Вводная часть 4
Глава 1. Концепция проекта разработки стратегии продвижения медицинской организации в интернете в условиях существующих ограничений (на примере ООО «Медракурс-Томск») 11
1.1 Нормативно-правовые аспекты и иные ограничения продвижения
организаций сферы медицинских услуг в интернете 11
1.2 Ситуационный анализ медицинской организации ООО «Медракурс-
Томск» и основных конкурентов 39
1.3 Разработка стратегии продвижения в интернете ООО «Медракурс-
Томск» 45
Глава 2. Механизм реализации стратегии продвижения ООО «Медракурс- Томск» в интернете 51
2.1 Этапы и содержание работ по продвижению в интернете ООО «Медракурс-Томск» 51
2.2. Реализация проекта и показатели эффективности (критерии и
механизмы оценки эффективности деятельности и результатов реализации стратегии) 67
Глава 3. Отчет о реализации стратегии продвижения ООО «Медракурс- Томск» в интернете в условиях существующих ограничений 78
3.1. Отчет о результатах продвижения ООО «Медракурс-Томск» в интернете 78
3.2. Рекомендации по эффективному применению интернет-инструментов для продвижения медицинской организации в рамках существующих ограничений 81
Список использованных источников и литературы 86
Операционализация основных понятий 92
Приложение 1. Статья 24 закона «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006г 97
Приложение 2. Список наиболее популярных в России сайтов по медицинской тематике, агрегаторов и сайтов отзовиков 98
Приложение 3. SWOT-анализ ООО «Медракурс-Томск» 100
Приложение 4. Техническое задание на редактирование лендинга ООО «Медракурс-Томск» 104
Приложение 5. Таблица по сегментам целевых аудиторий ООО «Медракурс-Томск» 109
Приложение 6. Таблица по аналитике сайта/лендинга ООО «Медракурс- Томск» и основных конкурентов 117
Приложение 7. Таблица по аналитике социальных сетей ООО «Медракурс- Томск» и основных конкурентов 120
Приложение 8. Анализ информации об ООО «Медракурс-Томск» на специализированных сайтах 122
Приложение 9. Таблица по результатам продвижения ООО «Медракурс- Томск» в интернете 124
Приложение 10. Инструкция по продвижению организаций сферы медицинских услуг в интернете в условиях законодательных и иных ограничений
Вопрос продвижения бизнеса был всегда актуален для организаций любого масштаба. Любой маленький бизнес стремится стать средним, средний большим, а большой объединится с другим большим и превратиться в корпорацию. Но если для одних путь развития и продвижения открыт и доступен, то другие зажаты в жесткие рамки и не могут легко определить свою стратегию продвижения. Это может быть связано со спецификой продукта, аудитории или с ограничениями, налагаемыми государством на продвижение определенных продуктов или услуг.
В данной работе рассматриваются особенности продвижения медицинских организаций, сочетающих все эти отличительные признаки: специфический продукт - медицинские услуги, сложная, барьерная аудитория и жесткое законодательство в области деятельности и продвижения медицинских организаций.
Современное законодательство предъявляет определенные требования к медицинским организациям. Медицинскими организациями считаются те, которые получили медицинскую лицензию на осуществление своей деятельности.
Такие организации, в соответствии с приказом Минсоцразвития №364 от 13.03.2006 г., обязаны иметь официальный сайт. В приказе подробно прописано какая информация, в каком объеме и в каком порядке должна быть отражена на сайте медицинской организации.
Несоблюдение требований приказа влечет за собой административную ответственность для руководителей медицинских организаций в виде штрафов.
Закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006г. , со своей стороны, также жестко регулирует продвижение организаций сферы медицинских услуг. В нем прописаны строгие правила для рекламы лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
Условия рекламирования, прописанные в законе, стали основой для всех видов офлайн и онлайн рекламы медицинских организаций. К ним добавляются собственные ограничения на размещение рекламных сообщений различных сервисов, платформ, каналов и интернет-инструментов для продвижения.
Кроме наличия большого количества ограничений и условий для деятельности и продвижения медицинских организаций, стоит отметить фактор постоянного изменения этих условий. Последние изменения в закон «О рекламе» вступили в действие 31 июля 2020г.
Таким образом, актуальность данной работы, заключается в поиске и нахождении релевантных средств продвижения в интернете организаций сферы медицинских услуг в условиях постоянно изменяющихся правил и ограничений. То есть таких средств, которые бы позволяли эффективно продвигать организацию в интернете, при этом действуя в рамках существующих ограничений.
Объектом данной работы является продвижение в интернете организаций сферы медицинских услуг в условиях существующих ограничений.
Предметом - продвижение в интернете организации сферы медицинских услуг - ООО «Медракурс-Томск».
Проблемная ситуация обусловлена тем, что продвижение в сфере медицинских услуг существенно затруднено в связи с ограничениями на законодательном уровне, что нашло свое отражение в законе «О рекламе» и приказе Минсоцразвития №364 от 28.04.2011 г., которые ограничили применение PR-специалистами различных инструментов при продвижении организаций сферы медицинских услуг. В этих нормативно-правовых документах прописаны строгие правила применения текстовых, визуальных и других видов коммуникаций для рекламы и продвижения медицинских услуг. Дополнительно к этим условиям, все кампании и интернет-сервисы по рекламе, такие как Facebook, Яндекс Директ и Google, налагают свои ограничения и требования к продвижению таких организаций.
Проблема, решаемая в данном проектном исследовании, заключается в том, что описанные и находящиеся в общем доступе материалы по продвижению медицинских организаций содержат лишь часть интернет-инструментов или узко-ограничены набором интернет-инструментов, применяемых для продвижения медицинских организаций в условиях законодательных и прочих ограничений, что затрудняет применение специалистами по продвижению более полного набора способов эффективной коммуникации медицинских организаций в интернете.
Данной проблемой занимаются чаще всего занимаются маркетологи- практики. В ходе изучения литературы по данной теме, отмечено, что большинство статей и материалов выступлений и обзоров создано именно практикующими маркетологами. В них рассматриваются или малобюджетные способы, например, в статьях Шек О. И. «Малозатратное продвижение на рынке медицинских услуг» , Хабарова С.А. «Особенности продвижения медицинских услуг» и Шматкова В. А. «Как бесплатно продвигать медицинский центр. Методы партизанского маркетинга» . Либо это общие стратегии продвижения для конкретных организаций, например, Крупина К.И. «Особенности продвижения медицинских услуг в Интернет» .
Информация об ограничениях и особых условиях продвижения организаций сферы медицинских услуг очень разрозненная. Также существует множество подробных статей и кейсов по отдельным аспектам продвижения таких организаций. Например, по e-mail-рассылке или smm для медицинского центра.
Целью работы - выявление особенностей продвижения медицинских организаций в Интернете и продвижение организации сферы медицинских услуг - ООО «Медракурс-Томск» в интернете в условиях законодательных и прочих ограничений.
Для достижения данной цели планируется решить следующие задачи:
1. Выявить особенности продвижения медицинских организаций в интернете в условиях законодательных и иных ограничений.
2. Разработать и реализовать стратегию продвижения Центра доктора Пасюкова (ООО «Медракурс-Томск») в интернете.
3. Проанализировать результаты продвижения в интернете медицинской организации - Центр доктора Пасюкова (ООО «Медракурс-Томск») в условиях существующих ограничений.
4. Предложить рекомендации по эффективному применению интернет- инструментов для продвижения медицинской организации в рамках существующих ограничений
Создание и реализация стратегии продвижения Центра доктора Пасюкова (ООО «Медракурс-Томск»), а также, на основании изученной информации и приобретенного опыта, создание инструкции для продвижения медицинских организаций, с учетом особенностей этой сферы, законодательных и других видов ограничений, определяют практическую значимость данного проектного исследования.
Поскольку, магистерская диссертация представляет собой исследование, в рамках которого рассматриваются процессы коммуникации медицинских организаций с целевыми аудиториями посредством интернет-технологий, в методологической части проекта мы опирались на концепцию сетевого общества М. Кастельса («Галактика Интернет»), концепцию информационного общества Э. Тоффлера («Третья волна») и идеи Ю. Хабермаса о коммуникативном воздействии.
Системный подход к объекту исследования позволил рассмотреть процесс продвижения медицинских организаций в интернете, как систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных элементов. Такими элементами являются сфера массовой коммуникации и информационных процессов, сфера интернет- рекламы, сфера маркетинга и потребительского поведения в интернете.
В основе взаимодействия медицинских организаций с аудиториями лежат электронные коммуникации, что позволяет использовать коммуникативный подход, предложенный М. Маклюэном, для анализа концепции эффективного продвижения медицинских организаций в условиях существующих ограничений.
Формат диссертации проектного типа также предполагает применение прикладных эмпирических методов исследования, часто применяемых в маркетинге, таких как анализ целевой аудитории, ситуативный анализ, методы разработки контекстной и таргетированной рекламы, метод контент- планирования, обобщение и выделение, а также эксперимент.
Для разработки и реализации стратегии продвижения Центра доктора Пасюкова (ООО «Медракурс-Томск») ценными оказались работы по интернет- маркетингу таких известных авторов и маркетологов как И. Манн («Маркетинг на 100%»), В. Труш и К. Чекменев («Интернет-маркетинг в медицине»), А.С.
Петроченков («Идеальный landing page»), Д. Халилов («Маркетинг в социальных сетях»), Л. Нилова («Поп-арт маркетинг: Insta-грамотность и контент-стратегия»).
Формат диссертации проектного типа также предполагает применение прикладных эмпирических методов исследования, часто применяемых в маркетинге, таких как анализ целевой аудитории, ситуативный анализ, методы разработки контекстной и таргетированной рекламы, метод контент- планирования, обобщение и выделение, а также эксперимент.
Ресурсное обеспечение проекта
Материальные ресурсы: персональный компьютер, смартфон, Microsoft Office, Canva, Evernote.
Человеческие: копирайтер и аналитик (автор работы), дизайнер Сафонова Н.А. - сотрудник Центра Доктора Пасюкова, программист - Киселев С.А. - фрилансер.
Информационные и технические: интернет, научные статьи и материалы конференций, сервисы Яндекс.Директ и Google.Adwords, рекламные кабинеты социальных сетей Вконтакте, Facebook и Mail.ru, сервисы проведения вебинаров Webinar.ru, Pruffme.com, сервисы онлайн карт Яндекс, Google, 2GIS.
Риски проекта заключаются в быстроменяющихся правилах и нормах для продвижения медицинских организаций. Поэтому в данной работе сделан упор на основополагающие правила, обусловленные законодательными актами.
Продуктом проекта является Инструкция по продвижению медицинских организаций в интернете в условиях существующих ограничений, разработанная на основании реализованного проекта.
Критерии оценки эффективности проекта:
1. Увеличение количества клиентов ООО «Медракурс-Томск», приходящих на бесплатную консультацию из интернета.
2. Увеличение посещаемости лендинга ООО «Медракурс-Томск».
3. Увеличение количества положительных отзывов об ООО «Медракурс- Томск» в социальных сетях и на специализированных платформах.
1. Алекса Е.А. Психология цвета в рекламе как способ совершенствования методов продвижения / Е.А. Алекса, А. И. Попова, Блинчикова Д.А. [Электронный ресурс]: Вопросы науки и образования: электрон. журн. 2020. №1. с. 27-29. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-tsveta-v-reklame-kak-sposob-sovershenstvovaniya-metodov-prodvizheniya
2. Батырев М. 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя. - СПб.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014 - 304с.
3. Боровик М. Контекстная реклама для медклиник: от запуска до результата [Электронный ресурс] : 2018.- URL: https://vc.ru/marketing/43302-kontekstnaya-reklama-dlya-medklinik-ot-zapuska-do-rezultata
4. Боровиков Л.С., Петрова О.А. Сайт медицинского учреждения как коммуникационный инструмент. [Электронный ресурс], 2015, URL https://cyberleninka.ru/article/n/sayt-meditsinskogo-uchrezhdeniya-kak- kommunikatsionnyy-instrument
5. Гальченко А. SMM в медицине: продвижение клиник, медицинских центров, врачей, стоматологов и косметологов. 2020 [Электронный ресурс]: URL: https://welovesmm.com.ua/blog/smm-v-meditsine
6. Ибушева М. Е. «Одноклассники» поделились главными достижениями за 2019 год. [Электронный ресурс]: 2020г. - URL: https://www.likeni.ru/events/odnoklassniki-podelilis-glavnymi-dostizheniyami-za-2019-god/
7. Искандарян Г.О. Классификация и особенности современных медицинских услуг / Г. О. Искандарян // Вестник университета. [Электронный ресурс] : 2014. №6.с. 115-118 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-i-osobennosti-sovremennyh-meditsinskih-uslug
8. Каплунов Д.А. Контент-маркетинг и рок-н-ролл. Книга-муза для покорения клиентов в интернете / Д.А. Каплунов. - 3-е изд. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 384 с.
9. Кастельс М. Галактика Интернет/ М. Кастельс - Екатеринбург: «У- фактория» (при участии издательства гуманитарного университета), 2004. - 328с.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.) Статья 41. // СПС «Консультант плюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
11. Красноставская Н.В., Шевцова И.Е. Поведение индивидуальных потребителей услуг частных медицинских центров на предпокупочных стадиях в виртуальном пространстве // Вестник Евразийской науки, 2018 №2, https://esj.today/PDF/86ECVN218.pdf(доступ свободный). Заглавие с экрана.
12. Кречетова А.Б. Исследование аудитории Instagram: сервисом пользуется каждый десятый в России, большинство - женщины. [Электронный ресурс]: 2017г. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/343331-issledovanie-auditorii-instagram-servisom-polzuetsya-kazhdyy-desyatyy-v-rossii
13. Крупина К.И. Особенности продвижения медицинских услуг в Интернет: Магистерская диссертация. СПб: СПбПУ, 2015, с.- 109
14. Кузменкова Г. В. Самые популярные социальные сети в России в 2020 году. [Электронный ресурс]: 2020. URL: https://vc.ru/marketing/106865-samye-populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-v-2020-godu
15. Кужелева-Саган И. П. Научное знание о связях с общественностью (PR) : философский анализ / И. П. Кужелева-Саган. - Москва : URSS [и др.], 2011. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000421019
16. Курносова Е. Г. Социальные сети в цифрах. [Электронный ресурс]: 2019. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_Mediascope_%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%A0%D0%98%D0%A4+%D0%9A%D0%98%D0%91%202019.pdf
17. Кушков Е.А. Мессенджеры для бизнеса. роль и влияние на цифровую экономику // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2019. № 4(61). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/7072
18. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. / Пер. с англ. В. Николаева.; Закл. ст. М. Вавилова - М.; Жуковский: «Канон- пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. - 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»)
19. Манн И. Маркетинг на 100%: ремикс. Как стать хорошим менеджером по продажам/ И. Манн - 10-е изд.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2012 - 256с.
20. Мельникова А.А. Точки касания с клиентом: как помочь потенциальному покупателю сделать выбор в вашу пользу. [Электронный ресурс]:2017. URL: https://marketing.by/analitika/tochki-kasaniya-s-klientom-kak-pomoch-potentsialnomu-pokupatelyu-sdelat-vybor-v-vashu-polzu/
21. Наторина В. Репутация врача - локомотив медицинского маркетинга. [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://blog.callibri.ru/reputatsiya-vracha- lokomotiv-meditsinskogo-marketinga
22. Никонов Е.А Медицинская реклама в социальных сетях: сложно, но можно. [Электронный ресурс]: 2016. URL: https://www.cossa.ru/special/medicine/216293/
23. Нилова Л. Поп-арт маркетинг: insta-грамотность и контент-стратегия/ Л. Нилова - ООО «Издательство АСТ», 2017г. - 140с.
24. «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения»: Приказ Минсоцразвития России №364 от 28.04.2011 // Сайт министерства здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. 2011 г. URL:
https://www.rosminzdrav.ru/documents/%207200-prikaz-minzdravsotsrazvitiya-rossii-364-ot-28-aprelya-2011-g
25. «О рекламе»: Федеральный закон №38-ФЗ от 22.02.2006г. (С изменениями на 31.07.2020г.) [Электронный ресурс]: URL:
http:// docs.cntd.ru/ document/901971356
26. О Рекламной Сети Яндекса и внешних сетях [Электронный ресурс]: URL: https://yandex.ru/support/direct/general/yan.html - Заглавие с экрана.
27. О Яндекс.Директе [Электронный ресурс]: URL: https://yandex.ru/support/direct/ - Заглавие с экрана.
28. Петречук А.С. Административные правонарушения в сфере рекламы медицинских услуг. /А. С. Петречук/ Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2014. Т. 14. № 4. С. 109-113.
29. Петроченков А. С., Новиков Е.С. Идеальный Landing page. Создаем продающие веб-страницы. - Спб.: Питер, 2017. - 320 с.
30. Плакунова Е. Управление репутацией в сети на кейсах медицинских клиник. [Электронный ресурс]. 2019. URL: https://www.e- xecutive.ru/management/marketing/1989900-upravlenie-reputatsiei-v-seti-na-keisah- meditsinskih-klinik
31. Правила размещения рекламы Вконтакте [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/faq10060- Заглавие с экрана.
32. Правила Яндекс Директ [Электронный ресурс]: URL: https://yandex.ru/support/direct/moderation/categories/medicine-medical-activity.html - Заглавие с экрана.
33. Правила рекламной деятельности Facebook [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook.com/policies/ads- Заглавие с экрана.
34. Рекламируйте товары и услуги в соцсетях. [Электронный ресурс]: URL: https://target.my.com/ - Заглавие с экрана.
35. Ретаргетинг по пикселю Вконтакте: что это такое и как настраивать. [Электронный ресурс]: URL: https://vk.com/faq12142 - Заглавие с экрана.
36. Сергеева Ю. А. Вся статистика интернета на 2020 год - цифры и тренды в мире и России. [Электронный ресурс].2020. URL: https://www.web- canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/
37. Скалубо Д.В. Что такое сайты-агрегаторы, и почему они в топе вместо ваших проектов? Эксперимент по созданию и продвижению агрегатора [Электронный ресурс]. 2019 г. URL: https://texterra.ru/blog/chto-takoe-sayty-agregatory-i-pochemu-oni-v-tope-vmesto-vashikh-proektov-eksperiment-po-sozdaniyu-i-.html
38. Создание и установка пикселя Фэйсбук. [Электронный ресурс]: URL: https://www.facebook.com/business/help/952192354843755?id=1205376682832142- Заглавие с экрана.
39. Справка - Google my Business. Как добавить данные о компании или подтвердить право собственности [Электронный ресурс] URL: https://support.google.com/business/answer/2911778?co=GENIE.Platform%3DAndroid&hl=ru - Заглавие с экрана
40. Справка - центра правил Google рекламы. Здравоохранение и фармацевтика. [Электронный ресурс]: URL: https://support.google.com/adspolicy/answer/176031 - Заглавие с экрана.
41. Справка - центра правил Google рекламы. Как подать заявку на сертификацию для рекламы медицинских изделий и услуг. [Электронный ресурс]: URL: https://support.google.com/adspolicy/answer/176031#apply - Заглавие с экрана.
42. Справка - Youtube. Как создать канал. [Электронный ресурс]: URL: https://support.google.com/youtube/answer/1646861?hl=ru - Заглавие с экрана.
43. Торговцева Ю. Реклама медицинских услуг: требования и ограничения для контекстной рекламы. SMM агентство «Boost Income Group» [Электронный ресурс]: 2018 г. URL: https://vk.com/@smmbigd-reklama-medicinskih-uslug-trebovaniya-i-ogranicheniya-dlya-k,
44. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 1999 - 784с.
45. Труш В., Чекменев К. Интернет-маркетинг в медицине. Основы интернет-маркетинга в медицине, практические советы. / В. Труш, К. Чекменев - Издательство Redmed, 2018- 210 с.
46. Хабарова С.А. Особенности продвижения медицинских услуг // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). Москва, 2018, с. 70-75. URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (доступ свободный). Заглавие с экрана.
47. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях./ Д. Халилов. - СПб.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014 - 306с.
48. Шек О. И. Малозатратное продвижение на рынке медицинских услуг // Маркетинг и маркетинговые исслед. - 2012. - № 5. - С. 406-411.
49. Шматкова В. А. Как бесплатно продвигать медицинский центр. Методы партизанского маркетинга. [Электронный ресурс]: 2018 г. URL: https://www.d-zerts.ru/articles/3/pro/
50. Яковлев А.А., Мусатов В.Б., Глыжина Л.В., Комарова А.Я., Амирханян Ю.А., Келли Д.А. Социально-сетевые технологии в медицине. Кубанский научный медицинский вестник. 2019. Т. 26.№ 1. С. 219-229.
51. Яндекс. Справочник. Добавление организации. [Электронный ресурс] URL: https://yandex.ru/sprav/support/add-company/add-org.html - Заглавие с экрана
52. Cisco® VNI: к 2022 году годовой объем Интернет-трафика в России вырастет в 3 раза [Электронный ресурс]. URL: https://www.cisco.com/c/ru_ru/about/press/press-releases/2018/12-14.html - Заглавие с экрана