Формирование артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с речевой патологией (Чувашский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: детский сад № 146 города Чебоксары.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением – стертая дизартрия при общем недоразвитии речи (III уровня).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции нарушений звукопроизношений у детей 6
1.1. Современные представления о сложной структуре двигательного акта и роль движения в развитии ребенка 6
1.2. Виды речевой патологии 10
1.3. Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи 22
Глава 2. Экспериментальное изучение развития дифференцированных пальцев рук у детей с речевой патологией 29
2.1. Организация и методика эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Глава 3. Коррекция нарушений и развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией 45
3.1. Программа коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевой патологией 45
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 65
База исследования: детский сад № 146 города Чебоксары.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением – стертая дизартрия при общем недоразвитии речи (III уровня).
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции нарушений звукопроизношений у детей 6
1.1. Современные представления о сложной структуре двигательного акта и роль движения в развитии ребенка 6
1.2. Виды речевой патологии 10
1.3. Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи 22
Глава 2. Экспериментальное изучение развития дифференцированных пальцев рук у детей с речевой патологией 29
2.1. Организация и методика эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Глава 3. Коррекция нарушений и развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией 45
3.1. Программа коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевой патологией 45
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 65
Актуальность исследования. В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитые психические, моторные и речевые навыки. Понимание механизмов возникновения трудностей в развитии детей дошкольного возраста и знание многообразных особенностей их проявлений определяют необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию таких детей. При этом на сегодняшний день изучение взаимосвязи речевого и моторного развития детей является важнейшим направлением логопедии, педагогики и психологии.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время, особую значимость приобретают вопросы моторного развития дошкольников, имеющих речевые проблемы. А значительную проблему в логопедической практике представляют дети со стертой дизартрией. Нарушения артикуляции у детей при стертой дизартрии возникают вследствие легких, остаточных нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений ребенка, в связи с чем можно отметить сложность диагностики стертой дизартрии. Сегодня остро стоит вопрос поиска новых методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников со стертой дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений тонкой моторики, так как данные нарушения будут создавать ребенку трудности в овладении навыками ручного труда, рисования, письма при поступлении в школу. Кроме того, важность изучения мелкой моторики у детей, страдающих стертой дизартрией, обусловлена исключительным значением данной функции для формирования речи дошкольника. Связь функции кисти и речи является тесной и значимой, поэтому тренинг пальцев рук рассматривают как мощный физиологический стимул для развития речи детей, в особенности тех детей, у которых имеются звукопроизносительные нарушения, в частности, стертая дизартрия. Таким образом, подтверждается важность изучения нарушений мелкой моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка.
Объект исследования – особенности мелкой моторики у старших дошкольников с речевой патологией.
Предмет исследования – процесс коррекции нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в системе логопедической работы.
Цель исследования: изучение качественного своеобразия мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и определение путей коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1) изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) определение содержания методики исследования мелкой моторики у старших дошкольников;
3) выявление особенностей и уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
4) определение содержания, методов и приемов логопедической работы, направленной на преодоление нарушений мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией;
5) проведение программы коррекционной работы в условиях ДОУ и определение ее эффективности.
Гипотеза исследования: с учетом взаимосвязи двигательной и речевой сфер можно предположить, что у дошкольников со стертой дизартрией имеется качественное своеобразие и недостаточный уровень сформированности мелкой моторики. Учет выявленных нарушений и включение в логопедическую работу дополнительных упражнений на развитие тонких и артикуляционных движений будет способствовать более успешной компенсации нарушенных моторных функций у данной категории детей.
Методами исследования являются следующие: теоретический; организационный; сравнительный; биографический; эмпирический (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты), количественный и интерпретационный метод.
Структура и объем исследования. Работа изложена на 95 страницах и состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, библиографического списка, который включает в себя 66 научных источников, и трех приложений.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время, особую значимость приобретают вопросы моторного развития дошкольников, имеющих речевые проблемы. А значительную проблему в логопедической практике представляют дети со стертой дизартрией. Нарушения артикуляции у детей при стертой дизартрии возникают вследствие легких, остаточных нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений ребенка, в связи с чем можно отметить сложность диагностики стертой дизартрии. Сегодня остро стоит вопрос поиска новых методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников со стертой дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений тонкой моторики, так как данные нарушения будут создавать ребенку трудности в овладении навыками ручного труда, рисования, письма при поступлении в школу. Кроме того, важность изучения мелкой моторики у детей, страдающих стертой дизартрией, обусловлена исключительным значением данной функции для формирования речи дошкольника. Связь функции кисти и речи является тесной и значимой, поэтому тренинг пальцев рук рассматривают как мощный физиологический стимул для развития речи детей, в особенности тех детей, у которых имеются звукопроизносительные нарушения, в частности, стертая дизартрия. Таким образом, подтверждается важность изучения нарушений мелкой моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка.
Объект исследования – особенности мелкой моторики у старших дошкольников с речевой патологией.
Предмет исследования – процесс коррекции нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в системе логопедической работы.
Цель исследования: изучение качественного своеобразия мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и определение путей коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1) изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) определение содержания методики исследования мелкой моторики у старших дошкольников;
3) выявление особенностей и уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
4) определение содержания, методов и приемов логопедической работы, направленной на преодоление нарушений мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией;
5) проведение программы коррекционной работы в условиях ДОУ и определение ее эффективности.
Гипотеза исследования: с учетом взаимосвязи двигательной и речевой сфер можно предположить, что у дошкольников со стертой дизартрией имеется качественное своеобразие и недостаточный уровень сформированности мелкой моторики. Учет выявленных нарушений и включение в логопедическую работу дополнительных упражнений на развитие тонких и артикуляционных движений будет способствовать более успешной компенсации нарушенных моторных функций у данной категории детей.
Методами исследования являются следующие: теоретический; организационный; сравнительный; биографический; эмпирический (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты), количественный и интерпретационный метод.
Структура и объем исследования. Работа изложена на 95 страницах и состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, библиографического списка, который включает в себя 66 научных источников, и трех приложений.
Итак, как показал теоретический анализ литературы, мелкая моторика подразумевает координацию тонких дифференцированных движений при участии мышц кистей и пальцев рук, что необходимо для выполнения точных и сложных действий, таких как письмо, рисование, или застегивание пуговиц. Артикуляционная моторика, в свою очередь, включает движения различных частей речевого аппарата – губ, языка, челюсти и гортани, обеспечивая возможность четкого и точного воспроизведения звуков речи.
Исследования показывают, что развитие тонкой моторики у детей может существенно влиять на их артикуляционные способности. Это связано с тем, что и мелкая, и артикуляционная моторика управляются одинаковыми структурами мозга. Дети, которые развивают навыки, требующие мелкой моторики, в большинстве своем демонстрируют более высокие результаты в тестах на звукопроизношение и общую речь.
Анализ научной литературы позволил также заключить, в синдроме имеющихся нарушений у детей с речевой патологией, в частности, у детей со стертой дизартрией, наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. А, учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляционной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.
Целью исследования являлось изучение качественного своеобразия мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и определение путей коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений. Для достижения этой цели были проведены констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния тонких движений пальцев рук (статическая и динамическая координация, одновременность, переключаемость и отчетливость движений).
Анализ результатов констатирующего эксперимента, который проводился со старшими дошкольниками 6-6,5 лет со стертой дизартрией и их сверстниками с правильной речью, позволил сделать вывод о недостаточности моторного развития детей с нарушением речи, причем у многих детей нарушена как статическая, так и динамическая координация движений. Данный факт подтвердил взаимосвязь нарушений речи и мелкой моторики.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод о том, что проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений моторного развития является задачей своевременной и актуальной. Для коррекции и развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией нами в течение трех месяцев были проведены логопедические занятия с дополнительным включением в них специальных комплексов упражнений. Основными средствами на занятиях являлись дыхательно-артикуляторный тренинг, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, речевые игры, ролевые стихи и др. Осознание детьми цели упражнений, систематичность занятий, разнообразие упражнений на одном занятии, постепенное усложнение двигательных навыков способствовали формированию моторных функций, что наглядно показало повторное контрольное исследование.
Как показал анализ контрольного эксперимента, при обследовании мелкой моторики большинство детей не испытывало затруднений при формировании и удержании пальцевой позы, при запоминании и воспроизведении последовательности движений, их движения были уверенны, точны. Основными недостатками, которые остались у детей, являются: замедленный или сбивчивый темп выполнения, пересерваторность движений, некоторое недоведение элемента движения до конца.
Наблюдение за речью детей позволило заключить, что дошкольникам, прошедших коррекционно-логопедическое обучение, стала доступна не только статическая, но и динамическая координация сложных артикуляционных движений, уменьшилась напряженность, тремор. Значительно реже возникали синкинезии, была ослаблена саливация. Основными недостатками, которые остались у детей, являются: недостаточный объем движений, замедленное выполнение, остановки при переключении с одного движения на другое, трудности одновременного выполнения движений, синкинезии в лицевой мускулатуре.
В целом полученные нами данные указывают на позитивные изменения в развитии моторных функций дошкольников с нарушением речи. Это позволяет сделать вывод о том, что в комплексе мер по коррекции стёртой дизартрии особое значение на каждом логопедическом занятии, как следует из полученных экспериментальных данных, должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию тонкой и артикуляционной моторики в их единстве.
Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, а гипотеза подтверждена эмпирически.
Исследования показывают, что развитие тонкой моторики у детей может существенно влиять на их артикуляционные способности. Это связано с тем, что и мелкая, и артикуляционная моторика управляются одинаковыми структурами мозга. Дети, которые развивают навыки, требующие мелкой моторики, в большинстве своем демонстрируют более высокие результаты в тестах на звукопроизношение и общую речь.
Анализ научной литературы позволил также заключить, в синдроме имеющихся нарушений у детей с речевой патологией, в частности, у детей со стертой дизартрией, наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. А, учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляционной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.
Целью исследования являлось изучение качественного своеобразия мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и определение путей коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений. Для достижения этой цели были проведены констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния тонких движений пальцев рук (статическая и динамическая координация, одновременность, переключаемость и отчетливость движений).
Анализ результатов констатирующего эксперимента, который проводился со старшими дошкольниками 6-6,5 лет со стертой дизартрией и их сверстниками с правильной речью, позволил сделать вывод о недостаточности моторного развития детей с нарушением речи, причем у многих детей нарушена как статическая, так и динамическая координация движений. Данный факт подтвердил взаимосвязь нарушений речи и мелкой моторики.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод о том, что проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений моторного развития является задачей своевременной и актуальной. Для коррекции и развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией нами в течение трех месяцев были проведены логопедические занятия с дополнительным включением в них специальных комплексов упражнений. Основными средствами на занятиях являлись дыхательно-артикуляторный тренинг, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, речевые игры, ролевые стихи и др. Осознание детьми цели упражнений, систематичность занятий, разнообразие упражнений на одном занятии, постепенное усложнение двигательных навыков способствовали формированию моторных функций, что наглядно показало повторное контрольное исследование.
Как показал анализ контрольного эксперимента, при обследовании мелкой моторики большинство детей не испытывало затруднений при формировании и удержании пальцевой позы, при запоминании и воспроизведении последовательности движений, их движения были уверенны, точны. Основными недостатками, которые остались у детей, являются: замедленный или сбивчивый темп выполнения, пересерваторность движений, некоторое недоведение элемента движения до конца.
Наблюдение за речью детей позволило заключить, что дошкольникам, прошедших коррекционно-логопедическое обучение, стала доступна не только статическая, но и динамическая координация сложных артикуляционных движений, уменьшилась напряженность, тремор. Значительно реже возникали синкинезии, была ослаблена саливация. Основными недостатками, которые остались у детей, являются: недостаточный объем движений, замедленное выполнение, остановки при переключении с одного движения на другое, трудности одновременного выполнения движений, синкинезии в лицевой мускулатуре.
В целом полученные нами данные указывают на позитивные изменения в развитии моторных функций дошкольников с нарушением речи. Это позволяет сделать вывод о том, что в комплексе мер по коррекции стёртой дизартрии особое значение на каждом логопедическом занятии, как следует из полученных экспериментальных данных, должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию тонкой и артикуляционной моторики в их единстве.
Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, а гипотеза подтверждена эмпирически.
Подобные работы
- Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024 - Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень дизартрии
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКРЫТОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ РИНОЛАЛИЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017



