Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ, НОВОСИБИРСКОЙ И КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ

Работа №193351

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы92
Год сдачи2020
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Доходы бюджетной системы Российской Федерации: классификация и
особенности формирования 5
1.1 Сущность, понятие и классификация доходов бюджета 5
1.2 Доходы федерального, регионального и местного бюджетов 13
1.3 Методология планирования налоговых поступлений в бюджеты и ее
особенности на уровне субъекта 21
2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов бюджета Российской
Федерации 29
2.1 Динамика налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской
Федерации 29
2.2 Анализ структуры налоговых доходов в бюджетах субъектов Российской
Федерации 37
2.3 Анализ распределения налоговых сборов субъектов по уровням
бюджетной системы 52
3 Основные проблемы и направления увеличения налоговых доходов в бюджетную
систему субъектов Российской Федерации 63
3.1 Систематизация проблем и факторов, влияющих на объемы налоговых
доходов региональных бюджетов 63
3.2 Перспективные мероприятия по увеличению налоговых доходов бюджетов
субъектов России 71
Заключение 79
Литература 82

В настоящее время обеспечение успешного функционирования государственной финансовой системы базируется на стабильности формирования и исполнения государственного бюджета. Особую роль в формировании консолидированного бюджета имеют налоговые доходы, а если точнее их собираемость, своевременное поступление, а также распределение между всеми уровнями бюджетов Российской Федерации. Несмотря на разнообразную структуру экономики и существенные различия в развитии субъектов, большинство регионов России и муниципальных образований сталкиваются с похожими проблемами, суть которых заключается в недостатке средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий. В течение долгого времени во многих субъектах наблюдается нехватка доходных поступлений, которая объясняет возникающие дефициты бюджетов регионального и местного уровней. Следует отметить важность налоговых доходов в бюджетах субъектов федерации с точки зрения функций данных бюджетов. Ведь региональные бюджеты являются основным источником средств для выполнения функций государства в пределах субъектов РФ.
Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что проблема формирования и распределения налоговых доходов в бюджеты субъектов, выявление факторов, влияющих на налоговые поступления, решение проблем с недоимкой налогов, и поиск способов устранения несовершенств налоговой политики государства - важнейшие экономические вопросы современности. Решение данных вопросов имеет научное и практическое значение для построения и функционирования стабильной и эффективной бюджетной и налоговой системы на уровне субъектов федерации, что и выражает актуальность выбранной темы исследования.
Гипотезой данного исследования является то, что в условиях современного развития экономики, необходима дальнейшая теоретико-методическая проработка проблем наполняемости бюджетов всех уровней налоговыми поступлениями. Необходимо совершенствование научно обоснованного распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы и обеспечения эффективного роста региональных налоговых доходов.
Цель исследования - анализ динамики и структуры налоговых поступлений в бюджетную систему субъектов Российской Федерации и определение перспективных направлений увеличения налоговых доходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
1) Рассмотреть сущность, понятие и классификацию доходов бюджета.
2) Изучить особенности налогового планирования и реализации налогового федерализма в России.
3) Проанализировать структуру доходов бюджета субъектов Российской Федерации на примере Томской, Новосибирской и Кемеровской областей.
4) Дать оценку распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы.
5) Обозначить проблемы формирования налоговых доходов регионов России и возможные способы повышение эффективности сборов и распределения.
6) Определить перспективные мероприятия по увеличению налоговых доходов региональных бюджетов.
Объект исследования - налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования: анализ динамики и причин изменения налоговых доходов региональных бюджетов Российской Федерации.
В ходе исследовательской работы в качестве теоретической базы были использованы периодические издания, научные исследования по вопросам налоговых доходов, прогнозирования и формирования региональных бюджетов, также были использованы данные статистических справочников. Помимо этого, были использованы законодательные акты различных уровней, документы из официальных источников и статистические данные Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства РФ Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной статистики. В процессе исследований были использованы научные труды следующих авторов: Панскова В. Г., Майбурова И. А., Пименова Н. А., Ковалёвой Т. М., Соколовой Э. Д. и других.
Методологическую основу исследовательской работы составили такие общенаучные методы, как статистический, метод системного анализа, синтеза, логический, метод единства исторического и логического, диалектический и метод единства теории и практики.
Структура дипломной работы обусловлена поставленными в исследовании задачами. Глава первая посвящена теоретическому анализу проблемы формирования налоговых доходов бюджета субъекта. Во второй главе работы производится анализ динамики и структуры налоговых доходов Томской, Новосибирской и Кемеровской областей, а также рассматривается распределение налоговых сборов исследуемых территорий между уровнями бюджетной системы РФ. На основе полученных результатов анализа, в третьей главе дипломной работы представлены выявленные проблемы формирования и эффективности исполнения налоговых доходов региональных бюджетов, выявлены и систематизированы направления совершенствования механизмов действующей налоговой и бюджетной системы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Резюмируя вышесказанное и подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Государственный бюджет - это совокупность экономических отношений между экономическими субъектами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств с целью осуществления государственных функций и реализации общегосударственных задач. Бюджетная система Российской Федерации включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый из уровней предназначен для финансирования и исполнения расходных обязательств соответствующих органов власти. С этой целью формируется доходная часть бюджета. Доходы бюджета - это часть финансовых ресурсов, образуемых субъектами экономических отношений, урегулированных бюджетным правом, которые предназначены для создания финансовой базы государства с целью удовлетворения публичных потребностей. Доходы бюджетной системы Российской Федерации также подразделяются на федеральные, региональные и местные. В данном разделении заключается принцип бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм - это система межбюджетных отношений, направленная баланс интересов федерации, а также органов местного самоуправления, целью которого является достижения устойчивого развития территорий и обеспечения доступности общественных благ. Задачей бюджетного федерализма является обеспечение единства Российской Федерации и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти и управления, достигаемого за счет рационального перераспределения ВВП в виде налоговых доходов между звеньями бюджетной системы.
2. Немаловажной частью бюджетного процесса является планирования и прогнозирование доходной и расходной части бюджета. Планирование и прогнозирование являются инструментами реализации политики государства и его субъектов в условиях рыночной экономики. Планирование налоговых доходов непосредственно связано выявлением и мобилизацией экономических резервов государства, решением общегосударственных, региональных и отраслевых задач, поддержанием сфер приоритетного развития. От качества планирования зависит реальность достижения поставленных целей и выявленных перспектив развития территорий.
3. Доходы регионального бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. Проведенный анализ показал, что наибольшую роль в формировании региональных бюджетов имеют налоговые доходы. В период с 2015 по 2019 гг. налоговые доходы ежегодно составляли более 74% от величины общих доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. На протяжении рассмотренного периода наблюдается прирост абсолютных сумм налоговых доходов консолидированного бюджета субъектов. Так за 5 лет темп прироста составил 46,6%. Драйверами роста стали НДС и налог на прибыль организаций, также на такое увеличение налоговых поступлений повлияло улучшение мер налогового администрирования и уменьшение сектора «теневой» экономики.
В бюджетах рассмотренных областей по итогам 2018 года удельный вес налоговых доходов достигал следующих значений: в Томской области - 77,7%; в Новосибирской области- 81,8%; в Кемеровской области -79,5%. Динамика налоговых поступлений в бюджеты субъектов в целом носит положительный характер. В период 2015-2018 годов темп прироста налоговых доходов бюджета Томской области составил - 21,1% (8,39 млрд. руб.), Новосибирской - 46% (38 млрд. руб.); Кемеровской - 79% (59,14 млрд. руб.). При этом, каждый регион является дотационным. Размер дотаций в 2018 году по данным субъектом составил до 20%, что говорит о существующей недостаточности собственных средств для самостоятельного финансирования расходных обязательств субъектов. Несмотря на существующие дотации, Томская область и ряд регионов России имеют дефицитный бюджет в течение рассмотренного периода, что говорит о существовании проблем в механизме перераспределения доходов.
4. Анализ структуры налоговых доходов показал, что наибольшее значение при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации имеют налог на прибыль организаций (удельный вес в налоговых доходах консолидированного бюджета субъектов РФ - 33,2%; Томской области - 35,97%; Новосибирской области - 34,43%; в Кемеровской области - 49,79%), НДФЛ (аналогично: 39,1%; 30,97%; 30,62% и 26,15% соответственно), налог на имущество организаций (аналогично: 9,1%; 14,49%; 10,82% и 9,24%) и акцизы (аналогично: 7,5%; 12,91%; 12,54% и 5,37%). В целом структура источников налоговых доходов бюджета по регионам является достаточно однородной, однако она может претерпевать отклонения относительно общероссийской картины за счет специфики экономики субъекта. Так, в регионах, специализирующихся на добычи полезных ископаемых (за исключением нефти и газа) НДПИ может играть существенную роль в формировании бюджета субъекта. Стоит отметить, что преобладание налогов, напрямую зависящих от существующей рыночной конъюнктуры, может привести к нестабильности в вопросах о наполнении бюджета.
5. По итогам оценки распределения налоговых сборов субъекта между уровнями бюджетной системы Российской Федерации было выявлено, что более половины от суммы налоговых поступлений совокупности субъектов Российской Федерации направлены на пополнение федерального уровня бюджета, в среднем в региональный бюджет по итогам 2018 года поступает 39% от администрируемой на его территории суммы налоговых поступлений. На примере Томской области мы видим, что в распоряжении регионального бюджета остается менее 20% налоговых сборов, в то время как соседние регионы зачисляют в бюджет субъекта более половины налоговых поступлений: Новосибирская область - 59%; Кемеровская область - 73% по итогам 2018 года. При этом в условиях отсутствия дотационного выравнивания более 70 субъектов будут иметь дефицитные бюджеты. В наиболее проигрышном положении находятся субъекты, имеющие низкий налоговый потенциал.
...


1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.04.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31.07.1998 г. № 146- ФЗ (ред. от 01.04.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
4. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации: приказ Министерства финансов // «Консультант Плюс»: справочная правовая система.
5. Об исполнении областного бюджета за 2015 год: закон Кемеровской области от 29 июня 2016 г. №48-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
6. Об исполнении областного бюджета за 2015 год: закон Томской области от 30 июня 2016 г. №3315 // «Гарант»: справочная правовая система.
7. Об исполнении областного бюджета за 2016 год: закон Кемеровской области от 24 мая 2017 г. №35-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
8. Об исполнении областного бюджета за 2016 год: закон Томской области от 28 июня 2017 г. №494 // «Гарант»: справочная правовая система.
9. Об исполнении областного бюджета за 2017 год: закон Кемеровской области от 14 июня 2018 г. №42-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
10. Об исполнении областного бюджета за 2017 год: закон Томской области от 28 июня 2018 г. №1129 // «Гарант»: справочная правовая система.
11. Об исполнении областного бюджета за 2018 год: закон Кемеровской области от 18 июля 2018 г. №63-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
12. Об исполнении областного бюджета за 2018 год: закон Томской области от 27 июня 2019 г. №1748 // «Гарант»: справочная правовая система.
13. Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2015 год: закон Новосибирской области от 27 сентября 2016 г. №89-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
14. Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2016 год: закон Новосибирской области от 3 октября 2017 г. №194-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
15. Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2017 год: закон Новосибирской области от 2 октября 2018 г. №281-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
16. Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2018 год: закон Новосибирской области от 9 октября 2019 г. №402-ОЗ // «Гарант»: справочная правовая система.
17. Актуальная бюджетная статистика в цифрах на 01.01.2019 [Электронный ресурс] // Единый портал бюджетной системы Российской Федерации - URL: http://budget.gov.ru (дата обращения: 18.03.2020)
18. Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации в 2018 году [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: — URL:
https://www.minfm.rU/common/upload/library/2019/04/main/1._Analiz_ispolneniya_budzhetov_su bektov_RF_v_2018_godu.pdf (дата обращения: 26.03.2020)
... всего 79 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ