Введение
1 Понятие личностной автономии в психологии
1.1 Многоаспектность конструкта личностной автономии 9
1.2 Личностная автономия как механизм саморегуляции (поведенческая
автономия) 15
1.3. Личностная автономия при межличностном взаимодействии (автономия во взаимоотношениях) 25
2 Теоретико-методологические предпосылки использования метода гештальт- терапии в процессе развития личностной автономии 30
2.1 Теоретические основы гештальт-терапии 30
2.2 Методологические аспекты гештальт-терапии в работе с развитием
личностной автономии 37
2.3 Организационно-содержательные аспекты групповой гештальт-терапии
в работе с развитием личностной автономией 45
3. Исследование влияния гештальт-терапии на развитие личностной автономии 49
3.1 Описание выборки, условий и этапов исследования 49
3.2 Ход исследования 50
3.3 Общие выводы по исследованию 71
Заключение 72
Список использованных источников
Приложение А 78
Приложение Б 85
В современном обществе декларируется ценность индивидуации, самодостаточности и автономии. Однако, человек, существо не только природное, но и социальное, культурное, не может и не должен быть полностью независимым от общества, в котором он сформировался и живет. В социальных науках все чаще поднимаются проблемы человеческих взаимоотношений, отмечаются трудности с установлением психологической близости, дефицит способности к формированию гармоничных отношений [15].
Поэтому представляется важным ответить на вопрос, является ли автономия синонимом независимости, может ли человек быть одновременно автономным, то есть самостоятельно, осознанно принимать решения, реализовывать их на основе волевой регуляции и произвольности поведения, и оставаться при этом связанным с другими людьми - строить и поддерживать близкие отношения.
Несмотря на то, что в научной психологии последнего времени наблюдается значительный интерес к изучению личностной автономии, данная проблема остается разработанной не в полной мере.
Большинством авторов признается структурная неоднородность понятия личностной автономии, рассматриваются разные составляющие данного конструкта, однако взаимосвязь между ними остается неисследованной.
В работах М.К. Мамардашвили, Д.А. Леонтьева подчеркивается понимание автономии как своезакония; аспект эмансипации представлен в подходах А. Ангъяла, Э. Эриксона, И. Габанской. Точка зрения, что автономия является базовой потребностью и движущей силой, освещена Э. Деси, Р. Райаном, а также А. Ангъялом и Г. Мюрреем. Понимание автономии как диспозиции имеет место у С. Хартер, Виггинса, Э. Деси и Р. Райана.
Наиболее интересным, на наш взгляд, представляется изучение взаимосвязи между двумя аспектами конструкта личностной автономии - автономии как механизма саморегуляции (поведенческая автономия) и автономии как характеристики взаимодействия с другими людьми (автономия во взаимоотношениях).
В первом ключе личностная автономия рассматривается как некий «внутренний стержень», интериоризированная форма внешней регуляции, ставшая саморегуляцией и приобретшей качественно иную форму, которая реализуется в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека [11]. Под этим углом зрения личностная автономия наиболее полно рассмотрена в теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана. Автономия приравнивается здесь к самодетерминации и противопоставляется подкрепляемым реакциям, удовлетворению неосознаваемых влечений и влиянию других детерминант поведения.
Во втором ключе автономия рассматривается в соотношении с понятиями зависимости, независимости (отстраненности) и привязанности. В рамах отечественных исследований она была изучена Т.В. Казанцевой на основании концепции зависимой личности Р. Борнштейна и теории привязанности Дж. Боулби. Если раньше автономию рассматривали как независимость от других людей, то сейчас более актуальной является точка зрения, которая признает негативные и позитивные аспекты зависимости и независимости, а под автономией понимает сочетание их позитивных сторон [15]. «Человек может быть автономно взаимозависящим, будучи, таким образом, вольно зависимым от других и аутентично осуществляя заботу о других. Вдобавок, человек может быть неавтономным в своей независимости, разбивая узлы взаимоотношений, чтобы доказать собственную самоценность или умиротворить некоторые другие контролирующие силы» [46, р. 273]. То есть «автономия во взаимоотношениях касается того, на чем основываются отношения к другому и как они осуществляются» [51, р. 39].
Таким образом, ключевыми свойствами личностной автономии являются гибкость, осознанность и добровольность. «Автономия является основной здорового существования и продуктивных контактов с внешним миром» [11, с. 63].
Современными исследователи установлено, что личностная автономия не является врожденной характеристикой человека, а формируется в детском и подростковом возрасте при благоприятных условиях [43; 46].
Отечественными авторами проводились исследования, направленные на выяснение семейного контекста становления автономии [26], исследования, посвященные становлению личностной автономии детей и подростков [30].
Вопрос о том, что может способствовать развитию личностной автономии взрослого человека, остается открытым.
Вместе с тем современными исследователями признается, что «выраженность личностной автономии не является жестко предопределенной и неизменной психологической характеристикой» [11, с 16.]. Поэтому представляется важным понять, может ли взрослый, сформировавшийся человек развивать свою личностную автономию, в том числе с помощью психотерапии.
Теоретические положения гештальт-терапии позволяют сделать общее предположение, что именно этот подход может способствовать развитию личностной автономии по следующим основаниям.
Гештальт-терапия направлена, в первую очередь, на то, чтобы помочь человеку восстановить свои границы с окружающей средой, научиться осознавать собственные потребности и механизмы самоблокирования процесса их удовлетворения, пробовать новые способы поведения и брать ответственность за свою жизнь [16, с. 26], а именно это, как было сказано выше, является основой автономного поведения.
Гештальт-терапия способствует тому, чтобы человек научился отделять себя (свои мысли, чувства, убеждения) от других людей через проработку таких видов прерываний, как слияние, интроекция и проекция, научился самоподдержке и поиску поддержки именно там, где ее могут оказать [13].
Системообразующим понятием в гештальт-терапии является триада: актуальность - осознанность - ответственность. Практически любую технику в гештальт-терапии можно рассматривать как особую кристаллизацию широкого предписания: «Воспринимай себя как автора своих поступков, осознавай себя в актуальном контакте с реальностью» [16, с. 27]
Объект исследования:
Взрослые люди, возраст 25-36 лет.
Предмет исследования:
Личностная автономия как индивидуальная психологическая характеристика личности, связанная с саморегуляцией и межличностным взаимодействием.
Методологическая основа исследования:
Теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, концепция зависимой личности Р. Борнштейна, теория привязанности Дж. Боулби, теоретические основы гештальт-терапии (Ф. Перлз, П. Гудмен, И. Фром, И. Польстер, Ж.М. Робин).
Гипотезы:
1. Люди, занимающиеся в группе первой ступени гештальт-терапии в течение года, будут демонстрировать прирост показателей личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях) по сравнению с людьми, не занимающимися в этой группе.
2. Участники группы первой ступени гештальт-терапии, работавшие со своими клиентскими заявками не менее пяти раз, будут демонстрировать увеличение уровня выраженности поведенческой автономии по сравнению с остальными участниками группы.
3. Участники группы первой ступени гештальт-терапии, активно участвовавшие во внутригрупповом взаимодействии, будут демонстрировать увеличение уровня выраженности автономии во взаимоотношениях по сравнению с остальными участниками группы.
Активность участия во внутригрупповом взаимодействии будет оцениваться исходя из теоретических положений о групповой динамике в группах гештальт-терапии [16, с. 516] по пяти критериям (активность в «шеринге» начала дня, во время сессии другого участника, в «шеринге» после сессии другого участника, в промежуточных «шерингах», в заключительном «шеринге»).
4. Поведенческая автономия положительно связана с автономией во взаимоотношениях.
Цель исследования: выявить влияние гештальт-терапии на развитие личностной автономии.
Задачи:
- изучить научную психологическую литературу, уточнить понятийный аппарат и определить основные теоретические подходы к описанию феномена личностной автономии;
- изучить теоретические положения гештальт-терапии с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать развитию личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях);
- проанализировать особенности групповой работы в гештальт-подходе с тем, чтобы определить механизмы, которые могут способствовать развитию личностной автономии (поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях);
- подобрать методики для измерения уровня личностной автономии;
- разработать и провести программу эмпирического исследования;
- с учетом полученных эмпирических данных оценить эффективность влияния групповой гештальт-терапии на развитие личностной автономии.
Характеристика выборок:
Взрослые люди в возрасте от 25 до 36 лет. Участники разделены на экспериментальную и контрольную группу методом парного дизайна, в каждой группе по 3 мужчины и по 9 женщин.
Участники экспериментальной группы проходят групповую терапию в рамках первой ступени гештальт-терапии (в Красноярском филиале Негосударственного образовательного частного учреждения «Институт Гештальта и Психодрамы») - 100 часов в течение одного года.
Организационный метод: лонгитюдный.
Эмпирические и теоретические методы:
- метод анализа литературы;
- психодиагностические методы;
- критериально-ориентированное наблюдение;
- опрос.
Методы обработки Данных:
- Методы математической статистики
а) U-критерий Манна-Уитни;
б) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Методики исследования:
- Опросник каузальных ориентаций Э. Деси, Р. Райана (адаптация О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев).
- Тест профиля отношений Р. Борнштейна (адаптация О.П. Макушина).
Проблема изучения личностной автономии и условий ее развития во взрослом возрасте представляется весьма значимой, учитывая изменения в системе ценностей в современном обществе - инициативность и самостоятельность приобретают все больший вес в современной культуре.
Нами была проведена работа по выявлению влияния гештальт-терапии на развитие личностной автономии, а именно двух ее аспектов - поведенческой автономии и автономии во взаимоотношениях.
Полученные данные показали, что гештальт-терапия оказывает влияние на развитие личностной автономии взрослых людей.
В групповой гештальт-терапии это влияние происходит благодаря двум параллельным процессам - индивидуальной клиентской работы в группе, способствующей развитию поведенческой автономии (через завершение и отреагирование незавершенных ситуаций из прошлого и связанных с ними чувств, повышение уровня осознанности и контактирования с актуальным опытом, не преломленным через призму предыдущих переживаний) и интерперсональным взаимодействиям в группе, способствующим развитию автономии во взаимоотношениях (через работу с такими искажениями восприятия других людей, как слияние и проекция).
Исследование показало, что поведенческая автономия положительно связана с автономией во взаимоотношениях. Это можно объяснить тем, что автономный человек одинаково строит свое поведение и взаимоотношения с другими людьми - на принципах добровольности и собственного интереса. И осуществляемая им деятельность, и люди, с которыми он вступает в отношения, не служат для него средством достижения чего-то еще, а являются целью сами по себе.
Результаты нашей работы можно использовать на практике в работе с взрослыми людьми, которые обращаются за помощью в связи с проблемами, связанными с дефицитом личностной автономии.
1. Бейссер, А. Парадоксальная теория изменения / А. Бейссер // Российский гештальт. - № 8. - С. 54-57.
2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
3. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
4. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Академический проект, 2004. - 232 с.
5. Витакер, Д. С. Группы как инструмент психологической помощи / Д. С. Витакер ; пер. с анг. В. П. Чурсиной. - М.: Класс, 2000. - 432 с.
6. Бурменская, Г. В. Становление автономии ребенка как проблема исследования и консультирования / Г. В. Бурменская // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. - Т. 1. - М.: МГУ, 2005. - С. 192-203.
7. Гидденс, Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.
8. Гингер, С. Гештальт-терапия контакта / С. Гинегер, А. Гингер. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 287 с.
9. Гингер, С. Практическое пособие для психотерапевтов / С. Гингер, А. Гингер; пер. с фр. Л. Гинар. - М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. - 217 с.
10. Гордеева, Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т. О. Гордеева // Современная психология мотивации ; под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - С. 103-121.
11. Дергачева, О. Е. Личностная автономия как предмет психологического исследования : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Дергачева Ольга Евгеньевна. - М., 2005. - 162 с.
12. Зинкер, Дж. Творческий процесс в гештальт-терапии / Зинкер Дж. - М.: МГИ, 2014. - 234 с.
13. Зинкер, Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Дж. Зинкер. - М.: Класс, 2000. - 471 с.
14. Йонтеф, Г. Осознавание, диалог и процесс в терапии / Г. Йонтеф. - М.: МГИ, 2002. - 89 с.
15. Казанцева, Т. В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Казанцева Татьяна Валерьевна. - СПб., 2011. - 205 с.
16. Лебедева, Н. М. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Н. М. Лебедева, Е.А. Иванова. - СПб.: Речь, 2004. - 560 с.
17. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. - СПб.: Речь, 2000. - 408 с.
18. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Речь, 2000. - 368 с.
19. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997а. - 64 с.
20. Леонтьев, Д. А. Самореализация и сущностные силы человека / Д. А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии ; под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997б. - С.156-176.
21. Леонтьев, Д. А. Три грани смысла / Д. А. Леонтьев // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999б, C.299-331.
22. Леонтьев, Д. А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции / Д. А. Леонтьев // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: Графика, 2002а. - С.3-34.
23. Леонтьев, Д. А. Феномен свободы: от воли к автономии личности / Д. А. Леонтьев // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. - С. 64-89.
24. Леонтьев, Д. А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д. А. Леонтьев, Е. Р. Калитеевская, Е. Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика ; под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. - С. 611-641.
25. Мазур, Е. С. Концепция незавершенных действий в гештальт-терапии / Е. С. Мазур // Гештальт-95. Сборник материалов Московского гештальт- института, М.: МГИ, 1995.
26. Макушина, О.П. Психологическая зависимость подростков от родителей : дис. . канд. психол. наук : 19.00.13 / Макушина Ольга Петровна. - М., 2001. - 142 с.
27. Мамардашвили, М. К. Философия и свобода / М. К. Мамардашвили // Мой опыт нетипичен. СПб.: Азбука, 2000. - С. 246-257.
28. Наранхо, К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / К. Наранхо ; пер. с англ. - Воронеж: МОДЭК, 1995. 304 с.
29. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. - 256 с.
30. Поскребышева, Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка : дис. . канд. психол. наук : 19.00.13 / Поскребышева Наталия Николаевна. - М., 2010. - 200 с.
31. Перлз, Ф. Практикум по гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен, Р. Хефферлин. - М.: Издательство Института психотерапии, 2001. - 227 с.
32. Перлз, Ф. Практика гештальттерапии / Ф. Перлз ; пер. М.П. Папуш. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. - 469 с.
33. Перлз, Ф. Теория гештальттерапии / Ф. Перлз, П. Гудмен. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004 - 384 с.
34. Перлз, Ф. Гештальт-семинары / Ф. Перлз. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2010. - 348 с.
35. Польстер, И. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики / И. Польстер, М. Польстер ; пер. с англ. А.Я. Логвинской. - М.: Класс, 2004. - 272 с.
36. Робин, Ж.-М. Гештальт-терапия / Ж.-М. Робин. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 64 с.
37. Робин Ж.-М. Теория и практика группы в гештальт-терапии (10 предложений к вопросу о группе в гештальт-терапии) / Ж.-М. Робин // Гештальт-92. М.: МГИ, 2000. - С. 21-28.
38. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. - СПб.: Питер, 1999. - 384 с.
39. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.
40. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003. - 860 с.
41. Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. - М.: КСП+, 1997. - 720 с.
42. Энрайт, Дж. Гештальттерапия в интерактивных группа / Дж. Энрайт // Гештальттерапия. Теория и практика. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 53-76.
43. Эриксон, Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. - СПб.: Лет. сад,
2000. - 415 с.
44. Bornstein, R. F. (1992). The dependent personality: Developmental, social, and clinical perspectives. Psychological Bulletin, 112, p. 3-23.
45. Deci, E. L. The psychology of self-determination. Lexington books, Toronto, 1980.
46. Deci, E. L. and Ryan R.M. A motivational approach to self: integration in personality // Nebrasca symposium on motivation 1990. University of Nebrasca Press. Lincoln (Nb); London, 1991, Vol. 38, p.237-288.
47. Gabanska, J. Autonomy of the individual in the developmental and axiological perspective / J. Gabanska // The polish quarterly of developmental psychology, 1995, Vol. 1, Nr. 1-4, p. 1-11.
48. Harter, S. The construction of the self. A developmental perspective /
S. Harter // New York, London, The Guilford Press, 1999.
49. Hmel, B. A. The meaning of autonomy: on and beyond the interpersonal circumplex / B. A. Hmel, A. L. Pincus // Journal of personality, 2002, 70(3), p.277-310.
50. Hutt, M. L. Psychology: the science of interpersonal behavior / M. L. Hutt, R. L. Isaacson, M. L. Blum // New York & London, Harper & row Publishers, 1966.
51. Ryan, R. M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the self in psychological development / R. M. Rayan // Developmental perspectives on motivation. Volume 40 of Nebrasca symposium on motivation. University of Nebrasca Press. Lincoln and London, 1993, Vol.40, p. 1-56.
52. Ryan, R. M. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development and well-being / R. M. Rayan, E. L. Deci // American psychologist, 2000, vol. 55, № 1, p. 68-78.