Введение 3
1 Теоретические основы налогового администрирования в условиях цифровой экономики 6
1.1 Понятие, функции и принципы налогового администрирования 6
1.2 Теоретические аспекты цифровой экономики 16
1.3 Методологическая база оценки функционирования системы налогового администрирования ....21
2 Оценка состояния налогового администрирования в РФ в условиях цифровой трансформации 25
2.1 Особенности налогового администрирования РФ в условиях цифровой экономики 25
2.2 Оценка эффективности налогового администрирования 39
2.3 Препятствия для расширения цифровой налоговой среды в России 49
3 Трансформация системы налогового администрирования в цифровой экономике 59
3.1 Мировая практика внедрения цифровых сервисов 59
3.2 Перспективы развития в сфере налогового администрирования 71
3.3 Модель совершенствования налогового администрирования в условиях цифровой экономики ..78
Заключение 87
Список использованной литературы 90
Приложение А Хронология внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых органов 99
Приложение Б Хронологическая последовательность развития методик 101
Приложение В Методика расчета значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя ФНС по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности 104
Приложение Г Методика расчета значений показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности ФНС в 2017 г 106
Приложение Д Сведения об организации и проведении выездных и камеральных налоговых проверок в Российской Федерации в 2011-2021 гг
Серьезные преобразования в российской экономике невозможны без совершенствования работы государственного сектора, аккумулирующего финансовые ресурсы, необходимые для производства общественных благ. Главная роль в этой сфере у ФНС России, так как до 75 % доходов федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации ежегодно обеспечивается за счет налоговых поступлений. Также налоговые органы через проводимую ими политику оказывают влияние на макроэкономику страны. Осуществляемые преобразования в налоговой сфере в конечном итоге воздействуют на такие важные показатели, как развитие бизнес-среды, деловая активность, занятость населения и экономический рост.
В условиях цифровизации экономики налоговые органы все больше используют цифровые технологии для решения необходимых задач в процессе осуществления налогового администрирования. Наиболее значимые направления налоговой политики, где требуется использование цифровых технологий, определены в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. К ним относятся: создание справедливой конкурентной среды и сокращение теневого сектора экономики; улучшение условий ведения бизнеса и повышение уровня прозрачности экономики за счет расширения цифровой налоговой среды; разработка новых цифровых решений для налогоплательщиков с целью осуществления преобразований в рамках налогового администрирования.
Отсутствие однозначного трактования понятия налогового администрирования существенно затрудняет как прогресс в их научном исследовании, так и обеспечение устойчивости и своевременности поступления обязательных платежей в бюджет. В связи с этим, актуальность приобретает развитие теоретических основ и моделей совершенствования налогового администрирования.
Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена необходимостью:
- исследования теоретических основ цифровизации налогового администрирования и расширения цифровой налоговой среды;
- оценки существующей практики расширения цифровой налоговой среды в России и в мире;
- разработки модели совершенствования налогового администрирования в условиях цифровизации экономики в Российской Федерации
Цель исследования - систематизация и обобщение теоретических основ и разработка модели совершенствования налогового администрирования.
Задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты налогового администрирования и цифровой экономики и уточнить понятийный аппарат.
2. Изучить методологические аспекты оценки функционирования системы налогового администрирования.
3. Исследовать развитие цифровизации налогового администрирования в РФ с целью оценки современного состояния налоговой системы, систематизировать существующие цифровые сервисы.
4. Провести оценку трансформации системы налогового администрирования под влиянием цифровых технологий и выявить препятствия для дальнейшего совершенствования существующей системы.
5. На основе анализа зарубежного опыта цифровизации налогового администрирования, выявить характерные особенности и успешные практики.
6. Провести анализ публикаций с целью определения авторских взглядов на будущее налогового администрирования в условиях цифровизации.
7. Разработать модель совершенствования налогового администрирования.
Объект исследования - налоговое администрирование в условиях цифровой трансформации экономики.
Предмет исследования - совокупность процессов налогового администрирования, осуществляемых с применением цифровых технологий.
Теоретическую и методическую основу исследования составили труды зарубежных и российских ученых в области теории и методологии налогового администрирования. В процессе исследования были применены такие методы научного познания, как индукции и дедукции, анализа и синтеза, наблюдения. Также использовались методы и процедуры эмпирического исследования: институциональный, статистический и сравнительные методы.
Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, регламентирующие вопросы налогового администрирования, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ. Были использованы материалы научно-практических конференций и семинаров, научные статьи и монографии по проблеме исследования, ресурсы Интернета.
Научная новизна результатов исследования заключается в приращении научного знания в теории налогового администрирования и практическом аспекте совершенствования системы налогового администрирования, которое способствует разработке модели, направленной на достижение стабильного поступления налоговых доходов в бюджетную систему.
Таким образом, теоретический аспект научной новизны проявляется в обобщении и систематизации понятийного аппарата в части налогового администрирования, в выявление характерных особенностей и успешных зарубежных практик, и систематизации доступных на сегодняшний момент цифровых сервисов.
Практический аспект научной новизны определен разработкой модели совершенствования налогового администрирования на основе дополнительного использования качественных показателей.
Теоретической рамкой магистерской диссертации послужили труды отечественных и зарубежные исследователей и ученных. Существенный вклад в изучение теоретических и практических вопросов — налогового администрирования, а также формирования эффективной налоговой системы современной России внесли такие ученые как: И. А. Майбуров, М В. Мишустин, Л И Гончаренко, Т. А. Ефремова, Н.К. Толочко, А. В. Угрюмова, Д. А. Артеменко, И. А. Карчевская и др. С развитием цифровых технологий исследователи стали поднимать вопросы, касающиеся цифровой трансформации налогового администрирования. О налоговых вызовах цифровой экономики, повышении эффективности налогообложения и налогового контроля в условиях перехода к цифровой экономике, формировании цифровой налоговой среды посвящены работы: М.Р. Пинской, В. П. Вишневского, Т. В. Зверевой, В. Н. Южаков, О. А. Толкачев, О. К. Аратюнян, И. А. Перонко и др. Взгляд на будущее налоговой системы представлен в работах: Е. Н. Евстигнеева, Н.Г Вишневского, О. М. Карпова, J. Reis, E. Stolterman, J. Gray и др.
Результаты, полученные в рамках выпускной квалификационной работы, были представлены:
1. На международной научно-практической конференции «Экономические возможности России в условиях вызовов мировой экономики: подходы и решения» 25 мая 2022 г., Краснодарский кооперативный институт (филиал АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»), г. Краснодар.
2. В междисциплинарном научном электронном сетевом периодическом издании (научный журнал) «e-FORUM» Уральского государственного экономического университета, выпуск № 2 (19), 2022 г.
3. В научном журнале «Образовательные ресурсы и технологии», выпуск №2, 2022 г.
Таким образом, вопросы, связанные с налоговым администрированием в условиях цифровой экономики, требуют обобщения и систематизации, а также выработки модели, направленной на совершенствование налогового администрирования.
Исследование российской и зарубежной научной литературы, а также практического опыта различных стран мира, включая современную российскую практику, в сфере внедрения цифровых технологий в процесс налогового администрирования позволило сформулировать и обосновать следующие выводы и рекомендации:
1. Уточнен и дополнен понятийный аппарат в части налогового администрирования, сгруппированы принципы и методы налогового администрирования, сформулировано авторское определение;
2. Показано влияние процесса цифровизации экономки на содержание понятия «налоговое администрирование». Процесс цифровизации не оказывает влияние на изменение содержания понятия «налоговое администрирование». К множеству элементов, которые отражает содержание относятся четыре функции налогового администрирования, выведенные из функций управления: контроль (главная по отношению к остальным функция), планирование, организация и мотивация, которые остаются неизменными и в условиях цифровизации экономики. Процесс цифровизации не изменяет существующие функции налогового администрирования, лишь вносит новые способы их реализации. Цифровые налоговые сервисы определены как услуги налоговых органов, предоставляемые налогоплательщикам через интернет.
4. В настоящее время можно выявить общую закономерность - налоговые органы стремятся расширить цифровую налоговую среду для обеспечения прозрачности экономики настолько, насколько это возможно с учетом существующих ограничений, таких, как например, правовые и этические нормы. Расширение цифровой налоговой среды осуществляется для всех категорий налогоплательщиков: физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.
Классификация цифровых налоговых сервисов должна осуществляться по следующим шести признакам:
- категории налогоплательщиков (юридические лица, физические лица; индивидуальные предприниматели; и самозанятые (налоговый режим «Налог на профессиональный доход»));
- способ использования налоговых сервисов (обязательное или добровольное использование);
- широта охвата налогоплательщиков (сервисы для индивидуального использования; и сервисы для массового использования);
- структура налоговых сервисов (простые и сложные цифровые сервисы);
- доступ к цифровым сервисам (открытый и закрытый доступ);
- размещение (размещение на официальном интернет-портале ФНС и мобильных приложениях; размещение на сторонних интернет-порталах и мобильных приложениях).
5. Оценка эффективности налогового администрирования за 2011-2021 гг. показала общее сокращение числа выездных налоговых проверок без снижения объемов доначисленных сумм по налогам и обязательным платежам, увеличение числа камеральных налоговых проверок и снижение суммы доначисленных платежей в расчёте на одну проверку. Результаты, достигнутые налоговыми органами в плане повышения эффективности налогового администрирования, связаны с трансформацией системы налогового администрирования в условиях цифровизации, с внедрением цифровых технологий в работу налоговых органов.
Препятствиями развития цифровых налоговых сервисов в России являются:
- отсутствие доступа налогоплательщиков к инфраструктуре ИКТ;
- высокие издержки внедрения и использования для налогоплательщиков цифровых технологий;
- сложность и технические недостатки в работе цифровых сервисов;
- привычный образ жизни и традиции налогоплательщиков.
Возникновение перечисленных препятствий во многом обусловлено отсутствием необходимой технической поддержки налогоплательщиков при использовании ими цифровых налоговых сервисов, отсутствием у налоговых органов информации об ожиданиях, текущих проблемах и финансовых возможностях налогоплательщиков, наличием правовых ограничений при осуществлении цифровых преобразований в рамках налогового администрирования. Для устранения или смягчения существующих препятствий необходимо создание в рамках мониторинга работы цифровых сервисов обратной связи с налогоплательщиками. Обратная связь должна быть такой, чтобы налоговым органам было возможно, во-первых, привлекать налогоплательщиков к обсуждению создаваемых цифровых сервисов (особенно это важно для обязательных сервисов), а во-вторых, принимать идеи налогоплательщиков по развитию налогового администрирования.
6. Цифровые технологии в налоговом администрировании используются развитыми странами в сфере:
- мониторинга работы цифровых сервисов,
- разработки клиентоориентированного дизайна сервисов,
- информирования налогоплательщиков о новых возможностях взаимодействия с налоговыми органами, а также
- информационной поддержки налогоплательщиков в рамках цифровой среды.
Для осуществления мониторинга работы цифровых налоговых сервисов для российской практики можно заимствовать опыт таких стран, как Нидерланды (сбор информации о существующих проблемах налогоплательщиков из различных информационных интернет-ресурсов, не являющихся цифровой налоговой средой) и Австрия (сбор предложений о проблемах работы цифровых сервисов в рамках платформы, где налогоплательщики предлагают идеи по совершенствованию цифровых сервисов).
Разработка клиентоориентированного дизайна может осуществляться на основе опыта таких стран, как Австрия (сбор идей по разработке цифровых налоговых сервисов на цифровой платформе), Ирландия (предоставление налоговыми органами открытой информации об отзывах налогоплательщиков) и Канада (обсуждения в рамках встреч с представителями бизнес-сообщества и физическими лицами или форумов разработчиков программного обеспечения).
7. Выявлены перспективы развития налогового администрирования в условиях цифровизации экономики в России.
В последующей перспективе, как и в настоящее время, будут развиваться цифровые налоговые сервисы, призванные упростить насколько это возможно для налоговых органов и для налогоплательщиков взаимодействие в цифровой налоговой среде.
8. Для адаптации налогового администрирования к реалиям цифровой экономики предложено:
- разработать рейтинг налогового доверия и преференции для добросовестных налогоплательщиков;
- модернизировать показатели оценки эффективности налогового администрирования.
Рейтинг налогового доверия будет способствовать созданию справедливой налоговой системы, а преференции для добросовестных налогоплательщиков станут стимулом к добросовестному соблюдению законодательства о налогах и сборах. Показатели оценки эффективности налогового администрирования в условиях цифровой экономики позволят производить оценку эффективности налогового администрирования с качественной стороны, с учетом трансформации.
Разработанная модель может быть использована налоговыми органами для совершенствования системы налогового администрирования РФ.
1. Об утверждении программы Правительства Российской Федерации «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах» : постановление Правительства РФ от 31.03.1997 г. № 360 // Кодекс: справ. правовая система. - М., 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9050138(дата обращения: 25.04.2021).
2. О мерах по стабилизации социально-экономического положения в стране :
постановление Правительства РФ от 10.07.1998 г. № 762 // Консультант: справ. правовая система. - М., 2021. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19452/92829badabf5a0dfe1ad746f422656af3 c9ceb42/ (дата обращения: 25.04.2021).
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования : принят 17 марта 2000 // Кодекс: справ. правовая система. - М., 2021. - URL: https://docs.cntd.ru/document/901758318(дата обращения: 25.04.2021).
4. Терехова Л. А. Налоговое администрирование: понятие и содержание / Л. А.
Терехова // Вестник ОмГУ. Серия. Право. - 2016. - №2 (31). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-kak-vid-ispolnitelno- rasporyaditelnoy-deyatelnosti-ponyatie-i-soderzhanie(дата обращения: 28.04.2021).
5. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок : приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ // Консультант: справ. правовая система. - М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/(дата обращения: 25.04.2021).
6. Об экономической политике на 2001 год и некоторых аспектах стратегии на среднесрочную перспективу : заявление Правительства РФ, Банка России : ( одобрено на заседании Совета директоров Банка России 06.04.2001, на заседании Правительства РФ 13.04.2001) // Консультант: справ. правовая система. - М., 2021. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31312/(дата обращения: 30.04.2021).
7. Угрюмова А. В. К вопросу о содержании понятий «Налоговое администрирование»
и «Администрирование налога» / А. В. Угрюмова // Финансы: теория и практика. - 2018. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-soderzhanii-ponyatiy-nalogovoe-
administrirovanie-i-administrirovanie-naloga (дата обращения: 27.04.2022).
8. Артеменко Д.А. Налоговое администрирование в России: механизм и направления модернизации : дис. на соискание ученой степени д-ра экон. наук / Д. А. Артеменко. -Ростов- на-Дону, 2019. - 78 с.
9. Арутюнян О.К. Понятие и значение налогового администрирования / О. К. Арутюнян, Н. О. Арутюнян // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i- znachenie-nalogovogo-administrirovaniya(дата обращения: 26.04.2022).
10. Дмитриев А. А. Проблемы и перспективы налогового администрирования в
Российской Федерации на современном этапе экономического развития / А. А. Дмитриев // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 144-147. — URL:
https://moluch.ru/archive/159/44889/(дата обращения: 18.05.2022).
11. Иванов А. Е. Налогообложение некоммерческих организаций / А. Е. Иванов, С. А. Иванов. - М.: КноРус, 2017. - 288 с.
12. Карчевская И. А. Влияние налогового мониторинга на совершенствование налогового администрирования / И. А. Карчевская // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-nalogovogo- monitoringa-na-sovershenstvovanie-nalogovogo-administrirovaniya(дата обращения: 26.05.2022).
13. Кибанов А. Я. Налоги и налогообложение / А. Я. Кибанов. - М.: КноРус, 2017. - 488 с.
14. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учеб. для студентов вузов / И. А. Майбуров - М., 2019. - С. 88.
15. Мешкова Д. А. Налогообложение организаций в Российской Федера-ции: учебник для бакалавров / Д. А. Мешкова, Ю. А. Топчи. - М.: Дашков и К, 2016. - 160 с.
16. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров / В. Г. Пансков. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 242 с.
17. Селезнева Н.Н. Налоговый менеджмент: администрирование, планирование, учет : учеб. пособие / Н.Н. Селезнева. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 225 с.
18. Ружанская Л. С. Общий менеджмент : учебное пособие / Л.С. Ружанской, И. В. Котляревской.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.— 116 с.
19. Толкачев О. А. Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы / О. А. Толкачев // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/76/13082/(дата обращения: 29.05.2022).
20. Перонко И. А. Методы и формы налогового администрирования / И. А. Перонко // Налоговый вестник. - 2000. - № 11. - С. 9-12.
21. Цветков В. А. Совершенствование системы налогового администрирования в России / В. А. Цветков, А. А. Шутьков, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников // Финансы: теория и практика. - 2017. - Т. 21. - № 6. - С. 34-49.
22. Гончаренко Л. И. Налоговое администрирование и контроль: учебник / Л.И.
Гончаренко. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019. - 448 с.
23. Романова И. Б. Налоговое администрирование: учеб. пособие / И. Б. Романова - Ульяновск: УлГУ, 2018. - 54 с.
24. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : принят Государственной думой 16 июля 1998 г.: (с изм. и доп. на 2 июля 2021 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/(дата обращения:
20.10.2021) .
25. Бурцев Д. Г. Проблемы совершенствования налогового администрирования / Д. Г. Бурцев. - СПб.: Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, 2007. - 163 с.
26. Майбуров И. А. Налоговый менеджмент. Продвинутый курс: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направления «Финансы и кредит» / И. А. Майбуров, Ю. Б. Иванов, Л. Н. Высянина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 560 с.
27. Ефремова Т. А. Развитие налогового администрирования в России: теория, методология, практика : дис. ... д-ра экон. наук / Т. А. Ефремова. - Саранск, 2017. - 390 с.
28. Арутюнян О. К. Основные принципы и методы налогового администрирования //
Актуальные вопросы экономических наук / О. К. Арутюнян. - 2015. - №45. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-i-metody-nalogovogo-administrirovaniya(дата обращения: 17.05.2022).
29. Евтянова Д. В. Цифровая экономика как механизм эффективной экологической и экономической политики / Д. В. Евтянова, М. В. Тиранова // Науковедение. - 2017. - Т. 9. - №6.
- URL: https://naukovedenie.ru/PDF/79EVN617.pdf(дата обращения: 27.04.2022).
30. Норец Н. К. Цифровая экономика: состояние и перспективы развития / Н. К. Норец, А. А. Станкевич // Инновационные кластеры в цифровой экономике: теория и практика: труды научно-практической конференции с международным участием 17-22 мая 2017 г. -СПб.: Изд- во Политехн. ун-та, 2017. - С. 173-179.
31. Урманцева А. А. Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин / А. А. Урманцева // РИА Новости - Москва, 2018 г. - URL: https://ria.ru/science/20170616/1496663946.html(дата обращения: 27.04.2022).
32. Сударушкина И.В. Цифровая экономика / И. В. Сударушкина, Н. А. Стефанова //
АНИ: экономика и управление. - 2017. - №1 (18). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika(дата обращения: 27.04.2022).
33. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017
- 2030 годы : указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Гарант: информационно-правовая система. - М., 2021. - URL: http://base.garant.ru/71670570/(дата обращения: 25.04.2022).
34. Цифровая экономика Российской Федерации // Министерство цифрового развития
- [Б.м.], 2022 - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/(дата обращения
22.05.2022).
35. Макурова Т. М. Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде / Т. М. Макурова // Метод. - Москва. -2018. -№2. - URL: http://gosmetod.ru/article/356082/(дата обращения: 27.04.2022).
36. Петухова Р. А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики / Р. А. Петухова, Я. А. Григорьева // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. - 2019. - №46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki(дата обращения: 03.05.2022).
37. О порядке проведения комплексных проверок работы государственных налоговых инспекций : инструкция от 9 июля 1993 г. № 22 // Предпринимательское право - М., [б.д.]. - URL: http://businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_63904.html(дата обращения: 03.06.2022).
38. Об утверждении методики оценки эффективности контрольной работы управления
МНС России по субъектам Российской Федерации : приказ от 1 сентября 2003 г. № БГ-3- 06/481 // КонтурНорматив - М., [б.д.]. - URL:
https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=9240 (дата обращения:
07.05.2022).
39. Об утверждении критериев оценки эффективности контрольной работы управления МНС России по субъектам Российской Федерации на 2004 год : приказ МНС РФ от 13 мая 2004 г. № САЭ-3-6/319@ // Гарант: информационно-правовая система. - М., [б.д.]. - URL: https://base.garant.ru/12135632/(дата обращения: 10.05.2022).
40. Анисимов А. Л. О методиках оценки эффективности деятельности налоговых органов с позиции экономико-математического моделирования / А. Л. Анисимов, Ю. Б. Мельников // Известия УрГЭУ. -2017. -№1(69). - С. 78-90.
41. Шеина А. Ю. Инструментарий оценки деятельности налоговых органов / А. Ю.
Шеина, М. К. Аристархова // УЭкС. - 2017. - №12 (72). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-otsenki-deyatelnosti-nalogovyh-organov (дата
обращения: 14.05.2022).
42. Об утверждении методик расчета значений показателей для оценки эффективности
деятельности руководителя Федеральной налоговой службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности : приказ ФНС России от 22.02.2013 № ММВ-7-12/95@ // Федеральная налоговая служба. - М., [б.д.]. - URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/4057487/(дата обращения: 14.05.2022).
43. О показателях результативности и эффективности контрольно-надзорной
деятельности Федеральной налоговой службы : приказ ФНС России от 09.11.2017 № ММВ-7- 1/846@ // Федеральная налоговая служба. - М., [б.д.]. - URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/knd/7080140/(дата обращения: 14.05.2022).
44. Федеральная налоговая служба // Официальный сайт - Томская область, 2022 - URL: https://www.nalog.ru/rn70/(дата обращения 22.04.2022).
45. Сайдулаев Д. Д. Эволюция системы налогового администрирования в России / Д. Д. Сайдулаев, А. В. Тагирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. - №9-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-sistemy-nalogovogo- administrirovaniya-v-rossii(дата обращения: 02.06.2022).
46. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан / Налог на
профессиональный доход. - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://npd.nalog.ru(дата обращения:
20.10.2021) .
47. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима
«Налог на профессиональный доход»: федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422-ФЗ : (принят Государственной думой 15 ноября 2018 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации : офиц. сайт. - М., [б.д.]. - URL:
http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102488108&intelsearch (дата обращения:
20.10.2021)
48. Анисимова, А.А. Вовлечение налогоплательщиков в цифровую налоговую среду: инструменты поведенческой экономики / А. А. Анисимова, С. П. Колчин // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 5. - С. 76-87.
49. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2008 № Пр-212 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : офиц. сайт. - М., [б.д.]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3004/(дата обращения: 17.05.2022).
50. Заболотникова В.С. Разработка концептуальной модели управленческой системы в налоговой службе / В. С. Заболотникова // Современные наукоемкие технологии. - 2017. -№ 10.- С. 7-12.
51. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной
деятельности / ФНС России - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/edo/edoconcept.pdf(дата обращения: 20.05.2021).
52. Об утверждении Положения о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота : приказ от 23 октября 2020 № ЕД-7-26/775@ /
ФНС России : офиц. сайт. - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/10121345/. (дата обращения: 20.05.2021).
53. Электронный документооборот между хозяйствующими субъектами / ФНС России
- [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/el_doc/el_bus_entities/(дата обращения: 12.03.2022).
54. О бухгалтерском учете : федеральный закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ (последняя ред.) : (принят Государственной думой 22 ноября 2011 г.) // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - М., [б.д.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/(дата обращения: 12.03.2022).
55. Взаимодействие хозяйствующих субъектов с налоговыми органами / ФНС России - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/el_doc/ed_interaction/(дата обращения: 15.04.2022).
56. Налог на профессиональный доход / ФНС России - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://npd.nalog.ru/(дата обращения: 20.05.2022).
57. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в
Российской Федерации : федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (последняя ред.) : (принят Государственной думой 25 апреля 2003 г.) // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - М., [б.д.]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/(дата обращения:
18.04.2022).
58. Опыт налоговых служб в цифровой трансформации обсудили на семинаре
Всемирного банка / ФНС России - М., [б.д.]. - URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/international_activities/10439467/ (дата обращения:
20.04.2022).
59. Цифровизация госказне в помощь / Коммерсантъ - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3681736(дата обращения: 19.05.2022).
60. Мишустин оценил эффект от цифровизации налогового администрирования / Российская газета - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://rg.ru/2019/03/27/mishustin-ocenil-effekt-ot- cifrovizacii-nalogovogo-administrirovaniia.html(дата обращения: 19.05.2022).
61. Голикова О.В. Методика оценки эффективности контрольной работы налоговых органов / О. В. Голикова, Е. Г. Нестеренко // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2013. - №16. - С. 80-89
62. Данные по формам статистической налоговой отчётности / ФНС России - М., [Б.д.].
- URL: https://www.nalog.gov.ru/rn01/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10973378/(дата обращения: 19.05.2022).
63. ФНС меняет акценты в контрольной работе. Интервью с руководителем ФНС России / ФНС России - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/smi/11625116/(дата обращения: 14.05.2022).
64. Доклад об осуществлении Федеральной налоговой службой государственного
контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) 2011-2021 гг. / ФНС России - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/effectiveness/ (дата
обращения: 14.05.2022).
65. Годовой отчет об исполнении Федерального бюджета в РФ / Федеральное
казначейство - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/(дата
обращения: 16.05.2022).
66. Благодаря налоговому мониторингу затраты бизнеса на сопровождение налоговых
проверок в 2017 году сократились на треть / Российский налоговый портал - [Б.м. и б.д.]. - URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-414877-
blagodarya_nalogovomu_monitoringu_rashodyi_biznesa_na_soprovojdenie_nalogovyih_proverok_ v_2017_g_snizilis_na_tret (дата обращения: 16.05.2022).
67. Дочерние компании ОАО «РЖД переходят на налоговый мониторинг / ФНС России
- [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9151340/(дата
обращения: 20.04.2022).
68. Компании заявили о переходе на налоговый мониторинг с 2020 года / ФНС России
- [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/8785782/(дата
обращения: 20.04.2022).
69. Цифровая экономика Российской Федерации / Федеральная служба
государственной статистики - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://rosstat.gov.ru/anketa1-4(дата
обращения: 20.04.2022).
70. Почти половина российских компаний не использует системы электронного документооборота / Infostart Journal - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://infostart.ru/journal/news/mir- 1s/pochti-polovina-rossiyskikh-kompaniy-ne-ispolzuet-sistemyelektronnogo- dokumentooborota_1260530/(дата обращения: 10.05.2022).
71. Онлайн-кассы используют менее половины участников третьего этапа кассовой реформы / НАФИ - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://nafi.ru/analytics/onlayn-kassy-ispolzuyut-menee- poloviny-uchastnikov-tretego-etapa-kassovoy-reformy/(дата обращения: 10.05.2022).
72. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ / ВШЭ - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.hse.ru/rlms/(дата обращения: 20.08.2021).
73. Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме / ФНС России - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/pred_elv(дата обращения:
10.05.2022).
74. Налогообложение / Всемирный банк и PwC - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://russian.doingbusiness.org/ru/methodology/payingtaxes(дата обращения: 28.05.2022).
75. Overall ranking and data tables / PwC - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://www.pwc.com/gx/en/services/tax/publications/paying-taxes-2020/overall-ranking-and-data- tables.html(дата обращения: 28.05.2022).
76. OECD Tax Administration 2021 / OECD - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://www.oecd- ilibrary.org/taxation/tax-administration_23077727(дата обращения: 28.05.2022).
77. HMRC Information Technology Strategy / HMRC - [Б.м. и б.д.]. - URL:
https://hmrcdigital.blog.gov.uk/wpcontent/uploads/sites/20/2016/02/HMRC-IT-Strategy-2016.pdf(дата обращения: 29.05.2022).
78. Reis J., Digital Transformation: A Literature Review and Guidelines for Future Research / J. Reis, M. Amorim, N. Melao, P. Matos // WorldCIST - [Б.м.], 2018.- P. 411-421. - URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-77703-0_41(дата обращения: 29.05.2022).
79. OECD Recommendation of the Council on Digital Government Strategies / OECD - [Б.м. и б.д.]. - URL: http://www.oecd.org/gov/digital-government/Recommendation-digital government- strategies.pdf (дата обращения: 29.05.2022).
80. OECD Digital Government Strategies for Transforming Public Services in the Welfare Areas // OECD Publishing. - Paris. 2017.
81. Westerman, G. Digital Transformation: A Roadmap for Billion-Dollar Organizations. / G. Westerman, J. Calmd, D. Bonnet, P. Ferraris, A. McAfee // MIT Sloan Management, MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting. - 2011. P. 1-68.
82. Matt C., Hess T., Benlian A. Digital Transformation Strategies/ C. Matt, T. Hess, A. Benlian // Business and Information Systems Engineering. - 2019. - Vol. 57. - № 5. - P. 339-343.
83. Berman S.J. Digital transformation: Opportunities to create new business models //Strategy and Leadership. - 2020. - Vol. 40. - № 2. - P. 16-24.
84. Lindgren I. Digital government transformation: a case illustrating public e-service development as part of public sector transformation / I. Lindgren, A. F. Veenstra //dgo‘18 Proceedings of the 19th Annual International Conference on Digital Government Research. - [Б.м.], 2019. - URL: https://doi.org/10.1145/3209281.3209302(дата обращения: 30.05.2022).
85. 5 Levels of Digital Government Maturity // Gartner. - [Б.м.], 2017. - URL:
https://www.gartner.com/smarterwithgartner/5-levelsof-digital-government-maturity (дата
обращения: 25.04.2022).
86. The e3lab co-creation platform / Federal Ministry of Finance. - Austria, [б.д.]. - URL: https://crowdsourcingoesterreich.gv.at/login?/servlet/hype/IMT?userAction=BrowseCurrentUser&templateName=MenuItem&sourceApp=bmf (дата обращения: 25.04.2022).
87. Gray J. Models for the digital transformation / J. Gray, B. Rumpe // Software & Systems Modeling. - 2017. - Vol. 16. - № 2. - P. 307-308.
88. Tax Administration: Comparative Information on OECD and other Advanced and
Emerging Economies / OECD // OECD Publishing. - Paris, 2019. - URL:
https://read.oecdilibrary.org/taxation/tax-administration-2019_74d162b6-en#page1 (дата
обращения: 25.04.2022).
89. Increasing Taxpayers' Use of Self-service Channels / OECD // OECD Publishing. - Paris, 2014. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/increasing-the-use-of-selfservice-channels-by- taxpayers_9789264223288-en#page4(дата обращения: 13.04.2022).
90. Eight Top Social Media Scheduling Tools to Save Time / Sprout Blog. - [Б.м. и б.д.]. -
URL: https://sproutsocial.com/insights/social-media-scheduling-tools/(дата обращения:
13.04.2022).
91. Digital Transformation Strategy 2018—2025 / Digital Transformation Agency of
Australian Government. - [Б.м. и б.д.]. - URL: https://dta-www-drupal-
20180130215411153400000001.s3.ap-southeast-2.amazonaws.com/s3fs- public/files/digitaltransformation-strategy/digital-transformation-strategy.pdf (дата обращения: 13.04.2022).
92. Bondar K. What is in reality Industry / Innovacima - [Б.м.], 2017. - URL:
http://innovacima. com/en/2017/11/09/what-is-industry-4-0 (дата обращения: 17.04.2022).
93. Анисимова, А. А. Возможности и перспективы перехода России к безналичному обществу / А. А. Анисимова // Финансовый журнал - 2020 - Т. 12, -№ 5. - С. 30-42.
94. Добролюбова Е. И. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е. И. Добролюбова, В. Н. Южаков, А. А. Ефремов, Е. Н. Клочкова, Э. В. Талапина, Я. Ю. Старцев. — М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019.— 114 с.
95. Петров М. Государство как платформа / М. Петров, В. Буров, М. Шклярук, А. Шаров - М.: Центр стратегических разработок, 2018.
96. Южаков В. Н. Государственное управление по результатам: о подготовке проекта федерального закона «Об основах государственного управления в Российской Федерации» / В. Н. Южаков // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 1. - С. 129-148.