Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГИБРИДНАЯ ТАНДЕМНАЯ СИСТЕМА КАК МОДЕЛЬ СЕРВИСА ЧАТ-БОТА

Работа №193283

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы76
Год сдачи2024
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Реальная модель системы как пример объекта исследования 8
2 Построение базовой математической модели 11
3 Исследование гибридной тандемной системы 13
3.1 Система дифференциальных уравнений 13
3.2 Асимптотический анализ 17
3.3 Численный результат асимптотического анализа 24
4 Исследование гибридной тандемной системы с деградацией скорости
обслуживания заявок на первой фазе 27
4.1 Система дифференциальных уравнений Колмагорова 28
4.2 Асимптотический анализ 34
4.3 Численный результат асимптотического анализа 40
5 Имитационное моделирование 44
5.1 Методика проведения имитационного моделирования 44
5.2 Алгоритм моделирования: 45
5.3 Основные объекты системы и их взаимодействие 47
5.4 Инструменты реализации имитационной модели 51
5.5 Запуск имитационной модели 52
5.6 Вспомогательные функции 52
5.7 Стабильность результатов имитационного моделирования 52
6 Численный анализ области применимости асимптотического результата . . 56
7 Параметризация имитационной модели и анализ результатов 59
7.1 Переход от математической модели к реальной 59
7.2 Анализ реальной системы в виде сервиса чат-бота 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
ЛИТЕРАТУРА 65


С развитием информационных технологий и телекоммуникационных систем, все большее значение приобретает теория массового обслуживания [1, 2], которая позволяет моделировать реальные процессы по средствам систем. Эти системы представляют собой совокупность элементов, предназначенных для обработки потоков заявок, поступающих на вход. Эффективность работы таких систем во многом определяется характеристиками входящего потока заявок и качеством обслуживания этих заявок.
Одним из наиболее распространенных типов систем массового обслуживания являются тандемные системы [3-9], состоящие из двух или более последовательных фаз обслуживания. В таких системах заявки последовательно обрабатываются на нескольких фазах, где для каждой фазы своя интенсивность потока заявок и скорость обслуживания. Однако, в реальных условиях, скорость обслуживания заявок может изменяться из-за различных факторов, таких как ухудшение качества обслуживания, увеличение нагрузки на систему или появление сбоев в работе оборудования.
Существует множество работ, посвященных исследованию тандемных систем массового обслуживания. Например, в статье [4] рассматривается тандемная система массового обслуживания, состоящая из конечного числа фаз (R),на вход которой поступает Rмарковских потоков (MAP потоков). Каждая поступившая заявка должна обслужиться на своей фазе и на всех последующих. Времена обслуживания заявок на фазах распределены по экспоненциальному закону с параметрами, зависящими от номера фазы. Автор исследует стационарное поведение системы.
Одной из наиболее распространенных и важных типов СМО являются RQ-системы массового обслуживания. Они представляют собой класс систем, в которых заявки поступают в систему, обрабатываются и покидают систему. Они широко используются для моделирования различных процессов, таких как обработка заказов в магазине, обслуживание клиентов в банке или больнице и т.д.
Важной характеристикой системы с повторными вызовами является возможность повторного обращения заявок к обслуживанию. Это позволяет системе адаптироваться к изменяющимся условиям и обеспечивать более эффективное обслуживание заявок. Однако, использование повторных вызовов может привести к увеличению нагрузки на систему и ухудшению общей эффективности ее работы.
Также существуют работы, посвященные исследованию тандемных систем массового обслуживания с повторными вызовами. Например, в работе [9] рассматривается RQ-система массового обслуживания с общей орбитой и двумя последовательно обслуживающими приборами, на вход которой поступает марковский модулируемый поток (ММРР поток). Каждая поступившая заявка должна обслужиться на двух фазах. Времена обслуживания заявок на фазах распределены по экспоненциальному закону с параметрами, зависящими от номера фазы, время задержки на орбите распределено по экспоненциальному закону. Авторы исследуют систему методом имитационного моделирования для нахождения эмпирического распределения вероятностей числа заявок на орбите.
Научная новизна. Исследование тандемных систем массового обслуживания помогает изучать масштабируемость различных систем, принимая во внимание взаимодействие между потоками заявок и обслуживающими приборами. Это важно для разработки и оптимизации систем в разных областях.
Данное исследование является продолжением изучения направления тандемных систем массового обслуживания с повторными вызовами. Таким образом в данной работе исследуются следующие тандемные СМО:
1) без возможности ожидания заявок на первой фазе и орбитой на второй фазе;
2) без возможности ожидания и деградацией скорости обслуживания заявок на первой фазе и орбитой на второй фазе.
Дисциплины ожидания на первой и второй фазах различные, поэтому системы называются гибридными. Ранее в работе [10] была рассмотрена СМО с повторными вызовами, в работе [11] система с конечным бункером и двумя приборами на первой фазе. Мы продолжаем исследовать вторую фазу предложенной ранее системы, изменяя характеристики первой фазы. Это необходимо нам в дальнейшей работе для исследования изменения характеристик в зависимости от разных составляющих первой фазы. Поэтому на первой фазе системы было принято решение не реализовывать бункер для ожидания обслуживания, так как в современном ритме жизни абонентам неудобно ждать обслуживания. Но в связи с тем, что утрата заявок не представляет собой оптимального решения, будем рассматривать систему с N обслуживающими приборами на первой фазе предложенной системы. В данной модели будем учитывать влияние состояния системы на время обслуживания заявок на первой фазе и, следовательно, влияние на загрузку орбиты.
Целью данной работы является построение и исследование математических моделей гибридной тандемной системы массового обслуживания как модель сервиса чат-бота, нахождение распределения вероятностей числа заявок на орбите предложенных моделей методом асимптотического анализа [12, 13] и построение дискретных распределений, аппроксимирующих стационарные распределения вероятностей числа заявок на орбите. Кроме того, необходимо проверить полученные аналитические данные с использованием разработанной программы для имитационного моделирования. Задачи исследования включают:
1) Построить математические модели сервиса чат-бота в виде гибридной тандемной системы массового обслуживания;
2) Исследовать математические модели методом асимптотического анализа;
3) Спроектировать и реализовать имитационную модель для систем;
4) Оценить применимость полученного асимптотического решения на базе результатов имитационного моделирования;
5) Провести параметризацию имитационной модели и анализ, полученных результатов.
В первой главе описана модель реальной системы как пример объекта исследования. Вторая глава содержит описание базовой математической модели. В третьей главе содержится описание тандемной системы массового обслуживания с повторными вызовами, вывод системы дифференциальных уравнений Колмогорова для распределения вероятностей числа заявок на ор-бите, нахождение распределения вероятностей числа заявок на орбите методом асимптотического анализа. В четвертой главе представлено исследование системы массового обслуживания с деградацией скорости обслуживания на первой фазе и повторными вызовами на второй фазе, вывод системы дифференциальных уравнений Колмогорова для распределения вероятностей числа заявок на орбите, нахождение распределения вероятностей числа заявок на ор-бите методом асимптотического анализа. Пятая глава работы демонстрирует проектирование и реализацию имитационной модели исследуемой системы для получения эмпирического распределения числа заявок на орбите. В шестой главе приведен анализ области применимости асимптотического распре-деления числа заявок на орбите с помощью результатов, полученных методом имитационного моделирования. В седьмой главе представлена параметризация реальной системы и проведен анализ полученных результатов.
Результаты работы были представлены на двух научных конференциях Международного уровня:
1) V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов и работников образования и промышленности «Системы управления; информационные технологии и математическое моделирование-2023» (Омск, Россия, 25-26 апреля 2023 г.);
2) XXII Международная конференция имени А.Ф. Терпугова «Информационные технологии и математическое моделирование» (Томск, Россия, 4 - 6 декабря 2023 г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе магистра была рассмотрена гибридная тандемная система массового обслуживания как модель сервиса чат-бота. Используя метод асимптотического анализа в условии большой задержки на орбите, получена гауссовоская характеристическая функция с асимптотическим средним к1/о и дисперсией к2/о числа заявок на орбите исследуемой системы с деградацией скорости обслуживания заявок на первой фазе и без. На основе асимптотического распределения построены аппроксимация числа заявок на орбите в исследуемых системах.
Также была спроектирована и реализована имитационная модель исследуемой системы для нахождения эмпирического распределения вероятностей числа заявок на орбите в виде приложения на языке Python. В основу моделирования был положен дискретно-событийный подход, который позволяет значительно ускорить время сбора статистических данных, необходимых для получения искомого распределения. Стабильность результатов моделирования определена по критерию расстояния Колмогорова, которое не превышает значения 0,002, при выборе количества заявок done =1 500 000.
Исследование области применимости асимптотических результатов на основе результатов, полученных методом имитационного моделирования, показало, что точность аппроксимации растет с уменьшением интенсивности повторных вызовов.
Анализ системы чат-бота показал, что для выбранных параметров, можно рассчитать характеристики для проектирования сервиса для обеспечения безотказной работы. В реальной жизни такой анализ помогает правильно сэкономить затраты на разработку и тестирование сервисов.
Результаты работы были представлены на двух научных конференциях Международного уровня:
1) V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция студентов, аспирантов и работников образования и промышленности «Системы управления; информационные технологии и математическое моделирование-2023» (Омск, Россия, 25-26 апреля 2023 г.);
2) XXII Международная конференция имени А.Ф. Терпугова «Информационные технологии и математическое моделирование» (Томск, Россия, 4 - 6 декабря 2023 г.), по результатам которых сделаны публикации:
1) Петрива, Н. В. Тандемная система массового обслуживания с повторными вызовами / Н. В. Петрива, С. В. Пауль // Системы управления, информационные технологии и математическое моделирование : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 25-26 апреля 2023 года / Отв. редактор В.А. Бадрызлов. - Омск: Омский государственный технический университет, 2023. - С. 259-264.
2) Слюсаренко, Н. В. Тандемная гибридная система массового обслуживания
с повторными вызовами и деградацией скорости обслуживания/ Н. В. Слюсаренко, С. В. Пауль // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2023) : Материалы XXII Международной конференции имени А.Ф. Терпугова, Томск, 4-9 декабря 2023 года. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2023. - С. 26-31.
Благодарности. Автор выражает искреннюю благодарность своему научному руководителю, доктору физико-математических наук, доценту кафедры Теории Вероятности и Математической Статистики НИ ТГУ, Пауль Светлане Владимировне, за большое участие, неоценимую помощь и поддержку в процессе подготовки и оформления выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Автор признателен кандидату физико-математических наук, доценту кафедры Теории Вероятности и Математической Статистики, Лисовской Екатерине Юрьевне, за большой вклад в подготовку литературного обзора и качественной презентации работы, за терпение и готовность делиться своими знаниями. Также автор благодарен профессору кафедры Теории Вероятности и Математической Статистики НИ ТГУ, Назарову Анатолию Андреевичу, за тесное сотрудничество во время работы над выпускной квалификационной работой.



1. Бочаров П. П. Теория массового обслуживания / П. П. Бочаров, А.В.Печинкин. - М. : Изд-во РУДН, 1995. - 520 с.
2. Дворяткина, С. Н. Марковские процессы и простейшие модели теории массового обслуживания : учебное пособие / С. Н. Дворяткина, О. Н. Прокуратова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 80 с. — ISBN 978-5-9765-4828-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https:ZZe.lanbook.com/book/297728.
3. Rykova, T.V. Towards the analysis of the performance measures of heterogeneous networks by means of two-phase queuing systems / T. V. Rykova // Discrete and Continuous Models and Applied Computational Science. - 2021. - Vol. 29, No. 3. - P. 242-250. - DOI 10.22363/2658-4670-2021-29-3-242-250.
4. Клименок, В. И. Стационарное распределение тандемной системы массового обслуживания с дополнительными потоками на станциях / В. И. Клименок // Информатика. - 2017. - № 3(55). - С. 13-22.
5. Вишневский, В. М. Расчёт характеристик тандемной сети с фиксированными длинами входящих пакетов методом машинного обучения / В. М. Вишневский, А. А. Ларионов, А. А. Мухтаров // Новые информационные технологии в исследовании сложных структур : материалы Тринадцатой Международной конференции, Томск, 07-09 сентября 2020 года / Томский государственный университет. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. - С. 82.
6. Balsamo, S. A review on queueing network models with finite capacity queues for software architectures performance prediction / S. Balsamo, V.D.N. Persone, P. Inverardi // Performance Evaluation. - 2003. - Vol. 51. - P. 269-288.
7. Gnedenko, B.W. Handbuch der Bedienungstheorie / B.W. Gnedenko, D. Ko- nig. - Berlin: Akademie Verlag, 1983.
8. Perros, H.G. A bibliography of papers on queueing networks with finite capac-ity queues / H.G. Perros // Performance Evaluation. - 1989. - Vol. 10. - P. 255-260.
9. Морозова, М. А. Численный анализ тандемной системы массового обслуживания с повторными вызовами и общей орбитой / М. А. Морозова, А. Л. Благинин // Математическое и программное обеспечение информационных, технических и экономических систем : Материалы IX Международной молодежной научной конференции, Томск, 26-28 мая 2022 года / Под общей редакцией И.С. Шмырина. Том 307. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2022. - С. 169-174. - DOI 10.17223/978-5-907572-27-0-2022¬26.
10. Петрива, Н. В. Гибридная система массового обслуживания с повторными
вызовами / Н. В. Петрива, С. В. Пауль // Математическое и программное обеспечение информационных, технических и экономических систем : Материалы VIII Международной молодежной научной конференции, Томск, 26-30 мая 2021 года / Под общей редакцией И.С. Шмырина. Том 306. - Томск: Национальный исследовательский Томский
государственный университет, 2021. - С. 136-140. - DOI 10.17223/978-5-907442-42-9-2021-25.
11. Петрива, Н. В. Тандемная гибридная система массового обслуживания с повторными вы3овами и вероятностным переходом / Н. В. Петрива, С. В. Пауль // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ-2022) : Материалы XXI Международной конференции имени А.Ф. Терпугова, Томск, 25-29 октября 2022 года. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2023. - С. 220-225.
12. Назаров А. А. Асимптотический анализ RQ-системы с N типами вызываемых заявок в предельном условии большой задержки заявок на орбите / А. А. Назаров, С. В. Пауль, О. Д. Лизюра // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 48. С. 13-20 URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000666993
13. Моисеева С.П. Методы асимптотического анализа в теории массового обслуживания / А.А. Назаров, С.П. Моисеева. - Томск: Изд-во НТЛ. 2006. - 112 с.
14. Еськин, Е. И. Разработка чат-бота, его возможности и организация полно-ценного чата с оператором / Е. И. Еськин, Т. С. Катермина // Научный элек¬тронный журнал Меридиан. - 2020. - № 15(49). - С. 21-23.
15. Кушков, Е. А. Автоматизация коммуникационных процессов между биз-несом и клиентом посредством чат-ботов / Е. А. Кушков // Качество. Ин-новации. Образование. - 2019. - № 2(160). - С. 69-73. - DOI 10.31145/1999- 513x-2019-2-69-73.
16. Ибадильдин, Б. Е. Роль чат-ботов в автоматизации сервисов / Б. Е. Иба- дильдин, А. А. Исмаилова // Вестник Восточно-Казахстанского государ-ственного технического университета им. Д. Серикбаева. - 2018. - № 3. - С. 139-143.
17. Салимжанова, А. Р. Чат-боты как инструмент HR нового поколения / А. Р. Салимжанова // XLVII итоговая студенческая научная конференция УдГУ: Материалы всероссийской конференции, Ижевск, 01-30 апреля 2019 года / Ответственный редактор А.М. Макаров. - Ижевск: Удмуртский государ-ственный университет, 2019. - С. 139-142.
18. Всё о чат-ботах: виды, преимущества, успешные примеры // Блог Я Прак-тикума. - [Б. м.], 2023. - URL:https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-chat-bot/(дата обращения: 24.01.2024)
19. Чат-боты: 23 эффективных способа их использования // BotCreators. - [Б.
м.], 2023. - URL: https://botcreators.ru/blog/chat-boty-23-jeffektivnyh-
sposoba-ih-ispolzovanja/?ysclid=lvjufdjnjy184650153 (дата обращения: 25.01.2024)
20. Ботоводство // Хабр. - [Б. м.], 2019. - URL:
https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/436622/ (дата обращения:
27.01.2024)
21. Bot API// elegram. - [Б. м.], 2024. - URL:https://core.tele-
gram.org/bots/faq#my-bot-is-hitting-limits-how-do-i-avoid-this(дата обращения: 25.04.2024)
22. Ограничения в телеграм-бот (Bot API), о которых никто не расскажет//
Хабр. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://habr.com/ru/companies/tensor/articles/799565/(дата обращения: 25.04.2024)
23. Какие лимиты есть в Telegram// Unisender. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.unisender.com/ru/blog/kakie-limity-est-v-telegram/(дата обращения: 25.04.2024)
24. Лимиты Telegram bot API и работа с ними// Хабр. - [Б. м.], 2016. - URL: https://habr.com/ru/articles/317666/ (дата обращения: 25.04.2024)
25. Всё, о чём должен знать разработчик Телеграм-ботов// Хабр. - [Б. м.],
2021. - URL:https://habr.com/ru/articles/543676/(дата обращения: 25.04.2024)
26. Paul S., Phung-Duc T. Retrial Queueing Model with Two-WayCommunication, Unreliable Server and Resume of Interrupted Call forCognitive Radio Networks //CCIS 2018. Vol. 912. P. 213-214.
27. Судыко Е.А., Назаров А.А. Допредельные характеристики RQ-системы с конфликтами заявок // Научное творчество молодежи: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции, Томск, 2010. Ч. 1. С. 97-100.
28. Назаров А.А., Пауль С.В., Лизюра О.Д. Асимптотический анализ RQ- системы с N типами вызываемых заявок в предельном условии большойзадержки заявок на орбите // Вестник Томского государственного универ-ситета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. No 48. С. 13-20.
29. Петрива Н.В., Пауль С.В. Гибридная система массового обслуживания с повторными вызовами // Материалы VIII Международной молодежной научной конференции «Математическое и программное обеспечение информационных, технических и экономических систем» Томск, 2021. Т. 306. С. 136-140.
30. Назаров А.А. Асимптотический анализ RQ-системы с N типами вызывае-мых заявок в предельном условии большой задержки заявок на орбите / А.А. Назаров, С.В. Пауль, О.Д. Лизюра // Вестник Томского государствен-ного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. № 48. С. 13-20. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Reposi-tory/vtls:000666993
31. Моисеева С.П. Методы асимптотического анализа в теории массового об-служивания / А.А. Назаров, С.П. Моисеева. - Томск: Изд-во НТЛ. 2006. - 112 с.
32. Васильев А. Mathcad 13 на примерах - М.: БХВ-Петербург, 2006. - 269 с.
33. Кирьянов Д. Самоучитель Mathcad 13 - М.: БХВ-Петербург, 2006. - С. 128 - 211.
34. Поршнев С.В., Беленкова И.В. Численные методы на базе Mathcad - М.: БХВ-Петербург, 2005. - 464 с.
35. scipy.stats.norm // SciPy API. [Б м.]. - URL:
https://docs.scipy.org/doc/scipy/reference/generated/scipy.stats.norm.html(дата обращения: 20.01.2024)
36. Лоу А. Имитационное моделирование / А. Лоу, В. Кельтон. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 848 с.
37. Акопов, А.С. Имитационное моделирование. учебник и практикум для академического бакалавриата / А.С. Акопов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 389 c.
38. Вьюненко, Л.Ф. Имитационное моделирование. учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Ф. Вьюненко, М.В. Михайлов, Т.Н. Пер- возванская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 283 c.
39. Гэддис Т. Начинаем программировать на Python / Т. Гэддис. - СПб.: БХВ- Петербург, 2019. - 768 с.
40. Доусон М. Программируем на Python / М. Доусон. - СПб. : Питер, 2014. - 416 с.
41. Любанович Б. Простой Python. Современный стиль программирования / Б. Любанович. - СПб. : Питер, 2016. - 480 с.
42. Федоров Д. Ю. Программирование на языке высокого уровня Python : учебное пособие для прикладного бакалавриата / Д. Ю. Федоров. - 2- е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 161 с.
43. Что такое Google Colab и кому он нужен // Skillfactory media. - [Б. м.], 2024.
- URL:https://blog.skillfactory.ru/chto-takoe-google-colaboratory-i-komu-on-nuzhen/?ysclid=lvjt9nnsj650863029(дата обращения: 25.04.2024)
44. Что такое Google Colab и кому он нужен // Блог Я Практикума. - [Б. м.],
2023. - URL:https://practicum.yandex.ru/blog/bloknot-google-colab-dlya-
programmirovaniya-python/(дата обращения: 24.04.2024)
45. Работа в Google Colab: преимущества и недостатки // GeekBrains. - [Б. м.],
2023. - URL: https ://gb.ru/blog/rabota-v- google-
colab/?ysclid=lvjtsachmf427549819(дата обращения: 20.04.2024)
46. Обзор сервиса Google CoLab - что это такое и зачем использовать // PlaysDev. - [Б. м.], 2024. - URL:https://playsdev.com/ru/blog/chto-takoe-google-colab/?ysclid=lvjtvpbhx678947405(дата обращения: 18.04.2024)
47. Питон, панды и анаконда: что внутри у Jupyter Notebook // Блог Я Практи-кума. - [Б. м.], 2023. - URL:https://practicum.yandex.ru/blog/chto-takoe-jupyter-notebook/(дата обращения: 20.02.2024)
48. Jupyter Notebook // Skillfactory media. - [Б. м.], 2023. - URL:
https://blog.skillfactory.ru/glossary/jupyter-note-book/?ysclid=lvju3k7zwy96221082(дата обращения: 20.03.2024)
49. За кулисами Google Colab // Хабр. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://habr.com/ru/companies/skillfactory/articles/673572/(дата обращения: 20.03.2024)
50. Как сравнивать распределения. От визуализации до статистических те¬стов// Хабр. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://habr.com/ru/companies/skillfactory/articles/674880/(дата обращения: 25.03.2024)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ