Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ОБЩИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №193862

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

Государственное и муниципальное управления

Объем работы98
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты региональной политики в сфере среднего общего образования 6
1.1 Цели и задачи региональной политики в сфере среднего общего образования 6
1.2 Тенденции и вызовы в сфере образовательной политики 12
1.3 Методология оценки эффективности реализации региональной политики в сфере
среднего общего образования 15
2. Особенности реализации региональной политики в сфере среднего общего образования . 21
2.1 Реализация государственных программ и национальных проектов на примере Томской
области 21
2.2 Система органов государственного управления в сфере среднего общего образования
Томской области 26
2.3 Финансовое обеспечение реализации региональной политики 29
3. Совершенствование региональной политики в сфере среднего общего образования на
примере Томской области 32
3.1 Лучшие региональные практики в сфере управления средним общим образованием ... 32
3.2 Оценка эффективности регионального управления в сфере среднего общего
образования Томской области 39
3.3 Совершенствование механизмов кадровой политики в сфере среднего общего
образования Томской области 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Государственная региональная политика является неотъемлемой частью общенациональной стратегии развития образования и направлена на обеспечение равных прав в доступе к качественному образованию для всех граждан страны, независимо от места проживания. При этом, в современном быстроменяющемся обществе приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогических коллективов, соответствующих запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире, эти задачи требуют постоянно выявлять проблемы и совершенствовать механизмы и инструменты региональной политики в сфере управления средним общим образованием.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что государственная региональная политика значима в следующих аспектах. Каждый регион имеет свои социокультурные, экономические, демографические, географические особенности развития, что обязывает региональные власти учитывать эти факторы и адаптировать образовательную стратегию под потребности региона.
В связи с этим задачи государственной региональной политики в сфере управления средним общим образованием значительно усложняются. В результате образовательной реформы возникли проблемы, требующие комплексного решения. Одной из таких проблем является неравномерность доступа к качественному образованию в разных регионах страны. В некоторых регионах существует нехватка школ, что приводит к перегруженности классов и снижению качества образования. В то же время, в других регионах имеется избыток школ, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и нерациональному распределению кадров. По доле учеников старших классов в профильных школах, лицеях и гимназиях различий между субъектами Федерации мало. В любом регионе таких школ не более 10% (по каждому из профилей). Зато распространены профильные классы на базе обычных школ: есть регионы, где в таких классах обучается больше 25% учащихся. А вот число учеников, поступивших в старшие классы, варьируется. В некоторых регионах больше 60% школьников не идут в 10-11 классы. В противоположность им, в Москве, Санкт- Петербурге, Калмыкии и Тыве отсев составил менее 40% [39].
Кроме того, важной проблемой является низкий уровень оплаты труда педагогических работников. По данным Росстата, средняя учительская зарплата в 2023 году составляет 45 787 руб. в среднем по России. Ее размер, включая всевозможные надбавки, зависит от 3
региона, где педагог работает. Самая низкая оплата учителей на Северном Кавказе (в субъектах Северо-Кавказского федерального округа) - базовый оклад 30 тыс. руб. В прочих регионах РФ средняя заработная плата - 40 тыс. руб. в месяц [31]. Это приводит к недостатку квалифицированных и мотивированных преподавателей, что негативно сказывается на качестве образования и развитии учащихся. Так, данные социологических исследований говорят о нехватке в школах педагогов-предметников, более того, потребность в учителях выросла с 48% до 51% [41]. Представленное свидетельствует о том, что у регионов могут быть разные потребности и государственная региональная политика в сфере управления средним общим образованием должна учитывать эти потребности и адаптироваться под них.
Вышеперечисленные положения позволили сформулировать проблему исследования: какова эффективность государственной региональной политики Томской области в сфере управления средним общим образованием?
Цель исследования: на основании оценки эффективности государственной
региональной политики в сфере управления средним общим образованием Томской области предложить пути ее совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты региональной политики в сфере среднего общего образования;
2. Провести анализ методологии оценки эффективности реализации региональной политики в сфере среднего общего образования;
3. Выявить особенности реализации региональной политики в сфере среднего общего образования;
4. Рассмотреть механизмы управления и финансового обеспечения региональной политики в сфере среднего общего образования;
5. Предложить инструменты совершенствования региональной политики в сфере среднего общего образования на основе лучших региональных практик.
Объект исследования - государственная региональная политика в сфере среднего общего образования.
Предмет исследования - эффективность государственной региональной политики в сфере управления средним общим образованием Томской области.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют следующие подходы: сравнительный, характеризующийся отождествлением эффективности и результативности управления в сфере среднего общего образования между отдельными регионами (Джакупова Д.Е. [34], Фастович Г.Г. [67], Ускова Т.В. [66]); стратегический, основанный на сопоставлении полученного результата в развитии с бюджетными и иными затратами 4
(Захаров С.В. [40], Кийкова С.А. [45], Коновалова С.В. [48], Шилова Н.Н. [72]); системный, при котором сфера управления средним общим образованием рассматривается как целостный комплекс взаимосвязанных элементов (например, взаимосвязь субъектов по вопросам управления средним общим образованием) (Джагаева М.С. [33], Котов А.В. [49], Ракута Н.В. [62]); социологический (используются при проведении социологических исследований, опросов для выявления мнений опрошенных), который использовался при проведении опроса в рамках настоящего исследования (Любавина Н.В. [52], Чазова И.Ю. [73], Чубарова Т. В. [71]).
Для эффективности оценки государственной региональной политики в сфере управления средним общим образованием Томской области необходимо использовать комплексный подход.
Информационную базу исследования составили данные Российской Федерации и Томской области.
Методы исследования: 1) анализ документов (государственной программы «Развитие образования в Томской области», докладов Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О реализации государственной политики в сфере образования за 2022 год» и «О реализации государственной политики Томской области в сфере образования (2022 год)», результатов независимой оценки качества образования и др.), Национального проекта «Образование», анализ статистических данных (Росстат); 2) проведение опроса представителей педагогического сообщества (использовано качественное исследования, результаты открытых интервью с педагогами ТО).
Научная новизна исследования заключается в разработке алгоритма снижения дефицита кадров и повышения уровня инклюзивного образования в Томской области.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что обобщения автора углубляют и развивают теоретические и практические представления о развитии региональной политики в сфере управления средним общим образованием.
Практическая значимость заключается в том, что основные положения исследования и выводы могут быть использованы в работе органов региональной власти как Томской области, так и других субъектов РФ для повышения эффективности государственной региональной политики в сфере среднего общего образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. В качестве цели государственной региональной политики в сфере среднего общего образования выступает обеспечение доступного и качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого жителя региона. Соответственно, в качестве задач можно выделить: обеспечение получения среднего общего образования, содействие развитию системы образования, в т.ч. кадрового потенциала; совершенствование материальнотехнического обеспечения образовательной организации; строительство образовательных организаций; сохранение действующих мест в образовательных организациях.
Указанные цели и задачи основываются в большей степени на положениях национального проекта «Образование», поскольку направлены на его реализацию на региональном уровне.
2. Современные тенденции и вызовы в сфере образовательной политики на региональном уровне требуют разработки комплексных подходов к решению проблем, связанных с демографическими изменениями, требованиями к подготовке кадров, децентрализацией управления и внедрением инноваций. Отдельно следует отметить вопрос важности совершенствования инструментов развития инклюзивности образования, что означает включенность всех детей в общую систему образования, обучение их в обычных школах по месту жительства наравне с ровесниками.
Только таким образом можно обеспечить эффективное развитие образования и его соответствие современным вызовам и потребностям общества.
3. Были предложены критерии комплексной оценки эффективности государственного управления в сфере среднего общего образования являются совокупностью основных критериев, которые были предложены авторами, занимавшимися исследованиями в данной сфере. Однако научная новизна именно в проведенном анализе по всем указанным критериям заключается в том, что отдельным критериям ранее не придавалось существенного значения. Например, такому критерию как цифровизация среднего общего образования.
4. Образовательная политика Томской области является частью общенациональной стратегии развития образования. Основной целью политики управления средним общим образованием Томской области является обеспечение доступного качественного образования, развитие современной школьной среды; развитие профессионального потенциала педагогов и создание системы для инновационного развития данной сферы. При этом, важнейшими приоритетами являются повышение качества и доступности среднего общего образования, развитие образовательной инфраструктуры и формирование целостной системы воспроизводства кадров для развития региона. Из проведенного анализа можно заметить, что реализуемая политика в рамках Томской области направлена на достижение параметров, заданных в рамках национального проекта «Образование».
5. Органами государственной власти Томской области, осуществляющим полномочия в сфере среднего образования, являются Департамент общего образования Томской области и территориальные органы власти. Совместно с Общественным советом, созданным при Департаменте общего образования Томской области, разрабатываются пути развития образовательной сферы, направленные на повышение уровня образования и формирование качественной базы знаний и навыков у молодого поколения.
6. Финансовое обеспечение реализации государственной политики в сфере управления средним общим образованием играет важную роль в обеспечении качественного образования и подготовке детей к самостоятельной жизни и карьере в будущем. Однако, существующая система финансирования сферы среднего общего образования недостаточна. Требуется изменение подхода к более точному анализу потребностей и соответствующему распределению средств. Например, на сегодняшний день в рамках финансирования недостаточно учитывается критерий квалификации педагогических кадров (в аспекте повышения квалификации преподавательского состава с учетом внедрения цифровых технологий в образовательную сферу). В данной связи предлагаем сделать акцент на финансировании разработки и внедрения программ переподготовки преподавательского состава с учетом внедряемых цифровых технологий в сферу образования, а также затрат на саму переподготовку, повышению квалификации сотрудников образовательных учреждений. Для этого предлагаем предусмотреть в рамках областного бюджета Томской области и раздел «Повышение квалификации преподавательского состава с учетом внедрения цифровых технологий в образовательную сферу». Соответственно, те денежные средства, которые выделяются на финансирование сферы образования, следует распределить и на это направление.
7. Представленные практики в сфере управления средним общим образованием играют существенную роль в повышении качества образования на региональном уровне. Из анализа опыта отдельных регионов можно заметить особое значение цифровых технологий, которые внедряются в сферу управления образованием. Представляется, что в современных условиях важно внедрение электронных образовательных ресурсов, закупка, например, компьютерного оборудования, которым на сегодняшний день крайне важно снабжать образовательные учреждения в условиях цифровизации образования. Следует взять во
внимание и возможность учреждения отдела мониторинга, статистики и качества образования.
Кроме того, следует повышать мотивацию педагогического состава среднего общего образования с учетом успешного опыта других регионов.
В комплексе указанные меры позволят повысить эффективность регионального управления в сфере среднего общего образования Томской области.
8. Проведенное исследование выявило проблемы в государственном управлении сферой среднего общего образования Томской области, связанные с недостаточной удовлетворенностью населения доступностью образования для инвалидов, отсутствием гибких и постоянных механизмов повышения квалификации педагогов, низкой привлекательностью профессии. А снижение уровня заработной платы педагогических работников в сравнении с заработной платы работников по региону является одной из причин дефицита педагогических кадров.
9. Была разработана программа, направленная на совершенствование механизмов кадровой политики в сфере среднего общего образования Томской области. В рамках данной программы предлагается решить следующие проблемы, выявленные по результатам опроса учителей, работающих в средних общеобразовательных школах Томской области:
- Нехватка педагогов-специалистов, в т.ч. молодых;
- Недостаточная мотивация учителей, поскольку необходимо стимулировать не только с материальной стороны, но и посредством нематериальных факторов;
- Недостаточное внимание уделяется повышению квалификации учителей с учетом инклюзивного образования, внедрения цифровых технологий в образовательный процесс;
- Недостаточное взаимодействие педагогов с администрацией, родителями, педагогами других образовательных учреждений, с органами власти.
В аспекте разрешения проблемы нехватки педагогов-специалистов, в т.ч. молодых, особый акцент предлагаем сделать на следующих мероприятиях:
1) предоставлении стипендий студентам-педагогам с высокими достижениями. Предлагаем апробировать такую практику для начала в Томской области. В таком случае порядок назначения таких стипендий будет устанавливаться органами государственной власти Томской области, а финансирование осуществляться за счет бюджетных ассигнований бюджета Томской области. Выявляться такие студенты будут непосредственно в каждом образовательном учреждении. В целом сам порядок выявления и назначения будет подчиняться общему порядку выплаты стипендий студентам очной формы обучения;
2) организация целевой подготовки учителей с обязательным трудоустройством после окончания вуза.
Основные направления, которые нами предлагаются в рамках настоящего направления, выглядят следующим образом: распределение после ВУЗа; внедрение практики прелиминаринга.
Например, необходимо внедрить практику «распределения после ВУЗа», которая успешно себя зарекомендовала в советское время, а также широко распространена в таком ВУЗе, как например, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя. С учетом этого предлагаем дополнить ФЗ «Об образовании в РФ» положением, согласно которому «выпускники, обучающиеся по программам бакалавриата, должны будут отработать не менее четырех лет, по программам специалитета - не менее пяти, по программам магистратуры - не менее шести лет». Предлагаем распространить данную норму на лиц, которые отучились на бюджетной основе. В таком случае, если выпускник отказывается отработать установленный срок в определенном месте, то он будет обязан возместить понесенные государством затраты на его обучение, а также на меры социальной поддержки, которые он получал в процессе получения высшего образования. Соответственно, на тех, кто учился на платной основе, такое требование распространяться не будет.
В аспекте разрешения проблемы низкой мотивации учителей предлагаем следующие мероприятия:
1) разработать социальный пакет;
2) разработать Положение об адаптации новых сотрудников;
3) предоставление сотрудникам возможности профессионального развития, оплачивая курсы и тренинги, а также оказывая помощь в получении дополнительных квалификаций, что особенно актуально в условиях цифровизации образования.
В аспекте разрешения проблемы повышению квалификации учителей с учетом инклюзивного образования, внедрения цифровых технологий в образовательный процесс предлагаем следующие мероприятия:
1) разработка программ повышения квалификации учителей с учетом инклюзивного образования, внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Предлагается программа «Адаптация к системе инклюзивного образования». Дополнительно следует разработать и принять на региональном уровне нормативный правовой акт «Особенности реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях на территории Томской области».
2) финансирование курсов повышения квалификации и профессионального обучения, тренингов. Например, это может быть сделано работодателями, что будет способствовать развитию и нематериальных мотивационных факторов, привлечению новых специалистов.
В аспекте разрешения проблемы недостаточного взаимодействия педагогов с администрацией, родителями, педагогами других образовательных учреждений, с органами власти предлагаем следующие мероприятия:
1) развитие государственно-частного партнерства на примере уже имеющегося успешного опыта;
2) ежегодное проведение круглых столов, в рамках которых могли бы взаимодействовать и обмениваться опытом учителя одних образовательных учреждений с другими, а также присутствовать представители органов власти. Круглые столы могут проводиться по актуальным проблем, которые имеют место быть в сфере образования.
Представляется, что сформулированные предложения позволят повысить эффективность региональной политики в сфере среднего общего образования, а также разрешат наиболее актуальные проблемы, имеющиеся на сегодняшний день.


1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ; от 14 мар. 2020 г. № 1-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан.
- М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 28 июн. 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 26, ч. 1. - Ст. 3378.
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53, ч. 1. - Ст. 7598.
4. Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. № 915 : постановление Правительства Рос. Федерации от 03 апр. 2021 г. № 542 (ред. от 01.07.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2021. - № 16, ч. 3. - Ст. 2770.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» : постановление Правительства Рос. Федерации от 26 дек. 2017 г. № 1642 (ред. от 27.02.2023) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 1, ч. 2. - Ст. 375.
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 45. - Ст. 5489.
7. Об успешных практиках [Электронный ресурс] : письмо Минпросвещения России от 30 нояб. 2022 г. № 08-2088 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф.
- Электрон. дан. - М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. О комплексе мер [Электронный ресурс] : письмо Минпросвещения России от 24
мар. 2020 г. № МП-П-989 // Официальный сайт Минпросвещения России. URL:
https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.08.2023).
9. Об органах управления образованием [Электронный ресурс] : письмо
Минобразования РФ от 17 нояб. 2003 г. № 38-06-11 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических актов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901889012 (дата обращения: 13.09.2023).
10. О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (вместе с «Рекомендациями субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») [Электронный ресурс] : письмо Минобрнауки России от 01 апр. 2013 г. № ИР-170/17 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2023. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Об утверждении Положения о Департаменте общего образования Томской области [Электронный ресурс] : постановление Губернатора Том. обл. от 13 нояб. 2015 г. № 132 (в ред. от 02.08.2022). - Режим доступа: https://edu.tomsk.gov.ru/polnomochija (дата обращения: 01.08.2023).
12. Об утверждении государственной программы «Развитие образования в Томской области» [Электронный ресурс] : постановление Администрации Том. обл. от 27 сент. 2019 г. № 342а (в ред. от 22 февраля 2023 г.) // Электронный фонд правовых и нормативнотехнических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/467956284 (дата обращения: 11.08.2023).
13. Паспорт регионального проекта Современная школа (Томская область) [Электронный ресурс] : протокол совета при Губернаторе Том. обл. по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 23 мар. 2020 г. №СЖ-Пр-533. - Режим доступа: tomsk.gov.ru>files/front/download/id/324454 (дата обращения: 05.08.2023).
14. Паспорт регионального проекта Успех каждого ребенка (Томская область) [Электронный ресурс] : протокол совета при Губернаторе Том. обл. по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 23 мар. 2020 г. №СЖ-Пр-533). - Режим доступа: tomsk.gov.ru>files/front/download/id/236713 (дата обращения: 05.08.2023).
15. Паспорт регионального проекта Учитель будущего (Томская область) [Электронный ресурс] : протокол совета при Губернаторе Том. обл. по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 мая 2020 г. № СЖ-Пр-1039. - Режим доступа: tomsk.gov.ru>files/front/download/id/245127 (дата обращения: 05.08.2023)....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ