АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 9
1.2 Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия.. 15
1.3 Методы оценки конкурентоспособность предпрития 25
1.4 Способы повышения конкурентоспособности предприятия 33
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «ВБ СЕРВИС» 36
2.1 Общая характеристика ООО «ВБ Сервис» 36
2.2 Анализ и оценка основных показателей работы предприятия 40
2.3 Анализ и оценка конкурентосопособности ООО «ВБ Сервис».... 55
2.4 SWOT-анализ ООО «ВБ Сервис» 67
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ВБ СЕРВИС» 71
3.1 Разработка и экономическая оценка мероприятий по
повышению конкурентоспособности предприятия 71
3.2 Оценка прогнозного значения конкурентоспособности
ООО «ВБ Сервис» 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
Актуальность темы. Сегодня предприятиям сферы развлечений приходится вести свою деятельность в не простых условиях. С одной стороны ожидания и запросы потребителей с каждым днем растут, появляются новые технологии, «гаджеты» и устройства, которые внедряют конкуренты, а с другой стороны, ресурсы предприятия как финансовые, так и трудовые - ограничены.
Предприятию приходится делать выбор, что именно оно будет внедрять и оценивать свой выбор стратегически: как выбор повлияет на дальнейшее развитие предприятия и его конкурентоспособность. Конкурентоспособность для предприятий сферы развлечений - это не только способность качественно удовлетворять запросы потребителей, но и наличие особенностей которые выделяют на фоне конкурентов. Именно эти отличительные способности определяют лояльность потребителей. Для обеспечения и поддержания конкурентоспособности предприятию сферы развлечений сегодня необходимо не только повышать эффективность использования ресурсов, работать с издержками, но и управлять стратегией развития предприятия и его бизнес процессами. Именно это обеспечивает предприятию сферы развлечений стабильный и долгосрочный рост.
Таким образом, выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме - разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия сферы развлечений на примере ООО «ВБ Сервис» (Батутный центр Monkey).
Цель работы - анализ и оценка конкурентоспособности предприятия ООО «ВБ Сервис» и разработка предложений по ее повышению.
Задачи работы:
- изучить теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия и пути ее повышения;
- определить проблемы и особенности при создании СМК вуза;
- дать характеристику ООО «ВБ Сервис», проанализировать основные показатели работы предприятия и его текущую конкурентоспособность;
- предложить и разработать мероприятия по повышению
конкурентоспособности ООО «ВБ Сервис»;
- оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий;
- оценить прогнозный уровень конкурентоспособности ООО «ВБ Сервис».
Объект работы - конкурентоспособность предприятия ООО «ВБ Сервис».
Результаты работы рекомендуется использовать при совершенствовании процесса управления ООО «ВБ Сервис».
В результате проведенной работы были изучены теоретические основы конкурентоспособности предприятия.
Рассмотрены различные подходы, их достоинства и недостатки. Сделан вывод, что конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, основанная на:
1) комплексной оценке свойств, характеристик товара (услуги) по отношению к аналогичным товарам других производителей;
2) оценке конкурентных преимуществ предприятия относительно ближайших конкурентов.
Для работы было определено, что под конкурентоспособностью предприятия мы будем понимать комплексную оценку способности предприятия достигать поставленных целей в условиях ведения деятельности в конкурентной среде, которая основывается оценке финансово -хозяйственной деятельности предприятия, оценке рыночных позиций относительно основных конкурентах и оценке качества производимой продукции (услуг) .
Рассмотрев факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, был сделан вывод о том, что конкурентоспособность предприятия представляет собой сложную систему факторов и их взаимосвязей. Каждый из этих факторов определяется несколькими параметрами, а взаимозависимость и влияние факторов друг на друга является уникальной для каждого конкретного случая. Необходимо отметить, что система факторов является открытой, а значимость факторов может изменяться. В одной отрасли решающим фактором определяющих конкурентоспособность будет являться условия спроса (легкая промышленность, производство товаров для дома), в другой смежные предприятия (тяжелая промышленность). Со временем влияние и сочетание факторов может меняться, и предсказать какой из факторов в дальнейшем будет оказывать решающее влияние на уровень конкурентоспособности достаточно сложно.
Были рассмотрены методы оценки конкурентоспособности предприятий. Был сделан вывод, что ни один из методов не является универсальным, применение каждого из них обусловливается целью исследования, полнотой исходной информации и особенностями субъектов исследования.
При рассмотрении подходов к повышению конкурентоспособности
предприятия были выделены:
- поиск дополнительных точек роста;
- создание дополнительной ценности товаров и сервиса;
- работа с издержками;
- управление качеством продукции.
В качестве примера повышения конкурентоспособности предприятия было рассмотрено предприятие ООО «ВБ Сервис» (Батутный центр Monkey), г. Магнитогорск.
Проанализирована финансово-хозяйственная деятельность предприятия ООО «ВБ Сервис» (Батутный центр Monkey), выявлены проблемы, связанные с финансовым положением и недостаточной загрузкой батутного центра, что негативно сказывается на конкурентоспособности предприятия.
Анализ финансовых результатов показал, что 2017 год предприятие закончило хуже, чем 2016. Выручка уменьшилась на 13,24 %, себестоимости - на 11,29 %. Это свидетельствует об уменьшении объёмов реализации продукции и услуг. Кроме того, необходимо отметить, что темпы снижения себестоимости ниже темпов снижения выручки, что свидетельствует снижении эффективности сбытовой деятельности. Рентабельность по валовой прибыли уменьшилась на 10,31%. Рентабельность по прибыли от продаж уменьшилась и в 2017 г. составила 20%. Прибыль до налогообложения уменьшилась со 3 768 тыс. руб. до 3 004 тыс. руб. Видно, что деятельность стала менее эффективной, и не последнюю роль в этом сыграл нарастающий экономический кризис
Были предложены мероприятия, которые позволят решить выявленные проблемы. Так же была произведена оценка эффективности предложенных мер, которая показала, что предложенные мероприятия положительно скажутся на конкурентоспособности ООО «ВБ Сервис» (Батутный центр Monkey). Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Результаты работы следует использовать в деятельности предприятия ООО «ВБ Сервис» (Батутный центр Monkey) при управлении дальнейшем развитии батутного парка для повышения конкурентоспособности предприятия.
1 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». // Доступ из спр.-правовой системы «Консультантплюс».
2 Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
«О защите прав потребителей». // Доступ из спр. -правовой системы «Консультант-плюс».
3 Федеральный закон от 24.07.2012 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2015). // Доступ из спр.-правовой системы «Консультант-плюс».
4 Федеральный закон от от 26.06.06 №153-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (Дата обращения 15.03.2018)
5 Алманова, Н.Д. К вопросу о взаимосвязи понятий «конкуренции» и «конкурентоспособность» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 8. - С. 176-180.
6 Андрианов, В.К. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Экономист, 1997. № 10.
7 Ахматова, М.В., Попов, Е.А. Теоретические модели
конкурентоспособности/ Маркетинг. - №4. - 2003. - С. 25-38.
8 Багиев, Г.Л. Основы маркетинговых исследований: учебное пособие/ Г.Л. Багиев, И.А. Аленков. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2011.- С. 106.
9 Большаков, А.С. Менеджмент: учебное пособие /А.С.Большаков. - СПб.: «Издательство Питер», 2012. - 160 с
10 Боумэн, К. Основы стратегического менеджмента: учебное пособие / К.Боумэн. - М: ЮНИТИ, 2012. - 175 с.
11 Вачугов, Д.Д., Основы менеджмента: учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Беризкина. - М.: Высшая школа, 2011. - 376 с.
12 Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: Т.Д. «Элит2000»,
2012. - 440 с.
13 Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Наука, 2006. - 374 с.
14 Воронов, Д.С. Оценка, анализ и выявление путей повышения
конкурентоспособности предприятий: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05:
Екатеринбург, 2002. - 145c.
15 Голубков, Е.П. Основы маркетинга.//Финпресс.- 2007.-656с
..80