ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1. Особенности проектирования медиаконтента культурных институций в социальных сетях 13
1.1. Виды и форматы медиаконтента в социальных сетях 13
1.2. Музыкальный театр в России: специфика, текущее состояние и
тенденции, проблемы привлечения молодежной аудитории 16
1.3. Музыкальные театры в социальных сетях: принципы продвижения .. 24
Глава 2. Своеобразие вертикального короткого видео в социальных сетях 29
2.1 Специфика вертикального короткого видео, преимущества перед другими
форматами медиаконтента 29
2.2 Технология создания вертикального короткого видео 32
2.3. Выбор площадки для размещения музыкальным театром вертикального
короткого видео для расширения молодежной аудитории 35
Глава 3. Проектная часть. Основные этапы создания вертикальных коротких видео для театра в социальной сети ВКонтакте 43
3.1 Поисково-аналитический этап 43
3.2 Практический этап 58
3.3. Анализ проектной деятельности и продукта 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета для оценки видеоролика 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты анкетирования
Современные музыкальные театры в России сталкиваются с проблемой снижения интереса молодежной аудитории к традиционным формам искусства. По данным исследований, наблюдается тенденция по увеличению среднего возраста аудитории театров оперы и балета. В условиях доминирования социальных сетей и коротких видеоформатов традиционные каналы продвижения театров теряют свою эффективность.
Проблема исследования состоит в том, чтобы изучить новые способы привлечения молодежи в театральное искусство через медиаконтент в социальных сетях. На примере деятельности музыкальных театров в социальных сетях исследуются успешные практики расширения молодежной аудитории, анализируются особенности создания контента и его влияние на формирование интереса к музыкальному театру.
Гипотеза исследования заключается в том, что контент, в частности, короткие вертикальные видео, может способствовать расширению молодежной аудитории музыкальных театров в социальных сетях.
Цель исследования — изучить, как контент в социальных сетях может служить эффективным инструментом для расширения молодежной аудитории музыкальных театров.
Задачи исследования:
1. Проанализировать медиаповедение молодежной аудитории и определить ее предпочтения в формате цифрового контента с точки зрения теории поколений.
2. Провести контент-анализ наиболее успешных медиапроектов в социальных сетях музыкальных театров.
3. Разработать и протестировать серию коротких видеороликов для расширения молодежной аудитории в сообществе театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
4. Оценить эффективность разработанного контента на примере изменений просмотров и возраста аудитории в социальной сети ВКонтакте.
5. Выработать рекомендации для музыкальных театров по созданию и продвижению цифрового контента, ориентированного на молодое поколение.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации театров к современным тенденциям медиапотребления. Социальные сети, особенно платформы с короткими видео VK Клипы, TikTok, Reels и YouTube Shorts стали основным каналом коммуникации с молодежью. Исследование направлено на выявление референсов и создание медиаконтента, способного изменить восприятие театра и расширить молодежную аудиторию.
Научная новизна определяется тем, что исследование фокусируется на интеграции медиапроекта в виде коротких вертикальных видеороликов в стратегии продвижения музыкальных театров, что недостаточно изучено в контексте современной молодежной аудитории.
Объект исследования — контент для формирования коммуникации музыкальных театров в социальных сетях.
Предмет исследования — создание медиаконтента для расширения молодежной аудитории в социальных сетях (на примере театра «Санктъ- Петербургъ Опера»).
Исследование базируется на анализе данных центров изучения общественного мнения о медиапотреблении, таких как ВЦИОМ , Mediascope , Brand Analytics , Statista , в том числе молодежи, а также исследованиях российских и зарубежных авторов в областях театра, цифрового маркетинга и культурных коммуникаций.
Теоретические основы музыкального театра разрабатывались как отечественными, так и зарубежными авторами. В трудах В. Фельзенштейна рассматриваются ключевые принципы музыкального театра, его эстетика и сценография . Зарубежные исследователи, такие как S. Green и K. Ganzl , систематизировали историю и теорию музыкального театра в рамках энциклопедических изданий. В России значительный вклад в изучение истории и специфики музыкального театра внес И.Г. Яськевич, уделявший внимание терминологическим и историко-культурным аспектам .
Анализ современного состояния музыкальных театров представлен в статистических данных Министерства культуры РФ , а также в эмпирических исследованиях зрительской аудитории, таких как работа под редакцией А.А. Ушкарева .
Продвижение культурных институций в социальных сетях активно изучается. Вопрос влияния маркетинга отражены в работе Ф. Котлера и Дж. Шеффа . С.А. Цагарейшвили исследует использование соцсетей для оперных театров , а А.Д. Москова анализирует методы продвижения брендов во «ВКонтакте». Особое внимание уделяется видеоконтенту: П.Ю. Доктор рассматривает инновации в видеомаркетинге, включая применение искусственного интеллекта, а Б. Питерс и М.В. Зорина исследуют феномен вертикального видео.
Тренды коротких видео и их влияние на аудиторию отражены в работах, посвященных соответствующим платформам. Данные ВЦИОМ и Российского общества «Знание» демонстрируют изменения в медиапотреблении, а исследования ВКонтакте подтверждают рост популярности коротких форматов . По мнению Г.Д. Щирского, Р.А. Азнабаева, М.Ф. Ахметова, переизбыток информации, вылившийся в феномен клипового мышления, приводит к тому, что пользователи предпочитают краткий, эмоционально насыщенный контент . Авторы, такие как М.С. Милованов , А.И. Нуруллина , также активно исследуют медиапотребления с точки зрения теории поколений, разработанной Уильямом Штраусом и Нилом Хау .
Практический опыт театров в создании цифрового контента можно проследить на примере таких учреждений, как Большой театр, Мариинский театр, «Геликон-опера» и других, активно использующих VK Клипы для привлечения аудитории. Отдельные кейсы, такие как проект «Санктъ- Петербургъ Опера», иллюстрируют успешные стратегии контент-маркетинга.
Методы исследования:
— контент-анализ (социальных сетей театра для выявления успешных форматов);
— аналитический;
— сравнительный или структурно-типологический;
— статистический;
— социологический;
— проектный.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Во Введении изложены актуальность, научная новизна, цель, задачи исследования, обозначены объект, предмет, материал исследовательской работы и хронологические рамки для отбора примеров, методы исследования и практическая значимость работы.
Теоретическая часть:
— В первой главе «Особенности проектирования медиаконтента культурных институций в социальных сетях» анализируются виды и форматы медиаконтента, специфика музыкального театра в России и проблемы привлечения молодежи, а также принципы продвижения.
— Во второй главе «Своеобразие вертикального короткого видео в социальных сетях» рассматриваются особенности вертикального видео, технология его создания и выбор оптимальных площадок для продвижения музыкальных театров среди молодежи.
Практическая часть: в третьей главе «Основные этапы создания вертикальных коротких видео для театра в социальной сети ВКонтакте» описываются этапы создания вертикальных видео для музыкального театра во ВКонтакте: анализ, практическая реализация и оценка результатов.
В Заключении подводятся итоги проведенной работы и определяются перспективы дальнейшего изучения. К исследованию прилагается список использованных источников и литературы.
В Приложении представлена анкета для опроса о медиапродукте, созданного в рамках проектного этапа, а также таблица с полными данными о результатах оценки.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением основных теорий и концепций, начиная от принципов функционирования музыкального театра до его маркетинговых стратегий, связанных с продвижением, клиентоориентированностью и пр.
Предложенные рекомендации по созданию цифрового контента имеют практическую значимость, так как позволят театрам повысить свою конкурентоспособность в условиях цифровой трансформации и расширить молодежную аудиторию.
Результаты исследования могут быть использованы театрами для разработки собственного медиаконтента в социальных сетях, повышающих вовлеченность и лояльность зрителей, в том числе молодежи.
Кроме того, практическая значимость представленного исследования заключается не только в его потенциальном вкладе в развитие отраслевых стратегий цифровой коммуникации для учреждений культуры, но и в его непосредственном прикладном характере. Разработанные аналитические выводы и медиапроект внедряются в текущую деятельность Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера», в котором автор исследования осуществляет профессиональную деятельность в должности руководителя пресс-службы.
Таким образом, исследование выходит за рамки теоретической модели и получает реализацию в конкретной институциональной практике. Это обеспечивает не только возможность непосредственной апробации предложенных решений, но и способствует формированию устойчивой системы применения результатов проекта в повседневной коммуникационной стратегии театра, включая работу с молодежной аудиторией, продвижение репертуара и укрепление культурного бренда учреждения.
Проведенное исследование было посвящено изучению возможностей расширения молодежной аудитории музыкальных театров через создание и продвижение контента в социальных сетях на примере сообщества «Санктъ- Петербургъ Опера». Актуальность работы обусловлена снижением интереса молодежи к традиционным формам искусства и необходимостью адаптации театров к современным цифровым трендам, таким как короткие вертикальные видео.
В теоретической части исследования были проанализированы особенности проектирования медиаконтента культурных институций, специфика музыкального театра в России, а также проблемы привлечения молодежной аудитории. Установлено, что современные музыкальные театры сталкиваются с рядом вызовов, включая старение аудитории. При этом социальные сети, особенно платформы с короткими видео, становятся ключевым каналом коммуникации с молодежью.
Особое внимание было уделено формату вертикального короткого видео, его технологическим особенностям и выбору оптимальных площадок для продвижения. Анализ показал, что VK Клипы благодаря своей популярности среди молодежи и законодательным требованиям к госучреждениям являются наиболее подходящей платформой для российских театров.
Практическая часть исследования включала разработку и тестирование серии вертикальных видеороликов для театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Проект состоял из интервью с солистами театра, демонстрирующих их повседневную жизнь и увлечения. Результаты показали, что подобный контент способен существенно повысить интерес молодежи к театральной тематике.
Научная новизна исследования заключается в интеграции формата коротких вертикальных видео в стратегию продвижения музыкальных театров, что ранее не было достаточно изучено в контексте молодежной аудитории.
Практическая значимость работы выражается в разработке рекомендаций, которые могут быть использованы театрами для повышения вовлеченности и лояльности зрителей, а также в непосредственном внедрении результатов в деятельность театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
Перспективы дальнейших исследований связаны с углубленным изучением алгоритмов социальных сетей, возможностей искусственного интеллекта для создания персонализированного контента, а также анализом долгосрочного влияния цифровых стратегий на аудиторию театров. Результаты работы могут быть применены не только в сфере музыкального театра, но и в других областях культуры, где стоит задача привлечения молодой аудитории через цифровые медиа.
Таким образом, исследование подтвердило гипотезу о том, что контент, в частности, короткие вертикальные видео, может способствовать расширению молодежной аудитории музыкальных театров в социальных сетях. Это открывает новые перспективы для культурных институций в условиях продолжающейся цифровой трансформации.
1. Астраханский государственный театр оперы и балета // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/astroperahouse(дата обращения: 13.04.2025).
2. Ассоциация музыкальных театров. [Электронный ресурс]. URL: https://amuzteatr.ru/association/(дата обращения: 27.04.2025).
3. Большой театр России // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/bolshoitheatre(дата обращения: 14.04.2025).
4. Бурятский театр оперы и бдлета // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/uuopera(дата обращения: 13.04.2025).
5. Звездочет // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240073(дата обращения: 14.04.2025).
6. Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д. А. Хворостовского // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/krasopera(дата обращения: 13.04.2025).
7. Мариинский театр // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/mariinsky(дата обращения: 14.04.2025).
8. Московский академический Музыкальный театр имени К.С.
Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/mamtmusic(дата
обращения: 14.04.2025).
9. Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Наталии Сац // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/det_muz_teatr_sats(дата обращения: 13.04.2025).
10. Московский музыкальный театр «Геликон-опера» // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/helikonopera(дата обращения: 13.04.2025).
11. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/novat_nsk(дата обращения: 14.04.2025).
12. Один день с оперным певцом Артемом Савченко // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240094(дата обращения: 25.03.2025).
13. Один день с оперным певцом Василием Ремизовым // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240137(дата обращения: 02.04.2025).
14. Один день с оперной певицей Марией Бочмановой // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240165(дата обращения: 02.06.2025).
15. Один день с оперной певицей Олесей Гордеевой // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240146(дата обращения: 23.04.2025).
16. Один день с оперной певицей Софией Некрасовой // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240151(дата обращения: 03.05.2025).
17. Приморская сцена Мариинского театра // VK Клипы. [Электронный
ресурс]. URL: https://vk.com/clips/primmariinsky(дата обращения:
14.04.2025).
18. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/spb_muzcomedy(дата обращения: 13.04.2025).
19. Сообщество ВКонтакте «Лекторий Эостоевский». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/lectorydostoevsky(дата обращения: 14.04.2025).
20. Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/spbopera(дата обращения: 14.04.2025).
21. Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» // VK Клипы. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clips/spbopera(дата обращения: 14.04.2025).
22. Царь Додон // Сообщество ВКонтакте «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip-5715063_456240068(дата обращения: 14.04.2025).
23. Шемаханская царица и свита // Сообщество ВКонтакте «Санктъ- Петербургъ Опера». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/clip- 5715063_456240075 (дата обращения: 14.04.2025).
24. ChatGPT. [Электронный ресурс]. URL: https://chatgpt.com/(дата
обращения: 03.06.2025).
25. Google Forms. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.google.ru/intx/ru/forms/about/(дата обращения: 30.03.2025).
26. Pinterest. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.pinterest.com/(дата обращения: 24.03.2025).
Официально-нормативные документы
27. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 г. №
2560 // Правительство России. [Электронный ресурс]. URL:
http://government.ru/docs/all/145614/(дата обращения: 13.04.2025
Правила пользования Сайтом ВКонтакте // ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/terms(дата обращения: 02.05.2025).
28. Правительство определило соцсети, где органы власти будут обязаны
вести официальные аккаунты // Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/46448/(дата обращения:
13.04.2025).
29. Социальные сети в России: цифры и тренды, весна 2025 // Brand Analytics
[Электронный ресурс]. URL: https://brandanalytics.ru/blog/social-media-
russia-spring-2025 (дата обращения: 06.06.2025).
30. Статья 21 ГК РФ. Дееспособность гражданина // СудАкт: Судебные и
нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. URL:
https://sudact.ru/law/gk-rf-chast1 /razdel-i/podrazdel-2/glava-3/statia-21 / (дата обращения: 02.05.2025).
31. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46328(дата обращения: 02.05.2025).
32. Instagram внесен в реестр запрещенных сайтов // Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/827958(дата обращения: 30.04.2025).
Научная литература
33. Власюк И.В., Савченко И.А. Молодежь и студенчество в современном
обществе: универсальные черты и специфические характеристики // Педагогические исследования. 2021. Вып. 2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/molodezh-i-studenchestvo-v-sovremennom- obschestve-universalnye-cherty-i-spetsificheskie-harakteristiki (дата
обращения: 30.04.2025).
34. Доктор П.Ю. Инновации в сфере видеомаркетинга. Искусственный интеллект в создании видео на YouTube Shorts // Столыпинский вестник. 2023. № 6. С. 3431-3439.
35. Елисеев А.Г. Медиаконтент // XV-я Международная студенческая
научная конференция «Студенческий научный форум — 2023». URL: https:ZZscienceforum.ru/2023/article/2018034481 (дата обращения:
30.04.2025).
36. Зеленкова А.Ю. Цифровизация создания и распространения контента в медиабизнесе // Вопросы медиабизнеса. 2022. Т. 1. № 4. С. 29-33.
37. Зорина М.В. Вертикальные видео как феномен современности в сфере SMM и рекламы // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. №8 (114). С. 71-73.
38. Котлер, Ф., Шефф, Дж. Все билеты проданы: стратегии маркетинга исполнительских искусств. М.: Классика-XXI, 2004. — 688 с.
39. Махрова Э.В. Музыкальный театр: терминологический экскурс // Opera Musicologica № 3 (41), 2019. С. 20-31.
40. Милованов М.С. Отличия медиапотребления у поколений Y и Z //
Вестник науки. 2025. Т. 1. № 6 (87) URL: https://www.xn—
8sbempclcwd3bmt.xn--p1ai/article/23864 (дата обращения: 06.06.2025).
41. Мурзаева В.А. Технологии создания контента с использованием культовых имиджей // Медиасреда. 2024. №1. С. 47-54.
42. Нуруллина А. И. Исследование медиаповедения поколений X, Y, Z в интернете // Весенние дни науки: сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых (Екатеринбург, 20-22 апреля 2023 г.). — Екатеринбург: Издательский Дом «Ажур», 2023. — C. 78-80.
43. Павленко Т.С. Понятие «Контент»: типология, виды и технология
получения дидактического контента в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического
университета. 2017. № 10 (123). С. 31-35.
44. Публика оперы и балета. Опыт эмпирического исследования зрительской
аудитории Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Экспертно¬
аналитический доклад под ред. А.А. Ушкарева // ГИИ; СТД РФ. — СПб.: Алетейя, 2023. — 104 с.
45. Фельзенштейн, В. О музыкальном театре. М.: Радуга, 1984. — 408 с.
46. Цагарейшвили С.А. Использование социальных сетей для продвижения оперных театров // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. Т. 9, № 2. С. 250-253.
47. Щирский Г.Д, Азнабаев Р.А., Ахметов М.Ф. Клиповое мышление в жизни современного человека // Международный научный журнал «Вестник науки». 2024. Т. 1. № 6 (75). С. 2031-2035.
48. Яськевич И. Г. История искусства музыкального театра: Лекции. Материалы: Учебное пособие. Новосибирск: НГТИ, 2011. — 305 с.
49. Ganzl, K. The Encyclopedia of Musical Theatre. V. 1-3. New York: Schirmer Books, 2001. — 1611 p.
50. Howe, N., Strauss, W. // Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. — 538 p.
51. Green, S. The Encyclopedia of the Musical Theatre. Boston: Da Capo Press, 1980. — 516 p.
Электронные ресурсы
52. Весь мир — театр! // ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ves-mir-teatr(дата обращения: 13.04.2025).
53. Видеомонтаж 2025: какие тренды нельзя игнорировать? // KursHub. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 05.06.2025).
54. Виды и форматы контента: как выбирать и где распространять. // Блог
Яндекс 360. [Электронный ресурс]. URL:
https://360.yandex.ru/blog/articles/vidy-i-formaty-kontenta-kak-vybirat-i-gde- rasprostranyat(дата обращения: 02.05.2025).
55. «Вконтакте» обновил дизайн ленты и редактора постов. // Т — Ж. [Электронный ресурс]. URL: https://t-j.ru/news/vk-new-design/(дата обращения: 30.04.2025).
56. Гид по основным видам контента. // Блог Практикума. [Электронный
ресурс]. URL: https://practicum.yandex.ru/blog/osnovnye-vidy-kontenta/
(дата обращения: 02.05.2025).
57. За год нагрузка на серверы ВКонтакте увеличилась на 35%, VK Видео — на 200%. // Новости для прессы. ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/press/network-new(дата обращения: 13.04.2025).
58. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые?
[Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoriy a-
pokoleniy-my-raznye-ili-odinakovye (дата обращения: 06.06.2025).
59. Исследование трендов ВКонтакте: 73% пользователей смотрят короткие ролики, 46% публикуют истории ежедневно // Новости для прессы. ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/press/trends-2024(дата обращения: 13.04.2025).
60. Исследование VK Клипов и hh.ru: треть россиян нашли новые хобби благодаря просмотру коротких видео. // Новости для прессы. ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/press/clips-hh(дата обращения: 13.04.2025).
61. История театра // Официальный сайт СПб ГБУК «Камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». [Электронный ресурс].
URL: https://www.spbopera.ru/about/our_story/(дата обращения:
14.04.2025).
62. Как подкасты нашли массовую аудиторию в России // РБК Тренды.
[Электронный ресурс]. URL:
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/6051c2b89a79476b8cebd80d?from=cop y (дата обращения: 04.06.2025).
63. Клипы // ВКонтакте [Электронный рес URL:
https://vk.com/support?act=faqs&c=120&from=all(дата обращения: 30.04.2025).
64. Маркетинг разных поколений: отличия в стратегиях для поколений X, Y, Z и что важно учитывать, чтобы наладить каналы продвижения // VC.ru[Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/1911540-marketing- dlya-pokoleniy-x-y-z-strategii#6(дата обращения: 01.06.2025).
65. Медиа // [Электронный ресурс]. URL:
https://znanierussia.ru/articles/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0% B0 (дата обращения: 02.05.2025).
66. Медиапотребление 2024 // Mediascope. [Электронный ресурс]. URL:
https://mediascope.net/upload/iblock/f33/ual5i70kf7n9df7qzkq0gf238bidh3xv/ %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1% 82%D 1 %80%D0%B5%D0%B 1 %D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D 0%B5%202024_%D0%9D%D0%90%D0%A2_27.08.2024.pdf (дата обращения: 04.06.2025).
67. Общество «Знание» и ВЦИОМ выяснили, кто смотрит короткие
видеоролики в сети и какой контент им по душе // Российское общество «Знание». [Электронный ресурс]. URL:
https://znanierussia.ru/news/obshestvo-znanie-i-vciom-vyyasnili-kto-smotrit- korotkie-videoroliki-v-seti-i-kakoj-kontent-im-po-dushe (дата обращения: 13.04.2025).
68. Опера в особняке // Культура онлайн. [Электронный ресурс]. URL:
https: //culturaonline.ru/proj ects-c/opera-v-osobnyake/ (дата обращения: 13.04.2025).
69. Питерс, Б. Имеет ли значение вертикальное видео? Мы потратили 6000 долларов на тесты, чтобы выяснить // Buffer. 2024. URL: https://buffer.com/resources/vertical-video/(дата обращения: 30.04.2024).
70. Почему TikTok влияет на наше восприятие фильмов // VC.ru. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/1950376-pochemu- tiktok-vliyaet-na-nashe-vospriyatie-filmov(дата обращения: 30.04.2025).
71. РКН нашел у Google достаточно нарушений для применения мер к
YouTube // Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.interfax.ru/russia/972681(дата обращения: 30.04.2025).
72. «Санктъ-Петербургъ Опера» запустила специальный проект об истории особняка на Галерной // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kultura/17965073(дата обращения: 13.04.2025).
73. Театры Российской Федерации в цифрах. 2023 год // Министерство культуры Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.mkrf.ru/upload/iblock/2d4/2d4d560ef43f6d44e17688e284b09d6e.p df (дата обращения: 13.04.2025). — 172 с.
74. Чем Telegram-канал отличается от других соцсетей? Секреты эффективного продвижения // VC.ru[Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/1697253-chem-telegram-kanal-otlichaetsya-ot-drugih- socsetei-sekrety-effektivnogo-prodvizheniya(дата обращения: 30.04.2025).
75. Что понимают под контентом, какой он бывает и для чего он в маркетинге
— стартовый гайд // Skillbox Media. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/marketing/chto-ponimayut-pod-kontentom-kakoy-on- byvaet-i-dlya-chego-on-v-marketinge-startovyy-gayd/ (дата обращения: 30.04.2025).
76. Что такое вертикальное видео и как его использовать для продвижения бизнеса // VK Реклама. [Электронный ресурс]. URL: https://ads.vk.com/insights/chto-takoe-vertikalnoe-video(дата обращения: 10.05.2025).
77. Что такое «музыкальный театр», чем оперетта отличается от оперы и что
такое мюзикл? // Телеканал «Центр Красноярск». [Электронный ресурс]. URL: https://rutube.ru/video/a5d65de0319f23dd430151c82dc7d63c/(дата
обращения: 27.04.2025).
78. Цифровой контент // Блог Optimal Group. [Электронный ресурс]. URL: https://optimalgroup.ru/blog/tsifrovoy-kontent/(дата обращения: 30.04.2025).
79. Leading mobile apps worldwide in YTD2024, by downloads // Statista
[Электронный ресурс URL:
https://www.statista.com/statistics/1285960/top-downloaded-mobile-apps- worldwide/#:~:text=Most%20downloaded%20mobile%20apps%20worldwide %202024&text=In%202024%2C%20TikTok%20was%20still,had%20around %20410%20million%20downloads (дата обращения: 06.06.2025).
80. Short-Form Video Platforms: YouTube Shorts vs TikTok vs Instagram Reels // Opace [Электронный ресурс]. URL: https://opace.agency/blog/short-form- video-
platforms#:~:text=According%20to%20data%20published%20on,YouTube (дата обращения: 06.06.2025).
81. TikTok в России в 2025 году: запрещен или нет, когда вернется и как смотреть свежие видео // Hi-Tech.Mail.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hi-tech.mail.ru/review/116899-tiktok-v-rossii/(дата обращения: 30.04.2025).
82. Visual content receives 94 percent more views than text-only marketing // PR Daily. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prdaily.com/visual-content- receives-94-percent-more-views-than-text-only-marketing/(дата обращения: 20.05.2025).
83. VK Клипы празднуют день рождения: просмотры коротких видео выросли в 7 раз за два года // Новости для прессы. ВКонтакте. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/press/clips-birthday-2022(дата обращения: 02.05.2025).
84. 10 форматов видеоконтента, которые стоит попробовать в 2023 году //
Press Feed. [Электронный ресурс]. URL: https://news.pressfeed.ru/10- formatov-videokontenta-kotorye-stoit-poprobovat-v-2023-godu/ (дата обращения: 30.04.2025).
85. 100+ Surprising Video Marketing Statistics You Should Know // Social Pilot.
[Электронный ресурс]. URL: https://www.socialpilot.co/blog/video-
marketing-statistics (дата обращения: 06.06.2025).