Угон и хищение автотранспорта: вопросы разграничения составов преступлений
|
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УГОНОМ И ХИЩЕНИЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 9
1.1 Исторические аспекты 9
1.2 Понятие угона и хищения автотранспортных средств 18
1.3 Опыт зарубежных стран 27
2 КВАЛИФИКАЦИЯ УГОНА И ХИЩЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА 33
2.1 Понятие и признаки угона автотранспортных средств 33
2.2 Понятие и признаки хищения автотранспортных средств 41
2.3 Разграничение составов между собой и со смежными составами 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СВЯЗАННЫХ С УГОНОМ И ХИЩЕНИЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 9
1.1 Исторические аспекты 9
1.2 Понятие угона и хищения автотранспортных средств 18
1.3 Опыт зарубежных стран 27
2 КВАЛИФИКАЦИЯ УГОНА И ХИЩЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА 33
2.1 Понятие и признаки угона автотранспортных средств 33
2.2 Понятие и признаки хищения автотранспортных средств 41
2.3 Разграничение составов между собой и со смежными составами 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Актуальность темы обусловлена тем, что вопросы обеспечения права собственности обладают первостепенным значением для России. Желание создать и развить цивилизованные рыночные отношения значительным образом актуализирует защиту интересов собственника от преступных посягательств. Немаловажная роль в решении этой задачи отводится уголовному праву, которое во многом обеспечивает интересы собственников, гарантирует устойчивость гражданского оборота и поддерживает правопорядок в сфере имущественных отношений.
Переход к рыночным отношениям, свобода предпринимательской деятельности, приватизация государственного имущества и, соответственно, значительное повышение удельного веса частного сектора в экономике повлекли за собой рост опасных посягательств на собственность.
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством с целью или без цели хищения относится к наиболее распространенным преступным посягательствам в отношении собственности, что, прежде всего, связано со значительным увеличением в стране транспортных средств (в 2016 г. в России насчитывалось более 56 млн. автомобилей ).
На сегодняшний день угон и кража автотранспорта - это одни из наиболее распространенных преступлений. Заметим, что ежегодно статистика общего количества угнанных автомобилей постепенно снижается. По данным портала «АвтоВзгляд», если в 2012 г. было угнано более 100 тыс. автомобилей, то в 2015 г. это количество сократилось до 36 тыс. В 2016 г. цифра была снижена еще на три тысячи - было зафиксировано 33 859 автомобильных угонов.
К сожалению, приходится констатировать, что принимаемые правоохранительными органами меры по обеспечению сохранности автотранспорта и раскрытию данного вида правонарушений остаются недостаточно эффективными. Снижение преступных посягательств в отношении автотранспорта, тем не менее, сопровождается низким уровнем их раскрываемости.
Считаем, что несовершенство действующего законодательства в сфере преступных посягательств на автотранспорт является одной из важнейших причин, обусловливающих распространенность таких правонарушений. «В данном случае ряд положений уголовного законодательства, прежде всего касающихся признаков состава преступления, формы вины, определения умысла преступников непосредственно влияют на организацию и тактику проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию угонов и хищения автотранспорта, изобличению всех причастных к совершению этих преступлений лиц» .
Наличие «неточного понятия «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством», под которым без учета субъективных признаков можно понимать и хищение и угон, является существенной помехой для результативной деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями против собственности в отношении автотранспорта. Зачастую задержанным на похищенном автомобиле ворам достаточно заявить, что намерений похитить его они не имели, а хотели прокатиться и затем оставить, чтобы их действия квалифицировались как угон. Это влечет за собой в соответствии со сложившейся судебной практикой, существенное смягчение наказание, и лишь в исключительных случаях виновные осуждаются к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы. Поэтому, не случайно, более двух третей задержанных мотивировали свои действия целями, подпадающими под признаки угона. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы исследования выпускной квалификационной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию разграничению состава угона и хищения транспортных средств, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику» .
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством с целью или без цели хищения .
Предмет выпускной квалификационной работы - нормы отечественного уголовного законодательства об ответственности за угон и хищение автотранспортных средств .
Цель исследования выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа законодательства и судебной практики провести комплексный уголовно-правовой анализ и разграничение составов преступлений, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи.
1. Исследовать общие положения о преступлениях, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств.
2. Раскрыть понятие угона и хищения автотранспортных средств.
3. Провести анализ зарубежного законодательства.
4. Изучить особенности угона автотранспортных средств.
5. Рассмотреть понятие и признаки хищения автотранспортных средств.
6. Выявить проблемы разграничения составов между собой и со смежными составами.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и метод системного подхода, а также метод аналогии. В процессе исследования применялись и частно-научные методы, такие как: историко-юридический, сравнительно-правовой, метод анализа документов, системно-структурный метод.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды в области международного и российского уголовного, уголовнопроцессуального права и иных областях научного знания, которые подвергают рассмотрению вопросы разграничения составов преступлений, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств.
Проблемам исследования как общих положений о преступлениях, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств, так и вопросам разграничения данных составов преступления между собой, посвящены многочисленные научные труды авторов в области уголовного права, таких как А.И. Бойцов, Ю.С. Белик, Л.Д. Гаухман, В.И. Егоров, Б.А. Коробеев, Б.А. Куринов, С.В. Максимно, Ю.А. Панова, В.И. Плохова, А.А. Щербаков и др.
Нормативная база выпускной квалификационной работы представлена Конституцией Российской Федерации, уголовным, уголовно-процессуальным и другим Федеральным законодательством РФ, руководящими постановлениями Пленума Верховного Суда РФ. В работе также учтено современное уголовно-процессуальное законодательство ряда зарубежных стран (Франции, ФРГ, Австрии, США и Великобритании).
Эмпирической базой исследования послужили материалы выборочно изученных уголовных дел, рассмотренных областным судом г. Челябинска.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
Переход к рыночным отношениям, свобода предпринимательской деятельности, приватизация государственного имущества и, соответственно, значительное повышение удельного веса частного сектора в экономике повлекли за собой рост опасных посягательств на собственность.
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством с целью или без цели хищения относится к наиболее распространенным преступным посягательствам в отношении собственности, что, прежде всего, связано со значительным увеличением в стране транспортных средств (в 2016 г. в России насчитывалось более 56 млн. автомобилей ).
На сегодняшний день угон и кража автотранспорта - это одни из наиболее распространенных преступлений. Заметим, что ежегодно статистика общего количества угнанных автомобилей постепенно снижается. По данным портала «АвтоВзгляд», если в 2012 г. было угнано более 100 тыс. автомобилей, то в 2015 г. это количество сократилось до 36 тыс. В 2016 г. цифра была снижена еще на три тысячи - было зафиксировано 33 859 автомобильных угонов.
К сожалению, приходится констатировать, что принимаемые правоохранительными органами меры по обеспечению сохранности автотранспорта и раскрытию данного вида правонарушений остаются недостаточно эффективными. Снижение преступных посягательств в отношении автотранспорта, тем не менее, сопровождается низким уровнем их раскрываемости.
Считаем, что несовершенство действующего законодательства в сфере преступных посягательств на автотранспорт является одной из важнейших причин, обусловливающих распространенность таких правонарушений. «В данном случае ряд положений уголовного законодательства, прежде всего касающихся признаков состава преступления, формы вины, определения умысла преступников непосредственно влияют на организацию и тактику проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию угонов и хищения автотранспорта, изобличению всех причастных к совершению этих преступлений лиц» .
Наличие «неточного понятия «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством», под которым без учета субъективных признаков можно понимать и хищение и угон, является существенной помехой для результативной деятельности органов внутренних дел в сфере борьбы с преступлениями против собственности в отношении автотранспорта. Зачастую задержанным на похищенном автомобиле ворам достаточно заявить, что намерений похитить его они не имели, а хотели прокатиться и затем оставить, чтобы их действия квалифицировались как угон. Это влечет за собой в соответствии со сложившейся судебной практикой, существенное смягчение наказание, и лишь в исключительных случаях виновные осуждаются к реальному отбыванию наказания в виде лишения свободы. Поэтому, не случайно, более двух третей задержанных мотивировали свои действия целями, подпадающими под признаки угона. Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности избранной темы исследования выпускной квалификационной работы, которая позволяет не только определить новые подходы к исследованию разграничению состава угона и хищения транспортных средств, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику» .
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, связанные с неправомерным завладением автомобилем или иным транспортным средством с целью или без цели хищения .
Предмет выпускной квалификационной работы - нормы отечественного уголовного законодательства об ответственности за угон и хищение автотранспортных средств .
Цель исследования выпускной квалификационной работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа законодательства и судебной практики провести комплексный уголовно-правовой анализ и разграничение составов преступлений, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены и последовательно решены следующие задачи.
1. Исследовать общие положения о преступлениях, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств.
2. Раскрыть понятие угона и хищения автотранспортных средств.
3. Провести анализ зарубежного законодательства.
4. Изучить особенности угона автотранспортных средств.
5. Рассмотреть понятие и признаки хищения автотранспортных средств.
6. Выявить проблемы разграничения составов между собой и со смежными составами.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужили такие общенаучные методы, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и метод системного подхода, а также метод аналогии. В процессе исследования применялись и частно-научные методы, такие как: историко-юридический, сравнительно-правовой, метод анализа документов, системно-структурный метод.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды в области международного и российского уголовного, уголовнопроцессуального права и иных областях научного знания, которые подвергают рассмотрению вопросы разграничения составов преступлений, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств.
Проблемам исследования как общих положений о преступлениях, связанных с угоном и хищением автотранспортных средств, так и вопросам разграничения данных составов преступления между собой, посвящены многочисленные научные труды авторов в области уголовного права, таких как А.И. Бойцов, Ю.С. Белик, Л.Д. Гаухман, В.И. Егоров, Б.А. Коробеев, Б.А. Куринов, С.В. Максимно, Ю.А. Панова, В.И. Плохова, А.А. Щербаков и др.
Нормативная база выпускной квалификационной работы представлена Конституцией Российской Федерации, уголовным, уголовно-процессуальным и другим Федеральным законодательством РФ, руководящими постановлениями Пленума Верховного Суда РФ. В работе также учтено современное уголовно-процессуальное законодательство ряда зарубежных стран (Франции, ФРГ, Австрии, США и Великобритании).
Эмпирической базой исследования послужили материалы выборочно изученных уголовных дел, рассмотренных областным судом г. Челябинска.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.
В ходе проведенной дипломной работы были получены следующие выводы и результаты.
Угон автомобиля - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, преступление, предусмотренное статьей 166 УК РФ.
Хищение - это совершённое с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, предусмотренное ст. 158 УК РФ.
Важно отметить три составляющих имущества, на которое совершено посягательство. Это материальный аспект, означающий, что посягательство происходит на вещь материального мира, экономический, то, что оно имеет свою цену и юридический, который касается собственности, установленной в отношении конкретного имущества.
Принимая во внимание широкий диапазон факторов, влияющих на угоны и хищения транспортных средств, в дипломной работе были рассмотрены тех из них, которые чаще оказывают негативное влияние на совершение рассматриваемых преступлений. Это, главным образом, социально - экономические, социально-психологические, социально-демографические, организационно-управленческие факторы.
Существуют определенные способы совершения угонов и хищений автотранспортных средств: хищения, совершенные с целью возврата потерпевшему похищенного транспортного средства за денежное вознаграждение; хищения транспортных средств под заказ; хищение и сбыт автомобиля по подложным документам; хищение и сбыт транспортного средства с изменением идентификационного номера; хищение автомобиля с целью полного демонтажа и реализации в виде запасных частей; хищение дорогостоящих автомобилей зарубежного производства преступными группами в форме грабежа или разбоя.
Рассматривая опыт зарубежных стран, можно выделить ряд положительных моментов и недостатков мер противодействия преступлениям в сфере угонов и хищений транспортных средств, предусмотренных национальными законодательствами других стран.
Мировой опыт всё большую ставку делает на государственном регулировании законных процессов оборота транспортных средств, в т. ч. на информационном обеспечении противодействия преступлениям в сфере угона и хищения автотранспортных средств и включении в это противодействие общественных организаций.
Представляется целесообразным учесть отрицательные примеры организации деятельности, а также законотворчества в мировой практике и адаптировать наиболее эффективные меры в рассматриваемой сфере, выработанные международным сообществом, в российское правовое поле.
В Российском уголовном законодательстве в настоящее время существует проблема отграничения составов хищения транспортных средств от состава угона (неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения).
Проанализировав уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за хищение и за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения и судебную практику по данным составам, можно прийти к выводу о том, что в Российском уголовном законодательстве не выработано чётких критериев отграничения хищений транспортных средств от их угона без цели хищения. Преступления начинаются одинаково - происходит завладение транспортным средством, но если в дальнейшем в хищениях происходит обращение виновным транспортного средства целиком или по частям в свою пользу или иных лиц, то в случае угона этого не происходит, преступник использует транспортное средство по назначению, не обращая его в чью-либо пользу.
Существующая проблема в том, что если хищение транспорта пресечено до момента его обращения в пользу виновного или иных лиц, то квалификация преступления, как хищения довольно проблематична. Большинство преступников, специализирующихся на хищениях автотранспорта, «прикрываются» статьей угона, а правоохранительным органам довольно тяжело вменить хищение, так как обязательный признак субъективной стороны хищения - корыстная цель осталась нереализованной.
Изучив проблемы разграничения краж и угона транспортных средств в данной работе можно прийти к выводу о том, что добавление новых критериев разграничения ни к чему не приведёт, т. к. это ничего не изменит, во главе квалификации деяния останется цель корыстная или не корыстная и пока умысел виновного не реализован, она так и останется трудно доказуема.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законодателю целесообразней исключить статью 166 УК РФ «Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (угон)» из Уголовного закона и на её месте ввести новый состав преступления «Хищение транспортного средства» с увеличенной санкцией. Данным действием законодателя решится проблема квалификации преступлений и факт завладения чужим транспортом будет расцениваться как хищение, как в отношении других объектов собственности.
Угон автомобиля - неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, преступление, предусмотренное статьей 166 УК РФ.
Хищение - это совершённое с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившее ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества, предусмотренное ст. 158 УК РФ.
Важно отметить три составляющих имущества, на которое совершено посягательство. Это материальный аспект, означающий, что посягательство происходит на вещь материального мира, экономический, то, что оно имеет свою цену и юридический, который касается собственности, установленной в отношении конкретного имущества.
Принимая во внимание широкий диапазон факторов, влияющих на угоны и хищения транспортных средств, в дипломной работе были рассмотрены тех из них, которые чаще оказывают негативное влияние на совершение рассматриваемых преступлений. Это, главным образом, социально - экономические, социально-психологические, социально-демографические, организационно-управленческие факторы.
Существуют определенные способы совершения угонов и хищений автотранспортных средств: хищения, совершенные с целью возврата потерпевшему похищенного транспортного средства за денежное вознаграждение; хищения транспортных средств под заказ; хищение и сбыт автомобиля по подложным документам; хищение и сбыт транспортного средства с изменением идентификационного номера; хищение автомобиля с целью полного демонтажа и реализации в виде запасных частей; хищение дорогостоящих автомобилей зарубежного производства преступными группами в форме грабежа или разбоя.
Рассматривая опыт зарубежных стран, можно выделить ряд положительных моментов и недостатков мер противодействия преступлениям в сфере угонов и хищений транспортных средств, предусмотренных национальными законодательствами других стран.
Мировой опыт всё большую ставку делает на государственном регулировании законных процессов оборота транспортных средств, в т. ч. на информационном обеспечении противодействия преступлениям в сфере угона и хищения автотранспортных средств и включении в это противодействие общественных организаций.
Представляется целесообразным учесть отрицательные примеры организации деятельности, а также законотворчества в мировой практике и адаптировать наиболее эффективные меры в рассматриваемой сфере, выработанные международным сообществом, в российское правовое поле.
В Российском уголовном законодательстве в настоящее время существует проблема отграничения составов хищения транспортных средств от состава угона (неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения).
Проанализировав уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за хищение и за неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения и судебную практику по данным составам, можно прийти к выводу о том, что в Российском уголовном законодательстве не выработано чётких критериев отграничения хищений транспортных средств от их угона без цели хищения. Преступления начинаются одинаково - происходит завладение транспортным средством, но если в дальнейшем в хищениях происходит обращение виновным транспортного средства целиком или по частям в свою пользу или иных лиц, то в случае угона этого не происходит, преступник использует транспортное средство по назначению, не обращая его в чью-либо пользу.
Существующая проблема в том, что если хищение транспорта пресечено до момента его обращения в пользу виновного или иных лиц, то квалификация преступления, как хищения довольно проблематична. Большинство преступников, специализирующихся на хищениях автотранспорта, «прикрываются» статьей угона, а правоохранительным органам довольно тяжело вменить хищение, так как обязательный признак субъективной стороны хищения - корыстная цель осталась нереализованной.
Изучив проблемы разграничения краж и угона транспортных средств в данной работе можно прийти к выводу о том, что добавление новых критериев разграничения ни к чему не приведёт, т. к. это ничего не изменит, во главе квалификации деяния останется цель корыстная или не корыстная и пока умысел виновного не реализован, она так и останется трудно доказуема.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законодателю целесообразней исключить статью 166 УК РФ «Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения (угон)» из Уголовного закона и на её месте ввести новый состав преступления «Хищение транспортного средства» с увеличенной санкцией. Данным действием законодателя решится проблема квалификации преступлений и факт завладения чужим транспортом будет расцениваться как хищение, как в отношении других объектов собственности.
Подобные работы
- Угон и хищение автотранспорта: вопросы разграничения составов
преступлений
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - Угон и хищение автотранспорта: вопросы разграничения составов
преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2016 - Преступность в сфере угонов и хищений автотранспортных средств в Республике Тыва за период 2010-2014 годы
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Уголовно-правовая и криминологическая характеристика хищений
автотранспорта и меры по их предупреждению
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Неправомерное завладение автотранспортом без цели хищения (Барнаульский Юридический Инстатут МВД)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - КРАЖА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И НЕПРАВОМЕРНОЕ
ЗАВЛАДЕНИЕ ИМИ БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ КРАЖ И УГОНОВ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Понятие и виды преступлений против собственности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021





