Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВЫПУСКНИКАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В 10-ОМ КЛАССЕ

Работа №19372

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы44
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
447
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы особенностей коммуникации в процессе решения
задач 7
1.1 Сущность понятия «коммуникация» и «коммуникативная
компетенция» 7
1.1.1 Коммуникативная компетентность в контексте универсальных
учебных действий 14
1.2 Анализ ФГОС в контексте формирования коммуникативных ууд . 18
1.3 Коллективный способ решения задач, в контексте формирования
коммуникативной компетенции 24
1.4 Выводы по главе 1 27
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня
сформированности коммуникативной компетенции у учащихся десятых классов Гимназии «Универс» 28
2.1 База экспериментальной работы и методика 28
2.2 Диагностика сопоставление уровня сформированности
коммуникативной компетенции у учеников 10-ого класса представляющих Развивающее и Традиционное обучение 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ


В связи с тем, что на данный момент повсеместно вводится Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее - ФГОС), одной из особенностей нового стандарта можно назвать акцент на развитие Универсальных Учебных Действий (далее УУД). В частности, в новом ФГОС описываются результаты освоения образовательной программы учеником, которые обозначают одной из важных своих частей «коммуникативные УУД». В самом же ФГОС-е закреплены следующие положения касательно данной тематики:
- «Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;».
Таким образом, одной из основных задач школы и учителя является работа по формированию коммуникативной компетенции, посредством реализации образовательной программы, у учеников. Исходя из введенного, на VII всероссийской научно-методической конференции «Современная дидактика и качество образования: соотношение коллективного и индивидуального в обучении» Мктрчяном М.А., представления о уровнях дидактического знания:
- «философско-методологический - это уровень подходов, на нем мы говорим о том в рамках какого подхода действуем личностно-деятельностном, деятельностном и т.д. а так же с каким подходом работаем.
- теоретический - это уровень «языка понимания», тут появляются основные теоритические конструкты, которые объективируются в определенные системы, посредством заданного на философско- методологическом уровне подходе и соответственно определенного языка.
- концептуальный - это уровень «языка принципов», здесь происходит оформление основных «показаний к действию».
- методико-технологический - это уровень связан с конкретными задачами, методами, приемами, процедурами, технологиями и условиями деятельности.
- описательный».
Опираясь на это различение, мы можем зафиксировать, что образовательная программа конструируется на методико-технологическом уровне, являясь его компонентом, а также она задает направление и способы работы учителя с учащимися, обеспечивая тем самым конкретно заданные результаты образовательного процесса.
Тем не менее, хоть и результат образовательного процесса закреплен в ФГОС-е, разные образовательные программы придают различную специфику этому результату. Это проявляется в различных подходах организации обучения, а также технологиях и методах при этом используемых. К примеру, в Развивающем Обучении учащиеся постоянно оказываются в ситуации открытой дискуссии. Это обусловлено тем что в процессе решения учебной задачи, в классе организовывается дискуссия, в рамках которой ученики представляют различные варианты способов решения поставленной задачи. Ситуации, возникающие в процессе такого обучения способствуют формированию коммуникативной компетенции.
С другой стороны, большой вклад в разработку данной тематики внести психологи. Чередниченко М.С. и Красюкова Н.В., например, утверждают, что коммуникативная компетентность - одна из важнейших способностей человека, способствующих его социализации. При этом она является одной из ведущих задач ФГОС.
Актуальность: таким образом, исследуя эффективность
образовательных программ, на базе отдельных школ, в контексте формирования коммуникативной компетентности, важно понимать какая из программ эффективнее. И в рамках данного исследования мы сопоставим Развивающее обучение и Традиционное.
Объект исследования: зависимость уровня коммуникативной компетентности при коллективном решении задач от использованных технологий обучения.
Предмет исследования: особенности коммуникативного процесса при решении задач.
Гипотеза: При решении задач, в формате коллективно распределенной деятельности, подростки, прошедшие обучение в начальной школе в программе Развивающего Обучения, обладают уровнем коммуникативной компетентности, выше чем у подростков не прошедших обучение в программе РО, по следующим критериям:
- Показатели включения в коммуникацию, т.е. частота высказывания суждений, замечаний, вопросов и ответов на них.
- Предложения, высказываемые в процессе решения задач, обладают более сложной структурой, а именно количеством логических элементов.
- Достижение договоренности.
Цель: обосновать и практически определить связь уровня
коммуникативной компетенции подростков, с программой обучения в младшей школе.
Инструменты (методы): в ходе исследования планируется, за счет организации процесса решения задачи, сравнить особенности коммуникативных действий старшеклассников, которые в первом случае
5
прошли обучение в начальной школе в системе Развивающего обучения (РО), а в другом случае проходили обучение в системах, не относящихся к РО, используя метод не включённого наблюдения.
План исследования:
- изучить литературу;
- выделить основные критерии оценке коммуникативной компетенции, соответствующей фгос;
- разработать и провести диагностическую процедуру по оценке сформированности коммуникативной компетенции;
- На основе данных диагностики установить соотношение коммуникативных компетенций у контрольной и экспериментальной группы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы мы рассмотрели и научно обосновали процесс формирования коммуникативной компетенции в контексте обучения в 1-4-ых классах. Ними были изучены теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативной компетенции и установлена степень ее разработанности в психологический литературе.
Мы изучили психологический и педагогический опыт работы по предмету исследования и организовали проведение эксперимента в старшей школе в ходе которого зафиксировали коммуникативные особенности у старших школьников.
В настоящее время одной из важнейших задач современной начальной школы является задача формирования у учеников коммуникативных учебных действий, от этого зависит как результативность обучения детей. В рамках концепции современного образования коммуникативные УУД являются формирующим фактором для коммуникативной компетенции, которая в свою очередь является одним из ведущих факторов в процессе социализации.
Коммуникация - это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.), с определенной целью.
Коммуникативные универсальные учебные действия - это действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение строить диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Гипотезу мы подтвердили с помощью данных констатирующего эксперимента. В результате анализа, которого было выявлено что учащиеся гимназии Универс, попадая в начальных классах в систему Развивавшего
38
обучения имеют среднестатистически более высокие показатели по выделенным нами критериям, оценивающим сформированность и эффективность коммуникативной компетенции. А именно:
- более четко прорабатывают стратегию, а именно результат проработки оказался выше на 20%, что говорит нам о том, что опыта работы с абстрактными конструкциями у них больше;
- умение аргументировать свои гипотезы/предположения/ предложения сформировано у них выше, итоговые цифры говорят нам что аргументацию пристраивает на 19 % эффективнее группа «РО», при этом и количественный показатель аргументации выше на 9%;
- отступают от работы в обсуждениях меньшее количество раз, и большее количество отступлений фиксируют, 43% отступлений в группе «Не РО» получили какую-либо реакцию, направленную на изменение ситуации, против 66% в группе «РО». При этом количественно в группе «Не РО» на 45% больше отступлений от первоначального плана. И это нам говорит о сформированности действия контроля;
- при анализе количества реплик в целом и связи между ними у группы Развивающего обучения мы видим гораздо более длинные цепочки диалогов, которые реже прерываются, у группы «Не РО» ответы на реплики это 50% от всего коммуникативного массива, против 81% у группы «РО», качественно так же ответы действительно относились к реплика у группы «РО» в порядке 91%, против группы «Не РО» с 82%;
- эмоциональное отношение к работе имеет более выраженный позитивный окрас и на изменение условий реакция проходит быстрее.
А так же немаловажным фактором является то что только у группы РО получилось прийти к полной договоренности и полностью решить поставленную задачу.



1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова.
- Изд. 3-е. - М.: Просвещение, 2011. - 151 с.
2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
3. Боно, Э. Шесть шляп мышления / Э. Боно; пер. с англ. Е. А. Самсонов. - Мн.: «Попурри», 2006. - 240 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
5. Галич, Г. О. Обучение в школе как фактор развития коммуникативной компетентности детей и подростков / Г. О. Галич // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2008. - №11. - С. 124-128.
6. Гришанова, И. А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: монография / И. А. Гришанова. - М., 2010. - 120 с.
7. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули; пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 320 с.
8. Кулигина Е. А. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации / Е. А. Кулигина, Е. В. Кислякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - М.: Сфера, 2010.
- № 5. - 61 с.
9. Литвак, М. Е. Королевский двор. Ролевая игра. [Электронный ресурс] / М. Е. Литвак - Режим доступа: http://litvak.me/statyi/article_post/psikhologicheskiye- igry?yclid=3470838233396677803
10. Мертон, Р. Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, В Шюц.; под В. И. Добренькова // Ч. Кули. Первичные группы. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.
11. Мкртчян, М. А. Материалы конференции «Современная дидактика и качество образования: соотношение коллективного и индивидуального в обучении» [Электронный ресурс] / М. А. Мкртчян - Режим доступа: https://yadi.sk/i/8anrQ2GZpzbVC
12. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа; под ред. В. В. Репкина. // Библиотека развивающего обучения. - Томск: Пеленг, 1992.
13. Переслегин, С. Б. Переслегин об «Артхашастре» [Электронный ресурс] / С. Б. Переслегин - Режим доступа: http://gest.livejournal.com/1338529.html
14. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2, № 5. - С. 151-155.
15. Программы развивающего обучения. Русский язык. Математика. 1¬5-е классы. - Томск: Пеленг, 1991
16. Пушкин, В. Г. Информатика, кибернетика, интеллект: монография, философские очерки / В. Г. Пушкин, Д. А. Урсул. - Кишинев: Штиинца, 1989 - 299 с.
17. Рагулина, Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы / Л. В. Рагулина // Молодой ученый. - 2010. -Т. 2, № 1, №2. - С. 290-292.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: офиц. текст. от 06.10.2009. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
19. Хабермасом, Ю. Вопросы социальной теории: научный альманах / Ю. Хабермасом // Философские и научные основания современной социальной теории / Ин-т философии РАН; под ред. Ю. М. Резника. - 2007. Т. 1, № 1. - СТРАНИЦЫ ДОПИСАТЬ
20. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с
21. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова. - Изд. 2-е, испр. - М.: Генезис, 2003. - 128 с.
22. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. М., 1994. 55 с.
23. Чередниченко, М. С Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как фактор социальной адаптации дошкольника к современным условиям социума [Электронный ресурс] / М. С. Чередниченко, Н. В. Красюкова. ¬ Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/120/1598
24. Шустова, Л. А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л. А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №
2. - С. 36-39.
25. Шюц, А. Избранное: мир, светящийся смыслом / А. Шюц; пер. с нем. и англ.: В. Г. Николаев и др.; сост.: Н. М. Смирнова; общ. и науч. ред., послесл. Н. М. Смирновой. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ