Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЗУС PUSSY RIOT КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: РЕЛИГИОЗНЫЙ, ГЕНДЕРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ

Работа №193196

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы141
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Казус Pussy Riot 17
Глава 2. Религиозный аспект: Pussy Riot - юродивые сегодня? 30
Глава 3. Гендерный аспект: Pussy Riot - современные «дамы на обочине» 46
Глава 4. Политический аспект: казус Pussy Riot в контексте протестного движения 68
Глава 5. Культурный аспект: акция в храме в контексте истории современного искусства 85
Заключение 122
Список использованных источников и литературы 126
Приложение

В центре внимания данного исследования оказался получивший широкую известность как в нашей стране, так и за ее пределами казус Pussy Riot. В работе речь идет не столько о самом перформансе, который был совершен 21 февраля 2012 года в храме Христа Спасителя девушками из панк-группы Pussy Riot - их так называемый панк-молебен «Богородица, Путина прогони!», сколько о ракурсах, в которых его можно рассматривать, и в которых, как в капле воды, отражены различные аспекты жизни российского общества, причем взятые в достаточно широкой временной перспективе.
Актуальность выбранной темы определяется несколькими параметрами. Во- первых, феномен Pussy Riot вызвал в свое время огромный общественный резонанс и споры вокруг него не утихают до сих пор. Спектр точек зрения переливался от гневно-уничижительных до восторженно-оправдательных, такой бурной реакции мало кто ожидал, и, по меткому выражению одного из исследователей, Россия (да и, пожалуй, весь мир) на какое- то время «опуссирайтилась». Девушки своим поступком угодили в «солнечное сплетение противоречий» нашего государства, и актуализировали ряд проблем - сращивание церковного и государственного аппарата, ущемление прав человека (и, главным образом, женщины), консерватизм РПЦ, политический кризис. Во-вторых, с помощью анализа такого рода инцидента появилась возможность увидеть в сознании современного общества отголоски прошлого, своеобразные архетипы. Целые институты и течения, зародившиеся много лет назад - юродство, феминизм, протестное движение, акционизм - нашли отражение в одном панк-молебне, что, в свою очередь, позволяет позиционировать его как исторический феномен.
Предметом исследования является выступление Pussy Riot 21 февраля 2012 года с панк-молебном «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя и последующая за ним реакция.
Цель - осуществить последовательное послойное выявление в выступлении Pussy Riot различных содержательных пластов: религиозного, гендерного, политического и культурного, рассмотрев их в длительной временной перспективе. В связи с этим, одна из основных задач представленной работы - это раскрытие архаизмов в инциденте 21 февраля 2012 г., которые позволяют спроецировать последний на прошлое и определить, в каком виде они находят отражение в сознании современного общества.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе разбирается субъект казуса - непосредственно группа Pussy Riot. Анализируется история создания объединения, их общественная программа; опора на феминизм; политический идеал; принцип анонимности; образ участниц; формы борьбы; совершенные (помимо панк-молебна) действия-перформансы; оценка инцидента 21 февраля самими девушками; представлена неоднозначная реакция общественности на акцию в храме. Дается обоснование подходу, в соответствии с которым казус Pussy Riot можно рассматривать в четырех основных аспектах: религиозном, гендерном, политическом и культурном.
Первый - религиозный, рассматривает казус в Храме Христа Спасителя как некоторую отсылку к институту древнерусского юродства, последнее, в свою очередь, представлено в качестве одного из архаизмов. Здесь анализируется само понятие «юродство», насколько оно применимо по отношению к предмету исследования. Проводится сравнительная характеристика между участницами группы и древнерусскими юродивыми. В рамках религиозной сферы данный казус образует собой несколько основополагающих аспектов: время, место проведения перфоманса; текст панк-молебна; внешний вид девушек, их поведение; то, к чему они апеллируют своим действием; реакция церкви, гос.аппарата и общественности. По каждому из этих параметров приводятся аргументы в пользу оценки данного инцидента как акта юродства. В качестве основного источника здесь представлен, в первую очередь, текст панк-молебна «Богородица, Путина прогони!».
Второй аспект - гендерный, является важной составляющей казуса в связи с тем, что сами Pussy Riot позиционируют себя как феминистское объединение, и один из пунктов их общественной программы звучит как «феминизм». В этой главе идет речь о понятии «гендер» в современной России - «малозаметным, чуждым и режущим слух многим, который незаметно проник в политический дискурс» .
Освещение данного вопроса представлено в свете выявления в инциденте 21 февраля элементов идеологии феминизма, дается ответ на вопрос «Что же феминистского есть в казусе Pussy Riot?». С целью анализа особенностей общественного восприятия рассматриваемой группы была проведена сравнительная характеристика с не менее известной и скандальной украинской организацией Femen.
В качестве исторического архаизма здесь представлена гипотеза о возможности позиционирования участниц группы Pussy Riot как модернизированных «дам на обочине» - подобно героиням знаменитого одноименного романа Натали Дэвис. Цитируя автора, «все трое испытывали на себе давление иерархической структуры, предъявлявшей особые требования к женщинам. Все они, пусть ненадолго, вдруг открывали для себя новые, сулившие лучшее будущее, духовные возможности... Их истории раскрывают перед читателем неизвестные аспекты XVII века, показывают возможности нового, маргинального существования, жизни на обочине. В каком смысле может речь идти о маргинальном существовании? Прежде всего, эти женщины были удалены от центров политической, королевской, административной и прочей власти. Во всех трех случаях созданные их воображением образы и предметы культуры. творились из маргинального пространства. Каждая из этих женщин по-своему обживала маргинальное пространство, превращая его в своеобразный центр. В каждом из этих случаев личность старалась высвободиться из тисков европейских иерархий, уклонившись в сторону от привычной колеи, сойдя на обочину» .
Третья грань исследования повествует о политическом аспекте рассматриваемого казуса. Внутри нее говорится о ключевых моментах протестного движения 2011-12 гг., органичной частью которых стал казус Pussy Riot; а также о предмете критики, на которую направлены практически все акции девушек, в том числе панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» - это сращивание государственного аппарата и Русской Православной Церкви. «Сегодня позиция русской церкви и позиция русской власти совпадают. И та, и другая ставят интересы собственного выживания выше интересов выживания русского народа, из тела которого они произрастают. Поэтому альянс между «путинцами» и «кирилловцами» носит не конъюнктурный, а стратегический характер. Это не вопрос сиюминутной выгоды, а долгосрочный союз единомышленников» .
В последнем четвертом аспекте идет анализ культурной стороны вопроса. Главные задачи этого раздела: выделение наиболее характерных черт такого вида современного искусства, как перформанс, и сопоставление их с казусом Pussy Riot; демонстрация преемственности деятельности панк-группы в логике развития отечественного и зарубежного акционизма; а также выяснение, каким образом рассматриваемые культурные коды и символы передавались в исторической традиции.
Основные критерии, которые позволили отнести акцию в Храме Христа Спасителя к числу перформативных актов - это цель действия (определенный посыл публике), наличие сценария, игровой момент, актуальность жеста, эпатажность и провокационность поступка, и его документирование.
Источниковая база. В работе используется набор источников, который можно разделить на несколько категорий. В первую группу источниковой базы входит «начинка» самого панк-молебна: его текст «Богородица, Путина прогони!», место проведения перформанса, внешний вид девушек, смонтированный и выложенный в сеть Интернет видео - ролик.
Во вторую группу - спектр точек зрения политических, религиозных, культурных, общественных представителей российской и мировой общественности в рамках оценки казуса в храме. Среди политических деятелей относительно панк-молебна высказывались нынешний президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев , которые заняли в этом вопросе сторону неодобрения. К их позиции официально присоединились глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клисаш, депутат Гос. Думы Ирина Яровая, председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев, член комитета по правовым и судебным вопросам верхней палаты парламента М. Капура, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский. В поддержку девушек в рамках политического дискурса выступали Григорий Явлинский, Михаил Касьянов, оппозиционер Алексей Навальный, Михаил Ходорковский, Михаил Прохоров, Эдуард Лимонов, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
В религиозном поле важнейшим источником являются, в первую очередь, слова патриарха Кирилла, также главы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества, протоиерея Всеволода Чаплина , протодиакона Андрея Кураева.
Среди культурных деятелей особую активность в отношении судьбы участниц Pussy Riot проявили представители современного искусства: организатор движения «Э.Т.И.» Анатолий Осмоловский, галерист Марат Гельман, скандально известные художники Петр Павленский и Олег Кулик, искусствоведы Александра Обухова и Борис Гройс, основатель арт-группы «Бомбилы» Антон Николаев, представитель арт-объединения «Синие носы» Александр Шабуров. Среди зарубежной общественности дела Pussy Riot коснулась поп-исполнительница Мадонна, художница и певица Йоко Оно, один из основателей легендарной британской группы The Beatles Пол Маккартни .
Третью группу источников составляет периодика. Сюда вошли печатные и электронные СМИ, новостные статьи, связанные с исследуемой проблематикой. Интервью с участницами панк-молебна в рамках новостных порталов также классифицируются как периодическая печать.
В четвертую группу вошли официальные документы правового характера, а именно правоприменительный акт - текст документа приговора Хамовнического суда от 17 августа 2012 года.
Пятую группу составили источники личного происхождения, блоги и Интернет- страницы, заполненные от первого лица.
В шестой группе использовались визуальные источники: документальные и художественные фото и видеоматериалы, на которых были запечатлены художественные акты, в основном - инсталляции и перформансы, а также творческие проекты, посвященные акции в Храме Христа Спасителя; видео с пресс-конференций и интервью с участницами панк-молебна.
Историографическая база представляет собой исследования, посвященные тематике каждого из аспектов. В главе, посвященной религиозной стороне дела, применялся труд С.А. Иванова «Блаженные похабы. Культурная история юродства»: «О юродстве много писали в благочестивом ключе, но до сих пор в мировой гуманитарной науке не существовало монографических исследований, где «похабство» рассматривалось бы как феномен культурной антропологии. Данная книга - первая». Также в историографию включена работа известного православного богослова Жан-Клода Ларше, которая посвящена христианскому опыту исцеления психических болезней. Автор рассматривает физические, психические и духовные аспекты безумия, а также феномен «юродства во Христе» в широком контексте библейского и святоотеческого учения о человеке и данных современной медицины. Бралось во внимание совместное исследование Лихачева Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. - «Смех в Древней Руси», а также труд филолога, академика РАН Панченко Александра Михайловича «Смех как зрелище: древнерусское юродство».
В рамках религиозного аспекта проблемы использовалась статья авторства доктора филологических наук, директора Центра антропологии религии Европейского университета Санкт-Петербурга - Александра Александровича Панченко, под названием «О пользе святотатства, или Pussy Riot глазами антрополога». Здесь он анализирует возможность причастности казуса к традиции древнерусского юродства, опираясь на массовую православную культуру XVI-XVIII веков в процессе противостояния сакрального и профанного миров.
Над вопросом о позиционирования участниц панк-молебна как современных юродивых рассуждает российская поэтесса и публицист Василина Орлова в статье «Pussy Riot - юродивые сегодня?» . Также одним из первых отсылку к институту древнерусского юродства после расширения общественного резонанса вокруг рассматриваемого феномена дал кандидат философских наук Андрей Кураев. Его высказывания принимают особую ценность в связи с тем фактом, что отец Андрей имеет священнический сан протодиакона Русской Православной Церкви. Религиозную сторону дела Pussy Riot также анализирует доктор политических наук, публицист Владимир Пастухов, в частности, в работе «Пусистерия» и историк, религиовед Алексей Муравьев .
В рамках гендерной тематики в качестве методологической основы для анализа рассматриваемого казуса использовался труд американского историка Натали Дэвис под названием «Дамы на обочине», который позволил раскрыть один из гипотетических архаизмов, применимых к участницам панк-молебна. Также применялось исследование специалиста в области методологии истории Л. Репиной - «Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого». В данной книге рассмотрены становление и развитие женских и гендерных исследований в историографии - весьма заметное социальное и культурное явление современности, а также представлены наиболее значимые результаты гендерно-исторических исследований, заставившие во многом пересмотреть сложившуюся в историографии картину европейского прошлого. Помимо этого, использовался сборник статей Е. Трофимовой «Феминизм в общественной мысли и литературе», где собраны воедино концепции таких «гигантесс» феминистской мысли, как Симона де Бовуар, Эмма Голдман, Мэри Уоллстонкрафт, Маргарет Сангер, Клара Уеткин, Александра Коллонтай и другие. Также для анализа гендерного аспекта были взяты работы, интервью кандидата философских наук, главного редактора феминистского журнала «Остров» Ольгерты Харитоновой. Позиция этой женщины позволил взглянуть на проблему «изнутри» - глазами убежденной феминистки и специалиста в области гендерного вопроса. Также относительно вопроса о состоянии гендерного вопроса в современной России были использованы труды доктора философских наук, организатора программы гендерных исследований Анны Темкиной .
В главе, посвященный политическому аспекту казуса Pussy Riot, использовались труды доктора политических наук Владимира Пастухова, а именно, его статьи «Пусистерия», «На пути к расколу». Также относительно политической стороны дела рассуждали общественный деятель, журналист Юрий Сапрыкин, художники и теоретики современного искусства Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Антон Николаев, Илья Будрайтскис, искусствоведы Максим Крекотнев и Александра Обухова, журналист Андрей Лошак. Также важным историографическим звеном стали комментарии известного советского диссидента, правозащитника Владимира Буковского. В рамках анализа вопроса протестного движения в России использовалась работа научного сотрудника Центра российских и евроазиатских исследований Гарвардского университета Марка Креймера, эксперта центра экономических и политических исследований Алексея Михайлова, доктора политических наук Ильи Морозова.
Культурная часть позволила охватить широкий историографический спектр в области развития современного искусства. Теорию феномена авангардизма как комплекса течений, стремящихся выйти за традиционные художественные рамки, позволили выявить работы историка искусств, заслуженного профессора МГУ Валерия Турчина, в частности - его труд «По лабиринтам авангарда». Уникальное в своем роде исследование искусствоведа, критика, преподавателя Роузли Голдберг под названием «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней» послужило своего рода каркасом и кладезью примеров для сравнительно-исторической аналитики. Эта женщина начала изучать искусство перформанса одной из первых в мире, открыла новые горизонты, предоставив нашему вниманию ясную, точную картину непрерывной эволюции событий, оказавших влияние на самые смелые идеи искусства XX века.
Интернет-проект «Открытый университет», посвященный области «несоветской культуры», также послужил фактурой для сравнительного анализа. Важную роль сыграли другие Интернет-ресурсы, посвященные теории и хронике истории авангарда, в том числе - сайт «Запрещенное искусство» , «Арт-азбука» , лекции искусствоведа Александры Обуховой в рамках проекта музея «Гараж» , архив проектов «Гельман Галерея» .
Основное внимание в 5 главе диссертации направлено на исследование явления акционизм, и здесь важным историографическим звеном стала книга «Российский акционизм 1990-2000», подготовленная известным историком искусства и критиком Андреем Ковалёвым совместно с редакцией журнала «WAM», посвящена одному из наиболее «живых» течений актуального искусства последнего десятилетия ХХ века. Авторами были собраны, классифицированы и исследованы все самые известные перформансы, акции и хэппенинги, представленные российскими художниками, как в столице, так и за ее пределами в течение последнего десятилетия прошлого века .
Апробация результатов исследования.
Основные положения работы нашли отражение в следующих публикациях:
1. МариненкоЯ.С. Проявление современного российского правосудия на примере дела Pussy Riot // Правовая Россия - XXI век! К 1150-летию российской государственности: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 2012. - с.115-120.
2. МариненкоЯ.С. Отражение казуса группы Pussy Riot на РПЦ // Студент и научно-технический прогресс: сборник материалов 51 Международной научной студенческой конференции. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2013 - с.239-240.
3. МариненкоЯ.С.Pussy Riot - юродивые сегодня? // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 2013. - 378-383.
4. МариненкоЯ.С. Стороны феминизма в перформансе Pussy Riot // Наука. Технологии. Инновации: сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых ученых. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2013 - с.30-33.
5. МариненкоЯ.С. Храм Христа Спасителя в свете проблемы синтеза сакрального и профанного пространства // Сборник материалов XIII студенческой международной научно-практической конференции "Научное сообщество студентов XXI столетия". - Новосибирск: изд-во СибАК, 2013 - с.20-26.
6. МариненкоЯ.С. Сравнительная характеристика Femen и Pussy Riot // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 2014. С.40-46.
7. Мариненко Я.С. Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государственной власти в современной России в рамках дела Pussy Riot // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: сборник научных трудов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013 - с.231-233.
8. МариненкоЯ.С. Некоторые аспекты мифологизированности российского сознания // Сборник материалов XXIV студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия». - Новосибирск: изд-во СибАК,
2014 - с.4-14.
9. МариненкоЯ.С.Pussy Riot - современные «дамы на обочине» // Сборник материалов XXVII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия». - Новосибирск: изд-во СибАК, 2014 - с.22-27.
10. МариненкоЯ.С. История о православном ежике» и казус Pussy Riot в макроисторическом дискурсе // Сборник материалов XXX студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия». - Новосибирск: изд-во СибАК, 2014 - с.34-40.
11. МариненкоЯ.С. Годовщина присоединения Крыма и пожар в Новодевичьем монастыре сквозь призму рождения мифов в российском сознании // Сборник материалов XXXIII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия». - Новосибирск: изд-во СибАК, 2015 - с.19-26.
12. МариненкоЯ.С. Казус Pussy Riot на фоне протестного движения в России 2011-12 гг. // Вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов Всероссийской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 2015 - с.374-380.
13. МариненкоЯ.С. Российский акционизм: 1990-е и современность // Вопросы
истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов
Всероссийской молодежной научной конференции. - Томск: Изд-во Томского университета,
2015 - с.374-380.
14. МариненкоЯ.С. Элементы гендерной асимметрии на примере казуса Pussy Riot // VIII Международная научная конференция «Общество. Гендер. История» - Липецк, 2015 - с. 37-41.
15. Мариненко Я.С. Особенности акционизма в России: сравнительно-историческая характеристика // Платоновские чтения. XXI Всероссийская конференция молодых историков - Самара, 2015 - с. 201-205
16. Мариненко Я.С. «Эхо» перформанса Pussy Riot: тверк на фоне мемориала // I международная научная конференция «Традиция. Религия. Память» - Липецк, 2016 - с. 42-46.
17. Мариненко Я.С. Казус Pussy Riot как явление перформативного акта // Актуальные вопросы истории, международных отношений и документоведения: сборник материалов XII международной научно-практической конференции. - Томск: Изд-во Томского университета, 2016 [в печати].
Работа прошла апробацию на следующих конференциях:
1. Всероссийской молодежной конференции «Правовая Россия — XXI век! К 1150-летию Российской государственности», 18-19 сентября 2012 г., г. Томск, ТГУ. Тема доклада: «Проявление современного российского правосудия на примере дела Pussy Riot» (диплом участника).
2. Всероссийской научной конференции с международным участием студентов, магистрантов и аспирантов «Актуальные вопросы истории, международных отношений и документоведения», 17-19 апреля 2013 г, г. Томск, ТГУ. Тема доклада: «Pussy Riot - юродивые сегодня?» (диплом III степени).
3. Всероссийской научной конференции «Вопросы истории, международных отношений и документоведения», 21-22 апреля 2014 г., г. Томск, ТГУ. Тема доклада: «Сравнительная характеристика Femen и Pussy Riot».
4. Заочной XXIV студенческой международной научно-практической
конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», 16-20 сентября 2014 г., г. Новосибирск, СибАК. Тема доклада: «Некоторые аспекты мифологизированности
российского сознания».
5. Заочной XXVII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», 9-12 декабря 2014 г., г. Новосибирск, СибАК. Тема доклада: «Pussy Riot - современные «дамы на обочине».
6. Заочной XXX студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», 24-27 марта 2015 г., г. Новосибирск, СибАК. Тема доклада: «История о православном ежике» и казус Pussy Riot в макроисторическом дискурсе».
7. Всероссийской научной конференции «Вопросы истории, международных
отношений и документоведения», 19-20 апреля 2015 г., г. Томск, ТГУ. Тема доклада:
«Российский акционизм: 1990-е и современность» (диплом II степени).
8. Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы
социальных наук», 24-25 апреля 2015 г., г. Томск, ТГУ. Тема доклада: «Годовщина
присоединения Крыма и пожар в Новодевичьем монастыре сквозь призму рождения мифов в российском сознании».
9. Заочной XXXIII студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия», 23-25 июня 2015 г., г. Новосибирск, СибАК. Тема доклада: «История о православном ежике» и казус Pussy Riot в макроисторическом дискурсе».
10. XII международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные вопросы истории, международных отношений и документоведения», 19-21 апреля 2016 г, г. Томск, ТГУ. Тема доклада: «Казус Pussy Riot как явление перформативного акта» (диплом II степени).
11. XXI Всероссийской конференции молодых историков «Платоновские чтения», 4-5 декабря 2015 г., г. Самара. Тема доклада: «Особенности акционизма в России: сравнительно-историческая характеристика».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дело Pussy Riot без преувеличения стало нарицательным для нашей страны. Образ девушки в балаклаве и платье кислотного цвета стало одним из клише и типичных образов, связанных с российской реальностью. Так, скандальная петербургская группа Little Big в музыкальном клипе «Every day I’m drinking» в саркастической форме поместила образ Pussy Riot в линию наиболее типичных стереотипов, которые ассоциируются с Россией (наряду с водкой, балалайкой, медведем, советскими пережитками и пр.).
Рисунок 21 Кадр из клипа группы Little Big под названием «Every day I'm drinking»271 Сам факт того, что неказистая и, на первый взгляд, непонятная акция породила столь непропорциональную реакцию, колоссальную массу противоречий, рассуждений, споров, проектов - говорит о многом.
Попытка наглядно продемонстрировать волнующие проблемы, заставить о них задуматься, предпринять шаги для их решения - увенчалась успехом для Pussy Riot, но лишь с определенного ракурса. Некоторые исследователи считают, что феминистки провели перформанс «в самый неподходящий момент, период предвыборной истерики»272, но, с другой стороны, в этом «неподходящем моменте» можно видеть и их точное попадание.
На сегодняшний день все девушки уже находятся на свободе, и теперь у них в приоритете деятельность по защите прав заключенных, в частности, в его рамках они реализуют проект-организацию «Зона права»273 и СМИ «Медиазона». Также участницы панк- молебна продолжают принимать участие в протестном акционизме: так, в 2014 году во время Олимпийских игр в Сочи они выступили с очередной акцией на фоне олимпийских колец с песней «Путин научит тебя любить Родину».
В рамках проекта «Зона права» 12 июня 2015 года экс-участница Pussy Riot Надежда Толоконникова и активистка Катрин Ненашева устроили перформанс, приуроченный к дню России. Одетые в тюремные робы на Болотной площади девушки планировали шить российский флаг. Вот что написала Надежда по этому поводу на своей странице в Facebook: «Самое лучшее место для празднования дня России - автозак. Мы шили флаг России на Болотной площади. В форме заключенных. Не дошили. Были за руки и за ноги затолканы в автозак. И вот сидим теперь».
В 2016 году Толоконникова презентовала клип «Chaika», посвященный генеральному прокурору РФ, проблеме коррупции в стране. Данная работе вновь продемонстрировала умение Pussy Riot «уязвлять больные места Кремля».
Но все-таки именно выступление в Храме Христа Спасителя стало своего рода символом, «фирменным знаком», который «приклеился» и к Толоконниковой, и к Алехиной, и к Самуцевич. Этот исторический казус позволил показать, каким образом в одном событии могут отражаться и консолидироваться воедино различные аспекты современного общества. Дело Pussy Riot продемонстрировало свою историческую преемственность в лице различных архаизмов, как то - древнерусский институт юродства, феминистское движение, политический протест, течения авангардного искусства.
Что касается позиционирования девушек как современных юродивых, то работа, действительно, отразила их определенное соотношение. Важно понимать уникальность смысла, который вкладывали жители древней и средневековой Руси в понятие «юродство», и то, как трансформировался смысл термина в современном обществе. Поэтому интерпретировать перформанс только в контексте древнерусской культуры и ставить знак равенства между Pussy Riot и юродивыми - некорректно, однако, как показал сравнительно-исторический анализ, акция в храме вполне попадает в рамки указанного феномена.
Гендерный аспект играет важную роль в связи с самоидентификацией участниц панк-молебна, считающих себя представителями третьей волны феминизма. Сравнительная характеристика группы Pussy Riot и движения Femen позволила выявить специфику рассматриваемой группы на фоне других организаций, а также проследить уровень политической и общественной лояльности в разных странах по отношению к провокационным «выходкам» девушек. Аналогия с героинями Натали Дэвис - «дамами на обочине», в очередной раз показала хронологическую и смысловую глубину поступка в Храме Христа Спасителя, его связь по отношению к представителям идеологии феминизма и сторонникам решения гендерных проблем.
Политический аспект раскрывает казус в дискурсе протестного движения. Игнорировать этот мотив в поступке Pussy Riot - бессмысленно, так как сами участницы перформанса неоднократно указывали на политическую составляющую своего жеста. Это основание находится на пересечении с религиозной стороной, поскольку акцией в храме девушки обличали не только «авторитарную и сексистскую» политику нынешнего президента РФ, но и сращивание государственного и церковного аппарата управления.
Кроме того, как показало данное исследование, поступок Pussy Riot стал важной частью российского культурного пространства, и Надежда Толоконникова считает «решенным фактом» то, что «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя вошел в классику современного искусства . Именно этот аспект показал глубокую преемственность дела 21 февраля в ключе мирового акционизма. Неоднозначная реакция общественности на казус во многом была обусловлена позиционированием выступления как перформанса, то есть как проявления современного искусства.
Данная работа показала неоднозначность, актуальность дела Pussy Riot, возможность (несмотря на относительную свежесть инцидента) анализировать его не только с точки зрения социолога, политолога, религиоведа, искусствоведа, но и с позиции историка. Таким образом, с помощью разработки структуры и методологии исследования был сформирован механизм, благодаря которому возникает возможность проводить анализ современных казусов в историческом аспекте, и в этом заключается научно-практическая значимость работы. Благодаря анализу подобных событий, оказывающих существенное влияние на жизнь мирового сообщества, отчасти решается вопрос о «границах» истории: с какого момента явление можно считать ушедшим в прошлое и когда, соответственно, оно станет «уделом» работы историков?
До сих пор упоминание о поступке девушек задевает некоторых людей «за живое». В частности, автору исследования несколько раз отказывали в публикации статей по данной тематике в рамках «мирских» научных конференций, указав, что на этом «настояли представители епархии, входящие в оргкомитет». Также один раз организаторы конференции настаивали на изъятии цитат из статьи, поскольку «цитирование текста панк-молебна, имеющего экстремистское содержание и соотносящегося с экстремистским материалом №1944 по федеральному списку, могут вызвать проблемы». Скорее всего, эти факты в очередной раз доказывают важность проблемы, на которую Pussy Riot указывали своей акцией.



1. Богородица, Путина прогони! [Электронный ресурс] / A-pesni. - М., 2012 - URL:http://a-pesni.org/rok/pussyriot/bogorodica.php(дата обращения: 01.06.2016)
2. Панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» Pussy Riot в Храме [Электронный ресурс] / youtube.com- [б.м.], 2012. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=GCasuaAczKY(дата обращения: 01.06.2016)
Оценка панк-молебна общественными деятелями в периодических изданиях:
1. Noize MC посвятил песню Pussy Riot [Электронный ресурс] / Аргументы и факты. - М., 2012 - URL:http://www.aif.ru/culture/281499(дата обращения: 01.06.2016)
2. Андрей Кураев после встречи с Pussy Riot: я рад, что они на свободе [Электронный ресурс] / Комсомольская правда. - М., 2014. - URL:http://www.kp.ru/online/news/1630319/(дата обращения: 01.06.2016)
3. В. Лукин: приговор Pussy Riot должен быть отменен как неправосудный Riot
[Электронный ресурс] / РБК. - М., 2012. - URL:
http://www.rbc.ru/society/06/03/2013/848155.shtml(дата обращения: 01.06.2016)
4. Вася Обломов, Ксения Собчак, Леонид Парфенов. Рэп-молебен в поддержку веры
[Электронный ресурс] / Официальный сайт Ксении Собчак. - М., 2012 - URL:
http://ksenia-sobchak.com/vasya-oblomov-kseniya-sobchak-leonid-parfyonov-rep-moleben-v-podderzhku-very(дата обращения: 01.06.2016)
5. Всеволод Чаплин - «МК» о Pussy Riot: «Бог им уже все сказал через Церковь»
[Электронный ресурс] / MK.ru. - М., 2013. - URL:
http://www.mk.ru/politics/article/2013/09/26/921656-vsevolod-chaplin-mk-o-pussy-riot-bog-im-uzhe-vsyo-skazal-cherez-tserkov.html(дата обращения: 01.06.2016)
6. Патриарх Кирилл призвал не оправдывать кощунство Pussy Riot [Электронный ресурс] / Lenta.ru- М., 2012. - URL:https://lenta.ru/news/2012/03/24/kirillriot/(дата обращения: 01.06.2016)
7. Песков назвал «отвратительным» панк-молебен Pussy Riot [Электронный ресурс] / Газета.ру - М., 2012. - URL:http://www.gazeta.ru/news/lenta/2012/03/07/n 2232177.shtml(дата обращения: 01.06.2016)
8. Петербургский художник зашил себе рот в поддержку Pussy Riot [Электронный ресурс] / РИА Новости. - М., 2012 - URL:http://ria.ru/society/20120723/707321040.html(дата обращения: 01.06.2016)
9. Пол Маккартни выступил с открытым письмом в поддержку Pussy Riot [Электронный ресурс] / РИА Новости. - М., 2013. - URL:http://ria.ru/world/20130523/938924898.html(дата обращения: 01.06.2016)
10. Путин о Pussy Riot [Электронный ресурс] / youtube.com- [б.м.], 2012. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=GaUwM3eScyw(дата обращения: 01.06.2016)
11. Сенаторы РФ выступают за наказание Pussy Riot [Электронный ресурс] / Smizone. - М.,
2012. - URL: http://smizone.info/14110-
Senatory RF vystupayut za nakazanie uchastnic Pussy Riot.html (дата обращения:
01.06.2016)
Периодические издания:
1. 1995: Ельцин, выходи! Бренер [Электронный ресурс] // Запрещенное искусство. - М. -
URL:http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=3321(дата обращения: 01.06.2016)
2. 25 августа 1968 года - «демонстрация семерых» на Красной площади в знак протеста
против ввода советских войск в Чехословакию [Электронный ресурс] // Московская хельсинская группа. - М., 2015. - URL:http://www.mhg.ru/news/18C3FAE5(дата
обращения: 01.06.2016)
3. Pussy Riot выпустили клип «Chaika», посвященный генеральному прокурору России
[Электронный ресурс] / newsru.com. - М., 2016 - URL:
http://www.newsru.com/cinema/04feb2016/pussy.html(дата обращения: 01.06.2016)
4. Pussy Riot - феминистская панк-группа [Электронный ресурс] / [б.м], Lenta.ru- 2012. - URL:http://lenta.ru/lib/14216713#79(дата обращения: 01.06.2016)
5. Pussy Riot [Электронный ресурс] / Берег Правды. - М., 2012 - URL:
http://beregszasz.in.ua/novosti-ukrainy/item/2103-1453436877(дата обращения: 01.06.2016)
6. Pussy Riot о себе, тюрьме, церкви и Ходорковском [Электронный ресурс] / Euronews. - М.,
2014 - URL: http://ru.euronews.com/2013/12/27/pussy-riot-to-start-human-rights-project/
(дата обращения: 01.06.2016)
7. Pussy Riot совершили преступление против государства - глава комитета СФ по конституционному законодательству [Электронный ресурс] / Интерфакс. Религия. - М.,
2012. - URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=46068 (дата обращения:
01.06.2016)
8. Pussy Riot: «Нам предлагали феерические суммы, но мы не выступаем на сцене» [Электронный ресурс] / The Insider. - М., 2013. - URL:http://theins.ru/obshestvo/642(дата обращения: 05.05.2016)
9. Pussy Riot: закон может работать, но только если вы этого захотите [Электронный ресурс]
/ РБК. - М., 2013 - URL: http://www.rbc.ru/society/27/12/2013/897357.shtml(дата
обращения: 01.06.2016)
10. Активистки Femen встали грудью в защиту демократии в России [Электронный ресурс] / Новые известия - М., 2011. -http://www.newizv.ru/fotoreport/foto/8871/(дата обращения: 01.06.2016)
11. Активистки Femen устроили акцию в храме Нотр-Дам в честь ухода Бенедикта XVI
[Электронный ресурс] / First national news channel - [б.м.], 2013. - URL:
http://1nnc.net/archive/76532.html(дата обращения: 01.06.2016)
12. Акция группы Pussy Riot на Красной площади [Электронный ресурс] // Фототелеграф. - [б.м.], 2012 - URL:http://fototelegraf.ru/?p=101962(дата обращения: 01.06.2016)
13. Александр Бренер: все перформансы [Электронный ресурс] // tapir.com- М. - URL: http://tapirr.com/art/b/brener/oll perf.htm(дата обращения: 01.06.2016)
14. Богородица, Путина прогони! [Электронный ресурс] / A-pesni. - М., 2012 - URL:http://a-pesni.org/rok/pussyriot/bogorodica.php(дата обращения: 01.06.2016)
15. Владимир Владимирович Маяковский [Электронный ресурс] / Биография Владимира
Маяковского. - М. - URL:
http://www.mayakovsky.velchel.ru/index.php?cnt=3&sub=0&page=5(дата обращения: 10.04.2016)
16. Волчек Д. Перформенс арт-группы «Война» [Электронный ресурс] / Радио Свобода. - М.,
2008 - URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/438422.html (дата обращения:
01.06.2016)
17. Волчек Д. Феномен Femen [Электронный ресурс] / Радио Свобода. - М., 2012. - URL: http://www.svoboda.org/content/transcript/24712564.html(дата обращения: 01.06.2016)
18. Выставка «Перформанс в России: картография истории» [Электронный ресурс] // Garage. - М., 2014 - URL:http://garagemca.org/ru/event/russian-performance-a-cartography-of-its-history(дата обращения: 01.06.2016)
19. Гельман Галерея [Электронный ресурс] / Гельман Галерея. - М., 2014 - URL:
http://www.guelman.ru/artists/projects/(дата обращения: 01.06.2016)
20. Глазко Л. Интервью с Pussy Riot [Электронный ресурс] / PublicPost - М., 2011. - URL: http://publicpost.re/elections/blog/id/1284/(дата обращения: 01.06.2016)
21. Д. Медведев о Pussy Riot: посидели и хватит [Электронный ресурс] / РБК. - М., 2012. - URL:http://www.rbc.ru/politics/02/11/2012/823263.shtml(дата обращения: 01.06.2016)
22. Давлетгильдеев Р. Марат Гельман о деле Pussy Riot: Мы столкнулись с проблемой личных качеств Путина [Электронный ресурс] / Запрещенное искусство. - М., 2012 - URL: http://artprotest.org/cgi-bin/news.pl?id=5427(дата обращения: 01.06.2016)
23. Девушки из Pussy Riot, безусловно, заслужили наказание [Электронный ресурс] / Росбалт. - М., 2012. - URL:http://www.rosbalt.ru/moscow/2012/08/23/1025863.html(дата обращения: 01.06.2016)
24. Диакон Кураев о выходке Pussy Riot в Храме Христа Спасителя: «Это законное
безобразие» [Электронный ресурс] / 812’Online. - М., 2012. - URL:
http://www.online812.ru/2012/02/21/005/(дата обращения: 01.06.2016)
25. Загвоздина Д. Мы вышли захватывать улицы [Электронный ресурс] // Газета.ру. - М.,
2012 - URL: http://www.gazeta.ru/social/2012/02/27/4013957.shtml (дата обращения:
01.06.2016)
26. Зона права [Электронный ресурс] / Зона права. - М., 2012 - URL:http://zonaprava.com/(дата обращения: 01.06.2016)
27. Интервью с Борисом Гройсом: современное искусство [Электронный ресурс] / Русский портрет. - 2011 - URL:http://rupo.ru/m/3070/interwyyu s borisom groysom.html(дата обращения: 01.06.2016)
28. Йоко Оно наградила Pussy Riot премией мира имени Джона Леннона [Электронный
ресурс] / Lenta.ru. - М., 2012. - URL:https://lenta.ru/news/2012/09/20/award/(дата
обращения: 01.06.2016)
29. Ирина Яровая: Адвокаты Pussy Riot - идеологи агрессивного информационного
сопровождения процесса [Электронный ресурс] / Патриотическая платформа.
Всероссийская политическая партия «Единая Россия». - М., 2012. - URL:
http://patriotplatform.ru/news/11065.html(дата обращения: 01.06.2016)
30. Исаев: Pussy Riot оскорбили чувства миллионов верующих людей [Электронный ресурс] /
Smizone. - М., 2012. - URL: http://smizone.info/18100-Isaev:Pussy Riot oskorbili chuvstva millionov veruyushih lyudey.html(дата обращения: 01.06.2016)
31. Костюченко Е. Бунт «писек» на Лобном месте [Электронный ресурс] // Новая газета. - М., 2012. - URL:http://www.novayagazeta.ru/society/50668.html(дата обращения: 01.06.2016)
32. Лучшие акции скандальной московской арт-группы «Война» [Электронный ресурс] / Новости в фотографиях. - М., 2011 - URL:http://bigpicture.ru/?p=62869(дата обращения: 01.06.2016)
33. Мадонна и Pussy Riot [Электронный ресурс] / Радио Свобода - М., 2012. - URL:
http://www.svoboda.org/media/video/25255169.html(дата обращения: 01.06.2016)
34. Могильный камень российской демократии [Электронный ресурс] // osmolis.ru. - М. -
URL: http://osmopolis.ru/mogilniy kamen rossiyskoy demokratii/pages/id 179 (дата
обращения: 01.06.2016)
35. На Pussy Riot в Сочи напали казаки [Электронный ресурс] / Голос Америки. - М., 2014 - URL:http://www.golos-ameriki.ru/content/pussy-riot-sochi/1854923.html(дата обращения: 01.06.2016)
36. Надежду Толоконникову в тюремной форме задержали на Болотной площади
[Электронный ресурс] / РБК. - М., 2015 - URL:
http://www.rbc.ru/politics/12/06/2015/557adb059a79473011ce938f (дата обращения:
01.06.2016)
37. Никитенко С. Толоконникова: акция Pussy Riot вошла в классику современного искусства
[Электронный ресурс] / Аргументы и факты. - М., 201 - URL:
http://www.aif.ru/culture/art/1073115(дата обращения: 01.06.2016)
38. О Pussy Riot и Путине говорили 86% мировых средств массовой информации
[Электронный ресурс] / Русская служба «Голоса Америки». - М., 2012. - URL:
http://www.golos-ameriki.ru/content/media-on-pussy-riot/1490739.html (дата обращения:
01.06.2016)
39. Патриарх Кирилл на Украине: Femen и другие проблемы [Электронный ресурс] / Радио Свобода. - М., 2012. - URL:http://www.svoboda.org/content/article/24657683.html(дата обращения: 01.06.2016)
40. Президент Эстонии и Pussy Riot открыли фестиваль Tallinn Music Week [Электронный
ресурс] / Musecube. - М., 2014. - Территория творческой свободы URL:
http://musecube.org/?p=142325(дата обращения: 25.05.2014)
41. Прокофьев В. Французы устали от фурий [Электронный ресурс] / Российская газета. - М.,
2014. - URL:http://rg.ru/2014/07/11/femen.html(дата обращения: 01.06.2016)
42. Прокуратура Франции потребовала оштрафовать активисток Femen на 1500 евро [Электронный ресурс] / ТАСС. Информационное агентство России. - М., 2014. - URL: http://tass.ru/proisshestviya/1307457(дата обращения: 01.06.2016)
43. Сапрыкин Ю. Борис Гройс о Pussy Riot, фундаменталистах и победе [Электронный ресурс] / - М., 2012. - URL:https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/boris-grojs-o-pussy-riot-fundamentalistah-i-zasil-e-videorolikov/(дата обращения: 01.06.2016)
44. Толоконникова, Павленский, Лоскутов и другие - о том, зачем нужен акционизм
[Электронный ресурс] // Афиша. Воздух. - М., 2014 - URL:
http://vozduh.afisha.ru/art/zachem-nuzhen-akcionizm-ikak-knemu-otnositsya/(дата обращения: 01.06.2016)
45. Трофимов А. 12 самых громких художественных акций протеста в России [Электронный
ресурс] // Forbes. - М., 2012 - URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-
photogallery/lyudi/84791-12-samyh-gromkih-hudozhestvennyh-aktsii-protesta-v-rossii/photo/1(дата обращения: 01.06.2016)
46. Участницы Pussy Riot - наше дело - политическое [Электронный ресурс] / BBC. Русская
служба. - М., 2012. - URL: URL:
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/08/120806 pussy riot day six.shtml (дата
обращения: 01.06.2016)
47. Фахразеева С.Р. Православие и политико-идеологические расколы в современной России: «дело Pussy Riot» в контексте протестного движения // Вестник Пермского университета. Серия Политология. 2013 г. №4. с. 149-162.
48. Феминистке, подбежавшей к главе РПЦ топлес, дали 15 суток [Электронный ресурс] /
BBC. Русская служба. - М., 2012. - URL:
http://www.bbc.com/russian/international/2012/07/120726 femen against patriarch.shtml(дата обращения: 01.06.2016)
49. Феминисток задержали на Красной площади [Электронный ресурс] / Московский комсомолец. - М., 2012 - URL:http://www.mk.ru/politics/2012/01/20/662683-feministok-zaderzhali-na-krasnoy-ploschadi.html(дата обращения: 01.06.2016)
50. Хроника постсоветского искусства [Электронный ресурс] // Открытый университет. - М., 2016 - URL:https://openuni.io/course/1/lesson/1/material/4/(дата обращения: 01.06.2016)
Источники личного происхождения:
1. Femen [Электронный ресурс] / Femen official blog. - [б.м.], - URL:http://femen.org/ru/about(дата обращения: 01.06.2016)
2. Femen: структура и деятельность [Электронный ресурс] / Femen official blog. - [б.м.], - URL:http://femen.org/ru/about
3. Блог феминистской панк-группы «Pussy Riot» [Электронный ресурс] / LiveJournal - М., 2012. - URL:http://pussy-riot.livejournal.com/(дата обращения: 25.05.2014)
4. Наша предвыборная кампания. Что мы запретим, когда запрыгнем на престол уродства авторитарной власти [Электронный ресурс] / LiveJournal - М., - URL:http://pussy-riot.livejournal.com/34202.html(дата обращения: 25.05.2014)
5. Панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» в храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] / LiveJournal - М., 2012. - URL:http://pussy-riot.livejournal.com/12442.html(дата обращения: 25.05.2014)
Документы правового характера:
1. Приговор именем Российской федерации. Дело №1-170/12 // Хамовнический районный суд г. Москвы Российской Федерации - Электрон. дан. - М., 2012. - URL:
http://pravo.ru/store/interdoc/doc/355/Binder1.pdf(дата обращения: 01.06.2016)
Визуальные источники:
1. Garage [Электронный ресурс] / Garage. - М., 2015 - URL:
https://www.youtube.com/user/GARAGECCC(дата обращения: 01.06.2016)
2. Little Big «Every day I’m drinking» [Электронный ресурс] - youtube.com - 2013. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QrU1hZxSEXQ(дата обращения: 01.06.2016)
3. Лекция Саши Обуховой в музее Гараж [Электронный ресурс] / YouTube.com. - М., 2013 - URL:http://www.youtube.com/watch?v=RSMEpD-2Rxk(дата обращения: 01.06.2016)
4. Отец Андрей о коммерции в храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] / youtube.com
- [б.м.], 2012. - URL:http://www.youtube.com/watch?v=WYs4a3RPykk(дата обращения:
01.06.2016)
5. Панк-молебен «Богородица, Путина прогони!» Pussy Riot в Храме [Электронный ресурс] / youtube.com- [б.м.], 2012. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=GCasuaAczKY(дата обращения: 01.06.2016)
6. Полная версия пресс-конференции с Толоконниковой и Алехиной (27.12.2013)
[Электронный ресурс] youtube.com - [б.м.], 2013. - URL:
http://www.youtube.com/watch?v=ni56JmEca30(дата обращения: 01.06.2016)
7. Путин о Pussy Riot [Электронный ресурс] / youtube.com- [б.м.], 201 - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=GaUwM3eScyw(дата обращения: 01.06.2016)
8. Толоконникова из Pussy Riot в Специальном корреспонденте [Электронный ресурс] / youtube.com- [б.м.], 2012. - URL:http://www.youtube.com/watch?v=ToTrWN-tuDE(дата обращения: 01.06.2016)
Исследования:
1. «Меня раздело Евангелие» (внешний облик юродивых Христа ради) [Электронный ресурс] URL: http://opus-christi.blogspot.ru/2005/06/1.html
2. «Проблема лифчика во многом метафорична» Дело Pussy Riot и состояние феминизма в
России [Электронный ресурс] // Афиша. - М., 2012. - URL:
http://gorod.afisha.ru/archive/delo-pussy-riot-i-sostojanie-feminizma-v-rossii/(дата обращения: 01.06.2016)
3. Human Rights Watch: Russia: Free Pussy Riot Members // [Электронный ресурс] Watch Human Rights - [б.м.], 2012 - URL:http://www.hrw.org/news/2013/02/28/russia-free-pussy-riot-members(дата обращения: 01.06.2016)
4. Pussy Riot - феминистская панк-группа [Электронный ресурс] / [б.м], Lenta.ru- 2012. - URL:http://lenta.ru/lib/14216713#79(дата обращения: 01.06.2016)
5. Pussy Riot: искусство или политика? [Электронный ресурс] / Look at me. - М., 2012 -
URL: http://www.lookatme.ru/mag/archive/experience-interview/159845-hlystom-i-pryanikom
(дата обращения: 01.06.2016)
6. Алек Д. Эпштейн. Арт-активизм в отсутствие публичной политики. Группа «Война»: от зарождения - к всероссийской известности [Электронный ресурс] // Журнальный зал. Неприкосновенный запас. - М., 2011. - URL:http://magazines.russ.ru/nz/2011/5/e10.html(дата обращения: 01.06.2016)
7. Алек Д.Эпштейн Мобилизованная Богородица: Панк-молебен группы «Pussy Riot» в
храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] // Журнальный зал. Неприкосновенный запас. - М., 2012. - URL: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/e10.html(дата обращения: 01.06.2016)
8. Арт-азбука [Электронный ресурс] / Арт-азбука. - М., 2015 - URL:http://azbuka.gif.ru/(дата обращения: 01.06.2016)
9. Бобринская Е. А. Футуризм / Е. А. Бобринская; Ред. Г. П. Конечна. - М.: Галарт, 2000. С.192.
10. Борис Гройс о Pussy Riot, фундаменталистах и победе [Электронный ресурс] // Афиша. -
М., 2012 - URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/archive/boris-grojs-o-pussy-riot-
fundamentalistah-i-zasil-e-videorolikov/(дата обращения: 01.06.2016)
11. Бражников И., Бражникова Я. Феминистский панк-молебен Богородице в ХХС
[Электронный ресурс] // Правый взгляд. - М., 2012. - URL:
http://www.pravaya.ru/look/22529(дата обращения: 01.06.2016)
12. Буковский В. На краю. Тяжелый выбор России / Владимир Буковский. М.: Алгоритм,
2015. С.224.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ