ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Абхидхарма как отражение культуры буддийской традиции 17
1.1 Определение и сущность понятия «Абхидхарма» в буддийской традиции 17
1.2 Индийская Абхидхармическая традиция и этапы ее становления 21
Глава 2 Абхидхарма и классическая культура Китая 26
2.1 Традиционные китайские учения и предпосылки для проникновения буддизма в Китай 26
2.2 Абхидхарма и ее роль к культурной традиции Китая 45
2.3 Историко - культурные аспекты формирования учения Абхидхармы в школах Цзюйшэ,
Чэнши, Фасян 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Чуть менее чем за две тысячи лет своего существования в Китае, буддизм остался единственной из мировых религий, получивших столь масштабное распространение, став при этом достоянием большинства. За столь длительный период он оказал огромное влияние на становление китайской традиции, и создал особую почву для формирования духовно - нравственных компонентов китайской ментальности.
Данная работа посвящена изучению феномена китайского буддизма и его роли в формировании культурной традиции Китая.
В процессе становления буддийской традиции Китая, исключительно важную роль сыграла концепция Абхидхармы. Практически весь пласт философской литературы, с которой познакомились китайцы в первые годы распространения буддизма в Поднебесной, являлся абхидхармического содержания. Благодаря данной традиции, Китай познакомился с совершенно иным принципиально новым анализом бытия, что оказало большое влияние на китайское мировоззрение и на развитие культурной традиции в целом. Переводческая культура, тесно связанная с традицией Абхидхармы, позволила преодолеть лингвистический барьер и открыла перспективы для широкого распространения буддизма в Китае. Логичность, содержательность и академизм, но при этом универсальный характер Абхид- хармы, позволил ей сосуществовать в едином культурном пространстве с автохтонными китайскими учениями.
Абхидхармическая традиция, по сути, заложила фундамент для последующего развития китайского буддизма. Ее организованная система терминов и категорий стала базой для всех направлений китайских буддийских школ. Поэтому при реконструкции Китайской традиции, мы неизбежно сталкиваемся с принципами Абхидхармы, так или иначе, характерные для буддистов всех направлений.
Абхидхарма является основополагающей частью китайского буддизма, а, следовательно, и культуры Китая в целом. Традиция Абхидхармы была одной из самых ранних, проникших в Китай. Поэтому именно она в определённой мере и предопределила те отличительные черты, ту специфику китайской буддийской культуры, которую отмечают почти все без исключения исследователи.
Актуальность работы обусловлена, прежде всего, необходимостью осмысления концепции Абхидхармы в системе буддийской традиции, в качестве универсального интегрирующего фактора. Ее исключительная значимость заключается в том, что религиозная концепция учения сохранялась в течении длительного времени и стала основой для разных региональных традиций, обозначив единство буддистского Востока. Внедрение идей учения в Китайскую традицию является самым ярким примером удивительного культурного и духовного взаимодействия изначально различных мировоззренческих и нравственных принципов. На смену политизированной идеологии конфуцианства, которая являлась краеугольным камнем в отношениях «человек» - «государство», приходит психологическая концепция индивидуализма, характерная для буддизма.
Научной проблемой Абхидхармы является недостаточное изучение её места и роли в китайской культурной традиции, так как большая часть работ, связанных с исследованием Абхидхармы, рассматривают ее в рамках индийского буддизма.
Данная выпускная квалификационной работа является попыткой изучения феномена Абхидхармы в качестве универсального интегрирующего фактора в культурной традиции Китая.
Степень изученности. В связи с высокой значимостью Абхидхармы в системе буддийской традиции, наблюдается устойчивый высокий интерес к данной теме в среде востоковедов. Основателем отечественной буддистской традиции принято считать В.П.Васильева. Он был первым представителем в отечественной традиции, который предложил научный подход в изучении Абхидхармакоши. В своем труде «Буддизм. Его догматы, история и литература», который вышел в середине XIX века, он анализировал роль и характер абхидхарм. Основным выводом исследования являлось то, что Абхид- харма не имеет ничего общего с сутрами, в ней «берётся предмет и анализируется со всех сторон в возможной глубине и при том чрезвычайно сухо; это аналитическое направление, свойственное данному учению, не встречается нигде в такой степени; оно заменяет правила логики...и глубину метафизического мышления; предмет рассматривается со всех возможных точек не в отношении к отвлечённым идеям, но в собственной численности, так что, если нигде не встретится в других посторонних индийских учениях подобного изложения, Буддизм может похвастаться созданием особенного рода литературы и приложением мышления к стороне, совершенно неизвестной в других странах...»
...
Буддийская традиция разительно отличается от других мировых религий, в первую очередь свои характером, тенденцией к нечеткости, взаимопроникновению, противоположностью фундаментальных начал и совершенно иной структурой мышления.
Главной чертой буддизма является его антропоцентрическая направленность учения, в которой, в отличие от других теоцентрических религий, таких как христианство, ислам, иудаизм, человеку отведена самая важна роль: роль центра мироздания. Лишь человек может выступать в роли «спасителя» самого себя. «Спасение» в данном контексте подразумевает избавление от ложных проявлений чувственного мира, приобретение истинного знание. В роли истинного «чистого» знания выступает Абхидхарма.
Подводя итоги исследования Абхидхармической традиции в Китае, стоит отметить некоторые основные выводы. В истории буддийской культуры Китая концепция Абхидхарма выступает кльтурообзразующим фактором, в связи с этим, ошибочно считать ее просто способом обоснования основных положений буддизма. Абхидхарма - это большой пласт культуры, под влиянием которой формировался буддийский способ миропонимания. Она смогла привнести в него качественно новые черты к структурному подходу понимания бытия.
Процесс адаптации буддизма в Китае был тесно связан со становлением собственной коментаторской культуры. Этот процесс стал серьезным стимулом к формированию переводческой деятельности трактата. Теоретический инструментарий Абхидхармы стал мостом, объединившим индо - буддийскую и китайскую философские традиции. Из этого следует сделать важный вывод, что переводческая культура в Китае - это результате длительного периода адаптации индо - буддийской терминологии, поиска подходящих и адекватных религиозно - философских аналогов, происходивших на идейно - теоретической основе Абхидхармы.
Являясь непременным компонентом буддийского образования, Ахидхарма способствовала качественному и полному постижению буддийской философии. Именно ее каноны стали концептуальной основой для формирования буддийской системы монастырей на первом этапе знакомства Китая с буддизмом и формированию собственных школ китайского буддизма в последующем.
Пережив несколько периодов в своем развитии, Абхидхармическая традиция в Китае прошла путь от ранних, хинаянских форм (школа Цзюйшэ) через промежуточные (Чэнши) к наиболее близким китайскому буддисту - махаянским (Фасян). Процесс развития 75
китайского буддизма демонстрирует эволюционный путь от понимания Абхидхармы как теоретического обоснования Хинаяны к пониманию Абхидхармы как Махаяны. В конечном итоге именно эта традиция повлияет на становление собственно китайских буддийских школ тяньтай, хуаянь, чань, в которых Абхидхарма уже полностью служила интересам ма- хаянской сотериологии.
Учение Абхидхармы, безусловно, заслуживает особого внимания исследователей буддологов, так как данная традиция касается не только истории Индии и Китая, но она так же является важным культурным явлением Японии, Тибета, Кореи , Монголии и многих других стран,что существенно расширяет поле деятельности.
1. Рудой В.И. Васубандху. Абхидхармакоша: Энциклопедия Абхидхармы. Раздел I: Анализ по классам элементов: пер. с санскр. / В.И. Рудого. - М.: Наука, 1990. - 318 с.
2. Семичов Б.В., Брянский М.Г. Васубандху. Абхидхармакоша: пер. с санскр. / Б.В. Семичова и М.Г. Брянского. - Улан-Удэ.: Бурятское книжное издательство, 1988. - 334 с.
3. Сюань Цзан. Васубандху. Вэйшисаныпилунь (Шастра тридцати суждений о только - сознании: пер. с санскр. / Сюань Цзана - Пекин.: Фосюэцзинхуа, 1994. - 965 с.
4. Сюань Цзан. Васубандху. Вэйшиэршилунь (Шастра двадцати суждений о только - созна-нии): пер. с санскр. / Сюань Цзана. - Пекин.: Фосюэцзинхуа, 1994. - 960 с.
5. Сюань Цзан. Чэнвэйшилунь (Шастра становления только-сознания): пер. с санскр. / Сюань Цзана - Пекин.: Фосюэцзинхуа, 1994. - 979 с.
6. Цзешэньмицзин (Сандхинирмочана-шастра): пер. с санскр. / Сюань Цзана - Пекин.: Фо-сюэцзинхуа, 1994. - 1025 с.
7. Юйцзяшидилунь (Йогасарпабхуми - шастра): пер. с санскр. / Сюань Цзана - Пекин.: Дацзанцзин,1995 - 987 с.
Литература
1. Абаев. Н.В. Буддизм и культурно - психологические традиции народов Востока: Сб. статей / Отв. ред. Н.В. Абаев. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1990. - 216 с.
2. Абаев Н.В. Чань - буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае / Н.В. Абаев. - Новосибирск.: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. - 273 с.
3. Алексеев В.М. Наука о Востоке: Статьи и документы / В.М. Алексеев. - М.: Наука, 1982. - 535 с.
4. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев / И.Г. Баранов - М.: Муравей - Гайд, 1999. - 304 с.
5. Бодхи Бхиккху Полный справочник по Абхидхамме: Перевод Абхидхам- маттха Сангахи / Бхиккху Бодхи. - М.: Ганга, 2017. - 444 с.
6. Бонгард - Левин. Г.М. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века: Сб. статей / Отв. ред. Г.М. Бонгард - Левин. - М.: Наука, 1982. -317 с.
7. Бонгард - Левин Г.М. Буддизм: проблемы истории, культуры, современно
сти. / Г.М Бонгард - Левин. - М.: Наука, 1990. - 423 с.
8. Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М Бонгард - Левин. - М.: Наука, 1980. - 333 с.
9. Бонгард - Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности / Г.М Бонгард-Левин., Г.Ф. Ильин - М.: Наука, 1985. - 757 с.
10. Буров. В.Г. Из истории китайской философии: Становление и основные направления / Отв. ред. В.Г. Буров. - М., 1978. - 214 с.
11. Бэшем А. Чудо, которым была Индия / А. Бэшем. - М.: Наука, 1977. - 616 с.
12. Васильев В.П. Буддизм: его догматы, история и литература. / В.П. Васильев - СПб.: Наука, 1854. - 356 с.
13. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм / В.П. Васильев. - СПб.: Наука, 1873. - 182 с.
14. Васильев Л.С. История и культура Китая: Сборник статей памяти академика В.П. Васильева / Отв. ред. Л.С. Васильев. - М.: Наука, 1974. - 480 с.
15. Васильев Л.С. История религий Востока. Религ.- культ. традиции и общество: Учебное пособие для вузов по специальности «История». / Л.С. Васильев - М.: Высш.шк., 1989. - 368 с.
... всего 100 источников