Совершенствование организации социальной защиты семьи и детей в субъекте РФ (на примере Челябинской области)
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ
1.1 Организация социальной защиты семьи и детей как направление социальной
политики региона 8
1.2 Цели и инструменты организации социальной защиты семьи и
детства 11
1.3 Методика оценки эффективности организации социальной защиты семьи и
детей 19
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика социального положения Челябинской области 26
2.2 Оценка эффективности организации политики социальной защиты семьи и
детей 36
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1 Направления совершенствования организации социальной защиты семьи и
детей в Челябинской области 54
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В РЕГИОНЕ
1.1 Организация социальной защиты семьи и детей как направление социальной
политики региона 8
1.2 Цели и инструменты организации социальной защиты семьи и
детства 11
1.3 Методика оценки эффективности организации социальной защиты семьи и
детей 19
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика социального положения Челябинской области 26
2.2 Оценка эффективности организации политики социальной защиты семьи и
детей 36
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛТИКИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
3.1 Направления совершенствования организации социальной защиты семьи и
детей в Челябинской области 54
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской
Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.) [1].
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1].
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами Российской Федерацией или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели [2].
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. [8]
Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. [8]
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому формирование комплексной системы социальной защиты семьи в нашей стране является весьма актуальной проблемой.
Объектом данной работы являются - социальная сфера Челябинской области.
Предмет исследования - организация политики социальной защиты семьи и детей в Челябинской области.
Цель работы - исследовать теоретико-методические основы организации социальной защиты семьи и детей в регионе для разработки рекомендаций по её совершенствованию в Челябинской области.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Организация социальной защиты семьи и детей как направление социальной политики региона;
2) Выявить цели и инструменты организации политики социальной защиты семьи и детства;
3) Проанализировать эффективность организации политики социальной защиты семьи и детей;
4) Охарактеризовать социальное положение Челябинской области;
5) Оценить эффективность организации политики социальной защиты семьи и детей;
6) Разработать направления совершенствования организации социальной политики на примере социальной защиты семьи и детей в Челябинской области;
7) Рассчитать эффективность предлагаемого проекта.
Согласно ст. 7 Конституции «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (ст.7., п.1.). А также в Российской
Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.) [1].
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1].
Таким образом, все вышеуказанные гарантии реализуются через систему социальной защиты населения. Основой государственных социальных гарантий являются минимальные социальные стандарты — то есть установленные законами Российской Федерацией или решениями представительных органов государственной власти на определенный период времени минимальные уровни социальных гарантий, выраженные через социальные нормы и нормативы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на эти цели [2].
Семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. [8]
Семьей также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. [8]
В семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества, поэтому формирование комплексной системы социальной защиты семьи в нашей стране является весьма актуальной проблемой.
Объектом данной работы являются - социальная сфера Челябинской области.
Предмет исследования - организация политики социальной защиты семьи и детей в Челябинской области.
Цель работы - исследовать теоретико-методические основы организации социальной защиты семьи и детей в регионе для разработки рекомендаций по её совершенствованию в Челябинской области.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Организация социальной защиты семьи и детей как направление социальной политики региона;
2) Выявить цели и инструменты организации политики социальной защиты семьи и детства;
3) Проанализировать эффективность организации политики социальной защиты семьи и детей;
4) Охарактеризовать социальное положение Челябинской области;
5) Оценить эффективность организации политики социальной защиты семьи и детей;
6) Разработать направления совершенствования организации социальной политики на примере социальной защиты семьи и детей в Челябинской области;
7) Рассчитать эффективность предлагаемого проекта.
Основные цели социальной защиты семьи и детей - обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых категорий семей с детьми на основе совокупности адресной социальной помощи и социального сопровождения с учетом доступности и приоритетности предоставления услуг, профилактической направленности социального обслуживания.
Основными экономическими инструментами социальной поддержки являются выплаты из внебюджетных фондов, которые занимают важное место в системе финансирования социальной защиты. Средства фондов социальной поддержки населения формируются за счет взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов граждан, а также доходов от предпринимательской деятельности предприятий (организаций), добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.
Практика работы учреждений социальной реабилитации за рубежом и в Российской Федерации показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с
несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых действий.
В Челябинской области за 3 года (2014 - 2016 гг.) смертность детей от 0 до 14 лет снизилась на 18,3% (с 0,93 до 0,76 на 1000 детей соответствующего возраста) за счет снижения младенческой смертности, доля которой составила в 2016 г.
58,1% (2015 г. -63,9%, 2014 г.-58,1%), а также за счет снижения смертности детей в возрасте от 1 года до 4 лет (-12,5%) и от 5 до 9 лет (-41,2%).
Смертность детей за 3 года (2014-2016 гг.) от 15 до 17 лет снизилась на 22,6% (с 0,62 до 0,48 на 1000 детей подросткового возраста). Вместе с тем, отмечается рост смертности детей в возрасте от 10 до 14 лет на 37,9%.
Проведение комплекса организационных мероприятий по профилактике и снижению младенческой смертности, проведенных в 2014 -2016 годах, позволило снизить показатель за 3 года - с 7,0% в 2014 г. до 5,9% в 2016 г., т.е. на 15,7%.
Общее количество семей, состоящих на профилактическом учете, из года в год становится меньше, что отражает качество работы по раннему выявлению семейного неблагополучия всех органов и учреждений системы профилактики муниципального образования Челябинской области.
За прошлый год сократилось количество семей, находящихся на профилактическом учете, на 10%. Активизирована работа по выявлению семей на раннем этапе кризиса. Практика показала, что лучше подключиться и помочь семье в начале кризиса тем, самым сохранив ее, и не допустить психологической травмы у детей, чем в дальнейшем решать вопросы лечения и жизнеустройства детей.
Таким образом, в целом ситуация с каждым годом меняется в лучшею сторону, а именно: увеличивается количество детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в учреждениях социального обслуживания населения; уменьшаются семьи «группы риска» и находящихся в социально опасном положении; ежегодно оказывается различная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; проводятся реабилитационные мероприятия; работают детские телефоны доверия.
Для дальнейшего улучшения ситуации в Челябинской области необходимо создание ресурсного центра, обеспечивающего координацию работы служб ранней помощи.
Основными экономическими инструментами социальной поддержки являются выплаты из внебюджетных фондов, которые занимают важное место в системе финансирования социальной защиты. Средства фондов социальной поддержки населения формируются за счет взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов граждан, а также доходов от предпринимательской деятельности предприятий (организаций), добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.
Практика работы учреждений социальной реабилитации за рубежом и в Российской Федерации показывает, что в настоящее время сложилась определенная система коррекционно-реабилитационной работы с
несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации. Эта система включает в себя различные государственные и общественные организации, которые в пределах своей компетенции осуществляют меры по ликвидации девиантного поведения среди несовершеннолетних. Однако перегруженность учреждений, недостаточный уровень подготовки кадров, способных осуществлять профилактическую и реабилитационную работу, нехватка средств на материально-техническое обеспечение реабилитационных учреждений снижают эффективность предпринимаемых действий.
В Челябинской области за 3 года (2014 - 2016 гг.) смертность детей от 0 до 14 лет снизилась на 18,3% (с 0,93 до 0,76 на 1000 детей соответствующего возраста) за счет снижения младенческой смертности, доля которой составила в 2016 г.
58,1% (2015 г. -63,9%, 2014 г.-58,1%), а также за счет снижения смертности детей в возрасте от 1 года до 4 лет (-12,5%) и от 5 до 9 лет (-41,2%).
Смертность детей за 3 года (2014-2016 гг.) от 15 до 17 лет снизилась на 22,6% (с 0,62 до 0,48 на 1000 детей подросткового возраста). Вместе с тем, отмечается рост смертности детей в возрасте от 10 до 14 лет на 37,9%.
Проведение комплекса организационных мероприятий по профилактике и снижению младенческой смертности, проведенных в 2014 -2016 годах, позволило снизить показатель за 3 года - с 7,0% в 2014 г. до 5,9% в 2016 г., т.е. на 15,7%.
Общее количество семей, состоящих на профилактическом учете, из года в год становится меньше, что отражает качество работы по раннему выявлению семейного неблагополучия всех органов и учреждений системы профилактики муниципального образования Челябинской области.
За прошлый год сократилось количество семей, находящихся на профилактическом учете, на 10%. Активизирована работа по выявлению семей на раннем этапе кризиса. Практика показала, что лучше подключиться и помочь семье в начале кризиса тем, самым сохранив ее, и не допустить психологической травмы у детей, чем в дальнейшем решать вопросы лечения и жизнеустройства детей.
Таким образом, в целом ситуация с каждым годом меняется в лучшею сторону, а именно: увеличивается количество детей-инвалидов, прошедших реабилитацию в учреждениях социального обслуживания населения; уменьшаются семьи «группы риска» и находящихся в социально опасном положении; ежегодно оказывается различная помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; проводятся реабилитационные мероприятия; работают детские телефоны доверия.
Для дальнейшего улучшения ситуации в Челябинской области необходимо создание ресурсного центра, обеспечивающего координацию работы служб ранней помощи.
Подобные работы
- Государственная и социальная политика и ее реализация в субъекте РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственное управление развитием сферы образования (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Социальная защита семей с детьми в г. Томске
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Организация социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Организация социальной защиты инвалидов в муниципальном образовании
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевой метод реализации социальной политики в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование организации социального обслуживания населения территории (на примере Тракторозаводского района г.
Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование организации социальной защиты населения
(на примере Курчатовского управления социальной защиты населения г.Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Муниципальная поддержка семей, имеющих детей: правовые вопросы (Уральский юридический институт)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2018





