🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Работа №193928

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы103
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Теоретические аспекты разработки стратегии развития организации 6
1.1. Содержание стратегии и ее значение для развития предприятия 6
1.2. Виды стратегий развития предприятия 8
1.3. Инструменты и методы обоснования стратегии развития предприятия 17
2. Практические аспекты разработки стратегии развития предприятий молочной
промышленности 30
2.1. Этапы разработки и реализации стратегии развития организации 30
2.2. Анализ факторов внутренней и внешней среды предприятий молочной
промышленности 35
2.3. Общая характеристика рынка молочной продукции 44
3. Разработка стратегии развития предприятия молочной промышленности 54
3.1. Формирование стратегических показателей 54
3.2. Выбор стратегии развития и ее обоснование 59
3.3. Разработка комплекса мероприятий по реализации стратегических изменений на
предприятии ООО «Деревенское молочко» 66
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Приложение А. Матрица PEST-анализ ООО «Деревенское молочко» 84

В условиях современных рыночных отношений происходят чрезвычайно быстрые изменения в сфере российского предпринимательства, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, которые, в свою очередь, обуславливают возрастание важности использования методов стратегического менеджмента в деятельности организаций. У любого предприятия, независимо от среды его «обитания», можно обнаружить определенную стратегию производственно-коммерческой деятельности. Она проявляется в подходах к принятию решений, затрагивающих жизненные интересы данного предприятия, в порядке распределения ресурсов, в системе производственно-коммерческих приоритетов, в принципах, на которых строится разрешение конфликтных ситуациях.
Стратегия - это образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения производственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале. Такой образ действий складывается в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обуславливающих обстоятельства места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего) действия.
Разработка системы принципов, правил и приоритетов, определяющих образ действий производственно-коммерческой организации, составляет суть стратегического планирования. В этой связи исследования в области повышения конкурентных преимуществ молокоперерабатывающих предприятий становятся весьма актуальными, поскольку позволяют по-новому взглянуть на проблемы конкурентоспособности на рынке молочной продукции и роль стратегического управления в ее обеспечении.
На сегодняшний день, уровень конкуренции в молочной отрасли оценивается как средний. С целью удержания существующих позиций на рынке компаниям необходимо внедрять конкурентные стратегии и производить конкурентоспособные продукты, выпуск которых позволит также сократить влияние со стороны импортных производителей и обеспечить продовольственную безопасность России. Молоко и молочные продукты занимают значительную долю в покупательской корзине, их потребление оценивается в 16% от всех видов продуктов. На рынке молочной продукции представлены различные торговые марки как местных, так и национальных производителей. В Томской области, согласно анализу базы данных «СПАРК», на 2019 год насчитывается 308 предприятий, осуществляющих производство пищевых продуктов, среди них можно выделить 2 крупные компании производящие молоко и молочные продукты - ООО «Деревенское молочко» и ООО «Томское молоко».
Степень разработанности проблемы исследования.
В зарубежной практике проработаны вопросы, связанные со стратегическим управлением, накоплен богатый теоретический и практический опыт в применении стратегического управления на предприятии таких ученых, как: И. Ансофф, М.Портер, А. Стрикленд, А. Томпсон, А. Чандлер и другие.
Среди отечественных ученых проблемы стратегического управления рассматривались в работах таких ученых, как: О.С. Виханский, В.Н. Глумаков, Н.И. Малышева, Л.Г. Зайцева, М.И. Соколова и другие.
Целью работы является разработка стратегических направлений развития и практических рекомендаций по формированию стратегии развития предприятий молочной промышленности.
В соответствии с поставленной целью в работе были выделены и решены следующие задачи:
- раскрыто содержание понятия «стратегия развития» организации и их классификации;
- предложены методические подходы к исследованию стратегии предприятия;
- исследовано состояние рынка молочной продукции России и Томской области;
- проведен анализ конкурентной среды ООО «Деревенское молочко» и потребительских предпочтений покупателей молочной продукции;
- предложены мероприятия по актуализации стратегии ООО «Деревенское молочко».
Объект исследования - деятельность предприятий молочной промышленности.
Предмет исследования - методические подходы разработки стратегии развития предприятия.
Методами исследования данной работы является изучение учебной и научной литературы, пособий и журнальных статей по теоретическим и практическим проблемам данной темы, метод статистических данных и методы стратегического анализа: PEST- анализ (анализ внешней среды), анализ внутренней среды, SWOT-анализ.
Элемент научного вклада выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации): обоснована необходимость формирования стратегии развития для
предприятий молочной промышленности, предложена стратегия развития и мероприятия по ее внедрению на предприятии ООО «Деревенское молочко».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных результатов по управлению стратегией на основе анализа конкурентных преимуществ организации ООО «Деревенское молочко» в виде рекомендаций, направленных на формирование и актуализацию стратегии развития предприятия.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило актуальность и востребованность темы выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), которая обусловлена необходимостью анализе существующих принципов и методов формирования стратегии предприятия, функционирующего в условиях высококонкурентного рынка, и разработке на основе этого анализа рекомендаций по стратегическому развитию конкретного предприятия молочной промышленности.
В ходе данного исследования обосновано, что спектр стратегий, используемых организациями в процессе их деятельности, достаточно разнообразен. При этом жесткая конкуренция в бизнесе вынуждает, представленные в нем организации разнообразить стратегии их развития и ведения конкурентной борьбы. Как показывает практика, чаще всего побеждает та организация, которой удалось выбрать эффективную стратегию развития, соответствующую как изменениям внешней среды ее функционирования, так и собственным внутренним возможностям. Выбор стратегии, ведущей к успеху, требует профессионального владения технологиями стратегического управления. Только совершенное владение ими позволяет находить подчас единственно верные стратегии развития организации, обеспечивая тем самым возможность их успешной реализации.
В результате анализа отечественного и зарубежного опыта выявлено, что разработка стратегии предприятия требует выполнения нескольких этапов, каждый из которых имеет важное значение для формирования общей эффективной стратегии. стратегии предусматривает анализ внешней среды функционирования предприятия и его производственно-технических возможностей. Важность данного этапа стратегии заключается в том, что понимание среды функционирования, возможных рисков внешнего и внутреннего характера, оценка негативных факторов внешней и внутренней среды являются основой для разработки возможных направлений развития и выбора оптимальных инструментов управления предприятием.
С этой целью проводятся исследования рынка функционирования предприятия и дается оценка тенденций его развития, а также проводится анализ производственнотехнических возможностей предприятия, его конкурентоспособности, проводится поиск возможных внутренних резервов повышения эффективности деятельности и ресурсов. Важным аспектом данного этапа также является исследование внешней среды функционирования, что позволяет обобщить факторы, которые могут оказать различное влияние на эффективность реализации стратегии. Итогом первого этапа разработки стратегии является обобщение информации о текущем состоянии внешней среды функционирования предприятия, уровня его конкурентоспособности, и определить наиболее вероятные направления его дальнейшего развития.
Автором работы была разработана методика исследования системы стратегического управления на предприятии, включающая следующие методы исследования: метод изучения документации, метод определения терминов, метод постановки проблемы, SWOT и PEST анализ, позволившие провести комплексный анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятий молочной промышленности.
В рамках научного исследования была проанализирована деятельность ООО «Деревенское молочко», в результате чего анализ деятельности компании с точки зрения структуры способностей показал, что способность выполнять отдельные задачи (такие как выполнение стандартных заказов, работа с претензиями, документооборот и т.д.) получается у сотрудников очень успешно, является стандартным навыком и за годы работы можно сказать «отточен».
Опыт открытия производства молочных продуктов и его стабильная работа в период высокого уровня конкуренции является безусловным положительным фактором при начале нового проекта. Текущая ситуация будет отличаться сниженным спросом в связи с низкой покупательной способностью и ежегодно возрастающей конкуренцией в связи с развитием федеральных ритейлеров, а также пандемии, что стоит учитывать в дальнейшей работе на рынке.
Безусловно, в компании очень хорошо развиты так называемые специальные способности, поскольку основная доходность при работе с клиентом лежит в плоскости дополнительных услуг (помощь в коммуникации производителя и сетевого оператора, изготовление дополнительных документов, либо стандартных документов, но с учетом дополнительных требований и т.д.).
Анализируя функциональную способность, следует отметить, что она достаточно хорошо развита, это связано с тем, что компания успешно занимается продвижением в Томской области. ООО «Деревенское молочко» не обладает опытом работы в условиях жесткой многолетней конкуренции с мировыми молочными компаниями в ЦФО и СЗФО.
Оценивая динамические способности команды ООО «Деревенское молочко», необходимо отметить:
- наличие опыта гибкого реагирования на спрос (компания заняла нишу низкомаржинальных продуктов, ранее выпускаемых на мощностях DANONE, после введения эмбарго был открыт цех производства мягких сыров);
- умение эффективно работать со скоропортящейся продукцией;
- обеспечение хороших позиций продукции в рамках полочного пространства
Томской области и сопредельных регионов.
Для разработки рекомендаций для предприятия, автором работы были выявлены основные факторы и тенденции развития рынка молочной продукции в России в 2021 году:
1. Уровень доходов населения. С одной стороны, молочная продукция - социально значимая категория товаров. Люди пьют молоко и готовят из него регулярно и в довольно больших объемах. С другой стороны, товары этой категории быстро дорожают (за последние несколько лет в два раза), а доходы населения снижаются. На этом фоне сложно ожидать скачка потребительского спроса. Продажи «классических» товаров, например, из категории цельномолочная продукция, продолжают падать. Уверенный рост наблюдается в сегменте В2В. Реализация таких продуктов, как сухое молоко, сливочное масло и сыры, увеличивается за счет того, что производители перестали заменять молочный жир на растительный.
2. Увеличение себестоимости производства молока почти на 30% с 2020 года из-за роста издержек, которое не было компенсировано повышением отпускных цен, привело к падению доходности в отрасли. Девальвация рубля и удорожание импортных составляющих, повышение цен на корма, удобрения, упаковку, рост тарифов на электроэнергию с 2020 года привели к увеличению себестоимости производства сырого молока на 28%, а его переработки — на 14-16%. Резкий рост издержек не был компенсирован эквивалентным повышением цен на продукцию, поэтому участники рынка столкнулись со снижением доходности, в ряде случаев — с убытками, а некоторые были вынуждены остановить деятельность.
3. Усиление конкуренции за государственную поддержку. Объемы федеральной поддержки молочной отрасли пока не снижаются и остаются на уровне 35-36 миллиардов рублей в год, но эти средства сейчас распыляют по разным направлениям. И в результате предприятия не получают того объема помощи, как раньше.
4. Потенциал для развития отрасли в наращивании внутреннего потребления, но это возможно только при увеличении реальных доходов населения. Также росту производства будет способствовать изменение структуры потребления с переориентацией на сыры. Сейчас россияне в среднем потребляют 6,8 килограмма сыров и сырных продуктов в год.
Так, для предприятия ООО «Деревенское молочко» определенным противоречием при выходе на новые сегменты рынка может стать частое обращение к предыдущему опыту, который уже не актуален (высокая доля СТМ, консерватизм в выборе упаковочных решений). Компания ООО «Деревенское молочко» также обладает способностью к инновациям: старается следовать мировым трендам в молочной отрасли и развивает новую упаковку, что является хорошей способностью.
Исходя из потребностей СФО, планируемые к выпуску объемы производства питьевого молока и кефира являются крайне весомыми и потребуют маркетинговой стратегии, которая обеспечит «отстраивание» от конкурентов, при этом производство под СТМ безусловно будет иметь спрос с точки зрения объемов, но усилит уязвимость и зависимость от сети «Ярче».
Развитие в направлении производства твердых и полутвердых сыров - весьма перспективное решение, особенно при реализации плана изготовления сыра в евроблоках для дальнейшей фасовки в разнообразных видах нарезки (куски, слайсы, и прочие).
Менеджмент и акционеры ООО «Деревенское молочко» обладают многолетним опытом работы в пищевой отрасли и на профильном молочном рынке. Предприятие имеет успешный опыт работы с продукцией короткого срока годности. Позиционирование предприятия, как производителя качественных и натуральных продуктов, позволит развить направление «сыр» и «масло» в Томском регионе.
Таким образом, производство сыра, планируемого на территории Томской области, представляется наиболее перспективным с точки зрения внутренней потребности региона, а также импортозамещения в рамках России (ЦФО и СЗФО).
В связи с этим, в качестве приоритетной стратегии развития ООО «Деревенское молочко» предлагается стратегия роста, которая характеризуется высокими темпами наращивания объемов производства. В рамках данной стратегии можно выделить два направления развития, применительно к ООО «Деревенское молочко»:
1. Стратегия развития рынка, которая заключается в поиске новых рынков для уже предоставляемых услуг (старый товар - новый рынок);
2. Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта и его реализации на уже освоенном ею рынке (новый товар - старый рынок).
Для реализации этой стратегии перед предприятием следует поставить следующие стратегические цели развития:
- увеличение доли рынка в Томской области;
- освоение рынков сбыта в соседних областях.
Реализация стратегии роста приведет к повышению эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности, и как следствие укрепит позиции предприятия на рынке.


1. Абрамова Л.С., Дудко А.И. Разработка и реализация функциональных стратегий для предприятий молочной отрасли // Вектор экономики. - 2021. - №4. - С. 114.
2. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры : монография / В.А. Агафонов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 276 с.
3. Антипатров Ю.А. Разработка стратегии развития предприятия в условиях неопределенности // Вестник магистратуры. - 2018. - № 1-4 (64). - С. 56- 60.
4. Аппакова А.М., Хисматуллина А.М. Роль и значение экономического потенциала предприятия в достижении стратегических целей // Форум молодых ученых. - 2018. - № 10 (26). - С. 83-86.
5. Арбатская Е.А. Стратегия как инструмент управления
конкурентоспособностью предприятия // Бизнес. Образование. Право. - 2018. - № 4 (45). - С. 93-96.
6. Арефьев Н.В., Васильева И.В., Артемьева И.О., Марков А.К., Можаев Е.Е. Проблемы развития молочной отрасли и основные направления преодоления кризисной ситуации // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК - продукты здорового питания. - 2020. - № 2. - С. 33-43.
7. Асмарян А.А. Уровни создания стратегии для современных организаций. В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4 -х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. - 2018. - С. 40-43.
8. Афанасьев Е.В., Тю Л.В., Утенкова Т.И., Рудой Е.В., Слобожанин Д.М. Современное состояние и перспективы развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Сибирском федеральном округе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2018. - № 12. - С. 20-24.
9. Ахмедов Д.Т., Вдовина С.Д. Виды стратегий развития предприятия // Вестник современных исследований. - 2018. - № 9.4 (24). - С. 36-38.
10. Бакальская Е.В., Запара Е.А. Роль конкурентной стратегии в эффективном развитии предприятия // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. - № 3 (19). - С. 418- 422.
11. Буздалов И.Н., Тихонков К.С., Архипов А.И. Устойчивому развитию сельского хозяйства - новую стратегию аграрной политики // Горизонты экономики. - 2016. - № 4 (30). - С. 15-23.
12. Васина В.Н. Современные подходы к понятию и классификации стратегий развития в сельском хозяйстве // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 1. - № 8. - С. 7-9.
13. Васюхин О.В., Малашук Н.М., Бачу Е.Ф., Гурова Г.В. Элементы разработки стратегии развития // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 7 (29). - С. 157-163
14. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник [Текст] / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 656 с
15. Воробьева, И. П. Экономика и управление производством : учебное пособие для вузов / И. П. Воробьева, О. С. Селевич. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 191 с....100


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ