Введение 3
1. Социально-экономическая характеристика прекаризации труда 8
1.1. Социальные и экономические причины прекаризации труда 8
1.2. История возникновения прекаризации труда 19
1.3. Социально-экономическое прогнозирование прекаризации труда 37
2. Правовая характеристика прекаризованного труда 51
2.1. Прекаризация труда: понятие и признаки 51
2.1.1. Определение прекарной занятости в праве зарубежных стран 51
2.1.2. Значение и место прекаризованного труда в рамках правового поля
России 64
2.2. Феномен прекаризации как следствие трансформации трудового
права 80
2.2.1. Цифровизация трудовых отношений как базис развития прекаризованного
труда 80
2.2.2. Соотношение запрета заемного труда с явлением прекарной занятости 85
3. Правовые последствия прекаризации труда и средства ее минимизации 93
3.1. Нетипичные формы занятости 93
3.1.1. Виды нестандартного труда и их характеристика 93
3.1.2. Соотношение некоторых договоров о труде в частном праве с трудовым
договором 115
3.2. Правовая защита прав работников от прекаризации труда: правовое регулирование и практика 121
Заключение 138
Список используемых источников и литературы 142
Актуальность исследования. С 2020 года в условиях ограничительных мер, принятых в связи с распространением коронавирусной инфекции, а в 2022 году ввиду военно-политической ситуацией, дистанционный труд переживает период обостренного внимания со стороны власти и социальных партнерств. В первую очередь, это связано с тем, что начался массовый переход с типичной формы занятости на удаленный труд, в результате чего, российский законодатель, а вместе с ним работодатели и социальные партнерства, столкнулись с отсутствием надлежащей правовой регламентации нетипичных форм занятости, в частности, какие работы можно выполнять в рамках удаленной работы, каким категориям работников позволительно переводиться на атипичную занятость, наличие или отсутствие на то согласие работника, как контролируется объем выполненной работы, обеспечение разграничения режима труда и отдыха и безопасности труда, должен ли работодатель оснащать необходимой техникой такого работника и т.д. Как следствие, поднялась волна недовольства со стороны работников из-за ущемления их трудовых гарантий как на законодателя, который ранее не уделил нужного внимания организации труда в секторе нетипичной занятости, так и на самих работодателей, ввиду отсутствия поиска с их стороны баланса интересов между всеми участниками трудовых отношений.
Логично было бы предположить, что вышеуказанные обстоятельства могли бы служить вектором формирования российской судебной практики, так как судебная защита является одним из основных средств охраны и восстановления прав работника, предусмотренная действующим трудовым законодательством России. Однако ввиду того, что прекаризация труда - явление, неимеющее формального закрепления, соответственно, категории рассмотрения судебных дел именно по защите работника от последствий прекарного труда не сформированы и не предусмотрены. В этой связи, в качестве правоприменительной основы служили судебные акты, предметом рассмотрения которых являлось восстановление и возмещение нарушенного права работника в целом, независимо от того, что послужило причиной ущемления положения работника. И, руководствуясь данными Верховного Суда Российской Федерации за 2022 год, указанные категории дел по трудовым спорам действительно значительно увеличились, ввиду последних тенденций в сфере труда и занятости. Все вышеизложенное предопределило выбор настоящей магистерской диссертации.
Цель и задачи работы. Целью настоящего исследования представляется анализ явления прекаризации труда в целом, а также исследование российского и зарубежного законодательства о труде на наличие правовых норм, ограничивающих прекарную занятость и направленных на защиту социально -трудовых гарантий работников.
В соответствии с поставленной целью в магистерской диссертации решаются следующие задачи:
- анализ социальных и экономических посылок появления прекаризации труда;
- исследование истории зарождения прекарной занятости;
- историко-правовой анализ законодательства о труде России и зарубежных стран на возникновение и развитие норм, ограничивающих труд в условиях нетипичных форм занятости;
- анализ условий роста прекарной занятости;
- исследование особенностей распространения прекаризации в различных сферах профессиональной деятельности человека;
- правовой анализ законодательства о труде России и зарубежных стран на возникновение и развитие норм, ограничивающих труд в условиях нетипичных форм занятости;
- анализ российской судебной практики по трудовым спорам, связанным с восстановлением и возмещением нарушенных прав работников;
- определение места прекаризованного труда в системе нормативных правовых актов России и зарубежных стран;
- анализ процесса цифровизации трудовых отношений и его влияния на развитие прекарной занятости;
- исследование влияния запрета заемного труда на феномен неустойчивой занятости;
- определение отличительных условий трудового договора от других видов договоров о труде;
- изучение средств охраны прав работников от прекарной занятости, предусмотренных законодательством России;
- анализ системы гарантий защиты занятого населения от ущемления трудовых прав в зарубежных странах.
Объектом настоящего исследования выступают отношения, связанные с ущемлением социально-трудовых прав работников.
Предметом работы выступает система норм законодательства в сфере труда, регулирующих право работника на социальные гарантии, а также положения нетипичных форм занятости.
Правовую базу составили Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты, законодательные акты некоторых зарубежных стран, материалы российской и зарубежной правоприменительной практики, сборники статистических данных.
Научно-теоретической основой магистерской диссертации стали работы российских и зарубежных исследователей В.А. Агарков, А.А. Андреев, Л. Арне, П. Бурдье, Е.Н. Гасюкова, А. Злобин, В.А. Кокшаров, А.В. Кученкова, Т.Н. Матрусова, В. Некрасов, А.А. Нестерова, Р. Оунс, И.Л. Сизова, Э.Н. Соболев, Г. Стэндинг, Н. Супян, А.Д. Сущенко, Ж.Т. Тощенко, Т.М. Хусяинов, Дж. Фидж, Л. Фикс, О.В. Чесалина, В. Шварцман и др.
Методологическую основу магистерской диссертации составили сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, историко -правовой и системный методы.
Степень разработанности темы исследования. Прекаризация труда - достаточно молодое явление, которому изначально предали значение специалисты в области экономики и социологии. При этом в целях всестороннего исследования данного феномена с позиции юридической науки необходимо установить причины возникновения прекарности труда и историю ее появления и развития. Указанные вопросы поднимают Г. Стэндинг, определяя факт зарождения явления, а также П. Бурдье и Л. Арне. Тем не менее, сама категория труда урегулирована именно правом, поскольку занятость является одной из основных составляющих жизнедеятельности человека. Соответственно, отсутствие надлежащей правовой регламентации трудовых отношений приведет к дисбалансу интересов участников данного взаимодействия, а также к ухудшению уровня и качества жизни. В этой связи проблема неустойчивой занятости стала рассматриваться в последующем и правоведами. Особое же внимание данной правовой проблеме уделяется в работах Дж. Фидж и Р. Оунс. Последствия же прекарной деятельности достаточно подробно рассматриваются в научных исследованиях А.В. Кученковой, Ж.Т. Тощенко, О.В. Чесалиной, а также в диссертациях Растегаевой А.В. и Котовой С.И.
Научная новизна исследования. В магистерской диссертации впервые системно анализируются опыт России, зарубежных стран, теоретические наработки и практика применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов сферы труда, регламентирующие порядок и причины перевода работника в сектор неформальной занятости как в силу его согласия, так и без такового, регулирующие виды нестандартных форм труда и обеспечивающие защиту и охрану социально-трудовых гарантий работника, а также разрабатываются предложения по совершенствованию российского трудового законодательства с учетом выявленных пробелов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальными посылками прекаризации труда являются цифровизация сферы труда, в том числе возможность дистанционного предоставления работником своих услуг; миграционная мобильность трудовых ресурсов и самоэксплуатация. Если в первых двух можно выделить также и положительные черты, заключающиеся в упрощении процесса трудоустройства и возможности для работника осуществлять свою трудовую деятельность в любом иностранном государстве, не покидая при этом места своего жительства, то последняя посылка прекарной занятости носит только негативный характер, поскольку имеет свое выражение не только в ущемлении социальных гарантий работник, но и непосредственно сказывается на состоянии его физического и психического здоровья. Экономические причины масштабирования прекарной занятости заключаются в глобальной трансформации рыночных отношений, развитии теневой экономики, стагнации доходов работника и неправомерности распределения бюджетных средств между субъектами федерации. Такая трансформация экономического сектора направлена на оправдание свертывания налогово-бюджетной политики как инструмента прогрессивного перераспределения, что также непосредственно сказалось на трудовых отношениях, а точнее их замена на негарантирующий безопасность найм рабочей силы.
2. Сравнительно-правовой анализ законодательства таких стран как Королевство Нидерландов, Япония, Франция и Великобритания привел к тому, что прекарный труд в рамках правового аспекта представляет собой официальное средство достижения экономических целей капиталистического государства, введенное в форме нормативного правового акта. И, как видим, не важно в чем и где будет выражаться ущемленность работников: в недостаточной работе профсоюзов, поощрение сверхурочной работы, лишения стабильной заработной платы, ежегодных отпусков, главное - получение прибыли и сокращение расходов. Именно поэт ому можно предположить, что прекаризацию не победить до тех пор, пока этого не захочет само государство, поскольку в настоящее время во многих Западных странах нестабильный труд, дешевая сила - это еще и одно из направлений политики капиталистического госу дарства.
3. Правовая регламентация гарантий и трудовых прав работников в российском трудовом законодательстве достаточно полная и направлена на учет интересов работников. Добросовестное исполнение указанных положений, как со стороны работодателя, так и со стороны работника, не допустит проявления каких -либо прекарных признаков в трудовых отношений. Однако, как показывает практика, в том числе и судебная, участники трудовых отношений сами создают условия для нестабильной и ущемляющей права занятости. Решение указанной проблемы кроется, в первую очередь, в повышении правового сознания или правовой культуры, как среди работодателей, так и среди работников. Также прекаризация не ограничивается одной отраслью права, а в силу определенных пробелов в праве проникает в другие отрасли и подотрасли частного права. Данные пробелы представляют собой некие катализаторы роста прекаризации в области трудового права, и решение указанной проблемы заключается не в общем совершенствовании норм трудового законодательства, но в локальном решении с учетом специальных знаний той или иной области.
4. Анализ российского и зарубежного трудового законодательства, а также докладов Международной организации труда (МОТ) позволили определить следующие виды неформальной занятости: временная занятость, неполная занятость, сверхзанятость, множественная занятость, нестандартная занятость (устная договоренность), самозанятость. Нетипичные формы занятости однозначно не представляют собой последствия распространения прекаризации в сфере труда. Черты нестабильности, ущемленности прав работников занятость приобретает только тогда, когда добровольное принятие решения в участии в той или иной форме занятости деформируется в вынужденную меру, когда стандартные трудовые отношения не соответствуют требованиям достойного труда. При этом нельзя также отрицать роль законодательного регулирования нетипичных форм занятости, поскольку неполнота правовой регламентации, выраженной, например, в отсутствии в праве на оффлайн, отдельных положений о самозанятости, приводит к злоупотреблению одним из участников трудового процесса правами и интересами другой стороны, а в случае фриланса трудовые права и социальные гарантии и вовсе отсутствуют.
5. Система гарантий соблюдения трудовых прав работников в Зарубежных странах значительно разнится от системы охраны социально -трудовых интересов в России. Тем не менее, такие способы защиты трудовых гарантий работников как введение возможности разграничения рабочего времени и времени отдыха, развитие социальной политики, введение ограничительных мер по использованию неформальной занятости, а также создание специального органа, который помимо выполнения контрольно¬надзорных функций, будет внедрять, продвигать и обеспечивать соблюдение «медицины труда», которая имеет особо значение в условиях занятости XXI века, направлены не только на формальное решение проблемы прекаризованного труда, но на некую трансформацию природы нестандартной занятости, заключающуюся в создании надежных, защищенных условий для лиц, занятых в неформальном секторе.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Говоря о явлении прекаризации труда, необходимо обращать внимание на его социально-экономические характеристики. В первую очередь, это необходимо с целью определения причин и истоков появление и проявления прекарной занятости, чтобы в дальнейшем сминимизировать риски его распространения.
Так, выделяют следующие социальные посылки прекаризации труда: развитие социальных сетей и миграционной мобильности трудовых ресурсов и самоэксплуатация. Экономическими же основаниями прекарности служат глобальная трансформация рыночных отношений, развитие теневой экономики, стагнация доходов работников и неграмотное распределение между субъектами бюджетных средств. Отличительная черта некоторых перечисленных причин зарождения такого опасного явления заключается в их параллельном констатировании успешного научно-технологического прорыва общества в разных спектрах жизни (экономика, труд, культура, здравоохранение и т.д.). То есть, изначально преследовалась цель улучшения качества жизни населения того или иного государства, однако в силу дифференцированности общества, высокие слои смогли действительно использовать плоды инновации во благо, другая же часть населения по причине отсутствия ресурсов, необходимой квалификации, невысокого материального благополучия, низкого уровня правового просвещения стала подвержена ущемлению трудовых прав со стороны как государства, так и непосредственного работодателя.
Исторический аспект появления прекарной занятости также немаловажен, поскольку он представляет собой для нынешнего поколения объяснение создания идеи прекарного труда, обосновывая, с одной стороны, его необходимость, с другой, как бы оправдываясь в неизбежности проявления указанного опасного течения через призму социальных и экономических посылок.
При этом первые проявления прекаризации труда в мировой истории и истории России разнятся. В силу своего достаточно мягкого, бесконфликтного, цивилизованного менталитета в странах континентальной Европы первые шаги появления опасного течения проявлялись в виде анти-демонстраций и разного рода акций. В России же эти проявления были более агрессивными, так как они были в форме забастовок.
В свою очередь, причины развития данного течения в мировой истории и истории России совпадают, однако способы борьбы с опасным явлениям в каждой стране - разные. Наименее же эффективный способ борьбы с прекаризацией наблюдается в России, поскольку метод минимизации прекарности в виде повышения в отдельных отраслях уровня заработной платы выглядит как «временная затычка», которую вытолкнет следующая волна экономического кризиса.
Кроме того, специфика распространения прекаризации труда зависит не только от особенности менталитета той или иной страны, но также и конкретной сферы профессиональной деятельности человека. Так, в одних сферах деятельности прекарный труд набирает популярность из -за отсутствия достойной оплаты труда, низкой доступности социальных гарантий, в других - ввиду специфики «рабочего инструмента», введения цифровизации в профессию, чья образовательная программа не включает в себя обучение работы со специализированными программами, в третьих - низкий уровень развитости правового сознания у работников и недостаточная степень заинтересованности государства в развитии конкретной отрасли.
Итак, прекаризация труда является исключительно социально-экономическим термином. В первую очередь, это связано с тем, что впервые данное определение было дано социологами. Во-вторых, обозначение проблемы появления прекарной занятости произошло тогда, когда были установлены причины роста уровня безработицы, проблемы мобильности рабочей силы, снижения уровня жизни большей части населения, а также рост забастовок, ввиду недовольства тяжелой работы по найму.
Тем не менее, проводя правовой анализ явления прекарности трудовых отношений, смеем предположить, что нестабильная занятости является следствием недостаточного правового регулирования положений о правах работников. Данное замечание, как не странно, относится к правовой регламентации именно в Зарубежных странах. Изучение законодательства таких стран, как Королевство Нидерландов, Японии, Франции, Великобритании позволило увидеть не только распространение «прекарного духа» в нормативных правовых актах, проявляющегося во вседозволенности работодателя в отношении работника, выраженной в таких формах, например, как заключение его в систему пожизненного найма, где «проще умереть, чем уволиться», деформации рабочего времени в режим «по вызову» или работа 24/7, искажение сознания работника в том, что отпуск буквально означает равнодушие к корпоративной «семье» и иное. При этом законодатели названных стран буквально потакают прихотям работодателя, оправдывая такое направление правотворческой деятельности необходимостью достижения капиталистических целей, которые определяют уровень жизни населения.
Трудовое же законодательство России в части регулирования прав и обязанностей работника и работодателя более полное, конструктивное и продуманное. Поэтому разбирая положения нормативных правовых актов в сфере труда, рассматривая некоторые примеры из судебной практики, приходим к выводу, что прекарный характер норма права приобретает только тогда, когда участники трудовых отношений начинают действовать недобросовестно.
Особую роль в развитии нестабильной занятости в правовом поле сыграла цифровизация трудовых отношений, так как гонясь за тенденциями тотального внедрения инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества, органы государственной власти начинают модернизировать процесс взаимодействия между работодателем и работником посредством введения в трудовую деятельность цифровых платформ, информационных систем, которые, с одной стороны, действительно улучшают и упрощают функционирование трудовых отношений, с другой стороны, являются основой цифровизации трудовой функции работника, что в очередной раз приводит к стиранию границ между рабочем временем и временем отдыха, между работой и домом, объединяя в одно понятие рабочую и личную жизнь.
Также, не менее опасным фактором, послужившим катализатором для развития средств и способов проявления и распространение прекаризованного труда, стала формализация запрета заемного труда. При этом сам запрет заемного труда является следствием неудачной, непроработанной политики по искоренению любой формы обязательного труда. Как результат, принудительная занятость просто переходит в более щадящие производные формы. То есть, прекаризация буквально «лайт версия» принудительного труда с формальной стороны, но, ориентируясь на практику, прекарная занятость имеет не менее опасные последствия, связанные с разрушением здоровья, а порой и утратой жизни человека.
К формальным же последствиям прекаризованного труда относят нетипичные формы занятости, масштабирование которых, в свою очередь, породило новые виды договоров о труде, которые по своей правовой природе и содержанию значительно отличаются от трудового договора. Такие новые типы договоров о труде как договор аутсорсинга, краудсорсинга и договор ГПХ с самозанятым являются юридически оформленным заблуждением для большинства людей. Так как человек, занятый в неформальном секторе, заключая атипичный договор, полагает, что он имеет какой-то надежный источник дохода, поскольку, как любят в народе говорить: «Все оформлено на бумаге». Однако при глубоком анализе указанных договоров о труде наблюдаются очевидные условия, нещадящие стороны-исполнителя такого договора, поскольку они ориентированы на своевременность и качество результата, но не регламентируют сам процесс работы по такому договору, соответственно участник такого договора о труде оказываются в абсолютно в бесправном положении относительно получения каких -либо социально-трудовых гарантий, он может рассчитывать только на те права, которые ему предписывает гражданское законодательство.
Соответственно, люди в нетипичном секторе занятости начинают разочароваться в сделанном выборе, пытаясь как -то улучшить качество жизни, а вместе с ним и условия труда, однако при отсутствии государственной и общественной вовлеченности в данный процесс - это невозможно.
При этом, на сегодняшний день, как в России, так и в других странах существуют свои системы охраны трудовых гарантий работников и защиты от прекаризованного труда. В рамках российского законодательства выделяют четыре основных способы борьбы с прекаризацией: самозащита, через профсоюзы, федеральный государственный контроль (надзор) и суд. Однако стоит обратить внимание, что перечисленные способы защиты от ущемленности в трудовых правах законодатель не позиционирует как специализированные средства защиты, это всего лишь общая система возможности восстановления нарушенных прав работников. Тем не менее, если исходить из того, что прекаризация направлена на нарушение баланса прав и интересов работников, то, соответственно, данные методы борьбы являются и основными для борьбы с прекарностью.
Помимо прочего, и государство и общественные движения создают специальные программы по доступности в трудоустройстве и созданию не только достойных, но и здоровых условий труда. Данная тенденция наблюдается и в практике зарубежных стран, чьи средства борьбы открыто направлено ограничение использования атипичных форм занятости, посредством введения определенных запретов в национальное законодательство.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что ввиду распространения не только недостойных условий труда, но и нездорового отношения к труду в целом, а именно выраженно в постоянных стрессах работника и перед поставленной задачей, и перед работодателем, а также и перед коллегами, что сказывается непосредственно на психологическом и физическом состоянии здоровья работника, стала популяризироваться идея разработки целой системы «медицины труда», которая, идя в ногу с системой охраны труда, направлена непосредственно на контроль, заботу и назначения определенных медицинских мероприятий, направленных на лечение и восстановление здоровья работника. А ввиду все большей популярности такого здорового движения, подкрепленная одобрением и со стороны государства, общественных объединений и отдельными работниками в целом, предполагается в ближайшем будущем законодательное закрепления данной системы, что позволит создать достойные условия труда не только по принципу стандартизации рабочего места, но и непосредственно с учетом и в интересах сохранения здоровья работника в целом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от
30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 31 июля 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/ad08909251f4d26ebc935648e4e708a31e160348/(дата обращения: 23.09.2023).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 421-ФЗ : (ред. от 01 сентября 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка.
- М., 2023. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW(дата обращения: 23.09.2023).
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон
от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : (ред. от 01 сентября 2023 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121895/(дата обращения: 23.09.2023).
4. О занятости населения Российской Федерации: закон Российской Федерации
от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 60/(дата обращения:
23.09.2023).
5. О наделении федеральных органов исполнительной власти правом
представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 авг. 2005 г. № 500 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 55031/(дата обращения: 23.09.2023).
6. О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при труд оустройстве безработных граждан: постановление
Правительства Рос. Федерации от 13 марта 2021 г. № 362 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://static.government.ru/media/files/yb3kGlTIHQAItcMHk09cvBZaOcfX5ikY.pdf (дата
обращения: 23.09.2023).
7. Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: постановление Правительства Рос. Федерации от 21 июля 2021 № 1230 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023.
- URL:https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 391463/(дата обращения:
23.09.2023).
8. О единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений
«Работа в России»: постановление Правительства Рос. Федерации от 13 мая 2022 г. № 867 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023 - URL:
https://base.garant.ru/404612909/(дата обращения: 23.09.2023).
9. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 47257/(дата обращения: 11.09.2023).
10. О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса
Российской Федерации о заключении и толковании договора: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 25 декаб. 2018 г. № 49 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 314779/c3d7643066a5a54ba015b95f5eed8744882707e1/(дата обращения: 11.09.2023).
11. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием: приказ Министерства
здравоохранения Рос. Федерации от 02 мя 2023 г. № 206н // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202306010041(дата обращения: 11.09.2023).
12. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентяб. 2022 г.
№ 15355/19 по делу № 18-КГ22-79-К4 // КонсультантПлюс : надежная правовая
поддержка. - М., 2023. - URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=2167346(дата обращения: 11.09.2023).
13. По делу о проверке конституционности статьи 74 и пункта 7 части первой
статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.А. Пешкова: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 янв. 2022 г. № 3 -П // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 407610/(дата обращения 11.09.2023).
14. О направлении Рекомендаций по применению гибких форм занятости в
условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации: письмо Министерства труда и социальной защиты Рос. Федерации от 23 апр. 2020 г. № 14-2/10/П-3710 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 351512/(дата обращения: 11.09.2023)
15. Отраслевое соглашение по государственным учреждениям,
подведомственным министерству здравоохранения Новосибирской области, на 2022 -2024 годы: приказ Министерства здравоохранения Новосибирской области от 23 янв. 2022 г. ; 561-п // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://zdrav.nso.ru/page/6283(дата обращения: 11.09.2023).
16. О принудительном или обязательном труде: Конвенция Международной
Организации Труда от 01 мая 1932 г. № 29 / Документы / Международная Организация Труда. - Женева, 1932. - URL:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed norm/—
normes/documents/normativeinstrument/wcms c029 ru.htm(дата обращения: 06.10.2023).
17. Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизм ее реализации: Декларация Международной Организации Труда от 18 июня 1998 г. // Генеральная конференция Международной Организации Труда. - Женева, 1998. - 86-я сессия. - URL:https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/ilo principles.shtml:(дата обращения: 06.10.2023).
18. О трудовых стандартах: закон Государства Японии от 01 нояб. 1945 г. № 49
// Сборник законов Японии. - 2023. № 9. - URL: https://elaws.e-
gov.go.jp/document?lawid=322AC0000000049(дата обращения: 01.10.2023).
19. Об отмене системы кабального труда: закон Республики Индия от 08 июля
1976 г. // Основные нормативно -правовые акты Республики Индия. - [S. 1], 2023 - URL: https://www.indiacode.nic.in/handle/123456789/149Usam handle=123456789/1362 (дата
обращения: 01.10.2023).
20. О равенстве возможностей на работе: закон Государства Израиля от 14 мая
1988 г. // Свод законов. - [Isr. 7], 2023. - URL:
https://www.gov.il/BlobFolder/generalpage/employment guides/ru/employment ru.pdf(дата обращения: 01.10.2023).
21. О труде: закон Китайской Народной Республики от 31 октяб. 2002 г. // Сборник законов Китая. - 2023. - № 1. - URL: https://chinalawinfo.ru/social_law/law_labour(дата обращения: 01.10.2023).
22. О справедливом труде: закон Австралийского Союза от 15 авг. 2009 г. //
Сводные законы Содружества. - [Aust. 1], 2023. - URL:
http://classic.austlii.edu.au/au/legis/cth/consol act/fwa2009114/(дата обращения: 01.10.2023).
23. О рабочих кооперативах: закон Государства Японии от 03 марта 2020 г. №
78 // Сборник законов Японии. - 2023. № 9. - URL: https://elaws.e-
gov.go.jp/document?lawid=502AC1000000078(дата обращения: 01.10.2023).
24. Burgerlijk Wetboek Boek 7: Bijzondere overeenkomsten // Wetberthy. - N., 2023.
- URL:http://www.wetboek-online.nl/wet/BW7.html(дата обращения: 06.10.2023).
25. Code du travail Republique Francaise // Legifrance. - P., 2023. - URL:
https://www.legifrance.gouv.fr/codes/texte lc/LEGITEXT000006072050/.(дата обращения: 06.10.2023).
26. Employment Rights Act 1996 United Kingdom of Great Britan // Legislation. -
L., 2023 - URL:https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/18/contents(дата обращения:
06.10.2023).
27. Framework Agreement on Telework // Legislation. - L., 2023 - URL: https://resourcecentre.etuc.org/sites/default/files/202009/Telework%202002_Framework%20Agr eement%20-%20EN.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
28. Wet van 24 december 1927, houdende nadere regeling van de Collectieve
Arbeidsovereenkomst // Wetberthy. - N., 2023. -
URL:https://nl.wikisource.org/wiki/Wet_op_de_collectieve_arbeidsovereenkomst (дата
обращения: 06.10.2023).
29. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2
квартал 2023 г. : судебная практика по трудовым спорам // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 452382/(дата обращения: 11.09.2023).
30. Решение Первомайского районного суда г. Омска от 30 июля 2020 г. по делу № 2-886/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2023. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/W40OLXXl0eLN/(дата обращения: 24.09.2023).
31. Решение Щучанского районного суда Курганской области от 28 сентяб. 2020 г. по делу № 2 -353/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2023. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/jMf3M7huVq1w/(дата обращения: 25.09.2023).
32. Решение Пинежского районного суда Архангельской области от 06 нояб. 2020 г. по делу № 2-299/2020 // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2023. - URL: https://sudact.ru/regular/doc/jMf3M7huVq1w/(дата обращения: 25.09.2023).
33. Решение Центрального районного суда г. Сочи от 04 февр. 2021 г. по делу № 2-315/2021 // Судебные и нормативные акты РФ. - [Б. м.], 2023. - URL:https://sochi-centralny--krd.sudrf,ru/modules.php?name=sud delo. (дата обращения: 11.09.2023).
34. Более 21 млрд рублей составила экономическая эффективность правозащитной работы профсоюзов / Правовая работа / Федерация независимых профсоюзов России. - [М.], 2022. - URL: https://fnpr.ru/events/novosti-fnpr/bolee-21-mlrd- rubley-sostavila-ekonomicheskaya-effektivnost-pravozashchitnoy-raboty-profsoyuzov.html(дата обращения: 11.11.2022).
35. Более 2 тысяч работодателей получили субсидии Социального фонда за
найм сотрудников / Пресс-центр / Социальный Фонд России. - [М.], 2023. - URL:
https://sfr.gov.ru/press_center/~2023/08/31/253999(дата обращения: 06.10.2023).
36. В России зафиксирован рост числа самозанятых / ТАСС: российское государственное федеральное информационное агентство. - [М.], 2023. - URL: https://tass.ru/obschestvo/16305483(дата обращения: 06.10.2023).
37. Влияние информационных технологий на коллективную психологию / сост. Международное объединение наук в области психологии. - Женева. 2022. - 96 с. - URL: https://www.who.int/news/item/17-05-2021-long-working-hours-increasing-deaths-from-heart- disease-and-stroke-who-ilo(дата обращения: 06.10.2023).
38. Воздействие пандемии COVID-19 на промышленность и экологию / сост. Департамент международного и регионального сотрудничества Счетной Палаты Российской Федерации. - М., 2020. - 39 с. - URL:https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-prom.pdf(дата обращения: 06.10.2023)
39. Глобальный доклад о принудительном труде в Азии: долговая кабала,
торговля людьми и принудительный труд, навязываемый государством / сост. Международная Организация Труда. - Женева, 2022. - 144 с. - URL:
https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed norm/—ipec/documents/publication/wcms 854733.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
40. Здравоохранение в России 2021: статистический сборник за 2021 год / сост. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2022. - 69 с. - URL: https://rosstat. gov.ru/ storage/mediabank/Zdravoohran-2021 .pdf(дата обращения: 06.10.2023).
41. Информация об оценке представителями референтных групп качества и
эффективности осуществления Рострудом своей деятельности, 2022 год / Открытая инспекция труда / Федеральная служба по труду и занятости. - [М.], 2022 - URL:
https://rostrud.gov.ru/openrostrud/1167908.shtml(дата обращения: 06.10.2023).
42. Нестандартная занятость в современной России: виды, масштабы, динамика
/ сост. Министерство труда и социальной зашиты Российской Федерации. - [М.], 2023. - URL: https://vcot.info/blog/nestandartnaa-zanatost-v-sovremennoj-rossii-vidv-masstabv-
dinamika(дата обращения: 06.10.2023).
43. Нестандартные формы занятости: анализ проблем и перспективы решения в разных странах / сост. Международное Бюро Труда. - Женева, 2017. - 258 с. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/- publ/documents/publication/wcms_554952.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
44. Неформальная занятость в России / Исследования / FinExpertiza. - [М.], 2021
- URL: https://fmexpertiza.ru/press-service/researches/2021/neformal-zanyatost-uvelichilas/
(дата обращения: 06.10.2023).
45. Отдать проект на краудсорсинг: как работают и регулируются интернет -
платформы прямого договора / Право.КИ. - [М.], 2022. - URL:
https://pravo.ru/story/view/127148/(дата обращения: 06.10.2023).
46. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2014 год / сост. Федеральной службой по труду и занятости. - [М.], 2014. - 96 с. - URL: https://rostrud.gov.ru/upload/Doc/Docrostrud.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
47. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости 2020 / сост.
Федеральной службой по труду и занятости. - [М.], 2020. - 84 с. -
URL:https://rostrud.gov.ru/upload/Doc/Docrostrud/Rostrud2020 %D0%BD%D0%B0%20%D1%81 %D0%B0%D0%B9%D 1 %82.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
48. Отчет о деятельности Федеральной службы по труду и занятости 2021 / сост.
Федеральной службой по труду и занятости. - [М.], 2021. - 87 с. -
URL:https://rostrud.gov.ru/upload/Doc/Docrostrud/Rostrud2020 %D0%BD%D0%B0%20%D1%81 %D0%B0%D0%B9%D 1 %82.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
49. Отчет по статистике Интернета и социальных сетей Global Digital 2022 / WebCanape. - США, 2022. - URL:https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2022-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/(дата обращения: 06.10.2023).
50. Полная занятость как источник инфляционного давления / сост. Агентство
экономической информации. - М., 2022. - 6 с. - URL:
https://1prime.ru/state regulation/20220114/835777345.html(дата обращения: 06.10.2023).
51. Правительство Государства Японии. - [Токио], 2023. - URL:
https://www.nikkei.com/article/DGXZQOUF210LU0R21C22A0000000/(дата обращения: 06.10.2023).
52. Программа Здоровье 360° / сост. Автономная некоммерческая организация по содействию охране и укреплению здоровья работающего населения. - М., 2021. - URL: https://health-360.ru/about(дата обращения: 06.10.2023).
53. Работать ради лучшего будущего: доклад от 24 апр. 2022 г. / сост. Глобальная комиссия по вопросам будущего сферы труда. - Женева, 2022 - 47 с. -URL:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/dgreports/cabinet/documents/publication/wcms _662472.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
54. Рабочая сила, занятость и безработица в России за 2022 год: официальное
издание Федеральной службы государственной статистики / сост. Федеральной службой по труду и занятости. - [М.], 2022. - 152 с. - URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Rab_sila_2022.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
55. Спорить выгодно // Санкт-Петербургские ведомости - 2023. - № 22. - URL: https://spbvedomosti.ru/news/country and world/sporit-vygodno-sudy-vse-chashche-stanovyatsya-na-storonu-personala/(дата обращения: 06.10.2023).
56. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в
целом по экономике Российской Федерации в 1991 -2022 гг. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - [М.], 2023. - URL:
https://rosstat.gov.ru/labor market employment salaries(дата обращения: 06.10.2023).
57. Стратегия Международной Организации Труда в области информационных технологий на 2022-25 годы / сост. Международная Организация Труда. - Женева, 2022. - 388 с. - URL:https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed norm/-(дата обращения: 06.10.2023).
58. Требования работодателей к кандидатам без опыта / hh.ru. - [М.], 2023. - URL:https://novosibirsk.hh.ru/article/29886(дата обращения: 06.10.2023).
59. Труд и занятость в России 2021 : статистический сборник за 2021 год / сост. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2022. - 96 с. - / URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud 2021.pdf(дата обращения: 06.10.2023).
60. Федерация Независимых профсоюзов России. - [М.], 2023. - URL:
https://fnpr.ru/federation/(дата обращения: 06.10.2023).
61. Цифровая экономика Российской Федерации: национальная программа от 24
декабр. 2018 г. № 16 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf
(дата обращения: 06.10.2023).
62. Long working hours increasing deaths from heart disease and stroke: WHO, ILO /
const. World Health Organization. - J., 2023. - URL: https://www.who.int/news/item/17-05- 2021-long-working-hours-increasing-deaths-from-heart-disease-and-stroke-who-ilo (дата
обращения: 06.10.2023).
63. Андреев А.А. Самозащита работника как способ защиты трудовых прав //
Сибирский юридический вестник - 2020. № 3. С. 13-25. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/samozaschita-rabotnika-kak-sposob-zaschity(дата обращения: 01.10.2023).
64. Гасюкова Е.Н. Особенности прекаризации российского рынка труда // Трудовое право - 2020. № 1. С. 5-13. - URL:file:///C:/Users/123/Downloads/osobennosti-prekarizatsii-rossiyskogo-rynka-truda.pdf(дата обращения: 04.01.2023).
65. Герасимова Е.С. Заемный труд: подходы регулирования в России и в мире //
Трудовое право - 2021. № 10. С. 17-36. - URL:
https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/g1ts3oupq5/direct/69717101 (дата
обращения: 04.01.2023).
66. Злобин А. Неформальная занятость в России // Трудовое право - 2021. № 10. С. 4-14. - URL: https://www.forbes.ru/biznes/486775-neformal-naa-zanatost-v-rossii-upala-do- minimuma-za-11-let(дата обращения: 04.01.2023).
67. Кокшаров В.А. Прекаризация труда как растущая форма занятости молодых
специалистов в условиях пандемии / Кокшаров В.А., Агарков Г.А., Сущенко А.Д. // Сибирский юридический вестник - 2022. № 1. С. 26-47. - URL:
https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-4(дата обращения: 04.01.2023).
68. Котова С.И. Правовое положение прекариата на рынке труда и концепция занятости : дис. канд. юрид. наук / С.И. Котова. - Новосибирск, 2019. - 266 с.
69. Кученкова А.В. Вторичная занятость // Прекариат: становление нового класса / под. общ. ред. Ж.Т. Тощенко. - 5-е изд., доп. и перераб. - М., 2020. - 606 с.
70. Кученкова А.В. Неполная занятость и недозанятость / / Прекариат: становление нового класса / под. общ. ред. Ж.Т. Тощенко. - 5-е изд., доп. и перераб. - М., 2020. - 606 с.
71. Лушников А.М. Цифровизация трудового права и трудовые отношения // Закон. - 2022. - № 10. - С. 2 -25.
72. Матрусова Т.Н. Государственная трудовая политика в Японии // Сибирский
юридический вестник - 2020. № 1. С. 5-28. - URL:
https://book.ivran.ru/sites/31/files/matrusovtngosudarstvennayatrudovayapolitikavyaponii2007.pdf (дата обращения: 04.01.2023).
73. Мингазов С. Причины роста самозанятых // Трудовое право - 2022. № 8. С. 14-24. - URL:https://www.forbes.ru/biznes/484787-cislo-samozanatyh-rossian-mozet-do-konca-2023-goda-prevysit-10-mln-celovek(дата обращения: 04.01.2023).
74. Нестерова А.А. Трудовая мобильность населения в условиях региональной
интеграции // Трудовое право - 2022. № 6. С. 13-49. - URL:
https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/242917/1/Nesterova.pdf(дата обращения: 04.01.2023).
75. Растегаева А.В. Прекаризация как свойство современного рынка труда России в условиях дисбаланса системы занятости : дис. канд. юрид. наук / А.В. Растегаева. - Спб, 2018. - 155 с.
76. Сизова И.Л. Прекаризация в трудовой сфере России // Сибирский
юридический вестник - 2020. № 1. С. 32-58. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/prekarizatsiya-v-trudovoy-sfere-rossii(дата обращения:
04.01.2023).
77. Соболев Э.Н. Россия: заработная плата и динамика забастовочной
активности // Трудовое право - 2022. № 4. С. 5-21. - URL:
file:///C:/Users/123/Downloads/rossiya-zarabotnaya-plata-i-dinamika-zabastovochnoyaktivnosti.pdf(дата обращения: 04.01.2023).
78. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс // Международная Ассоциация
развития и поддержки рабочего населения. - 2014. - С. 73-128. - URL:
https://www.rulit.me/books/prekariat-novyj -opasnyj -klass-read-402184-1 .html#section 2(дата обращения: 04.01.2023).
79. Супян Н. Нетипичная занятость в ФРГ // Сибирский юридический вестник - 2020. № 1. С. 63-88. - URL:http://www.sov-europe.rU/images/pdf/2015/3/Supyan 3-2015.pdf(дата обращения: 04.01.2023).
80. Тощенко Ж.Т. Общие и специфические критерии прекарной занятости (опыт эмпирического анализа) / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юрайт, 2020. - 328 с.
81. Тощенко Ж.Т. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / Ж.Т. Тощенко. - М.: Юрайт, 2020. - 576 с.
82. Фикс Л. Трудоустройство в рамках израильского права / Л. Фикс, В.
Некрасов // Сибирский юридический вестник - 2018. № 1. С. 22-30. -.URL:
https://www.gov.il/BlobFolder/generalpage/employment_guides/ru/employment_ru.pdf(дата обращения: 11.11.2022).
83. Хусяинов Т.М. Процесс формирования и особенности правового регулирования Интернет-занятости в трудовом законодательстве Франции // Российская газета - 2020. № 4 С. 2-13. - URL:https://nbpublish.com/library read article.php?id=18622.(дата обращения: 11.11.2022).
84. Чесалина О.В. Новеллы законодательства о дистанционной (удаленной) работе: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право - 2022. № 4. С. 22-38. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prekarizatsiya-v-trudovoy-sfere-rossii(дата обращения: 11.11.2022).
85. Шварцман В. «Проще умереть, чем уволиться: как работают в Японии, и можно ли там выжить иностранцу» // Трудовое право - 2021. № 1. С. 5-9. - URL: https://www.forbes.ru/svoi-biznes/495029-prose-umeret-cem-uvolit-sa-kak-rabotaut-v-aponii-i-mozno-li-tam-vyzit-inostrancu(дата обращения: 11.11.2022).
86. Arne L. Kalleberg. Precarious Work, Insecure Workers:Employment Relations in
Transition // Optional Choice of Court Agreements in Civil Law / ed. M. Keys. - [S. 1], 2020. P. 5-347. - URL:https://www.researchgate.net/publication/242208046_Precarious_Work_Insecure_Workers _Employment_Relations_in_Transition (дата обращения: 06.10.2023).
87. Bourdieu, P. Acts of Resistance. Against the New Myths of our Time // Cambridge: Polity Press, 2020. - 108 p.
88. Fudge Judy. Precarious work, women and the new economy: the challenge to
legal norms / J. Fudge, R. Owens. - 2 th ed. London: Oxford University Press, 2018. - 283 p. - URL: https://www.bloomsburycollections.com/book/precarious-work-women-and-the-new-
economy-the-challenge-to-legal-norms/ch1-precarious-work-women-and-the-new-economy-the- challenge-to-legal-norms (дата обращения: 06.10.2023).
89. Insubordinato L. The European Regime of Wage 2. The loi travail and the
government of precarization / const. World Health Organization. - J., 2023. - URL:
https://www.connessioniprecarie.org/2016/07/13/the-european-regime-of-wage-2-the-loi-travail- and-the-government-of-precarization(дата обращения: 06.10.2023).
90. Insubordinato L. The European regime of wage 1. Precarity save the Queen! The living wage of the Crown / const. World Health Organization. - J., 2023. - URL: https://www.connessioniprecarie.org/2016/06/08/the-european-regime-of-wage-1-precarity-save-the-queen-the-living-wage-of-the-crown/(дата обращения: 06.10.2023).