ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 8
1.1 Классификация цистерн 8
1.2 Классы опасности 10
1.3 Особенности композитных материалов, используемых для перевозки
кислоты 17
1.4 Обзор автомобильных цистерн для перевозки кислоты 20
Выводы по разделу один 24
2 ТЯГОВО-ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ АВТОМОБИЛЯ 25
2.1 Внешняя скоростная характеристика ДВС 27
2.2 Тяговый баланс автомобиля 27
2.3 Динамическая характеристика автомобиля 30
2.4 Характеристика ускорений автомобиля 32
2.5 Характеристика разгона автомобиля 34
2.6 Мощностной баланс автомобиля 36
2.7 Топливно-экономическая характеристика автомобиля 38
Выводы по разделу два 39
3 КОНСТРУКТОРСКИЙ РАЗДЕЛ 40
3.1 Определение геометрических размеров цистерны 40
3.2 Определение допускаемого напряжения материала 41
3.3 Определение расчетного давления в цистерне 42
3.4 Расчет толщин стенки обечайки и днища 43
3.5 Расчет основных нагрузок 44
3.6 Расчет устойчивости цистерны на опрокидывание 48
3.7 Определение массы цистерны 50
Выводы по разделу три 50
4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 51
Выводы по разделу четыре 60
5 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 61
5.1 Себестоимость проектируемого автомобиля 61
5.2 Капитальные вложения 64
5.3 Планирование программы производства и реализации продукции (работ,
услуг) 67
5.4 Определение потребности в инвестициях, выбор источника
финансирования 68
5.5 Планирование финансовых результатов по проекту 69
5.6 Оценка эффективности и окупаемости инвестиционного проекта 70
Выводы по разделу пять 74
6 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 75
6.1 Особенности перевозок некоторых видов кислот 75
6.2 Заземление автоцистерн 79
6.3 Первая помощь при химическом ожоге 81
Выводы по разделу шесть 84
7 ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА 85
7.1 Типы химической обстановки при ЧС 85
7.2 Технология локализации пролива АХОВ засыпкой сыпучими сорбентами
87
7.3 Нейтрализующие вещества и растворы 88
Выводы по разделу семь 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 92
Актуальность темы. Применение композитных материалов в машиностроении даёт возможность снизить массу конструкций, материалоёмкость, энергоёмкость производства и трудоёмкость изготовления. Использование композитов позволяет резко уменьшить потери от коррозии, а также увеличить ресурс техники. Весьма существенным преимуществом композитов при их применении в транспортной технике является возможность снижения расхода топлива.
Цель работы. Провести модернизацию грузового автомобиля цистерной из армированной стекловолокном пластмассы.
Задачи работы:
1) Обосновать применение стеклопластика в производстве автоцистерн;
2) Определить основные параметры цистерны для выбранного шасси;
3) Оценить перспективы оснащения грузового автомобиля данной цистерной.
Результатом проведённой работы является модернизация грузового автомобиля цистерной из армированной стекловолокном пластмассы для перевозки жидких агрессивных сред. Проведён анализ цистерн-аналогов, в качестве базового шасси выбран автомобиль Урал-4320.
Для выбранного шасси составлен тягово-динамический расчёт. Цистерна из стеклопластика была рассчитана на прочность, определены её основные размеры и толщина стенок. Приведено сравнение массы проектируемой ёмкости с аналогичной цистерной из стали.
Составлена схема технологических операций для элемента стяжки цистерны. Разработана деталировка стяжки. Проведена оценка экономической эффективности данного проекта. Рассмотрены меры безопасности при перевозке химически агрессивных веществ.
Таким образом, цистерны из композитных материалов имеют ряд преимуществ в сравнении с ёмкостями и металлов, в том числе хемостойкость, тепло-/огнестойкость, влагостойкость, а также более высокую удельную прочность. В целом цистерны из композитных материалов имеют повышенные эксплуатационные характеристики. Автомобиль Урал-4320 с удлинённой базой может быть успешно модернизирован такой цистерной, цель работы решена, задачи - выполнены.
1. Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов: в 2 кн. - Организация Объединённых Наций, 2016 г.
2. Справочник технолога-машиностроителя: в 2 кн. - ред. А. Г. Косилова, Р. К. Мещеряков, г. Москва, издательство «Машиностроение», 1986 г.
3. Конструирование и расчёт автомобиля: учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы»/П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов - М., «Мациностроение», 1984 г.
4. Справочник по композиционным материалам: в 2 кн. - ред. Дж. Любин; перевод с английского А. Б. Геллера, М. М. Гельмонта, под ред. Б. Э. Геллера - М., «Машиностроение», 1988 г.
5. Промышленные полимерные композиционные материалы. Пер. с англ./ под ред. П. Г. Бабаевского - М., «Химия», 1980г., ил. Лондон, Эплайн Сайенс Паблишер, 1977 г.
6. Техника безопасности при перевозке отдельных видов опасных грузов: методические указания/ сост.: Н. В. Пеньшин, В. С. Горюшинский, В. А. Молодцов - Тамбов, изд-во ГОУ ВПО ТГПУ, 2010.
7. Методические рекомендации по разработке экономической части выпускной квалификационной работы по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства: методические указания / О. Н. Пастухова, Н. С. Комарова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2018.
8. СТО ЮУрГУ 21-2008 Стандарт организации. Система управления качеством образовательных процессов. Курсовая и выпускная квалификационная работа. Требования к содержанию и оформлению / составители: Т. И. Парубочая, Н. В. Сырейщикова, А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.
9. ГОСТ 33666-2015 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Технические требования
10. ООО «Урал СТ»: http://www.uralst.ru
11. Кислотовоз СИН-37 - Урал 4320: http://www.opasnyemashiny.ru/8-class/179- kislotovoz-sin3702-ural-4320.html
12. Перевозка кислот в металлических цистернах: http://www.exsif.ru/perevozka- kislot-tsisternami/
13. Перевозка нефтепродуктов автотранспортом:
http://proofoil.ru/Autofueltransport/Autofueltransport1.html
14. Стойкость стеклопластика к агрессивным средам: http://www.flotenk- profile .ru/helpful/chemestry/
15. Европейская металлургическая компания: http://emk24.ru/
..22