🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Квалификация незаконного оборота оружия

Работа №194193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4680 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ, БОЕПРИПАСОВ, ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И ВЗРЫВНЫХ УСТРОЙСТВ 9
1.1 Понятие, история развития и содержание незаконного оборота
оружия 9
1.2 Объект, предмет и система преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия 18
1.3 Опыт зарубежных стран в противодействии незаконному обороту оружия 28
2. ПОНЯТИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОРУЖИЯ 40
2.1 Объективные и субъективные признаки незаконного оборота
оружия 40
2.2Квалифицированные и особо квалифицированные признаки
незаконного оборота оружия 48
2.3Некоторые вопросы квалификации и ответственности за
преступления в сфере незаконного оборота оружия 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69


Актуальность темы исследования характеризуется как статистическими показателями преступности в сфере незаконного оборота оружия, так и повышенной общественной опасностью таких преступлений. Проблема ответственности за преступления, совершаемые в сфере незаконного оборота оружия, не утрачивает своей актуальности. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в первом квартале 2015 г. количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с январем - мартом 2014 года сократилось на 7,2 % и составило 7,8 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств сократилось на 10,3 % (347 фактов). Наряду с этим, в январе - марте 2015 года с использованием оружия совершено 2,0 тыс. преступлений (+ 2,8 %). Наибольшее количество зарегистрированных преступлений данной категории отмечается в Республике Дагестан (111), Московской области (106), г. Москве (91), г. Санкт-Петербурге (81), Свердловской области (71) 1.
Как видно «из статистических данных проблема противодействия незаконному обороту оружия особенно актуальна для Южного и Северо - Кавказского федеральных округов, а также для крупных мегаполисов, в которых складывающаяся напряженная криминогенная обстановка является фактором влияющим на возрастание масштабов незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Находящееся в криминальном обороте оружие является определяющим условием, способствующим совершению экстремистских, террористических и диверсионных акций» .
«Социальная опасность и рост незаконного оборота оружия предъявляют дополнительные требования к качеству работы правоохранительных органов, обязанных противодействовать этому криминальному явлению, свидетельствуют о необходимости комплексных исследований в данной области, актуальности рассмотрения криминогенных и криминальных ситуаций, путей и способов их разрешения, совершенствования уголовного законодательства в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия» .
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты уголовно-правовой характеристики незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств исследованы в трудах многих ученых. Первые глубокие исследования в этой области появились в 60-70-х годах: работы А.Н. Лебедева, В.Д. Малкова,
B. П. Тихого, Ю.М. Ткачевского и др.
Значительный вклад в разработку вопросов борьбы с незаконным оборотом оружия внесли Д.А. Корецкий, В.В. Лунеев, С.М. Мальков,
C. Ф. Милюков и др.
Однако проблемы правоприменительной практики по-прежнему требуют дальнейшего уголовно-правового анализа проблем противодействия незаконному обороту оружия.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия незаконному обороту оружия и боеприпасов и их частей средствами уголовно-правового характера.
Предмет исследования составляют нормы уголовного
законодательства и законодательства об оружии, материалы судебной практики и соответствующая правоприменительная практика.
Цель настоящего исследования заключается в исследовании незаконного оборота оружия и боеприпасов как формы уголовнонаказуемого поведения.
Основными задачами исследования в соответствии с поставленной целью являются:
- анализ понятия и содержания незаконного оборота оружия;
- определение особенностей объекта и предмета преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;
- исследование объективных и субъективных признаков преступлений в сфере незаконного оборота оружия;
- определение и характеристика квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков преступлений в сфере незаконного оборота оружия;
- выявление проблем квалификации и ответственности за преступления в сфере незаконного оборота оружия.
В ходе работы над настоящей дипломной работой использовался общенаучный диалектический метод познания, позволяющий исследовать и практически применять познанные закономерности, относящиеся к сущности и содержанию незаконного оборота оружия. Достоверность и теоретико-практическая обоснованность дипломной работы
обеспечивается также использованием иных приемов и методов, выбор которых обусловлен конкретными целями и задачами,
сформулированными в исследовании (историко-правового, системноструктурного, формально-юридического, сравнительно-правового,
конкретно-правового, экспериментально-правового, логико
семантического).
Нормативную основу данного исследования составили следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ и некоторые ведомственные нормативные акты, регулирующие оборот оружия и боеприпасов на территории Российской Федерации.
Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы и предложения.
«Первое упоминание о неправомерных действиях в отношении оружия встречается в «Русской Правде». Соборное уложение 1649 г. содержало уголовно-правовые нормы, целенаправленно признававшие определенные действия с оружием преступными. Таким образом, развитие дореволюционного уголовного законодательства свидетельствует о том, что нормы, запрещающие незаконный оборот оружия, появились достаточно поздно - в середине XIX в.» .
В соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» оборот оружия включает в себя: производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.
«Незаконный оборот оружия, являющийся предметом нашего рассмотрения, предполагает совершение тех же действий с оружием без разрешения компетентных органов государства, т.е. противозаконно.
По нашему мнению, понятие оборота образует движение оружия в обществе: от производителя к потребителю, от одного потребителя к другому. Однако следует заметить, что в юридической литературе можно встретить два термина: «законный оборот оружия» и «незаконный оборот оружия».
Незаконный (или нелегальный) оборот оружия, существенно влияет на состояние криминогенной обстановки в стране. Под ним подразумевается криминальное движение предметов незаконного оборота оружия в совокупности с отклонениями в сфере законного оборота оружия. Поэтому изучение проблем незаконного оборота оружия и разработка мер противодействия ему не может осуществляться в отрыве от понятий и категорий законного оборота.
Родовым объектом рассматриваемых преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность и общественный порядок, безопасность здоровья населения, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также безопасность компьютерных информационных процессов. Их видовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность жизнедеятельности населения, нормальную деятельность организаций, учреждений и предприятий, общественный порядок, интересы личности, общества и государства при выполнении специальных работ и обращении с общеопасными предметами и веществами. Непосредственным объектом признаются отдельные сферы общественной безопасности и общественного порядка» .
Для деяний, предусмотренных ст. ст. 222 - 226, 226.1 УК, обязательным признаком состава преступления выступает предмет.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» было разъяснено, что к огнестрельному оружию, применительно к ст. ст. 222 - 226 УК РФ, следует относить все виды боевого, служебного, гражданского оружия, в т. ч. изготовленного самодельным способом, конструктивно предназначенного для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.
Законодательство в сфере оборота оружия является одним из наиболее динамично изменяющихся. С момента принятия Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» на 1 января 2015 г. в него внесено 40 изменений различного характера. В связи с этим изменение претерпело и уголовное законодательство - в ст. ст. 222 - 226.1 УК РФ, которого предметом выступают оружие (их составные части) и боеприпасы (их составные части).
Понятие «оружие» включает в себя большое количество разнообразных предметов и устройств, юридическое понимание которого не всегда будет совпадать с ее обычным представлением. В такой ситуации необходимо законодательное закрепление этого термина и разработанная юридическая классификация, которые будут определять объем и содержание прав и обязанностей участников правоотношений, построение правового режима в сфере оборота оружия.
Объективная сторона преступления с достаточной полнотой раскрыта в уголовно-правовой литературе. Объективная сторона - это совокупность внешних признаков преступления, характеризующих его как общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, а в случае бланкетной диспозиции - иными нормативными актами; это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемые уголовным законом общественные отношения, причиняющий им вред или создающий угрозу причинения вреда. Квалифицировать преступление по объективной стороне - это значит установить тождество между совершенным общественно опасным деянием и объективной стороной конкретного состава преступления. Для квалификации преступления имеют значение только те признаки, которые указаны в соответствующей норме закона.
Объективная сторона преступлений в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. ст. 222 - 226 УК РФ) характеризуется деяниями указанными в соответствующих статья УК РФ и достаточно подробно проанализированных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств».
Субъективные признаки преступления в сфере незаконного оборота оружия составляют субъект и субъективная сторона состава преступления.
Субъектом преступления может быть только человек, а субъективная сторона преступления - это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением преступления.
Субъективная сторона большинства преступлений в сфере незаконного оборота оружия - прямой умысел (ст. 222, 223, 226 УК РФ). Субъект преступления сознает, что незаконно приобретает, передает, сбывает, хранит, перевозит, носит, переделывает или похищает огнестрельное оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, осознает общественную опасность своих действий и желает совершить эти действия.
Цель и мотив совершения преступления в сфере незаконного оборота оружия, не оказывают влияния на квалификацию содеянного.
С субъективной стороны преступление, предусмотренное ст. 224 и 225 УК РФ предполагает неосторожность в отношении наступивших тяжких последствий, которая может выражаться в легкомыслии или небрежности.
Уголовная ответственность за незаконный оборот оружия дифференцируется в зависимости от предмета преступления, в зависимости от количественного и качественного показателей лиц, виновных в совершении преступления. Обобщая, надо отметить, что более эффективное регулирование в сфере незаконных действий с оружием будет в том случае, если законодатель учтет дифференциацию ответственности в этой области по следующим признакам: в зависимости от количественного и качественного показателей предмета преступлений; в зависимости от количественного и качественного показателей виновных лиц; в зависимости от целей совершения преступлений.
С целью учета изложенных факторов, представляется целесообразным дополнить ст. 222-226 УК РФ следующим квалифицирующим признаком «совершенные в крупном размере или неоднократно».
Так же в литературе встречаются предложения в целях дифференциации уголовной ответственности за действия, связанные с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ в ч. 2 ст. 222 и ч. 2 ст. 223 УК РФ закрепить: квалифицирующий признак проникновения или попытки проникновения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в места лишения свободы или содержания под стражей; признак специального субъекта - осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы, подозреваемого или обвиняемого,
находящихся под стражей, и внести в статьи 222 и 223 УК РФ новые части пятые и изложить их диспозиции в следующей редакции:
«Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи:
а) совершенные осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, а также подозреваемым или обвиняемым, содержащимся под стражей;
б) сопряженные с проникновением или попыткой проникновения газового или холодного оружия в места лишения свободы или места содержания под стражей».
Однако подобного рода предложения представляются спорными, так как, например, холодное оружие в понимании Федерального закона об оружии в исправительные учреждения как правило не проникает, а ножи заточки и другие подобные предметы не являются предметом соответствующих статей Уголовного кодекса РФ в сфере незаконного оборота оружия. Тоже замечание справедливо и по отношению к газовому оружию.
Действующее законодательство достаточно четко дифференцирует уголовную и административную ответственность за незаконный оборот оружия.
При этом в случаях, когда допущенное лицом административное правонарушение (например, нарушение правил хранения или ношения оружия и боеприпасов, их продажи, несвоевременная регистрация и перерегистрация оружия и т.п.) содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности.
В п. 10 Постановления разъяснено, что приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение патронов к гражданскому огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию и огнестрельному оружию ограниченного поражения для их использования с огнестрельным оружием, запрещенным к обороту (например, с обрезом), уголовной ответственности не влечет. Необходимость в таком разъяснении вызвана наличием вопросов в судебной практике при рассмотрении конкретных уголовных дел. В частности, судами нередко допускались ошибки при квалификации действий лиц, которые после приобретения гладкоствольного охотничьего ружья и патронов к нему изготовляли из ружья обрез, который незаконно хранили, перевозили, носили, а в последующем совершали из него убийство или другое преступление.
Ввиду отсутствия судебной практики, достаточной для ее анализа и обобщения, в Постановлении не разъясняется понятие ремонта огнестрельного оружия и его основных частей, огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему либо газовому оружию. Вместе с тем необходимо отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона «Об оружии» ремонт оружия является одним из элементов производства оружия, а в п. 2 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, понятие ремонта оружия раскрывается через термин «в том числе приведение его в рабочее состояние путем устранения неисправностей деталей или их замены, а также восстановление внешнего вида». При этом ремонт названных предметов в любом случае является незаконным, если он произведен в нарушение установленного порядка (например, без лицензии, в то время как такая лицензия необходима).
Разъяснения вопросов квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, даны Верховным Судом в Постановлении Пленума от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов взрывчатых веществ и взрывных устройств». В то же время в этом документе не рассматриваются проблемы квалификации преступления, предусмотренного
ч. 2 ст. 222 УК РФ, тогда как на практике они представляют немалую сложность.


1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
6. Федеральный закон от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
7. Федеральный закон от 13 декабря 1996 № 150-ФЗ «Об оружии» //
Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 32. - Ст. 3878.
9. Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации
Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - 1999. - № 32.
10. Постановление Госстандарта РФ от 25 апреля 2002 г. № 171-ст. «Оружие гражданское и служебное огнестрельное и газовое. Классификация. ГОСТ Р 51888-2002». - М., ИПК Издательство стандартов, 2002.
Книги и статьи
11. Арутюнов, А. Квалификация преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору / А. Арутюнов // Уголовное право. - 2007. - № 3. - С. 4-6.
12. Быков, В. М. Совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору / В. М. Быков // Законность. - 1999. - № 3. - С. 7-9.
13. Быков, В. М. Виды преступных групп: проблемы разграничения / В. М. Быков // Российский следователь. - 2005. - № 8. - С.18-21.
14. Власов, В. П. Криминологическая характеристика и предупреждение незаконного оборота оружия: автореф. дис... канд. юрид. наук /
B. П. Власов. - М., 2001. - 24 с.
15. Гречко, Е. П., К вопросу о правовых нормах, квалифицирующих преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, и других предметов, представляющих повышенную опасность / Е. П. Гречко, П. П. Смольяков // «Черные дыры» в российском законодательстве. - 2007. - № 1. - С. 126-127.
..68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ