Опека и попечительство как одна из форм устройства детей в семью
|
АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ФОРМЫ
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ 11
1.1. Понятие и значение института опеки и попечительства 11
1.2. Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 17
2 УСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ 25
2.1. Порядок установления опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми 25
2.2. Основания прекращения опеки и попечительства 38
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА КАК ФОРМЫ
УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЮ 11
1.1. Понятие и значение института опеки и попечительства 11
1.2. Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми 17
2 УСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ 25
2.1. Порядок установления опеки и попечительства над
несовершеннолетними детьми 25
2.2. Основания прекращения опеки и попечительства 38
3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
Актуальность темы исследования определяется тем, что дети, подрастающее поколение - это будущее любого государства. Забота о гармоничном формировании юной личности ложится на плечи не только родителей, но и всего общества (детские сады, школы и проч.). Конечно, наиболее полно проявить заботу о ребенке могут только родители. Они заботятся не только об его материальном благополучии, но и его духовном и нравственном воспитании. Но, к сожалению, в современном мире ситуация такова, что не все дети имеют возможность воспитываться в кругу родных и близких ему людей. В последние десятилетия в стране прослеживается рост таких семей, которые не могут предоставить необходимые условия для содержания и воспитания ребенка. Не каждый родитель выполняет свои прямые обязанности по отношению к своему малышу. Это связано со многими причинами: алкогольная или наркотическая зависимость, простое нежелание заниматься ребенком. За несовершеннолетними гражданами России, которые остались без родительского попечения, осуществляет заботу и представляет его права специальные органы.
Вопрос о защите прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые по какой-либо причине остались без попечения родителей не теряет своей актуальности и с каждым годом проблема приобретает все более острую форму. Согласно статистическим данным, примерно 90% детей, заботу о которых осуществляют государственные или муниципальные органы, - социальные сироты, т.е. их родители живы, но лишены своих прав или не осуществляют обязанностей по отношению к ребенку.
Итак, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена следующими параметрами.
1. Конституция РФ (ст. 7, 38) предусматривает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства. В связи с чем правительством устанавливаются гарантии социальной защиты в виде пособий и проч. В соответствии с нестабильной социально-экономической, общественно-политической ситуацией в стране следует повышенное внимание уделять подрастающему поколению, которое станет полноправными гражданами РФ.
2. Опека и попечительство выступают как одна из форм устройства детей в семью. Что позволяет государству осуществлять защиту прав и интересов несовершеннолетних лиц, граждан России: предоставлять им возможность воспитываться в семье.
3. Россия - правовое государство. Поэтому его укрепление и повышение результативности правоприменения является одним из важных этапов развития страны. Рассматриваются новые законопроекты, вносятся предложения и изменения, в том числе и в область опеки и попечительства, институт которой относится к одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
Вопросам регулирования опеки и попечительства над
несовершеннолетними было уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов.
Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Э.А. Абашина, М.В. Антокольской, С.Н. Бондова, Я.Р. Веберса, М.В. Власовой, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойбарха, К.А. Граве, В.А. Грачевой, В.В. Залесского, О.Ю. Ильиной, Ю.А. Королева, П.В. Крашенинникова, С.А. Муратовой, В.П. Никитиной, Л.М. Пчелинцевой, О.А. Рузаковой, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Я.И. Функа, Е.А. Чефрановой, О.А. Хазовой и др.
Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах A.M. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой,
A.M. Нечаевой, С.В. Осиповой и др.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере опеки и попечительства над детьми как способ их устройства в семью.
Предмет данной выпускной квалификационной работы: совокупность правовых норм, регламентирующих и регулирующих основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение правового статуса субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей, выявление проблем правового регулирования и практики применения норм действующего законодательства по отношению к опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми , разработка рекомендаций по их разрешению.
Исходя из заявленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и значение института опеки и попечительства;
- исследовать источники правового регулирования опеки и попечительства над детьми;
- раскрыть субъектный состав правоотношения по опеке и попечительству;
- описать порядок установления опеки и попечительства;
- раскрыть основания, порядок и последствия прекращения опеки и попечительства;
- определить проблемы правоприменительной практики в области функционирования института опеки и попечительства;
- предложить пути решения проблем правоприменительной практики в области функционирования института опеки и попечительства.
Для написания работы были использованы как общенаучные методы (в частности диалектический, анализа и синтеза правовых норм, формальнологический), так и специальные (такие как системный, позволяющий рассмотреть объект исследования; формально-юридический метод для определения основных понятий, толкования их смысла, установления их признаков; метод сравнительно-правового анализа с целью сопоставления юридических понятий и норм).
Нормативно-правовая основа исследования. Законодательную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Кроме этого, в работе использовалась информация, предложенная в Федеральных законах «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Теоретическую основу данного исследования составили научные достижения в области гражданского права, гражданского процессуального права, семейного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Антокольской М.В., Ершовой Н.М., Кузнецовой И.М., Королева Ю.А., Нечаевой А.М., Суханова Е.А. и других ученых.
Эмпирическая база исследования. В качестве фактического материала использованы материалы судебной практики: постановления (о назначении наказания и т.п.) и определения (о передаче дела в органы, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ) Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Федерального Арбитражного Суда Уральского округа. Работа подготовлена на основе действующего законодательства, а именно Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также научной и учебной литературы.
Эмпирическую базу составляют материалы как опубликованной в официальных источниках, так и неопубликованной судебной практики Верховного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, относительно вопросов правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в рамках выпускной квалификационной работы был проведен комплексный анализ института опеки и попечительства в Российской Федерации. Данная работа может быть использована как теоретико-практическая база для дальнейших исследований вопроса, разработок путей решения проблемных вопросов, связанных с темой работы.
Практическая значимость - разработанные автором теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы с целью дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства, регламентирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Введение отражает актуальность исследования, его объект, предмет, цели, задачи, методы, а так же практическую значимость работы.
2. Первая глава отображает теоретический аспект вопроса: основные понятия и значения института опеки и попечительства, законодательную базу, на основании которой происходит правовое регулирование органов опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
2. Вторая глава раскрывает порядок установления опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком, рассматривает основания для прекращения опеки и попечительства на основании действующего законодательства.
3. Третья глава посвящена актуальным проблемам правоприменительной практики в области функционирования института опеки и попечительства на примерах судебной практики.
4. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по теме работы.
5. Список использованных источников.
Вопрос о защите прав и интересов детей-сирот и несовершеннолетних, которые по какой-либо причине остались без попечения родителей не теряет своей актуальности и с каждым годом проблема приобретает все более острую форму. Согласно статистическим данным, примерно 90% детей, заботу о которых осуществляют государственные или муниципальные органы, - социальные сироты, т.е. их родители живы, но лишены своих прав или не осуществляют обязанностей по отношению к ребенку.
Итак, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена следующими параметрами.
1. Конституция РФ (ст. 7, 38) предусматривает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства со стороны государства. В связи с чем правительством устанавливаются гарантии социальной защиты в виде пособий и проч. В соответствии с нестабильной социально-экономической, общественно-политической ситуацией в стране следует повышенное внимание уделять подрастающему поколению, которое станет полноправными гражданами РФ.
2. Опека и попечительство выступают как одна из форм устройства детей в семью. Что позволяет государству осуществлять защиту прав и интересов несовершеннолетних лиц, граждан России: предоставлять им возможность воспитываться в семье.
3. Россия - правовое государство. Поэтому его укрепление и повышение результативности правоприменения является одним из важных этапов развития страны. Рассматриваются новые законопроекты, вносятся предложения и изменения, в том числе и в область опеки и попечительства, институт которой относится к одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие опеки и попечительства широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного института в гражданско-правовых отношениях.
Вопросам регулирования опеки и попечительства над
несовершеннолетними было уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов.
Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Э.А. Абашина, М.В. Антокольской, С.Н. Бондова, Я.Р. Веберса, М.В. Власовой, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойбарха, К.А. Граве, В.А. Грачевой, В.В. Залесского, О.Ю. Ильиной, Ю.А. Королева, П.В. Крашенинникова, С.А. Муратовой, В.П. Никитиной, Л.М. Пчелинцевой, О.А. Рузаковой, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Я.И. Функа, Е.А. Чефрановой, О.А. Хазовой и др.
Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах A.M. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой,
A.M. Нечаевой, С.В. Осиповой и др.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в сфере опеки и попечительства над детьми как способ их устройства в семью.
Предмет данной выпускной квалификационной работы: совокупность правовых норм, регламентирующих и регулирующих основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей.
Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение правового статуса субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей, выявление проблем правового регулирования и практики применения норм действующего законодательства по отношению к опеке и попечительству над несовершеннолетними детьми , разработка рекомендаций по их разрешению.
Исходя из заявленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и значение института опеки и попечительства;
- исследовать источники правового регулирования опеки и попечительства над детьми;
- раскрыть субъектный состав правоотношения по опеке и попечительству;
- описать порядок установления опеки и попечительства;
- раскрыть основания, порядок и последствия прекращения опеки и попечительства;
- определить проблемы правоприменительной практики в области функционирования института опеки и попечительства;
- предложить пути решения проблем правоприменительной практики в области функционирования института опеки и попечительства.
Для написания работы были использованы как общенаучные методы (в частности диалектический, анализа и синтеза правовых норм, формальнологический), так и специальные (такие как системный, позволяющий рассмотреть объект исследования; формально-юридический метод для определения основных понятий, толкования их смысла, установления их признаков; метод сравнительно-правового анализа с целью сопоставления юридических понятий и норм).
Нормативно-правовая основа исследования. Законодательную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты. Кроме этого, в работе использовалась информация, предложенная в Федеральных законах «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Теоретическую основу данного исследования составили научные достижения в области гражданского права, гражданского процессуального права, семейного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Антокольской М.В., Ершовой Н.М., Кузнецовой И.М., Королева Ю.А., Нечаевой А.М., Суханова Е.А. и других ученых.
Эмпирическая база исследования. В качестве фактического материала использованы материалы судебной практики: постановления (о назначении наказания и т.п.) и определения (о передаче дела в органы, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ) Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Федерального Арбитражного Суда Уральского округа. Работа подготовлена на основе действующего законодательства, а именно Гражданского кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также научной и учебной литературы.
Эмпирическую базу составляют материалы как опубликованной в официальных источниках, так и неопубликованной судебной практики Верховного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, относительно вопросов правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в рамках выпускной квалификационной работы был проведен комплексный анализ института опеки и попечительства в Российской Федерации. Данная работа может быть использована как теоретико-практическая база для дальнейших исследований вопроса, разработок путей решения проблемных вопросов, связанных с темой работы.
Практическая значимость - разработанные автором теоретические положения и результаты исследования могут быть использованы с целью дальнейшего совершенствования норм действующего законодательства, регламентирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Введение отражает актуальность исследования, его объект, предмет, цели, задачи, методы, а так же практическую значимость работы.
2. Первая глава отображает теоретический аспект вопроса: основные понятия и значения института опеки и попечительства, законодательную базу, на основании которой происходит правовое регулирование органов опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
2. Вторая глава раскрывает порядок установления опеки или попечительства над несовершеннолетним ребенком, рассматривает основания для прекращения опеки и попечительства на основании действующего законодательства.
3. Третья глава посвящена актуальным проблемам правоприменительной практики в области функционирования института опеки и попечительства на примерах судебной практики.
4. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы по теме работы.
5. Список использованных источников.
В выпускной квалификационной работе представлено исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними, которые остались без родительского попечения, посредством которого государство исполняет обязательство по защите личных и имущественных интересов несовершеннолетних. Понятие указанного института, требования и задачи, поставленные перед органами опеки и попечительства, изложены в Гражданском кодексе РФ. Нормы, регламентирующие достижение целевых установок - обеспечение воспитания несовершеннолетних - описаны в Семейном кодексе РФ.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что проблемы и вопросы, требующие повышенного внимания, относящиеся к ситуации с детьми, оставшихся без попечения родителей, были на всех исторических уровнях развития института. Это обусловлено как со сложной системой самого института усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи, так и с внутренней направленностью политики каждого отдельно взятой страны на каком-либо этапе ее развития, а также установленном уровнем развития законодательства.
Актуальность этих проблем, которые стоят перед нашим государством, доказывает, что решение острых вопросов, связанных с устройством детей в семью, не требует отлагательств.
Стоит отдельно отметить, что нормы, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства в ГК РФ не отражены в отдельном разделе, а включаются в 3 главу - «Граждане (физические лица)», а сама процедура установления опеки и попечительства закреплена в нормах СК РФ. Частные вопросы, например, обеспечение государственных пособий, гарантии на трудовую деятельность, образование относятся к другим отраслям права. Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" впервые были унифицированы нормы об опеке и попечительстве, носящие межотраслевой характер. Для того чтобы осуществить системную организацию норм об опеке, ее разновидностях в одном нормативно-правовом акте, предлагается дополнить Закон «Об опеке и попечительстве», а из иных документов данный вопрос исключить.
Так же, на наш взгляд, разумным решением считается возможность закрепления предварительной опеки (попечительства). Данное положение имеет место, когда разговор идет о близких родственниках. По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
В современных условиях известно, что граждане, проявляющие желание усыновить ребенка, обращают внимание на детей, не достигших 1 года. Поэтому дети старшего возраста заранее поставлены в невыгодное положение и имеют меньше шансов обрести семью. Особенно это касается детей, имеющих заболевания психического или физического типа.
С целью устранения указанных недостатков, считаем необходимым предусмотреть ответственность должностных лиц за сокрытие сведений о безнадзорных детях, при этом внести изменения в ст. 5.36 КоАП РФ, дополнив п. 3 ст. 5.36 КоАП РФ следующим содержанием:
«Сокрытие руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления выявленных фактов нахождения безнадзорных детей на улицах, подвалах, чердаках, заброшенных домах и других местах влечет наложение на должностных лиц дисциплинарных взысканий, при неоднократном выявлении фактов сокрытия должностными лицами информации о безнадзорных детях влечет отстранения должностного лица от занимаемой должности на срок до 5 лет».
Статья 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве» гласит, что родители вправе передать в орган опеки и попечительства совместно написанное заявление с просьбой назначить их ребенку опекуна или попечителя на срок, в который родители по уважительным причинам не в состоянии выполнить обязанности, с указанием кандидата. В акте органа опеки и попечительства об установлении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан период действия полномочий опекуна или попечителя. Стоит сказать, что сама концепция возможности назначения опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по прошению их родителей практична и полезна, потому что допускает применение положения об опеке и попечительстве по волеизъявлению граждан РФ и мирным путем. Но, как показывает практика, здесь есть недочет.
Таким образом, предлагаем внести изменения в ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве», изложив ее п. 1 в следующей редакции: «Родители (или один из них при уважительном отсутствии другого) могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя».
Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено
ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
В то же время при установлении опекуна (попечителя) по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан акт об отказе в назначении может быть принят только тогда, когда такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка (ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Это означает, что в данной ситуации согласие опекуна (попечителя) не имеет значения.
На наш взгляд, с таким подходом нельзя согласиться, т.к. принудительное назначение опекуна (попечителя) определённо противоречит интересам подопечного ребенка. Исходя из этого, в ст. 11 нужно предусмотреть, что в прошении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) необходимо указывать не только конкретного гражданина - потенциального опекуна (попечителя), но и отмечено его согласие на это.
Предлагаем дополнить ч. 4 ст. 13 указанного закона следующей фразой: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие. К особенному классу детей, которые нуждаются в установлении опеки, относятся дети несовершеннолетних родителей. Нововведением законодательства обнаруживается установление оснований прекращения опеки такого вида. Наряду с применением общих оснований, опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении их родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Но проиллюстрированное положение идет вразрез со ст. 62 СК РФ, которая предоставляет право несовершеннолетним родителям самим реализовывать свои родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.
Предлагаем изложить ч. 2 ст. 29 в следующей редакции: «Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям,
предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста шестнадцати лет».
Из изученной литературы и приведённого исследования, становится очевидным, что в настоящее время у России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством используется некоторый финансовый интерес лица, изъявившего желание стать опекуном или попечителем. Кроме того, не наблюдается четкая определенность и закрепленность в законодательстве соответствующих мер надзора за действиями опекунов (попечителей), которые смогли бы гарантировать реализацию прав и интересов подопечных лиц. Следовательно, видится необходимость в унификации подхода к правовому статусу лиц, принимающих ребенка на воспитание. Она должна отражаться в легальном закреплении опеки (попечительства) как родового понятия и допущении существования отдельных видов опеки.
В нашей стране всегда поднимается острый вопрос, касаемый жилищной площади. Поэтому, зачастую, опекуны преследуют корыстный интерес, принимая ребенка под опеку. По нашему убеждению, законодатель должен предположить норму о выселении опекуна, которому разрешено проживание в жилом помещении, принадлежащем подопечному, в случае отстранения его от опеки.
Опекуны (попечители) должны проживать со своим подопечным. Когда ребенку исполняется 16 лет, то является возможным их раздельное проживание с согласия органов опеки и попечительства (ст. 36 ГК РФ) орган опеки и попечительства также имеет право позволить опекуну (попечителю), который добросовестно исполняет свои обязанности, безвозмездное пользование жилым помещением, принадлежащим подопечному, в том случае, если он удален от места жительства подопечного и в других особых случаях. К несчастью, закон не включает в себя положений о том, в качестве кого вселяется опекун (попечитель) к подопечному, имеет ли прав опекун после вселения вселить в жилое помещение, принадлежащее подопечному, своих несовершеннолетних детей и т.п.
Следует разделить мнение М.Н. Рахваловой о том, что при вселении опекуна (попечителя) к подопечному вселенный приобретает лишь временное право пользования жилым помещением на период опеки (попечительства). Поэтому прекращение опеки (попечительства) влечет и приостановление права опекуна (попечителя) на использование жилого помещения, принадлежащего подопечному.
Нужда в определении обязанности опекуна, который причинил вред жизни, здоровью ребенка, возместить ребенку моральный вред. Нанесенный детям вред обусловлен не только ущербом для физического или психического здоровья, но провоцирует задержку умственного развития.
Законодательством не урегулирована проблема причинения подопечному нравственного и морального вреда. Мы считаем, что нанесение ребенку в детстве психологической или физической травмы опекунами или попечителями не проходит бесследно, и влечет за собой долгий период реабилитации, требующий не только затрат душевных, но и материальных. Поэтому, по- нашему убеждению, в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» необходимо закрепить норму, которая предусматривала бы обязанность предъявления органами опеки и попечительства требования о возмещении ребенку морального вреда в ситуации жестокого обращения с детьми (как морального так и физического) опекунов (попечителей).
Предусмотрев норму о компенсации морального вреда ребенку в денежной форме, с одной стороны, будет обеспечена своевременность принятия мер и наиболее полная компенсация причиненного вреда, с другой стороны, будут предусмотрены варианты методов защиты прав ребенка, причем вероятность публичного вмешательства должна будет реализовываться до того, как ребенку был причинен значительный вред, и поправка ситуации чаще всего представляется невозможной.
Бесспорные преимущества опеки и попечительства для государства в силах послужить источников для широкого распространения в практической деятельности, но большинство детей , оставшихся без попечения родителей, до сих пор содержатся в специальных детских учреждениях. За неимением широкого распространения опеки и попечительства на практике связывается в большей степени с неудовлетворительной государственной поддержкой рассматриваемого социального института. Но последние трансформации в законодательстве способствуют изменению этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Улучшение государственности объективно ориентировано на необходимость главные изменений в системе российского права, включая и усовершенствование правового института опеки и попечительства, важность которого заключена в потребности компенсации недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что проблемы и вопросы, требующие повышенного внимания, относящиеся к ситуации с детьми, оставшихся без попечения родителей, были на всех исторических уровнях развития института. Это обусловлено как со сложной системой самого института усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи, так и с внутренней направленностью политики каждого отдельно взятой страны на каком-либо этапе ее развития, а также установленном уровнем развития законодательства.
Актуальность этих проблем, которые стоят перед нашим государством, доказывает, что решение острых вопросов, связанных с устройством детей в семью, не требует отлагательств.
Стоит отдельно отметить, что нормы, регулирующие деятельность органов опеки и попечительства в ГК РФ не отражены в отдельном разделе, а включаются в 3 главу - «Граждане (физические лица)», а сама процедура установления опеки и попечительства закреплена в нормах СК РФ. Частные вопросы, например, обеспечение государственных пособий, гарантии на трудовую деятельность, образование относятся к другим отраслям права. Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" впервые были унифицированы нормы об опеке и попечительстве, носящие межотраслевой характер. Для того чтобы осуществить системную организацию норм об опеке, ее разновидностях в одном нормативно-правовом акте, предлагается дополнить Закон «Об опеке и попечительстве», а из иных документов данный вопрос исключить.
Так же, на наш взгляд, разумным решением считается возможность закрепления предварительной опеки (попечительства). Данное положение имеет место, когда разговор идет о близких родственниках. По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
В современных условиях известно, что граждане, проявляющие желание усыновить ребенка, обращают внимание на детей, не достигших 1 года. Поэтому дети старшего возраста заранее поставлены в невыгодное положение и имеют меньше шансов обрести семью. Особенно это касается детей, имеющих заболевания психического или физического типа.
С целью устранения указанных недостатков, считаем необходимым предусмотреть ответственность должностных лиц за сокрытие сведений о безнадзорных детях, при этом внести изменения в ст. 5.36 КоАП РФ, дополнив п. 3 ст. 5.36 КоАП РФ следующим содержанием:
«Сокрытие руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления выявленных фактов нахождения безнадзорных детей на улицах, подвалах, чердаках, заброшенных домах и других местах влечет наложение на должностных лиц дисциплинарных взысканий, при неоднократном выявлении фактов сокрытия должностными лицами информации о безнадзорных детях влечет отстранения должностного лица от занимаемой должности на срок до 5 лет».
Статья 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве» гласит, что родители вправе передать в орган опеки и попечительства совместно написанное заявление с просьбой назначить их ребенку опекуна или попечителя на срок, в который родители по уважительным причинам не в состоянии выполнить обязанности, с указанием кандидата. В акте органа опеки и попечительства об установлении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан период действия полномочий опекуна или попечителя. Стоит сказать, что сама концепция возможности назначения опекунов и попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по прошению их родителей практична и полезна, потому что допускает применение положения об опеке и попечительстве по волеизъявлению граждан РФ и мирным путем. Но, как показывает практика, здесь есть недочет.
Таким образом, предлагаем внести изменения в ст. 13 ФЗ «Об опеке и попечительстве», изложив ее п. 1 в следующей редакции: «Родители (или один из них при уважительном отсутствии другого) могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя».
Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено
ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
В то же время при установлении опекуна (попечителя) по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан акт об отказе в назначении может быть принят только тогда, когда такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка (ч. 5 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Это означает, что в данной ситуации согласие опекуна (попечителя) не имеет значения.
На наш взгляд, с таким подходом нельзя согласиться, т.к. принудительное назначение опекуна (попечителя) определённо противоречит интересам подопечного ребенка. Исходя из этого, в ст. 11 нужно предусмотреть, что в прошении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) необходимо указывать не только конкретного гражданина - потенциального опекуна (попечителя), но и отмечено его согласие на это.
Предлагаем дополнить ч. 4 ст. 13 указанного закона следующей фразой: «В заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть отмечено согласие. К особенному классу детей, которые нуждаются в установлении опеки, относятся дети несовершеннолетних родителей. Нововведением законодательства обнаруживается установление оснований прекращения опеки такого вида. Наряду с применением общих оснований, опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по достижении их родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).
Но проиллюстрированное положение идет вразрез со ст. 62 СК РФ, которая предоставляет право несовершеннолетним родителям самим реализовывать свои родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.
Предлагаем изложить ч. 2 ст. 29 в следующей редакции: «Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям,
предусмотренным ч. 1 настоящей статьи, а также по достижении такими родителями возраста шестнадцати лет».
Из изученной литературы и приведённого исследования, становится очевидным, что в настоящее время у России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством используется некоторый финансовый интерес лица, изъявившего желание стать опекуном или попечителем. Кроме того, не наблюдается четкая определенность и закрепленность в законодательстве соответствующих мер надзора за действиями опекунов (попечителей), которые смогли бы гарантировать реализацию прав и интересов подопечных лиц. Следовательно, видится необходимость в унификации подхода к правовому статусу лиц, принимающих ребенка на воспитание. Она должна отражаться в легальном закреплении опеки (попечительства) как родового понятия и допущении существования отдельных видов опеки.
В нашей стране всегда поднимается острый вопрос, касаемый жилищной площади. Поэтому, зачастую, опекуны преследуют корыстный интерес, принимая ребенка под опеку. По нашему убеждению, законодатель должен предположить норму о выселении опекуна, которому разрешено проживание в жилом помещении, принадлежащем подопечному, в случае отстранения его от опеки.
Опекуны (попечители) должны проживать со своим подопечным. Когда ребенку исполняется 16 лет, то является возможным их раздельное проживание с согласия органов опеки и попечительства (ст. 36 ГК РФ) орган опеки и попечительства также имеет право позволить опекуну (попечителю), который добросовестно исполняет свои обязанности, безвозмездное пользование жилым помещением, принадлежащим подопечному, в том случае, если он удален от места жительства подопечного и в других особых случаях. К несчастью, закон не включает в себя положений о том, в качестве кого вселяется опекун (попечитель) к подопечному, имеет ли прав опекун после вселения вселить в жилое помещение, принадлежащее подопечному, своих несовершеннолетних детей и т.п.
Следует разделить мнение М.Н. Рахваловой о том, что при вселении опекуна (попечителя) к подопечному вселенный приобретает лишь временное право пользования жилым помещением на период опеки (попечительства). Поэтому прекращение опеки (попечительства) влечет и приостановление права опекуна (попечителя) на использование жилого помещения, принадлежащего подопечному.
Нужда в определении обязанности опекуна, который причинил вред жизни, здоровью ребенка, возместить ребенку моральный вред. Нанесенный детям вред обусловлен не только ущербом для физического или психического здоровья, но провоцирует задержку умственного развития.
Законодательством не урегулирована проблема причинения подопечному нравственного и морального вреда. Мы считаем, что нанесение ребенку в детстве психологической или физической травмы опекунами или попечителями не проходит бесследно, и влечет за собой долгий период реабилитации, требующий не только затрат душевных, но и материальных. Поэтому, по- нашему убеждению, в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» необходимо закрепить норму, которая предусматривала бы обязанность предъявления органами опеки и попечительства требования о возмещении ребенку морального вреда в ситуации жестокого обращения с детьми (как морального так и физического) опекунов (попечителей).
Предусмотрев норму о компенсации морального вреда ребенку в денежной форме, с одной стороны, будет обеспечена своевременность принятия мер и наиболее полная компенсация причиненного вреда, с другой стороны, будут предусмотрены варианты методов защиты прав ребенка, причем вероятность публичного вмешательства должна будет реализовываться до того, как ребенку был причинен значительный вред, и поправка ситуации чаще всего представляется невозможной.
Бесспорные преимущества опеки и попечительства для государства в силах послужить источников для широкого распространения в практической деятельности, но большинство детей , оставшихся без попечения родителей, до сих пор содержатся в специальных детских учреждениях. За неимением широкого распространения опеки и попечительства на практике связывается в большей степени с неудовлетворительной государственной поддержкой рассматриваемого социального института. Но последние трансформации в законодательстве способствуют изменению этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Улучшение государственности объективно ориентировано на необходимость главные изменений в системе российского права, включая и усовершенствование правового института опеки и попечительства, важность которого заключена в потребности компенсации недостающей или отсутствующей дееспособности у некоторых категорий граждан, защиту их прав и интересов.
Подобные работы
- Приемная семья как способ решения проблемы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Социальная помощь семьям с приемными детьми
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ КАК ФОРМА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Опека и попечительство в гражданском праве (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) ребенка
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 4910





