Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМОВ НАВЕДЕНИЯ И МЯГКОЙ ПОСАДКИ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ

Работа №193503

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

автоматика и управление

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4730 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЗОР СУЩЕСТВУЮЩИХ РЕШЕНИЙ 7
1.1. Буран 8
1.2. КОРОНА 10
1.3. Falcon 9 12
1.4. Этапы посадки на Луну 14
1.5. Выводы 16
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ 20
2.1. Системы координат и связь между ними 20
2.2. Уравнения движения РН 27
2.3. Алгоритмы управления 34
2.4. Выводы 41
3. РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ 42
3.1. Моделирование объекта управления в среде Simulink 42
3.2. Результаты моделирования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62


В настоящее время в ракетостроении возобновляется интерес к разработке возвращаемых многоразовых ступеней ракет-носителей. Международный опыт, в частности, успешные полёты ракет Grasshopper и Falcon9 FT компании SpaceX, подчёркивают актуальность данного направления. Экономическое и экологическое обоснование показывает преимущества многоразовых блоков ракет- носителей (РН) [8].
По этой теме написано множество научных статей [34], [35], [37], преимущественно зарубежных, в которых описаны особенности и проблемы при посадке не только на Землю, но и на другие планеты и объекты солнечной системы. Возвращение отработавшей ступени - новая для современного ракетостроения задача, имеющая единичные случаи ее решения и реализации на практике. Прежде чем это станет широко используемым для любых средств выведения, потребуются многие годы разработок и исследований в этой области.
Целью работы является обеспечение мягкой посадки возвращаемой ступени ракеты-носителя, посредством разработки алгоритмов управления.
Задачи:
— изучение существующих решений
— вывод уравнений движения сложного динамического объекта
— моделирование объекта управления и внешних сил
— уменьшение скоростного напора при входе в атмосферу
— наведение на посадочную площадку и обеспечение вертикального снижения на финальном этапе
— обеспечение касания земли с малой скоростью


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время лидером в ракетостроении является компания SpaceX, ее амбициозные проекты не остаются на бумаге, как это происходит у многих, поэтому успешные полеты Falcon 9 и Falcon Heavy находятся в центре внимания. Конкретные алгоритмы управления являются коммерческой тайной, известны лишь общие принципы и задачи, решаемые при посадке РН [19], [20]. Поэтому целью данной работы было создание отечественного аналога.
Алгоритмы формируют управление только по текущему состоянию и координатам цели, что позволяет избежать привязки к опорной траектории, а также ресурсоемких вычислений, производимых при прогнозировании дальнейшего движения РН. В зарубежной литературе [32], [36] этот метод называется online trajectory - построение траектории в реальном времени, он отличается сложностью разработки и простотой реализации, показывает свою эффективность в задачах с динамическими условиями.
Достигнута высокая точность приземления, отклонение конечной скорости при посадке не превышает 0.01 м/с, при наличии систематических ошибок и действии статических возмущений. Для сравнения, у Falcon 9 ошибка по скорости не более 2 м/с. Также реализовано динамическое изменение тяги по мере уменьшения аэродинамического сопротивления, что позволяет снизить требуемое количество топлива на основной тормозной импульс (с высоты 1200 м до 11 м) до 803 кг, при постоянной тяге потребуется 899 кг топлива, что на 11,9% больше.
Задача наведения решена в кинематической постановке, алгоритм управления вычисляет потребное ускорение, которое должна отрабатывать система стабилизации. Отклонение от координат цели не превышает 0.01 м, очевидно, если учитывать динамику объекта, точность будет хуже, у Falcon 9 этот показатель не превышает 10 м.
Таким образом, алгоритмы управления выполняют свою задачу с высокой точностью, ошибки управления пренебрежимо малы и обусловлены шагом интегрирования дискретной системы управления. Фактическая точность посадки зависит исключительно от точности измерений текущих координат состояния РН.



1. Бабинова Е.О. О перспективах развития многоразовых космических кораблей // Е.О. Бабинова, О.А. Становова, В.В. Кольга / Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2015. - С. 57-59.
2. Бобылева А.Г. Создание и эксплуатация космического корабля «Буран»: итоги и значение // А.Г. Бобылева, Д.А. Гаврин / Актуальные проблемы авиации и космонавтики, 2010. - C. 355-356.
3. Вавилин А.В. Многоразовая одноступенчатая ракета-носитель КОРОНА как автоматическое средство выведения // А.В. Вавилин, В.Г. Дегтярь, С.А. Маханьков, С.Ф. Молчанов / Актуальные вопросы проектирования автоматических космических аппаратов для фундаментальных и прикладных научных исследований, 2017. - С. 118-131.
4. Горбатенко С.А. Механика полета. Общие сведения. Уравнения движения // С.А. Горбатенко, Э.М. Макашов, Ю.Ф. Полушкин, Л.В. Шефтель / Москва: Машиностроение, 1969 - 420 с.
5. Давыдов П.С. Авиационная радиолокация: Справочник // П.С. Давыдов, А.А. Сосновский, И.А. Хаймович / Москва: Транспорт, 1984. - 224 с.
6. Лихачёв В.Н. Этап основного торможения для выполнения мягкой посадки на поверхность луны как один из видов коррекции траектории // В.Н. Лихачёв, Ю.Г. Сихарулидзе, В.П. Федотов / Вестник - научно-технический журнал ФГУП НПО им. С.А. Лавочкина, 2012. - C. 27-33.
7. Мусский С.А. 100 великих чудес техники // С.А. Мусский / Москва: Вече, 2006. - 432 с.
8. Недогарок А.А. Математическое моделирование и синтез системы управления движением возвращаемой первой ступени ракеты-носителя на этапе спуска и посадки // А.А. Недогарок, А.Н. Клишин, В.В. Корянов и др. / Калуга: Материалы 51-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского, 2016. - С. 129.
9. Сельвесюк Н.Л. Многоразовые космические корабли Спейс-Шаттл и Буран // Н.Л. Сельвесюк, Е.И. Смирнова / Технические науки в России и за рубежом: материалы VII Междунар. науч. конф., 2017. - С. 167-171.
10. Сихарулидзе Ю.Г. Баллистика и наведение летательных аппаратов // Ю.Г. Сихарулидзе / Москва: БИНОМ, 2011. - 408 с.
11. Acikmese, B. Convex programming approach to powered descent guidance for mars landing // B. Acikmese, S.R. Ploen / AIAA Journal of Guidance, Control and Dynamics, 2007. - vol. 30. - № 5. - pp. 1353-1366.
12. Acikmese, B. Lossless Convexication of Nonconvex Control Bound and Pointing Constraints of the Soft Landing Optimal Control Problem // B. Acikmese, J.M. Carson
Blackmore / IEEE Transactions on control systems, 2013. - vol. 21. - № 6. - pp. 2104-2113.
13. Blackmore, L. Minimum landing error powered escent guidance for mars landing using convex optimization // L. Blackmore, B. Acikmese, D.P. Scharf / AIAA Journal of Guidance, Control and Dynamics, 2010. - vol. 33. - № 4. - pp. 11611171.
14. Braun, R.D. Mars Exploration Entry, Descent and Landing Challenges // R.D. Braun,
R. M. Manning / Journal of Spacecraft and Rockets, 2007. - vol. 44. - № 2. - pp. 310323.
15. Klumpp, A.R. Apollo lunar descent guidance // A.R. Klumpp / Automatica, 1974. - vol. 10, № 2. - pp. 133-146.
..37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ