ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕОТРАДИЦИОНАЛИСТСКИХ ФОРМ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ (на примере фольклорно-этнографических коллективов г. Томска)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национального самосознания молодежи с опорой на неотрадиционалистские формы досуговой деятельности. 10
1.1. Формирование национального самосознания молодежи как междисциплинарная проблема. 10
1.2. Основные характеристики современных неотрадиционалистских
движений молодежи в современном мире на примере культурнодосуговой деятельности. 15
1.3. Специфика неотрадиционалистских форм культурно-досуговой деятельности. 24
Глава 2. Разработка программы «Формирование национального самосознания молодежи в условиях культурно -досуговой деятельности» на основе анализа тенденций возникновения новых неотрадиционалист- ских форм традиционной народной культуры в культурно -досуговой деятельности (на опыте г. Томска) 29
2.1. Особенности использования неотрадиционалистских форм куль
турно-досуговой деятельности на примере этно-фольклорных коллективов Арт-Проект «Васильев вечер», группа «Кантабрика» и студентов вузов г. Томска. 29
2.2. Анализ опыта использования неотрадиционалистских форм в культурно-досуговой деятельности этно-фольклорного коллектива ФЭА
«Пересек». 33
2.3. Обоснование Программы формирования национального самосознания молодежи через неотрадиционалистские формы культурно
досуговой деятельности. 45
Заключение 50
Список использованной литературы 54
Приложения 62
Динамизм современной жизни, расширение международных контактов наряду с развитием цифровых технологий, социальных сетей, скорость развития средств массовой информации ведут к формированию новой общечеловеческой культуры, вобравшей в себя мировые научные и технические достижения. Полагаясь на них, человечество строит объединенную цивилизацию будущего, идет по пути утверждения этнокультурных традиций и культуры межнациональных отношений, основанных на слиянии национальных и этнических ценностей. На современном этапе общественного развития на государственном уровне признается особое значение духовно-нравственных ценностей в социокультурном развитии современной молодежи. Эта тема достаточно злободневна в связи с неоднозначным отношением к самим этим предметам, которые формируют некое ядро гуманитарно-ценностного образования. В начале 90-х годов фигурировала идея, что школа должна давать информацию, но не воспитывать. Как таковой школы, не дающей воспитания, нет нигде. Комфортное существование общества возможно при наличии двух составляющих консенсусов, консенсусе о прошлом и консенсусе о будущем. Воспроизводство постоянной культурной преемственности позволяет обществу сохраняться. Одно из направлений удержания преемственности - это сохранение тех традиций, которые лежат в основе отечественной культуры. Следовательно, необходимо информирование, начиная с детского возраста, об истоках отечественной культуры, о ее развитии. Необходимо понимание в чем общность цивилизационного единства между сегодняшними и ушедшими поколениями. Таким образом такое знание должно сформировать сознательного активного гражданина, способного не только понимать истоки своей идентичности, но и толерантно относиться к представителям других традиций. Традиционная народная культура содержит в себе большую информативность по многим внутренним вопросам человека. Исходя из своих представлений, человеку свойственно (задаваться вопросом) о своей принадлежности роду, нации, религии, социуму, профессиональной направленности. Личность отдельного человека во многом определяет память. То же можно сказать о роде и народе в целом. Сохранение национальных традиций есть сохранение памяти самого народа. Народ без корней, без национальной культуры по сути народом не является, легко побеждаем и истребим. Поэтому так важно было сохранение корней, почитание родословной. Семья, родители являются той базовой средой, которая определяет выбор и привлекательность уклада жизни, ценностей, что формирует мировоззрение.
Очень важны способы передачи традиционной национальной культуры. Одним из ключевых элементов национальной культуры является национальное самосознание.
Существование традиционной культуры в новых условиях выступает в форме этнокультурного неотрадиционализма. Его возникновение является плодом модернизации, демонстрирует возможности достойно участвовать в глобальном диалоге культур на основе эффективного использования потенциала национальных традиций. [40]
Краткий анализ степени изученности
Тема социокультурного неотрадиционализма является междисциплинарной, находится на стыке таких сфер знания, как социальная философия, этнография, этнология, культурология и ряда других наук, так или иначе затрагивающих проблематику трансляции и трансформации традиций.
Популярность тема традиции в отечественных гуманитарных науках приобрела еще в 60-80е годы прошлого века, когда было разработано несколько фундаментальных концепций традиции (И. Суханов, В. Плахов, Э.С. Маркарян, К.В. Чистов, В.Б. Власова).
В 90-е гг. ХХ века происходит новый всплеск интереса к традиции, ее социокультурным функциям, социальной нише традиции в России. Этот интерес был вызван стремлением к переосмыслению философско-культурного наследия, потребностью в анализе той стадии общественного развития, когда традиция как социокультурный феномен возникает в результате человеческой деятельности, связанной со способом смысловых поисков. В этот период традиция исследуется как историко-философский феномен (Д.М. Володихин, С.В. Алексеев, К.С. Бенедиктов, Н.В. Иртенина, В.М. Каиров), как объект гуманитарного познания (И. А. Быченкова, Л. С. Сычева, А. В. Мурахта- нов, Т.Л. Воротилина). К наиболее значимым работам этого периода, посвященным анализу связки «традиция-культура», можно отнести работы Ю.М. Лотмана, М.К. Петрова, Ю.В. Бромлея, Л.Г. Ионина.
Традиция исследовалась в герменевтике, психоанализе, структурализме, экзистенциализме, философии науки.
Исследование неотрадиционализма представляется наиболее эффективным в рамках социокультурного подхода, автором которого является П.А. Сорокин. В современном отечественном гуманитарном знании в рамках данной парадигмы работают Н.И. Лапин, С. Г. Кирдина, А.С. Ахиезер.
Немало работ различных авторов посвящены также конкретным вопросам национального самосознания: это труды И. Ильина, П. Кушнера, В. Козлова, И. Потехина и многих других. В серии исследований приводятся эмпирические данные об изменениях, происходящих в молодежной среде и новом ценностном запросе, который формируется у молодежи под влиянием множества политических, экономических, социальных факторов (Б.А. Ручкин, Е.А. Гришина, Н.А. Серикова).
В целом, в исследовательской литературе проанализированы различные проблемы, так или иначе связанные с тематикой традиционализма и неотрадиционализма, однако не существует анализа социокультурного неотрадиционализма как целостного социального феномена.
Раскрытию различные аспектов формирования национального самосознания человека, в которых обоснована социально-педагогическая сущность общественных объединений, посвящены исследования российских и зарубежных философов, социологов, педагогов.
В России в XIX - XX вв. пристальное внимание вопросам поиска нравственности и духовности, выработки национального самосознания народа было уделено в теоретическом наследии И.С. Аксакова, К.С. Аксакова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева,
П.А. Сорокина, Е.Н. Трубецкого, ГЛ. Федотова, П.А. Флоренского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, Л.И. Шестова и др.
В контексте культурно-исторической психологии сознания проблемы формирования национального сознания рассматривались в трудах выдающихся психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. Развитие духовных основ русской культуры можно проследить в работах И.А. Ильина, Н.Н. Блонского, Г.Ф. Каитерева, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского,
СТ. Шацкого и др.
Большое значение для исследования социально -культурной деятельности по формированию ценностных ориентаций молодёжи в сфере досуга имеют работы Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, А.А. Бодалева, Б.С. Ерасова, С.Н. Иконниковой, Ю.В. Китова, В.Т. Лисовского, А.П. Маркова, Б.Г. Мосалёва, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Э.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Я. Суртаева, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и др.
Особое значение мы придаем работам Т.И. Баклановой, Е.В. Великановой, Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой,, А.С. Каргина, Е.В. Литовкина, А.Ю. Любомудровой, Е.Ю. Стрельцовой и др., в которых раскрыты особенности развития традиционной народной культуры и основы возрождения национально-культурных традиций.
Таким образом, изучению русского самосознания посвящено значительное число работ, авторы которых с разных позиций рассматривали данный феномен. Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, обширный научный и практический опыт, проблема формирования национального самосознания молодежи остается далекой от своего окончательного завершения; здесь имеются широкие перспективы для дальнейших исследований.
Противоречие между актуальностью формирования национального самосознания современной молодежи и образовательными возможностями решения этой проблемы.
Объект исследования - процесс формирования национального самосознания современной молодежи.
Предмет исследования - образовательные возможности неотрадицио- налистских форм культурно-досуговой деятельности в формировании национального самосознания современной молодежи.
Цель
Выявить образовательные возможности неотрадиционалистских форм культурно-досуговой деятельности в формировании национального самосознания современной молодежи.
Гипотеза
Процесс формирования национального самосознания современной молодежи с использованием неотрадиционалистских форм культурнодосуговой деятельности будет успешен, если:
-определены концептуальные основания формирования национального самосознания современной молодежи;
-выявлена специфика неотрадиционалистских форм культурнодосуговой деятельности молодежи;
-изучены неотрадиционалистские движения молодежи в области досуговой деятельности.
-разработана и апробирована программа культурно-досуговой деятельности молодежи с опорой на неотрадиционалистские формы.
Задачи
1. Определить методологическую основу формирования национального самосознания молодежи.
2. Выделить основные характеристики современных неотрадицио- налистских движений молодежи в России в досуговой деятельности.
3. Выявить специфику неотрадиционалистских форм культурно - досуговой деятельности молодежи.
4. Разработать и апробировать опытно-экспериментальным путем Программу культурно-досуговой деятельности молодежи с опорой на неот- радиционалистские формы.
Опытно-экспериментальная база
Исследование проводилось на базе молодежного этно-фольклорного коллектива ФЭА «Пересек» г.Томска.
Методологические основания исследования
В связи с целями и задачами работы в настоящем исследовании приоритет отдается аксиологическому и социокультурному подходу в изучении народных традиций.
Структура исследования
Магистерская диссертация включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение. Во введении обосновывается актуальность, определяются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. В первой главе рассмотрены: теоретические основания формирования национального самосознания в трудах отечественных и зарубежных исследователей, а также характеристики неотради- ционалистских движений современной молодежи в мире и специфика неот- радиционалистских форм культурно-досуговой деятельности. Во второй главе представлено описание проведения исследования, описан опыт работы фольклорных коллективов, представлено обоснование создания программы по формированию национального самосознания. В заключении изложены общие результаты исследования. Сформулированы его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту. Список использованной литературы включает 80 наименований. В приложении представлены фотоматериалы различных творческих проектов, созданных с использованием неотрадиционалистских форм культурно-досуговой деятельности.
Положения выносимые на защиту
1. Культурно-досуговую деятельность необходимо рассматривать как образовательное пространство формирования национального сознания современной молодежи.
2. При разработке современных образовательных проектов по организации культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать особенности неотрадиционалистских движений молодежи в сфере досуга.
В процессе написания исследовательской работы основной целью было на основе теоретических и практических аспектов исследования выявить образовательные возможности неотрадиционалистских форм культурно - досуговой деятельности в формировании национального самосознания современной молодежи.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Определена методологическая основа формирования национального самосознания молодежи.
- Выделены основные характеристики современных неотрадициона- листских движений молодежи в России в культурно-досуговой деятельности.
- Выявлена специфика неотрадиционалистских форм культурно - досуговой деятельности молодежи.
- Разработана и апробирована опытно-экспериментальным путем Программа культурно-досуговой деятельности молодежи с опорой на неотради- ционалистские формы.
В ходе исследования были проанализированы понятие «неотрадиционализм», его функции, формы, рассмотрено понятие «неотрадиционалист- ские формы культурно-досуговой деятельности», рассмотрена взаимосвязь традиции и неотрадиции, рассмотрено понятие «национальное самосознание».
Неотрадиционализм - это процесс следования традиции, обладающий при этом отличными от традиции характеристиками, носящими новационный характер.
Важной характеристикой феномена социокультурной неотрадиции является механизм адаптации к современным условиям, а не простое воспроизведение традиции.
Национальное самосознание - это разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, о своем народе. Чувство принадлежности к своей стране, к народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая судьба.
В контексте данной работы была предпринята попытка подчеркнуть важность использования новых неотрадиционалистских форм передачи традиций народной культуры в формировании национального самосознания. Таким образом отмечено, что народная традиция изменила методы своего сохранения и передачи, пользуясь теми возможностями, которые ей оставляет современный мир. Сегодня становится очевидным, что эта тенденция облачения традиций в новые инновационные формы наиболее актуальна в культурно-досуговой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность в данном исследовании была рассмотрена как образовательное пространство формирования национального сознания современной молодежи.
Культурно-досуговая среда - практически единственно возможная сфера трансляции традиционной культуры. Неотрадиционалистские формы, по нашему мнению, наиболее подходящие для встраивания традиционной культуры в современность, так как при их использовании происходит неконфликтное соединение одного с другим.
В основе использования неотрадиционалистских форм лежит важность сохранения сути традиций, а не только их внешних проявлений. Одна из задач традиции - сохранение смыслов.
В исследовании подчеркнута важность формирования национального самосознания современной молодежи, как объективной потребности, связанной с сохранением единого культурного и духовного пространства, целостностью России как государства. Для сохранения государственности необходима национальная идея, которая черпает свои истоки в истории, культуре родной страны. Именно эти факторы воздействуют на общество и личность в формировании национального самосознания.
Принадлежность к какой-либо национальной культуре определяет личностное своеобразие любого индивида, тем самым помогая сохранить ему свое лицо, не растерять себя в столь быстро меняющемся мире. Состояние человека со стертой памятью о прожитой жизни, о своих идеалах и любви нельзя назвать нормальным. Так и народ, лишенный полнозвучности и многоцветья того, что является культурой - памяти о «священных колыбелях и могилах», богатства языка и понимания произведений искусства - не способен к полноценному существованию.
Мир высоких технологий порождает новые жизненные смыслы. Молодые поколения входят в жизнь в радикально меняющемся мире, в контексте развития IT-культуры. Формирование молодёжи происходит под влиянием многих внешних воздействий. Как обрести жизненный смысл? На какие человеческие принципы опираться? Какие из них истинные, какие ложные? Эти глубинные вопросы актуальны для современной молодежи на сегодняшний день. Ответы на эти вопросы можно найти в традициях национальной культуры. Семья, род, нация создают общность для коммуникации. Эти факторы являются объединяющими, благодаря наличию которых человек получает доступ к своему подлинному я, обретает опору, внутреннюю уверенность. Национальная идентичность - одна из граней, свойственных любой личности.
В ходе исследования подтверждена Гипотеза исследования о том, что процесс формирования национального самосознания современной молодежи с использованием неотрадиционалистских форм культурно-досуговой деятельности будет успешен, если:
-определены концептуальные основания формирования национального самосознания современной молодежи;
-выявлена специфика неотрадиционалистских форм культурнодосуговой деятельности молодежи;
-изучены неотрадиционалистские движения молодежи в области досуговой деятельности.
-разработана и апробирована программа культурно-досуговой деятельности молодежи с опорой на неотрадиционалистские формы.
При разработке Программы по формированию национального самосознания молодежи были учтены основные характеристики неотрадициона- листских движений молодежи в сфере досуга. Успешная реализация данной программы возможна при наличии государственной и профессиональной поддержки.
Таким образом сделан вывод, что культурно досуговая деятельность является образовательным пространством по сохранению национальных традиций, которые, в свою очередь, содержат в себе смысловую основу формирования национального самосознания молодежи .
Вопросы и направления применения неотрадиционалистских форм культурно досуговой деятельности имеют дискуссионный характер и требуют дальнейшей исследовательской работы.
1. Александров В. Б. Традиция и духовность // Человек и культурно-историческая традиция. - Тверь : ТвГУ, 1991.
2. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. - М. : Сов. композитор, 1988. - 134 с.
3. Апажева С. С. Традиция в российском социуме : автореф. дис. ... канд. филос. наук / С. С. Апажева. - Нальчик, 2003.
4. Ачкасов В. А. Традиционализм в политической жизни России : автореф. дис. ... д-ра полит. наук / В. А. Ачкасов. - СПб, 1997.
5. Ачкасов В. А. Трансформация традиций и политическая модернизация: феномен российского традиционализма // Философия и социально - политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Сборник статей. Выпуск 1. / под ред. Ю. Н. Солонина. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2004.
6. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. - М.:ВЛАДОС, 2002. - 298 с.
7. Бердяев Н. А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 гг.) / Н. А. Бердяев. - М. : Канон + ; Реабилитация, 2002. - 655 с.
8. Бердяев Н. А. Душа России: Судьба России / Н. А. Бердяев. - М., 1990. - 193 с.
9. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века / Н. А. Бердяев. - М., 1997. - 189 с.
10. Бердяев Н. А. Теософия и антропософия в России: О русской философии. Ч. 1. - Свердловск, 1991. - 396 с.
11. Бердяев Н. А. Теософия и антропософия в России: О русской философии. Ч. 2. - Свердловск, 1991. - 419 с.
12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М. : Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.
13. Братусь Б. С. Аномалия личности. Психологический подход. - М. : Никея, 2019. - 912 с.
14. Будущее России в молодежном сознании: Материалы исследовательского проекта / под ред. Д. М. Рогозина. - М. : Институт социологии РАН, 2003. - 122 с.
15. Бучкова А. И. Процессы политической социализации в россий
ских молодежных движениях [Электронный ресурс] : электронный научный журнал «ГосРег». - 2016. - № 2. - URL:
http://www.gosreg.amchs.ru/pdffiles/16number/articles16/Buchkova_16.pdf (дата обращения: 15.05.2020)....80