«ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА» КАК УСЛОВИЕ КОРРЕКЦИИ ОЖИДАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА ОТ РЫНКА ТРУДА
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы трудоустройства выпускников вузов 7
1.1 Трудоустройство и занятость молодых специалистов
на рынке труда в современных условиях 7
1.2 Социально- психологические проблемы трудоустройства
выпускников высших учебных заведений 20
1.3 Психологические проблемы, возникающие на этапах
профессиональной деятельности 23
1.4 Психологические и организационно - управленческие аспекты подготовки к трудоустройству современных выпускников
вуза 26
Глава II. Изучение ожиданий выпускников и работодателей в аспекте трудовой занятости как фактор успешного трудоустройства 36
2.1 Ожидание работодателей в аспекте трудовой занятости 36
2.2 Ожидание выпускников в аспекте трудовой занятости 40
Глава III. «Школа молодого специалиста» как условие коррекции ожиданий выпускников вузов от рынка труда 52
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение № 1 68
Приложение № 2 68
Глава I. Теоретический анализ проблемы трудоустройства выпускников вузов 7
1.1 Трудоустройство и занятость молодых специалистов
на рынке труда в современных условиях 7
1.2 Социально- психологические проблемы трудоустройства
выпускников высших учебных заведений 20
1.3 Психологические проблемы, возникающие на этапах
профессиональной деятельности 23
1.4 Психологические и организационно - управленческие аспекты подготовки к трудоустройству современных выпускников
вуза 26
Глава II. Изучение ожиданий выпускников и работодателей в аспекте трудовой занятости как фактор успешного трудоустройства 36
2.1 Ожидание работодателей в аспекте трудовой занятости 36
2.2 Ожидание выпускников в аспекте трудовой занятости 40
Глава III. «Школа молодого специалиста» как условие коррекции ожиданий выпускников вузов от рынка труда 52
Заключение 58
Список используемой литературы 62
Приложение № 1 68
Приложение № 2 68
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.
Проблема трудоустройства обусловлена остротой, сложившейся на российском рынке труда социально-экономической ситуации, а в его «молодежной части» в особенности. Выпускники вузов по уровню подготовки и полученным компетенциям, как показывают опросы работодателей, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности. В совокупности это ведет к низкой эффективности использования труда молодых специалистов, что позволяет ставить вопрос и о «перепроизводстве» специалистов с высшим образованием, и о неудовлетворительном качестве их подготовки.
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана, с перспективами социальной стабильности государства.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально- экономические изменения в обществе.
Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях: глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.
Нельзя не рассмотреть трудности, возникающие на пути будущих специалистов. Одной из таких является неуверенность в собственных действиях. Следствием подобной неуверенности является растерянность, чувство усталости и непонятных усилий, неудовлетворенность результатами своего труда. Молодой человек становится неспособным строить отношения в социуме, не способен противостоять манипуляциям в общении, идет на поводу у окружающих его людей.
Что касается степени научной разработанности данной темы, то надо сказать, что ей занимались следующие ученые:
Пряжникова Н. С. результаты исследования, которого свидетельствуют существовании неопределенности профессионального будущего у значительной части молодежи, впервые вступающей на рынок труда и Полдолиной М. Л., которая считает, что современные молодые специалисты имеют ряд характерных особенностей, среди которых часто отмечается необоснованная амбициозность: установка вуза «готовить лидеров бизнеса» проявляется в неадекватной самооценке, завышенных притязаниях выпускников, нереалистичных ожиданиях в начале карьерного пути.
Положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах: Я.У. Астафьева, Э.С. Гареева, Ю.Н. Дорожина, В.Н. Шубина, Т.И. Заславской, И.К. Золотовой, С.А. Константинова, Л.В. Константиновой, Т.А. Ручкиной, О.А. Раковской, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина.
Проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе посвящены многие исследования (Б.Г. Ананьев, И.Б. Котова, А.И. Донцов, В.В. Белоус, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.В. Петровский, Е.И. Шиянов, Б.Ф. Ломов, B.C. Мухина, А.К. Маркова и др.).
Если, мы будем говорить о рынке труда, то в социально-экономической науке его проблемы получили достаточно широкое освещение. Различные аспекты труда, занятости населения и безработицы нашли отражение в классических трудах А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Маршала, М. Фридмена.
Объектом исследования выступают ожидания выпускников вузов от рынка труда
Предметом исследования выступает «Школа молодого специалиста» как условие коррекции ожиданий выпускников вузов от рынка труда
Цель: разработка комплекса мероприятий «Школы молодого
специалиста» как условия коррекции ожиданий у выпускников вузов от рынка труда.
...
Проблема трудоустройства обусловлена остротой, сложившейся на российском рынке труда социально-экономической ситуации, а в его «молодежной части» в особенности. Выпускники вузов по уровню подготовки и полученным компетенциям, как показывают опросы работодателей, не всегда соответствуют их требованиям. При этом и сами выпускники, не удовлетворенные предлагаемой работой, заработной платой и условиями труда, нередко отказываются от трудоустройства по полученной специальности. В совокупности это ведет к низкой эффективности использования труда молодых специалистов, что позволяет ставить вопрос и о «перепроизводстве» специалистов с высшим образованием, и о неудовлетворительном качестве их подготовки.
Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана, с перспективами социальной стабильности государства.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально- экономические изменения в обществе.
Современное общество, производство, рынок товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях: глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.
Нельзя не рассмотреть трудности, возникающие на пути будущих специалистов. Одной из таких является неуверенность в собственных действиях. Следствием подобной неуверенности является растерянность, чувство усталости и непонятных усилий, неудовлетворенность результатами своего труда. Молодой человек становится неспособным строить отношения в социуме, не способен противостоять манипуляциям в общении, идет на поводу у окружающих его людей.
Что касается степени научной разработанности данной темы, то надо сказать, что ей занимались следующие ученые:
Пряжникова Н. С. результаты исследования, которого свидетельствуют существовании неопределенности профессионального будущего у значительной части молодежи, впервые вступающей на рынок труда и Полдолиной М. Л., которая считает, что современные молодые специалисты имеют ряд характерных особенностей, среди которых часто отмечается необоснованная амбициозность: установка вуза «готовить лидеров бизнеса» проявляется в неадекватной самооценке, завышенных притязаниях выпускников, нереалистичных ожиданиях в начале карьерного пути.
Положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах: Я.У. Астафьева, Э.С. Гареева, Ю.Н. Дорожина, В.Н. Шубина, Т.И. Заславской, И.К. Золотовой, С.А. Константинова, Л.В. Константиновой, Т.А. Ручкиной, О.А. Раковской, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина.
Проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе посвящены многие исследования (Б.Г. Ананьев, И.Б. Котова, А.И. Донцов, В.В. Белоус, Э.Ф. Зеер, Е.М. Иванова, И.А. Зимняя, Е.А. Климов, А.В. Петровский, Е.И. Шиянов, Б.Ф. Ломов, B.C. Мухина, А.К. Маркова и др.).
Если, мы будем говорить о рынке труда, то в социально-экономической науке его проблемы получили достаточно широкое освещение. Различные аспекты труда, занятости населения и безработицы нашли отражение в классических трудах А. Смита, К. Маркса, Дж. Кейнса, А. Маршала, М. Фридмена.
Объектом исследования выступают ожидания выпускников вузов от рынка труда
Предметом исследования выступает «Школа молодого специалиста» как условие коррекции ожиданий выпускников вузов от рынка труда
Цель: разработка комплекса мероприятий «Школы молодого
специалиста» как условия коррекции ожиданий у выпускников вузов от рынка труда.
...
Для определения понятия трудоустройства мы использовали Трудовой кодекс РФ, в котором сказано, что под трудоустройством понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.
Старовойтова и Золотарева выделили факторы особенности положения молодёжи на российском рынке труда:
1. Сохранение стереотипов.
2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости.
3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей.
Молодые люди на рынке труда представляют собой незащищенную категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Для снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет программы для молодых специалистов. Для реализации направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России существует проект «Карьера».
Согласно исследованиям Донцова и Белокрыловой современная ситуация «построения рыночных отношений» породила целый ряд психологических проблем профессионализации:
Первая проблема, это формирование профессионального самосознания и профессиональной идентификации человека.
Второй проблемой является трудовая и профессиональная адаптация человека к изменившимся условиям деятельности и профессиональной среды.
Третьей проблемой является профессиональная деформация человека в условиях новой реальности.
Четвертая проблема — это формирование профессионализма и повышения эффективности профессиональной деятельности.
Ситуация на рынке образовательных услуг заставляет вуз проявлять заботу о трудоустройстве выпускников, поскольку их обеспеченность работой - важный показатель конкурентоспособности университета. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской федерации приняли решение о разработке Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, целью которой должно стать «создание системы организаций, осуществляющей комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве незанятых выпускников учреждений профессионального образования». В результате этого в Томском государственном университете был создан «Центр содействия трудоустройства выпускников ТГУ» по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.
По нашей проблеме были проведены исследования, и в результате, проведенные исследования позволили проверить достоверность выдвинутых нами гипотез.
В результате беседы с работодателями и анкетирования студентов респондентам были заданы вопросы, касающиеся опыта работы, заработной платы, возможных сложностях при трудоустройстве на работу, о способах поиска работы и о том, каких профессиональных и личностных качеств недостаточно выпускникам ТГУ для успешной трудовой деятельности. В результате исследования мы выявили различия между требованием студентов и тем, что предлагают работодатели.
...
Старовойтова и Золотарева выделили факторы особенности положения молодёжи на российском рынке труда:
1. Сохранение стереотипов.
2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости.
3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей.
Молодые люди на рынке труда представляют собой незащищенную категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Для снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет программы для молодых специалистов. Для реализации направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России существует проект «Карьера».
Согласно исследованиям Донцова и Белокрыловой современная ситуация «построения рыночных отношений» породила целый ряд психологических проблем профессионализации:
Первая проблема, это формирование профессионального самосознания и профессиональной идентификации человека.
Второй проблемой является трудовая и профессиональная адаптация человека к изменившимся условиям деятельности и профессиональной среды.
Третьей проблемой является профессиональная деформация человека в условиях новой реальности.
Четвертая проблема — это формирование профессионализма и повышения эффективности профессиональной деятельности.
Ситуация на рынке образовательных услуг заставляет вуз проявлять заботу о трудоустройстве выпускников, поскольку их обеспеченность работой - важный показатель конкурентоспособности университета. По поручению Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации и Министерство труда и социального развития Российской федерации приняли решение о разработке Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, целью которой должно стать «создание системы организаций, осуществляющей комплексное консультационное, информационное и образовательное содействие в трудоустройстве незанятых выпускников учреждений профессионального образования». В результате этого в Томском государственном университете был создан «Центр содействия трудоустройства выпускников ТГУ» по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования.
По нашей проблеме были проведены исследования, и в результате, проведенные исследования позволили проверить достоверность выдвинутых нами гипотез.
В результате беседы с работодателями и анкетирования студентов респондентам были заданы вопросы, касающиеся опыта работы, заработной платы, возможных сложностях при трудоустройстве на работу, о способах поиска работы и о том, каких профессиональных и личностных качеств недостаточно выпускникам ТГУ для успешной трудовой деятельности. В результате исследования мы выявили различия между требованием студентов и тем, что предлагают работодатели.
...
Подобные работы
- УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016 - УСПЕШНОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ - МАГИСТРАНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - АКТИВИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №9» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся старших классов с нарушением интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023





