинает играть такой критерий как готовность и способность к дальнейшему профессиональному обучению.
Обозначенные выше тенденции дают основание говорить о повышении значимости ДПО в современном обществе, поскольку система дополнительного образования занимает специфическое положение - с одной стороны, образовательные услуги ориентированы на получение индивидом необходимых профессиональных знаний в сжатые сроки на определенных условиях, с другой стороны, образовательные программы формируются с учетом потребностей рынка труда.
Эти и другие тенденции в данной области являются актуальными, и на основании этого была сформулирована тема нашей дипломной работы «Методическое обеспечение дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»».
Целью выпускной квалификационной работы являлось - разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
В результате выпускной квалификационной работы были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать организацию образовательной деятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
2. Обосновать и разработать методическое обеспечение образовательной деятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки
3. Провести экспертизу разработанного методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики»
Для решения первой задачи нами была приведена характеристика образовательной деятельности по программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
Мы изучили Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и выявили что, дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки):
- программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
- программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Изучив Федеральный закон «О дополнительном образовании» от 10.07. 2001 мы выявили определение дополнительной профессиональной подготовки.
Дополнительная профессиональная подготовка - совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку.
Существенные особенности ДПО:
- направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;
- взаимосвязь (курсового обучения и самообразования; обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся);
- междисциплинарный характер содержания обучения;
- построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности.
- разновозрастные группы слушателей;
- разно уровневая подготовка;
- самоопределение (наличие высокой мотивации к обучению).
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Мы выявили что, специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» определяется целью и трудовыми функциями.
Опираясь на профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н, для нашей программы дополнительной профессиональной подготовки определена обобщенная трудовая функция:
- преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (СПО) и дополнительным профессиональным программам (ДПП) (А).
Трудовой функцией является:
- организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДИЛ (А/01.6).
В свою очередь эта трудовая функция включает трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания, изучение программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» будет способствовать их формированию.
С целью формирования трудовых функций, соответствующих определённым видам деятельности, проектируется содержание ДПП, разрабатываются практические и контрольные задания, выявляются педагогические технологии, выбираются модели обучения и разрабатываются электронные средства обучения.
Целью программы дополнительной профессиональной подготовки является формирование у слушателей целостного представления о профессионально - педагогической деятельности, профессиональной направленности и педагогического мышления, основанных на принципах компетентностного подхода, системы педагогических знаний и умений по педагогике и андрогогики.
Её содержание направленно на образование через всю жизнь, она учитывает специфику обучения взрослых с помощью непрерывного образования.
Исходя из этого, мы выявили особенности обучения взрослых:
1) Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им.
2) Взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение, и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию.
3) Его мотивация к учению заключается в прагматическом подходе - он стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечение и т.д.).
4) В отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний.
5) Его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом мозг стремится «заблокировать» любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, неудобное сидение или недостаток свежего воздуха).
Основываясь на данных особенностях обучения взрослых, мы определили педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки, пришли к выводу, что наиболее эффективными технологиями являются, проектная, КСО, игровая и кейс - стади. Благодаря этим технологиям трудовые функции, указанные в программе будут активно развиваться.
В процессе решения второй задачи, мы обосновали и разработали методическое обеспечение образовательной деятельности программы дополнительной профессиональной подготовки.
Повышение качества методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки ориентировано на создание организационно-педагогических условий, которые состоят в сущностной перестройке программ, методов и форм обучения и, соответственно, повышении требований к квалификации и мотивации. В связи с этим меняется структура управления, распределение функций.
Изучив различные определения понятия методического обеспечения, мы согласимся с мнением Казаковой Т. П., что методическое обеспечение учебного процесса - совокупность нормативных, программных, дидактических, критериально-оценочных материалов, направленных на повышение эффективности деятельности профессиональной подготовки специалистов и ориентированных на эффективность деятельности профессиональной подготовки специалистов и ориентированных на эффективность деятельности субъектов образовательного процесса (студенты, преподаватели, вуз, работодатели) и адекватных социально-экономическому развитию государства.
Повышение качества методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки ориентировано на создание организационно - педагогических условий, которые состоят в сущностной перестройке программ, методов и форм обучения и, соответственно, повышении требований к квалификации и мотивации. В связи с этим меняется структура управления, распределение функций.
Проанализировав определения понятия методического обеспечения Козаковой Т. П., Образцова П.И., на основе данных подходов мы сформировали своё представление методического обеспечения.
Методическое обеспечение, которое разрабатываем мы, это учебно методическое обеспечение, которое состоит из:
- образовательной программы;
- фонда оценочных средств;
- методических разработок лекционных, практических и контрольных занятий;
- электронного курса.
В результате заполнения электронного курса всеми компонентами УМО в процессе выполнения всех задач нашей дипломной работы получается электронный обучающий курс.
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» рассчитана на:
- 72 ч. - общее количество часов,
- 36 ч. - аудиторная работа:
- 14 ч. - лекционные занятия;
- 22 ч. - практические занятия;
- 36 ч. - самостоятельная работа.
По окончании курса - зачет.
Учитывая вышесказанное, нами было разработано методическое обеспечение лекционных, практических и контрольных занятий по программе дополнительной профессиональной подготовке «Основы педагогики и андрагогики», а также фонд оценочных средств.
Решая третью задачу, мы провели экспертизу разработанного методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
Для этого мы определили методические цели и задачи электронного курса.
Опираясь на классификацию ППС Горлушкиной Н.Н., мы определили место нашего электронного курса.
По целевому назначению электронный курс является: демонстрационным, формирующим, контролирующим.
По функциональному назначению курс является нелинейным.
По степени активности учащихся данный электронный обучающий курс является активным, в нем предусмотрен интерактивный диалог учащегося и преподавателя. Учебный материал представлен в свободном доступе, что позволяет обеспечить закрепление учебного материала.
Были разработаны педагогический и технологический сценарий курса.
Разработанный электронный обучающий курс «Основы педагогики и андрагогики» включает в себя три блока:
- информационно - справочный блок содержит учебный материал, являющийся совокупностью когнитивной (несущей знания) и управляющей информации; управляющая информация позволяет дидактически обработать знания, представить их в форме, наиболее благоприятной для изучения;
- блок диагностики состоит из практических заданий и встроенных текстов Moodle с автоматической проверкой результатов;
- блок управления обучением.
Данный электронный обучающий курс «Основы педагогики и андрагогики» соответствует принципам разработки педагогических программных средств.
Далее мы описали структуру созданного нами электронного обучающего курса «Основы педагогики и андрагогики».
Электронный обучающий курс состоит из пяти модулей, включающих в себя лекционные и практические задания, глоссарий, новостной форум, обратную связь, график выполнения работ, интерактивную доску объявлений, анкета целеполагания. Так же описали последовательность изучения нашего электронного обучающего курса.
Далее нами было составлено руководство по работе с электронным обучающим курсом «Основы педагогики и андрагогики», в котором содержится:
1. Информация о структуре изучаемого электронного обучающего курса «Основы педагогики и андрагогики».
2. Структура (содержание) электронного обучающего курса.
Завершающим этапом было проведение экспертизы разработанного нами методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики».
Экспертами в нашем исследовании выступили: выпускники кафедры «Современные образовательные технологии»: специалист по организационному обеспечению кафедры «Современные образовательные технологии», специалист отдела информатизации, старший методист, доценты кафедры «Современные образовательные технологии».
Данные, полученные в ходе экспертизы, подтверждают, что электронный обучающий курс «Основы педагогики и андрагогики» удовлетворяет адаптированным критериям оценки эффективности электронных курсов, разработанным в Калифорнийском государственном университете, Чико, США, и его использование в программе дополнительной профессиональной подготовки «Основы педагогики и андрагогики» является целесообразным. Так же это подтверждает, что курс разработан в соответствии с дидактическими принципами, принципами разработки педагогических программных средств, требованиями к электронным обучающим курсам.
Таким образом, в ходе выполненной работы задачи исследования были решены, поставленная цель была достигнута.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"
2 Письмо от Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 мая 2008 г. № 03-946, электронный режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/902106273
3 Карый А.В., Афиногенова, И.Н. Индекс человеческого развития в системе показателей развития страны [Текст]. / А.В. Карый, И.Н. Афиногенова. // Территория науки. - 2015. -№ 4. - С. 76-79
4 Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. -352 с
5 Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — 368 с.
6 Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ПЭТ, 2013. - 268 с
7 Ожегов С.И.; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
8 Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 800 c.
9 Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и
ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.html(дата обращения: 17.04.18)
10 Коган, Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования /Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2011
11 Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2015.
12 Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно¬методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2009. - 101 с.
13 Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://www.urorao.ru/konf2005.php?mode=&exmod=zeer(дата обращения: 17.04.18)
14 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
15 Медянкова Е. В. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы. МГТУ "МАМИ". URL: http://www.fundamental- research.ru/ru/article/view?id=31531(дата обращения: 30.04.2018)
16 Агапова, О. В. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / О. В. Агапова. - СПб.: Изд-во «Тускарора», 2003. -68 с.
17 Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 8 сентября 2015 г. № 608н.
18 Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - Москва: Народное образование, 2007.
19 Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / под ред. Е. В. Бондаревская. - Ростов на Дону, 2000. - 351с.
20 Селевко, Г.К. Современные технологии в образовании: учебное пособие / Г.К.Селевко. - М.: Народное образование, 2003. - 169 с.
21 Багирова И.Х., Бурыхин Б.С. «Кейс-стади как интерактивный метод в
образовании студентов» 2012 [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://joumals.tsu.ru/uploads/import/903/files/19-118.pdf. (дата обращения:
20.04.2018)
22 Модульное обучение [Электронный ресурс] Режим доступа: http://studopedia.su/4_18396_tehnologiya-modulnogo-obucheniya.html^aTaобращения: 20.04.2018)
23 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c
24 Словарь экономических терминов. [Электронный доступ]/Режим доступа: http://economicportal.ru/terms.html(дата обращения: 13.05.18)
25 Казакова Т. П., Научно-методическое обеспечение системы менеджмента качества образовательного процесса в туристическом ВУЗе, 13.00.08., Москва, 2006 г.
26 Борзых Е.А., Сергеева Н.А. Разработка учебно-методических комплексов по дисциплине (методические рекомендации). - Оренбург: Изд-во Пресса, 2009. - 35 с.
27 Требования к учебно-методическому обеспечению дисциплин (модулей) на русском и иностранном языках/ Режим доступа: Образовательный портал СФУ http://edu.sfu-kras.ru/umo
28 Учебно-методическое обеспечение [Электронный ресурс]/ Режим
доступа: http://iro23.ru/sites/default/files/polozhenie_ob_uchebno-
metodicheskom_obespechenii_op.pdf(дата обращения: 01.04.2018)
29 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (зарег. в Минюсте России 20 августа 2013 г. № 29444)
30 Основы педагогики и андрагогики: учеб. пособие /М. Н. Кох, Т. Н. Пешкова. - Краснодар: КубГАУ, 2015. - 90
31 Горлушкина Н.Н Педагогические программные средства. - СПб., 2012.
32 Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», 2013. - 12с. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/pol_el_edc_kurs.pdf(дата обращения: 20.04.2018)
33 Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: ИИО РАО, 2010. - 140 с
34 Гершунский Б.С Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 2011. — 264с
35 Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2007
36 Вымятнин В.М., Демкин В.И, Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. - Томск, 2007
37 Онлайн-доска для совместной работы [Электронный ресурс] — Режим доступа: realtimeboard.com. (дата обращения: 21.04.2018)
График выполнения работ [Электронный ресурс] — Режим доступа: trello.com. (дата обращения: 21.04.2018)