ВВЕДЕНИЕ 3
1 Характеристика старшего подросткового возраста и временной
трансспективы 5
1.1 Характеристика старшего подросткового возраста 5
1.2Концепции временной трансспективы
20
2 Эмпирические исследования временной трансспективы старших
подростков, находящихся в разных социальных положениях 25
2.1 Инструменты исследования 25
2.1 Анализ проведенного исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Актуальность исследования определяется необходимостью изучения представлений о времени, отношения к нему, месту учебы во временной трансспективе подростков. Педагоги, психологи, воспитатели и родители должны знать и хорошо ориентироваться в вопросах отношения подростков к прошлому, настоящему и будущему. Формирование осознанного отношения ко времени невозможно без знания возрастных особенностей развития психологического и личностного времени.
Многие ученые посвятили свои исследования проблеме осознания себя человеком на всей протяженности временной трансспективы. В зарубежной психологии это проблема отражена в работах К. Левина, Л. Фрэнка, Дж. Нюттена. В отечественной психологии изучением психологического времени занимались В.И.Ковалев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова.
Не смотря на большое количество исследований, до сих пор остается не проработанным аспект влияние различных социальных групп на временную трансспективу подростков. Именно в связи с этим мы и решили проработать данную проблему.
Объект исследования: Образ будущего старших подростков
Предмет исследования: Влияние соц. Групп на формирование временной трансспективы
Гипотезы исследования:
Временная трансспектива субъекта зависит от его принадлежности к той или иной социальной группе
Для формирования реалистичного планирования будущего и выбора профессионального профиля необходима целенаправленная опережающая профориентационная работа.
Цель исследования: Исследовать содержание временной трансспективы подростков, а также выявить различия временной трансспективы в зависимости от социальной среды, в которой находится подросток.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы были поставленны следующие задачи:
1 Провести анализ литературы и основных концепций временной трансспективы.
2 Проанализировать старший подростковый возраст и выбрать подходящие методы исследования
3 Провести исследование
4 Проанализировать результаты.
База исследования. Мной было проведено исследование временной трансспективы подростков возраста 16 - 17 лет, на базе следующих учебных заведений: красноярский техникум промышленного сервиса, средняя школа №90, детский дом им. Совмена. Всего проанкетировано 92 подростка: техникум - 67 человек состоящих в 5 группах; детский дом - 10ть человек, учащихся в 10ом классе; средняя школа №90 - 15ть человек учащихся в 10ом классе.
Для решения поставленных целей и задач в работе использовались следующие методы:
• Игровая процедура «Эпитафия»
• Анкетирование «Временная трансспектива».
Временная трансспектива является важным личностным конструктом, отражающим временной аспект жизни человека и включающий в себя ряд параметров, таких как, протяженность, насыщенность, эмоциональный фон и согласованность.
Исследования временной перспективы продолжаются и по сей день, и центральным возрастом в данных исследованиях является юношеский. Ведь именно в возрасте ранней юности человек начинает осознавать течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени. В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации.
Полученные результаты хорошо соотносятся с возрастными особенностями старшеклассников. Интерпретация результатов исследования подтвердила наличия множества своеобразных особенностей юношеского возраста таких как: тенденция в будущее, завышенный уровень притязаний, большая значимость межличностного общения со сверстниками, страх перед будущим, страх одиночества, желание отделиться от родителей, стать самостоятельными.
Интерпретация анкетирования «Временная трансспектива» показала, что временная трансспектива подростков несколько отличается в зависимости от социального положения, но есть и сходства. Таким образом сходствами у всех старших подростков являются: завышенные притязания, протяженность взглядов в будущее. Теперь об отличиях. У школьников и детей - сирот
отсутствует представление о своем профессиональном выборе и дальнейшей работе, что напротив ярко выраженно у детей, обучающихся в техникуме, ранний выбор в пользу самостоятельности дал толчок в пользу понимания своего будущего. Так у сварщиков поставлена цель для достижения высшего разряда по своей специальности, что связанно с престижностью и высокооплачиваемостью своей будущей профессии. Другие же представители техникума ставят цель для поступления в высшие учебные заведения, либо, как в случае с некоторыми юношами, профессиональное определение связывается с армией.
Таким образом, гипотеза о том, что временная трансспектива различается в зависимости от социальной группы, подтверждена. И гипотеза о необходимости проведения профориентационной работы, так же нашла свое подтверждение.
1. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб., 2001.
2. Андреева Г. М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты // Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб., 2001.
3. Березина Т. Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности // Психологический журнал. Т.19. 1998. № 4.
4. Бороздина Л. В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта // Психологический журнал Т.19. 1998. № 2.
5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
6. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.
7. Гинзбург М. Р. Использование метафоры изменения при работе со старшими подростками // Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
8. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи. Киев, 1988.
9. Леонтьев Д. А. О времени: иллюзия ответов // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2004 (4). № 1. Ростов_на Дону, 2004.
10. Кроник А. А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Спб., 2001.
11. Осухова Н. Поверить в себя. Особенности личностно_профессионального самоопределения старшеклассников // Школьный психолог. 2003. № 4.
12. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте // Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
13. Стрелков Ю. К. Время в психологическом анализе // Журнал практического психолога. 2000. № 5-6.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
15. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. - Профориентация. 4-е издание
16. Толстых Н.Н. Развитие индивидуального хронотопа на детско- юношеском этапе жизненного пути человека.//Психологогия жизненного пути личности: методологические, теоретические, методические и прикладные проблемы стр44-73. Гродно ГрГУ им. Я.Купалы 2012.
17. Психология современного подростка / ред. Л. А. Регуш. - СПб.: «Речь», 2005. - 400 с
18. Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. ЛНПП «Облик», 2002. 135 с.
19. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Наукова думка, Автореф. Киев 1989. С. 143
20. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПА, 1995. - 210 с.
21. Кроник А., Ахмеров Р. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва, Издательство "Смысл" 2003 год, 284 с.
22. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь» Ф. Зимбардо, Дж. Бойд, «Речь», 2010 с. 352
23. С.Л.Рубинштейн ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. СПб: Издательство "Питер", 2000. 712 с
24. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с
25. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - № 2. - М., 1979.- с. 23-35.йлова В. А., 1998.
26. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема//Вопросы психологии.-1988.-№2.-с. 19-26.
27. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопросы психологии. -1994.-№3. -с.43 -52.
28. Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности