Введение
1 Интернет как новое медиапространство 7
1.1 Интернет и видеоблогинг 7
1.1.1 Интернет как новое медиапространство 7
1.1.2 Видеоблогинг 12
1.1.3 Видеоблогинг в России 15
1.1.4 Влияние видеоблогинга 17
1.2 Критические жанры журналистики 18
1.2.1 Теория жанрообразующих факторов 18
1.2.2 Актуальные жанры медиакритики 21
2 Анализ контента каналов видеоблогеров, специализирующихся на
кинообзорах 24
2.1 Анализ кинообзоров видеоблога Евгения Баженова
(BadComedian) 24
2.2 Анализ кинообзоров видеоблога (Sokoloff) 47
2.3 Анализ кинообзоров видеоблога Nostalgia Critic 51
Заключение 68
Список использованных источников 72
Данная дипломная работа посвящена исследованию обзоров на кинофильмы русскоязычных и англоязычных видеоблогеров на портале Youtube.
Стремительное развитие мультимедийных технологий и их активное применение медиа-предприятиями и интернет-пользователями обусловили появление новых форм создания и распространения информации и коммуникационных моделей.
Также существенно важным фактором при выборе данной темы является то, что сейчас видеоблогинг становится все более популярен, аудитория постоянно растет.
Актуальность работы обусловлена постоянным ростом популярности пользовательских проектов, в частности видеоблогов на платформе Youtube, самого видеохостинга Youtube и ростом их влияния. Исследование, проведенное исследовательским агентством TNS в июне 2016 года, показало, что онлайн-видео обогнало российские телеканалы по охвату и влиянию на аудиторию. В частности, сервис Youtube находится на четвертом месте в общем списке медиаканалов, охватывая чуть более 81% внимания исследуемой аудитории и оставляя после себя крупнейшие федеральные телеканалы (исследование проводилось в городах с населением более 700 000 жителей в возрасте от 16 до 44 лет) [TNS, 2016]. Непрерывная глобальная модернизация сети Интернет, увеличение списка платформ, на которых пользователи могут себя реализовать как блогеры, а также огромное количество информации и медиапродуктов, в которых аудитории нужно как-то ориентироваться. Обзоры потенциально могут помочь ей в этом. Конечно, как и любой продукт творческой деятельности, обзор не имеет четких критериев качества и полезности, но тем не менее, необходимо сформировать ориентировочные условия. Кроме того, сфере видеоблогинга не уделяется много внимания и отсутствием исследований в этой теме.
Следует понимать, что под понятием «обзор» на какой-либо продукт творчества, будь это фильм, книга, сериал, видеоблог и т.д, на Youtube понимают не то же самое, что в журналистике. Здесь в это понятие входят различные виды критических жанров: рецензия (монорецензия, полирецензия и т.д.), обзор, критическая статья; очерк и другие или что-то на стыке различных жанров. В последующем будет использоваться термин «обзор».
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа выявить основные жанровые черты, особенности, характеризующие обзоры на кинофильмы. Цель работы предполагает решение следующих задач:
- сформулировать понятие «видеоблог»;
определить содержание понятия «обзор», в интернете на портале Youtube, сформулировать характеристики этого формата;
- сопоставить с традиционными жанрами журналистики (рецензия, обзор), охарактеризовать отличия «обзора» видеоблога от телевизионного формата;
- выявить функции «обзора»;
- выделить примерные критерии качественного «обзора»;
- классифицировать типологические направления «обзора»;
- изложить существующую в частности, в журналистике, теорию жанров;
- выявить специфику обзора как жанра его характеристики, виды, функции;
- проанализировать контент наиболее популярных видеоблогеров, характеризующийся как «обзор» (кинообзор).
Объектом моего исследования является жанровая специфика обзора на кино на портале Youtube как медиажанра, а предметом его характеристики и специфика.
Гипотеза. Обзор (на Youtube), как жанр берёт свое начало в традиционных критических жанрах журналистики, имеют также характерные для интернет-коммуникации черты и дополняют профессиональный
Теоретические исследования жанров периодики, кинокритики, видеоблогинга подготовили теоретическую базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати», Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства», А.Г. Вольновой
«Видеоблогинг - синтез трех начал», Н. Агафоновой «Общая теория кино и основы анализа фильма», К. Разлогова «Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана», Я. Н Засурского. «Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации», Кастельса «Информационная эпоха», А.А. Фадеевой «Видеоблогинг - следующий шаг в Web 2.0 коммуникации или параллельная вселенная» и другие.
Эмпирическую базу составили 950 видеороликов различной продолжительности (от 5 мин. - 120 мин), наиболее популярных видеоблогеров, характеризуемых ими как обзор/кинообзор/обзор на фильм.
Исходя из поставленных мною задач, главными методами исследования является описательный и сопоставительный анализ контента авторских видеоблогов, посвященных кино и типологический подход. Кроме того, в ходе работы также использовались следующие методы исследования: обзор и комментирование теоретических источников, описание материала и сопоставление.
Для решения поставленных задач был проведен выборочный анализ содержания видеороликов наиболее популярных в этой сфере блоггеров русского и англоязычного YouTube: Евгения Баженова (BadComedian), Александра Соколова (Sokol[off])), Дата Уокера (Doug Walker - Nostalgia Critic, Channel Awesome).
Выбор именно этик видеоблогеров обуславливается прежде всего количеством подписчиков: BadComedian - 2960776, Sokol[off] - 1013523, Channel Awesome - 1018383, (на 09.06.18).
Практическая значимость данной работы состоит в результатах анализа и использовании отдельных выводов в будущих исследованиях сферы пользовательского контента, видеоблогинга, его типологизации или изучения роли данного вида контента, его жанровой идентификации.
Дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка источников, насчитывающего 30 наименований. Во введении сформулированы цели и задачи, определен объект и предмет исследования. Первая глава (теоретическая часть) разделена на две части (также разделенные на подпункты). Первая - интернет как новое медиапространство, в которой дана характеристика специфики интернета как глобальной информационной медиа платформы, рассмотрено понятие «видеоблогинг» и его история в мире и в России. Вторая часть посвящена теоретическому обоснованию жанрообразующих факторов, этот раздел необходим для дальнейшего анализа фактических материалов данной работы. Также во второй части рассказывается о критических жанрах журналистики (рецензия, обзор), что необходимо для дальнейшего сопоставления и сравнения.
В практической части рассмотрены, описаны и проанализированы видеоблоги и видеоролики наиболее популярных в этой сфере блоггеров русского и англоязычного YouTube: Евгения Баженова (BadComedian), Александра Соколова (Sokol[off]), Дата Уокера (Doug Walker - Nostalgia Critic, Channel Awesome).
Вопрос жанровой классификации новых медийных жанров и их разнообразия на данный момент не решен, но обсуждается, хоть и не так активно и подробно, как обсуждение традиционных журналистских жанров и жанров интернет-СМИ и все еще обсуждается как в серьезных научных исследованиях известных российских теоретиков журналистики, так в небольших специализированных изданиях. Интерес к этому вопросу с каждым годом только возрастает.
Однако, сетевые газеты и журналы развиваются гораздо быстрее. Окончательное утверждение электронных сетей как нового вида СМИ произойдет уже в ближайшее десятилетие. Уже сейчас миллионы людей обращаются к сетевым изданиям в качестве первоисточника информации. А некоторые Интернет - газеты по популярности могут конкурировать и с федеральными каналами.
Вместе с тем в медиа и в интернете в частности продолжают формироваться новые жанры. С развитием технологий и появлением такой площадки как интернет, дающей возможность каждому пользователю реализовывать творческие идеи и выражать мысли, возникают новые виды контента, единого названия для которых исследователи еще не дали. Жанры с трудом поддаются систематизации и типологизации.
В новой среде всемирной паутины даже жанровая структура традиционной журналистики стала вести себя по-иному. Неудивительно, что не привязанное к журналистике творчество отдельно взятых людей стало активно формировать новые жанры. Стали образовываться новые виды пользовательского контента, в зависимости от специфики и функций. Одним из популярных жанров пользовательского контента стал «кинообзор» или просто «обзор». Что вообще вкладывается в определения «обзор», «кинообзор» на площадке хостинга Youtube? Так ли он независим и отличен от традиционных жанров медиакритики? В чем его особенности, функции и специфика?
Во-первых, в понятия «обзор» и «кинообзор» вкладывают не то, что принято под этим понимать с точки зрения традиционной журналистики. И однозначно определить один ее жанр как «прародителя обзора» нельзя. Но по главной его функции, общей для всего многообразия форматов, которым приписывают определение «обзор», а именно критике, выявлению плюсов и минусов, очевидно наибольшее влияние рецензии, причем многих ее видов: полирецензии, монорецензии, гранд- и малой рецензии и т.д.
Во-вторых, несмотря на то что наибольшее влияние на «обзор», очевидно, оказала рецензия, чаще всего мы можем наблюдать смешение жанров. Рецензия в «обзорах» переплетается с обозрением, ранжированными списками, критическими статьями и эссеистикой, также можно заметить черты своего рода памфлета, фельетона, хоть и высмеивается не политические и социальные проблемы и явления, также часто можно увидеть пародию, так как зачастую в описанных обзорах мы видим сатирическое разыгрывание сцен фильма, или высмеивание персонажа или реально существующего человека (например, в обзор BadComedian на фильм «Самый лучший день» пародирует режиссёра фильма.
В-третьих, интернет дает характерные для него как для среды возможности, которые не могли появится в другой медиасреде ранее. Кинообзоры на Youtube обладают целым рядом особенностей по сравнению с более традиционными жанрами и форматами медиакритики. Это и возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой блогеры оказываются оперативное (конечно это относится только к тем роликам, цель которых не подробный разбор, а сообщение плюсов и минусов той или иной новинки) газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир. Хотя с сетевыми изданиями в отношении скорости производства контента примерно наравне, так как оперативность сетевых изданий ничем не ограничена кроме времени создания контента.
По итогам работы удалось сформулировать определение кинообзора на Youtube как нового медиажанра. Кинообзор/обзор на фильм на платформе Youtube - это ролик, сочетающий в себе в первую очередь мнениеформирующую, развлекательную и в меньшей степени информационную функции, и включающий в себя следующие средства донесения мысли: наглядная демонстрация обозреваемого фильма, комментарии автора, эмоции автора, юмор.
Также такой контент не привязан ко времени, человек в любой момент может пересмотреть ролик, не будучи зависимым от времени выхода. Аудитория не централизована, что положительно влияет на распространение контента, и, как следствие, увеличение аудитории. Отсутствие централизации также способствует появлению и развитию специализированных по тематике видеоблогов. Несмотря на то, что однозначно говорить о стоимости производства кинообзора сложно, так как они сильно отличаются по форме, все равно можно говорить о их относительно низкой стоимости в сравнении с традиционными форматами.
В-четвертых, интернет предлагает новые способы выразительности, такие как например мемы, гиперссылки и т.д. Видео формат дает возможность воздействовать посредством изображений, видео, музыки, речи, чего, например, не могут печатные издания. Таким образом достигается более сильное воздействие на зрителя.
Такие свойства определили и жанровые особенности кинообзора многих блогеров. Ключевые критерии и категории жанра практически ничем не отличается от традиционных критических жанров. Основу многих обзоров составляют рецензии, но с элементами других аналитических и художественно публицистических жанров.
Форма публикации не требует создания специальных сайтов. Блогером на YouTube легко может стать любой желающий, функция создания канала доступна каждому и не требует ни финансовых вливаний и специальных навыков. Болгарам, по сути не приходится думать ни о чем, кроме содержания и качества своих каналов.
Интернет - аудитория блогов на YouTube растет очень быстро и такими же темпами возрастает желание получать все больше интересной. C одной стороны, увеличивается конкуренция между болгарами, которая может влиять на их качество. С другой стороны, возможность заниматься узкой темой или конкретным форматом способствует развитию в конкретном направлении.
Анализ блогов и кинообзоров на портале YouTube показал, что обзор сильно отличается от традиционного определения, но имеет под собой основу из традиционных журналистских жанров. А также имеет ряд специфических особенностей, вносимых средой, что и формирует жанровые характеристики.
1 Агафонова, Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. - Минск : Тесей, 2008. — 392 с.
2 Андрианова, Н. С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Электронный ресурс] / Н.С. Андрианова. - 2008. - Режим доступа: http:// www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008_14/arti-cleZ3.pdf
3 Бахтин, М. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - Москва, 2015. - 33 с.
4 Вольнова, А. Г. Видеоблогинг - синтез трех начал / А. Г. Вольнова. - Санкт-Петербург : БХВ-пресс, 2012. - 10 с.
5 Горошко, Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области [Электронный ресурс] : Текстология. - Режим доступа: http://www.textology.ru/article.aspx?aid=77
6 Г орошко, Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы / Е.И. Горошко // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. - 2007. - Вып. 5. - С. 223 - 237.
7 Дедова, О. В. Теория гипертекста и гипертекстовые практики в Рунете / О. В. Дедова. - Москва : МАКС Пресс, 2008. - 284 с.
8 Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. - Москва : Мир, 1993. - 201 с.
9 Засурский, Я. Н. Информационное общество и средства массовой Информации / Я. Н. Засурский // Информационное общество. - 1999. - №1.
10 Засурский, Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации / Я. Н. Засурский // Информационное общество, 2001. — С. 24-27.
11 Кастельс, М. Галактика интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; пер. с англ. А.А. Матвеева под ред. В. Б. Харитонова. - Екатеринбург : У-Фактория, 2007. -328 с.
12 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — Москва : ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
13 Кросби, В. Что такое новые медиа? [Электронный ресурс] : Sociology - Режим доступа: http://www.sociology.org.uk/as4mm3a.doc
14 Лихачев, Д. С., Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси / Д. С Лихачев, А. М. Панченко. - Москва : Наука, 1984. - 38 с.
15 Маклюэн, М. Галактика Гутенберга. Становление человека Печатающего / М. Маклюэн. - Москва : Академический проект, 2005. — 496 с.
16 Нежура, Е. А. Новые типы креолизованных текстов в коммуникативном пространстве интернета / Е.А. Нежура // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 2. - С. 47 - 52.
17 Разлогов, К. Э. Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана: сб. ст. / К. Э. Разлогов, сост., ред. К. Разлогов. — Москва : Радуга, 1985. — 279 с.
18 Рогачева, Н. Б. Новые приоритеты в русском Интернет-общении: на материале жанра блога / Н. Б. Рогачева // Жанры речи: Сборник науч. ст. - Саратов: Изд. «Наука», 2007. - Вып. 5. - С. 389 - 403.
19 Сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения.
[Электронный ресурс]: ВЦИОМ. - Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679
20 Статистика русского Youtube за 2016 год [Электронный ресурс] : Epicstars. - Режим доступа: https://ru.epicstars.com/youtube-statistic/
21 Статистика TNS [Электронный ресурс]: TNS. - Режим Доступа: http://www.tns-global.ru/
22 Сычев, А. А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект [Электронный ресурс] : Abc-globe. — Режим доступа: http:// www. abc- globe.com/sichev.htm.
23 Телеканал Дождь. BadComedian о провале фильма Бекмамбетова от 24.01.17 [Электронный ресурс] : Youtube. - Режим Доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zTLV6CmdK_I
24 Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2000 - 310 с.
25 Фадеева, А. А. Видеоблогинг - следующий шаг в Web 2.0 коммуникаци или параллельная вселенная / А. А. Фадеева. - Москва, 2012. - 20 с.
26 Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. - Москва : Высшая школа, 1999. - 405 с.
27 Lister, M. New Media: A Critical Introduction / M. Lister. - Routledge; 1 edition, 2003. - 404 c.
28 Manovich, L. The Language of New Media / L. Manovich. - The MIT
Press; Reprint edition, 2002. - 352 c.
29 Feldman, T. An introduction to digital media / T. Feldman. - Routeledge: UK, 1997. С. 6.
30 Wattenhofer, M. The YouTube Social Network. Proceedings of the Sixth
International AAAI Conference on Weblogs and Social Media (ICWSM 2012), 2012. [Электронный ресурс] : ICWSM. - Режим Доступа: https://research.
google.com/pubs/pub37738.html, accessed 10.10.2017.