ВВЕДЕНИЕ 6
Глава 1.Актуализация традиционного культурного наследия в условиях цифровой среды китайского интернета 15
1.1. Особенности и значение традиционного искусства Пекинской оперы как нематериального культурного наследия 15
1.1.1. Нематериальное культурное наследие: содержание понятия и социокультурная
роль 15
1.1.2 История нематериального культурного наследия Пекинской оперы 16
1.1.3. Художественные особенности и культурная ценность Пекинской оперы 18
1.2. Характеристика китайской интернет-среды 31
1.2.1 Политика развития китайского интернета и регулирование отрасли культурных индустрий 31
1.2.2 Коммуникативные преимущества интернет-платформ как основание продвижения
Пекинской оперы 37
Глава 2. Практика продвижения Пекинской оперы в сетевой коммуникации китайского интернета44
2.1. Основные платформы и формы распространения Пекинской оперы 44
2.2. Опыт успешной популяризации Пекинской оперы 48
2.3. Блогосфера как площадка интеграции традиционных элементов искусства Пекинской оперы и современной культуры 53
2.3.1. Сценический костюм Пекинской оперы и дизайнерская мода 53
2.3.2. Инновационные стратегии продвижения культуры Пекинской оперы в условиях
цифровой трансформации 60
2.4. Опыт неэффективной практики популяризации Пекинской оперы 63
2.5. Пользовательская активность как ресурс сохранения культурного наследия в сети 65
2.5.1. Оценка пользовательской активности в контентах, посвященных Пекинской опере.65
2.5.2. Модели пользовательской активности 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 96
Актуальность темы и постановка проблемы.
Пекинская опера известна как национальное достояние Китая. В 2006 году Государственный совет утвердил включение Пекинской оперы в список национального нематериального культурного наследия, а в 2010 году в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Однако сегодня традиционное искусство переживает кризис преемственности: стареет аудитория и снижается уровень квалификации исполнителей. Важным ресурсом сохранения и поддержки национального культурного наследия, мы полагаем, является цифровая среда. Так, согласно данным Статистического отчета о развитии Интернета в Китае, опубликованного Китайским информационным центром Интернет-сети (CNNIC) 29 августа 2024 года, по состоянию на июнь 2024 года в Китае насчитывалось почти 1,1 миллиарда (1099,67 миллиона) пользователей Интернета, что на 7,42 миллиона больше, чем за шесть месяцев, а уровень посещения составил 78 %. Основную массу новых интернет-пользователей составляют подростки (49 %), 15,2 % - люди в возрасте 50-59 лет и 20,8 % - в возрасте 60 лет и старше, что свидетельствует о большом количестве китайских интернет-пользователей и их постоянном росте1.
Современным людям свойственна любовь к обмену информацией, и с развитием медиатехнологий это стремление приобрело новые формы. Если взять в качестве примера китайские социальные сети, то уровень охвата пользователей достигает 97,1%. По данным на февраль 2024 года, «Douyin», как гигант социальных сетей, имеет 755 миллионов ежемесячных активных пользователей в Китае . «Сяохуншу», социальная медиаплатформа, основной аудиторией которой является молодежь, по состоянию на 2024 год будет насчитывать 320 миллионов ежемесячных активных пользователей и 120 миллионов ежедневных активных пользователей .
С развитием СМИ сохранение и распространение традиционного культурного наследия приобретает беспрецедентные возможности. Вместе с тем, медиатехнологии меняют способы передачи информации о традиционной культуре и её объектах. Так, с новыми возможностями и проблемами сталкивается Пекинская опера, имеющая статус нематериального сокровища национальной китайской культуры, являясь важной частью мирового культурного разнообразия. Быстрое развитие китайского Интернета предоставило новые возможности для сохранения этой традиционной культуры. Однако на волне глобализации и модернизации традиционные формы художественного наследия сталкиваются с разнообразными сложностями в сетевой коммуникации интернета. Автор, предоставленной диссертационной работы, обращается к проблеме сохранения, распространения и поддержки культурного наследия в условиях цифровой среды, нередко меняющей его художественное и смысловое содержание.
Исследование посвящено распространению Пекинской оперы в китайском Интернете и направлено на изучение эффективных способов и стратегий её популяризации, что имеет большое значение для сохранения национально-культурных традиций, культурного разнообразия и содействия в развитии культурных индустрий.
Степень теоретической разработанности проблемы.
Сегодня сформирована определенная научно-теоретическая база, позволяющая познакомиться с наследием культуры и искусства Пекинской оперы, охватывающая её историческое развитие, художественные особенности, а также новые характеристики, способы и проблемы распространения в медиа-среде.
По результатам поиска в China Knowledge Network, существует 34 100 китайских литературных источников о Пекинской опере. Среди них 34 документа о новых средствах массовой информации Пекинской оперы, 5 документов о Пекинской опере в Интернете, 17 документов о цифровой Пекинской опере, 224 документа о распространении культуры Пекинской оперы, 46 документов о культурном наследии Пекинской оперы и 48 800 документов о нематериальном культурном наследии. Всего в Китайской сети знаний имеется 309 англоязычных публикаций о Пекинской опере.
С одной стороны, исследования искусства Пекинской оперы, охватывающие историческую эволюцию, художественные особенности и культурное наследие, заложили богатую теоретическую основу для понимания её природы и ценности. Так, в статье «Историческая эволюция и тенденции развития традиционного исполнительского искусства персонажа Дан в Пекинской опере» Ли Фанфанг отмечает, что исполнительское искусство персонажа Дан в Пекинской опере прошло через несколько ключевых исторических этапов, и с момента своего возникновения оно пережило ряд инноваций во времена династии Цин до современной эпохи, когда оно столкнулось с важными изменениями революции янцинь1. В докторской диссертации «Литературная история Пекинской оперы при династии Цин» Янь Цюаньи сосредоточился на репертуаре и драматургии Пекинской оперы при династии Цин с целью систематического изображения и изучения исторической траектории литературы Пекинской оперы при династии Цин, а также эстетических ценностей, которые она содержит. Чжоу Ибай в книге «Набросок истории развития китайской оперы» описывает историю развития пекинской оперы и классификацию стилей пения . В книге Чжун Либиня «Исследование певческого искусства школы Мэй Пекинской оперы» рассматривается певческое искусство школы Мэй Пекинской оперы в качестве примера, исследуется его историческое развитие, уникальный стиль пения и способ наследования, стремясь раскрыть универсальный закон подъема и упадка китайских оперных жанров и дать теоретическое руководство и рекомендации для нынешнего положения оперных жанров, переживающих упадок, на этом конкретном примере.
С другой стороны, в исследованиях Интернета и традиционной культурной коммуникации раскрываются её новые характеристики, способы и проблемы в медиасреде, предоставляя полезные рекомендации для изучения распространения Пекинской оперы в Интернете. В статье «Исследование нового способа трансграничной коммуникации культуры Пекинской оперы с точки зрения коммуникации» Лв Цзямин исследует новые способы трансграничной коммуникации. В эпоху Интернета использование новых технологий может обеспечить кросс-медийное, кросс-платформенное и кросс-доменное распространение культуры Пекинской оперы, сформировать новый режим развития интеграции цифровых технологий, создать инклюзивную экологию и открыть безграничные возможности для наследования культуры Пекинской оперы1. Чжу Хуайнань в работе «Исследование цифровой коммуникации искусства лица Пекинской оперы» на основе отечественных классических примеров в сочетании с развитием новой эпохи исследует состояние цифровой коммуникации искусства Пекинской оперы, анализирует основные условия сочетания Пекинской оперы и цифровых медиа, текущую ситуацию и проблемы, а также выдвигает соответствующую стратегию цифровой коммуникации . Дин Сяньцзе в статье «Интернет эра пекинской оперы культурной коммуникации и мышления» рассматривает в условиях диверсифицированного получения информации и фрагментарного чтения и оценки современной коммуникационной среды, как сохранить целостность искусства пекинской оперы, и в то же время на основе особенностей ее исполнительского искусства, принять научные и разумные методы и средства, использование различных видов новых медиа способов эффективно распространять и содействия развитию культуры Пекинской оперы . Чжао Цзинцзюнь в работе «Исследование дизайна цифровых 3И-творческих продуктов Пекинской оперы на основе эстетического интереса нейтральной красоты» пишет, что цифровые 3И-творческие продукты Пекинской оперы имеют решающее значение для укрепления доверия к культуре в силу их уникальных эстетических и культурных коннотаций. Вступая в «постэпидемическую эпоху», не относящиеся к наследию культурные и творческие индустрии сталкиваются с серьезными проблемами, но при этом открывают новые возможности для развития. Как сокровище китайской культуры, сохранение традиционной сущности Пекинской оперы и в то же время инновационное ее выражение стало важной темой для изучения и практического применения в «постэпидемическую эру»1. Сяо Чэнсяо и Лю Синь в статье «Принятие и стратегия коммуникации китайской превосходной традиционной культуры в молодежных группах в новую эпоху - на примере культуры Пекинской оперы» обсудили текущее состояние коммуникации культуры Пекинской оперы и проанализировали степень её принятия среди молодежных групп в связи с изменениями времени и пространства и различными эстетическими предпочтениями. Исходя из этого, в статье предлагаются стратегии эффективного распространения культуры Пекинской оперы в новую эпоху с точки зрения эстетики принятия, с акцентом на субъект распространения, носитель, получатель и среду распространения .
Таким образом, многочисленные научные работы, посвященные культуре и искусству Пекинской оперы, послужили важной основой для теоретико-методологической базы представленной диссертации. Вместе с тем, исследования распространения Пекинской оперы в цифровой среде все еще недостаточны и требуют пристального внимания. Особенно интересны такие аспекты, как разнообразие стратегий сетевой коммуникации в сфере продвижения Пекинской оперы, анализ их эффективности, а также оценка аудитории пользователей.
Цель работы - исследовать цифровые формы распространения и освещения национально-культурного наследия Пекинской оперы в сетевой коммуникации китайской блогосферы.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю и художественно-эстетические особенности искусства Пекинской оперы.
2. Рассмотреть основные направления политики развития китайского интернета, а также изучить особенности цифровой коммуникативной среды, обуславливающие успехи распространение информации культурного содержания.
3. Исследовать практический опыт и формы популяризации Пекинской оперы на платформах Китайского интернета.
4. Изучить реакцию пользователей на формы распространения и освещения искусства пекинской оперы.
5. Проанализировать видеоблоги, освещающие искусство Пекинской оперы, с тем, чтобы выявить причины успешной и неуспешной практики популяризации культурного наследия.
Объект - цифровые формы сохранения национально-культурного наследия Пекинской оперы.
Предмет - особенности распространения и популяризации национально-культурного наследия Пекинской оперы в условиях сетевой коммуникации.
В качестве материала исследования взяты работы блогеров платформы Douyin, сфокусированные на контенте, связанном с нематериальным культурным наследием Пекинской оперы.
Новизну работы представляют следующие положения.
- В исследовании проведен анализ цифровых форматов распространения и освещения искусства Пекинской оперы в среде китайского Интернета.
- Выявлены позитивные аспекты сетевой коммуникации, способствующие сохранению культурного наследия, а также её проблемы и недостатки.
- Выдвинуты предложения, нацеленные на преодоление выявленных проблем и оптимизацию сетевой коммуникацию в сфере культурной тематики.
- Благодаря анализу данных сетевой коммуникации (лайки, комментарии, репосты) исследованы модели поведения пользователей в отношении контента, связанного с Пекинской оперой. Результаты показали, что, в частности, молодежь проявляет все больший интерес к инновационным формам, сочетающим традиционные и современные элементы (например, пекинская опера и поп-музыка, мода). Это свидетельствует о том, что для адаптации к предпочтениям цифровых пользователей необходимо скорректировать контент-стратегию, чтобы эффективно продвигать культурное наследие.
Положения, выносимые на защиту.
1. Пекинская опера распространяется в Интернете в самых разнообразных формах, включая онлайн-видеоплатформы для просмотра полных спектаклей и клипов, в режиме реального времени в виде прямых трансляций, обмена контентом в социальных сетях, в форме преподавания и передачи обучающих онлайн-курсов, погружение в виртуальную реальность (VR) и технологии дополненной реальности (AR), платформы для общения и обучения в онлайн-сообществах и форумах, а также богатые ресурсы цифровых банков данных Пекинской оперы.
2. К факторам, обуславливающим эффективность популяризации Пекинской оперы относятся: интеграция традиционного искусства Пекинской оперы с современными видами искусства и массовой культуры (кино, телевидением, играми, анимацией, поп-музыкой, индустрией моды, дизайна и др. культурными индустриями), привлекающая молодую аудиторию и расширяющая сферу распространения; высокий уровень и качество содержания контента, популяризирующего культурное наследие, в том числе, использование новых цифровых технологий (виртуальной реальности (VR), дополненной реальности (AR) и др.); ориентир на целевую аудиторию, на конкретную заинтересованную группу зрителей.
3. В ряду проблем продвижения в цифровой среде «Пекинской оперы» выявлены: однообразие контента, отсутствие новизны и креативности, что затрудняет привлечение постоянного внимания аудитории; сложности привлечения молодой аудитории, тенденция старения аудитории (несмотря на заинтересованность молодежи, большую часть зрителей составляют пожилые люди); языковые и культурные различия и несоответствие традиционных способов коммуникации и современных привычек аудитории; коммерциализация, ориентир на визуальные эффекты (в применении новых технологий) и игнорирование глубокого смысла искусства Пекинской оперы.
4. Анализ поведения пользователей показывает, что для успешного продвижения пекинской оперы в цифровой среде необходимо уделять внимание предпочтениям зрителей, например, сочетать традиционные и современные элементы и делать акцент на интерактивность (лайки, комментарии, участие в конкурсах), повышающую вовлеченность пользователей.
5. Следующие меры могут содействовать продвижению культурного наследия: использование новых технологий и возможностей цифровой среды интернет-платформ для обновления форм популяризации культурного наследия, повышающих интерактивные возможности представления и уровень его коммуникативности; использование инноваций в области содержательных составляющих элементов Пекинской оперы, повышающих креативность контента; повышение качества информации историко-культурного содержания, нацеленного на более глубокий культурный и эмоциональный резонанс в процессе понимания исторического фона и культурного подтекста Пекинской оперы; расширение форм участия пользователей (проведение интерактивных мероприятий, викторин, опросов и т.п.); мониторинг аудитории с помощью больших данных и технологий искусственного интеллекта для достижения персонализированных рекомендаций и точного маркетинга; оптимизация производства и распространения контента с помощью анализа данных, увеличение охвата и количества просмотров, а также обеспечение зрителей удобным и эффективным просмотром
Теоретическая значимость исследования состоит в попытке раскрыть специфику трансляции культурных феноменов средствами массмедиа. Практическое значение обуславливают авторские рекомендации в области политики развития сетевых форм распространения и сохранения культурного наследия в целом и, в частности, Пекинской оперы.
Апробация исследования. Результаты исследования представлены в форме докладов на научных конференциях и в публикациях:
1. Хоу Цинжань. Китайская блогосфера культурной тематики как фактор развития межкультурной коммуникации в условиях санкций // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы Х Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18-19 апреля 2024 г.) — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та,
2024. С. 146.
2. Хоу Цинжань. Популяризация национального культурного наследия: Пекинская опера в китайских соцсетях / Савельева Е.Н., Буденкова В.Е., Горбунова С.В., Хоу Цинжань // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. (В печати, июнь, 2025).
3. Хоу Цинжань. Роль цифровых технологий в актуализации нематериального культурного наследия пекинской оперы // Векторы благополучия: экономика и социум. -
2025. -Т. 53.-№ 1.-С. 43-50.
4. Хоу Цинжань. Исследование применения и развития экспрессии традиционной китайской живописной живописи в арт-терапии // Наука и Просвещение. мировая наука: проблемы и инновации. 2024. № 003. С. 137-141.
В работе исследуются вопросы сохранения и распространения наследия Пекинской оперы в цифровой среде, уделяя особое внимание изменениям в ее художественном и семантическом содержании. Учитывая сложности, связанные с передачей традиционного искусства, старением зрительской аудитории и снижением качества подготовки актеров, эта тема приобретает особую актуальность. Быстрое развитие интернет-технологий в Китае открывает новые возможности для популяризации пекинской оперы среди молодой аудитории.
Была поставлена цель проанализировать цифровое распространение пекинской оперы в китайской блогосфере и изучить стратегии ее онлайн-освещения и распространения.
Для достижения цели были решены следующие задачи. Во-первых, проведено исследование культурной ценности Пекинской оперы, проанализированы исторические предпосылки, художественные особенности (пение, стиль грима, особенности костюма и т.д.) и ее ключевое положение в системе культурного наследия Китая, тем самым проясняя уникальную культурную ценность и социальную значимость Пекинской оперы как нематериального культурного наследия.
Во-вторых, исследовано влияние цифровой среды на формы популяризации искусства Пекинской оперы. Принимая во внимание современную интернет-экологию Китая (включая политическую ориентацию, операционные характеристики основных платформ и т.д.), автор анализирует, как цифровые технологии могут эффективно расширить каналы распространения культурного наследия в сетевой коммуникации; анализируются основания и выявляются условия эффективности популяризации Пекинской оперы на различных платформах.
Сравнительный анализ успешных и неудачных примеров сетевой коммуникации, (успешное продвижение Го Сяоцзин, и тяжелое положение аккаунта «Знаменитые сцены Пекинской оперы»), выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность цифровой коммуникации Пекинской оперы: степень инновационности контента, эффективность интерактивных стратегий, точность нацеливания на аудиторию и т. д. Анализируется, как цифровые технологии могут эффективно расширять каналы коммуникации Пекинской оперы на основе взаимодействия с пользователями.
Наконец, на основе данных о взаимодействии с пользователями (включая лайки, комментарии, ретвиты и другие модели поведения) рассматривается тенденция предпочтения молодой аудитории контента Пекинской оперы типа «слияние традиций и современности», что обеспечивает сильную поддержку данных и стратегические предложения для эффективной коммуникации Пекинской оперы в новой медиасреде.
Основные выводы по главе 1
1. Характеристика нематериального культурного наследия (НКН) Пекинской оперы
Пекинская опера, являющаяся носителем памяти и культурной самобытности китайской нации и входящая в состав нематериального культурного наследия (НКН), возникла во времена династии Цин, объединила в себе театральные стили многих стран и сформировала уникальную форму искусства, основными каденциями которой являются «Сипи» и «Эрхуан», и включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Богатство этого вида искусства демонстрируют исполнительские навыки: пение, декламация, работа, борьба и т.д., а также классификация ролей: «Шэн», «Дань», «Чистый», «Последний», «Безобразный» и т.д, Исполнительское мастерство «Шэн», «Дан», «Цзин», «Мэй» и «Чоу», а также классификация ролей демонстрируют богатое художественное очарование и глубокое культурное наследие оперы.
2. Характеристика китайской интернет-среды.
Лидирующие позиции Китая в области интернет-инфраструктуры заложили прочный фундамент для распространения традиционной культуры в цифровом формате. Правительство поддерживает оцифровку культурной индустрии посредством ряда политических мер, что способствовало распространению наследия, такого как Пекинская опера. Такие платформы, как видеохостинг, короткие видеоролики, прямые трансляции и социальные сети, обеспечивают разнообразные каналы коммуникации для Пекинской оперы, привлекая большое количество молодых зрителей, которые придерживаются различного отношения к Пекинской опере, как уважая и лелея, так и с любопытством исследуя ее, и которые ожидают, что Пекинская опера будет представлена в различных формах, которые легко доступны и обеспечивают индивидуальный интерактивный опыт.
Основные выводы по 2 главе.
1. Основные платформы и формы распространения «Пекинской оперы
Что касается платформ для обмена видео, то «Видео Tencent» (^ЖЖЖ) , «Youku» (W ^) и «Aichi» ( ^WZ ) создали специальные каналы «Пекинской оперы», предоставляя зрителям множество ресурсов «Пекинской оперы» для наслаждения и изучения. Между тем, платформы коротких видео и прямых трансляций, такие как «Douyin» (MW) , «Kuaishou» (^М) и «bilibili» (^ffi^ffi) , значительно усилили чувство участия и опыт просмотра зрителями коротких видео и прямых трансляций, сделав «Пекинскую оперу» более актуальной для зрителей. Это позволило сделать «Пекинскую оперу» ближе к публике. Кроме того, социальные медиа-платформы, такие как Weibo (ШМ) и WeChat ( Ш W ) , стали важными каналами для распространения информации о спектаклях «Пекинской оперы», новостей об актерах и закулисных съемок, что еще больше расширило сферу распространения «Пекинской оперы».
2.Опыт успешного продвижения Пекинской оперы.
Инновации в содержании, такие как сочетание пекинской оперы с современной музыкой, стрит-дансом и другими популярными элементами (как это делает Г о Сяоцзин), позволяют создавать произведения, отвечающие эстетическим вкусам молодой аудитории; точное позиционирование в рамках коммуникационной стратегии, выбор подходящего момента для публикации и использование алгоритмов рекомендаций для повышения видимости контента; усиление взаимодействия с пользователями, повышение их вовлеченности и лояльности посредством поддержки фан-клубов, активного взаимодействия в комментариях и проведения офлайн-мероприятий; технологические возможности позволяют использовать такие передовые технологии, как короткие видеоролики, прямые трансляции, AR/VR, для повышения привлекательности и иммерсивности контента о пекинской опере; а также сочетание культуры и образования, снижение порога вхождения в мир пекинской оперы посредством онлайн-обучения, увлекательных викторин и других форм, чтобы привлечь больше людей к этому традиционному искусству и заинтересовать их им.
3. Неэффективные методы продвижения
- Проблема однообразия контента. Упомянутый аккаунт «Известные сцены из пекинской оперы» (28 000 подписчиков) публикует только фрагменты традиционных спектаклей пекинской оперы, например, видео с отрывком из спектакля «Женщины из рода Ян» получило только 1639 лайков и 309 репостов, что намного ниже показателей аккаунтов с инновационным контентом. Такой традиционный контент без адаптации с трудом привлекает молодую аудиторию.
-Недостаточное использование технологий. Ху Цзе в своей работе «Исследование дизайна приложений на основе пользовательского опыта» отмечает, что существующие приложения, посвященные пекинской опере, в целом страдают от «однообразия содержания и отсутствия сенсорного опыта». Например, приложение «Лиюаньсин» имеет более 20 000 видеороликов о пекинской опере, но не использует новые технологии, такие как VR/AR, для улучшения пользовательского опыта.
- Отсутствие механизмов взаимодействия. В диссертации приводится сравнение, показывающее, что аккаунт Го Цяоцзин поддерживает взаимодействие с помощью четырех групп по 500 подписчиков, в то время как аккаунт «Известные сцены из пекинской оперы» не имеет глубокого взаимодействия, в результате чего его самые популярные видео получили всего 100 комментариев, а уровень взаимодействия составил менее 1%.
- Нечеткая целевая аудитория. Профессиональные сайты, посвященные оперному искусству, одновременно публикуют профессиональный контент для опытных любителей оперы и вводный контент для новичков, что приводит к низкому уровню удержания пользователей. Например, у некоторых приложений, посвященных пекинской опере, уровень удержания пользователей на следующий день значительно ниже среднего по отрасли.
4. Оценка активности пользователей.
Интернет-платформа привлекает различные группы аудитории, особенно молодую, которая более склонна к контакту с Пекинской оперой через новые медиа-формы. В то же время широкое распространение Пекинской оперы в зарубежных социальных сетях не только укрепляет ее международную репутацию, но и эффективно способствует культурным обменам между Китаем и остальным миром.
В данной работе оценивается влияние цифровых технологий на продвижение культурного наследия и инновационные обновления Пекинской оперы путем анализа ее художественных особенностей, исторического развития, культурных ценностей и практики коммуникации в китайской интернет-среде. Результаты показывают, что интернет-платформа предоставляет широкую сцену для распространения «Пекинской оперы», но в то же время сталкивается с такими проблемами, как гомогенизация контента и чрезмерная развлекательность. В будущем коммуникаторы Пекинской оперы должны изучить опыт успешных примеров и усилить инновации в контенте, точное позиционирование и взаимодействие с аудиторией, чтобы более эффективно наследовать и развивать это художественное сокровище. В то же время правительство и соответствующие организации должны продолжать оказывать политическую поддержку и предоставлять ресурсы для совместного содействия цифровому сохранению и наследованию нематериального культурного наследия, такого как Пекинская опера.
В целях повышения эффективности онлайн-обмена информацией в блогах, посвященных культурному наследию, предлагаются следующие рекомендации.
- Предлагается создать механизм интеграции «традиций и современности», опираясь на практический пример команды Го Сяоцзин и дополняя его технической поддержкой в виде цифрового архива материалов по нематериальному культурному наследию, с целью содействия творческой интеграции и развитию контента.
- Рекомендуется реализовать стратегию «трехмерной матрицы контента», которая охватывает три измерения: уровень знаний, уровень опыта и уровень взаимодействия. На уровне знаний следует создать систематизированную энциклопедию пекинской оперы, например, цифровую карту «Шэн, Дань, Цзин, Мо, Чжоу», чтобы предоставить пользователям всесторонние и глубокие знания о пекинской опере. На уровне опыта следует внедрить технологию VR-театра, которая поддерживает переключение между несколькими ракурсами просмотра, усиливая эффект погружения и улучшая впечатления от просмотра. На уровне взаимодействия разработать систему AI для игры, чтобы пользователи могли взаимодействовать с виртуальными персонажами на одной сцене, повышая чувство участия и интереса.
- Предлагается создать «Лабораторию по распространению нематериального культурного наследия», в которой комитет по экспертизе контента, состоящий из культурологов, будет обеспечивать точность и профессиональность контента; команда по разработке цифровых технологий будет отвечать за технические инновации и их применение, а группа по наблюдению за молодыми пользователями будет анализировать предпочтения молодежи, чтобы совместно продвигать современное распространение и развитие нематериального культурного наследия.
- Предлагается разработать стандарты оценки эффективности коммуникации, которые будут сосредоточены на трех основных показателях: обеспечение высокой точности передачи культурного содержания и точного отражения сути культуры; высокая доля целевой аудитории в возрасте от 16 до 30 лет для расширения влияния на молодежь; а также значительное увеличение годового темпа роста индекса международной коммуникации для повышения глобальной коммуникативной силы и влияния культуры.
1. Активные пользователи Douyin в Китае/ZQuestMobile. [Электронный ресурс] URL:https://www.questmobile.com.cn/research/report/1627881652360417282. (дата обращения: 10.09.2024).
2. Белая книга ByteDance 2022 года о нематериальном культурном наследии. //
Мобильный Sohu.com [Электронные ресурсы] URL:
https://m.sohu.com/a/622543532_120708211(дата обращения: 15.07.2024).
3. Ван-Вэнь-Дуань. Введение в наследование и новаторство пения старого студента в пекинской опере // Дом драмы.2020.№17.О.20-21.
4. Ван-Гуан-Ву. Введение в художественную роль костюма Пекинской оперы // Мир гуманитарных наук.2019.№16.С7-9.
5. Ван-Мэй.Хуан-Янь. Стратегия цифровых технологий и культурных ресурсов для стимулирования инноваций в индустрии культуры: динамический анализ на основе машинного обучения обучения// Технологии в обществе, 2024.C.77.
6. Ван-Мэй-Ши.Определение, классификация и поиск ценности выставок нематериального культурного наследия//Юго-восточная культура.2021.№05.С. 19-24.
7. Ван-Хао-Цюнь. Влияние моды на одежду на дизайн спортивной одежды//Химическое волокно и текстильные технологии, 2021. №9.C.121-122.
8. Ван-Цин-Ган. Разговор об исполнении лодочника в Пекинской опере «Осенняя река» // Драматическая литература.2003.№6.C.60.
9. Ван-Чжи-Син . Го-Лин-Ся.Исследование режима распространения культуры пекинской оперы в контексте СМИ // Журнал культуры.2025. № 5.C.53-56.
10. Выпущен 54-й статистический отчет о развитии Интернета в Китае -
домашний подраздел. [Электронный
ресурс] URL: https://www.academia.edu/36453322/(дата обращения: 29.08.2024).
11. 2022 Mega engine non-legacy white paper. // Mobile Sohu.com[электронный ресурс] URL: https://m.sohu.com/a/622543532_120708211(дата обращения: 15.07.2024).
12. Го Сяоцзин. Ранним утром вверх алмазный цветок зеркально блестит. // Douyin.com[электронный ресурс] URL: https://v.douyin.com/iP9Pj2GN/A@T.yT12/21 qEU:/ (дата обращения: 18.10.2024).
13. Го-Сюэ-Ли. Введение в исполнение боевого цветочного лица Пекинской оперы // Дом драмы.2019.№21.C.41.
14. Го-Сяо-Цзин. 10-й Нишаньский форум мировых цивилизаций: от классической цивилизации до современной моды. // Douyin [электронный ресурс] URL: https://www.douyin.com/video/7390275172009332006. (accessed 01.10.2024).
15. Го-Сяо-Цзин. Лучшие студенты Цинхуа - сильные и пугливые // Douyin.com[электронный ресурс] URL: https://www.douyin.com/video/7450083350380825893. (дата обращения: 01.10.2024).
16. Го-Сяо-Цзин. Сила музыки, вдохновляющая детей следовать за своей мечтой.
// Douyin.com [электронный ресурс] URL:
https://www.douyin.com/video/7444821460083838208. (дата обращения: 22.09.2024).
17. Го-Юн-Цзян. Имя Чжан Чуньхуа, знаменитого боевого клоуна Пекинской оперы // Народная драма. 1981.№12.C.22-25.
18. Го Сяоцзин ( Ж Ф W ) ведет своих друзей-иностранцев за собой, чтобы они смогли продемонстрировать стилистику Пекинской оперы. / [Электронный ресурс].
URL:https://www.douyin.com/video/7276393883255295273_china.html (дата обращения: 04.04.2024).
19. Го Сяоцзин. Кроссовер «Опера Хуанмэй» ( М ^ ^^#ЙШ^ ) /
[Электронный ресурс].URL:https://www.douyin.com/video/7008128197380312328_china.html (дата обращения: 04.08.2024).
20. Го Сяоцзин. Поп-музыка в стиле кроссовер «Три тысячи слабых вод»(ЖФ^.
^ # Ж Ж # Ж Ж Ж < ^ ?К Н Ж » / [Электронный ресурс]. URL:
https://www.douyin.com/video/7290494079924833555_china.html (дата обращения: 04.08.2024).
21. Гулимижему Мирзахмети. Прямые трансляции Netflix: новый способ маркетинга электронной коммерции // Облако.2024.№25.О.113-115.
22. Дин-Сянь-Цзе. Распространение и отражение культуры Пекинской оперы в эпоху «Интернет+»//Китайская пекинская опера.2021.№8. С. 60—64.
23. 28Знаменитые сцены Пекинской оперы . 10-й Нишаньский форум мировых цивилизаций «От классической цивилизации к современной моде». //Douyin [электронный ресурс] URL: https://v.douyin.com/iPS8YaMs/1@5.com :2pm (accessed 09.01.2025).
24. 55-й статистический отчет о развитии Интернета в Китае // Исследование
развития Интернета [электронный ресурс] URL:
https://cnnic.cn/n4/2025/0117/c208-11228.html(дата обращения: 15.02.2025).
25. И-Линь. Новые медиа способствуют инновационному развитию зарубежной коммуникации искусства Пекинской оперы // Китайский театр.2024. № 11.C.52-54.
26. Исследование ситуации на рынке и анализ конкурентного ландшафта индустрии пекинской оперы Китая // Douding.com. [Электронный ресурс] URL: https://www.docin.com/touch_new/preview_new.do?id=4733949499. (дата обращения: 29.01.2025).
27. Команда цифровых СМИ Гуанмэй. «Пекинская опера - впечатления» «ЖШЖР Ж» [Электронный ресурс] URL: http://xhslink.com/a/5p29suaHIg2Y(дата обращения: 19.09.2024).
28. Лв-Вэнь-Бао. Расширение прав и возможностей, трансграничность и диверсификация: три инновационные концепции коммуникации Пекинской оперы в эпоху Интернета // Руководство по исследованию журналистики.2020.№ 13.C.40-42.
29. Лв-Цзя-Мин. Исследование нового способа трансграничной коммуникации пекинской оперной культуры в перспективе науки о коммуникации//Китайский язык и культура.2020.№1. С.157—159.
30. Ли-Ли-Цзюань. Анализ исполнительского искусства цветочницы в Пекинской опере// Дом драмы.2019.№21.C.29-63.
31. Ли-Мин и др. Исследование кроссплатформенного профилирования пользователей на основе вычислений конфиденциальности // Computer Applications Research. 2022. № 5.C. 1320-1325.
32. Ли-Мин и др. Исследование механизма распределения долей при цифровой передаче нематериального культурного наследия // Культурное наследие. 2021. № 5. C.112-120.
33. Ли-Фан-Фан. Историческая эволюция и тенденции развития традиционного исполнительского искусства дань-чара в Пекинской опере//Дом драмы.2024. №28. С. 28—30.
34. Ли-Хуа. Исследование инноваций онлайн персонализированного маркетинга в эпоху «Интернет+» // Обзор китайского бизнеса.2017.№34.С44-45.
35. Ли-Цзюнь. Ван-Лэй. Чжан-Вэй. Влияние технологии примеривания дополненной реальности на покупательское поведение потребителей. Исследование механизма влияния технологии примеривания дополненной реальности на решение потребителей о покупке // Journal of Management Science, 2022. № 3.C.89-102.
36. Ли-Цзя-И. Применение элементов китайского оперного костюма в дизайне одежды - использование декоративного языка костюмов Пекинской оперы // Тянь Гун. 2023. № 14.C.42-44.
37. Ли-Юэ. Анализ текущей ситуации развития оперы - на примере оперных проектов, финансируемых Национальным фондом искусства // Художественное образование.2024. № 4.C.174-177.
38. Ai Rui Consulting. China Traditional Culture Short Video Development Research Report 2022 // Shanghai: Ai Rui Research Institute. 2022.C.1-2.
39. Ли Хайтао.О применении дизайна сценического пространства в новом медиа-искусстве// художественных технологиях.2017.№5.C. 113-137.
40. Ли-Цзя-И. Применение элементов китайского оперного костюма в дизайне моды - использование декоративного языка костюмов Пекинской оперы // Tiangong.2023. № 14.C.42-44.
41. Лу-Вэй. Исследование факторов, влияющих на поведение потребителей при использовании AR Try-On в мобильной электронной коммерции // Цзинаньский университет. 2023.C.
42. Лю-Сяо-Лин . Исследование инноваций и развития идеологического и политического образования на основе цифровой и интеллектуальной интеграции // Журнал университета Сихуа (издание по философии и социальным наукам) .2023. № 5.C.12-19.
43. Лю-Цзы-Сюань. Исследование характеристик контента и коммуникационных эффектов новых фермерских короткометражных видеороликов Douyin // Сиань:Сианьский технологический университет.2023.С34-42
44. Лю-Цзы-Сюань. Исследование характеристик содержания и эффекта распространения коротких видеороликов о новых фермерах в Цзеине/ Сиань:Сианьский технологический университет.2023.
45. Ляо Цзяюэ-Лю Мин. Характеристики и представление панорамного звука в средах виртуальной реальности // Литературный художник Китая. 2024. С. 89-90.
46. Лу Чанг. Когда культура Пекинской оперы встречается с современными медиа // интеллектуальная собственность Китая. 2024. № 11. С. 52-54.
47. Ма-Цин-Кай, Чжан-Ю-Нин. Наследование и защита нематериального культурного наследия в новую эпоху: интерпретация «14-го пятилетнего плана развития культуры» // Исследования по наследованию нематериального наследия.2022. № 4.C.4-8.
48. Ма-Цян. Введение в классификацию клоунов и их исполнительское мастерство в Пекинской опере // Цветок женьшеня.2025.№1.C.115-117.
49. Ма-Чао-Шен. Разговор о неповторимом очаровании роли клоуна в линии Пекинской оперы // Театральный форум нового века.2024.№1.О.40-43.
50. Мэй-Оу.Ван-Цзинь-Хун.Чжан-Дэ-Цян. Исследование коммуникационной стратегии нелегитимности в экологии короткого видео - на примере наследника Пекинской оперы «Го Сяоцзин» // Культура Синь Чу.2024. № 32.C.61-64.
51. CNNIC выпускает 47-й статистический отчет о состоянии развития интернет-сети Китая // Сайт правительства Китая. [Электронный ресурс] URL: http://www.gov.cn/xinwen/2021-02/03/content_5584518.htm(дата обращения: 29.01.2025).
52. Научно-исследовательский институт Ant Group. Белая книга о применении технологии блокчейн в оцифровке культурного наследия // Ханчжоу. 2022.
53. Отчет о данных по ненаследию «Джиттербаг» за 2024 год показывает: рост числа наследников в возрасте до 30 лет на 72 % по сравнению с предыдущим годом. Официальный аккаунт Вэнь Вэй По // Tencent.com[электронный ресурс] https://news.qq.Com/rain/a/20240606A097AP00(дата обращения: 22.12.2024).
54. Пекинская опера Знаменитые сцены произведений . Отрывки из «Женских генералов Ян Мень» господина Дай Чжунъюя: Могущество Ян Ци Нян. // Douyin [электронный ресурс] URL:https://v.douyin.com/iPHmJrT3/ vSY:/ 05/29 u@F.UY(дата обращения: 09.01.2025).
55. Первый центр обработки данных финансового бизнеса (CDNData Consumer
Station). [Электронные
ресурсы]URL:https://www.cbndata.com/report/2891/detail?isReading=report&page=1. (дата обращения: 10.09.2024).
56. Су-И. Размышления о жанрах пекинской оперы // Китайская пекинская опера.2023.№3.С. 34-38.
57. Сунь-Сяо-Цзе. Исследование фонетики Пекинской оперы и пения Пекинской оперы // Китайская драматургия.2024.№10.С.86-88.
58. Сяо-Сян-Сян. Как хорошо выполнять работу по подготовке публичных отчетов о новых правительственных делах в эпоху интегрированных СМИ // Колыбель репортера.2019. № 9.C.22-23.
59. Сяо-Чэн-Сяо.Лю-Синь. Стратегии принятия и распространения превосходной традиционной культуры Китая среди молодежных групп в новую эпоху - на примере культуры Пекинской оперы// Распространение и авторские права, 2023.№16.С. 74-77.
60. Том Стендич. Краткая история социальных сетей: от папируса до Интернета. Перевод Линь Хуа // CITIC Publishing Group. 2019. С. 21—23.
61. У-Ди. Пекинская опера «Цзинбай и рифмованный Бай» в исполнении Вэньчоу // Шеньянский нормальный университет.2021.2о.
62. HAEFNER L, STERNBERG R. Пространственные последствия оцифровки: состояние поля и исследовательская повестка дня // Географический компас, 2020. № 12.C.
63. У-Ди. Пекинская опера «Цзинбай и рифмованный Бай» в исполнении Вэньчоу // Шеньянский нормальный университет.2021.4о.
64. Фань-Лущ-Вэнь. Тематическое исследование онлайн-коммуникации художников в социальных сетях//Шанхайская консерватория музыки2024. №10. С. 20—40.
65. Ху-Цзе. Анализ кейса по проектированию приложений на основе пользовательского опыта // Электронные технологии. 2023 № 2.C.334-336.
66. Хуо Минь-Ли Сицзе. Художественная практика изменения роста частиц в виртуальной динамической скульптуре // Стиль завтрашнего дня. 2024. С. 76-78.
67. Хуэй Нин, Чжан Линьюй. Движение цифровой экономики и высококачественное развитие культурной индустрии // Журнал Пекинского технологического института (издание по общественным наукам).2024. № 2.C.31-47.
68. Цао-Цзи-Дун. Исследование модели развития интеграции традиционных и развивающихся изданий // Издательская наука.2016. № 3.C.24-27.
69. Цзо-Хуэй. Анализ тенденции развития цифровизации в культурной индустрии //Nankai Journal (Philosophy and Social Science Edition).2020 (6): 47-58.
70. Цянь-Шэн. Происхождение Пекинской оперы // Хэйлунцзянское образование (издание для средней школы).2003.90с.
71. Чжан-Вэй .У-Цзинци.. Новый бизнес и тенденция развития индустрии цифровой культуры // Журнал Шэньчжэньского университета (издание гуманитарных и социальных наук).2022.№ 1.C. 60-68.
72. Чжан-Ли. Анализ исполнительского искусства Пекинской оперы Цинъи //
Культурное производство.2018.№13.C.46-47.
73. Чжан-Ли. Сун-Синь-Вэй. Три измерения высококачественного развития культурной индустрии в перспективе модернизации китайского стиля // Академическая разведка.2024.№5.С23-29.
74. PESCE D, NEIROTTI P, PAOLUCCI E. Когда культура встречается с цифровыми платформами: создание ценности и согласование заинтересованных сторон в использовании больших данных // Актуальные вопросы туризма. 2019. № 15.C.1883-1903.
75. Чжан-Сяо-Хун. Инновационная коммуникационная стратегия эстрадного шоу традиционной культуры // Телевизионные исследования.2022. № 4.C. 56-60.
76. Чжан-Сяохуа. Исследование применения технологии Motion Capture и цифровой анимации в спектаклях Пекинской оперы // Китайский институт искусства и технологий. 2021. № 4. С. 43-48.
77. Чжан Хэ.Создание визуального погружения в произведениях виртуальной реальности //Лу Сюнь Изобразительное искусство.2021.C.15-16.
78. Чжан-Шу-Хань. Художественные особенности росписи лица в Пекинской опере// Дом драмы.2015.№11.C.36.
79. Чжан-Юэ-Юэ. Звук и полость как рифма в театре: исследование Пихуана//Театральная тень Monthly.2024.№6.C54-55.
80. Чжао-Цзинцз-Юнь. Исследование дизайна 3D-цифрового творческого продукта Пекинской оперы на основе эстетического интереса «Нейтрализация и красота».//Выявление и оценка культурного наследия.2022.№8.12. С. 120-123.
81. Чжоу-Жуй-Ин. Исследование медиазависимого поведения пользователей с точки зрения теории использования и удовлетворения - на примере коротких видеороликов Douyin //News Communication.2024.№4.C.76-78.
82. Чжоу-Цзи. Интеллектуальное производство - главное направление наступления «Сделано в Китае 2025» // Машиностроение Китая, 2015. № 17.C.2273-2284.
83. Чжун-Ли-Бинь. Исследование искусства пения в школе Мэй Пекинской оперы //Фуцзяньский нормальный университет.2009.C.20-24.
84. Чжу-Сяо-Шоу . Анализ «идиллического» короткого видео в перспективе интерактивной ритуальной цепочки//Медиа Форум.2020.№5.C.36+38.
85. Чжоу И.б. Очерк истории развития китайской оперы /Шанхайское издательство древних книг .1979. 409c.
86. Sean Suen (Сунь Сяофэн) работает на Парижской неделе моды весна/лето 2025 г. // Little Red Book [электронный ресурс] URL: http://xhslink.Com/a/nASoE7nJXRX5(дата обращения: 14.02.2025).
87. Чжу-Хуай-Нань. Исследование цифровой коммуникации искусства рисования лица Пекинской оперы // Тяньцзиньский университет науки и технологии.2021.C.30-34.
88. Чжэн-Чжао-Юй. Наблюдения и размышления о развитии искусства Пекинской оперы в условиях сетевой экологии самомедиа // Драматическая литература.2022.№ 11.C.119-123.
89. Чжэн Лиминь-Юань Хайбо.Цифровые технологии способствуют новому развитию методов коммуникации Пекинской оперы//Китайская пекинская опера.2024.С106-107.
90. Чжэн Лимин-Юань Хайбо. Цифровые технологии способствуют новому развитию метода коммуникации Пекинской оперы // Китайская Пекинская опера. 2024. № 1. С. 106-107.
91. Чэнь-Цзянь-Чао. Изучение исполнения линии Сиу Санг в кантонской опере // Мир комедии (2-я половина).2021.№6.C.10-11.
92. Шань-Чен-Лин, Чжан-Синь-Ю, Син-Хуан-Лай и др. Метод распознавания китайского спама на основе контента и ERNIE3.0-CapsNet // Исследования информационной безопасности .2024. № 3.C.233- 240.
93. Шэнь-Я-Цзю. Исследование коммуникационных стратегий и характеристик цифровых СМИ в контексте медиаконвергенции // Подборка и редактирование.2024.№11.C.53-55.
94. Эрнст Кэхилл. Теория человека. Перевод Гань-Яна. /Шанхайское переводческое издательство. 1985.C.
95. Юй-Хай-Вэй. Исследование применения традиционных моделей костюма Пекинской оперы в современном дизайне женской моды в контексте рынка // Китайский рынок. 2017. № 36.C.83-84.
96. Юй Я. Виды пения в Китае: история и современность вокальный культуры. // Сервис plus. 2024. Т.18. №2. С.103-116. DOI: 10.5281/zenodo.12178400.
97. Ян-Вэй. Анализ восприятия и переосмысления «схемы пустого города» на примере телесериала «Романтика трех царств» и пекинской оперы «Потерянный пустой вертолет»// Журнал колледжа Чифэн (китайское издание по философии и социальным наукам).2015.№4.C. 152-154.