🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Формирование артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с речевой патологией (Чувашский государственный педагогический университет)

Работа №194050

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2024
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: детский сад № 146 города Чебоксары.
Выборка: 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением – стертая дизартрия при общем недоразвитии речи (III уровня).
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития дифференцированных пальцев рук как средства коррекции нарушений звукопроизношений у детей 6
1.1. Современные представления о сложной структуре двигательного акта и роль движения в развитии ребенка 6
1.2. Виды речевой патологии 10
1.3. Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи 22
Глава 2. Экспериментальное изучение развития дифференцированных пальцев рук у детей с речевой патологией 29
2.1. Организация и методика эксперимента 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 37
Глава 3. Коррекция нарушений и развитие артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы у дошкольников с речевой патологией 45
3.1. Программа коррекции нарушений артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук у дошкольников с речевой патологией 45
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 65

Актуальность исследования. В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является хорошо развитые психические, моторные и речевые навыки. Понимание механизмов возникновения трудностей в развитии детей дошкольного возраста и знание многообразных особенностей их проявлений определяют необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию таких детей. При этом на сегодняшний день изучение взаимосвязи речевого и моторного развития детей является важнейшим направлением логопедии, педагогики и психологии.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время, особую значимость приобретают вопросы моторного развития дошкольников, имеющих речевые проблемы. А значительную проблему в логопедической практике представляют дети со стертой дизартрией. Нарушения артикуляции у детей при стертой дизартрии возникают вследствие легких, остаточных нарушений иннервации, которые специалисты могут определить при углубленном изучении нарушений ребенка, в связи с чем можно отметить сложность диагностики стертой дизартрии. Сегодня остро стоит вопрос поиска новых методов работы по формированию и коррекции речевой сферы дошкольников со стертой дизартрией во взаимосвязи с коррекцией нарушений тонкой моторики, так как данные нарушения будут создавать ребенку трудности в овладении навыками ручного труда, рисования, письма при поступлении в школу. Кроме того, важность изучения мелкой моторики у детей, страдающих стертой дизартрией, обусловлена исключительным значением данной функции для формирования речи дошкольника. Связь функции кисти и речи является тесной и значимой, поэтому тренинг пальцев рук рассматривают как мощный физиологический стимул для развития речи детей, в особенности тех детей, у которых имеются звукопроизносительные нарушения, в частности, стертая дизартрия. Таким образом, подтверждается важность изучения нарушений мелкой моторики у дошкольников со стёртой дизартрией для успешного развития речи ребенка.
Объект исследования – особенности мелкой моторики у старших дошкольников с речевой патологией.
Предмет исследования – процесс коррекции нарушений мелкой и артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в системе логопедической работы.
Цель исследования: изучение качественного своеобразия мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и определение путей коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
1) изучение специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) определение содержания методики исследования мелкой моторики у старших дошкольников;
3) выявление особенностей и уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников со стертой дизартрией в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
4) определение содержания, методов и приемов логопедической работы, направленной на преодоление нарушений мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией;
5) проведение программы коррекционной работы в условиях ДОУ и определение ее эффективности.
Гипотеза исследования: с учетом взаимосвязи двигательной и речевой сфер можно предположить, что у дошкольников со стертой дизартрией имеется качественное своеобразие и недостаточный уровень сформированности мелкой моторики. Учет выявленных нарушений и включение в логопедическую работу дополнительных упражнений на развитие тонких и артикуляционных движений будет способствовать более успешной компенсации нарушенных моторных функций у данной категории детей.
Методами исследования являются следующие: теоретический; организационный; сравнительный; биографический; эмпирический (констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты), количественный и интерпретационный метод.
Структура и объем исследования. Работа изложена на 95 страницах и состоит из введения, трех глав, состоящих из семи параграфов, заключения, библиографического списка, который включает в себя 66 научных источников, и трех приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, как показал теоретический анализ литературы, мелкая моторика подразумевает координацию тонких дифференцированных движений при участии мышц кистей и пальцев рук, что необходимо для выполнения точных и сложных действий, таких как письмо, рисование, или застегивание пуговиц. Артикуляционная моторика, в свою очередь, включает движения различных частей речевого аппарата – губ, языка, челюсти и гортани, обеспечивая возможность четкого и точного воспроизведения звуков речи.
Исследования показывают, что развитие тонкой моторики у детей может существенно влиять на их артикуляционные способности. Это связано с тем, что и мелкая, и артикуляционная моторика управляются одинаковыми структурами мозга. Дети, которые развивают навыки, требующие мелкой моторики, в большинстве своем демонстрируют более высокие результаты в тестах на звукопроизношение и общую речь.
Анализ научной литературы позволил также заключить, в синдроме имеющихся нарушений у детей с речевой патологией, в частности, у детей со стертой дизартрией, наряду с речевой симптоматикой, отмечается целый ряд неречевых симптомов, в частности нарушения моторных функций. А, учитывая сложность диагностики стертой дизартрии, следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферой ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляционной моторики, но и уровень развития тонкой дифференцированной моторики кистей и пальцев рук.
Целью исследования являлось изучение качественного своеобразия мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и определение путей коррекционной работы по преодолению выявленных нарушений. Для достижения этой цели были проведены констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты.
Методика констатирующего эксперимента была направлена на изучение состояния тонких движений пальцев рук (статическая и динамическая координация, одновременность, переключаемость и отчетливость движений).
Анализ результатов констатирующего эксперимента, который проводился со старшими дошкольниками 6-6,5 лет со стертой дизартрией и их сверстниками с правильной речью, позволил сделать вывод о недостаточности моторного развития детей с нарушением речи, причем у многих детей нарушена как статическая, так и динамическая координация движений. Данный факт подтвердил взаимосвязь нарушений речи и мелкой моторики.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод о том, что проблема нарушений моторных функций у дошкольников со стертой дизартрией в настоящее время стоит довольно остро и поиск новых, эффективных методов в преодолении нарушений моторного развития является задачей своевременной и актуальной. Для коррекции и развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией нами в течение трех месяцев были проведены логопедические занятия с дополнительным включением в них специальных комплексов упражнений. Основными средствами на занятиях являлись дыхательно-артикуляторный тренинг, пальчиковая гимнастика, графические упражнения, речевые игры, ролевые стихи и др. Осознание детьми цели упражнений, систематичность занятий, разнообразие упражнений на одном занятии, постепенное усложнение двигательных навыков способствовали формированию моторных функций, что наглядно показало повторное контрольное исследование.
Как показал анализ контрольного эксперимента, при обследовании мелкой моторики большинство детей не испытывало затруднений при формировании и удержании пальцевой позы, при запоминании и воспроизведении последовательности движений, их движения были уверенны, точны. Основными недостатками, которые остались у детей, являются: замедленный или сбивчивый темп выполнения, пересерваторность движений, некоторое недоведение элемента движения до конца.
Наблюдение за речью детей позволило заключить, что дошкольникам, прошедших коррекционно-логопедическое обучение, стала доступна не только статическая, но и динамическая координация сложных артикуляционных движений, уменьшилась напряженность, тремор. Значительно реже возникали синкинезии, была ослаблена саливация. Основными недостатками, которые остались у детей, являются: недостаточный объем движений, замедленное выполнение, остановки при переключении с одного движения на другое, трудности одновременного выполнения движений, синкинезии в лицевой мускулатуре.
В целом полученные нами данные указывают на позитивные изменения в развитии моторных функций дошкольников с нарушением речи. Это позволяет сделать вывод о том, что в комплексе мер по коррекции стёртой дизартрии особое значение на каждом логопедическом занятии, как следует из полученных экспериментальных данных, должно придаваться системной и целенаправленной работе по развитию тонкой и артикуляционной моторики в их единстве.
Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, а гипотеза подтверждена эмпирически.



1 Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2 Артеменко О.Н., Хлюстова И.А. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 8. – С. 43-44.
3 Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ, 2010. – 254 с.
4 Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
5 Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Гном ИД, 2015. – 120 с.
6 Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Владос, 2009. – 287 с.
7 Бернштейн Н.А. Современные искания в физиологии нервного процесса / Под ред. И. М. Фейгенберга, И. Е. Сироткиной. – М.: Смысл, 2003. – 330 с.
8 Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. – Киев: Здоровья, 1983. – 208 с.
9 Винарская Е.Н. Дизартрия. – М.: АСТ, 2009. – 141 с.
10 Вихрова И.Н., Шарикова Н.Н. Коррекция речи и мелкой моторики в процессе рисования методом «штриховки» // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – № 6. – С. 67-73.
11 Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебник для вузов. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 352 с.
12 Воробьева Т.А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 38-41.
13 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руку к письму. 360 упражнений. - М.: Олма-пресс, 2014. - 64с.
14 Гриншпун Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2. – С. 6-10.
15 Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384 с.
16 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2003. – 62с.
17 Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжёлыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2003. – 144 с.
18 Дудьев В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: АлтГПА, 2012. – 337 с.
19 Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Комплект коррекционно-развивающих материалов / Под ред. С.Д. Забрамной. - М.: Генезис, 2013. - 72 с.
20 Карелина И.Б. Дифференциация, диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. – 1996. – № 5. – С. 10-15.
21 Киселева Г.А. Книжка-учишка для детей 4-6 лет: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков: Выпуск 3 - М: Книголюб, 2003. - 56 с.
22 Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. – М.: Школьная пресса, 2007. – 48 с.
23 Кистяковская, М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. – М.: Педагогика, 1970. – 224 с.
24 Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – 143 с.
25 Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – Е.: У-Фактория, 2006. – 228 с.
26 Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Гном и Д, 2001. – 136с.
27 Коноваленко С.В. Развитие тонкой моторики и координации движений у дошкольников с легкой степенью детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 1. – С. 66-70.
28 Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры: [в помощь логопеду] / Авт.-сост.: Н.П. Мещерякова, Л.К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141 с.
29 Краузе Е.Н. Логопедия: Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста: Артикуляционная гимнастика; Развитие фонематического слуха; Логопедический массаж; Пальчиковые игры; Логоритмика; Развитие речи. - Изд. 2-е, испр. – СПб: Учитель и ученик /Корона-Принт, 2003. – 208 с.
30 Основы теории и практики логопедии. Репринтное воспроизведение издания 1967 г. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.
31 Лопатина Л.В Особенности мелодического оформления высказываний детьми со стертой дизартрией // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 214-221.
32 Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. – № 5. – С. 45-51.
33 Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб.: Союз, 2005. – 192 с.
34 Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения //Дефектология. – 1986. – № 2. – С. 64-70.
35 Лопатина Л.В. Уровневый подход в изучении психомоторики детей с речевой патологией // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 2. – С. 38-43.
36 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Союз, 2001. – 191 с.
37 Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. – 621 с.
38 Лурия А.Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2007. – 656 с.
39 Макарова Н.Ш. Коррекция речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.
40 Мартынова Е.В. К проблеме обучения детей с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопедического дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – № 5. – С. 54-58.
41 Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие. В 2 тт. Т. 1 / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – C. 214-218.
42 Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2-х томах / Под. ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С. 227-228.
43 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка // Дошкольное воспитание. − 2002. − № 6. – С. 46-48.
44 Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ, 2010. – 128 с.
45 Новиковская О.А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. - М.: АСТ, Сова, Харвест, 2009. – 256 с.
46 Нянковская Н.Н. Пропись-штриховка. Тетрадь по развитию мелкой моторики. - М.: Академия Развития, 2011. - 33 с.
47 Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Акцидент, 1995. – 32с.
48 Овчинникова Т.С. Психомоторика дошкольников шести-семи лет с нарушениями речи // Логопед в детском саду. – 2005. – № 4(7). – C. 52-57.
49 Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. - М.: КАРО, 2010. - 160 с.
50 Павлов И.П. О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. – М.: Медгиз, 1954. – 192 с.
51 Пашина Н.Р., Лаврова В.А. Психофизиология познавательной сферы и двигательной активности. Электронный ресурс: http://www.twirpx.com/file/314434
52 Петров А.В. Игротека «Наши руки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 44с.
53 Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – М.: Гном, 2006. – 250 с.
54 Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
55 Романова Е. Е., Диулина Е.В. Проявление мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1. – С. 58-60.
56 Рыжова Н.В. Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 3. – С.44-45
57 Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. - М.: Академия Развития, Академия и К, 2014. – 192 с.
58 Серденко А.К. Дизартрия у дошкольников. – М.: Инфра-М, 2011. – 213 с.
59 Сеченов И.М. Избранные труды. Т. 1, Ч. 1. − М.: Директ-медиа, 2010. − 460 с.
60 Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. – № 4. – С. 20-26.
61 Токарева О.А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1969. – С. 144-155.
62 Фетисова М.В. Проблема дизартрии: взгляд логопеда-практика // Логопед. – № 4. – 2012. – С. 118-126.
63 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ, Астрель, 2012. – 127 с.
64 Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
65 Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М. - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 299 с.
66 Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. – М.: Лань, 2001. – 64с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ