Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРУ ФЭНТЕЗИ

Работа №193372

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Задание
Введение 2
Глава 1. Мифологическое мышление 9
1.1. Мифологическое сознание 9
1.2. Дефиниция мифа 13
Глава 2. Фэнтези как актуализированный миф 16
2.1. Значение мифа для фэнтези 16
2.2. Фэнтези как актуализация мифологического сознания 19
2.3. Симулятивный аспект фэнтези 23
2.4. Структура мира фэнтези и его мифологическая составляющая 26
Глава 3. Герменевтический анализ трудов Дж. Р. Р. Толкиена как основоположника культуры фэнтези 29
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37

Изучение мифологического сознания позволяет проследить то, что определенный миф какого-либо времени или народа в той или иной степени выражает воспринимаемую действительность коллективного сознания. Это может быть историческое событие или природное явление, проинтерпретированное в мифологическом сознании человека. Не стоит утверждать то, что миф является доподлинным носителем истории (истории как последовательности фактических событий). В большинстве своём миф является продуктом вымысла, до-теоретической формой обобщения. Несмотря на это, миф всегда является актуальным источником для исследования со стороны социально-гуманитарного познания. Исследуя различные архаические и классические формы мифа и соизмеряя их с мифами, у которых более сложная логическая структура можно прийти к выводу о том, что мифы трансформируются вместе с культурой. Таким образом, миф является мировосприятием, которое свойственно определенной исторической эпохе.
Чаще всего, в обычном понимании человеком, мифом называют древние сказания (с др. -греч. ^овод - «слово, известие, сказание») о сотворении мира и людей. Говоря о мифах, люди преимущественно имеют в виду римские и греческие мифы, а также сопутствующие с ними пантеоны. Это представление о мифе является доминирующим в профанном сознании.
Со времен античности, когда миф стали записывать первые эпические поэты (Гомер, Гесиод), начинает появляться дистанция между мифом-перформансом и зафиксированным мифом, в связи с чем миф становится предметом интереса для социально-гуманитарного познания. Античные мифы начали процесс актуализации во времена эпохи просвещения. В это же время западные исследователи начинают изучать мифы других культур (арабы, индейцы и др.). Изучение мифов различных племен и народов показало то, что мифологическое мышление было присуще каждому из народов в определенный период культурного развития. Последующее изучение религий показало то, что и они являются носителями мифологических сюжетов. Сравнительный анализ показал то, что мифы различных народов являются схожими между собой. К примеру, мифы в которых персонифицируются природные явления или светила: Заря в славянской мифологии и Ушас в ведийской мифологии являются олицетворениями такого природного явления как заря.
Что же касается мифа в наше время, то он не утратил своего значения как предмет исследования. Миф перестает быть всеобщим онтологическим мерилом, т.к. создается большое количество онтологических паттернов, в связи с чем он также становится “материалом” для языка и культурным фоном. Фоном, на котором “паразитирует” современная культура и её произведения. Мифологическими архетипами пронизано всё, начиная с литературных жанров и заканчивая продуктами кинематографа. Одним из представителей художественных произведений, которое базируются на мифе, является фентези. Архаический миф был сакральным перформансом,
Фэнтези, как феномен массовой культуры, явление относительно молодое. В широком смысле фэнтези - это жанр соврменного искусства, который является разновидностью фантастики. В узком смысле фэнтези - это смысловое пространство, основывающееся на мифологических и сказочных аспектах. Фэнтези получило широкую известность благодаря трудам Джона Руэла Рональда Толкиена «Властелин колец», «Сильмариллион» в середине ХХ века (хотя и до Толкиена были авторы писавшие свои произведения в характерной для фэнтези манере: Э. Планкетт, Р. И. Говард). Это время можно считать отправной точкой в эволюции данного жанра постмодернистской культуры. Для многих читателей, литературные произведения, а в частности фэнтезийные, стали неким уходом от реальности в свой внутренний мир. В этом очевидное сходство мифа и фэнтези, а именно момент переживания всех событий. Это повлияло на то, что многие авторы того времени (Толкиен, Льюис и др.) стали создавать свои фэнтезийные миры, которые обладали уникальной, иррациональной и абсурдной логикой. Фэнтезийный мир - это мир, который придумал автор фэнтезийного произведения. Фэнтезийному миру характерны такие черты как магия, несуществующие расы и животные (орки, эльфы, гномы, драконы, великаны), несуществующие технологии и т.д. Такие миры чаще всего опираются на историю реального мира, мифологию и фольклор.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе был проведен анализ феномена мифологического сознания с точек зрения различных концепций, т.к. это полемический феномен, который не имеет всеобщей теоретической концептуализации. А также было выявлено его влияние на культуру фэнтези, которая в свою очередь является продуктом актуализации мифологического сознания.
Исходя из чего, можно сделать следующие выводы:
• мифологическое сознание было присуще всему человечеству в определенный период культурного развития;
• мифологическому сознанию присущи такие характеристики, как: синкретичность, символизм, ассоциативность;
• миф актуализируется в фэнтези благодаря тому, что в фэнтези используются мифологические конструкты для построения особой неомифологической реальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что архаические и классические мифы продолжают существовать в нынешнем смысловом и культурном пространстве Фэнтезийный неомиф вобрал в себя всё то, что было присуще мифу, вся его сущность является трансформированной структурой мифа. Это заметно благодаря множественным приёмам мифа, которые используются в создании фентезийных реалий. К коим можно отнести следующие: пространственное расположение диаметрально противоположных сил (добра и зла); ритуально-обрядовая составляющая; нерасчлененность времени и пространства; архетипы героев, путешествий и т.д.;
Подводя итоги, хочется обратить внимание на то, что миф является неотъемлемой частью человеческого мышления. Характеристики мифологического мышления, такие как: синкретичность, символизм, ассоциативность - являются универсальными инструментариями в создании неомифологической реальности.


1. Мелетинский Е. М. Поэтика Мифа. / Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 2000. - 407 с.
2. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. / В. М. Пивоев. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 111 с.
3. Хюбнер К. Истина мифа. / К. Хюбнер. - М.: Республика, 1996. - 448 с.
4. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. / В. Я. Пропп. - М.: Наука, 1976. - 327 с.
5. Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. / Д. К. Зеленин. - М.: Индрик, 1994. - 400 с.
6. Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики. / К. Г. Фрумкин. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 167 с.
7. Эко У. Шесть прогулок по литературным лесам. / У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2002. - 288 с.
8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1997. С. 527.
9. Мамардашвили М. Философские чтения. / М. Мамардашвили. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - 832 с.
10. Лосев А. Ф. Миф, число, сущность. / А. Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.
11. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.: Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.
12. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. / Е. М. Мелетинский. - М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2001. - 168 с.
13. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. / М. Элиаде. Пер. с. англ. - К. Ваклер. М.: REFL-book, 1996. - 288 с.
14. Элиаде М. Космос и история. / М. Элиаде. - М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
15. Кассирер Э. Опыт о человеке. / Э. Кассирер. - М.: Гардарика, 1998. - 784 с.
16. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.
... всего 45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ