АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
1.1 Сущность и понятия о культурно-познавательного тура 9
1.2 Культурно-познавательный потенциал Республики Башкортостан 14
1.3 Модель культурно-познавательного тура в город Уфа Республики
Башкортостан 19
Выводы по главе один 25
2 РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
2.1 Характеристика тура 27
2.2 Обеспечение безопасности жизнедеятельности тура 39
2.3 Технико-экономическое обоснование тура 48
Выводы по главе два 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Фотоматериалы 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Нитка маршрута 76
ПРИЛОЖЕНИЯ В. Технологическая карта 78
ПРИЛОЖЕНИЯ Г. Информационный листок 82
ПРИЛОЖЕНИЯ Д. Техника безопасности в автобусе 84
ПРИЛОЖЕНИЯ Е. Состав автомобильной аптечки 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Рекламный материал 88
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Электронная презентация по ВКР на CD-R
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Электронная версия ВКР
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития.
Республика Башкортостан обладает надежной политической системой, прочным экономическим устройством, внушительной площадью территории, многообразным национальным составом, хорошо сформированной транспортной инфраструктурой, богатым природным комплексом, многовековой историей и неповторимыми культурными особенностями. Все это является хорошей основой для формирования туристской индустрии в республике. Наибольшее распространение имеют такие виды туризма как экскурсионный, рекреационный, спортивный, лечебный, этнический, деловой, религиозный, событийный и экологический.
Актуальность нашей выпускной квалификационной работы определяется всё возрастающей ролью культурно-познавательного туризма как одного из направлений туризма в целом. Культурно-познавательный туризм является сравнительно неосвоенной и неразработанной областью, помимо этого, данный феномен обладает огромным культурно-образовательным потенциалом, что очень важно в XXI веке.
Теоретическую основу настоящей работы составили результаты исследований различных авторов. Понятие «познавательный туризм» рассматривается с различных точек зрения таких авторов, как М.А. Винокуров, Н.А. Исмагилов, Е.Н.Сафина, В.П. Соломин и др. Учтены результаты исследований ученых в области туризма (Ю.Ф. Галимов, Г.П. Долженко). Также брались во внимания исследования, касающиеся туристских ресурсов республики Башкортостан (Г.Р.Миянова, Л.З. Буранбаева, Р.А. Фаткуллин, Г.Х. Арсланова и пр.).
При изучении методических особенностей калькулирования себестоимости туристского продукта, использованы работы авторов Б.В. Емельянов, С.А.Наумова, Т.В. Козырева и др.
Также при проектировании тура учитывались требования по обеспечению безопасности туристов, которые законодательно закреплены в ГОСТ Р 326112014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».
Основой проектирования в туризме является нормативно-правовая база, мы руководствовались основными положениями ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Цель выпускной квалификационной работы - спроектировать культурнопознавательный тур в Республику Башкортостан.
Объектом выпускной квалификационной работы являются туристские ресурсы Республики Башкортостан как основа культурно-познавательного туризма региона.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс проектирования культурно-познавательного тура в Республику Башкортостан.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
• охарактеризовать сущность и понятия культурно-познавательного тура;
• изучить культурно-познавательный потенциал Республики Башкортостан;
• разработать модель культурно-познавательного тура региона.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• аналитический (анализ литературы, правовых документов по туризму, интернет-ресурсов);
• эмпирический (изучение практического опыта проведения автобусных туров);
• коммуникативной (прямой и телефонный опрос работников туристской индустрии);
• математический (расчет технико-экономических показателей);
• картографический (работа с картографическим материалом при проектировании маршрута).
Апробация тура «Жемчужина Башкортостана» была произведена в мае 2018.
Практическая значимость работы - возможность использования данного культурно-познавательного тура как готового турпродукта с целью его реализации туристскими предприятиями города Челябинск.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что разработана и обоснована модель культурно-познавательного тура «Жемчужина Башкортостана».
Для представления и продвижения туристского продукта нами был разработан информационно-рекламный материал:
• информационный листок экскурсионного маршрута, содержащий рекламное обращение к потребителю, программу обслуживания и направленное для продвижения туристского продукта на рынке;
• рекламный буклет и баннер (см. приложение Ж);
• презентация (см. приложение И).
Выпускная квалификационная работа осуществлялась в три этапа:
• первый этап - сбор информации и изучение литературы по данному вопросу;
• второй этап - обобщение изученных материалов;
• третий этап - оформление в виде выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка из 50 источников, 8 приложений.
В ходе решения первой задачи ВКР мы дали определения понятиям «культурно-познавательного тура», «тур» и «туризм». Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Культурно-познавательный туризм это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор.
В ходе решения второй задачи мы изучили культурно-познавательный потенциал Республики Башкортостан. Данная республика представляют собой удивительнейший комплекс природных красот, таинственных мест, культурного разнообразия, исторического богатства. В ходе решения третьей задачи мы разработали модель познавательного тура «Жемчужина Башкортостана».
Для разрабатываемой модели были учтены такие факторы как вид туристской услуги (услуги по организации перевозок туристов, услуги по организации размещения, услуги по организации питания туристов и экскурсионные услуги), основная направленность/назначение туристской услуги, маршрут путешествия, перечень соисполнителей, перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих дополнительные услуги. Основная направленность тура посещение объектов историко-культурного наследия и осмотр достопримечательностей. Маршрут: Челябинск Уфа Челябинск.
Соисполнителями услуг являлись: гостиница Infinity; перевозки осуществляются ИП Гурьянов О.Г.; Кафе «Алия»; Кафе Кухни мира; Ресторан-караоке «Тавро»; Экскурсионные услуги оказывают следующие предприятия: ИП Артем Владимирович Балихин «Мир экскурсий»; Музей Салавата Юлаева; Янган-Тау; Национальный музей республики Башкортостан; Ботанический сад; Ипподром Акбузат.
Проведенное маркетинговое исследование конъюнктуры рынка туристических услуг в г. Челябинске, показало что тура по направлению Челябинск - Уфа - Челябинск выявлено не было. В исследование было проанализированы туруслуги
5 турфирм.
Рассчитана себестоимость и точка безубыточности, где были учтены: проживание, питание, транспортные и экскурсионные услуги, затраты по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки, коммерческие расходы. Производственная себестоимость тура составила 4 781руб. на человека. Полная себестоимость тура составляет 5 737 руб. на человека. Точка безубыточности составляет 30 путевок. Это означает, что для покрытия постоянных расходов турфирмы в месяц, равных руб., необходимо продать более 19 путевок. Рассчитано минимальное количество туристов в группе, для того чтобы тур был безубыточен. Минимальное число туристов составило 18 человек. Проведен анализ возможных рисков во время путешествия. В процессе оказания услуг выявлены такие риски, как: травмоопасность, пожароопасность, гидрометеорологическая опасность, психофизиологической опасность. Описаны действия по обеспечению снижения данных рисков, благодаря которым опасность удалость избежать. Новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что на основе туристских ресурсов г. Уфа разработана и обоснована модель познавательного тура «Жемчужина Башкортостана». Практическая значимость выпускной квалификационной работы: разработан рекламный материал для предлагаемого тура, а именно баннер и буклет.
1 Биржаков, М.Б. Введение в туризм/ М.Б. Биржаков. - 9-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2008. - 576 с.
2 Биржаков, М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли/ М.Б.Биржаков. - СПб.: Издательский дом Герда, 2007. - 464 с.
3 Буранбаева, Л.З. Туристическая индустрия в республике Башкортостан: современное состояние и перспективы развития/ Л.З. Буранбаева// Актуальные вопросы экономических наук. - 2013. - №32.
4 Вахрушев Г.В. Путеводитель по Башкирии. Уфа: Баш.кн. изд-во, 1985. - 500 с.
5 Винокуров, М.А. Что такое туризм?/ М.А. Винокуров// Известия ИГЭА.2004. - №3. - С. 19-24.
6 Галимов, Ю.Ф. Состояние и перспективы развития туристско- рекреационного комплекса РФ/ Ю.Ф. Галимов// Актуальные вопросы экономических наук. - 2012. - №28. - С. 47-51.
7 ГОСТ 30389 12013. Услуги общественного питания. Предприятия
общественного питания. Классификация и общие требования. Введен 01.01.2016.
8 ГОСТ 32611-2014. Туристские услуги. Требования по обеспечению
безопасности туристов. Введен 01.01.2016. - М.: Стандартинформ, 2014. - 12 с.
9 ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. Введен 01.07.2011. - М.: Стандартинформ, 2011. - 19 с.
10 ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги общие требования.
Введен 01.07.2001. - М.: Госстандарт России, 2004. - 11 с.
11 ГОСТ Р 51825-2001. «Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования». Введен 01.07.2002. - М.: Изд-во стандартов, 2002. - 13 с.
12 ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги. Гостиницы и другие средства
размещения туристов. Термины и определения. Введен 01.07.2010. - М.:
Стандартинформ, 2010. - 20 с.
13 ГОСТ Р 53522-2009. Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения. Введен 01.07.2010. - М.: Стандартинформ, 2010. - 11 с.
14 ГОСТ Р 53997-2010. Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. Введен 01.07.2011. - М.: Стандартинформ, 2011. - 12 с.
15 ГОСТ Р 54604-2011. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования. Введен 01.07.2012. М.: Стандартинформ, 2012. - 8 с.
..50