Влияние гештальт-терапии на развитие личностной автономии (на примере участников группы первой ступени гештальт-терапии)
|
Введение
1 Понятие личностной автономии в психологии
1.1 Многоаспектность конструкта личностной автономии 9
1.2 Личностная автономия как механизм саморегуляции (поведенческая
автономия) 15
1.3. Личностная автономия при межличностном взаимодействии (автономия во взаимоотношениях) 25
2 Теоретико-методологические предпосылки использования метода гештальт- терапии в процессе развития личностной автономии 30
2.1 Теоретические основы гештальт-терапии 30
2.2 Методологические аспекты гештальт-терапии в работе с развитием
личностной автономии 37
2.3 Организационно-содержательные аспекты групповой гештальт-терапии
в работе с развитием личностной автономией 45
3. Исследование влияния гештальт-терапии на развитие личностной автономии 49
3.1 Описание выборки, условий и этапов исследования 49
3.2 Ход исследования 50
3.3 Общие выводы по исследованию 71
Заключение 72
Список использованных источников
Приложение А 78
Приложение Б 85
1 Понятие личностной автономии в психологии
1.1 Многоаспектность конструкта личностной автономии 9
1.2 Личностная автономия как механизм саморегуляции (поведенческая
автономия) 15
1.3. Личностная автономия при межличностном взаимодействии (автономия во взаимоотношениях) 25
2 Теоретико-методологические предпосылки использования метода гештальт- терапии в процессе развития личностной автономии 30
2.1 Теоретические основы гештальт-терапии 30
2.2 Методологические аспекты гештальт-терапии в работе с развитием
личностной автономии 37
2.3 Организационно-содержательные аспекты групповой гештальт-терапии
в работе с развитием личностной автономией 45
3. Исследование влияния гештальт-терапии на развитие личностной автономии 49
3.1 Описание выборки, условий и этапов исследования 49
3.2 Ход исследования 50
3.3 Общие выводы по исследованию 71
Заключение 72
Список использованных источников
Приложение А 78
Приложение Б 85
В современном обществе декларируется ценность индивидуации, самодостаточности и автономии. Однако, человек, существо не только природное, но и социальное, культурное, не может и не должен быть полностью независимым от общества, в котором он сформировался и живет. В социальных науках все чаще поднимаются проблемы человеческих взаимоотношений, отмечаются трудности с установлением психологической близости, дефицит способности к формированию гармоничных отношений [15].
Поэтому представляется важным ответить на вопрос, является ли автономия синонимом независимости, может ли человек быть одновременно автономным, то есть самостоятельно, осознанно принимать решения, реализовывать их на основе волевой регуляции и произвольности поведения, и оставаться при этом связанным с другими людьми - строить и поддерживать близкие отношения.
Несмотря на то, что в научной психологии последнего времени наблюдается значительный интерес к изучению личностной автономии, данная проблема остается разработанной не в полной мере.
Большинством авторов признается структурная неоднородность понятия личностной автономии, рассматриваются разные составляющие данного конструкта, однако взаимосвязь между ними остается неисследованной.
В работах М.К. Мамардашвили, Д.А. Леонтьева подчеркивается понимание автономии как своезакония; аспект эмансипации представлен в подходах А. Ангъяла, Э. Эриксона, И. Габанской. Точка зрения, что автономия является базовой потребностью и движущей силой, освещена Э. Деси, Р. Райаном, а также А. Ангъялом и Г. Мюрреем. Понимание автономии как диспозиции имеет место у С. Хартер, Виггинса, Э. Деси и Р. Райана.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется изучение взаимосвязи между двумя аспектами конструкта личностной автономии - автономии как механизма саморегуляции (поведенческая автономия) и автономии как характеристики взаимодействия с другими людьми (автономия во взаимоотношениях).
В первом ключе личностная автономия рассматривается как некий «внутренний стержень», интериоризированная форма внешней регуляции, ставшая саморегуляцией и приобретшей качественно иную форму, которая реализуется в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека [11]. Под этим углом зрения личностная автономия наиболее полно рассмотрена в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Автономия приравнивается здесь к самодетерминации и противопоставляется подкрепляемым реакциям, удовлетворению неосознаваемых влечений и влиянию других детерминант поведения.
Во втором ключе автономия рассматривается в соотношении с понятиями зависимости, независимости (отстраненности) и привязанности. В рамах отечественных исследований она была изучена Т.В. Казанцевой на основании концепции зависимой личности Р. Борнштейна и теории привязанности Дж. Боулби. Если раньше автономию рассматривали как независимость от других людей, то сейчас более актуальной является точка зрения, которая признает негативные и позитивные аспекты зависимости и независимости, а под автономией понимает сочетание их позитивных сторон [15]. «Человек может быть автономно взаимозависящим, будучи, таким образом, вольно зависимым от других и аутентично осуществляя заботу о других. Вдобавок, человек может быть неавтономным в своей независимости, разбивая узлы взаимоотношений, чтобы доказать собственную самоценность или умиротворить некоторые другие контролирующие силы» [46, р. 273]. То есть «автономия во взаимоотношениях касается того, на чем основываются отношения к другому и как они осуществляются» [51, р. 39].
Таким образом, ключевыми свойствами личностной автономии являются гибкость, осознанность и добровольность. «Автономия является основной здорового существования и продуктивных контактов с внешним миром» [11, с. 63].
Современными исследователи установлено, что личностная автономия не является врожденной характеристикой человека, а формируется в детском и подростковом возрасте при благоприятных условиях [43; 46].
Отечественными авторами проводились исследования, направленные на выяснение семейного контекста становления автономии [26], исследования, посвященные становлению личностной автономии детей и подростков [30].
Вопрос о том, что может способствовать развитию личностной автономии взрослого человека, остается открытым.
Вместе с тем современными исследователями признается, что «выраженность личностной автономии не является жестко предопределенной и неизменной психологической характеристикой» [11, с 16.]. Поэтому представляется важным понять, может ли взрослый, сформировавшийся человек развивать свою личностную автономию, в том числе с помощью психотерапии.
Теоретические положения гештальт-терапии позволяют сделать общее предположение, что именно этот подход может способствовать развитию личностной автономии по следующим основаниям.
Гештальт-терапия направлена, в первую очередь, на то, чтобы помочь человеку восстановить свои границы с окружающей средой, научиться осознавать собственные потребности и механизмы самоблокирования процесса их удовлетворения, пробовать новые способы поведения и брать ответственность за свою жизнь [16, с. 26], а именно это, как было сказано выше, является основой автономного поведения.
Гештальт-терапия способствует тому, чтобы человек научился отделять себя (свои мысли, чувства, убеждения) от других людей через проработку таких видов прерываний, как слияние, интроекция и проекция, научился самоподдержке и поиску поддержки именно там, где ее могут оказать [13].
Системообразующим понятием в гештальт-терапии является триада: актуальность - осознанность - ответственность. Практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как особую кристаллизацию широкого предписания: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью» [16, с. 27]
Объект исследования:
Взрослые люди, возраст 25-36 лет.
Предмет исследования:
Личностная автономия как индивидуальная психологическая характеристика личности, связанная с саморегуляцией и межличностным взаимодействием.
Методологическая основа исследования:
Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, концепция зависимой личности Р. Борнштейна, теория привязанности Дж. Боулби, теоретические основы гештальт-терапии (Ф. Перлз, П. Гудмен, И. Фром, И. Польстер, Ж.М. Робин).
Гипотезы:
1. Люди, занимающиеся в группе первой ступени гештальт-терапии в течение года, будут демонстрировать прирост показателей личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях) по сравнению с людьми, не занимающимися в этой группе.
2. Участники группы первой ступени гештальт-терапии, работавшие со своими клиентскими заявками не менее пяти раз, будут демонстрировать увеличение уровня выраженности поведенческой автономии по сравнению с остальными участниками группы.
3. Участники группы первой ступени гештальт-терапии, активно участвовавшие во внутригрупповом взаимодействии, будут демонстрировать увеличение уровня выраженности автономии во взаимоотношениях по сравнению с остальными участниками группы.
Активность участия во внутригрупповом взаимодействии будет оцениваться исходя из теоретических положений о групповой динамике в группах гештальт-терапии [16, с. 516] по пяти критериям (активность в «шеринге» начала дня, во время сессии другого участника, в «шеринге» после сессии другого участника, в промежуточных «шерингах», в заключительном «шеринге»).
4. Поведенческая автономия положительно связана с автономией во взаимоотношениях.
Цель исследования: выявить влияние гештальт-терапии на развитие личностной автономии.
Задачи:
- изучить научную психологическую литературу, уточнить понятийный аппарат и определить основные теоретические подходы к описанию феномена личностной автономии;
- изучить теоретические положения гештальт-терапии с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать развитию личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях);
- проанализировать особенности групповой работы в гештальт-подходе с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать развитию личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях);
- подобрать методики для измерения уровня личностной автономии;
- разработать и провести программу эмпирического исследования;
- с учетом полученных эмпирических данных оценить эффективность влияния групповой гештальт-терапии на развитие личностной автономии.
Характеристика выборок:
Взрослые люди в возрасте от 25 до 36 лет. Участники разделены на экспериментальную и контрольную группу методом парного дизайна, в каждой группе по 3 мужчины и по 9 женщин.
Участники экспериментальной группы проходят групповую терапию в рамках первой ступени гештальт-терапии (в Красноярском филиале Негосударственного образовательного частного учреждения «Институт Гештальта и Психодрамы») - 100 часов в течение одного года.
Организационный метод: лонгитюдный.
Эмпирические и теоретические методы:
- метод анализа литературы;
- психодиагностические методы;
- критериально-ориентированное наблюдение;
- опрос.
Методы обработки Данных:
- Методы математической статистики
а) U-критерий Манна-Уитни;
б) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
- Опросник каузальных ориентаций Э. Деси, Р. Райана (адаптация О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев).
- Тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушина).
Поэтому представляется важным ответить на вопрос, является ли автономия синонимом независимости, может ли человек быть одновременно автономным, то есть самостоятельно, осознанно принимать решения, реализовывать их на основе волевой регуляции и произвольности поведения, и оставаться при этом связанным с другими людьми - строить и поддерживать близкие отношения.
Несмотря на то, что в научной психологии последнего времени наблюдается значительный интерес к изучению личностной автономии, данная проблема остается разработанной не в полной мере.
Большинством авторов признается структурная неоднородность понятия личностной автономии, рассматриваются разные составляющие данного конструкта, однако взаимосвязь между ними остается неисследованной.
В работах М.К. Мамардашвили, Д.А. Леонтьева подчеркивается понимание автономии как своезакония; аспект эмансипации представлен в подходах А. Ангъяла, Э. Эриксона, И. Габанской. Точка зрения, что автономия является базовой потребностью и движущей силой, освещена Э. Деси, Р. Райаном, а также А. Ангъялом и Г. Мюрреем. Понимание автономии как диспозиции имеет место у С. Хартер, Виггинса, Э. Деси и Р. Райана.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется изучение взаимосвязи между двумя аспектами конструкта личностной автономии - автономии как механизма саморегуляции (поведенческая автономия) и автономии как характеристики взаимодействия с другими людьми (автономия во взаимоотношениях).
В первом ключе личностная автономия рассматривается как некий «внутренний стержень», интериоризированная форма внешней регуляции, ставшая саморегуляцией и приобретшей качественно иную форму, которая реализуется в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека [11]. Под этим углом зрения личностная автономия наиболее полно рассмотрена в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Автономия приравнивается здесь к самодетерминации и противопоставляется подкрепляемым реакциям, удовлетворению неосознаваемых влечений и влиянию других детерминант поведения.
Во втором ключе автономия рассматривается в соотношении с понятиями зависимости, независимости (отстраненности) и привязанности. В рамах отечественных исследований она была изучена Т.В. Казанцевой на основании концепции зависимой личности Р. Борнштейна и теории привязанности Дж. Боулби. Если раньше автономию рассматривали как независимость от других людей, то сейчас более актуальной является точка зрения, которая признает негативные и позитивные аспекты зависимости и независимости, а под автономией понимает сочетание их позитивных сторон [15]. «Человек может быть автономно взаимозависящим, будучи, таким образом, вольно зависимым от других и аутентично осуществляя заботу о других. Вдобавок, человек может быть неавтономным в своей независимости, разбивая узлы взаимоотношений, чтобы доказать собственную самоценность или умиротворить некоторые другие контролирующие силы» [46, р. 273]. То есть «автономия во взаимоотношениях касается того, на чем основываются отношения к другому и как они осуществляются» [51, р. 39].
Таким образом, ключевыми свойствами личностной автономии являются гибкость, осознанность и добровольность. «Автономия является основной здорового существования и продуктивных контактов с внешним миром» [11, с. 63].
Современными исследователи установлено, что личностная автономия не является врожденной характеристикой человека, а формируется в детском и подростковом возрасте при благоприятных условиях [43; 46].
Отечественными авторами проводились исследования, направленные на выяснение семейного контекста становления автономии [26], исследования, посвященные становлению личностной автономии детей и подростков [30].
Вопрос о том, что может способствовать развитию личностной автономии взрослого человека, остается открытым.
Вместе с тем современными исследователями признается, что «выраженность личностной автономии не является жестко предопределенной и неизменной психологической характеристикой» [11, с 16.]. Поэтому представляется важным понять, может ли взрослый, сформировавшийся человек развивать свою личностную автономию, в том числе с помощью психотерапии.
Теоретические положения гештальт-терапии позволяют сделать общее предположение, что именно этот подход может способствовать развитию личностной автономии по следующим основаниям.
Гештальт-терапия направлена, в первую очередь, на то, чтобы помочь человеку восстановить свои границы с окружающей средой, научиться осознавать собственные потребности и механизмы самоблокирования процесса их удовлетворения, пробовать новые способы поведения и брать ответственность за свою жизнь [16, с. 26], а именно это, как было сказано выше, является основой автономного поведения.
Гештальт-терапия способствует тому, чтобы человек научился отделять себя (свои мысли, чувства, убеждения) от других людей через проработку таких видов прерываний, как слияние, интроекция и проекция, научился самоподдержке и поиску поддержки именно там, где ее могут оказать [13].
Системообразующим понятием в гештальт-терапии является триада: актуальность - осознанность - ответственность. Практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как особую кристаллизацию широкого предписания: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью» [16, с. 27]
Объект исследования:
Взрослые люди, возраст 25-36 лет.
Предмет исследования:
Личностная автономия как индивидуальная психологическая характеристика личности, связанная с саморегуляцией и межличностным взаимодействием.
Методологическая основа исследования:
Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, концепция зависимой личности Р. Борнштейна, теория привязанности Дж. Боулби, теоретические основы гештальт-терапии (Ф. Перлз, П. Гудмен, И. Фром, И. Польстер, Ж.М. Робин).
Гипотезы:
1. Люди, занимающиеся в группе первой ступени гештальт-терапии в течение года, будут демонстрировать прирост показателей личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях) по сравнению с людьми, не занимающимися в этой группе.
2. Участники группы первой ступени гештальт-терапии, работавшие со своими клиентскими заявками не менее пяти раз, будут демонстрировать увеличение уровня выраженности поведенческой автономии по сравнению с остальными участниками группы.
3. Участники группы первой ступени гештальт-терапии, активно участвовавшие во внутригрупповом взаимодействии, будут демонстрировать увеличение уровня выраженности автономии во взаимоотношениях по сравнению с остальными участниками группы.
Активность участия во внутригрупповом взаимодействии будет оцениваться исходя из теоретических положений о групповой динамике в группах гештальт-терапии [16, с. 516] по пяти критериям (активность в «шеринге» начала дня, во время сессии другого участника, в «шеринге» после сессии другого участника, в промежуточных «шерингах», в заключительном «шеринге»).
4. Поведенческая автономия положительно связана с автономией во взаимоотношениях.
Цель исследования: выявить влияние гештальт-терапии на развитие личностной автономии.
Задачи:
- изучить научную психологическую литературу, уточнить понятийный аппарат и определить основные теоретические подходы к описанию феномена личностной автономии;
- изучить теоретические положения гештальт-терапии с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать развитию личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях);
- проанализировать особенности групповой работы в гештальт-подходе с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать развитию личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях);
- подобрать методики для измерения уровня личностной автономии;
- разработать и провести программу эмпирического исследования;
- с учетом полученных эмпирических данных оценить эффективность влияния групповой гештальт-терапии на развитие личностной автономии.
Характеристика выборок:
Взрослые люди в возрасте от 25 до 36 лет. Участники разделены на экспериментальную и контрольную группу методом парного дизайна, в каждой группе по 3 мужчины и по 9 женщин.
Участники экспериментальной группы проходят групповую терапию в рамках первой ступени гештальт-терапии (в Красноярском филиале Негосударственного образовательного частного учреждения «Институт Гештальта и Психодрамы») - 100 часов в течение одного года.
Организационный метод: лонгитюдный.
Эмпирические и теоретические методы:
- метод анализа литературы;
- психодиагностические методы;
- критериально-ориентированное наблюдение;
- опрос.
Методы обработки Данных:
- Методы математической статистики
а) U-критерий Манна-Уитни;
б) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
- Опросник каузальных ориентаций Э. Деси, Р. Райана (адаптация О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев).
- Тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушина).
Проблема изучения личностной автономии и условий ее развития во взрослом возрасте представляется весьма значимой, учитывая изменения в системе ценностей в современном обществе - инициативность и самостоятельность приобретают все больший вес в современной культуре.
Нами была проведена работа по выявлению влияния гештальт-терапии на развитие личностной автономии, а именно двух ее аспектов - поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях.
Полученные данные показали, что гештальт-терапия оказывает влияние на развитие личностной автономии взрослых людей.
В групповой гештальт-терапии это влияние происходит благодаря двум параллельным процессам - индивидуальной клиентской работы в группе, способствующей развитию поведенческой автономии (через завершение и отреагирование незавершенных ситуаций из прошлого и связанных с ними чувств, повышение уровня осознанности и контактирования с актуальным опытом, не преломленным через призму предыдущих переживаний) и интерперсональным взаимодействиям в группе, способствующим развитию автономии во взаимоотношениях (через работу с такими искажениями восприятия других людей, как слияние и проекция).
Исследование показало, что поведенческая автономия положительно связана с автономией во взаимоотношениях. Это можно объяснить тем, что автономный человек одинаково строит свое поведение и взаимоотношения с другими людьми - на принципах добровольности и собственного интереса. И осуществляемая им деятельность, и люди, с которыми он вступает в отношения, не служат для него средством достижения чего-то еще, а являются целью сами по себе.
Результаты нашей работы можно использовать на практике в работе с взрослыми людьми, которые обращаются за помощью в связи с проблемами, связанными с дефицитом личностной автономии.
Нами была проведена работа по выявлению влияния гештальт-терапии на развитие личностной автономии, а именно двух ее аспектов - поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях.
Полученные данные показали, что гештальт-терапия оказывает влияние на развитие личностной автономии взрослых людей.
В групповой гештальт-терапии это влияние происходит благодаря двум параллельным процессам - индивидуальной клиентской работы в группе, способствующей развитию поведенческой автономии (через завершение и отреагирование незавершенных ситуаций из прошлого и связанных с ними чувств, повышение уровня осознанности и контактирования с актуальным опытом, не преломленным через призму предыдущих переживаний) и интерперсональным взаимодействиям в группе, способствующим развитию автономии во взаимоотношениях (через работу с такими искажениями восприятия других людей, как слияние и проекция).
Исследование показало, что поведенческая автономия положительно связана с автономией во взаимоотношениях. Это можно объяснить тем, что автономный человек одинаково строит свое поведение и взаимоотношения с другими людьми - на принципах добровольности и собственного интереса. И осуществляемая им деятельность, и люди, с которыми он вступает в отношения, не служат для него средством достижения чего-то еще, а являются целью сами по себе.
Результаты нашей работы можно использовать на практике в работе с взрослыми людьми, которые обращаются за помощью в связи с проблемами, связанными с дефицитом личностной автономии.



