Введение 3
1 Разработка сбытовой стратегии проникновения на зарубежный рынок. 5
1.1 Сущность, цели и виды стратегий выхода на новый рынок 5
1.2 Цели, задачи и основные элементы сбытовой стратегии 11
1.3 Маркетинговые факторы, влияющие на сбыт 22
2 Анализ внешней и внутренней среды ООО «Rich Toys». 27
2.1 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Rich Toys» 27
2.2 Анализ российского рынка детских товаров 36
2.3 Исследование зарубежного рынка детских товаров 46
3. Разработка стратегии для выхода на зарубежный рынок на примере
ООО «Rich Toys». 54
3.1 Алгоритм разработки сбытовой стратегии для компании 54
3.2 Разработка рекомендаций по совершенствованию сбыта в рамках новой стратегии 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ
Главной чертой современного мирового хозяйства является работа его экономических агентов в условиях жесткой конкуренции, которая появляется в связи с постоянной борьбой за новые рынки сбыта. Поэтому для любого предприятия, которое планирует реализовывать свою хозяйственную деятельность не только на местном или региональном уровне, но и обеспечить выход на зарубежные рынки, необходимо думать о развитии международных экономических отношений.
На сегодняшний день нет практически ни одной отрасли, которая, так или иначе, не была бы связана с международной деятельностью. Расширение коммуникационных сетей, развитие транспортных каналов, укрепление экономических диалогов между странами приводит к тому, что территориальные границы теряют свою значимость. В этой связи наиболее финансово устойчивые предприятия направляют свой вектор внимания на зарубежные рынки в надежде увеличить количество потенциальных покупателей и завоевать еще большую долю рынка. Это неизбежно приводит к все более возрастающей конкуренции, бесперебойной работе над качеством товаров и услуг.
Следовательно, для успешного представления себя на зарубежном рынке предприятию необходимо разработать определенную стратегию, которая позволит выйти на новый международный рынок и благополучно реализовывать свою деятельность на нем. Стратегия выхода на рынок с определенным товаром является самой популярной стратегией международного маркетинга. В зависимости от выбранной стратегии разрабатываются конкретные мероприятия. Зачастую они ориентируются: на максимум эффекта без учета фактора риска; на минимизацию риска без ожидания больших прибылей; либо на комбинации данных подходов.
Таким образом, тема бакалаврской работы «Разработка стратегии торгового предприятия для выхода на зарубежный рынок (на примере ООО «Rich Toys») является актуальной, так как сбыт продукции играет ключевую роль в успешной производственно-хозяйственной деятельности предприятия, и именно сбыт является драйвером для дальнейшего возможного выхода компании на другие рынки.
Целью работы является разработка стратегии предприятия ООО «Rich Toys» для выхода на рынок Польши. Основными задачами, которые необходимо выполнить для достижения цели, являются: исследование мирового и российского рынка детских товаров, анализ хозяйственной деятельности предприятия и определение эффективности и необходимости внедрения новой стратегии.
Для любого предприятия, которое планирует реализовывать свою хозяйственную деятельность не только на местном или региональном уровне, но и обеспечить выход на зарубежные рынки, необходимо думать о развитии международных экономических отношений.
Настоящая дипломная работа посвящена разработке стратегии выхода на зарубежный рынок. Объектом исследования было выбрано предприятие ООО «Rich Toys», которое занимается продажей детских товаров на территории РФ и экспортирует их в зарубежные страны.
В ходе работы были выполнены следующие задачи: мы исследовали мировой и российский рынок детских товаров, где определили наилучшее место развития новой стратегии выхода и емкость рынка, выявили покупательский спрос на данный вид продукции и его динамику в предполагаемой стране выхода, определили сбытовую стратегию предприятия, проанализировали каждый ценовой сегмент и выбрали подходящий для внедрения стратегии. Также мы провели анализ хозяйственной деятельности предприятия, в ходе которого проанализировали коэффициенты, необходимые для расчета эффективности текущей сбытовой политики и работы предприятия в целом и произвели оценку деятельности фирмы. В результате анализа было выявлено, что компания имеет достаточно устойчивую позицию на рынке, что дает возможность прогнозировать реальность выхода на зарубежный рынок. Кроме того, проанализировали ассортимент компании для выбора наиболее подходящего для внедрения на новом рынке.
Цель работы успешно достигнута, результатом работы является создание стратегии для выхода на зарубежный рынок с участием посредника для компании ООО «Rich Toys» в Польше. Также был выбран конкретный тип сбыта и способ работы с посредником на зарубежном рынке.
Главным выводом теоретической части является тот факт, что для успешного выхода на зарубежный рынок предприятию необходимо
66
разработать не только мероприятия для этого выхода, но и учесть особенности целевого рынка, особенности покупательской способности, транспортные рычаги и т.д. Также были проанализированы каналы распределения разной протяженности, выделены их достоинства и недостатки, функции и задачи. Кроме того, были выделены наиболее предпочтительные стратегии выхода на новый рынок, среди которых наибольший интерес представляет посредничество, который дает возможность увеличить количество продаж и поддержать контроль над активами предприятия.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке не только стратегии, но и анализе хозяйственной деятельности предприятия, который дает возможность оценить перспективы и вероятность осуществления выхода на зарубежный рынок. Также был проведен анализ российского и мирового рынка детских товаров. В результате можно увидеть, что предприятие имеет достаточно финансовых средств для осуществления выхода на новый рынок, оно конкурентоспособно и успешно в своей деятельности. Кроме того, мировой рынок демонстрирует восходящую динамику, а целевой рынок выхода насыщен не достаточно и имеет низкие входные барьеры, что позволит компании успешно выйти и закрепиться на нем.
Заключительной частью работы является разработка стратегии выхода на новый рынок с использованием матрицы Ансоффа как определяющей модели развития. После выбора стратегии развития рынка были предложены рекомендации для успешной реализации товарного ассортимента, а именно осуществление маркетинговых способов продвижения товара, которые при детальном рассмотрении помогут увеличить продажи. Среди них можно выделить такие инструменты, как промо-акции, баннерная и щитовая реклама, реклама в СМИ и повышение квалификации продавцов. Последнее является неотъемлемой частью совершенствования сбыта, так как на сегодняшний день существует тенденция консультирования у одного и того 67
же продавца. Таким образом, именно они являются основными драйверами увеличения продаж.
В целом, выбранная стратегия имеет все шансы на успешную реализацию, при условии выбора грамотного посредника, разработки рекламных мероприятий и оценке собственного товарного ассортимента с целью выбора наиболее предпочтительного для европейского потребителя.
1. Болт Г.Дж. «Практическое руководство по управлению сбытом»: Перевод с английского. Под редакцией Ф.А. Крутикова. М.: Экономика, 1991 - 503 с.
2. Бурцев В.В. Методические основы мониторинга системы сбыта готовой продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 4. С. 28 - 32.
3. Ворожева Т.П. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 4. - С. 45 - 48.
4. Гранкина Н.А., Попов Е.В. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции// Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 3. - с. 90-103.
5. Е.Г. Непомнящий Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности Курс лекций. - Таганрог: изд-во ТИУиЭ, 2007. -176 с.
6. Забелин П. В., Моисеева Н. К. «Основы стратегического управления»: Учебное пособие 2ое издание - 2008г - с.117.
7. Зуб А. Т.: Стратегический менеджмент: теория и практика - М.: «Аспект Пресс», 2002. с.241
8. Зырянов А.В. /Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке/. - Екатеринбург; 2001. -517 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. /Котлер Ф./ под ред. д.э.н О. Третьяк, Ю. Каптуревского, пер. с англ. М. Бугаева, Е. Бугаева, А. Вихрова, С. Жильцова и др. - СПб.: Питер Ком, 2004.
10. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. - Изд-во: Проспект, 2009. - 440 с.
11. Котлер Филип Фрагмент из книги «300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер» Издательство «Олимп-Бизнес», 2006. - с.317
12. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия/ под ред. Завьялова П.С., Демидова В.Е. - М.: Внешиздат, 2008.
13. Международный маркетинг / Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
14. Новиков О.А. Логистика: Учеб. пособие,/ Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. - СПб.: СЭПИ, 2006.
15. Романов А.Н. Маркетинг: Учебник/ Романов А.Н., Кормагов Ю.Ю., Красильников С.А. и др./ под ред. Романова А.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007
16. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - 4- е изд., перераб. и доп. -М.:ИНФРА - М, 2008. - 512 с.
17. Стратегическое управление цепочками поставок: теория, организационные принципы и практика эффективного снабжения. Учебно-практическое руководство / Кузинс П., Ламминг Р., Лоусон Б., Сквир Б. - Издательство: Дело и сервис, 2010. - 320 с.
18. Ansoff, H.I.; «Strategies for Diversification»; Harvard Business Review; September-October 1957.
19. Чикатуева Л.А. Маркетинг/ Чикатуева Л.А., Третьякова Н.В./ под ред. д. э. н. проф. Федько В.П. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
20. http://marketing.rbc.ru/research/562949988492783.shtml [Электронный ресурс]
21. Сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/currency_base/daily [Электронный ресурс]
22. Kerin, Hartley and Rudelius Marketing, The Core 4th Edition, McGraw Hill Publishing, — 2001.
23. http://rdt-info.ru/2016053011078 [Электронный ресурс]
24. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/