Мотивация преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами в системе среднего профессионального образования
Аннотация 2
Введение 7
1. Особенности формирования инклюзивного образовательного пространства в учреждениях системы среднего профессионального образования 11
1.1 Роль и возможности профессионального образования в социальной адаптации
инвалидов. На примере системы среднего профессионального образования Томской области (СПО ТО) 11
1.2 Подходы к мотивации в контексте педагогической трудовой деятельности 26
2. Формирование мотивации к взаимодействию преподавателей специальных
дисциплин и мастеров производственного обучения с обучающимися инвалидами (опыт практического исследования) 37
2.1. Влияние гигиенических (внешних) факторов на мотивацию преподавателей
специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами 37
2.2. Влияние мотивационных (внутренних) факторов на мотивацию преподавателей
специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами 47
Заключение 64
Список использованной литературы и источников 68
Инклюзия играет важную роль в развитии общества, так как она способствует созданию более справедливого и равноправного общества. Включение людей с различными потребностями в образовательный и социокультурный процессы способствует развитию толерантности, эмпатии и понимания разнообразия. Это помогает преодолевать стереотипы и предвзятость, способствует формированию более гуманной и инклюзивной среды, где каждый человек имеет право на образование, успешное трудоустройство, активное участие в жизни общества, не имея ограничений и ущемлений своих возможностей.
Инклюзивное общество позволяет создать благоприятные условия для успешной интеграции каждого гражданина в активную общественную жизнь, помогает сокращению социального неравенства между людьми, их продуктивному взаимодействию.
В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, которая направлена на социальную интеграцию инвалидов, установление равенство их прав и свобод, а также на создание рабочих механизмов, обеспечивающих равные возможности для инвалидов.
Согласно конвенции ООН о правах инвалидов, принятой в 2006 году, к инвалидам относятся лица, с устойчивыми физическими, интеллектуальными, психическими или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими
Такое же определение понятию «инвалид» дает Федеральный закон 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид - это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .
В настоящее время, с целью организации доступности всех сфер деятельности для людей с инвалидностью, а также других групп населения, имеющих ограничения, затруднения в свободном передвижении в России реализуется государственная программа «Доступная среда». Данная программа реализуется в два этапа: этап I - 2011-2021 годы, этап II - 2022- 2030гг. Ответственным за ее исполнение является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, а также 14 министерств и ведомств, которые являются соисполнителями программы. Главными направлениями работы Государственной программы «Доступная среда» является повышение уровня доступности различных объектов, учреждений социальной, культурной сфер, повышение доступности услуг для инвалидов, а также устранение барьеров во взаимоотношениях с другими людьми . В большей степени программа ориентирована на архитектурную, информационную доступность различных объектов для инвалидов и МГН, формирование безбарьерной среды.
Стоит отметить, что работы по организации архитектурной доступности различных объектов социальной инфраструктуры можно назвать только первой ступенью по направлению активного включения людей с инвалидностью в жизнь общества, в том числе это можно отнести и к организации образовательного процесса на разных уровнях образования.
Формирование инклюзивной культуры в образовательных учреждениях становится не менее важным условием обеспечения доступности, чем решение вопросов, связанных с архитектурной и технологической доступностью. Представляется важным продолжение и сохранение в условиях инклюзивного образования базовых образовательных ценностей: гуманизма, сотрудничества, ненасилия, толерантности, формирование личности, стремящейся к саморазвитию и самосовершенству.
Гарантировать исполнение гражданских прав инвалидов должна социально-ориентированная государственная политика, направленная на создание и реализацию нормативно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты общественной жизни (образование, медицинское обслуживание, оказание услуг, сферу культуры и т.п.). Постепенные изменения направлены на преодоление стереотипов, которые существуют в обществе по отношению к людям с инвалидностью, и на распространение практик взаимопомощи среди населения.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации нормативно закреплены изменения по внедрению инклюзии в систему образования. В общественную жизнь широко вошло в употребление такое понятие как инклюзивное образование. Можно сказать, что эти изменения, связанные с переходом к модели инклюзивного образования, происходят в создании инклюзивной культуры в образовательных учреждениях, что становится одним из ключевых элементов обеспечения доступной среды, наравне с устранением препятствий, связанных с архитектурными и технологическими барьерами.
Данная научно-исследовательская работа предполагает изучение деятельности педагогических работников, их мотивации в работе со студентами-инвалидами в условиях инклюзивного образования.
Проблема: какие факторы оказывают влияние на мотивацию педагогических
работников при работе с инвалидами?
Объект: мотивация педагогов в работе с обучающимися, имеющими инвалидность.
Предмет: причины возникновения сложностей в мотивации в работе педагогов с инвалидами (внешние, внутренние барьеры).
Цель: выявить факторы, влияющие на мотивацию преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами.
Цель раскрывается через следующие задачи:
1. Проанализировать данные мониторинга доступности образовательных учреждений системы среднего профессионального образования Томской области для инвалидов и маломобильных групп населения в рамках реализации Государственной программы «Доступная среда».
2. Проанализировать динамику численности студентов-инвалидов в учреждениях системы среднего профессионального образования Томской области.
3. Рассмотреть образовательную политику в отношении студентов-инвалидов в учреждениях системы среднего профессионального образования Томской области.
4. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования.
5. Проанализировать мотивационные подходы в контексте педагогической трудовой деятельности.
6. По результатам исследования выявить факторы, влияющие на мотивацию преподавателей/мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами.
Методы исследования:
Теоретические. Анализ нормативной правовой, статистической документации, научно-исследовательской литературы по теме исследования.
Эмпирические. Проведение интервью с преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования Томской области.
Работа состоит из введения и основной части, в которую входят две главы и четыре параграфа, а также заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.
В первом параграфе первой главы автор рассматривает роль среднего профессионального образования в социальной адаптации студентов с инвалидностью, изучает возможности системы среднего профессионального образования на примере Томской области, проводит анализ численности обучающихся с инвалидностью в средних профессиональных образовательных учреждениях, исследует условия доступности данных учреждений для инвалидов различной нозологии.
Во втором параграфе первой главы рассматриваются различные подходы в теории мотивации. На основании двухфакторной теории мотивации Ф. Герцберга выделяются гигиенические факторы и мотивирующие факторы в педагогической деятельности.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию мотивации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами.
В первом параграфе второй главы проводится анализ результатов исследования относительно влияния гигиенических (внешних) факторов на мотивацию в работе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения.
Во втором параграфе второй главы проводится анализ результатов исследования относительно влияния мотивирующих (внутренних) факторов на мотивацию в работе указанных педагогических работников.
В заключении сформулированы выводы по результатам проведенного эмпирического исследования.
В списке литературы собраны материалы, которые были необходимы для написания данной работы. В списке использованных источников собраны все материалы, потребовавшиеся для создания выпускной квалификационной работы и обеспечившие её теоретическую и инструментальную базу.
Сегодня молодые люди все чаще обращают внимание на систему среднего профессионального образования как на важный и перспективный путь к карьерному росту и успеху. Молодежь все более ценит практичность образования и видит в профессиональных навыках реальные опоры для строительства карьеры, что делает рабочие профессии предпочтительным выбором для начала карьерного пути.
В настоящее время в России насчитывается более 1300 образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования.
В 2022/2023 учебном году в средних профессиональных образовательных организациях обучались более 3,5 миллиона студентов.
С 2016 года численность студентов-инвалидов средних профессиональных образовательных организаций превышает численность студентов с инвалидностью, обучающихся в высших учебных заведениях, что в свою очередь влияет на социальную ориентированность в направлении профессиональной подготовки студентов-инвалидов и ставит вопрос о специфике мотивации педагогов при работе со студентами-инвалидами, который и составляет исследовательскую проблему данной работы.
В первом параграфе первой главы представлен анализ роли и возможностей профессионального образования в социальной адаптации инвалидов на примере системы среднего профессионального образования Томской области. Выявлено, что на сегодняшний день в Томской области в системе среднего профессионального образования насчитывается 29 профессиональных образовательных организаций, которые подготавливают порядка 29 000 студентов по программам среднего профессионального образования.
В этих образовательных организациях обучаются 480 студентов, имеющих инвалидность различной нозологии. Эти студенты получают профессиональное образование по 90 специальностям и 9 профессиям.
Наибольшее количество студентов с инвалидностью обучаются профессиональных образовательных организация г. Томска - 347 студентов, в том числе в ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий» - 98. В муниципалитетах Томской области и в г. Северске по различным профессиям и специальностям получают образование 133 студента, имеющих статус инвалида.
Значительно увеличилось количество обучающихся с нарушениями зрения: с 20
человек в 2020/2021 учебном году, до 64 человек в 2022/2023 учебном году. Среднее количество обучающихся с нарушениями слуха составило 41 человек. Наибольшее количество обучающихся с инвалидностью в средних профессиональных образовательных учреждения Томской области составляют инвалиды с ментальными нарушениями (нарушения интеллекта), а также хронические соматические заболевания. Широко разветвленная сеть колледжей и техникумов свидетельствует о том, что система среднего профессионального образования наряду с образовательной функцией выполняет еще и социальную функцию по адаптации и интеграции инвалидов молодого возраста в общественную жизнедеятельность.
В Томской области, как и в других регионах Российской Федерации, реализуется государственная программа «Доступная среда».
Вопросы архитектурной доступности зданий соблюдены почти во всех организациях СПО Томской области. Однако, в большинстве учреждений для организации учебного процесса обучающихся, имеющих нарушения слуха и зрения, отсутствуют технические средства, что связно с их высокой стоимостью.
Таким образом, система профессионального образования предоставляет широкие возможности для получения специальностей/профессий молодыми людьми, имеющими инвалидность.
Второй параграф первой главы посвящён изучению подходов к мотивации в контексте педагогической трудовой деятельности.
Содержательные теории мотивации позволяют оценить степень удовлетворения сотрудников с точки зрения присутствия или отсутствия определённых стимулов. Согласно двухфакторной теории Ф. Герцберга выделяются гигиенически и мотивационные факторы: гигиенические факторы определяют базовые условия, которые должны быть выполнены, чтобы сотрудник оставался лояльным и не стремился к увольнению, мотивационные факторы напрямую влияют на результативность работы сотрудника.
На основании анализа исследований, проведенных ранее и представленных в литературе можно сделать вывод о следующем наполнении гигиенических и мотивационных факторов в деятельности педагога в целом: к гигиеническим факторам в работе педагогов можно отнести заработную плату, условия труда, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, благоприятный психологический климат, признание со стороны руководства, коллег, родителей, а к мотивационным факторам - достижения, возможность профессионального роста, интерес в работе, принятие ответственности, творческий потенциал профессии.
Исследование мотивационных факторов позволяет выявить те стимулы, которые поддерживают долгосрочный интерес педагогических работников к своей профессии и способствуют высококачественному взаимодействию с учениками, включая обучающихся с инвалидностью.
Вторая глава посвящена практическому исследованию формирования мотивации к взаимодействию преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами. В качестве объекта исследования выступили 16 преподавателей специальных дисциплин и мастеров, работающих в системе СПО Томской области, методом исследования неформализованное интервью.
В первом параграфе второй главы проводится анализ влияния гигиенических факторов на степень удовлетворенности педагогической деятельности преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения. В результате исследования выявлено, что материальный фактор не является главным стимулом в работе педагогов. Наибольшее влияние из 6 предложенных факторов по мнению респондентов имеют такие факторы как управление образовательной организацией, благоприятный психологический климат, а заработная плата (материальное стимулирование) и, наряду с ней, материально-техническое обеспечение образовательного процесса находятся на третьем месте по значимости. Исследование показало, что заработная плата как гигиенический фактор более актуален для молодых сотрудников (до 31 года). Особенность значения материально-технического обеспечения тесно связана с мотивационными факторами, потому что связывается респондентами с возможностью в полной мере продемонстрировать ученикам свой профессионализм, умения и навыки и научить студентов необходимым компетенциям.
Во втором параграфе второй главы рассматривается влияние мотивационных факторов на работу педагогов с обучающимися инвалидами.
В ходе исследования было выявлено, что на мотивацию преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в работе с обучающимися инвалидами оказывают влияние следующие мотивационные факторы:
к наиболее значимым можно отнести успешность студентов с инвалидностью, которая проявляется не только в трудовой адаптации, но и в самом получении профессии, во взаимодействии со сверстниками и педагогами в течение всего периода обучения, в получении навыков самостоятельного общения. Данный фактор оказывает влияние на стремление педагогов работать на социально-значимый результат и получать от этого результата удовлетворение от своей работы. Этот фактор связывается с результативностью работы педагога, которая реализуется в личном участии в судьбе студента с инвалидностью.
Преподаватели специальных дисциплин и мастера производственного обучения готовы к взаимодействию с обучающимися с инвалидностью при достаточном материально-техническом обеспечении учебного процесса, что говорит об их включенности в инклюзивное образовательное пространство.
Вместе с этим выделяется мотивационный фактор признания своего труда со стороны родителей студентов с инвалидностью, для которых личное участие педагогов в судьбе детей принимается с большей благодарностью и признательностью.
Так же мотивационным фактором является возможность реализовать свой творческий потенциал, который проявляется не только в индивидуальном подходе при подготовке к предстоящим занятиям, но и в создании особой атмосферы на занятиях, что позволяет проявить индивидуальность педагога, его мастерство, организаторские способности.
Взаимодействие преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения с обучающимися с инвалидностью строится на преодолении позитивной дискриминации обучающихся указанной категории, что положительно сказывается на их успешной социальной адаптации.
1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273- ФЗ.
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181 (ред. от 29.05.2024) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 08.12.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (до 2030 г).
5. Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 года.
6. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 6 декабря 2023 г. N АБ-5037/05 «О направлении информации».
8. Министерство просвещения Российской Федерации Формы СПО-1, СПО-2 федерального статистического наблюдения за 2022 г.
9. Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов.
10. Федеральная служба государственной статистики. Статистические сведения о количестве инвалидов в Томской области.
11. Отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Томской области за 2022 год.
12. Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Методика паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность. Методическое пособие».
13. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. - В 2-х Ч. - М., 2015. - 555 с.
14. Доклад о реализации государственной политики в сфере образования в Томской области (2021 год). Департамент общего образования Томской области, Департамент профессионального образования Томской области, Департамент науки и высшего образования Администрации Томской области
15. Федеральная служба государственной статистики Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Томской области. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций томской области в 2023 г...49