Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕОФШОРИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Работа №193936

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

финансы и кредит

Объем работы125
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
Глава 1. Методологические основы исследования содержания офшоризации и деофшоризации экономики 6
1.1. Понятие и сущность процессов офшоризации экономики 6
1.2. Основные принципы и инструменты деофшоризации экономики 24
Глава 2. Особенности экономических процессов в условиях офшоризации экономики 37
2.1. Модели поведения типичного микроэкономического субъекта использующего
офшорные механизмы 37
2.2. Процессы офшоризации российской экономики происходящие на макроуровне 47
Глава 3. Основы государственной политики и мероприятия по деофшоризации российской
экономики 83
3.1 Общесистемные меры по деофшоризации российской экономики в условиях цифровизации 83
3.2. Институциональные меры по деофшоризации российской экономики 89
Заключение 107
Список использованных источников и литературы 110

Актуальность темы исследования. Офшоризация экономики является реально существующим экономическим явлением, негативно сказывающимся на развитии общества и государства. Посредством использования различных офшорных механизмов субъекты предпринимательской и иной деятельности уклоняются от уплаты налогов, легализуют и скрывают преступные доходы, организовывают систему финансирования терроризма.
Так, по оценкам ОЭСР, потери государств, в результате действий ТНК по размыванию налогооблагаемой базы, составляют от 100 до 240 млрд. долл. США. В абсолютном значении указанная сумма составляет 4—10% общемировых сборов налога на прибыль. По данным МВФ, общий объем денежных средств, отмываемых во всем мире, составляет 2-5% мирового валового национального продукта. По данным ООН: «ежегодный объем взяток оценивается в 1 триллион долл. США. Мировая экономика теряет еще 2,6 триллиона долл. США в связи с коррупционной деятельностью. Эти средства составляют более пяти процентов глобального ВВП» .
Потребность в деофшоризации экономики также подчеркивается на государственном уровне. Так, президент Российской Федерации В.В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации указал, что: «нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики. Поручаю Правительству внести _ _ _ „4 соответствующие комплексные предложения по этому вопросу»
С теоретической точки зрения, настоящее исследования является актуальным также потому, что на текущий момент отсутствуют системно изложенные исследования посвященные, проблемам офшоризации экономики. Подавляющая часть работ рассматривающих процессы офшоризации экономики и механизмам по её деофшоризации, останавливаются лишь на отдельных аспектах проблемы. Монографии, посвященные указанной тематике, подвергаются устареванию, ввиду постоянного развития офшорных механизмов. Малоисследованным остается вопрос о влиянии факторов цифровизации экономики на механизмы офшоризации и деофшоризации.
Актуальность исследования так же заключается в том, что на текущий момент существует большое количество недавних публикаций ОЭСР, посвященных существу рассматриваемой проблемы. Вместе с тем, содержание данных публикаций изложено на иностранном языке, а соответственно идеи заложенные в указанных исследованиях, относительно медленно интегрируются в отечественную науку.
Таким образом, существует реальная потребность в исследовании офшорных явлений, а также выработке мер государственной политики, направленных на предотвращение и устранение негативных последствий вызванных офшоризацией экономики.
Объект исследования. Офшоризация российской экономики и ее экономические последствия.
Предмет исследования. Государственная политика по деофшоризации российской экономики.
Методология исследования. Методологическая основа диссертационного исследования с общефилософской точки зрения представлена методом материалистической диалектики, который предполагает всесторонний и объективный учет взаимосвязей изучаемого явления с иными явлениями действительности. Использовались такие общенаучные методы, как: анализ, синтез, дедукция, индукция, иные общенаучные методы. Активно использовались такие методы, как: экономикостатический метод, экономико-математический.
Теоретическую основу исследования. Составляют труды таких исследователей, как: А.М. Гринкевич, Н.П. Дементьев, И.А. Майбуров, И.А. Орешкин, Ю.А. Петров, Л.Н. Старженецкая, М.А. Халдин, Б.М. Хейфец и иных исследователей. Особое место в исследовании занимают публикации ОЭСР.
Эмпирическая база диссертационной работы. Эмпирическую базу настоящей работы, составляют данные официальной статистики Центрального банка Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы, а также данные межправительственных организаций: Организации
объединенных наций, Организации экономического содружества и развития, Всемирного банка, Японской организации содействия развитию внешней торговли и иных организаций.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является оценка степени офшоризации российской экономики и выработка направлений совершенствования государственной политики по деофшоризации российской экономики в условиях цифровизации. Для достижения поставленной цели, автором рассматриваются следующие задачи: раскрыть понятие офшоризации экономики; выработать принципы по деофшоризации экономики; рассмотреть особенности процессов офшоризации экономики на микро и макроуровне; определить пределы и возможные выгоды, последующие от деофшоризации экономики; проанализировать меры направленные на деофшоризацию экономики и направления их развития в условиях цифровизации.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка источников и использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате произведенного исследования такого экономического явления как офшоризация, были получены следующие выводы. Офшоризация экономики, есть результат стихийного поведения микроэкономических субъектов. Основной формой проявления процессов офшоризации являются потоки движения денежных средств из неофшорной экономики в офшорную. Основной причиной (предпосылкой) офшоризации экономики является несовершенство регулятивного воздействия государства - налоговой и правовой систем. Офшорные юрисдикции, несовершенная система СОИДН и иные структурные элементы офшорного механизма, являются лишь условиями существования офшоризации. В условиях глобализации и сопутствующих ей явлениях (в том числе и цифровизации) степень офшоризации экономики развивающихся государств является индикатором, свидетельствующим об эффективности реализуемой государственном политики в сфере экономики.
На основании полученных выводов об офшоризации, как экономическом явлении, была предпринята попытка выработать общие теоретические положение о деофшоризации экономики, как направления государственной политики.
Предлагается использовать следующую систему принципов, которыми следует руководствоваться при выработке и осуществлении мер государственной политики по деофшоризации экономики: последовательности; законности; справедливости; равенства; взаимного учета интересов личности, общества и государства; определенности; принцип поддержания доверия; эффективности; публичности.
На основании предметно-функциональной классификации общественных отношений, возникающих при реализации мер государственной политики в области деофшоризации экономики, было выработано авторское определение деофшоризации. Деофшоризация - это политика государства и межгосударственных образований, направленная на предотвращение и пресечение негативных явлений вытекающих из офшоризации экономики, а также по созданию специальных условий, направленных на стимулирование лиц воздержаться от подобного поведения или добровольно его прекратить.
Анализ поведения микроэкономического субъекта использующего офшорный механизм позволяет сделать вывод, что основными структурными элементами офшорного механизма являются: гибридные схемы несоответствия; сложные корпоративные структуры; уклонение от присвоения статуса постоянного представительства; механизмы трансфертного ценообразования; финансовые платежи, размывающие налогооблагаемую базу. При этом, наибольшим потенциалом в уклонении от уплаты налогов, налоговой оптимизации обладает именно микроэкономический субъект цифровой экономики ввиду особенностей прав интеллектуальной собственности, как актива приносящего доход.
На основании произведенного анализа статистических данных Всемирного банка, ЦБ РФ, а также Японской организации содействия развитию внешней торговли, автором были получены следующие выводы:
1. Степень офшоризации ПИИ РФ находится на крайне высоком уровне и в среднем по самым минимальным оценкам составляет 69%;
2. Ежегодно через офшорные юрисдикции проходят денежные потоки, составляющие от 0,95% до 2,4% ВВП РФ;
3. Подавляющая часть денежных потоков, в том числе и приходящиеся на неофшорные государства являются репатриированными;
4. Анализ ПИИ по отдельным инструментам (УК, РЕ) показывает, что у рассматриваемых ПИИ в подавляющем количестве случаев отсутствует реальное содержание;
5. Ежегодные потери российской экономики от бегства капитала, вследствие офшоризации экономики составляют от 0,11% до 1,32% ВВП, без учета косвенных последствий деофшоризации. В совокупном значении, за период с 2007 под 2018 год, потери составили 4,38% ВВП.
6. Ежегодные потери российского бюджета от неуплаты налогов, вследствие офшоризации экономики составляют в относительном выражении от 0,19% до 0,48% ВВП.
В части общесистемных мер, политика Российской Федерации по деофшоризации национальной экономики, может быть реализована посредством:
1. Существенного установления льготного налогового режима в отношении «цифровых налогоплательщиков»;
2. Создание признаваемой государством биржи криптовалюты .
При этом в долгосрочном периоде, указываемые налоговые льготы, будут только способствовать увеличению объемов налоговых поступлений. Указанные общесистемные мероприятия могут быть проведены в относительно короткие сроки.
Реализуемые государством институциональные меры государственной политики, направленные на предотвращении размывания налогооблагаемой базы: вносимые изменения в СОИДН, правила КИК, развитие систем автоматического обмена финансовой информации и финансовой информации по запросу - в целом являются мерами эффективными.
Вместе с тем, в целях устранения существующих недостатков институциональных мер, автором предлагается осуществить следующие мероприятия:
1. поставить вопрос о реализации всеми странами участницами ЕАЭС мероприятий плана BEPS, при этом проводимые странами-участницами мероприятия желательно должны быть гармонизированы: реализуемые меры по своему содержанию должны быть примерно одинаковыми. На текущий момент, не реализуют данные меры такие государства, как Беларусь, Таджикистан, Киргизия.
2. На уровне G20 и ОЭСР необходимо поставить вопрос об установлении более высокого стандарта о внесении изменений в СОИДН в рамках Многостороннего инструмента. Поскольку, офшорными юрисдикциями в подавляющем числе случаев реализуется минимально возможный стандарт.
3. Возобновить переговоры с США о заключении межправительственного соглашения в рамках FATCA.
4. Установить в отношении офшорных государств, уклоняющихся от обмена финансовой информацией режим, аналогично установленный FATCA.
Несмотря на успехи Российской Федерации в области противодействия уклонения от уплаты налогов. В условиях становления цифровой экономики, единственно возможным способом преодолеть негативные процессы по офшоризации является проведение общесистемной реформы.


1. Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года [Электронный ресурс] // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та.
2. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 декабря 1988 года [Электронный ресурс] // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения [Электронный ресурс]: федер. закон от 01 мая 2019 N 79-ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. О международных компаниях [Электронный ресурс]: федер. закон от 03 августа 2018 N 290-ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края [Электронный ресурс]: федер. закон от 03 августа 2018 N 291-ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными
гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 N 173-ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф.
- М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам [Электронный ресурс] : федер. закон от 04 ноября 2014 N 325-ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 2014 № 376 -ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О ратификации многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения [Электронный ресурс]: федер. закон от 01 мая 2019 N 79-ФЗ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих
обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией [Электронный ресурс]: приказ ФНС России от 04 декабря 2018 N ММВ-7-17/786@ // СПС
КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. О ратификации и опубликовании многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014 [Электронный ресурс]: письмо ФНС России от 24 мая 2018 N ОА-4-17/9891@) // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Обзор судебных споров по вопросам применения положений международных налоговых договоров и злоупотребления законодательством при трансграничных операциях [Электронный ресурс]: письмо ФНС России от 06 мая 2019 N СА-4-7/8448@ // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих
льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н // СПС
КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О вступлении в силу многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года [Электронный ресурс]: информационное сообщение Минфина России от 24 июня 2019 г. // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Решения Конституционного Суда РФ
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. № 1-П [Электронный ресурс] // СПС КонсультанПлюс. - Версия Проф. - М., 2019. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том.гос. ун-та...120


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ