РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ СНОУБОРДИСТОВ В ДИСЦИПЛИНЕ СНОУБОРД-КРОСС
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1 Характеристика координационных способностей 6
1.2 Средства и методы развития координационных способностей 9
1.3 Основные ведущие качества сноубордистов 16
1.4 Особенности развития координации в сноуборде 22
1.5 Методические особенности «круговой тренировки» в спорте 27
1.6 Методы воспитания координационных способностей сноубордистов подростков ...35
РЕЗЮМЕ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИСЛЕДОВАНИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СНОУБОРДИСТОВ 13-14 ЛЕТ 44
3.1 Содержание комплекса координационных способностей сноубордистов 13-14 лет..44
3.2 Результаты тестирования координационных способностей 49
3.2 Результаты тестирования контрольных стартов 51
3.3 Результаты преодоления различных участков трасс 52
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1 Характеристика координационных способностей 6
1.2 Средства и методы развития координационных способностей 9
1.3 Основные ведущие качества сноубордистов 16
1.4 Особенности развития координации в сноуборде 22
1.5 Методические особенности «круговой тренировки» в спорте 27
1.6 Методы воспитания координационных способностей сноубордистов подростков ...35
РЕЗЮМЕ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 40
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОГО ИСЛЕДОВАНИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СНОУБОРДИСТОВ 13-14 ЛЕТ 44
3.1 Содержание комплекса координационных способностей сноубордистов 13-14 лет..44
3.2 Результаты тестирования координационных способностей 49
3.2 Результаты тестирования контрольных стартов 51
3.3 Результаты преодоления различных участков трасс 52
ВЫВОДЫ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Актуальность. Сноуборд-кросс, также известный как бордеркросс, является дисциплиной сноубординга, в которой одновременно соревнуются от четырёх до шести спортсменов. Основной задачей участников является прохождение сложной трассы и достижение финишной черты первым, демонстрируя при этом высокий уровень техники и мастерства. В 2006 году сноуборд-кросс официально вошёл в программу Олимпийских игр и впервые был представлен на Олимпиаде в итальянском Турине.
Трассы для сноуборд-кросса обычно довольно узкие и включают в себя повороты, различные виды трамплинов, ролы, спуски, крутые и плоские участки, призванные проверить способность спортсменов сохранять контроль и поддерживать максимальную скорость. Нередки случаи, когда атлеты сталкиваются друг с другом сразу со старта гонки. Кроме того, трассы сноуборд-кросса имеют общие черты с трассами мотокросса, отсюда и схожесть названий каждого вида спорта.
Сноубординг относится к сложно координационным видам спорта и значение координационных способностей для занятий сноубордом неоспоримо. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями [2].
Основной проблемой при подготовке спортсменов, занимающихся различными видами сноуборда, является недостаточная научная разработанность вопросов организации учебно-тренировочного процесса, а для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки, с применением новых подходов и методов. Одним из таких подходов является разработка комплекса упражнений по развитию специальных координационных способностей спортсменов 3
сноубордистов на всех этапах многолетней подготовки на основе кругового метода.
Г.И. Иванов (2012) отмечает, что когда борьба на трассе соревнований идет за десятые и сотые доли секунды, высокоразвитая способность координации движений имеет исключительно важное значение, так как малейшая неточность в действиях спортсмена, а тем более падение приводят к потере драгоценного времени [21].
Опираясь на труды В.П. Афанасьева (2011) и Н.И. Лисовской (2010), можно сказать о том, что сноубордист должен иметь способность трансформировать новые, все необходимые формы движения в высшую степень, необходимую для достижения наивысшего спортивного результата. Для этого необходимо постоянное обновление доступных программ по физической подготовке [4; 30].
Поэтому повышение уровня развития координационных способностей помимо физических качеств является актуальной задачей тренировочного процесса в сноуборде. Возраст 13-14 лет является сенситивным и ответственным периодом в формировании двигательной координации юных сноубордистов.
Цель исследования - создать комплекс упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику координационным способностям и закономерности их развития у сноубордистов.
2. Выявить основные ведущие физические качества сноубордистов.
3. Разработать экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет и оценить его эффективность.
Объект исследования - тренировочный процесс сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс.
Предмет исследования - развитие координационных способностей у сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс на основе кругового метода.
Гипотеза исследования - применение экспериментального комплекса упражнений на основе круговой тренировки повысит показатели координационных способностей и специфических двигательных проявлений сноубордистов 13-14 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Структура и объем: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников; содержит 62 страниц текстового документа, 47 литературных источников, 5 таблиц, 6 рисунков и 1 приложение.
Трассы для сноуборд-кросса обычно довольно узкие и включают в себя повороты, различные виды трамплинов, ролы, спуски, крутые и плоские участки, призванные проверить способность спортсменов сохранять контроль и поддерживать максимальную скорость. Нередки случаи, когда атлеты сталкиваются друг с другом сразу со старта гонки. Кроме того, трассы сноуборд-кросса имеют общие черты с трассами мотокросса, отсюда и схожесть названий каждого вида спорта.
Сноубординг относится к сложно координационным видам спорта и значение координационных способностей для занятий сноубордом неоспоримо. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска оптимальных путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями [2].
Основной проблемой при подготовке спортсменов, занимающихся различными видами сноуборда, является недостаточная научная разработанность вопросов организации учебно-тренировочного процесса, а для успешной подготовки спортсменов требуются качественно организованные тренировки, с применением новых подходов и методов. Одним из таких подходов является разработка комплекса упражнений по развитию специальных координационных способностей спортсменов 3
сноубордистов на всех этапах многолетней подготовки на основе кругового метода.
Г.И. Иванов (2012) отмечает, что когда борьба на трассе соревнований идет за десятые и сотые доли секунды, высокоразвитая способность координации движений имеет исключительно важное значение, так как малейшая неточность в действиях спортсмена, а тем более падение приводят к потере драгоценного времени [21].
Опираясь на труды В.П. Афанасьева (2011) и Н.И. Лисовской (2010), можно сказать о том, что сноубордист должен иметь способность трансформировать новые, все необходимые формы движения в высшую степень, необходимую для достижения наивысшего спортивного результата. Для этого необходимо постоянное обновление доступных программ по физической подготовке [4; 30].
Поэтому повышение уровня развития координационных способностей помимо физических качеств является актуальной задачей тренировочного процесса в сноуборде. Возраст 13-14 лет является сенситивным и ответственным периодом в формировании двигательной координации юных сноубордистов.
Цель исследования - создать комплекс упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику координационным способностям и закономерности их развития у сноубордистов.
2. Выявить основные ведущие физические качества сноубордистов.
3. Разработать экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет и оценить его эффективность.
Объект исследования - тренировочный процесс сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс.
Предмет исследования - развитие координационных способностей у сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс на основе кругового метода.
Гипотеза исследования - применение экспериментального комплекса упражнений на основе круговой тренировки повысит показатели координационных способностей и специфических двигательных проявлений сноубордистов 13-14 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод контрольных испытаний, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Структура и объем: работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников; содержит 62 страниц текстового документа, 47 литературных источников, 5 таблиц, 6 рисунков и 1 приложение.
1. Анализ литературы позволил определить теоретические основы исследования и выявить пробелы в существующих знаниях о развитии координационных способностей у сноубордистов. Контрольные испытания и педагогический эксперимент дали возможность на практике оценить эффективность разработанного комплекса упражнений, а математическая статистика обеспечила достоверность и объективность полученных результатов.
2. Цели и задачи исследования были успешно достигнуты. Основная цель заключалась в создании комплекса упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс. Задачи исследования включали характеристику координационных способностей, выявление ведущих физических качеств сноубордистов, а также разработку и оценку эффективности экспериментального комплекса упражнений. Все поставленные задачи были выполнены, что подтверждает правильность выбранного направления и методов исследования.
3. Результаты нашего исследования показали, что применение экспериментального комплекса упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет эффективно (p<0,05). Это подтверждается результатами тестирования, контрольных стартов, контрольных испытаний по преодолению различных участков трассы и препятствий.
Показатели ЭГ достоверно выше в контрольных испытаниях:
- в тесте «челночный бег» (3 по 10 м) прирост ЭГ - 13,6%, прирост КГ - 0,3%;
- в тесте «три кувырка вперед» прирост ЭГ - 9,2%, прирост КГ - 0,7%;
- в тесте «балансирование на скамье» прирост ЭГ - 17,7%, прирост КГ - 0,5%.
Показатели экспериментальной группы достоверно выше в контрольных стартах:
- в старте «слалом» на 9%;
- в старте «слалом-гигант» на 8%;
- в старте «сноуборд-кросс» на 13,8%.
Показатели экспериментальной группы достоверно выше в преодолении различных участков трасс и препятствий:
- на участке «старт секция» на 14,5%;
- на участке «ролл секция» на 12,7%;
- на участке «трамплин» на 17,2%.
В контрольной группе достоверных изменений не выявлено.
Эти данные свидетельствуют о том, что экспериментальный комплекс упражнений способствует значительному улучшению спортивных показателей у сноубордистов.
2. Цели и задачи исследования были успешно достигнуты. Основная цель заключалась в создании комплекса упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет в дисциплине сноуборд-кросс. Задачи исследования включали характеристику координационных способностей, выявление ведущих физических качеств сноубордистов, а также разработку и оценку эффективности экспериментального комплекса упражнений. Все поставленные задачи были выполнены, что подтверждает правильность выбранного направления и методов исследования.
3. Результаты нашего исследования показали, что применение экспериментального комплекса упражнений для развития координационных способностей сноубордистов 13-14 лет эффективно (p<0,05). Это подтверждается результатами тестирования, контрольных стартов, контрольных испытаний по преодолению различных участков трассы и препятствий.
Показатели ЭГ достоверно выше в контрольных испытаниях:
- в тесте «челночный бег» (3 по 10 м) прирост ЭГ - 13,6%, прирост КГ - 0,3%;
- в тесте «три кувырка вперед» прирост ЭГ - 9,2%, прирост КГ - 0,7%;
- в тесте «балансирование на скамье» прирост ЭГ - 17,7%, прирост КГ - 0,5%.
Показатели экспериментальной группы достоверно выше в контрольных стартах:
- в старте «слалом» на 9%;
- в старте «слалом-гигант» на 8%;
- в старте «сноуборд-кросс» на 13,8%.
Показатели экспериментальной группы достоверно выше в преодолении различных участков трасс и препятствий:
- на участке «старт секция» на 14,5%;
- на участке «ролл секция» на 12,7%;
- на участке «трамплин» на 17,2%.
В контрольной группе достоверных изменений не выявлено.
Эти данные свидетельствуют о том, что экспериментальный комплекс упражнений способствует значительному улучшению спортивных показателей у сноубордистов.





