Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРСТВА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Работа №194094

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы123
Год сдачи2017
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 7
1. Теоретические аспекты организации финансового и налогового контроля 11
1.1 Понятие, значение и функции государственного финансового контроля 11
1.2 Налоговый контроль в системе финансового контроля: виды, формы и метод 20
1.3 Направления налогового контроля и законодательно-нормативное регулирование
деятельности налоговых органов в РФ 31
2. Анализ и оценка эффективности организации налогового контроля 39
2.1 Оценочные показатели деятельности налоговых органов и их совершенствование 39
2.2. Анализ эффективности налогового контроля (по материалам УФНС РФ по Томской и ИФНС по г. Томску) 54
3. Направления повышения эффективности налогового контроля 65
3.1 Прогрессивные элементы зарубежного опыта организации налогового контроля и
возможности его использования в условиях РФ 65
3.2 Приоритетные направления представляющий повышения эффективности организации
федеральный налогового развитой контроля 81
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 104
Приложение А 110
Оценка качественных показателей деятельности налоговых органов Российской Федерации 110
Приложение Б 118
Оценка количественных показателей деятельности налоговых органов РФ 118

Актуальность темы «Налоговый контроль в системе финансового контроля государства:оценка эффективности и направления развития» заключается в том, что совершенствование форм и методов налогового контроля является ключевым моментом создания эффективной системы государственного налогового контроля, рассматриваемой в настоящее время как один из приоритетов власти, поскольку налоги являются основным источником доходной части бюджета.
Непременным условием нормального функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль, входящий в единый механизм государственного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов. Составной частью финансового контроля является налоговый контроль
Налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики, экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.
Осуществление налогового контроля - сложный, комплексный процесс, который регулируется нормами не только Налогового кодекса, но и других нормативных правовых актов, как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях.
От эффективности организации контрольной работы налоговых органов зависит состояние бюджета, что прямым образом (через соответствующие расходы бюджета) влияет на благосостояние страны. В этой связи создание эффективной системы контроля за сбором налоговых доходов в бюджетную систему должно входит в число основных задач общей социально-экономической политики государства.
Государство должно создать такую систему налогового контроля, которая позволяет обеспечивать стабильное поступление финансовых ресурсов в бюджет. Этим, в основном определяется значение рационально организованной и эффективно действующей налоговой службы, высокой ответственности всех ее органов, каждого сотрудника за точное квалифицированное осуществление налогового контроля.
От четкой и грамотной организации налоговой службы, функционирования эффективной системы налогового контроля, в конечном итоге, зависит успех дальнейшего развития рыночной экономики.
При отсутствии выше перечисленного трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать причитающиеся налоги и сборы, что, в свою очередь, может поставить под угрозу экономическую безопасность государства.
Динамично изменяющееся налоговое законодательство, его недостаточная проработка со стороны законодателя, колоссальная практическая значимость в нынешних условиях обуславливают необходимость продолжения научных исследований в этой области.
Поэтому выбранная тема магистерской работы, касающаяся налогового контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.
Государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования, что неразрывно связано с налоговым контролем, целью которого является обеспечение соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Теоретической базой исследования вопросов социально-экономического содержания, основ построения и механизмов функционирования налогов и налоговой системы в целом посвящены фундаментальные труды представителей экономической и философской мыслит: Брызгалина А.В., Вознесенского Э.А., Грищенко А.В., Долгополова П.С., Кустовой М.В., Кучерова И.И., Ногиной О.А., Паневиной Е.В., Пепеляева С.Г., Петровой Г.В., Сайпуллаева У.А., Саркисова К.К., Семенихина В.В., Химичевой Н.И., Худякова А.И., Цановой Е.С., Шохина С.О., Юткиной Т.Ф. и др.
Цель магистерской диссертации является теоретико-методическое обоснование направлений и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности налогового контроля на современном этапе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих конкретных задач:
- определение сущности налогового контроля, его теоретико- методической основы в условиях действующего налогового законодательства РФ;
- исследование и анализ оценочных показателей эффективности деятельности налоговых органов и выявление путей их дальнейшего совершенствования;
- анализ эффективности контрольной работы налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему на региональном уровне;
- обобщение и анализ зарубежного опыта организации налогового контроля, выявление прогрессивных элементов и возможностей его использования в условиях РФ;
- обоснование практических рекомендаций и выявление направлений повышения эффективности налогового контроля в современной России.
Объектом исследования является эффективность форм и методов налогового котроля в РФ.
Предметом исследования выступают теоретические и практические проблемы повышения эффективности налогового контроля в условиях проводимых в РФ социально - экономических преобразований.
Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды и научные разработки отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, а также материалы научных конференций и семинаров по вопросам организации налогового контроля и повышения его эффективности.
При обосновании положений исследовательской части работы использовались прогнозирование и планирование, при построении таблиц использован графический метод, метод статистических группировок, сравнения, логического обобщения.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в обосновании новых теоретических подходов к содержанию налогового контроля и разработке комплекса мер по совершенствованию налогового контроля с организационных, методических и правовых позиций.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основании предложения призваны обеспечить повышение научного и практического уровня совершенствования как механизма налогового контроля, так и функционирования и построения системы налоговых органов в Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть учтены в ходе дальнейшей разработки новых нормативных актов и совершенствования действующего законодательства. Практическое внедрение результатов данного исследования в виде разработанных методик, подходов и конкретных рекомендаций должно способствовать повышению эффективности проводимых мероприятий налогового контроля, своевременному выявлению налоговыми органами возможных нарушений налогового законодательства и минимизации последствий данных фактов.
Данная магистерская диссертация написана с помощью анализа действующих законодательных и нормативных актов РФ, сведений Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, материалов научных публикаций, статей, монографий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги выпускной магистерской диссертации, сделаем выводы по вопросам организации и эффективности налогового контроля в современной налоговой системе Российской Федерации.
Анализ теоретических основ организации налогового контроля в современной налоговой системе РФ показал, что специфика налоговых правоотношений такова, что отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, могут быть эффективно реализованы только при наличии особой формы государственного контроля - налогового контроля, являющегося составной частью финансового контроля государства.
Сущность налогового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками норм налогового законодательства. Только благодаря налоговому контролю налоговая система обеспечивает выполнение главной государственной цели, а именно обеспечение доходной части государственного бюджета, создаваемой в основном за счет налогов.
Налоговый контроль направлен на устранение нарушений налогового законодательства, а также на стабильное выявление и изъятие в бюджет недоимок по налогам. Это подтверждают широкие полномочия, которыми наделены налоговые органы по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам. Контрольная деятельность государства направлена на создание совершенной системы налогообложения и достижение уровня, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения налогового законодательства.
Организация налогового контроля включает в себя важные элементы, такие как субъекты и объекты налогового контроля, формы налогового контроля, методы налогового контроля, процедуры и мероприятия налогового контроля и др. Все перечисленные элементы налогового контроля являются предметом правового налогового регулирования. Так как система элементов налогового контроля постоянно совершенствуется и усложняется, поэтому у нее появляются новые свойства и со временем в качестве самостоятельных могут выделиться иные элементы налогового контроля.
Эффективность налогового контроля во многом зависит от правильного выбора направлений, форм, методов и видов налогового контроля. Оптимальные же их сочетания позволяют с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов. Осуществление налогового контроля, как правило, находит свое закрепление
в соответствующих методиках. В совокупности они и составляют методическую основу 72 налогового контроля.
В работе представлены оценочные показатели эффективности деятельности налоговых органов как в целом по УФНС России по Томской области, так и ИФНС России по г. Томску. Данные показатели свидетельствуют о том, что налоговыми органами в организации и осуществлении контрольной работы за соблюдением налогового законодательства допускаются отдельные недостатки, не в полной мере используются возможности повышения ее результативности.роль налоговых проверок не только в регулировании законодательства и выполнении назидательных функций, но также в осуществлении фискальной функции налога, путем привлечения доначислений по налогам и сборам в процессе проведения налоговых проверок.
На основании исследования, проведенного в рамках поставленных в магистерской диссертации целей и задач, можно сделать следующие рекомендации по разработке методики повышения эффективности налогового контроля в РФ :
1. Налоговый контроль как элемент управления налогообложением является необходимым условием существования эффективной налоговой системы. На основе изучения, обобщения и критического анализа мнений различных ученых в диссертационной работе уточнено понятие налогового контроля и обоснована необходимость его закрепления в современном налоговом законодательстве (в Налоговом Кодексе РФ). К анализу налогового контроля целесообразно подходить с системных позиций. При этом под налоговым контролем предлагается понимать особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается добровольное исполнение обязанностей лиц в сфере уплаты налоговых платежей, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, применение мер ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также система мер, направленных на выявление резервов увеличения налоговых поступлений, обеспечение информированности субъектов налогообложения и воспитание налоговой культуры населения.
2. В работе на основе научного подхода проведено комплексное исследование современной практики организации; налогового контроля, выделена и проанализирована ее методическая основа (предмет, объект, формы, методы, и виды налогового контроля).
72 Проскура Е.П. Эффективность налогового администрирования: понятие и содержание // Современные технологии управления. - 2013. - №7 (31). - С. 45-54.
Большинство исследователей: проблем налогового контроля не выделяют направлений контроля либо вместо направлений определяют задачи и функции контроля, устанавливаемые в ряде случаев нормативно. В диссертации рассмотрены тенденции развития налоговой проверки как основного вида контроля и выделены направления организации налогового контроля. На основе анализа современной практики налогового контроля дана характеристика разных его аспектов: сущностного, организационного, методического и технического.
3. В диссертационной работе нами изучен, обобщен и проанализирован зарубежный опыт организации налогового контроля с точки зрения возможности его использования в условиях РФ. Практика организации налоговых служб многих стран свидетельствует, что повышение их статуса неизменно способствует и адекватному повышению работы этих служб. Анализ опыта зарубежных стран в области организации налогового контроля убедительно свидетельствует о том, что наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов максимальную результативность проверки. В этой связи практически во всех рассмотренных нами странах уделяется значительное внимание совершенствованию процедур выбора объектов для осуществления налогового контроля.
Изучение передового опыта стран с развитой рыночной экономикой в области осуществления налогового контроля позволют выделить, помимо технических средств и саму концепцию, на которой они построены. Суть этой концепции заключается в том, что платить налоги должно быть выгодно. Налогоплательщики должны знать, на что расходуются их деньги. Законы и механизмы уплаты налогов должны быть ясными как для налогоплательщиков, так и для налоговых служащих: их надо постоянно «совершенствовать» для упрощения и удешевления налогового процесса.
Изученный нами опыт стран с развитой экономикой показывает, что для того чтобы стимулировать полную и своевременную уплату налогов необходимо создать условия, при которых уклонение от уплаты налогов станет экономически невыгодным, т. е издержки налоговых правонарушений должны значительно превышать возможную прибыль от не уплаты налогов.
В диссертации выделены прогрессивные элементы зарубежного опыта налогового контроля, которые могут быть использованы и в условиях РФ.
4. В работе проведен анализ эффективности контрольной деятельности налоговых ИФНС России по г. Томску: Правильная оценка эфективности деятельности контрольных органов связана с выявлением и учетом таких показателей, которые характеризуют затраты, связанные с осуществлением контроля. В процессе исследования уточнена методика оценки деятельности налоговых органов. При этом, нами выделены коэффициенты, характеризующие те или иные стороны деятельности налоговых органов (коэффициент доначислений и взысканий по результатам камеральных и выездных проверок, коэффициент собираемости налогов, коэффициент недоимки, коэффициент налоговых санкций, коэффициент отдачи бюджетных средств и др.).
7. Необходимым условием повышения эффективности системы налогового контроля является максимальная концентрация усилий налоговых органов на проверках тех категорий налогоплательщиков, вероятность обнаружения; нарушений, у которых представляется наиболее реальной. Выбор объектов проверок должен осуществляться на сновании углубленного анализа всей совокупности имеющейся у налогового органа инфорации о налогоплательщиках. В процессе исследования выяснено, что главным стратегическим направлением совершенствования работы налоговых органов является внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов налогового контроля. В настоящее время налогоплательщик стал грамотнее, а недобросовестный налогоплательщик - изворотливей. Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, появились новые программные комплексы для уселесения эффективности проведения камеральных проверок. В 2016 году в инспекциях появилась АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР - система управления рисками.
Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов- фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.
8. Также необходимо отметить, что к заметному повышению эффективности контрольно-проверочной деятельности может привести создание мобильных офисов налоговой службы. Это ноу-хау может позволить работникам налоговых органов региона, находящимся в любой точке области, работать с информационными базами межрайонных инспекций. Что в свою очередь позволит более качественно проводить мероприятия налогового контроля, работать с должниками, проводить активную информационноразъяснительную работу с населением, наводить порядок совместно с муниципальными образованиями по выявлению неучтенных объектов налогообложения (земля, недвижимость).
9. Для повышения эффективности контрольных мероприятий и борьбы с налоговыми правонарушениями также является необходимым эффективное информационное взаимодействие ФНС РФ, ГТК РФ и МВД РФ.
10. К числу первостепенных задач, направленных на повышение эффективности контрольно-проверочной деятельности, нужно отнести работу с кадровым потенциалом налоговых органов.
Высококвалифицированные специалисты, активное использование средств вычислительной техники, компьютерных программ, качественный отбор налогоплательщиков для проведения выездных проверок, согласованное взаимодействие с правоохранительными и другими контролирующими органами - вот те приоритеты, к которым должна стремиться идеология организации и проведения налогового контроля, направленная на усиление его эффективности.
Предлагаемые нами меры не только позволять увеличить собираемость налогов, но и будут способствовавать устранению противоречия между государством и налогоплательщиком. При этом совершенствование вопросов организации налогового контроля должно проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов в направлении гармонизации российской системы налогового администрирования с принципами, принятыми в международной практике. Однако, главным резервом увеличения собираемости налогов является обеспечение макроэкономической стабилизации и закрепление долговременных тенденций экономического роста.
Налоговый орган может считаться эффективно работающим лишь в том случае, если уровень добровольно уплаченных налогов в общей сумме налоговых платежей имеет тенденцию к росту, а не является случайностью того или иного анализируемого периода.


1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ). - М. : Юрид. лит., 2017. - 61 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ - М.: Проспект, 2012. - 848 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации, 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 30.09.2017)-ФЗ - М.: Проспект, 2012. - 224 с.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ- М.: Проспект, 2012. - 185 с.
5. О налоговых органах Российской Федерации [Электронный ресурс] : закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 : (ред. от 3 июля 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
6. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ : (ред. от 2 мая 2015 г.; изм. от 3 июля 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 : (ред. от 7 дек. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
8. О структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 : (ред. от 3 апр. 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
9. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Электронный
ресурс] : постановление Правительства РФ от 30 сент. 2004 г. № 506 : (ред. от 30 марта 2017 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
10. О периодичности проведения и планировании выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : письмо Минфина России от 21 февр. 2017 г. № 03-02-07/1/10004 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
11. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ : (ред. от 10 мая 2012 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
12. Об утверждении Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : приказ ФНС России от 5 окт. 2009 г. № ММ-8-2/41дсп // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
13. Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы [Электронный ресурс] : приказ ФНС России от 13 февр. 2013 г. № ММВ-7-9/78@ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017.
14. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок [Электронный ресурс] : письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф - М., 2017.
15. Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС РФ:
[Электронный ресурс] :Приказ МНС РФ от 15 ноября 2007 г. №ББ-425/31. //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. - М., 2017....70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ