Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Американский интерес и политика по отношению к Китаю до 1949г 10
1.1 Американо-китайские отношения до 1949г 10
1.2 Публикация «Белой книги по Китаю», деятельность китаеведов 22
2 Реакция общественности и верхней палаты Конгресса США на провозглашение КНР 1
октября 1949 года 37
2.1 Осведомленность американской общественности по вопросу ситуации в Китае в
1949г. Реакция американской прессы на события 01.10.1949г 37
2.2 Реакция Сената США на провозглашение КНР 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Создание Китайской Народной Республики в 1949 году стало знаковым моментом в мировой истории, оказавшим глубокое влияние на внешнюю политику США. Появление коммунистического государства в Азии поставило перед американским руководством ряд сложных дилемм, определивших ход международных отношений на десятилетия вперед. Провозглашение Китайской Народной Республики ознаменовало не просто смену власти, но и кардинальное изменение геополитического ландшафта в Азии. Для Соединенных Штатов этот год стал синонимом «потери Китая» - потери союзника, и усилению позиций коммунистического блока в регионе. В работе уделено особое внимание исторической составляющей вопроса американо-китайских отношений и анализу официальных документов, что дало возможность отследить эволюцию американской политики в регионе.
Целью исследования является выявление дилемм, с которыми столкнулась американская дипломатия, в связи с созданием КНР в 1949 году и возникших вариантов их решений Соединенными Штатами.
Задачи:
• Определить направления внешней политики США в отношении Китая во второй половине 1940гг;
• Проследить изменения оценок американских специалистов по Китаю на протяжении 1949г;
• Изучить действия высших кругов американской политики в контексте проблемы с Китаем, проанализировать взаимодействие между дипломатическим корпусом и политическими деятелями;
• Проанализировать реакцию верхней палаты Конгресса США и общественных кругов США на «Потерю Китая» и события 01.10.1949.
Тема дилемм американской дипломатии в связи с созданием КНР в 1949 году остается актуальной и важной для современной международной политики. Отношения между США и Китаем, крупнейшими экономиками и влиятельными державами, продолжают оказывать значительное влияние на глобальную стабильность и расстановку сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Исторические корни противоречий, заложенные в период становления КНР, во многом определяют характер и динамику этих отношений в современных условиях.
Выбор, стоявший перед американской администрацией в 1949 году - признать коммунистический Китай или продолжать поддерживать национальное правительство - до сих пор имеет далеко идущие последствия. К примеру, вопрос о статусе Тайваня и признании его суверенитета остается одним из главных раздражителей в американокитайских отношениях, создавая постоянную угрозу эскалации напряженности в Тайваньском проливе сегодня. Кроме того, геополитическая соперничество между США и КНР, двумя ведущими мировыми лидерами, является ключевым фактором нестабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, где стороны пытаются утвердить свое доминирование.
Вместе с тем, несмотря на сохраняющиеся противоречия, Китай и США демонстрируют стремление к конструктивному диалогу и взаимовыгодному сотрудничеству в различных областях - от экономики до глобальных проблем. Устойчивое развитие этого взаимодействия критически важно для обеспечения безопасности во всем мире. Поэтому изучение истории американо-китайских отношений, в том числе вопроса о становлении КНР в 1949 году и реакции американской дипломатии, а вследствие дилемм, возникших после, позволяют лучше понять движущие силы современной международной политики и найти пути решения накопившихся проблем.
Объектом работы являются американо-китайские отношения.
Предметом исследования является позиция американской дипломатии, в связи с созданием КНР в 1949 году.
Хронологические рамки определяются 1941-1949 годами, так как именно с 1941 года США стали оказывать большую поддержку национальному правительству Чан Кайши, а в 1949г. была создана Китайская Народная Республика.
Методология исследования:
Историко-генетический метод - позволяет проследить развитие и эволюцию американской политики в отношении Китая. Данный метод отражается в анализе исторических событий и документов, чтобы выявить причинно-следственные связи и понять, как политика США формировалась и изменялась с течением времени.
Анализ источников и литературы - включает изучение первичных источников, таких как официальные документы, дипломатическая переписка, мемуары и газетные статьи. Также анализируются вторичные источники, такие как книги и научные статьи, чтобы получить более глубокое понимание исторического контекста и интерпретаций событий.
Сравнительный метод - предполагает сравнительный анализ двух или более случаев, в данном случае рекомендаций специалистов по Китаю и проводимой американской политики в регионе. Использование данного метода позволяет получить более глубокое понимание взаимодействия между рекомендациями специалистов и американской политикой в отношении Китая в 1940-х годах.
...
США и Китай, две мировые державы, которые играют немаловажную роль в современном мире. В ХХ веке отношения этих стран складывались по-разному и в основном зависели от внешнеполитических доктрин, которые придерживались США на том или ином отрезке времени. Кроме того, при каждом новом президенте США американская китайская политика в отношении Китая формулировалась особым образом и преследовала национальные интересы Соединенных Штатов.
Изучение американо-китайских отношений в послевоенный период является ключевым для понимания трансформации современной модели международных отношений. Глубокое изучение взаимоотношений и истории взаимодействия США и Китая позволит сделать более точные прогнозы о будущем мирового порядка. Однако, независимо от точности прогнозов, реальная картина может оказаться несколько отличной от ожидаемой.
Цель данного исследования заключалась в выявлении дилемм, с которыми столкнулась американская дипломатия, в связи с созданием КНР в 1949 году и возникших вариантов их решений Соединенными Штатами.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: политика США в 1940-х гг. по отношению к Китаю была достаточно противоречивой, и дилеммы, с которыми сталкивалась американская администрация, были довольно сложными. С одной стороны, США стремились к сотрудничеству с националистическим Китаем для противостояния Советскому Союзу и распространению коммунистической идеологии, с другой же, несмотря на детальные отчеты специалистов-китаеведов, американская администрация не желала пересматривать политику по отношению к Китаю.
Также была отмечена дилемма краткосрочной и долгосрочной американской политики. Она заключалась в том, что США стремились оказать немедленную поддержку демократическим силам в Китае, вопреки тому, что специалисты в Китае неоднократно предупреждали в своих отчетах, что вряд ли Китай сможет стать экономически развитой державой на Дальнем Востоке в ближайшем будущем, но число региональных конфликтов будет только возрастать.
Многие факторы стали решающими в политике США в Китае, и большую роль сыграло недопонимание в различиях культур. Конечно, китаеведы и американские дипломаты внесли огромный вклад в политику США в Китае, это заметно из писем и биографии Джона Лейтона Стюарта, Оуэна Латтимора, Джона Фэрбэнка. Но, видимо, их вклада было не достаточно, так как в правящих кругах брали во внимание рекомендации специалистов, но иногда приказы, отдаваемые Вашингтоном, вступали в противоречия с позициями китаеведов. Подобный пример показывает еще одну дилемму американской политики - дилемма баланса между геополитической стратегией, которой придерживались американские власти, в Азии, и реалиями на местах, которые были проанализированы специалистами-китаеведами. Кроме того, действия высших кругов американской политики в этом контексте отражали раскол в американской администрации. Если дипломатический корпус пытался наладить контакт с коммунистическим Китаем, то политические деятели противились этому, опасаясь признания коммунистического режима и усиления его влияния в мире.
Вопрос признания Китайской Народной Республики и Мао Цзэдуна в качестве законного правительства Китая стал еще одной серьезной дилеммой для Соединенных Штатов. С одной стороны, отказ признать власть коммунистов означал бы полный разрыв отношений с правительством, контролирующим материковый Китай. Это, в свою очередь, привело бы к потере важного политического и экономического партнера, а также дальнейшему усилению влияния Советского Союза в регионе. С другой стороны, легитимизация коммунистического режима была неприемлема для многих американских политиков, воспринимавших его как угрозу демократическим ценностям и интересам США в Азии.
Реакция на провозглашение КНР 1 октября 1949 года прослеживалась через дискуссии верхней палаты Конгресса США, где значимой фигурой выступал республиканец Вильям Ноулэнд. Он являлся одним из самых влиятельных членов Сената и проявлял большой интерес к внешней политике. С его именем связаны ключевые вопросы Холодной войны 1950-х годов: национальные внешнеполитические приоритеты и финансирование Холодной войны, политика в отношении Вьетнама, Тайваня, Китая, Кореи и НАТО и др. Проведя анализ его выступлений в Сенате, можно утверждать, что наряду с Маккарти, Ноулэнд являлся ярым критиком коммунистического Китая при Мао Цзэдуне. Причем на политической арене, он не оставлял и шанса оппонентам выкрутиться и выйти на союз с коммунистами.
Однако будет ошибочно утверждать, что в Сенате США не рассматривался союз с коммунистическим Китаем. Например, на одном из заседаний Сената было рассмотрено предложение Торговой палаты Сан-Франциско, которое отражало мысли американских бизнес-кругов. Но данное предложение потерпело крах от критики Ноулэнда, по причине недопустимости союза с коммунистами.
В конечном итоге администрация Трумэна приняла решение отказаться от признания КНР и сохранить дипломатические отношения с Гоминьданом, который отступил на Тайвань. Это решение носило больше политический, чем практический характер, поскольку Соединенные Штаты фактически лишились влияния на материковом Китае. Однако признание КНР в тот период было немыслимо для руководства США, которое рассматривало Маоистский режим как проводника советского влияния и потенциальную угрозу безопасности Америки и ее союзников в Азии.
Напряженность между США и Китаем сохраняется, и по сей день, поскольку обе страны соревнуются за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе и мире в целом. Дилеммы, с которыми столкнулась администрация Г.С. Трумэна в 1949 году, продолжают бросать вызов американским политикам, поскольку они стремятся балансировать между экономическими интересами, геополитическими соображениями и ценностями в своих отношениях с Китаем.
1. Acheson D. «Crisis in Asia - An Examination of U.S. Policy». Speech, January 12,
1950.// Teaching American History [s. l. et a.] URL:
https://teachingamericanhistory.org/document/crisis-in-asia-an-examination-of-u-s-policy/ (access date: 05.12.2023).
2. Chinese new government // Eugene Register-Guard. - 1949. - 02.10.1949. - URL: https://news.google.com/newspapers?nid=4pF9x- cDGsoC&dat=19491002&printsec=frontpage&hl=en (access date: 10.04.2023).
3. Chinese Reds announce new government // Herald-Journal. -1949. - 02.10.1949. - URL: https://news.google.ca/newspapers?nid=SFOYbPikdlgC&dat=19491002&printsec=frontpage &hl=en (access date: 20.04.2023).
4. Memorandum by Mr. Everett F. Drumright of the Division of Chinese Affairs // Office of
the Historian [s. l. et a.] URL:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1945v07/d177 (access date: 11.01.2024).
5. Memorandum by the Acting Deputy Director of the Office of German and Austrian Affairs (Byroade) to the Secretary of State // Office of the Historian [s. l. et a.] URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1949v09/d1434 (access date: 10.02.2024).
6. Memorandum by the Assistant Chief of the Division of Far Eastern Affairs (Salisbury) //
Office of the Historian [s. l. et a.] URL:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1942China/d164 (access date: 01.12.2023).
7. Memorandum by the Second Secretary of Embassy in China (Davies), Temporarily in the United States // Office of the Historian [s. l. et a.] URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1943China/d47 (access date: 01.11.2023).
8. Memorandum by the Secretary of State to President Truman // Office of the Historian [s. l. et a.] URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1947v07/d535 (access date: 10.10.2023).
9. Memorandum by the Secretary of State to President Truman // Office of the Historian [s. l. et a.] URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1949v09/d1418 (access date: 10.02.2024).
10. Memorandum by the Third Secretary of Embassy in China (Service), Temporarily in the United States // Office of the Historian [s. l. et a.] URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1943China/d153 (access date: 01.11.2023).
11. Memorandum Concerning United States Post-War Military Policies With Respect to
China // Office of the Historian [s. l. et a.] URL:
https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1945v07/d48 (access date: 01.12.2023).
12. Message to the Congress on the State of the Union and on the Budget for 1947 // The
American Presidency Project [s. l. et a.] URL:
https://www.presidency.ucsb.edu/documents/message-the-congress-the-state-the-union-and- the-budget-for-1947 (access date: 01.11.2023).
13. President Truman to the Chinese Ambassador (Koo) // Office of the Historian [s. l. et a.]
URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1946v10/d2 (access date:
01.10.2023).
14. President Truman to the Chinese Ambassador (Koo) // Office of the Historian [s. l. et a.]
URL: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1946v10/d2 (access date:
11.01.2024).
15. Red government in Beijing // Financial Times. - 1949. - 01.10.1949. - URL:
https://www.historic-newspapers.co.uk/original-newspapers/newspaper- titles/?day=1&month=oct&year=1949 (access date: 15.04.2023).
... всего 76 источников